При Досифее тогда находился инок Евфросин. Там же жил и Поликарп Петров из Романова. «Многая о том речь была». Под влиянием Досифея так называемые «самовольные мученики» были признаны за самоубийц и их решили не поминать ни на литургиях, ни на панихидах. Поэтому, когда новгородский расколоучитель Иван Коломенский просил Досифея подать благословение на самосожжение, ему был послан отказ. «Единою от дний, – рассказывает Евфросин, – призывает мя отец, светлым лицом взирая на мя и радостным словом рече ко мне: знаешь ли ты таких мучеников, кои сами себя замучат? Спросивши, Досифей сам и отвечал: аз тех знаю и исповедаю мучеников, о них же Христос в Евангелии рече: аще исповесть Мя кто пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим небесным». Подав Евфросину «епистолию» Коломенского, Досифей поручил ему написать на неё опровержение. Впрочем, ответ писал не один Евфросин, а при участии Поликарпа Петрова: Евфросин написал один столбец Коломенскому, а Поликарп четыре – Коломенскому и другому новгородскому «учителю» Ивану Дементьеву. Столкновение произошло с иноком Сергием. Поклонник Аввакума так воспылал негодованием на Досифея, что однажды сделал ему упрек прямо в лицо: «Ты, – говорил Сергий Досифею, – уничижил рассуждение великого страдальца; страдалец сказал: «блажен извол сей» – а ты не только похвалить, но и помянуть не хочешь!» Противоречие, действительно, было непримиримое. «Блажен извол сей о Господе, – писал Аввакум о самосожженцах в беседе о последнем времени: мы же оставшиеся и еще дышущие о сих поминовение творим жертвою со слезами, из глубины воздыханий неизглаголанными, воспеваем радующеся, Христа славяще: упокой Господи души раб своих» (V, 265). Однако Досифей не смутился от такового указания ученика Аввакума. «Сатана за кожу тебе залезл!» сказал он Сергию и за упорство лишил его трапезы на два дня. Так было положено начало открытым раздорам. А после того, чем дальше шло время, тем сильнее разрастались они. Послания Аввакума получили широкую распространенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Председатель отдела по благотворительности протоиерей Александр Степанов отметил, что этой деятельностью занимаются 56 приходов и монастырей. Ими создано 60 благотворительных организаций, в них занято более 230 штатных сотрудников и более 500 волонтеров. Как директор радиостанции " Град Петров " он рассказал о проблеме ее слышимости, которую надеется решить в будущем году: с 1 января ГК " Маяк " прекращает вещание на частоте УКВ. Ее выставят на федеральный конкурс, в котором примет участие радио. Председатель издательского отдела протоиерей Александр Сорокин назвал важным проектом выход очередного справочника Санкт-Петербургской епархии и обратил внимание на появившуюся возможность редакционной подписки на основное периодическое епархиальное издание " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " . Под эгидой журнала регулярно проходят конференции, семинары, круглые столы, лекции. Действует информационная служба " Вода живая " с ежедневным обновлением ленты новостей, издан 35-36 выпуск альманаха " Санкт-Петербургские епархиальные ведомости " . Председатель отдела по противодействию алкоголизму и накомании протоиерей Сергий Бельков отметил, что в октябре 2008 года отделу исполнилось 5 лет. За это время во многих епархиях РПЦ созданы центры реабилитации наркозависимых по типу наших епархиальных центрпов. Значимым событием года стало открытие женского реабилитационного центра в поселке Торфяное. Отдел выпустили 4 книги, проводит лекции православных врачей, крестные ходы трезвенников, создано общество православных психологов. Председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Ганьжин отметил рост воинских подразделений, окормляемых священнослужителями. Сотрудники отдела много раз бывали в Чечне, Ингушетии и других горячих точках, попечительствуют над семьями погибших военнослужащих. Прошли сборы военного духовенства епархии с участием более 30 священников, за год в исправительных учреждениях проведены 12 благотворительных акций.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-12-17/1...

Затем – из равнодушных иерархов-чиновников. Затем из милых, полулиберальных душ – митрополит Антоний. Из тихих, малокультурных полубуддистов – епископ Сергий. Из диких, злых аскетов – мысли. Из форменных позитивистов, мелочных, самолюбивых (...). Из позитивистов-нравственников с честолюбием, жестких – Григорий Петров. Попадаются блестящие схоласты, как архимандрит Антоний, грубый и настоящий еретик, не верующий даже в историческое бытие Иисуса (...). Профессора и приват-доценты Духовной академии почти сплошь позитивисты, хотя есть и с молодыми, студенческими душами. Но и они мало понимают, ибо глубоко, по воспитанию – некультурны, и как-то уж неисцелимо». 149 Автор этих едких замечаний считала профессиональных богословов «некультурными». В действительности они получали образование, однако весьма отличное от образования интеллигенции, хотя оба были «европеизированными». Смесь позитивизма и традиционной религиозности у церковных деятелей, поразившая Зинаиду Гиппиус – результат разлада между западной схоластикой и православной духовностью. Попытки их соединения часто вызывали у образованных деятелей Церкви умственный и эмоциональный конфликт, который еще более углублялся контактами с интеллигенцией. В отдельных случаях, однако, эти встречи помогали преодолеть внутренний разлад. 150 Антон Владимирович Карташев (1875–1960), доцент С.-Петербургской академии, одним из первых установил тесные отношения с представителями интеллигенции. В оставленном им описании одной из ранних встреч с Сергеем Николаевичем Булгаковым, профессором политической экономии, говорится: «С. Н. Булгаков для более близкого знакомства пришел весной 1905 года ко мне, в мою квартиру на Невском. Разговор было реформе Церкви, об усилении ее свободной общественной и политической деятельности. Предполагая по марксистской репутации С. Н. Булгакова, что он вводит в эту программу и христианизацию социализма, я услышал от него неожиданное для меня тогда выражение: «Да, социальный вопрос, но во всяком случае не марксизм, ибо по своему пафосу Маркс – антихристианин. Как еврей, он – эсхатологист. Но эсхатология его земная, антиевангельская». 151 Как луч прожектора прорезал тьму моего невежества в марксистской проблеме. Что Маркс – еврей, было для меня откровением. Меня всегда поражала роль подсознательного начала в человеческой личности, сила наследственных инстинктов, раса. Я вдруг понял, что С. Н. Булгаков уже не лаический и гуманистический социолог, а библейски мыслящий и чувствующий богослов». 152

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В Петров день, в праздник, у нас в Угрешском скиту служил в мое отсутствие по моей просьбе мой помощник по благочинию Ново-Голутвинский архимандрит, отец Сергий, и после того, 30 июня, он приехал ко мне в Кармолино. Он сказывал, что посетителей на Угреше было до того много, что не только все номера во всех гостиницах (более 160 номеров) были заняты, но принуждены были отводить помещения и в монастырской больнице, в богадельне и даже в нижних келиях архиерейского дома. Это мне доказало на самом деле, что не излишество и не моя личная прихоть построение у нас третьей и новой гостиницы; стало быть, и без конно-железной дороги, не состоявшейся до сих пор, еще гостиница была нам нужна. И это великое стечение богомольцев повторяется у нас в лето довольно часто. Также в мое отсутствие происходило на Угреше еще торжество, в котором я не мог быть участником, именно: передача нашего монастырского училища в ведение Народного Просвещения и открытие двухклассного училища, которому, на основании новейших узаконений, предоставлены некоторые права, весьма важные в настоящее время, которые на три года сокращают срок служения в военной службе для окончивших курс. Но не одно это, важное для училища, право побудило меня к передаче оного в ведение министерства: помышляя о будущем, меня нередко смущала мысль, что в числе моих преемников могут быть и такие, кои, не имея расположения к образованию народному, начнут сокращать число учащихся и доведут мной учрежденное училище до совершенного упадка. Торжество этого открытия совершилось 1 июля и происходило следующим порядком, как мне после того сообщили. Директор учебного округа А. В. Краснопевков, брат преосвященного Леонида, был в то время озабочен отъездом его в Ярославль, июля 3, и потому на Угрешу не приехал, но прибыли накануне три инспектора и присутствовали при совершении с вечера всенощного бдения в церкви училища. Наутро, июля 1, была литургия, которую соборно служил наш монастырский отец-казначей; затем последовало молебствие благодарственное с провозглашением многолетия: 1) Государю Императору и всему Августейшему дому, 2) Святейшему Правительствующему Синоду, 3) владыке нашему, митрополиту Московскому, 4) архиепископу Ярославскому Леониду, 5) господину министру Народного Просвещения, графу Д. А. Толстому, 6) попечителю учебного округа, князю Н. П. Мещерскому, 7) настоятелю Угрешскому, 8)учащим и учащимся и всем православным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Петров (г. Гатчина) и священник М. Суслин (с. Орлино). Оба они расстреляны немцами. Те же, кто не мог отнести себя к разряду героев, но кто, живя в немецком плену, думал иногда, что за фронтовым кордоном живут их братья и сестры, сыновья и дочери, терпят муки холода и голода и все во славу Отчизны своей – тот слушался миссии, не порывая молитвенного общения со своими иерархами, молился за православное русское воинство и терпеливо ожидал встречи «со своими», решив не покидать приходского места при эвакуации немцев. Таковыми были, например, протоиерей Красовский, священник Митрофанов, протоиерей Забелин. Но были и такие, которые, проявляя «ревность не по разуму», молились за Адольфа Гитлера, устраивали торжественные богослужения в «юбилейные» дни захвата немцами селений, чтили власть предержащих, получали от них подарки. Наконец, были просто предатели Родины, типа священника Амосова, которые неистовствовали по отношению к Советской власти и Ленинградскому иерарху. При наступлении частей Красной Армии они бежали с немцами, грабя храмы, забирая священные сосуды и антиминсы. Таковыми были прот. Кудринский из с. Рождествено, о. Лаптев из Орлино. А делали они так потому, что и сами этого желали и к этому же понуждала их миссия» 424 . В целом же Миссии не удалось взять под контроль религиозную жизнь на оккупированной части Ленинградской области. Уровень церковной дисциплины оставался низким. Пассивная форма протеста против отдельных указаний экзаршей власти стала довольно широко распространенной уже в первые месяцы оккупации. Так, в циркуляре от 17 февраля 1942 г., адресованном благочинным, митр. Сергий отмечал, что духовенство при богослужении не считает необходимым надевать свои духовные знаки отличия, чем проявляет пренебрежение к епархиальной власти, удостоившей их награды, а в циркуляре от 25 сентября 1942 г. указывал, что духовенство отступает от установленного епархиальной властью порядка поминания светских и духовных властей в положенных местах богослужения и т. д. 425

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Деревенцы – жители должны вперед сами распределить, кому куда приходить, смотря по близости той или другой квартиры, при том им же наперед будет сказано и внушено, что в текущем Великом Посте в эту неделю должны говеть и являться, поэтому, к богослужению по преимуществу те из членов семейства, которые в летнюю пору – в Петров и Успенский посты, не могут быть свободны от полевых работ или, быть может, отправятся куда-либо на сторону на заработки. He возбранится, всеконечно, и прочим усердствующим говеть, но такое распределение необходимо в виду того, чтобы не было крайней тесноты для собирающихся в избранные дома к Богослужению. 4) Первым же самым делом в первый же день по прибытии в дереню, я, вместе с причтом, посещаю все четыре квартиры, и тут же прочитываю собравшимся будущим говельщикам известные постные молитвы… и затем благословляю по чину церковному в каждой квартире начинать вечерню и кончать ее повечерием, что и исполняют оставшиеся каждый в своей квартире – диакон и причетники. В своей уже квартире то же самое исполняю я. 5) В дальнейшие дни, уже без моего посещения и благословения, во всех квартирах совершаются утреня и часы, и вечерня, всевозможно в одночасное время и по началу, и по окончанию; при чем строго требуется, чтобы чтение и, где возможно, пение совершались истово – не спешно. В пении могут участвовать и все, кто умеет, a равно и чтение можно, но всего менее, поручать хорошо и толково читающим говельщикам. Этим чередовым собственно-богослужебным делом не закончивается все для говельщиков. После уже вечерни начинается чтение из сказанных книг, но чтение непременно во всех квартирах односодержательное, на что должно быть y каждого члена причта точное и подробное росписание. При этом чтении и сами читающие, и слушающие могут сидеть, где и на чем придется, хотя бы и на печке или полатях, a усердствующие – постоят. Чтение не должно быть прерываемо ничем, никакими либо разъяснениями со стороны читающего, ни вопрошениями слушающих. Последние позволяются по окончании уже чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

О, если бы он подольше держался подобных взглядов! . На дворе снег на пол-аршина, идет уже несколько дней. Санная дорога установилась. Такая ранняя зима бывает очень редко! Кажется, уже если не по календарю, то в действительности началась зима. Суббота. 4-е октября. Посетил меня проездом из Омска преосвященный Сергий (Петров), переведенный из самостоятельных архиереев в викарии Виленские 591 . Какая причина – не ведаю. Он говорил, что по болезни просился оттуда, но я не думаю, чтобы – в викарии. Он – лет моих; выглядит несколько болезненным, – говорит, что у него неврастения. Он говорил, что и теперь хотел было с месяц поехать на юг, о чем просил Саблера, который ответил, что замедле­ние нежелательно. Признаюсь, это меня очень покоробило и унизило сразу в моих глазах Преосвященного. Зачем он обращается к Саблеру? Какое ему дело? Болен, так проси надлежащим образом у Синода разрешения на отпуск. Вот тем и сильны разные Саблеры, что к ним обращаются с подобными просьбами, которые они поэтому и не удо­влетворяют./ Понедельник. 6-е октября. Был у меня прокурор Московской синодальной конторы князь А.А. Ширинский-Шихматов, брат моей доброй знакомой графини Камаровской, деятель по устройству саровских торжеств и т.д. Он теперь возвращался из Ярославля, где гостил у своего товарища – губернатора Роговича 592 . Это – тип духовного чиновника. До саровских торжеств очень много говорили о нем как о будущем обер-прокуроре. После торжеств фонды его, как слыш­но, упали: хлеба не стало для богомольцев! Затем вышел конфликт с известным протоиереем Ф. Орнатским 593 , которому он сделал заме­чание за то, что тот произнес поучение в храме в присутствии Царя. Митрополит Антоний, которому пожаловался отец протоиерей, сделал приличное назидание не в свое дело вмешавшемуся прокурору. Говорят, будто митрополит после богослужения, приветствуя Царя с принятием Святых Тайн, как будто невзначай спросил о впечатлении от проповеди, на что Государь ответил: – Как кстати и хорошо произнесено было поучение! – Прикажете передать эти милостивые Ваши слова отцу протоиерею?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

60 Намек на это есть в послании Дионисия: «хотя будет и есть у вас, которые недоволы, Бога ради отложите то время, чтоб нам всем во еди­ном совете положите о государе, кого вам даст Бог.» Акт. Эксп. II. 202. Палицын (231) говорит, что причиною смут были немногие люди, ко­торые действовали на воевод и все войско: «и видя мятежников и ласкате­лей, воздвижущих гнев велик и свар между воевод и во всем воинстве». Конечно, это были советники Заруцкого, о которых говорит Летопись. 64 Акт. Эксп. II. 203. in fin. Пожарский говорит здесь, что одна ни­жегородская казна истрачена; но и после того Пожарский получал большия суммы. Лет. о мят., 255. «Костромичи же их проводиша с великою радо­стию, и даша им подмогу многую казну. 65 Schreiben d. Fürsten Dm. Micb. Posbarsky an d. Rômischen Kaiser Mat­thias aus d. JaroslaW d. 20 Juni 1612. Издан. Аделунга. Спб., 1840. 69 Собр. Гос. Гр. и Дог. II. 278–279. Лет. О мят., 257. Татищев при­ехал в Ярославль 1-го июня. Собр. Г. Гр., II. 282. 70 Время их пребывания в Ярославле определяется из следующих слов их: «а чаем подлинно, что королевич пришед на Ивань-день (24-го июня) в Выбор (Выбог) или кончае, на Петров-день будет.» Акт Экс., II. 210 73 Ник. Лет., т. VIII, стр. 184, 185. Лет. о мят., стр. 261. В последней ошибка в цитованном месте: вместо, не помешкали, надо читать; не поме­шали, вместо: на обращение, читай: на очищение. 74 Акты Эксп., т. II 210. «И новгородские посланные – князь Феодор Обо­ленский с товарищи говорили: только Карло Королевич не хотеть быть в православной крестьянской вере греческого закона, нетокмо с вами, бояре и воеводы, и со всем Московским государством вместе; хотя вы нас и подадите, и мы одни за истинную веру хотим помереть, а не нашия, не Гре­ческия, веры на государство не хотим». 80 Schreiben d. Fürst. Dm. Mich. Poscharsky an d. Röm. Kajser Matthias aus d. Jaroslaw d. 20 Juni 1612. Изд. Аделунгом. Санктпетербург. 1840. Еремеев отправлен 20 июня, и приехал в октябре к месту своего назначения. См. Акты Ист., т. III, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

13(28)12.1923 04(17)03.1924 04(17)03.1924 11.1925 31.08(01.09)1927 26.02(11.03)1928 26.02(11.03)1928 28.07(10.08)1936 03.1937 Митрофан Русинов 09(22)08.1941 03.1944 02(15)08.1944 17(30)10.1947 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1947 21.07(03.08)1948 21.07(03.08)1948 03(16)04.1956 12(25)04.1956 03(16)04.1965 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 12(25)05.1965 22.01(04.02)1990 06(19)02.1990 07(20)02.1991 30.01(12.02)1991 14(27)06.1992 20.06(03.07)1992 Одесская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1942 г. Викарные кафедры: Николаевская, Первомайская. 1922 Алексий Баженов 20.10(02.11)1922 31.03(13.04)1923 10.1928 23.09(06.10)1937 Одинцовская Основана 22.09(05.10)1994. Именование – по г. Одинцово (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1996 г. 22.09(05.10)1994 14(27)12.1996 Ойротская, обн. Основана в 1924 г. Местопребывание – в г. Ойрот-Тура (с 1948 г. – Горно-Алтайск). Упразднена в 1925 г. 26.01(08.02)1924 06.1924 23.03(05.04)1925 10(23)06.1925 Иннокентий Кулаков Оломоутско-Брненская Основана в 1950 г. Именование – по гг. Оломоуц, Брно (Чехословакия). В составе Чехословацкого экзархата Московского патриархата. 23.01(05.02)1950 10(23)11.1951 Олонецкая (см. Ладожская и см. Петрозаводская) Олонецкая, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Олонец (Карельская АССР). Упразднена в 1925 г. Викарная кафедра: Вытегорская. 04(17)08.1922 12(25)10.1925 Александр Надеждин Омская Основана 06.02.1895 (по др. 16.01.1895, 10.02.1895; выделена из Тобольской и Томской епархий). Именовалась: Омская и Семипалатинская; Омская и Акмолинская; с 26.01.1913 – Омская и Павлодарская; Омская и Тарская; в 1947 г. – Омская и Тюменская; с 12(25)01.1990 – Омская и Тарская, паки. Викарные кафедры: Семипалатинская, Акмолинская, Петропавловская, Тюменская. 18.02.1895 17.12.1900 20.01.1901 06.09.1903 Сергий Петров I 06.09.1903 09.12.1905 Михаил Ермаков 09.12.1905 18.02.1911 18.02.1911 08.03.1913 Владимир Путята 08.03.1913 30.07.1914 30.07.1914 04.06.1915 ранее 03.1915 04.06.1915 04.06.1915

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергию, еще во время учения давали обет иночества и принимали пострижение; в некоторых сознание высокости иноческой жизни так бывало сильно, что студент оставлял науку и уходил в пустыню: так в 1824 году студент Захария Петров ради подвигов иночества удалился в саровскую пустынь. Но были и такие примеры, что студент, после подачи прошения о пострижении его в монашество и после даже утверждения этого прошения св. Синодом, приходил в размышление, одумывался и отказывался от своего намерения, так было с одним студентом в курс 1858 года; получив разрешение на принятие монашества, студент по окончании курса поступил на службу в одну из Семинарий и вступил в брачную жизнь, но это случилось, конечно, не без разрешения митрополита, который на представлении правления дал резолюцию: «данное разрешение оставить без исполнения» 75 . Любовь к жизни иноческой в студентах старались воспитывать начальствующие–монахи: они поощряли молодых людей ко вступлению в монашество разного рода лестными обещаниями, иногда действовали продолжительными убеждениями и увлекали студента из тленного и коловратного мира в лоно жизни уединенной, не всегда строго справляясь с положенными законом летами для принятия монашества, за что подвергались замечаниям от высшего начальства. Такой случай был в 1840 году: один из студентов, проникнутый искренним и глубоким убеждением в высоте иноческого звания, подал прошение о пострижении. Но на представлении о том митрополита св. Синод сделал замечание, что этот студент не достиг еще положенных Высочайшеутвержденными в 29 день мая 1832 года правилами для пострижения лет, и потому св. Синод ныне разрешения на пострижение в монашество дать не может. Получив такой указ, митрополит дал резолюцию: «очень жаль, что академическое правление не приняло должного труда сообразить представление с законом и сделало неприятность себе, мне и просителю, заслуживающему покровительство и попечение. Неужели оно думает, что моя должность поверять цифры и буквы, и что мое время не нужно для занятий несколько более важных? Дознать тщательно лета просителя и месяцы лет: ибо если в прошедшем году показан он 25 лет, имея 23 года и 11 месяцев, то до 25 лет теперь не далеко» 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010