составитель Сергей Фомин Батюшкина любовь. Священник Георгий Тревогин После закрытия духовных школ лица, стремившиеся отдать себя служению Церкви, стали готовиться к пастырству на практике подле видных пастырей, следуя их слову, и воспитывались на их примерах. Особым авторитетом пользовался батюшка о. Алексей. И в его храме собралось несколько священнослужителей – молодых священников и диаконов. В 1919 г. принял священство сын Батюшки о.Сергий (Сергей Алексеевич): во диакона он был посвящен в Вербное Воскресение 26 , а в сан иерея – в Великий Четверг 27 . Обладая глубоким умом, о.Сергий унаследовал от отца широкое пламенное сердце и ревностно вступил на служение Церкви. Очень скоро к нему присоединились о.Сергий Дурылин 28 , за ним пришел о.Петр [Петриков] 29 , о.Лазарь Судаков, диаконы о.Владимир Сысоев 30 , о. [Сергий] Толстой (внук писателя) и другие. Особенно был близок Батюшке о. Алексею о.Лазарь своим смирением и кротостью. О.Лазарь обратился к Батюшке за благословением ехать в Нилову пустынь 31 и принять там монашество. Батюшка оставил его у себя: «Ты – рыжий и я – рыжий, – простодушно сказал Батюшка, – давай вместе служить. У нас будет свой монастырь». Отец Лазарь принял к сердцу Батюшкины слова, сделался его искренним и преданным послушником. Любил о.Лазарь молитву: часто, когда в храме служил очередной священник, о.Лазарь, чтобы ему не мешать, служил у себя на квартире 32 всенощную, куда собирались многие из сестер и братьев маросейского храма, также и его духовные дети, заполняя собой не только его комнату, но и коридор и прихожую. Кроткий и тихий, он всего два года прослужил с Батюшкой. Страдая пороком сердца, он скончался внезапно. В 1922 г. рано утром, собравшись к Литургии в самый праздник Рождества Христова. Он упал, чтобы больше не подняться. Этот последний пост он чувствовал себя физически особенно плохо, но как будто предчувствуя близость конца, пожелал неопустительно ежедневно служить до самого праздника, и служил все 6 недель, никому не жалуясь на свое недомогание. В сочельник он был у Батюшки, глубоко и сокрушенно исповедался, а утром перед началом Литургии Великого Праздника неожиданно вышел на амвон о.Сергий и провозгласил о.Лазарю «Вечную память».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

составитель Сергей Фомин «Батюшка плакал о нас всех» Мне советовали пойти к Батюшке: и службу хвалили, и говорили, что Батюшка меня поймет и сумеет удовлетворить моим духовным потребностям. Но я на это ответила: «Для меня все равны, что Петр, что Алексий, – никакой разницы нет, священник и священник!» Но меня настойчиво просили зайти именно к Батюшке. Несколько месяцев спустя, как-то после Пасхи в 1921 году шла я по Маросейке, вижу – церковь открыта, спрашиваю, какой завтра праздник. Говорят: «У нас каждый день служба, и утром и вечером». Зашла в храм. Народу было очень мало, служил о.Сергий, певчих несколько человек. Я случайно стала около певчих и все дело себе на первое время испортила. Пели очень плохо, толкали друг друга, смеялись, ошибались, ссорились, капризничали. О.Сергий к ним несколько раз приходил, уговаривал их, помогал им. Впечатление от всего этого было очень неудовлетворительное. Но я пришла увидеть Батюшку, а его не было в Москве. Несколько раз еще приходила в церковь , но с певчими больше не вставала и близко подходить к ним боялась. Наконец, прихожу я как-то в будни, говорят, Батюшка приехал. Жду. Вот вошел в церковь с черного хода маленький, простенький, седенький Батюшка. В наружности ничего такого я не увидела, только заметила нервность в лице и движениях. Батюшка быстро-быстро пробежал к амвону. Службы от него я ждала особенной, но все было просто-просто. Стояла я у свечного ящика и наблюдала, как Батюшка всех благословлял после всенощной. Я почувствовала, что все эти люди ему близкие, родные, и что между собой они все чем-то связаны, что-то у них общее. Батюшка всех благословил и ушел в алтарь, а певчие все поют и поют без конца. И в этом непринужденном, радостном пении чувствовалась великая любовь к этому маленькому старенькому Батюшке. Это его присутствие так воодушевляет их, что они без устали поют и поют. Но вот Батюшка сошел с амвона, и все гурьбой бросились провожать его. Мне очень хотелось получить у Батюшки благословение, но я думала, что я чужая, а эти люди все родные, как я к нему подойду? Стою я у свечного ящика и только издали поглядываю на Батюшку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Александро-Невского храма при МГИМО Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Александр Бригадов, Платон Конухов. 6 марта 2016 г. 16:45 6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России. Затем Святейший Владыка возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , управляющий  Северо-восточным викариатством   Московской городской епархии ;  епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа столицы, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве;  игумен Филипп (Рябых) , представитель Московского Патриархата при Совете Европы, настоятель прихода Всех святых в Страсбурге; протоиерей Димитрий Рощин, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах; протоиерей Серафим Недосекин, настоятель Свято-Георгиевского храма-памятника на Поклонной Горе; протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО; духовенство города Москвы. На богослужении присутствовали: Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; В.И. Ресин, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства; Г.Б. Карасин, статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ; А.В. Торкунов, ректор МГИМО МИД России; А.В. Богомаз, губернатор Брянской области; А.О. Александров, префект Западного административного округа города Москвы; С.Г. Малышев, вице-президент ГМК «Норильский никель».

http://patriarchia.ru/db/text/4390672.ht...

составитель Сергей Фомин На «Понедельниках». Клеопатра Иванова Батюшка весь был любовь. Бывало придешь к нему чем-нибудь расстроенная или с большим сокрушением о грехах, и как войдешь в комнатку, так и разрыдаешься. А Батюшка посмотрит на тебя ласково-ласково и спросит: «Ну, что с тобой, голубушка?» А ты и слова промолвить не можешь от слез и только еще сильнее разрыдаешься. Тогда Батюшка подойдет к тебе, обнимет, прижмет к своей груди и начнет целовать твою голову, лоб и щеки, точно лаской своей хочет он заглушить в тебе горечь твоего переживания, а глазами своими любящими точно хочет прочесть в душе причину этой горести, а сам все спрашивает: «Ну, что с тобой, дорогая, скажи мне». И чувствуя такую сильную любовь к тебе грешной, хочется высказать Батюшке все наболевшее, хочется раскрыть свою душу, как она есть, без прикрас, со всеми язвами, но вместо того только вздохнешь тяжело и, рыдая, прижмешься к Батюшке, да так и замрешь у него на груди. И Батюшка тоже как бы замрет вместе с тобой. Видно, в тот момент он молился, и сразу легко и радостно станет на душе, точно и горя у тебя не было. Взглянешь на Батюшку веселыми глазами, с благодарностью. Батюшка поймет тебя и скажет: «Ну, теперь расскажи, что с тобой было?» Стало быть Батюшка уже знает, что не стало твоего горя, что он тебя «разгрузил», и сам весь засияет от радости. Расскажешь ему все и, получив благословение и просфорочку, или яблоко, или листок духовный, или иконочку, летишь как на крыльях. Как-то написала я ему в Верею, что его Краткое правило очень трудное. А Батюшка в ответ написал, что младенцам духовным, таким шаловливым баловницам прежде всего надо поучиться слушаться отца духовного и маму, и тогда это правило легко покажется. На Маросейке мне как-то все сразу родным стало: и храм, и сестры, и оба священника, и Батюшка, и о.Сергий. Меня позвали петь на клиросе, а потом стали звать и на квартиру, «на понедельники». Сначала мы собирались возле передней в комнатке, а когда народа стало больше, перешли в столовую. Незабвенные это беседы! Бывало, чтобы никому не мешать, заберешься под стол и вперишь взгляд в Батюшкино личико: оно было такое сияющее, когда он говорил, что глаз отвести не хотелось. На этих «понедельниках» ярко и характерно рассказывал Батюшка разные случаи из жизни его духовных детей: дурным примером предупреждая нас от греха, а хорошим научая добру. Евангельские слова Батюшка говорил точно свои собственные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

  разделы   рассылка  распечатать Филипп Щипков Дискуссия о преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе Обзор информационных публикаций за второе полугодие 2002 г. – первое полугодие 2003 г. Основы православной культуры Дискуссия в СМИ о преподавании в общеобразовательной школе основ православной культуры началась как реакция на циркулярное письмо РФ Владимира Филиппова региональным органам управления образованием субъектов РФ от 22 октября 2002 г. К письму было приложено Примерное содержание образования по учебному предмету " Православная культура " . Целью письма была помощь региональным органам управлениям образования (министерствам и комитетам по образованию) в создании учебно-методического обеспечения уже преподаваемых в школах учебных курсов православной культуры. Первое бурное обсуждение письма министра СМИ началось с середины ноября и не утихало до конца декабря. Возникло два лагеря – с одной стороны те, кто одобряет введение основ православной культуры в программу среднего образования, с другой – тех, кто категорически против. Большой резонанс получила резкая позиция заместителя руководителя аппарата правительства Алексея Волина, высказанная им в интервью " Газете " от 15 ноября 2002 г. Его высказывание " От этого документа веет средневековьем и мракобесием " стало визитной карточкой противников преподавания основ православной культуры (ОПК). Министр Филиппов в самом начале обсуждения этого вопроса в СМИ обозначил позицию министерства, которой он продолжал придерживаться на протяжении всей дискуссии. Учитывая многоконфессиональный характер России, минобразования РФ видит необходимость введения предмета " Православная культура " в школы только в качестве факультатива. Однако, при этом Владимир Филиппов отмечает существование объективной потребности в изучении православной культуры, которая существует в России на протяжении тысячи лет. От лица Русской православной церкви на резкое высказывание Алексея Волина отреагировал митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин) (сейчас митрополит Воронежский и Борисоглебский).

http://religare.ru/2_5980.html

Новости Воронежская область: сокращение числа " православных " учебных курсов связано с отсутствием финансирования внеклассной работы 16.01.2007 13:44 Воронеж, 16 января, Благовест-инфо. В рамках годового отчёта правящего архиерея епархиальному собранию Воронежской епархии были озвучены последние статистические сведения о преподавании ОПК и других учебных дисциплин православной направленности в светских школах региона. По данным епархии, 232 учебных курса по ОПК (сюда входят факультативы, кружки, различные тематические вставки, – типа часов духовного краеведения или знакомства с основными направлениями сектантства) преподаются в 201 школе региона. " В целом, – отмечает в своём докладе митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин), – по сравнению с прошлым годом мы наблюдаем сокращение общего числа факультативов и кружков " . Главной причиной этого, считает иерарх, стало сокращение в 2006/7 учебном году бюджетного финансирования блока " внеклассной работы " . (прим. " Благовест-инфо " : вопросы финансирования внеклассной работы, как и всевозможных учительских надбавок относятся преимущественно к компетенции субъектов федерации; Воронежская область является стабильно дотационным регионом). Падение показателей изучения ОПК, отметил митрополит Сергий, могло быть существенно большим, " если бы не работа части преподавателей на бесплатной основе " . Вместе с тем, он отметил и такую тенденцию: в тех местностях, " где введение ОПК поддерживается главами районных администраций (3 административных района – прим. " Благовест-инфо " ), число факультативов увеличилось по сравнению с прошлым годом " . В самом Воронеже ситуацию с преподаванием ОПК иерарх называет " неблагополучной " , поскольку " из более 120 имеющихся общеобразовательных учреждений города знакомство с православной культурой ведется только в 26 школах (22%) " . В ряду обстоятельств, создающих сложности на пути внедрения ОПК в учебный процесс школ Воронежа митрополит Сергий назвал " нежелании руководителей образования районов города заниматься этой проблемой " и пассивность городского духовенства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Завершился первый общероссийский съезд православных врачей Белгород, 1 октября 2007 г. Участниками первого общероссийского съезда православных врачей, прошедшего в Белгороде 28 сентября, стали 87 человек от 52 территорий РФ - представителей как врачебного сообщества, так и духовенства, работающего во взаимодействии с медиками. В рамках трех пленарных заседаний участники съезда ознакомились с 11 представленными на их рассмотрение докладами, сообщает Благовест-инфо. Выступления затрагивали внутренние аспекты сегодняшней российской медицины, способы взаимодействия лечебных учреждений с Русской Православной Церковью, демографическую проблематику, религиозные и нравственные аспекты врачебного служения. Завершила работу съезда пресс-конференция, в которой приняли участие руководитель Синодального Отдела благотворительности и социального служения митрополит Воронежский Сергий (Фомин), профессор А.Недоступ, начальник Департамента здравоохранения и социальной защиты в ранге заместителя председателя правительства Белгородской области Н.Белоусов, академики А. Чучалин и П.Сидоров, профессор И. Силуянова. По словам митрополита Сергия, форум православных врачей - это естественный способ объединения разрозненных попыток создания подобных организаций, объединения усилий верующих врачей, которые предпринимались в последние годы на местах. На последних Рождественских чтениях было принято решение о проведении такого форума. Белгород был выбран в качества места учредительного съезда неслучайно. «Это регион, с которого следует брать пример всей России, поскольку здесь много делается для " духовного обогащения " людей», - сказал митрополит Сергий. Другой участник пресс-конференции, директор Института пульмонологии минздравсоцразвития РФ академик РАМН Александр Чучалин заявил, что, согласно его представлениям, Всероссийское общество православных врачей может объединять  не только верующих. Говоря о качествах медиков, объединяющихся в общество православных врачей, академик указал на их высокий профессионализм, служение, самоотдачу и бескорыстие.

http://pravoslavie.ru/24176.html

составитель Сергей Фомин Отец Алексий и преподобный Серафим Отец Алексий был в Серове на открытии мощей Преподобного, видел многие чудеса, совершаемые им, и всегда с глубокой верой и умилением вспоминал Преподобного. Праздник же Преподобного всегда особенно радостно и торжественно праздновался на Маросейке. В 1922 году летом отец Сергий Николаевич Дурылин, возвратясь от Литургии на Маросейке в часовню Боголюбской Божией Матери 162 , где он был настоятелем, рассказал следующий случай: Говорят, чудес нет. А я вот сегодня был свидетелем такого чуда. В наш храм на Маросейке пришла женщина, она много плакала и рассказала о себе следующее: она жила в Сибири, в городе Тобольске. Во время гражданской войны у нее пропал сын, она не знала, жив ли он или умер. Она много плакала и молилась. Однажды она много плакала об этом в молитве к преподобному Серафиму. В молитве она изнемогала от слез и вдруг видит преподобного Серафима, который топориком рубил дрова. Вдруг, обернувшись к ней, он сказал: «А ты все плачешь! Поезжай в Москву на Маросейку, к отцу Алексию Мечеву . Сын твой найдется». И вот женщина, которая ни разу в Москве не была, имени отца Алексия Мечева не слыхала, решилась на такой дальний, по тем временам, путь. Ехать приходилось то на товарном, то на пассажирском поезде. Бог знает как она добралась, но, наконец, не только добралась до Москвы, но и нашла и церковь , и Батюшку, на которого указал Преподобный. Вот поэтому-то слезы умиления и радости текли у нее по лицу. Так закончил свой рассказ отец Сергий. Что же стало с ее сыном, нашла ли она его? Кого спросить об этом, я не знал. Сотни необыкновенных случаев совершались еженедельно в храме, случай этот как бы утонул среди всех других, а отец Сергий уехал в ссылку. Я думал, что никогда не узнаю конца этой чудесной истории. 22 июня 1923 года преставился к вечным обителям отец Алексий. На поминках его было собрано весьма много народа, большинство его духовных детей. Говорили о разных случаях из его жизни, о его прозорливости, о его умении утешать страждущих и умиротворять их, но никто не вспомнил, или не знал о случае с этой женщиной. Тогда я, пересказав рассказ отца Сергия, спросил, не знает ли кто из присутствующих эту историю, не знают ли, нашла ли мать своего сына?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

составитель Сергей Фомин Библиография Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж. 1948. С.221. Отец Алексей Мечев . Воспоминания. Письма. Проповеди. Редакция, примечания и предисловие Н.А.Струве. YMCA-PRESS. Paris. 1970; 2-е изд. Paris. 1989. 389 с. Тропани Н.В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990. 14 сентября. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990. 10 октября. Червяков А. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. Червяков А. У Николы в Кленниках//Литературная Россия. 1990. 14 декабря. С.22. Игумен Андроник (Трубачев) . Русский пастырь на приходе//Москва. 1990. 12. С.160–161. Священник Павел Флоренский . Отец Алексей Мечев //Москва. 1990. 12. С.162–165. Священник Павел Флоренский . Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //Москва. 1990. 12. С.165–178. [Впоследствии обе эти статьи переизданы: Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. «Мысль». 1996. С.591–627.] Епископ Арсений (Жадановский) . О Батюшке старце о. Алексее Мечеве //Москва. 1990. 12. С.178–184. [Впоследствии эти воспоминания были опубликованы под наст, своим названием «Отец Алексей Мечев » в кн.: Епископ Арсений (Жадановский) . Воспоминания. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1995. С.14–31]. Московский приходской сборник. Вып.1. Храм Николая Чудотворца в Кленниках. Изд. «Московского журнала». М. 1991. С.207. Червяков А. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С.52–54. Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия//Московский журнал. 1991. 5. С.54–58. Священник Сергий Дурылин. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С.20–27. Бычков С. Мечевская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. Монахиня Иулиания (Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева . Храм свт. Митрофана Воронежского [М. 1992]. 175 с. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Русский хронограф». 1999. 268 с. Дар московскому приходу. [О передаче М.А. и Н.А.Струве двух икон письма Т.В.Ельчаниновой (1897–1981) в храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках]//Московский журнал. 1992. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

составитель Сергей Фомин Открытие учебного года в Народной Духовной Академии гор. Москвы Народная Духовная Академия находилась в помещении церкви во имя Григория Богослова в Богословском переулке, названном потом Петровским, а затем переименованном в улицу Москвина. Этот храм помещался в центре города между улицами Большой Дмитровской и Петровкой, рядом с театром Корша. В настоящее время этот большой и красивый храм снесен. В 1921 (или в 1922) году должны были начаться занятия в этой Академии. В ней читали лекции видные ученые и профессора бывшей Духовной Академии Троице-Сергиевской Лавры, которая тогда не работала. Читали лекции и такие лица, которые ранее никакого отношения к прежней Духовной Академии не имели. Например, «аскетику» читал Сергей Николаевич Дурылин или отец Сергий [Мечев]. Слушать лекции мог каждый. Среди слушателей были не только юноши, но немало было и девушек. Их, кажется, было даже больше. Однажды, когда я был на квартире у батюшки отца Алексия, Серафима Ильинична, лицо, которое обслуживало Батюшку во всех его житейских нуждах, сообщила мне, что такого-то числа начнет работать Народная Академия, и что первую вступительную лекцию на открытии ее прочтет сам Батюшка. Меня же она просила сопровождать Батюшку в Академию и обратно. Не помню точного названия вступительной лекции, но тема должна быть такая: «О высоте пастырского служения и каким должен быть священник». После молебна, вступительная лекция должна была быть произнесена почему-то в южном приделе храма. Остальные лекции читались всегда посередине храма, где были поставлены скамейки, а студенты, вольнослушатели с бумагой и тетрадками в руках их записывали. Отец Алексий быстро взошел на амвон южного придела, обвел несколько раз глазами всех своих слушателей и заметил, что среди всех собравшихся, я единственный, пишущий эти строки, был мужского пола, а остальные были девушки или женщины. Тема же была о пыстырстве, каким должен быть священник. Это как бы на одно мгновение озадачило отца Алексия, но он быстро сориентировался, сказал вслух, что из всех собравшихся только один юноша, и тем не менее сразу начал лекцию-беседу так, как будто он говорил перед многочисленной аудиторией юношей, будущих пастырей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010