Так вот, если православному сознанию присуща идея тождества “блага и нравственного добра, спасения и нравственного совершенства” 25 , то на Западе единство и целостность духовного возрастания распадаются на ряд обособленных моментов, связанных между собой лишь внешними юридическими отношениями. В западной цивилизации человек очерчивает круг своего суверенитета и свои отношения с окружающим миром строит по принципу эквивалентных затрат. Архимандрит Сергий отмечал, что “правовой союз в основе своей имеет себялюбивое желание собственного благополучия и выражается во взаимном самоограничении нескольких себялюбий, чтобы каждому из них в наибольшей мере благоденствовать” 26 . В результате “жизнь человеческая иногда представляется каким-то механическим сцеплением разных подвигов и заслуг, из которых каждая ждёт себе награды и делается только для последней” 27 . Однако на Западе понимание взаимных обязательств переносится и в сферу религии. Человек совершает нужное количество правильных действий — и за это Бог обязан гарантировать ему спасение. При этом как поступки, так и спасение понимаются как обязательства. “Приложима ли эта мерка к отношениям Бога и человека?”, — спрашивает архимандрит Сергий. И приводит подборку цитат, доказывающих ничтожество человека перед Творцом. Действительно, правовой союз предполагает симметрию “во взаимном самоограничении нескольких самолюбий”. Каждое себялюбие “желает собственного благополучия” и ради этого идёт на компромисс. Но чем человек может принести пользу Богу? Для этого надо ответить на вопрос, что есть человек перед Богом. Архимандрит Сергий становится здесь на позиции антропологического минимализма, в уничижительных образах которого и в библейской, и в святоотеческой мысли поясняется пропасть между тварью и Творцом. Человек несравним с Богом, а стало быть, он не может заключить с Ним “договор”: Творец не нуждается в его трудах. Таким образом, “на основании Священного Писания и Предания, — замечает архимандрит Сергий, — правовые отношения между Богом и человеком невозможны” 28 . Но и с правовой точки зрения непонятно, “зачем Господь, вседовольный и всесовершенный, нисходит до союза с человеком, с этим червем, пеплом, с этим сонным видением и тенью” и т. д.? — ссылается архимандрит Сергий на преподобного Ефрема Сирина 29 . По слову блаженного Августина, должное богопочитание “полезно человеку, а не Богу” 30 .

http://pravmir.ru/missionerskaya-ikonomi...

Таким образом, получение ученой степени, имевшее значение некоего «духовного подвига», обесценивалось, и это настроение, по мнению Глубоковского, «быстро и глубоко проникло в духовные правящие слои» 722 . «Академические аскеты благоденственного безделия ехидно муссировали, что профессора погибают над Египетскими казнями и по родственности возятся с Валаамовой ослицей, а потом догматически провозглашали с кафедры, что наука ничтожна, а важны только молитва и пост – точно они противны между собою, почему в своих лекциях по библейской истории едва добирались до переселения евреев в Египет и по Священному Писанию Ветхого Завета перечитывали старую семинарскую герменевтику П. И. Савваитова или рассказывали только о Буксторфе старшем и Буксторфе младшем...» 723 . Прямым следствием подобного «монашеского настроения» и отношения к науке Глубоковский считал проникновение в академическую ограду «благочестивого юродства» и, наконец, появление в инспекторской зале архимандрита Феофана (Быстрова) самого Григория Распутина, все это вкупе назвав «ассенизационным потоком» 724 . По словам Глубоковского, епископ Сергий (Страгородский) «не принимал живого участия в этих движениях, не патронировал им прямо, но он знал о них и иногда как будто соизволял активно» 725 . Время позволило увидеть фигуру будущего патриарха всея Руси в иной перспективе, но для Глубоковского и в 1936 г. оставалось непостижимым, «как при огромном уме, нравственной чистоте и жизненной безукоризненности» тот терпел и попустительствовал подобным безобразным аномалиям, которые при нем «укреплялись и постоянно становились наследственными...» 726 . По отзыву митрополита Антония (Храповицкого) , преосвященный Сергий (Страгородский) был «весьма талантливый, но несколько слабохарактерный человек и почти непротивленец» 727 . Пытаясь противостоять подобным разрушительным процессам, при обсуждении нового академического Устава в 1906 г. Глубоковский категорически настаивал, чтобы не только ректор, но и инспектор академии имели степень не ниже докторской, обосновывая это необходимостью научного авторитета и нравственного влияния на воспитанников, «а в сумме слагаемых этого влияния имеет наибольшее значение докторская степень, как несомненное удостоверение учено-профессорской авторитетности» 728 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Итак, Патриарх Сергий (Страгородский) не раз предпринимал попытки построения и легализации высшего церковного управления, исходя из внешних условий существования Церкви в атеистическом государстве. Эти попытки были нацелены главным образом на формально-юридическое закрепление сложившегося чрезвычайного порядка высшего церковного управления. При этом Патриарх Сергий (Страгородский) не оставлял попыток получить разрешение советских властей на созыв Собора и избрание Патриарха. В конечном счете эти попытки увенчались успехом и предопределили созыв и проведение Поместного собора 1945 г., во второй половине XX века положившего начало процессу постепенного восстановления на основе соборности высшего управления Русской Православной Церкви.   Приложение               ПРОЕКТ 28 октября 1943 г. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2а. Л.13.   «Основные положения управления Русской Православной Патриаршей Церкви».   1. Общее духовное руководство верующими Православной Церкви в СССР принадлежит Святейшему Патриарху, как главе Русской Церкви, который управляет ею при помощи состоящего при нем Священного Синода, через посредство назначаемых им епархиальных архиереев. 2. В целях согласования действий по управлению Русской Православной церкви с государственной властью, Святейший Патриарх сноситься с Советом по делам Православной Церкви при СНК СССР. 3. Священный Синод состоит из постоянных и временно присутствующих в нем членов, избираемых из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указываемом Собором Епископов Русской Православной Церкви. 4. Епархиальный архиерей является духовным руководителем православных верующих, живущих на территории его епархии, и управляет приходскими общинами верующих через посредство назначаемых им в каждую общину церковных причтов, состоящих из священников, диаконов и псаломщиков. В целях согласования действий по управлению епархией с законоположениями государственной власти, епархиальный Архиерей сноситься с Уполномоченным по делам Православной Церкви в области, назначенным от Совета по делам Православной Церкви СНК СССР.

http://bogoslov.ru/article/302948

78 Perrone. I, 1440. Ср. Trident. pag.37: «Добре подвизавшимся до конца и надеявшимся на Бога предложена будет вечная жизнь и в качестве благодати, милостиво обещанной сынам Божиим во Христе Иисусе, и в качестве награды, которая, по обетованию самого Бога, будет воздана их добрым делам и заслугамъ“. 82 Ibid. 966: «Наше дело имеет значение заслуги потому, что оно происходит из свободного произволения, поскольку мы делаем что-нибудь произвольно; и с этой стороны есть заслуга по соответствию (meritum congrui), потому что это соответствие, что между тем как человек пользуется во благо своей добродетелью, Бог в превосходной степени действует сообразно со своей превысшей добродетелью“. 83 Apol. II (19). Hase 63: «А что (католики) изобретают различие между заслугой congrui и заслугой condigno, то это они только обманываютъ, не videantur aperte πελαγινιζειυ. Ибо, если Бог с необходимостью даёт благодать за заслугу congrui, то это уже не заслуга congrui, но заслуга condigni. Как будто бы они не видят, что говорят. После того дарования (habitus) любви, придумывают они, человек заслуживаете de condigno. И однако они заставляют сомневаться, есть ли это дарование в наличности. Как же, после этого, они знают, заслуживают ли они de congruo, или de condigno? 84 Thoma Aquin. II, 963: «Если мы говорим об opere meritorio, как о происходящем от благодати Св. Духа, то и заслужение вечной жизни совершается ex condigno, потому что достоинство заслуги (valor meriti) определяется по добродетели Св. Духа, подвигающаго насъ къ вечной жизии (об этом Иоан. 4,14 : Сделается в немъ источникомъ воды, текущей в вечную жизнь); цена же дела (pretium operis) определяется по достоинству благодати, силою которой человек, сделавшис причастником Божественной природы, усыновляется Богу, такъ что ему, какъ сыну Божию, по самому закону усыновления, следует владеть наследством». 87 Мы не утрируем католическое учение, представляя душевную жизнь человека в вид такого материального, физического явления. Механизм и чувственность – отличительные черты католического умопредставления. 89 Catechismus ad parochos. Viennae. 1827. pag. 456: «(Homines)–adiutores et administri Dei gratiae». 95 См. объ этомъ въ Sehenkel. «D. Wesend. Protestantismus“, напр., Abschn. I, Сар. I. Ss. 32–62. 102 Chr istianae Orthodoxae Theologiae in Academia Kiewiensis adornatae et propositae Vol. I–III. Lipsiae 1782. 105 См. буквальное повторение этих слов у Бретшнейдера (наш, текстъ к 7-му примечанию на стр. 14-й) и в Cathechismus Palatinus. Pars II, art. IX (в нашем примечании 2-м на стр. 15-й.) Читать далее Источник: Архим. Сергий (Страгородский). Разбор инославных учений об оправдании./Богословский вестник. 1895. Т. 2. 4. 1-26 с., 6. 346-364 с., Т. 3. 8. 141-156 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Вопрос: О каких указаниях, получаемых Сергием Страгородским от сотрудников английского посольства, вы говорите? Ответ: Речь идет о шпионской работе, которую Сергий Страгородский проводил в пользу Англии. Из разговоров, которые у меня были с Сергием Страгородским; мне было понятно, что он состоит на службе в английской разведке, по заданиям которой и проводил шпионскую деятельность. Чтобы не возвращаться к этому вопросу, скажу прямо, что в шпионскую деятельность Сергий Страгородский вовлек и меня. По заданию Сергия Страгородского я собирал шпионские сведения о положении в Советском Союзе и в частности о состоянии ж.-д. транспорта и настроении рабочих и передавал эти сведения Сергию Страгородскому, а он в свою очередь передавал их сотрудникам английского посольства, о которых я показал выше. Вопрос: Какие конкретно вы сообщили шпионские сведения Сергию Страгородскому и от кого вы их получили? Ответ: В этой области мне много сделать не удалось... Вопрос: Дайте показания о программно-тактических установках московского церковно-фашистского центра? Ответ: Я уже показал, что московский церковно-фашистский центр и периферийные организации своей основной задачей ставили свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР. Задача эта определялась директивами, полученными от заграничного церковно-фашистского центра, которые и были положены в основу к-р деятельности в Советском Союзе. По директивам заграничного церковно-фашистского центра необходимо было всеми путями подготавливать восстание против Советской власти, и в этих целях готовить повстанческие и террористические кадры, сеять возмущение и озлобление среди населения против Советской власти и заниматься непосредственной подготовкой восстания, начало которого прямо связывалось с интервенцией против Советского Союза со стороны Германии и Японии. Надо сказать, что подготовка восстания включала в себя и разрушительную диверсионно-вредительскую деятельность, которую практически осуществляли церковно-фашистские организации, существующие в ряде областей Советского Союза, о которых я показал выше, и в частности горьковская а/с организация, руководство которой осуществлял я - Туляков.

http://drevo-info.ru/articles/1011.html

Письменный опрос архиереев происходил с ведома Сергия. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства. В начале октября 1926 года к нему в Нижний приезжал епископ Павлин (Крошечкин), сообщивший о планах письменного опроса и просивший совета, как поступить ему. Сергий завил, что как заместитель патриаршего местоблюстителя он сможет поддержать этот план лишь в случае обращения к нему авторитетных архиереев. Спустя месяц-полтора Павлин вернулся и представил подписи ряда авторитетных епископов. Ознакомившись с текстом и увидев, что уже порядка двадцати пяти человек, в том числе и соловецкие епископы, высказались за проведение письменного опроса, Сергий написал обращение к иерархам с предложением высказаться по существу и отдал этот документ Павлину. Обращение Сергия также распространялось вместе с другими документами об опросе иерархов. Но… ОГПУ не дремало и вскоре напало на след. Начались массовые аресты епископов по наскоро сфабрикованному делу «о контрреволюционной группе, возглавляемой митрополитом Сергием». По оценкам современников, в тот период на различные сроки ссылки и тюрьмы были приговорены не менее сорока русских епископов. Бросили в вятскую тюрьму и митрополита Кирилла, отбывавшего ссылку в Зырянском крае, срок которой вот-вот должен был закончиться. Наконец, к середине ноября подобрались и к митрополиту Сергию. Его обвинили не только в организации «незаконного сбора» подписей епископов под предложением, не санкционированным советской властью, но и в поддержании «незаконной» переписки с заграничным духовенством. Сергий был арестован и вывезен из Нижнего Новгорода в Москву, на Лубянку. …Московские обыватели и гости, толпившиеся в ранний час на перроне Курского вокзала, с удивлением наблюдали странную картину. Черный «воронок» подкатил вплотную к последнему вагону состава, только что прибывшего из Нижнего Новгорода. Молодой солдатик с винтовкой наперевес вскочил на подножку и быстро прошел в вагон, еще двое встали с двух сторон от двери. Через несколько минут показался высокий старик с непокрытой головой, с черной с густой проседью длинной бородой. Тяжело спустившись, Сергий Страгородский , а это был он, сделал шаг и, взятый с двух сторон под руки конвоирами, был посажен в автомашину. Рядом поместились и конвоиры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

1Фес.1:9 . Ибо сами те страны возвещают о нас, 2195 какой вход имели 2196 мы к вам, в чистоте и смирении, и известили нас о том, как посредством знамений и сил, кои видели вы от нас, обратились вы от идолослужения к Богу, чтобы, вместо прежнего служения мертвым истуканам, служить Богу живому и истинному. 1Фес.1:10 . И ожидать, как научили мы вас, Сына Его с небес, Самого именно Иисуса, в воскресение —230— Коего вы уверовали, – Который избавит вас 2197 от гнева грядущего, от будущего, то есть наказания. II 1Фес.2:1–2 . Ибо сами знаете, братия, вход наш к вам, что не пустой был, но с поруганием и преследованиями ( Деян.16:12 сл.), – ибо прежде пострадали мы и были поруганы в Филиппах, как и вы это знаете и глазами своими видели следы страданий, кои вместе с нами вошли в город ваш. Когда же дерзновение возымели в Боге нашем, в слове, то есть Бога нашего, говорить к вам в великом подвиге, претерпевая то есть великое гонение, возвестили вам Евангелие Божие. 1Фес.2:3 . Увещание же, коим увещали мы вас обратиться к Евангелию, исполненное утешения, не было от заблуждения, как доказывают это совершенные нами силы, – ни от нечистоты, как засвидетельствует о сем чистота нашей души, – ни в лести, как удостоверит это чистота и невинность наша. 1Фес.2:4 . Но как избраны мы и испытаны от Бога в том, что нет в нас ничего из здесь перечисленного, – чтобы вверить нам Евангелие, – и так говорим в святости и истинности, не так, чтобы вам или другим людям угождать, но Богу, испытующему вместе со словами и сердца говорящих. 1Фес.2:5 . Знаете, братья, что никогда не было у нас слов ласкательства, ибо не приступали мы ни к кому из вас в видах лихоимства. 1Фес.2:6–7 . Не ищем славы, когда совершаем знамения или подвергаемся гонению, ни от вас, как (Продолжение следует) Сергий [Страгородский], архим. Вопрос о личном спасении: [Речь перед защитой магистерской диссертации «Православное учение о спасении». Серг. П., 1895]//Богословский вестник 1895. Т. 3. 9. С. 265–274 (2-я пагин.) —265— Ваше Высокопреподобие и Мм. гг.!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7. Ответ на 6., М.Яблоков: " Думаете, случайно напутал?.. Мне так сдается, что совсем неслучайно. К сожалению, автор - антиюридист. И этот антиюридический контекст прослеживается во всех его работах. И архимандрит Сергий (Страгородский) не случайно цитируется в таких количествах, а свв. отцы предельно выборочно. Тенденция. Насчет случайно или нет - не знаю.. чужая душа - потемки, Господь знает... отрицание искупления и первородного греза чревато всякими серьезными заблуждениями. 6. Ответ на 5., Владимир_Урусов: " Так точно... и про исцеление автор напутал. " Думаете, случайно напутал?.. Мне так сдается, что совсем неслучайно. К сожалению, автор - антиюридист. И этот антиюридический контекст прослеживается во всех его работах. И архимандрит Сергий (Страгородский) не случайно цитируется в таких количествах, а свв. отцы предельно выборочно. Тенденция. 5. Ответ на 1., М.Яблоков: Именно юридическим образом прощается в таинстве Крещения первородный грех, вменяемый всем потомкам Адама (из которого изъят был только Христос в силу непорочного зачатия). А следствия первородного греха - греховные и негреховные страсти - промыслительно остаются и на крещеном человеке. И тем не менее, если человек приступил к таинству Крещения недостойно, без веры, то в последствии таинство Крещения над ним уже не повторяется. Так точно... и про исцеление автор напутал. 4. Ответ на 3., М.Яблоков: И тем не менее, если человек приступил к таинству Крещения недостойно, без веры, то в последствии таинство Крещения над ним уже не повторяется. Залог Духа все равно преподается в таинстве Крещения, хоть и бывает иногда не действенен. приведи пример, как это не действенен... 3. Re: О Таинстве Крещения И тем не менее, если человек приступил к таинству Крещения недостойно, без веры, то в последствии таинство Крещения над ним уже не повторяется. Залог Духа все равно преподается в таинстве Крещения, хоть и бывает иногда не действенен. 2. Re: О Таинстве Крещения " ... всевание духовного семени Нового человека, т.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

Через несколько лет резко осложнились отношения между Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) и митрополитом Евлогием. Первым камнем преткновения стала Декларация о лояльности 1927 года, которую подписали митрополит Сергий и шесть епископов от имени Московской Патриархии. Выбранный митрополитом Сергием путь компромисса с властью вызвал бурную критику со стороны как эмигрировавшего, так и оставшегося на Родине епископата, духовенства и мирян. Немногие и тогда, и теперь смогли понять и оценить подвиг добровольного бескровного мученичества митрополита Сергия ради сохранения многочисленной православной паствы “от полного безверия и патологических форм сектантского мистицизма” в условиях жестокого уничтожения Церкви извне и многочисленных расколов, представляющих угрозу ее целостности изнутри 5 . До сегодняшнего дня оппоненты закрывают глаза на причину согласия митрополита Сергия подписать Декларацию. Мало известно о том, что в случае отказа Е. А. Тучков, начальник антирелигиозного отделения секретно-политического отдела ОГПУ, обещал новую волну арестов и расправу над заключенными в Соловецком лагере епископами и священнослужителями. Совсем недавно из закрытых ранее документов стало известно, что осенью 1927 года митрополит Сергий предъявил ОГПУ список из 28 епископов для их амнистирования. Это было одним из условий подписания им Декларации 6 . Ценой Декларации митрополит Сергий смог составить Синод и зарегистрировать его у властей. Декларация потребовала от зарубежных епископов письменного обязательства лояльности Советскому правительству. 14 июля 1927 года заместитель Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий в своем Указе 93 обвинил эмигрантское духовенство в открытых выступлениях против советской власти и предложил митрополиту Евлогию как Управляющему русскими церквями в Западной Европе и через него всем заграничным русским архипастырям и священнослужителям дать письменное обязательство (за собственноручной подписью) “ло­яль­ности” по отношению к советскому правительству, предписывая немедленно доложить о согласии или несогласии исполнить это обязательство 7 . Не давшие такого обязательства или нарушившие его исключались из состава клира, подведомственного Московской Патриархии.

http://pravmir.ru/zapadno-evropeyskiy-ek...

Во второй половине августа 1886 года все явившиеся к приемным испытаниям, а их было более ста человек, сдавали следующие вступительные экзамены: письменные – по Священному Писанию Ветхого Завета, истории Русской церкви и греческому языку; устные – по Священному Писанию Нового Завета, литургике, латинскому и иностранному языкам. Сохранившиеся материалы свидетельствуют о весьма различном уровне знаний, продемонстрированных абитуриентами. К примеру, комиссия, подводившая итоги проверочных испытаний по литургике, отмечала, что «в ответах на вопросы о хронологии и истории встречались грубые ошибки»; «об источниках из истории богослужения воспитанники имеют крайне скудные сведения и сбивчивые понятия», а также что обнаружено было равнодушие воспитанников к богослужению и отсутствие должного знания о нем. А в итоговой записке о результатах экзаменов по Священному Писанию Нового Завета говорилось: «Ответы экзаменовавшихся воспитанников были вообще удовлетворительными, большинство высказало более или менее точные и обстоятельные сведения как по истории, так и в толковании наиболее важных мест Священного текста». По результатам вступительных испытаний треть абитуриентов, получивших неудовлетворительные оценки на письменных и устных экзаменах, не были приняты в академию. Иван Страгородский успешно справился со вступительными экзаменами. По результатам проверочных испытаний молодой нижегородец оказался в числе тридцати пяти лучших, зачисленных на казенное содержание, в составленном же разрядном списке студентов он был и вовсе шестым. Началась академическая жизнь: лекции, занятия в библиотеке, экзамены, курсовые и семестровые сочинения. Студенты распределялись в комнатах общежития по землячествам. Нижегородское, Рязанское, Олонецкое и Смоленское землячества помещены были в одном большом зале второго этажа с окнами на Обводный канал и ректорский корпус. По своему внешнему виду Иван Страгородский не был особо примечательным среди студентов: высокий, худощавый, немного неуклюжий, в очках и с непослушными волосами. Но при близком знакомстве это впечатление изменилось коренным образом: Иван Николаевич оказался человеком на редкость мягкого характера, был приветливым и ровным со всеми. К тому же он обладал прекрасным басом, и новые товарищи были буквально очарованы, когда он в первый же вечер со своим подголоском И. П. Слободским запел народные песни и особенно духовные стихи калик перехожих. Умение петь сопровождалось умением играть на фисгармонии. Иван любил этот инструмент и очень удачно импровизировал церковную музыку. Популярность Страгородского среди товарищей быстро росла, с некоторыми из них его связала дружба искренняя и глубокая, сохранившаяся на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010