Т.Р. Руди Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) 629 Игумен Митрофан (Баданин) 1 . Крупнейший соловецкий книжник Сергий Шелонин, до недавнего времени был известен в научной литературе как автор нескольких житий и похвальных слов, посвящённых подвижникам Древней Руси, в основном, северно-русским 630 . Обнаруженный полтора десятилетия назад рукописный сборник среди прочего материала открыл нам целый ряд гимнографических сочинений, созданных архимандритом Сергием 631 , «смиренным иноком и пресвитером обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» 632 , среди которых есть и два канона Кольским святым – Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Предлагаемый нами анализ содержания Канона Варлааму Керетскому, позволяет реконструировать некоторые неизвестные детали биографии святого, не нашедшие отражения в его Житии, которое дошло до нас лишь в краткой редакции, датируемой второй половиной концом XVII в 633 . Кроме того, упоминаемые в этом Каноне тесные контакты Варлаама Керетского с Трифоном Печенгским, позволяют нам существенно дополнить новыми фактами известное ныне Житие преп. Трифона, написанное также значительно позднее (конец XVII –начало XVIII в.) 634 . Православный люд Кольского края, призывая в помощь небесных покровителей Крайнего Севера – преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, не разделял в прошениях их святых имён, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе» 635 . Потому и мы, обращаясь к анализу Жития преподобного Варлаама Керетского, не можем разделить этих современников, игнорируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно как и последующих проблем в сфере церковного прославления. Надо признать, что в вопросе прославления преподобный отец наш Трифон всё же имел относительно благополучную судьбу 636 , в то время как преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, которое имело место на Севере ко времени написания упомянутых Канонов, к первой половине XVII в., в дальнейшем постепенно «свелось на нет» (во всяком случае, в официальной Русской церкви). Православный люд всего Северного Поморья России в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

631 Сообщение об обнаружении этого сборника было впервые сделано в 1991 г. на научной конференции в Архангельске А. А. Туриловым; см. Турилов А.А. К истории скриптория и библиотеки Соловецкого монастыря в XVII в.: (Соловецкие рукописи в коллекции Псковского музея-заповедника)//Народная культура Севера: Первичное и вторичное, традиции и новации: Тез. докл. и сообщ. региональной науч. конф. 28−30 мая 1991 г. Архангельск, 1991. С. 195−197. Научное описание этого сборника было опубликовано Н.П. Осиповой в «Каталоге славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника (XIV, нач. XX вв.)» (Псков, 1991. Ч. I. С. 47). В дальнейшем изучение сборника производилось сотрудником ОР РНБ О.С. Сапожниковой, ею были атрибутированы Сергию Шелонину многие тексты, вошедшие в состав рукописи (см. Сапожникова О.С.) 1) Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В.А. Мошина (1894−1987)/Сост. и отв. ред. В.М. Загребин. СПб. 1998. С. 340−355. 2) Сергий Шелонин – писатель и книжник XVII века: Автореф. дис. (...) канд. филол. наук. СПб., 1999. 3) Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия Шелонина. Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб. 2001. С. 342−358. 4) Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева)//Там же. С. 438−443; и др.). Однако как источник сведений по церковной агиографии северно-русских святых тексты канонов, входящие в состав псковского сборника, используются впервые. 632 Дмитриев Л.А. Сказание об Иоанне и Логтине Яренгских//Словарь книжников. Л., 1989. Вып. 2, ч. 2. С. 369. 633 РНБ, Q. XVII. 187 (см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ. М., Л. 1970. Т. 25. С. 179). 634 См. Калугин В.В. «Житие Трифона Печенгского» в письменности XVIII–XX вв.//Лингвистическое источниковедение и история русского языка, 2002−2003. М., 2003. С. 417−453. 636 «Судя по тому, что Преподобный рано прославлен как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины» (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М., 1998. С. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5 . В стихах седальна 658 автор сравнивает горести, претерпеваемые Варлаамом от путешествия с мёртвым телом, с аналогичной ситуацией, имевшей место со святителем Никифором, Патриархом Константинопольским (IX в.): «...терпя смрад и всяку скорбь от мертвого тлесе, якоже Никифор, великий патриархъ, от разбойника, умершаго в вертпе» 659 . Надо заметить, что такого факта в современном издании Жития патриарха-исповедника Никифора в редакции святителя Димитрия Ростовского мы не обретаем 660 . Нами была проделана определённая работа с целью отыскать источник этих житийных сведений, на которые в XVII в. мог бы опираться Сергий Шелонин. Но, увы, агиографические материалы того времени, посвящённые патриарху Никифору, которые нам удалось просмотреть, параллели интересующему нас сюжету не содержат. Речь идёт об известных в книжности Древней Руси двух кратких проложных текстах, посвящённых этому константинопольскому святителю, которые позднее вошли в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Это тексты Памяти святого (читается под 2 июня) и Сказания о перенесении мощей (читается под 13 марта). Также и две Службы патриарху Никифору, приуроченные к тем же датам и вошедшие в печатные Минеи XVII в. 661 , не содержат интересующего нас сюжета о страданиях святителя от тела «разбойника, умершаго в вертпе», упомянутых Сергием Шелониным. Можно предположить, что автор Канона ошибся. Вместо имени Никифора следовало назвать имя святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (847), в Житии которого имеется схожая ситуация. Святитель во времена гонений действительно был заключён в гробной пещере с двумя разбойниками, однако о каких-либо мучениях «от мертвого тлесе» в его житии также не говорится 662 . Таким образом, для установления агиографического источника, который в XVII в. мог быть использован Сергием Шелониным, необходимы дальнейшие разыскания. Это сравнение подвига Варлаама с аналогичным деянием святителя Никифора ценно для нас последующим замечанием, раскрывающим тайну продолжительности плавания преподобного Варлаама. Как мы упоминали выше, эта очень важная информация в Житии оговаривается лишь общей фразой: «дондеже оное мертвое тело тлению предастся». Канон восполняет необходимые исторические подробности, касающиеся продолжительности Варлаамовых хождений. Оказывается, что эту епитимию преподобный нёс в течение трёх лет. «Но онъ (Никифор. – Игум. М.) убо три месяцы, ты же три годы, дóндеже мртвое тело изгни до конца, и тако паки земли предаде» (седален) 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандричий (наместнический) корпус. XVI-XIX вв. Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII в.: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII в. к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII в., и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII в. Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 г. имел сан архимандрита. В XVII в. должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл, принимавший участие как в избрании царя на Земском соборе 1613 г., так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг. известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648) – известный писатель и книжник XVII века, который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 г. на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 г. по вопросу церковных исправлений. Братский корпус. XVI, XVIII вв. Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI в. на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII в. здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 г. галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные. Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 г. насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.

http://sobory.ru/article/?object=00151

12 Такие явления, по-видимому, были нередки в тех случаях, когда монастырские книжники переписывали понравившиеся им сочинения для своего келейного чтения, используя при этом бумагу из своих личных запасов. Подобные факты уже были отмечены исследователями, изучавшими деятельность соловецкого скриптория в XVII в. Так, например, О. В. Чумичева, рассматривая сборники, созданные в Соловецком монастыре в 1667–1676 гг. (во время его осады), отметила, что большинство из них написаны на “сборной” бумаге, датируемой по филиграням началом XVII в., Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 161. Конечно, этот факт не может быть объяснен обычным отсутствием писчей бумаги в монастырской казне (после взятия Соловецкого монастыря в ней был обнаружен изрядный ее запас). По-видимому, создатели упомянутых сборников использовали любую бумагу, имевшуюся в их распоряжении, не обращая внимания на ее “залежа­лость”. 13 Следуя своему “литературному образцу”, инок Сергий (Шелонин) также посвятил “чину” русских преподобных первые шесть песен, “чину” святителей — 8-ю песнь, и “чину” священномучеников — 9-ю. Но при этом в 7-й песни своего “Канона” он написал о “чине” благоверных русских князей (тем самым исключив представленный в “Каноне” преподобного Феодора Студита “лик” преподобных жен). Одновременно с этим он посвятил один из тропарей 6-й песни “Канона” “чину” юродивых, отсутствующему у преподобного Феодора. 14 Принцип “уподоблений” подробно охарактеризован нами в статье: Панченко О. В. Поэтика уподоблений (к вопросу о “типологическом” методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии)//ТОДРЛ. СПб., 2002. Т. 54 (в печати). 15 Слово “агиотип” образовано нами из двух греческих слов: ¤gioj ‘святой’ и mЪpoj ‘образец’. Иными словами, агиотипом является известный святой, которого писатель избирает в качестве образца для изображения другого святого. 16 Этот же культурно-религиозный топос, в котором Соловки уподобляются Афону, существовал и в XVI в. В начале 1550-х гг.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Никольский Н. К. Слово в похвалу святым, приписываемое митрополиту Клименту (Смолятичу)//Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. С. 211–223. В середине XVI в. в связи с канонизаторской деятельностью святителя Макария иноком Григорием Суздальским было создано “Похвальное слово новым русским чудотворцам”, см. Архимандрит Макарий (Веретенников). Эпоха новых чудотворцев (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского)//Альфа и Омега. 1997. 2(13). С. 128–144. Несколько позднее, в 1579 г., сын царя Ивана Грозного царевич Иоанн сопроводил созданную им редакцию “Жития Антония Сийского” краткой “Похвалой” сийскому чудотворцу и всем преподобным отцам, “иже в Росийстем острове просиявшим”, см.: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича//БЛДР. Т. 13. (в печати). В 40-е гг. XVII в. в связи с новой волной канонизаций при патриархе Иосифе соловецкий инок Сергий (Шелонин) создал еще одно “Похвальное слово русским преподобным”, которое затем дополнил другими “чинами” святости, превратив его во 2-й редакции в “Похвальное слово русским святым”, см. Панченко О. В. “Похвальное слово русским преподобным” — творение соловецкого инока Сергия (Шелонина). С. 204, сноска 2. Наконец, в 30-е гг. XVIII в. в связи с активной агиологической деятельностью основателей старообрядческой Выговской пустыни (выразившейся, в частности, в разыскании ими житий, служб и похвальных слов русским святым и в создании полного комплекта “четьих миней”) знаменитый выговский писатель Семен Денисов написал свое “Слово воспоминательное о святых чюдотворцех в Росии просиявших”. 26 См. Спасский И. Первая служба русским святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50–55. Согласно И. Спасскому, в рукописных сборниках “Служба” Григория Суздальского обычно была приурочена к 17 июля или к первому воскресенью по Ильине дне. Однако празднование “всем святым новым российским чудотворцам” не было внесено в общерусские святцы ни в XVI, ни в XVII вв.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Вып. 2. Ч. 2. С. 367-370; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия (Шелонина)//Русь и юж. славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 340-355; она же. Соловецкий книжник Сергий (Шелонин): (Краткий обзор деятельности)//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 377-384; она же. Материалы к биографии книжника Сергия (Шелонина)//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 181; она же. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Рус. агиография. 2005. С. 546-578; Макарий (Веретенников), архим. Акростихи в богослужебных Минеях//Традиции и современность: Науч. правосл. журнал. М., 2004. 3. С. 83-87; Семененко-Басин И. В. Возвращение мощей святых Русской Православной церкви в 1940-х гг.//Страницы: Богословие. Культура. Образование. 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 74-88; он же. политика в отношении Церкви и возвращение мощей верующим в 1940-х гг.//Рос. история. 2010. 2. С. 170-175; Косицкая А. Е. Азбучные каноны рус. святым//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 220-225; Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера//Там же. С. 390-442. Е. А. Рыжова Иконография И. и Л. сформировалась к нач. XVII в. и получила распространение преимущественно в Поморье. Когда игум. Варлаам в 1569 г. перенес мощи И. к ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Яреньге, на гроб была положена доска с изображением святого (СИСПРЦ. С. 117-118). В 1607 г. И. явился «зографу» Феодориту Губастому из Соловецкого мон-ря, «повелевая ему образ свой написати, подобие тезоименна ему великаго во пророцех Предтечи, а браду, аки благоразумнаго разбойника, руце согбене, во единой ветсей срачице» (РНБ. Солов. 969/1079. Л. 134 об.; см.: Сапожникова О. С. Сказание о яренгских чудотворцах и методы работы древнерус. автора//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. C. 546-600). В архиве Яренгского прихода хранилось древнее сказание о создании образа И. «по особому вразумлению и повелению самого угодника» (Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии.

http://pravenc.ru/text/471222.html

густа написана, черна и кругла. А в подлиннике в Соловецком написана старых переводчиков, кои жива видели его: борода у него зело скудна, токмо на браде». Затем старцу Мартирию было видение иерарха. Явившийся Святитель «рече ему: «Зри мене, каков есмь»... Брада у него - немного волосов на браде, да и пошло к горлу». Соловецкий инок Сергий (Шелонин), описавший данное событие, рассказал историю написанной в Москве иконы. «А тот образ, что прислал блаженныя памяти Патриарх Иоасаф к старцу Паисее с Москвы, писан с Филиппова образа Митрополита с чудотворного же, которой был на Москве и преставися в лето 6981 апреля в 5 день в первый час нощи. Преже преставления своего виде аггела Господня, возвещающа изход его ко Господу, и положен бысть у Ионы Митрополита в ногах»55. Очевидно, имеется ввиду надгробный образ Митрополита Филиппа I (1464 - 1473)56, который, таким образом, явился, основой при написании иконы святителя Филиппа II. Если в вышеуказанных случаях написание первого образа происходило, как правило, при могиле Святого и носило местный характер, то следует назвать одно событие, очевидно, имеющее отношение к данной проблематике, когда написание иконы было обусловлено прежде всего соборным постановлением. Память Великопермских святителей Герасима, Питирима и Ионы чтится 25 января «с того времени, как по соборному определению Патриарха Гермогена и по повелению царя Василия Ивановича Шуйского написана их икона и установлено празднование»57. С развитием светской живописи на Руси зарождается искусство портрета58. Появляются также портреты духовных лиц и деятелей Церкви. Некоторые из них позднее берутся за основу при написании первых икон новоканонизованных святых. Это явление характерно для Синодального периода Церкви. «Наряду с традиционными образами исторических деятелей складывалась новая иконография вновь канонизованных святых»59. Отмеченный в предшествующее время элемент чудесности, т.е. явлений Святых при написании их первого образа, постепенно начинает утрачиваться. Иногда прижизненный портрет подвижника благочестия после канонизации изображенного на нем святого оформляются в виде иконы60. Например, поздние «портреты Дмитрия (Ростовского - а.М.) стали основой его иконописных изображений. Спустя два года после канонизации Дмитрия некий Василий Никитич Вощин в 1759 году написал его выразительный портрет - икону (Кострома, художественный музей)»61. В брошюре, выпущенной в год канонизации святителя Питирима Тамбовского († 1698; пам. 28 июля) говорится, что после его кончины над гробницею «для постоянной, неизгладимой памяти самих черт лица Святителя поставлен был его портрет»62. В последующее время у гробницы почившего Святителя происходили исцеления. В связи с этим один благодарный исцеленный пожертвовал деньги на украшение портрета. В таком виде, как он изображен на портрете, святитель Питирим явился тамбовской помещице С.Г. Соколовой, которая затем, после исцеления ее сына, пожертвовала на гробницу покрывало63.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Записки о России: XVI - нач. XVII в./Пер. и сост.: А. А. Севастьянова. М., 1990. С. 54). Блж. Николай Псковский. Роспись ц. прп. Варлаама Хутынского на Званнице во Пскове. Кон. XIX в. Блж. Николай Псковский. Роспись ц. прп. Варлаама Хутынского на Званнице во Пскове. Кон. XIX в. В «Записках о Московии» Г. Штаден, служивший в опричниках у Иоанна IV, о встрече Н. с царем пишет кратко: «Когда царь пришел к нему на двор, Н. сказал ему: «Довольно! Отправляйся назад домой!» И царь ушел из Пскова». Больше внимания Штаден уделяет социальному положению Н.: он пишет о нем как о зажиточном мужике, к-рый живет «во Пскове во дворе один, без жены и детей», «у него много скота, который всю зиму ходит во дворе по навозу под открытым небом; растет и тучнеет», благодаря этому Н. якобы и разбогател ( Штаден. 2008. Т. 1. C. 119). Подобное описание образа жизни юродивого отчасти расходится с традиц. представлением о юродивом. Мон. Сергий (Шелонин) в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа», составленном в сер. XVII в., также пишет, что Н. «имяше же доилиц множество, и кокошей без числа», но отмечает, что молоко, масло и яйца он раздавал нищим и больным, «сам же в воздержании мнозе живяше»; скот же его кормили жители Пскова. Царю на трапезе Н. предложил молоко, сыр и яйца, а царевичам Иоанну и Феодору - хлеб и рыбу, ибо был постный день. Царь был удивлен, Н. же сказал, что царю в постный день лучше есть эту пищу, чем плоть человеческую вкушать и кровь пить. «Но иди,- рече,- отсюду вскоре, да не воздвигнется на тя Всеволод и Домант. И се ти есть знамение, яко унший твой конь паде». И тотчас же царю сообщили, что предсказание Н. свершилось. Царь в страхе ушел в Новгород ( Сапожникова. 2001. С. 416-417). Сюжеты 2, 3 и 4 встречаются в описаниях современников Н. (Горсей, Флетчер, Штаден, псковский летописец). Сюжет 1 читается только в «Записи о святом Николае Юродивом» (кон. XVIII в.), при этом составитель этого текста ссылается на устное предание («во Пскове есть изъустное предание…»).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Вып. 4. Четвертые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. М., 2015. С. 299–305. Так, в 1589 г. монастырь был разорен шведским отрядом, после чего переведен с реки Печенги в Кольский острог, в 1619 и 1693 гг. пострадал от пожаров (Никонов С. А. Троицкий Печенгский монастырь в Кольском остроге... С. 10–11, 14). Сборник ГКЭ. Т. 2. 154. Стб. 495. Об этом говорит использование данных писцовой книги Кольского уезда 1608–1611 гг., выдержка из которой приводится в грамоте «с прочетом» кольскому воеводе Дубровскому. Сборник ГКЭ. 155. Стб. 515–523. Там же. 154. Стб. 514. Никонов С. А. Конфликт Троицкого Печенгского монастыря... С. 231–232. Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. 1859. Ч. 2. С. 89–120. Яхонтов И.Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 337–340; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 337–340; Белоброва О. А.Житие Трифона Печенгского (Кольского)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: вторая половина XIV – XVI в. Ч. 1: А–К. Л., 1988. С. 337–339. Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников... С. 127; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых... С. 337. Белоброва О. А. Житие Трифона Печенгского (Кольского). С. 337. Помимо канона прп. Трифону, Служба содержала каноны Иоанну и Логгину Яренгским, Варлааму Керетскому, Герману Соловецкому, митрополиту Филиппу (Сапожникова О. С. Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин. Редакторская деятельность. М.; СПб., 2010. С. 352–355). Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. М., 2009. После выхода в свет работы В. В. Калугина еще один список Жития прп. Трифона был выявлен и опубликован В. М. Быковой и А. В. Пигиным (Житие Трифона Печенгского/Подгот. текста В. М. Быкова и А. В. Пигин//Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV–XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия/Сост., отв. ред. и автор предисл.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010