В завершение похвалы “чину” русских преподобных Сергий (Шелонин) прославляет двух знаменитых духовных писателей — преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека 33 . Однако на этом Похвальное слово русским преподобным еще не заканчивается: Сергий (Шелонин) продолжает его похвалой русским святителям, соединившим аскетический подвиг с пастырским служением. Святительский лик представлен в Слове Сергия (Шелонина) именами трех митрополитов московских ( Петра, Алексея и Ионы ), трех новгородских святителей ( Никиты, Иоанна и Евфимия ), четырех древнерусских иерархов, упомянутых в Киево-Печерском патерике ( Исаии Ростовского , Иоанна Черниговского , Антония Юрьевского и Луки Белгородского ) 34 , трех епископов — “просве­тителей” языческих народов ( Леонтия Ростовского , Стефана Пермского и Гурия Казанского ), а также борца за чистоту православной веры Геннадия Новгородского . Заключают этот список имена митрополита Филиппа и патриарха Гермогена 35 , отдавших жизнь за свою паству. Вместе с ними в состав лика русских святителей оказались включены также и два греческих иерарха — Марк Ефесский и Григорий Солунский , которых автор Слова объединил в одном контексте с патриархом Гермогеном , создав тем самым триаду святых защитников Православия, отстоявших пред лицом латинского “нечестия” догматы Православной веры 36 . Итак, характеризуя содержание Похвального слова русским преподобным, мы должны отметить проявившуюся в нем тенденцию к расширению “чина” русских преподобных за счет включения в него других “чинов” святости 37 и к постепенному превращению его в “собор” всех русских святых. В заключение приведем полный список имен святых, названных в Похвальном слове Сергия (Шелонина). Его составляют: 1. “Собор” киево-печерских святых: Антоний и Феодосий Печерские, игумен Варлаам, Исаакий Затворник, Моисей Угрин, Евстратий Постник, Никон Сухой, священномученик Кукша, Афанасий Затворник, Марк Пещерник, Феофил Многослезный, Спиридон Просвирник, Алимпий Иконописец, Никола Святоша, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Иоанн Затворник, Прохор Лебедник, Пимен Многострадальный, страстотерпцы Федор и Василий. (Кроме них упомянуты также: Матвей и Онисифор, Никон, Дамиан, Герасим, Ларион, Ефрем, Герман, Стефан, Нифонт, Марин, Мина, Никола, Феоктист, Лаврентий).

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Вскоре после 1652 г. была создана «История о первом Иове, патриархе Московском и всея России», в к-рой помимо повествования о жизненном пути первого рус. патриарха приводится описание кончины, погребения, переноса мощей и посмертных чудес И. По свидетельству автора «Истории...», И. был «муж нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен». Святитель был внешне благообразен, «прекрасен в пении и во чтении», знал наизусть Псалтирь, Евангелие, Апостол, чинопоследование литургии свт. Василия Великого. Был великий постник, ежедневно служил литургию, никого не обличал, не оскорблял, но всех миловал и прощал (РИБ. Т. 13. Стб. 927-929). В «Описании о российских святых» (соч. известно в списках XVIII-XIX вв.) говорится: «Пресвятейший патриарх Иов Московский и всея Русии, чудотворец, преставися в лето 7115 июния в 19 день» (Описание о российских святых. С. 59). Соловецкий книжник Сергий (Шелонин) в каноне русским святым упоминает И. в 4-м тропаре 9-й песни ( Сергий (Шелонин), инок. Канон всем русским святым//АиО. 2002. 2(32). С. 177). К кон. XIX в. в Синодальной ризнице хранились 3 панагии И., митра, саккос и омофор ( Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы. М., 18835. С. 7-8, 12-13, 19, 25; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 220-223; Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 105, 35). Когда 2 июня 1857 г. Московский митр. св. Филарет (Дроздов) освящал храм в честь Успения Богоматери в Троицкой богадельне, «на нем были омофор и панагия патриарха Иова, крест наперсный Макария, митрополита Всероссийского, жезл у него был свт. Алексия митрополита, митра древняя» ( Снегирёв И. М. Дневник. 1857 г.//РА. 1904. 6. С. 231). 300-летие со дня кончины И. отмечалось в 1907 г. в кремлевском Успенском соборе молитвенным поминовением 1-го патриарха. В храмах Старицы накануне служили всенощное бдение, а в день памяти святителя в старицком Успенском мон-ре «при громадном стечении народа двумя архиереями в сослужении ректора Тверской семинарии и городского духовенства» была совершена поминальная литургия, после к-рой «была торжественная панихида на месте погребения патриарха и состоялся крестный ход из монастыря в часовню на место бывшего прощания народа с телом патриарха. На пути следования присоединились крестные ходы прочих церквей» (ПрибЦВед. 1907. 26. С. 1050).

http://pravenc.ru/text/578144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

122 Минея, Декабрь. Ч.1 . С.180. Этот тропарь почти дословно повторяется в службе на обретение мощей святителя Гурия (Минея Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980. С.109). 128 Дмитриев Л.А., Сапожникова О.С., Чумичева О.В. Сергий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч.3: П – С. СПб., 1998. С.343–351 ; Сапожникова О.С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина//Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В.А. Мошина (1894–1987). СПб., 1998. С.340–355; Путь к граду Китежу. Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах/Подготовка текстов и исследование А.В. Сиренова. СПб., 2003. С.88–155. 129 Сергий инок (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. М., 2002. С.176; Панченко О.В. Из археографических разысканий в области Соловецкой книжности. II: «Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим» – сочинение Сергия Шелонина//ТОДРЛ. СПб., 2004. Т.56. С.479. 130 См., например: Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн.4. Ч.1. С.188. 131 Изображение собора см. в: Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. Рис.94. 133 Росписи выполнены в живописной манере XIX века и были осуществлены при Казанском архиепископе Антонии (Амфитеатрове ; 1866–1879) известным в то время иконописцем Н.Л. Софоновым из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Г. Вздорнов говорит о храмовых росписях, сделанных Н.М. Сафоновым, начиная с 80-х годов XIX в. во Владимирском Успенском соборе и т.д. (Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986. С.147–168). Несовпадение второй буквы в фамилии иконописца еще ни о чем не говорит, но несовпадение инициала отчества позволяет думать об их родственном отношении. Как отмечается, «Высокопреосвященный Антоний вместе с художником составил проект распределения священных изображений настенной живописи, заботясь, чтобы все было на своем месте по возможности; им самим были избраны лица святых угодников Божиих для изображения на стенах храма и указано каждому место» (Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор... С. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Семёнов Моська, пов. Семёнов Савва, певчий д. Семёнова Н.В. Семион, поп Серапион, еп. Владимирский Серафим, постриженик патр. Никона Сергий Радонежский, прп., св. Сергий Шелонин, соловецкий книжник Сергий, иг., адресат пртп. Аввакума Сергий, стрл. В.Н.-И. мон. Сергий, чц. Серман И. Сидоров Микишка, лк. Сила спутник ап. Павла в его втором миссионерском путешествии, библ. Силин П.М. Сильвестр Коссов, митр. Киевский Сильвестр Медведев, киевский м. Сильвестр, архим. Андрониевского мон. Сильвестр, папа Римский Сим, старший сын Ноя, библ. Симеон Алексеевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Симеон Дивногорец, св. Симеон Новый Богослов Симеон Полоцкий , иером., писатель Симеон, архиеп. Солунский Симеон, второй сын Иакова и Лии, родоначальник одного из двенадцати племён Израиля, библ. Симеон, еп. Ростовский Симеон, еп. Суздальский Симеон, митр. Сибирский Симеон, юр. Симон Азарьин, м. Троице-Сергиева мон. Симон Праведный Симон, ап., библ. Симон, архиеп. Вологодский Симон, митр. Московский и Всея Руси Симон, фарисей, библ. Синицына Н.В. Сиромаха В.Г. Сисарь, библ. Сисой Андреев, свщ. Скварничская (Skwarczynska S) Скопин В.В. Скрынников Р.Г. Скуратов Малюта Лукьянович, опричник Слезка Михаил, печатник Сметанин В.А. Смирнов И. А. Смирнов И.М. Смирнов И.П. СмирноваЭ.С. Снегирёв И. Снозин Богдан, стряп. Собакин Григорий Никифорович, комнатный ст. (сп.), бр. Соболева Л.С. Соболевский А.И. Соковнин Прокопий, ок., кн. Соколов П. Сокольский В. Солецкий К., гонец Соловцов Яков, дв., гол. стр. Соловьёв С.М. Соловьёва Т.Б. Солодкин Я.Г. Соломон, сын ц. Давида, библ. Сонцов Дорофей, воев. Софонов Василий, д. Софроний Лихуд Софроний, патр. Иерусалимский Софья Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Спиридон, просвирник Спиридонов Гришка, крст. Срезневский И.И. Станчев К. Старостина И.П. Степанов Артемий Астафьевич, пдч. Степанов Федька, сл. Стерлигова И.А. Стефан, архиеп. Рязанский Стефан, воев. Молдавский и Валахский Стефан, митр. Угро-Валахский Стефан, очевидец чудесного явления над Иверским мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Митр. Даниил был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь . 6 февраля новым митрополитом был избран Иоасаф (Скрипицын) . 26 марта 1539 года митр. Даниил составил отреченную грамоту, в которой объяснял оставление кафедры тем, что он немощен и " недостаточна себя разумех в такых святительскых начинаниих " , и просил государя отпустить его " в молчалное житие " . Скончался 22 мая 1547 года в Иосифово-Волоцком монастыре , когда настоятелем там был свт. Гурий (Руготин) . В " Обиходе " Волоколамского монастыря помещено описание гробницы митр. Даниила: " А гроб митрополич в церкви, в приделе в малом, близко алтаря направе. А гробница с покровом, и свеща над ним поставлена при игумене Леониде Протасьеве, сроднице его " . Могила не сохранилась. В Иосифовом Волоколамском монастыре хранилась духовная грамота митр. Даниила . В ризнице московского Успенского собора в XIX в. находилась панагия митр. Даниила с изображением прор. Даниила . Молитвенное поминовение митр. Даниила совершалось в Иосифовом Волоколамском монастыре 22 мая . Соловецкий инок XVII века Сергий (Шелонин) называет митр. Даниила в пятом тропаре восьмой песни канона Всем русским святым в лике Московских первосвятителей . В тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. содержится следующее описание внешнего облика митр. Даниила (в отдельном перечне, без указания дня памяти): " Подобием брада Сергиева, в шапке и во амфоре, сак лазорь, испод бакан " . Литературное наследие митр. Даниила Сборник сочинений митр. Даниила. Первая пол. XVI в. (РГБ. МДА. Фунд. 197. Л. 289; на нижнем поле - авторская правка) Митр. Даниил принадлежит к числу самых продуктивных авторов первой половины XVI в. Его высокую образованность и исключительную эрудицию отмечали уже современники. Прп. Максим Грек в послании к Н. Булеву характеризует митрополита как " изящнаго разума Христова закона доктора " , впрочем в последнее время принадлежность этого сочинения прп. Максиму оспаривается. Ф. И. Карпов обращается в послании к митр. Даниилу: " высокиа книжности разуму уроженному " , " всякою премудростию опасному ведением научену и учениа исполнену " . Образование (по крайней мере частично) митр. Даниил мог получить в стенах Иосифова Волоколамского монастыря, располагавшего уже на рубеже XV и XVI вв. значительным книжным собранием.

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

Одновременно его сын, первый царь из династии Романовых, стоял во главе Русского государства, и этой двоице выпала доля вывести Русское государство из разрухи Смутного времени. Второй избранный на Руси царь Василий Шуйский после сведения с престола был насильно пострижен в монашество. “В дом к Шуйскому явились Захарий Ляпунов, князья Засекин и Туренин с чудовскими иноками и священниками и потребовали от Василия согласия на пострижение в монахи. И, естественно, получили отказ. Тогда заговорщики приступили к насильственному пострижению, но так как Шуйский вырывался и молчал, то клятву за Василия давал князь Туренин. Вместе с Шуйским постригли и его жену Марию. Затем Василия отправили в Чудов монастырь, а Марию – в Ивановский. Однако Шуйский твердил, что клобук к голове не гвоздями прибит и его можно сбросить. Теоретически Шуйский был прав, так как строгий блюститель церковных канонов Патриарх Гермоген не признал факт пострижения и призывал в церквах молиться за здравие Василия как законного царя. Монахом же Патриарх признал не Шуйского, а князя Туренина, произносившего слова обета” 39 . Страницы древнерусских Синодиков хранят имена, записанные для поминовения благочестивых христиан прошлых веков. Бросается в глаза наличие в них большого количества имён монашествующих. Пройдя путь государевой службы, русские люди стремились в конце своей жизни принять монашество, чтобы послужить Богу, чтобы в монашеском звании предуготовить себя к переходу в вечную жизнь. Но наряду с таким желанием известны и предписательные меры. Собор 1503 года обязывал овдовевшему духовенству принимать монашество в монастырях. Такое постановление позднее было подтверждено Стоглавым Собором в 1551 году, поскольку вдовство духовенства, учитывая канонические и другие аспекты, было довольно актуальной проблемой в то время 40 . Судьбы человеческие неисповедимы и пути к монашескому званию, на основании указанных примеров, были также различны. Мы видим случаи, когда внешне инициатива принадлежит человеческой воле и произволению, но Божественная благодать свыше всесильно покрывает немощь человеческую, ведя каждого своим, особым путём ко спасению. Соловецкий инок Сергий (Шелонин), подвизавшийся в середине XVII века, в Похвальном слове русским преподобным пишет: “Кто прочее постигнути к толице высоте пре­подобных отец, и толико множество обияти умом, и имена онех, купно и исправления представити словом? Никтоже. Исправления бо тех вселеннеи суть свет, и имена тех написана в книге животнеи стоят; тии же со ангелы причащаются непостижимыя оноя и блаженныя славы” 41 . В службе преподобных отец говорится: “Дивнии всечестнии отцы наши, иже божественная страдания, ихже борения, ихже исцеления – кто бо паче сих показа чудес крепость” 42 . Список сокращений

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Прп. Максим Грек. Фрагмент памятника Тысячелетия России. 1862 г. Скульпторы М. Микешин, И. Шредер. Вел. Новгород. Фотография. 2010 г. Прп. Максим Грек. Фрагмент памятника Тысячелетия России. 1862 г. Скульпторы М. Микешин, И. Шредер. Вел. Новгород. Фотография. 2010 г. В составе Миней-Четьих свящ. И. Милютина (1646-1654), в июньском томе (ГИМ. Син. 805), находится «Сказание известно о приходе на Русь Максима Грека и како претерпе до скончания своего». Оно помещено в дополнительной части, среди «прикладных слов», без указания дня памяти и содержит описание 2 чудес (исцеление покаявшегося у могилы преподобного поселянина и обличение послушника явившимся ему во сне М. Г.), одно из к-рых датировано 1651 г. Составитель Сказания знает рукописное наследие М. Г., сообщает о количестве «словес»: «больше ста в трех книгах: книга в десть на Москве въ Андрониеве монастыре, а вторая в Сергиеве монастыре в полдесть, а в неи 74 главы, а третья на Каменном». Книга из 74 глав близка к Хлудовскому собранию, и составитель приводит ряд выписок из нее с обозначением номеров глав. В Сказании рассказано про «озлобления и томления во Иосифове монастыре»: М. Г. «от дыма и от горести темничные был на мног час яко мертв. И по его терпению аггелъ ему изрек: «Калугере! Сими муками избудеши вечных мук»». Этот рассказ впервые появляется в написанном вскоре после апр. 1591 г. предисловии к Псалтири без толкований, переведенной в 1552 г. М. Г. и троицким иноком Нилом (Курлятевым). Здесь сказано, что эта «святая книга» «свидетельствована» на Соборе с участием царя Иоанна IV и митр. Макария, а составленный М. Г. Канон св. и поклоняемому Параклиту «свидетельствован» патриархом Иовом на Московском Соборе в апр. 1591 г. В 40-х гг. XVII в. соловецкий книжник Сергий (Шелонин) составил «Похвальное слово русским преподобным» и «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии просиявшим». В 1-м тексте М. Г. прославляется как «богословеснеишии... новый Богослов, остая токмо священства помазания, истинныя любве делатель и учитель, и на самыи тоя верх доспевыи, и в Бозе быв, Бог бо любы есть» ( Панченко О. В. Из археографических разысканий в обл. соловецкой книжности: 1. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия (Шелонина): (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 588). В 8-й песни канона М. Г. назван в ряду «мудрых учителей» Русской Церкви, святой называется «другим (т. е. вторым.- Н. С.) Богословом» ( Он же. Из археографических разысканий: 2. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//Там же. 2004. Т. 56. С. 479).

http://pravenc.ru/text/2561634.html

В 1635 году Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги по ходатайству Патриарха Иоасафа грамотою царя Михаила Феодоровича был подчинен Соловецкому монастырю. Новгородский Митрополит Авфоний, напоминая архимандриту Соловецкому Рафаилу, что по прошению Патриарха Иоасафа царь пожаловал им Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Иоанна и Лонгина, предписывал построить и освятить новый храм во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, потому что “Яренгские чудотворцы Иоанн и Лонгин труждалися в древния лета в Соловецком монастыре” 77 . А в 1639 году их святые мощи были перенесены из часовни в новопостроенный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия 78 . В 1646 году на Соловках было открытие святых мощей Митрополита Филиппа, которые ранее были принесены из Твери. В этом священном событии участвовал священник Мартирий. В последующее время он задумывался о внешнем виде святого иерарха, поскольку на иконе, присланной Патриархом Иоасафом “старцу Паисее Дворянинову”, бывшем в 1639–1640 годах Соловецким настоятелем, у Святителя была “брада густа написана, черна и кругла. А в подлиннике в Соловецком написана старых переводчиков, кои жива видели его: борода у него зело скудна, токмо на браде”. Затем старцу Мартирию было видение иерарха. Явившийся Святитель «рече ему: “Зри мене, каков есмь” Брада у него — немного волосов на браде, да и пошло к горлу». Соловецкий инок Сергий (Шелонин), описавший данное событие, рассказал историю написанной в Москве иконы. “А тот образ, что прислал блаженныя памяти Патриарх Иоасаф к старцу Паисее с Москвы, писан с Филиппова образа Митрополита с чюдотворного же, которой был на Москве и преставися в лето 6981 апреля в 5 день в первый час нощи. Преже преставления своего виде аггела Господня, возвещающа изход его ко Господу, и положен бысть у Ионы Митрополита в ногах” 79 . Очевидно, имеется в виду надгробный образ Митрополита Филиппа I (1464–1473) 80 , который таким образом явился основой при написании иконы святителя Филиппа II.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Филипп же своим собратьям-архиереям, боявшимся обличать царя, прямо заявляет: «Для того ли собрались, отцы и братья, чтобы молчать? Чего вы страшитесь? Говорить правду? Ведь ваше молчание цареву душу вводит в грех, а свои души — на горшую погибель, а православную веру — на скорбь и на смущение». При этом речь идет не о религиозном, а именно о политическом вопросе — учреждении опричнины. В житиях митрополита Филиппа, где опричнина решительно осуждается, сам царь именуется «благочестивым». Но апелляции адептов культа Ивана Грозного к тому, что где-то он назван «благочестивым» или «благоверным», бессмысленны. Никакого отношения к святости эти эпитеты не имеют. В приложении к решению Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2004 года справедливо указывается, например, на то, что на надгробиях московских государей в Архангельском соборе Московского Кремля все они, начиная с Ивана Калиты, содержат эпитет «благоверный». Далеко не все московские великие князья, цари и царевичи при этом являются святыми. В житии митрополит Филипп как будто специально разъясняет: «Почему твоя держава… хотя ты благочестив, неправедная дела творит… Как страдают православные христиане!» Хуже египетского фараона Также сугубо отрицательно в памятниках церковного Предания оценивается опричный террор как таковой. Один из самых известных соловецких книжников XVII века — инок Сергий (Шелонин) не сомневается в том, что причиной похода Ивана Грозного на Новгород, в результате которого были зверски замучены тысячи невинных людей, стала не дальновидность царя, боровшегося с «врагами народа» или «тлетворным влиянием Запада», а подстрекательство «кровоядных зверей» — опричников во главе с Малютой Скуратовым, которые стремились «мамоны свои неправедным богатством наполнить». Вошло в историю и знаменитое предложение псковского юродивого святого Николы Салоса явившемуся во Псков царю отведать в постный день скоромной пищи, так как это все равно лучше, «нежели плоть человеческую вкушать и кровь их пить».

http://pravmir.ru/bog-emu-meshal-komu-nu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010