Продолжим мысль святого Златоуста. Человеку, преданному греховным страстям, привычкам, которые, как мучительные деспоты, наложили на его волю крепкие цепи греховного рабства, думается, что от них никогда и никак не освободиться. Когда человек, истомленный тиранством их, взывает с Церковью : «от юности моея мнози борют мя страсти» (антифон гласа 4 на воскресной утрене), «от юности моея враг мя искушает, сласть-ми палит мя». Но все это, как бы ни льстило нам, как бы ни вязало нашу слабую волю, может быть побеждено усилием, стремлением к добру, с помощью благодати Христовой, «немощная врачующей, и оскудевающая исполняющей». Сколько есть примеров в Писании, в истории, как величайшие грешники соделывались великими святыми. Итак, оставивши маловерие и леность, с верою поспешим в объятия спасительного покаяния, взывая: «объятия Отча отверзти ми потщи- ся: блудно иждихмое житие» (неделя о блудном сыне, на утрени, седален, глас 1). июля 1910 г.] Учись терпению Неприятно, горько терпеть укоризны, выговоры и упреки, тем более от младших, но что же делать? Вступать с ними в борьбу? Этим сам расстроишься и их более расстроишь. Не лучше ли, сознавая в смиренном духе свою немощь, свои недостатки, свое неразумие, по учению Отеческому, предаться в волю Божию, в Его спасительный, пекущийся о нас Промысл. Сознавать: верно, так угодно воле Божией за мои грехи, мне нужно это понести и не роптать на оскорбляющих, но считать их орудиями Божия Промысла, чрез них меня наказу- ющего, чтобы я видел, насколько я преуспел в незлобии, терпении и смирении, без которых очень жить тяжело с людьми противными и немирными. Господи! Тебе все ведомо, что полезно мне, даруй мне терпение, благодушие и смирение. июля 1910 г.] Юный, блюди, как опасно ходишь Бойся греха, да не умертвит тебя! Берегись и от малых грехов (вино – причина), да не впадешь в большие грехи. Смотри, как малая искра, не погашенная вовремя, производит большой пожар, сжигает целые села, города. Разодранная одежда, не починенная, вся разрывается. Крыша не поправленная весь дом приводит к гниению. Так и грех по нерадению, по бесстрашию Божию допущенный, разрушает весь дом добродетелей. Хотя сила святого покаяния восстановляет падшего, но сколько придется понести душевной тревоги, упреков совести, страданий, не дни, но целые годы. Как блажен, счастлив человек, который хранит себя в непорочности, душа его всегда в мире и спокойствии. Зная это, попечемся, братия, о себе, будем блюсти себя от всякого греха, ограждаясь страхом Божиим. июля 1910 г. Вражья злоба

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иисус Христос, невечернее Солнце, просвещает очи слепорожденного. Об этом так выразился исцеленный пред книжниками: от века несть слышано, яко кто отверзе они слепу рождену ( Ин. 9, 32 ). Это дело Того, Кто дал бытие всей твари, Который «просвещает всякого человека, грядущего в мир». Христе Иисусе, просвещение ума моего, просвети мои очи сердечные ко спасению. Твоими спасительными заповедями настави мя на истину Твою. Иисусе, «бисере честный», осияй меня Твоею Божественною благодатью, всякий мрак моей слепоты и неведения озари светом Твоего боговедения, даруй истинное рассуждение и познание, что спасительно душе моей. Без Тебя, без Твоего вразумления и просвещения я слеп, неразумен и грешен. Ты, Сладчайший Иисусе Христе, Солнце невечернее, просвети очи мои душевные к зрению судеб Твоих. мая 1910 г. Неделя слепого] Просвещение мое – Господь Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся ( Пс. 26, 1 ). Ты со своим разумом, довольно близоруким, недалеко видишь. Часто ты заблуждаешься, не усматривая истины, Божия света и разума, ты ищешь прямого пути к Богу, ко спасению и не находишь. Трудно идти путем не освещенным, закрытым плотною мрачною мглою, на этом пути скоро можно упасть и разбиться! Кто же укажет прямой путь ко спасению? С верою, со смирением взывай ко Господу: «Иисусе, просвещение ума моего, настави меня, блуждающего во тьме, на истину Твою». «Бисере честный! Освяти меня», – воззовем со Святою Церковью в надежде на Твою благодатную помощь. «Во свете Твоем узрим свет!» А без Тебя, Твоего благодатного озарения тьма греховная омрачает души наши, на Тебя же уповая, никого не убоимся и не устрашимся. мая 1910 г.] Сострадай к согрешающим Трости сокрушенны не преломит и лена внемшася [курящегося] не угасит ( Мф. 12,20 ), и научитеся отМене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11,29 ). Вот пример, достойный подражания пастырю и наставнику – старцу: приходящего к тебе брата, надломленного грехом, опаляемого страстью, измученного тиранством во всю жизнь, лестью греховною, не отгони его от себя твоею хладностью к чужому горю, нечувственностью впадшего в духовный плен, но приими его любезно, как отец принял блудного в свои объятья. Перевяжи его греховные гнойные раны платами любви и сострадания, возложи на его загноившиеся струпы пластырь ободрения и надежды на силу всеспасительного покаяния, на любовь Христову, прощающую истинно кающихся. Проплачь о нем, чтобы Господь очистил его от греха безнадежия и отчаяния. Да уподобимся Псалмопевцу, рекшему: Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой ( Пс. 118,53 ), и за это отверзется и тебе источник милости Божией. Господи, помоги осуществить это делом. мая 1910 г.] Смиренный ищет совета

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В одном из писем не верующему «в бессмертие души, в особенности в Царство Небесное и в ад» о. Иоанн противопоставляет свою веру: «Ая глубоко верю и утверждаю, что душа бессмертна». Доказывая свою точку зрения, старец продолжает: «Приведу один пример бессмертия души. Наверное, думали Вы когда-либо, когда хоронили умершего: одна мысль говорит, что я умру, а другая, где-то внутри, говорит – нет, я не умру. Вот это и есть голос души, ибо она бессмертна. Еще к сведению: душа не стареет. У стариков в морщинах и сединах бывают юные нравы, ибо душа грешит и добро творит посредством тела... » «Вы пишете, что “уже здесь, на земле, ужасный ад” – продолжает схиигумен. – Неверно думаете: здесь, на земле, только предвкушение будущего ада. Есть те, кто испытывает ужасные внутренние мучения от греховной жизни, вот они и предвкушают будущее вечное мучение. Есть и такие люди, которые предвкушают будущее вечное блаженство: это те, которые живут евангельскою жизнью. Они приходят в такое состояние, что для них мир почти не существует и все люди кажутся милыми. У таких людей нет лукавства, ни обмана, ни лести, ни лицемерия, ни тщеславия, и всю тварь они видят по существу, восхищаются и умиляются до слез». Старец выступает в роли апологета, разъясняя фундаментальные вопросы основного богословия: «Вам непонятно, как Всемогущество может интересоваться каждой человеческой душой и о ней заботиться и что “это несовместимо с попускаемой Им здесь жестоко- стию на земле”. Наш умишко очень ограниченный и не может постигнуть судеб Божиих. Ибо Бог – самобытное и вездесущее существо, Он как свет везде светит и все человеческие сердца проникает, и нет такого места, чтобы не было Бога. Мне один ученый сказал: “Наука говорит: в природе есть какая-то невидимая всемогущая сила, которая поддерживает весь мировой порядок”. Но не хотят сказать, что это Бог . Все науки мира сего говорят только об этой земной жизни, а о загробной молчат. Конечно, науки нужны, ибо ими человечество живет, но они набивают голову разными познаниями, а сердце остается наполнено страстями, и под влиянием страстей фантазируют и хотят своими человеческими усилиями устроить блаженство на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, о. Харитон не мыслил монашеской жизни без стяжания дара умного делания, которому он учился у старца Агапия и других подвижников: произведения свтт. Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника , прпп. Амвросия и Макария Оптинских были для него энциклопедией духовной жизни. Мысли именно этих святых он часто цитировал в своих письмах. Большинство наставлений «аввы русского Афона», как называли игумена многие его современники, представляют собой апологию исихазма: «Господь ближе к нам, чем дыхание наше, но мы отдаляемся от Него мыслию и чувствами. От нас требуется усилие приблизиться к Богу тем и другим, но, опять-таки, без благодатной помощи и этого не можем сделать, а потому и нужно непрестанно вопиять к Господу о помощи и помиловании – и Он, Всемилостивый, близ нас! Только нам нужно не забывать и помнить о Нем непрестанно, что и называется памятью Божией, а чтобы всем успеть, опытные советуют непрестанно творить молитву Иисусову». Однако, как сокрушается в другом письме о. Харитон, «теперь, к крайнему сожалению, повсюду видится решительное оскудение “умного делания” Иисусовой молитвы. И вследствие этого необходимо должен был последовать общий упадок в монашестве духовной жизни. Не стало сей молитвы – не стало и жизни духовной в ее истинном виде, сообразно с ее высоким назначением. Умерла мать – прекратилось и рождение духовных чад. И это, конечно, в порядке наступившего теперь повсюду упадка внутренней жизни. Не возвышаясь постоянно в духовную область своим духом через неусыпную молитву, которая есть устремление ума и сердца к Богу, и не получая оттуда благодатной силы и возбуждения на духовные подвиги, укрепления и просвещения, мы естественно должны были ослабеть в своих духовных стремлениях к Богу и погрязнуть в чувственности и плотском состоянии». Как следствие оскудения умного делания старец отмечает общий упадок духовной жизни, говоря, что «повсюду чувствуется как будто упадок сил, отсутствие бодрости и чистого светлого настроения. Идеалы, возвышающие человека верою в вечное добро и красоту и отвлекающие его от мелкой, суетливой обыденной жизни, как будто исчезли с лица земли. И что делается теперь на земле?.. Поистине как будто Бог отступился от грешного человечества и допустил их самих себя наказывать за беззакония и грехи. И вот сердце облежат постоянные тревоги и отдыха ему не дают: но прилепись ко Господу, и Он успокоит тебя; и будешь мирствовать в себе и все вокруг светлым зреть; беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом сквозь мрак и темноты жизни сей, к всеблаженной полной отраде и простору вечности. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей, но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. На этом поприще внешнего покоя может и не быть никакого, а один внутренний, но он неотделим от Христа. А с Христовым миром мученики шли на мучения и радовались».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен Харитон не соглашался быть духовным руководителем. По смирению он не считал себя достойным быть примером подвижнической жизни. Так, князю А.В.Оболенскому он писал: «Что касается Вашего желания быть как бы под руководством моим, то на это я согласиться никак не могу, ибо слепой если слепого поведет, то ясно, что оба в яму упадут. Посему и Вы свое желание обратите к Руководителю всех руководителей, здесь уже ошибки не будет. А мы с Вами если угодно, то можем делать письменно обмен мнений по затронутым вопросам, и возможно, что это послужит нам обоим в назидание и к большему уяснению молитвенного делания для спасения душ». Важнейшей ступенью в жизни духовной, по мысли о. Харитона, является видение своих грехов: «Какое блаженство узреть грехи свои! Какое блаженство смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного. Если он взглянет когда на ближнего, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его едино средство – милость Божия». В человеке, как учил игумен Харитон, сердце, ум и слова должны быть в гармоничном единстве. Эту гармонию «прежде всего необходимо установить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего – все не впрок, и внутренняя гармония души нарушается и расстраивается. Еще к большему возмущению приводят душу мысли, что в ее расстройстве виновны люди, а не сама она, помраченная своей внутренней неурядицей. Ведь люди если даже и в заблуждении, то достойны сожаления и любви, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот, мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий свою душу. Из такого опытного наблюдения ясно видно, чем душевная гармония нарушается и чем налаживается».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что о. Амвросий после своей тяжкой болезни действительно оказался уже подготовленным для старческого служения, это видно из того, что с этого времени о. Макарий начинает многих направлять к нему для духовного руководства, несмотря на его сравнительную молодость. Проведя на одре болезни около полутора лет, о. Амвросий, к общему удивлению, начал поправляться. В летнюю пору 1848 года он в первый раз вышел на воздух. «Помню, – рассказывал он об этом, – в летний ясный, тихий день вышел я впервые из келлии и побрел, опираясь на палку, едва передвигая ноги, по дорожке за сажелкой. (Это самая уединенная дорожка внутри скита, вдоль восточной стены.) Первый навстречу мне попался игумен Варлаам (бывший Валаамский настоятель). „Ну что, спрашивает, – поправляешься?“ – „Да, вот, – отвечаю, – слава Милосердому Богу, – оставил на покаяние“. Отец игумен остановился и, глядя на меня, начал говорить смиряющим тоном: „А что ж, ты думаешь, – лучше что ли будешь? Нет, не будешь лучше: хуже, хуже будешь“ " … Вспоминая эти слова, о. Амвросий приговаривал: «Вот теперь и сам вижу, что стал хуже». После перенесенной тяжкой болезни здоровье о. Амвросия никогда уже не восстанавливалось вполне. До самой его кончины недуги не оставляли его. То усиливался у него катар желудка и кишок, открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом. К тому же еще стали появляться геморроидальные страдания, которые по временам до того измождали страдальца, что он лежал в постели точно мертвый. Ко всем этим недугам, несмотря на их мучительность, о. Амвросий всегда относился весьма благодушно, признавая, что они ниспосланы ему Богом. В одном из писем он так определял значение болезней для монаха: «Милостив Господь! В монастыре болящие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову. А то, при полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову…»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Носились, впрочем, слухи и все знали, что отец Тихон притворно, а не по болезни молчал, но никто не был в силах развязать его языка ни убеждением, ни ласковостью, ни легкой пыткой, исключая некоторых особенных случаев и крайностей, когда сам он, без всякой просьбы со стороны других, раскрывал свои уста, из которых вылетали слова утешения и назиданий; но это было так редко, так таинственно, что только те знали, кто удостаивался его особенного расположения и доверчивости, а и того справедливее сказать, кто был в опасности и в отчаянном положении. Пятнадцать с лишком лет так протекло для скромного и молчаливого Тихона; он думал, желал и даже ожидал того, чтоб свои подвижнические кости не инде уложит на мертвенный одр, как только на Валааме, но Господь судил вопреки его воле и чаянию. Настоятель Валаамской обители, предубежденный против подвига отца Тихона тою мыслью, что это прелесть бесовская, придумал новую пытку и средство развязать связанные пятнадцатилетним молчанием уста его: он отправил его в Петербург на подворье, чтоб там сидеть ему при часовне, думая, что столичная жизнь, знать и самые обстоятельства жизни невольно убедят его говорить; но на поверку вышло совсем иначе. Послушливый Тихон не мог ничем и никак отозваться от новой своей жизни: того требовало смирение и самые иноческие обеты; он нехотя отправился в Петербург, где и пробыл до двух лет с половиною, не изменяя, впрочем, ни образу жизни, ни молчаливому своему языку; он оставался для всех нем, кроме немногих, что само собою привлекало к нему толпы любопытных, а более и того внимательных к его доброй подвижнической славе, так что он сделался наконец дивом для многих. Самые даже дети знали, что у этого бедного монаха нет языка, как сам признавался мне здесь отец Тимофей. Часто, – говорил он, – знать, приезжая в часовню с детьми, трогала меня до глубины сердца. Маленькие дети, бывало, подбегали к своим родительницам и, указывая им на меня, в простоте и с сердечным чувством восклицали: «Маменька! Маменька! Бедный этот монах: у него нет языка!»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря 10 июля 2015 г. 19:13 10 июля 2015 года в братской трапезной Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное ежегодное заседание Попечительского совета по восстановлению Валаамской обители. В работе Попечительского совета приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , глава Республики Карелия А.П. Худилайнен, вице-губернатор Санкт-Петербурга И.Б. Дивинский, президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин , генеральный директор ОАО «Российские сети» О.М. Бударгин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин , члены Попечительского совета Валаамского монастыря, благотворители. В начале заседания Святейший Патриарх обратился к присутствующим со словом , в котором дал оценку текущему положению дел в монастыре и затронул ряд вопросов, касающихся дальнейшего восстановления обители и развития всего Валаамского архипелага. С сообщением о решении вопросов социально-экономического развития Валаамского архипелага выступил глава Республики Карелия А.П. Худилайнен. Также прозвучали выступления генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ф.В. Карамазинова («О завершении проекта по строительству нового водопровода и очистных сооружений о. Валаам») и депутата Законодательного собрания Республики Карелия В.Н. Степанова («О необходимых мерах по уходу за природными ресурсами на островах Валаамского архипелага»). Епископ Троицкий Панкратий выступил с докладом о реставрации Валаамского монастыря и рассказал о содержании программы восстановления обители на 2016 год. В завершение заседания Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил всех членов Попечительского совета за активную работу по воссозданию монастыря, 25-летие возрождения монашеской жизни в котором отмечается в этом году. Ряд членов Попечительского совета и благотворителей были удостоены высоких церковных наград: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4152155.ht...

18 октября 2019 года братия Нового Валаама обрела небесного покровителя новому дому своей обители — в этот день были обретены мощи преподобного Иоанна Валаамского, память которого совершается 5 июня 21 октября. ПРАВМИР. Для Финляндской православной архиепископии 2019 год стал особенным — впервые эта церковь обрела своих, рождённых ею святых. 1 июня этого года был прославлен в лике преподобных старец схиигумен Иоанн (Алексеев), при жизни — настоятель Трифоно-Печенгской обители, а затем духовник братии Валаамского монастыря, а 13 июля — мученик и исповедник Иоанн Сонкаянрантский (Йоханнес, или Иван Васильевич Кархапяя). Икона прп. Иоанна Валаамского. (с) Valamon luostarin Параллельно с подготовкой к канонизации священноначалие Финляндской Православной церкви сделало запрос о проведении эксгумации захоронения преподобного Иоанна, чтобы обрести его честные мощи. Разрешение было получено и эксгумацию назначили на 18 октября. В этот день настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий совершил вместе с братией обители и в присутствии преосвященного митрополита Куопиоского и Карельского Арсения молебен пред началом всякого доброго дела, после чего на монастырском кладбище в присутствии представителя санитарно-эпидемиологического надзора было вскрыто захоронение преподобного. Самая большая трудность состояла в определении принадлежности останков — ввиду относительно небольшой площади кладбища наши предшественники были захоронены очень близко друг ко другу, а на могильных крестах написано по два-три имени. Митрополит Куопиоский и Карельский Арсений с братией Ново-Валаамского монастыря после омовения честных мощей прп. Иоанна Валаамского. (с) Kaj Appelberg Ранее, при установке на могиле гранитного креста, место захоронения схиигумена Иоанна было определено приблизительно. Тем не менее, опознание произошло быстро — уже через 40 минут после вскрытия были обнаружены человеческие останки, среди которых был найден иерейский крест. Сомнений не было — среди всех погребённых в этой стороне кладбища насельников обители лишь отец Иоанн был иеромонахом. Благодаря этому обретение мощей святого произошло очень быстро — от начала вскрытия могилы до окончания всех работ прошло не более двух с половиной часов.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение верхнего храма Всехсвятского скита Валаамского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме 10 июля 2011 г. 12:53 10 июля 2011 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма в честь Архангела Михаила и Святых Небесных Сил бесплотных скита во имя Всех святых   Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . По окончании чина освящения Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; архимандрит Савва (Михеев) , избранный епископом Воскресенским; скитоначальник схиигумен Серафим (Покровский); насельники Валаамской обители в священном сане. За богослужением пел хор Валаамского монастыря (регент Алексей Жуков). В храме молились: председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; председатель попечительского совета Фонда всехвального апостола Андрея Первозванного , президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин ; учредитель благотворительного фонда «Ладога», осуществляющего реставрацию Всехсвятского скита, предприниматель Г.Н. Тимченко; благотворители Валаама и паломники. По окончании Литургии наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий поблагодарил Его Святейшество за совершение богослужения в возрожденном храме, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Церкви поблагодарил владыку наместника за труды по восстановлению Всехсвятского скита и передал в дар новоосвященному храму икону Патриарха Ермогена. Святейший Владыка также выразил признательность Г.Н. Тимченко и членам его семьи за вклад в реставрацию скита и подарил благотворителю икону с изображением небесных покровителей его семьи.

http://patriarchia.ru/db/text/1558241.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010