Монастырская ризница помещается над монастырской библиотекой. В ней хранится много замечательных предметов, ценных не только по материальной стоимости, но и по их художественному и историческому значению. Таковы, прежде всего, многочисленные старинные церковные облачения из художественной парчи, вклады Императрицы Елисаветы Петровны, Ekamepuhы II-й, Императора Aлekcahдpa I u Aлekcahдpa II-ro, одежды на престол и жертвенник, покровы на раку преподобных; искусной работы покровцы и воздухи на Св. Дары и др. Кроме облачений, в ризнице хранятся древние иконы, художественной работы евангелия, сосуды и кресты, и много другой церковной утвари. Большую ценность представляет и монастырская библиотека, заключающая в себе до 30 000 томов книг, ценных рукописей, старопечатных книг, творений св. Отцов, в издании Migne’a (хотя и не полный комплект) и, наконец, журналов и протоколов всех наших Духовных академий, причем некоторые (напр. «Христианское Чтение») имеются за все годы их существования. Кроме книг духовного содержания, в библиотеке имеется много книг обще-исторического, естественно-научного, философского и технического содержания. Для ознакомления с составом библиотеки и для отыскания необходимых книг, имеются тщательно составленные систематические каталоги. Кроме основной, фундаментальной библиотеки, имеется библиотека меньших размеров, состоящая из книг, коими обычно пользуются братия обители. Недалеко от библиотеки и от разницы находится монастырская иконописная и живописная школа, в которой под руководством опытного учителя-монаха обучаются иконописи и живописи около пятнадцати мальчиков и послушников. Валаамская иконопись не придерживается старины и является продолжением иконостасной живописи конца прошлого века. Иконы выписываются весьма тщательно и чисто. Среди учеников есть талантливые пейзажисты. Иконописью и живописью занимаются и некоторые из братий — любители, наполняющие этим свое свободное время. Трудами учеников школы, во главе с их наставником — совершен огромного труда подвиг — художественная реставрация верхнего храма, отличающаяся необыкновенною живостью и яркостью красок. |
Радуйся, стояти за веру Православную нас научающая. Радуйся, двери райския верным отверзающая. Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице. Кондак 13 О Всепетая Мати, Российския страны дивная Заступнице, милостивно приими сие малое моление, пред чудотворным Твоим образом возносимое. Сохрани отечество наше, веру Православную в людех укрепи, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей, и сподоби чистым сердцем зде и в будущем веце воспевати Богу: Аллилуиа. Молитва первая Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея. О Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих. Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва вторая О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и покланяемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси милостивно на молитву болящия рабы Твоея и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, отечество наше и вся люди православныя, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающия, от нашествия иноплеменных, от глада и мора, и от всякаго зла; управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру Православную. Воззри милостивым оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки избавит и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити тамо Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. |
а) Это последнее обстоятельство особенно стоит заметить. Кому и вся наша Русь обязана христианским просвещением, нак не иночеству? Как прежде, по свидетельству летописей, так и в наши дни – кто у нас апостольствует в Сибири? Кто разносит по тундрам тамошним неведомые дикарям понятия об истинном назначении человека, о его обязанностях и лучших условиях бытовой жизни? Кто, вместе с верой, учит их строить жилища, заводить хлебопашество и т. д.? Наши новаторы? – наши передовики? О, нет! Дело наших новаторов – мутить воду и сбивать с толку нашу молодежь недоучившуюся. А дело делают – опять-таки никто, как иноки – главным образом монашествующая братия. Да, многим обязана наша Русь православному монашеству! А если так, то не слушайте тех, которые проповедуют, что монашество есть извращение человеческой природы. – что оно бесполезно в общем строе народной жизни, и т. п. Нет, други мои, «иночество, правильно поставленное», это – «душа народной жизни». В нем мы имеем то «свято семя», которым, по слову Писания, «стоят» и держатся царства и народы ( Nc. VI, 15 ). Без него... «оскуде преподобный» – сами знаете, что дальше сказано в писании: и «умалишася истина от сынов человеческих». А умаление истины, пренебрежение к ней – известно, к чему ведет народы: «и опустошит всю землю беззаконие и злодейство превратит престолы сильных» (Прем. Сол. V, 24). Приведем и еще одно замечание премудрого (Притч. Сол. XI, 10–11): «во благих праведных исправится град» и «в благословении правых возвысится: усты же нечестивых раскопается». б) Нам снажут: но много ли у нас таких праведников? где ныне преподобные? Отвечаем: много ли ныне в наших монастырях истинных подвижников, мы не знаем, так как один Господь знает «сущия Своя»; но что они есть, а еще важнее, – что в монастырях наших жив и действен поныне дух истинного подвижничества, хотя он проявляется теперь, быть может, и не в тех иногда формах, в каких проявлялся прежде, в этом, по нашему, и сомневаться нельзя. Иначе, стал ли бы народ наш тысячами стекаться в обители? Нет, братие, чутья народного не обмануть – что ни говорите! Затем и то надо сказать: ведь и в старые годы не сотнями же считали строгих подвижников. |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
| |