Монастырская ризница помещается над монастырской библиотекой. В ней хранится много замечательных предметов, ценных не только по материальной стоимости, но и по их художественному и историческому значению. Таковы, прежде всего, многочисленные старинные церковные облачения из художественной парчи, вклады Императрицы Елисаветы Петровны, Ekamepuhы II-й, Императора Aлekcahдpa I u Aлekcahдpa II-ro, одежды на престол и жертвенник, покровы на раку преподобных; искусной работы покровцы и воздухи на Св. Дары и др. Кроме облачений, в ризнице хранятся древние иконы, художественной работы евангелия, сосуды и кресты, и много другой церковной утвари. Большую ценность представляет и монастырская библиотека, заключающая в себе до 30 000 томов книг, ценных рукописей, старопечатных книг, творений св. Отцов, в издании Migne’a (хотя и не полный комплект) и, наконец, журналов и протоколов всех наших Духовных академий, причем некоторые (напр. «Христианское Чтение») имеются за все годы их существования. Кроме книг духовного содержания, в библиотеке имеется много книг обще-исторического, естественно-научного, философского и технического содержания. Для ознакомления с составом библиотеки и для отыскания необходимых книг, имеются тщательно составленные систематические каталоги. Кроме основной, фундаментальной библиотеки, имеется библиотека меньших размеров, состоящая из книг, коими обычно пользуются братия обители. Недалеко от библиотеки и от разницы находится монастырская иконописная и живописная школа, в которой под руководством опытного учителя-монаха обучаются иконописи и живописи около пятнадцати мальчиков и послушников. Валаамская иконопись не придерживается старины и является продолжением иконостасной живописи конца прошлого века. Иконы выписываются весьма тщательно и чисто. Среди учеников есть талантливые пейзажисты. Иконописью и живописью занимаются и некоторые из братий — любители, наполняющие этим свое свободное время. Трудами учеников школы, во главе с их наставником — совершен огромного труда подвиг — художественная реставрация верхнего храма, отличающаяся необыкновенною живостью и яркостью красок.

http://bogoslov.ru/article/6174418

Радуйся, стояти за веру Православную нас научающая. Радуйся, двери райския верным отверзающая. Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице. Кондак 13 О Всепетая Мати, Российския страны дивная Заступнице, милостивно приими сие малое моление, пред чудотворным Твоим образом возносимое. Сохрани отечество наше, веру Православную в людех укрепи, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей, и сподоби чистым сердцем зде и в будущем веце воспевати Богу: Аллилуиа. Молитва первая Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея. О Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих. Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва вторая О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и покланяемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси милостивно на молитву болящия рабы Твоея и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, отечество наше и вся люди православныя, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающия, от нашествия иноплеменных, от глада и мора, и от всякаго зла; управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру Православную. Воззри милостивым оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки избавит и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити тамо Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravicon.com/info-4005

а) Это последнее обстоятельство особенно стоит заметить. Кому и вся наша Русь обязана христианским просвещением, нак не иночеству? Как прежде, по свидетельству летописей, так и в наши дни – кто у нас апостольствует в Сибири? Кто разносит по тундрам тамошним неведомые дикарям понятия об истинном назначении человека, о его обязанностях и лучших условиях бытовой жизни? Кто, вместе с верой, учит их строить жилища, заводить хлебопашество и т. д.? Наши новаторы? – наши передовики? О, нет! Дело наших новаторов – мутить воду и сбивать с толку нашу молодежь недоучившуюся. А дело делают – опять-таки никто, как иноки – главным образом монашествующая братия. Да, многим обязана наша Русь православному монашеству! А если так, то не слушайте тех, которые проповедуют, что монашество есть извращение человеческой природы. – что оно бесполезно в общем строе народной жизни, и т. п. Нет, други мои, «иночество, правильно поставленное», это – «душа народной жизни». В нем мы имеем то «свято семя», которым, по слову Писания, «стоят» и держатся царства и народы ( Nc. VI, 15 ). Без него... «оскуде преподобный» – сами знаете, что дальше сказано в писании: и «умалишася истина от сынов человеческих». А умаление истины, пренебрежение к ней – известно, к чему ведет народы: «и опустошит всю землю беззаконие и злодейство превратит престолы сильных» (Прем. Сол. V, 24). Приведем и еще одно замечание премудрого (Притч. Сол. XI, 10–11): «во благих праведных исправится град» и «в благословении правых возвысится: усты же нечестивых раскопается». б) Нам снажут: но много ли у нас таких праведников? где ныне преподобные? Отвечаем: много ли ныне в наших монастырях истинных подвижников, мы не знаем, так как один Господь знает «сущия Своя»; но что они есть, а еще важнее, – что в монастырях наших жив и действен поныне дух истинного подвижничества, хотя он проявляется теперь, быть может, и не в тех иногда формах, в каких проявлялся прежде, в этом, по нашему, и сомневаться нельзя. Иначе, стал ли бы народ наш тысячами стекаться в обители? Нет, братие, чутья народного не обмануть – что ни говорите! Затем и то надо сказать: ведь и в старые годы не сотнями же считали строгих подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010