Прот. Александр Смирнов. Из военных воспоминаний В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, были сильные налеты немецких самолетов, бомбивших Москву. Война шла уже четвертый месяц. Враг, не щадя своих сил, рвался к Москве, из которой были эвакуированы дети, старики, затем ряд учреждений В отношении Патриархии Исполнительный Комитет Московского Городского Совета 7 октября 1941 года постановил за временно покинуть Москву возглавлявшему Московскую Патриархию митрополиту Сергию (Страгородскому) . Почетную свиту его составили, митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископ Можайский Сергий, архиспископ Иоанн, управляющий делами Московской патриархии протоиерей А. II.Cмuphob, протодиакон Г. К. Антоненко, келейник – иеродиакан Иоанн (Разумов), домашний врач и обслуживающий персонал. Митрополит Сергий и его свита покинули Москву в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1/14 октября 1941 г. в 16 часов 40 мин. Промысел Божий судил пишущему эти строки попасть в священную свиту Первосвятителя. Нас провожали представители Моссовета, и от них мы узнали, что Блаженнейший Митрополит Сергий выразил пожелание не уезжать дальше любимой им реки Волги. Вскоре митрополит Сергий заболел с высокой температурой (до 40°), моментами был бред. Митрополит Николай предложил ему причаститься, и на мою долю выпало счастье послужить болящему своей походной дароносицей, которую я взял с собой в дальний путь. На другой день, 16 октября, митрополиту Сергию стало лучше. В пути мне удалось пересесть на другой пассажирский поезд и приехать в Ульяновск раньше всех. Утром 19 октября я и протоиерей Николай отслужили литургию, встретились с верующими, поговорили, выяснили ряд практических вопросов. Наше впечатление о храме “Воскресения” и богомольцах было хорошее. Первое богослужение в Ульяновске было совершено мит­рополитом Сергием в кладбищенской церкви (она была побольше) 13/20 октября, через неделю после приезда из Москвы. Это было соборное служение всех прибывших в Ульяновск священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 7 (20) Преподобномученик Афанасий (Егоров) Преподобномученик Афанасий (в миру Алексей) родился 7 марта 1884 года в селе Сурушино Новоторжского уезда Тверской губернии в семье крестьян Егора Иларионовича и Агафии Ефремовны Егоровых. Окончил церковноприходскую школу. 18 января 1908 года Алексей поступил в Валаамский монастырь. 19 ок­тября 1911 года он был зачислен в послушники обители, а 21 февраля 1914 года – пострижен в мантию с именем Афанасий. Послушание он про­ходил на монастырском подворье в Петрограде, при иконно-книжной лавке. С 1917 года он нес послушание на Валаамском подворье в Москве. В 1921 году митрополит Сергий (Страгородский) пригласил монаха Афанасия к себе в качестве келейника, так как хорошо знал его еще с 1913 года, когда был архиепископом Финляндским, а тот был заведующим архиерейскими комнатами Валаамского монастыря в Финляндии. Монах Афанасий пробыл келейником митрополита Сергия до своего ареста, и владыка всегда относился к нему с исключительным доверием. 24 апреля 1921 года монах Афанасий был рукоположен в сан иеродиакона и вскоре после этого – во иеромонаха. Через некоторое время он был возведен митрополитом Сергием в сан игумена. Служил игумен Афанасий в храме села Измайлово Реутовского района Московской области. 26 июня 1937 года игумен Афанасий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Его обвинили в террористической агитации и оказании материальной помощи находящемуся в заключении за антисоветскую деятельность духовенству. На состоявшемся через день допросе следователь, выяснив, сколь долго был игумен Афанасий келейником мит­рополита Сергия, спросил: – Таким образом, вы являетесь приближенным митрополита Сергия Страгородского? – Да, митрополит Сергий относился ко мне хорошо, но все же он рас­сматривал меня в известной степени как своего слугу. Состоя при мит­ро­полите, я ведал хозяйственными вопросами, иногда помогал ему на службах в церкви и выполнял другие поручения митрополита.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/629/Alek...

Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. Названо по г. Мелекесс (до сер. 30-х гг. XX в. Мелекес, ныне Димитровград Ульяновской обл.). М. в. Самарской епархии было открыто постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 6 сент. 1923 г. Тем же постановлением на вновь образованную викарную кафедру был переведен викарий Приморской и Владивостокской епархии (см. Владивостокская и Приморская епархия ) Никольск-Уссурийский еп. Павел (Введенский). Однако викариатством он фактически не управлял, поскольку в 1923 г. был арестован, до 1926 г. находился в заключении, а после освобождения жил в ссылке в Уфе. Он сохранял титул «епископ Мелекесский» до 13 июля (16 сент.?) 1927 г. С 16 сент. 1927 по нач. 1928 г. Мелекесскую кафедру занимал еп. Николай (Ипатов), с 15 янв. по апр. 1928 г.- еп. Георгий (Анисимов) . В апр. 1928 г. Мелекесским викарием был определен еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов) . При встрече с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Амфилохий высказал несогласие с существующей формулой поминовения за богослужением властей. В связи с этим по предложению митр. Сергия он подал прошение об увольнении за штат по болезни, удовлетворенное заместителем патриаршего местоблюстителя не позднее июля 1928 г. В 1929 г. М. в. вошло в состав Ульяновской епархии. В 1929-1932 гг. его возглавлял еп. Амвросий (Казанский). Поскольку в Ульяновской епархии широко распространился григорианский раскол (к 1931 в Ульяновске действовали 5 григорианских приходов, 2 обновленческих (см. Обновленчество ) и ни одного «тихоновского»), правосл. архиереи, управлявшие епархией, были вынуждены пребывать в Мелекесе. 19 окт. (1 нояб.?) 1932 г. на Мелекесскую кафедру был назначен еп. Серафим (Зборовский), также ему было вверено временное управление Ульяновской епархией, которую он окормлял до назначения на эту кафедру 16 июня 1933 г. еп. Стефана (Знамировского ; впосл. архиепископ). 18 окт. 1933 г. еп. Стефан был переведен на Вологодскую кафедру (см. Вологодская и Кирилловская епархия ), после чего временное управление Ульяновской епархией вновь было поручено еп. Серафиму. В 1934 г. он был перемещен на Алатырскую викарную кафедру Ульяновской епархии (см. Алатырское викариатство ). В том же году Мелекесским викарием был назначен еп. Артемон (Евстратов) . 30 сент. 1935 г. еп. Артемон был определен епископом Елецким, викарием Орловской епархии (см. Елецкое викариатство ). В тот же день последовало назначение на Мелекесскую кафедру Свердловского еп. (архиеп.?) сщмч. Аркадия (Ершова) , однако накануне, 29 сент., он был арестован; 22 окт. 1935 г. находившийся в заключении архиерей был формально уволен на покой. М. в. прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2562816.html

Скачать epub pdf Архимандрит Сергий (Тихомиров). Письма из Сарова 13–22 июля 1903 года Приведенные здесь с небольшими сокращениями письма в 1999 г. были опубликованы издательством «Синтагма» и при этом ошибочно приписаны архимандриту Сергию (Страгородскому) . Настоящий автор писем – архимандрит Сергий (Тихомиров) родился в Новгородской губернии в 1871 г. Пострижен в монахи в 1895 г. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1896). В сане архимандрита с 1899 г. В 1905 г. был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1908 г. направлен в Японию помощником начальника Русской духовной миссии, получив сан епископа Киотоского. По смерти святого равноапостольного Николая Японского – предстоятель Японской Православной Церкви, епископ Японский и начальник Русской духовной миссии (1912). Архиепископ с 1921 г., митрополит с 1931 г. Вошел в состав Синода, организованного митрополитом Сергием (Страгородским) . С 1940 г. на покое. Скончался 11 августа 1945 г.     Перед нами воспоминания священника, который среди сотен и сотен лиц духовенства был в Сарове и Дивееве в те великие дни, находился не в самом центре событий. При подготовке к изданию мы пытались сократить воспоминания: ведь в книге есть еще несколько воспоминаний священников о тех же самых событиях и фактах. Но обнаружилось, что в той «лирике», которую, казалось бы, и надо сократить, в возвышенных и старомодных словах простого, никому теперь, наверное, не памятного батюшки запечатлелась такая искренность, которая несет на себе печать духовного прозрения. И мы, уверены, что каждый, кто будет в Сарове и Дивееве в 2003 году, читая эти воспоминания столетней давности, найдет там пронзительный отзвук того, что испытал сам и не мог передать словами.     Обрати, благосклонный читатель, свое внимание на главку «Царственные гости на монастырской трапезе». «Кто знал и ведал тогда из всех присутствовавших о том, какие тревожные тучи сгущались на горизонте нашей общественной жизни и какие приближались печальные события? Но сокрыто ли было то от преподобного Серафима, который еще в земной жизни своей уже предвидел и предсказал наступление великой скорби вслед за светлым торжеством?.. О преподобне отче Серафиме! Ты, при жизни своей никогда не отпускавший от себя никого без утешения и многих предварявший своими предречениями об ожидающих печалях, чтобы тем подготовить к ним слабые сердца, мог ли ты теперь быть равнодушным к грядущим событиям, несущим столько скорби сердцу Царя, который явил такую великую, благоговейную любовь к памяти твоей?!» Это ощущения 1903 года, записанные в 1904 году. Две революции, крушение великой России, убиение Царственных страстотерпцев и множества новомучеников, присутствовавших тогда в Сарове, – всё впереди и, конечно, сокрыто мраком неведения от священника, из души которого вырываются эти слова. Но, не ведая, что говорит, он, на месте святе, улавливает пророческое дуновение будущего, самую суть событий...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Скачать epub pdf Игумен Павлин (схиархимандрит Павел) Игумен Павлин, в миру – Петр Тимофеевич Мешалкин, родился 20 июня 1866 года в Тверской губернии. Стремление к иноческой жизни у него возникло, очевидно, еще с юных лет, так как он сразу по окончании военной службы отправился в Кронштадт. Получив благословение отца Иоанна Кронштадтского , 24 мая 1893 года приехал в Валаамский монастырь. Здесь первое время он проходил искус на общих монастырских послушаниях, затем трудился в Сергиевском скиту. С первых дней жизни в обители Петр Мешалкин так хорошо проявил себя, что уже через год по прибытии на Валаам был зачислен в число братии, а в 1898 году пострижен в монашество с именем Павлин. В следующем году рукоположен во иеродиакона, а в 1900-м – во иеромонаха. Уже в священном сане отец Павлин вновь посетил Кронштадт и после богослужения в алтаре Андреевского собора вторично беседовал со святым праведным Иоанном Кронштадтским . Молодой валаамский иеромонах был самым ближайшим помощником и сотрудником игумена Гавриила в его многотрудной строительной деятельности. Составление всех актов строительных комиссий, ведение отчетности денежных сумм и строительных материалов целиком лежало на отце Павлине. Кроме того, он исполнял послушание управляющего монастырской канцелярией, и вся деловая корреспонденция монастыря, обширнейшая переписка – как по хозяйственной части, так и по братским вопросам – находилась под его началом. В 1904 году отец Павлин был командирован на Валаамское подворье в Москву. Примерная иноческая жизнь, усердное исполнение всех послушаний и удивительно редкая трудоспособность отца Павлина были отмечены архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) , и в 1906 году отец Павлин был назначен экономом Финляндского Архиерейского дома, а через год уже нес послушание благочинного в родном монастыре. После кончины игумена Маврикия наместник монастыря иеромонах Павлин 10 мая 1918 года был избран братией кандидатом на настоятельскую должность, а 3 апреля 1921 года возведен в сан игумена. Ему пришлось нести бремя настоятельства в тяжкое для Валаамской обители время. В 1914–1916 годах молодые послушники были призваны на военную службу, и лишь немногие из них смогли вернуться в обитель. Это отразилось на обширном хозяйстве монастыря: не хватало рабочих рук на ферме, огородах, в многочисленных мастерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Статистика Платон (Рождественский), архиеп. Митрополит Платон (в миру — Порфирий Фёдорович Рождественский; 23 февраля 1866, Курская губерния — 20 апреля 1934, США) — епископ Русской Церкви; с 1921 управляющий Северо-Американской епархией; с 1924 вне общения с Московским Патриархатом. Был трижды отрешён от своей должности: Патриархом Тихоном в 1924, Архиерейским Синодом в 1927, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1933; второе из них было снято посмертно 13 сентября 1934. Биография В 1886 окончил Курскую духовную семинарию. С 1887 — иерей на приходе. В 1891 — овдовел и поступил в Киевскую духовную академию (КДА). В 1894 — принял монашество В 1895 — окончил Киевскую духовную семинарию со степенью кандидата богословия, профессорский стипендиат. С 1896 — исполнял должность доцента. В 1898 — магистр богословия (тема диссертации — «Древний Восток при свете Божественного Откровения»). С 1898 — помощник инспектора, инспектор, экстраординарный профессор КДА, архимандрит. С 1902 — ректор Киевской духовной академии. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 1906 — издавал журнал «Церковь и народ» В 1907 — член Второй Государственной Думы. С 8 июня 1907 — архиепископ Алеутский и Североамериканский. В 1909 — присутствовал в Синоде. С 1914 — архиепископ Кишиневский и Хотинский. В 1915−1917 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Синода. 12 марта (25 марта) 1917 — лишён права распоряжаться грузинскими епархиями грузинскими автокефалистами, разорвашими общение с Русской православной церковью. С 13 августа 1917 — председатель Совета по укреплению веры, митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. В 1917—1918 — Член Всероссийского Поместного Собора. Во время торжественного настолования Патриаха Тихона обратился к нему с приветствиями и вручил крест от Святейшего Синода. 14 января 1918 — избран на Херсоно-Одесскую кафедру 3-м Чрезвычайным Херсонским Собором. В 1920 — эмигрировал в США. В 1921 — Указом Патриарха Тихона назначен управляющим православными приходами в Америке.

http://lib.cerkov.ru/authors/1303

Церковь чтит память священномученика Прокопия, архиепископа Одесского и Херсонского 23 ноября, 2012. Новостная служба 2 октября 1934 года архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. На допросе заявил, что симпатизирует монархии, однако не является сторонником её насильственного восстановления. 23 ноября. ПРАВМИР. Церковь празднует память священномученика Прокопия, архиепископа Одесского. Священномученик Прокопий (в миру Титов Пётр Семёнович) родился 25 декабря 1877 года в городе Кузьминск Томской губернии в семье священника. В 1901 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В том же году Пётр Семёнович принял монашеский постриг с именем Прокопий, был посвящён в сан иеромонаха и назначен преподавателем Томской церковно-учительской школы. С 1906 года отец Прокопий преподаёт в Иркутской Духовной Семинарии, а с 1909 года является помощником начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. 30 августа 1914 года отец Прокопий был хиротонисан в епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Являясь участником Поместного Собора 1917-1918 годов, Владыка осенью 1917 года на нём был назначен настоятелем Александро-Невской Лавры. В январе 1918 года при неудавшейся попытке захвата Лавры красноармейцами святитель был объявлен арестованным, но по требованию верующих был освобождён. Через несколько дней он был назначен наместником Лавры, находясь на этой должности до апреля 1918 года. Затем Владыка уезжал на Украину. С 1919 года епископ Николаевский, викарий Одесской епархии; с 1921 года епископ Одесский и Херсонский. В начале 1920-х годов Владыка был судим «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при ген. Деникине». В январе 1925 года владыка Прокопий был освобождён, и выехал в Москву. Был членом Священного синода при патриархе Тихоне. На похоронах Патриарха Тихона служил панихиду. В ноябре 1925 года вновь был арестован, как сторонник Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Обвинён в принадлежности к контрреволюционной группе духовенства и мирян. 26 мая 1926 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорён к трём годам заключения, которое отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал, вместе с владыкой Евгением (Зерновым) и другими архиереями в подготовке «Соловецкого послания» советского правительства, в котором говорилось о необходимости невмешательства государства и церкви в дела друг друга. Некоторое время был старшим епископом на Соловках. В 1928 году заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой (то есть освобождён от управления епархией).

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Это документ с осуждением учения прот. Сергия Булгакова от имени Священного Синода, подписанный митр. Сергием. Есть мнение, что митр. Сергий составил документ без участия Синода, единолично. Этот вопрос разбирается в статье. «УЧЕНИЕ протоиерея Сергия Булгакова о Софии – Премудрости Божией неоднократно становилось предметом церковного обсуждения. Так, дважды оно соборно рассматривалось в Карловцах: в марте 1927 г. Архиерейским Синодом 1 ; в октябре г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви за границей 2 , на каждое из них следовал ответ о. Сергия Булгакова 4]. Дважды это учение обсуждалось в Москве, о чем свидетельствуют известный Указ Московской Патриархии митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию 1651 от 7 сентября 1935 г. (далее – Указ 1651) на который также имеется ответ о. Сергия и еще один, не ставший предметом полемики, Указ Московской Патриархии митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию 2267 от 27 декабря 1935 г. (далее – Указ 2267) Характеризуя Указ 1651, как сам о. Сергий, так и его последователи специально отмечают, что этот Указ отражает единоличное мнение митрополита Сергия (Страгородского) (6, с. 25; 8, с. 10–12; 9, с. 160]. Сходным образом оценивается и практически не упоминаемый исследователями Указ 2267 (8, с. 12]. Однако еще в 1936 г. В. Лосский , анализируя текст Указа 1651, отметил, что рассматриваемый Указ есть не единоличное мнение, а «суждение епископов» и, следовательно, – акт соборный с. 6–9], но доказательных материалов он не имел. Сходное мнение о том, что «осуждению придан характер церковного и соборного акта», содержится и в Акте комиссии преподавателей Православного Богословского Института в Париже, в состав которой входили А. Карташев , Г. Федотов , Б. Вышеславцев , В. Зеньковский , В. Ильин, Н. Афанасьев и другие ученые с. 42]. Дополнительные сведения о происхождении и характере рассматриваемых Указов Московской Патриархии дают хранящиеся в Москве, в Архиве Синода Русской Православной Церкви Определение 93 от 24 августа 1935 г. (далее – Определение 93) и Определение 135 от 7 декабря 1935 г. (далее – Определение 135), тексты которых, за исключением формулярных особенностей, совпадают с текстами Указа 1651 и Указа 2267 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) Андрей Горбачев Священномученик Иларион (Троицкий)      В современных публикациях по истории Русской Православной Церкви XX века существует ряд недоуменных вопросов, связанных с реакцией российского духовенства и православного народа на декларацию митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Эта декларация нередко становилась разделяющей чертой между православными иерархами, многие из которых в наши дни Русской Православной Церковью причислены к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона , направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу некоторых действий заместителя местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых), недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келлии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!” “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» . Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию» .

http://pravoslavie.ru/79180.html

«Завещательное послание» Патриарха Тихона и «Декларация» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Дмитрий Сафонов Сходство неподписанного Патриархом Тихоном «Завещательного послания» и «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) обусловлено тем, что оба текста были составлены одним и тем же человеком... Митрополит Сергий (Страгородский) Одним из центральных аргументов авторов, которые являются сторонниками подлинности «завещания» Патриарха, таких как Д.В. Поспеловский, является то, что существует преемственность между «Завещательным посланием» Патриарха и «Декларацией» митрополита Сергия (Страгородского). То, что эти документы имеют ряд сходных положений, по мнению Д.В. Поспеловского, является доказательством подлинности «завещательного послания» . Отсутствие же прямых ссылок на «Завещательное послание» в «Декларации» другой сторонник подлинности послания 7 апреля 1925 г., прот. В. Цыпин, объясняет тем, что «возможно, непопулярность этого документа среди церковного народа побудила митрополита Сергия отказаться от столь, на первый взгляд, легкого и надежного обоснования своей позиции положениями, выраженными в «Завещании» глубоко чтимого народом усопшего Патриарха» . Эти аргументы названных авторов не представляются нам убедительными. Для того, чтобы обосновать это, необходимо кратко рассмотреть историю возникновения «Декларации» митрополита Сергия. 9 декабря 1925 г. был арестован Местоблюститель. 14 декабря 1925 г. митрополит Сергий (Страгородский) объявил о том, что приступает, согласно воле митрополита Петра, к исполнению его обязанностей. К этому времени ГПУ удалось организовать раскольническую группу во главе с митрополитом Григорием (Яцковским), которая организовала Высший Временный Церковный Совет, не признавший права митрополита Сергия. Одновременно путем различных уловок Е. Тучков добивался от митрополита Агафангела (Преображенского) согласия на восприятие местоблюстительства. АРК на своем заседании 24 апреля 1926 г. так сформулировала тактику ОГПУ в отношении Церкви: «Вести линию на раскол между митрополитом Сергием (назначенным Петром временным Местоблюстителем) и митрополитом Агафангелом, претендующим на патриаршее местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию – Временный Высший Церковный Совет во главе с архиепископом Григорием, как самостоятельную единицу» .

http://pravoslavie.ru/57503.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010