Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. один из исторически важных актов Высшего управления Русской Православной Церкви (РПЦ), официально изданный как «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода архипастырям, пастырям и всем верным чадам Всероссийской Православной Церкви». Название «Декларация» вошло в обиход в ходе полемики, разгоревшейся после появления данного документа, и закрепилось затем в церковно-исторической литературе. Принятие «Д.» было вызвано чрезвычайно сложными условиями, в к-рых оказалась Церковь в СССР в 20-х гг. ХХ в. Гражданские власти официально считали руководством РПЦ лидеров обновленчества , отказываясь признавать законность существования высшего и епархиального управления Патриаршей Церкви. При отсутствии офиц. регистрации правящих архиереев и епархиальных советов само их существование рассматривалось властями как незаконное и служило основанием для репрессий. Одним из главных требований, к-рым власти обусловливали предоставление Патриаршей Церкви легального статуса, было издание ее предстоятелем заявления, подчеркивающего лояльность к Советскому гос-ву и осуждающего его противников, прежде всего враждебный по отношению к руководству СССР Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Первоначальный проект подобного документа был направлен в НКВД 10 июня 1926 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси), который подал его вместе с просьбой о легализации Высшего церковного управления: о регистрации канцелярии Заместителя Местоблюстителя и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские Соборы, издавать церковный журнал. Одновременно проект обращения к всероссийской пастве был разослан и по епархиям. В этом проекте подчеркивалась лояльность Церкви к гос. власти, но в отличие от обновленческих манифестов не затушевывалась пропасть между атеистическим материализмом (офиц. идеологией правящей коммунистической партии) и христианством. Отделение Церкви от гос-ва интерпретировалось как гарантия невмешательства Церкви в политику, а гос. власти - во внутрицерковные дела.

http://pravenc.ru/text/171618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 14.10.1870, г. Нов. Оскол Курской губ.- 31.12. 1940, Вильнюс), митр. Виленский и Литовский. Из семьи сельского псаломщика. Окончил Старооскольское ДУ и Курскую ДС (1899), был назначен учителем церковноприходской школы в Ямской слободе (пригород Курска). В 1890 г. рукоположен во иерея к церкви с. Тростенец Новооскольского у. Курской губ. (ныне Новооскольский р-н Белгородской обл.). Овдовев, в 1900 г. поступил в СПбДА. В 1904 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия». Вскоре пострижен в монашество ректором СПбДА Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) с именем Елевферий. С 1904 г. преподаватель гомилетики Подольской ДС в г. Каменец-Подольск, с 1906 г. инспектор Холмской ДС. В 1909 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 21 авг. 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского, стал викарием Литовской и Виленской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Финляндский архиеп. Сергий. В авг. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск Е. организовал эвакуацию Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы и Сурдегского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужских мон-рей. Вскоре выехал в Москву, проживал в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . 28 июня 1917 г. в связи с избранием 21 июня на Московскую кафедру Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина ; с нояб. 1917 Патриарх Московский и всея России) Е. был назначен управляющим Литовской епархией. Принимал участие в начале работы Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. Е. прибыл в Дисну (ныне на территории Белоруссии), единственную часть Литовской епархии, не занятую нем. войсками. На оккупированной территории епархии в то время оставалось не более 10 правосл. священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Корнилий (Соболев), еп. Свердловский. Фотография. Ок. 1926 г. (Соболев Гавриил Гавриилович; 1.11.1880, Выборг - 16.04.1933, с. Тымск (ныне Каргасокского р-на Томской обл.)), архиеп. Свердловский и Ирбитский. Из семьи потомственных священнослужителей. После учебы в Александро-Невском ДУ в С.-Петербурге и СПбДС поступил в 1900 г. в СПбДА. 28 сент. 1902 г., во время учебы в академии, пострижен в монашество с именем Корнилий ректором академии архим. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 6 окт. того же года К. был рукоположен во диакона, 28 дек. 1903 г.- во иерея. В 1904 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. Указом Синода от 28 июля того же года направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана, где находился в течение 3 лет. 14 авг. 1907 г. был утвержден преподавателем Тифлисской ДС, однако уже 21 авг. получил др. назначение - в с.-петербургское Александро-Невское ДУ, где преподавал церковнослав. и рус. языки, также стал настоятелем училищного домового храма. С авг. 1909 г. преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов в СПбДС. 25 янв. 1910 г. назначен инспектором семинарии. Одновременно состоял членом неск. комиссий при синодальном Учебном комитете: по пересмотру программ по гомилетике духовных семинарий и уч-щ, по практическому руководству для пастырей, по литургике и церковному уставу. 1 нояб. 1911 г. назначен ректором Тульской ДС, был возведен в сан архимандрита. Также являлся председателем Совета попечительства о воспитанниках Тульской ДС; редактором неофициального отдела «Тульских епархиальных ведомостей». 17 сент. 1917 г. хиротонисан во епископа Каширского, стал викарием Тульской епархии. 15 февр. 1918 г. был ранен при обстреле красногвардейцами общегородского крестного хода в Туле. 22 янв. 1920 г. перемещен на Новосильскую викарную кафедру Тульской епархии. В дек. того же года назначен епископом Вязниковским и Яропольским, викарием Владимирской епархии. По прибытии в Вязники стал объезжать окрестные селения, где проводил богослужения, произносил проповеди. Это вызвало недовольство местных властей. 24 марта 1921 г. К. был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде во время проповедей. Епископ отрицал свою вину, заявил на допросе, что его проповеди имели исключительно религиозно-нравственный характер. Во время тюремного заключения К. поступило более 10 прошений от приходов с просьбой о его освобождении. 7 июня коллегия Владимирской ГубЧК постановила выслать К. за пределы губернии. Это решение властей вызвало протест верующих, поступило еще более 15 ходатайств с просьбой оставить епископа, однако К. все же был вынужден выехать в Москву. Только в янв. 1922 г. он вернулся в Вязники.

http://pravenc.ru/text/2458709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никифор (Ефимов), еп. Пятигорский. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в. (Ефимов Иван Фомич; 11.09.1888, дер. Косулина Челябинского у. Оренбургской губ.- 1.09.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора (ныне г. Медвежьегорск, Карелия)), еп. Пятигорский и Прикумский. Из крестьянской семьи. По окончании гимназии исполнял с 1906 г. различные адм. послушания в церковных учреждениях в Амурской обл. Был духовным чадом еп. сщмч. Евгения ( Зернова ; впосл. митрополит), назначенного в 1914 г. на Благовещенскую кафедру. В мае 1915 г. И. Ф. Ефимов занимал должность столоначальника Приамурской духовной консистории. С конца того же года исполнял обязанности личного секретаря еп. Евгения. После установления в Амурской обл. советской власти и начала гонений на Церковь решил избрать путь священнического служения. В апр. 1921 г. подал прошение о принятии духовного сана. Не позднее июля того же года принял монашеский постриг с именем Никифор. Вскоре после пострига был рукоположен во диакона. В 1922 г. рукоположен во иерея. Служил в домовой церкви Архиерейского дома в Благовещенске. Был возведен в сан игумена. В марте 1923 г. арестован, что, видимо, было связано с противостоянием еп. Евгения обновленцам. В марте 1924 г. выпущен из тюрьмы и выслан из Благовещенска в Вятскую губ. В марте 1925 г. переехал в Иркутск, где был возведен в сан архимандрита. В нач. 1926 г. призван заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием ( Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) к архиерейскому служению в качестве временного управляющего Благовещенской епархии, очевидно по рекомендации пребывавшего в Соловецком ИТЛ еп. Евгения. Первоначально Н. прибыл в Благовещенск в качестве архимандрита, возглавил борьбу против обновленцев в Приамурье, затем на короткое время приехал в Иркутск, где 21 марта был хиротонисан викарными епископами Иркутской епархии Нижнеудинским Евсевием ( Рождественским ; впосл.

http://pravenc.ru/text/2565492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской и Слободской епархии , названо по г. Нолинску Вятской губ. (ныне Кировской области ), существовало в 1928-1937 гг. После издания «Декларации» 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в Вятской епархии произошло разделение последователей подписавшего «Декларацию» Вятского архиеп. Павла (Борисовского; впосл. митрополит) и подвергнувшего ее резкой критике управлявшего Вятской епархией во время ссылки архиеп. Павла Ижевского и Вотского еп. сщмч. Виктора (Островидова). После упразднения Вотской (Воткинской) епархии в окт. 1927 г. и назначения епископом Шадринским еп. Виктор не подчинился указу митр. Сергия, в дек. того же года прекратил его поминовение и, находясь в Глазове, управлял приходами Вятской епархии, которые отделились от митр. Сергия и не подчинились вступившему в управление епархией архиеп. Павлу. Для стабилизации дел в Вятской епархии по представлению архиеп. Павла Временный Священный Синод указом от 22 авг. 1928 г. учредил в ней Н. в. Нолинским епископом был назначен священник с. Емецк Холмогорского у. Архангельской губ. Алексей Попов, который отказался от назначения. 19 сент. того же года Временный Священный Синод освободил свящ. Алексея Попова от должности и назначил Нолинским епископом викария Ульяновской епархии Сызранского еп. Авраамия (Чурилина), который также отказался от должности и 20 окт. был перемещен на Скопинское викариатство Рязанской епархии. На 1 окт. 1928 г. в Нолинском у. действовали находившиеся в общении с митр. Сергием приход Никольского собора г. Нолинска и 58 приходов в Нолинском у., а также 14 викторианских и 7 обновленческих приходов (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 76). В нояб. того же года епископом Нолинским был избран иером. Александр (Малинин). 24 нояб. состоялось его наречение и 25 нояб.- хиротония во епископа Нолинского. Участник хиротонии Виленский и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский; впосл. митрополит) ошибочно называл его Иоанном ( Елевферий (Богоявленский), митр. 1995. С. 192-198). На эту ошибку митр. Елевферию позже указал в переписке митр. Сергий (Архив ОВЦС. Д. «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1934 г.». Л. 224 об.). В ночь на 11 дек. 1928 г., накануне отъезда в епархию, еп. Александр был арестован по обвинению в том, что он использовал наречение во епископа для произнесения «антисоветской речи на тему о гонениях на Церковь и веру в СССР». 11 янв. 1929 г. еп. Александр был приговорен к 3 годам ИТЛ и в том же году скончался в заключении.

http://pravenc.ru/text/2577921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание входит в состав Удмуртской митрополии . Образована в 1926 г. как Ижевская и Вотская (Воткинская), с 19 нояб. 1943 г. имеет совр. название. Границы епархии совпадают с границами Удмуртской Республики . Кафедральный собор - во имя блгв. кн. Александра Невского (Ижевск). Правящий архиерей - митр. Николай (Шкрумко ; с 25 марта 1993 в сане архиепископа, с 25 февр. 2007 в сане митрополита). Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Ижевский (Ижевск, Завьяловский, Малопургинский, Якшур-Бодьинский р-ны), Сарапульский (Сарапульский, Камбарский, Каракулинский, Киясовский р-ны), Глазовский (Глазовский, Кезский, Красногорский, Юкаменский, Ярский р-ны), Воткинский (Воткинский, Шарканский р-ны), Можгинский (Можгинский, Алнашский, Граховский, Кизнерский р-ны), Увинский (Увинский, Вавожский, Селтинский, Сюмсинский р-ны), Игринский (Игринский, Балезинский, Дебёсский р-ны). К 1 нояб. 2008 г. в епархии насчитывалось 124 прихода, 3 жен. мон-ря, в клире епархии состояли 147 священнослужителей (128 священников и 19 диаконов). 1926-1941 гг. Ижевская епархия была создана 3 сент. 1926 г. в границах Вотской автономной обл. (образована в 1921, включала Ижевский, Селтинский, можгинский, дебёсский и Глазовский уезды) объединением Ижевского и Воткинского викариатств Сарапульской епархии и Глазовского викариатства Вятской епархии. Первым архиереем самостоятельной Ижевской и Вотской епархии стал священноисп. Виктор (Островидов) , получивший назначение во время краткого пребывания в Москве после освобождения из-под ареста осенью 1926 г. от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Назначение на эту кафедру было обусловлено тем, что местом ссылки еп. Виктора был определен г. Глазов в Вотской автономной обл. Одновременно архиерею было поручено временное управление Вятской епархией. Кафедральным храмом Ижевской епархии стал собор во имя арх. Михаила в Ижевске. Несмотря на отделение Ижевской епархии от Сарапульской кафедры, в Ижевске и других частях епархии большим авторитетом пользовался Сарапульский и Елабужский архиеп. Алексий (Кузнецов ; занимал Сарапульскую кафедру в 1917-1937 с перерывами, с 1927 в сане архиепископа). В 1927 г. ряд приходов Ижевской епархии изъявил желание находиться в подчинении еп. Алексия, напр. приход в с. Вавож. В том же году все благочиния Ижевской епархии наряду с приходами Сарапульской епархии ходатайствовали перед Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием о возведении еп. Алексия в сан архиепископа. Архиеп. Алексий часто обращался к верующим Ижевска с посланиями. Одним из последних стало письмо к духовенству и мирянам города с призывом «во что бы то ни стало спасти Троицкую церковь от ваших варваров вотяков... В случае, если будут закрывать церкви, обращаться к народу» (цит. по: Шумилов. 1996. С. 105).

http://pravenc.ru/text/293818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Ряшенцев Николай Степанович; 10.11.1883 (по др. данным, 1874 или 1876), Тамбов - 15.09.1937, Сыктывкар), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Вязниковский. Из семьи купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева) , рано лишился отца. По окончании тамбовской гимназии поступил в 1902 г. в КазДА. В 1903 г. пострижен в монашество, в 1905 г. рукоположен во иерея. В 1906 г. окончил ДА со степенью канд. богословия. С 17 авг. 1906 г. преподаватель, с 1 дек. 1907 г. инспектор Псковской ДС. 30 янв. 1910 г. переведен в Вифанскую ДС, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря усилиям Г. был предпринят капитальный ремонт здания семинарии. 24 мая 1916 г. Г. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В июле-авг. 1915 и апр.-авг. 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Г. обладал даром проповедника. После закрытия Вифанской ДС Г. в 1918 г. переехал в Данилов московский муж. мон-рь , где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу. 27 сент. 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК. Г. был арестован 19 февр. 1921 г., содержался в московской Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским) , с к-рым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апр. 1921 г. Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к 2-летней ссылке, к-рую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском окр.: до дек. 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до авг. 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 нояб. 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при Патриаршем Местоблюстителе митр. Крутицком сщмч. Петре (Полянском) . 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февр. 1927 г. в г. Ходжейли. 7 окт. 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли «Декларацию 1927 г.» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода .

http://pravenc.ru/text/164721.html

Новые времена Во время войны положение Православной Церкви в СССР начало меняться. Дело в том, что германское командование не препятствовало открытию на оккупированных территориях храмов. Возрождение православных приходов было мощным пропагандистским приемом. Это не могло не волновать советское руководство, которое, со своей стороны, также пошло на ряд уступок религиозным организациям. Первым шагом государства навстречу Церкви стало разрешение проводить среди верующих сборы на нужды армии (что было прямым нарушением действующих законов) и распространять составленные иерархами патриотические воззвания. Постепенно стала замирать деятельность атеистических издательств, антирелигиозные журналы закрывались или меняли тематику. Одновременно с этим Церковь получила возможность возобновить издательскую деятельность. Первой книгой, которую выпустила Московская патриархия, стала «Правда о религии в России». Это был хорошо иллюстрированный пропагандистский сборник, в котором говорилось о свободе Православной Церкви в СССР, о поддержке, которую оказывают верующие советской армии, и о православных святынях, разрушенных фашистами. «Правда о религии в России» печаталась в типографии упраздненного «Союза воинствующих безбожников» и по недосмотру часть тиража имела гриф этого антирелигиозного издательства. Местное начальство восприняло эти изменения как руководство к действию: один за другим стали открываться храмы, закрытые в 20–30-е годы. Почувствовав перемены, верующие буквально завалили государственные органы просьбами об открытии церквей 90 . Для того, чтобы представлять себе масштаб этого движения, приведем только одну цифру, в 1942–1943 годах в одной лишь Ярославской области возобновилось богослужение в 51 храме. Началом нового этапа во взаимоотношениях Церкви и государства стала легендарная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексеем (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) . 4 сентября 1943 года митрополиту Сергию неожиданно позвонил представитель Совнаркома и предложил через полтора часа быть у Сталина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

О неапокалиптичности его воззрений можно судить по его беседе с ленинградскими иосифлянами, ими же и записанной: — Ну, а чего же тут особенного, что мы поминаем власть? — сказал митрополит Сергий. — Раз мы её признаём, мы за неё и молимся. Молились же за царя, за Нерона и других? — А за антихриста можно молиться? — спросили мы. — Нет, нельзя. — А Вы ручаетесь, что это не антихристова власть? — Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло. — А дух-то ведь антихристов: не исповедующий Христа в плоти пришедшего. — Этот дух всегда был со времени Христа до наших дней. Какой же это антихрист, я его не узнаю! — Простите, Владыко, Вы его не узнаёте, — так может сказать только старец. А так как “есть” возможность того, что это антихрист, то мы и не молимся 3 . История подтвердила правоту Владыки, но похоже, что ответом по крайней мере на часть поставленных вопросов было не старчество, на которое он никогда и не претендовал, а эффект своеобразной машины времени, в которой он оказался в далёких 1890-х годах во времена своего миссионерства в Японии под руководством равноапостольного архиепископа Николая (Касат­кина) (1890–1893 и 1897–1899 гг.) и служения в Афинах настоятелем посольской церкви (1894–1896 гг.) 4 . Эффект машины времени заключался в том, что будущему Патриарху довелось пожить и потрудиться в условиях, приближенных к советским, за два десятилетия до наступления в России эры воинствующего атеизма. Антиминс, подписанный Патриархом Сергием Языческая Япония была враждебно настроена по отношению к сопредельной Российской империи и с большим подозрением относилась к агентам её влияния — русским миссионерам; отсюда повышенный интерес к ним японской полиции и реальная угроза тюрьмы. Вот почему, с одной стороны, в Японии не было и не могло быть никакой государственной поддержки, не говоря уже о христианской монархии и государственном статусе Православия, — христиан в лучшем случае терпели, — а с другой стороны, миссионеры должны были проповедовать на чужом языке, восхвалять доблесть японского императора-язычни­ка 5 и достоинства языческой культуры, отказаться от традиционных форм русского благочестия, например, от недельных постов-говений перед причащением в пользу более частого литургического общения со Христом, — и тем не менее японская миссия имела успех, японцы приходили к вере, крестились сами и приводили детей, принимали священный сан, Церковь жила, а время постепенно делало своё дело, стереотипы рушились; несмотря на подготовку к войне, власти всё более благосклонно относились к деятельности русского архиепископа и его помощников, высокопоставленные чиновники под влиянием жён-христианок сами становились христианами.

http://pravmir.ru/missionerskaya-ikonomi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Спор о Софии Первая крупная работа Владимира Лосского. «Спор о Софии» анализирует софианские споры в русском богословии, а именно осуждение мит. Сергием (Страгородским) софиологии прот. Сергия Булгакова. Лосский потом жалел о резкости этой своей книги, но тем не менее она остаётся  важным документом русского богословского расцвета XX века (а ведь расцвет предполагает и ошибки, споры…). В основе «Спора о Софии» лежит разбор двух документов: Указа Московской Патриархии, осудившей софиологию Булгакова и «Докладной Записки Митрополиту Евлогию», написанной в ответ на «Указ» Булгаковым. Спор о Софии «Докладная Записка» прот. С.Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии От слов своих оправдишися и от слов своих осудишися (Мф.12,37) ВСТУПЛЕНИЕ «Докладная Записка Митрополиту Евлогию», в которой о.С.Булгаков отвечает на Указ Московской Патриархии по поводу его учения, в глазах многих является исчерпывающим свидетельством о правомыслии о.С.Булгакова и о несостоятельности Указа, изданного без достаточного знакомства с его доктриной. Говорят даже, вслед за о.С.Булгаковым, о «неправославности» некоторых мнений м.Сергия   , главного обличителя софианства. Однако такие суждения являются следствием или полемического ослепления, или глубокого невежества столь многочисленной в наши дни богословствующей полуинтеллигенции, или же чаще всего, невольным выводом тех, кто лишь поверхностно и невнимательно знакомится с текстом Указа и Докладной Записки, не сверив их содержания, и затем выносят «общее впечатление»: о.С.Булгакова обвиняют в том, чего он никогда не учил и не учит. В действительности, внимательное чтение обоих документов может привести только к обратному суждению: о.С.Булгаков не смог ответить на Указ Московской Патриархии прямым исповеданием того, что он учит, оправданием своей софиологии пред лицом Церкви. Он не ответил по существу ни на один пункт критики м.Сергия. «Докладная Записка» не ответ, а, чаще всего, уклонение от прямого ответа, оправдание не перед Церковью, а перед «общественным мнением». В конечном своем значении она — свидетельство о бессилии, о невозможности отстаивать софианство в качестве православной доктрины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010