II: Митрополит Макарии как полемист против раскола старообрядчества. III: Митрополит Макарии как эксперт по делам раскола. – 1901.– 129с. 566 . Извеков Н. Д. Некоторые черты деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархиею. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, – 24 с. 567 . Кипарисов В.Ф. Митрополит Московский Макарии (Булгаков) как проповедник. – Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, 1893. – 229 с. 568 . Лебедев Н.А. Макарии, бывший митрополит Московский: Биогр. очерк. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1882. – 41 с. 569 . Митрополит Макарии (Булгаков) и академик Е.Е. Голубинский : (Из истории русской церковно-исторической науки)/А. П.//Журнал Моск. Патриархии. – 1973. – 6. – С. 66–78. 570 . Памяти в Бозе почившего высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского: [Некролог и речи]. – М.: Унив. тип., 1882. – 28 с. – Из: Правосл. обозрение. 571 . Смирнов С. И. Кончина и погребение высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского. – М.: Тип. Лаврова, 1882. – 45 с. 572 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , архиепископ Харьковский и Ахтырский (1859–1868): С кратким очерком всей жизни митр. Макария: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1897. – II, XIV, 292 с., 1 л. портр. 573 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Корчак-Новицко-го. 1895. Т. 1: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816–1857). – 1895. – 475 с. разд. паг., 1 л. портр. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1895. Т. 2: Тамбовский и Харьковский периоды жизни и деятельности митрополита Макария (1857–1868). – Киев: Тип. Горбунова, 1903. – 390 с. разд. паг. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Т. 3: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868– 1879). 1-я пол. т.: Епархиальная деятельность митрополита Макария в Литве и приложения. – Киев: Тип. Барского, 1915. – 172. CCXXXV1I с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Николаевский Павел Федорович (1841–1899)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 4 Студент, удостоенный права на эту стипендию, сохраняет ее за собой до окончания им полного академического курса. § 5 В случае смерти стипендиата, а также добровольного выхода или увольнении его из Академии прежде окончания им полного академического курса, стипендия считается свободною и назначается другому кандидату согласно с параграфом третьим (§ 3) сего положения. —167— § 6 Согласно воле жертвователя, воспитывающийся на означенной стипендии в течение всего академического курса студент получает право к своей фамилии прибавлять фамилию «Сергиев», сохраняя эту прибавку и по выходе из Академии. § 7 Если от процентов с капитала будут остатки, или по каким-либо причинам стипендия некоторое время не будет замещена, то образующаяся таким путем сумма присоединяется к капиталу на случай необходимости впоследствии увеличить размерь стипендии и на расходы по конверсии процентных бумаг, в которых заключается капитал. Справка: 1) Пожертвованные процентные бумаги на сумму 6.000 рублей переданы в Правление Академии и внесены им на хранение в Московскую Контору Государственного Банка. 2) О получении их Правление Академии уведомило жертвователя, с выражением благодарности, отношением от 30 минувшего апреля за 430. Определили: Просить Его Высокопреосвященство составленный комиссией проект положения об учреждаемой при Академии стипендии имени покойного Митрополита Московского и Коломенского Сергия представить установленным порядком на благоусмотрение и утверждение Святейшего Синода. V. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 8 мая за 2875: «По утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором 30 апреля 1898 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Александр Волнин определен на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Псковскую духовную семинарию». б) от 18 мая за 3133: «По утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором 9 текущего мая докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Николай Лихачев определен на долж- —168— ность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Волоколамского духовного училища».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—74— в которое верят, но не его внешние отношения, отдельные проявления, или их являющийся порядок, как знание предметное. Если вера и выражается иногда в уверенности, что наступит такое-то событие, или известное лицо поступить так, а не иначе, то в основе этой уверенности, касающейся мipa внешних явлений, всегда лежит уверенность в тех внутренних свойствах, производящих события сил или совершающего поступок лица, которые себя проявляют. Это всегда – в конце концов – вера во внутреннее существо проявляющегося так или иначе субъекта, а не в его внешнее проявление, как такое, само по себе. И св. Писание, говоря о чудесах, как об одном из средств, возбуждающих в их свидетелях веру или подтверждающих эту веру, целью совершения чуда всегда представляет не усиление веры в совершение какого-либо явления самого по себе (хотя бы и очень желательного для наших практических нужд) но усиление веры в Существо, совершающее чудо. И для св. Писания, как и для естественного сознания, вера относится не к внешнему явлению, но к внутренним свойствам проявляющегося существа, – она всегда субстанциальна. Оно и не может быть иначе, если в познании субъекта, как деятельной воли, состоит вообще все внутреннее, непосредственное знание наше о субъектах вообще. Феноменальное знание одних внешних проявлений воли, как ни был бы длинен, полон и разнообразен ряд этих проявлений и их порядков, – никогда не дает знания о самой деятельной воле, как такой». К § V. – Вопрос об отношении знания (и веры) к воле много занимал и занимает французских критицистов (с Ренувье во главе – см. об этой школе нашу книгу. «Современное состояние философии в Германии и Франции», Сергиев посад, 1894, отд. II). Тезисе о влиянии воли на веру и знание они развивают с таким увлечением, что иногда доходят уже до крайности, объявляя, что и вера, и знание есть дело воли , субъективное порождение, так что объективный или предметный элемент веры и знания почти уничтожается. Эта крайность конкретно проявляется во французской критической школе в томе, что знание сводится к вере , считается актом веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии всем вышеупомянутым лицам дано знать о состоявшемся назначении их на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. VI . Ведомости Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, о пропущенных наставниками Академии лекциях в январе и феврале месяцах текущего года, из коих видно, что: 1) в январе месяце: экстраординарный профессор А. Введенский опустил 12 лекций, экстраординарный профессор А. Спасский и доцент И. Андреев – по 3 лекции, ординарный профессор И. Корсунский , экстраординарные профессоры А. Шостьин и В. Мышцын и исправляющий должность доцента И. Тихомиров – по 2 лекции и ординарный профессор Н. Заозерский – 1 лекцию – по болезни. 2) в феврале месяце: а) исправляющий должность доцента И. Громогласов опустил 8 лекций, экстраординар- —39— ный профессор А. Спасский – 6 лекций, экстраординарные профессоры И. Татарский и И. Попов и исправляющий должность доцента С. Смирнов – по 4 лекции, экстраординарный профессор В. Мышцын и доцент И. Андреев – по 2 лекции – вследствие болезни, б) исправляющий должность доцента и лектор французского языка И. Соколов 6 лекций – по семейным обстоятельствам. Определили: Ведомости напечатать вместе с журналами Совета Академии. VII . Отзывы о сочинении экстраординарного профессора Академии по кафедре догматического богословия, магистра богословия, Александра Беляева под заглавием: «О безбожии и антихристе. Том I. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста». Сергиев Посад, 1898 г., представленном на соискание степени доктора богословия: а) экстраординарного профессора Академии Ивана Попова: «Представленный на соискание степени доктора богословия труд проф. Беляева есть плод его многолетних занятий вопросом об антихристе, большая часть которого печаталась в течение нескольких лет в виде отдельных статей на страницах журналов «Вера и Разум» и «Богословский Вестник». Учение Слова Божия, предвозвещающего нам страшные физические и нравственные бедствия, которые должны предшествовать кончине дара, противоречат возникшие из пантеизма и получившие большое распространение надежды на безусловный прогресс, который должен привести род человеческий к счастью и добродетели, водворить на земле рай.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В 1898—1899 гг. студент Казанской духовной академии В. Гривцов писал курсовое сочинение на тему «Жизнь и труды Мефодия, епископа Патарского» («Православный собеседник», 1900, ч. I, с. 19 и 1901, ч. I, с. 103).    В 1909 г. студентом С.-Петербургской духовной академии Д. Юваловым было подано курсовое сочинение на тему «Учение св. Мефодия Патарского о девстве». Сведения об этом сочинении сохранены в отзыве проф. А. А. Бронзова, напечатанном в «Христианском чтении» за 1910 г. в разделе «Журналы заседаний совета академии» за 1908—1909 гг., с. 392—393.    Краткое изложение результатов исследования Н. Г. Бонвеча о богословии св. Мефодия было дано в актовой речи проф. Н. И. Сагарды в С.-Петербургской духовной академии на тему «Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета — её главнейшие направления и характерные особенности» (напечатана в апрельском номере «Христианского чтения» за 1910 г.). Перу проф. Н. И. Сагарды принадлежит также характеристика богословия св. Мефодия, как типичного представителя традиционного малоазийского богословия, в его петрологическом исследовании «Св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийокий» (Петроград, 1916, с. 330, 629).    Тот же проф. Н. И. Сагарда и проф. А. И. Бриллиантов писали отзывы о курсовом сочинении студента С.-Петербургской духовной академии Л. Дмитриева на тему «Св. Мефодий Олимпский и его богословие» («Христианское чтение», 1911, в разделе «Журналы заседаний совета академии», с. 462—466).    В 1912 г. Т. Олейников напечатал в журнале «Христианин» (т. I, с. 331—351) статью с таким же названием, которое носит кандидатская работа Д. Ювалова — «Учение св. Мефодия Патарского о девстве». Эта работа представляет собой систематизацию взглядов св. епископа, изложенных в «Пире десяти дев». Источником работы Т. Олейникова является перевод «Пира» проф. Е. Ловягина.    В исследовании архиепископа Илариона (Троицкого) «Очерки из истории догмата о Церкви» (Сергиев Посад, 1912) отведено соответствующее место экклезиологии св. Мефодия. К сожалению, в поле зрения автора не попали переводы славянских трактатов, сделанные Бонвечем; по этой причине высказывания св. Мефодия, относящиеся к Церкви, представлены в исследовании не в полном виде (использован только «Пир десяти дев»; см. указ. соч., с. 473 и след.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Его же. Commentarius in Canticum Canticorum. Migne, t.44; рус. пер., ч.3, Москва, 1862. Его же. Contra Eunomium. Migne. t.45; рус. пер. Творения, ч.5. Москва,1863; ч.6, Москва, 1864. Его же. De anima et resurrectione. Migne, t.46; рус. пер. Творения, ч.4. Москва, 1862. Hieronymus. Epistola CXXI. Ad Algasiam. Migne. P.s.lat., t.22. Его же. Liber contra Ioannem Hierosolymitanum. Migne. P.s.lat., t.23. Его же. Commentaria in Ezechielem prophetam. Migne. P.s.lat., t.25. Ioannes Chrysostomus. Ad Stagyrium. Migne. P.s.gr., t.47. Его же. Homilia I de S.Pentecoste. Migne, t.50. Его же. De precatione I, II. Migne, t.50; рус. пер. Творения, T.II. СПб., 1899. Его же. Homiliae XXII, XXIV, XXX in Genesim. Migne, t.53; рус. пер. т.4. СПб., 1898. Его же. Homiliae in Psalmos. Migne, t.55. Его же. Interpretatio in Isaiam prophetam. Migne, t.56. Его же. Homiliae in Matthaeum. Migne, t.57–58; рус. пер. т.7. СПб., 1901. Его же. Homiliae in Ioannem. Migne, t.59; рус. пер. т.8. СПб., 1902. Его же. Homiliae in 1 Epistolam ad Corinthios. Migne, t.61. Его же. Homiliae in 2 Epistolam ad Thessalonicenses. Migne, t.62. Его же. Homiliae in Epistolam ad Hebraeos. Migne, t.63. Ioannes Climacus. Scala Paradisi. Migne. P.s.gr., t.88; рус. пер. Сергиев Посад, 1894. Ioannes Damascenus. De fide orthodoxa. Migne. P.s.gr., t.94; рус. пер. профессора А.А.Бронзова . СПб., 1894. Ioannes Cassianus. Collationes Sanctorum Patrum XXIV. Migne. P.s.lat., t.49. Irenaeus. Contra haereses. Migne. P.s.gr., t.7. Iustinus Philosophus. «Разговор с Трифоном-иудеем» Iudaeo. Migne. P.s.gr., t.6. Lactantius. Divinarum institutionum. Migne. P.s.lat., t.6. Macarius Aegyptius. Homiliae spirituales. Migne. P.s.gr., t.34; рус. пер. Духовные беседы. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1904. Nemesius. De natura hominis. Migne. P.s.gr., t.60. Nilus abbas. Ad Agathium monasticam vitam agentem (peristeria); De oratione. Migne. P.s.gr., t.79; рус. пер. Творения Нила, подвижника Синайского, ч.I. Москва, 1858. Его же. De voluntaria paupertate; Capita paraenetica. Migne. P.s.gr., t.79; рус. пер. Творения, ч.II. Москва, 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

XV в.) (Харьков 1854 г.), в настоящее время представляющая библиографическую редкость. По утверждению А.С. Архангельского , она приводит к очень неутешительному заключению: «собранный здесь весьма тщательно материал характером своим лучше всего доказывает совершенное отсутствие у нас в древнее время (XI–XV) в.) каких-либо училищ». « Нил Сорский », СПБ. 1882 г. стр. 185 прим. 2 Большинство таких трудов указаны в брошюре Леонтовича «Школьный вопрос в древней Руси» стр. 47–51; также в книге В. Григорьева «Исторический очерк русской школы» стр. IV–V. М. 1900 г. 4 Ср. Голубинский. История Русской Церкви, т. I, пол. I, стр. 725 и 727. Изд. второе. М. 1901 г. 10 Проф. Голубинский утверждает: «мы имеем решительное доказательство, что под надзором и ведением епископов в помянутое время никаких училищ не находилось». Ист. Рус. Цер. т. I, пол. I. стр. 723. 22 См. Некрасова „Зарождение национальной литературы в северной Руси», (Одесса 1870); проф. В. О. Ключевского „Древнерусские жития святых как исторический источник». (М. 1871 г.) В зависимости от последнего изследования явились труды: Кадлубовского „Очерки по истории древнерусской литературы житий святых». (Варшава 1902 г.), Коноплева „Святые Вологодского края». (Чт. Общ. Ист. и Др. Росс. 1895 г.), Яхонтова „Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник» (Казань 1882.), Ученый справочный указатель по литературе древнерусских житий Барсукова „Источники русской агиографии». (СЛЕ. 1899 г.) 23 Ключевский. Древнерусские жития святых, как исторический источник. М. 1871 г. стр. 432. Кадлубовский „Очерки по истории древнерусской литературы житий святых» стр. 13 и др. Варшава 1902. 31 См. наше исследование „Уставные Чтения». Историко-гомилетическое изследование. Выпуск первый. Сергиев Посад 1914 г 32 Изд. Яковлева в „Памятниках русской литературы XII и XIII веков. СПБ. 1872. См. стр. IV. То же по харатейн. сп. Моск. Усп. Соб. изд. Общ. Ист. Древн. Российских. 1879 г. янв. – март. 34 Патерик, изд. Яковлева, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

478 Каченовский Μ. Памятник российской словесности XII века//Вест. Европы. 1822. С.44–57; Katajew N. Geschichte der Predigt in der russischen Kirche. Stuttgart. 1899. S.36–51; особенно же см.: [Сухомлинов Μ.И.] (прим. 471). C.XIII–XXXIII; он же. О сочинениях Кирилла Туровского //Сухомлинов Μ.И. (прим. 94). С.280–335; Виноградов В. О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского //В память столетия (1814–1914) имп. Московской Духовной Академии: Сб. статей. Сергиев Посад, 1915. Т. 2. С. 313–395 (также в: Виноградов В.П. [прим. 372]. С. 97–177) (ссылается на древнеславянские переводы, а не на греческие оригиналы); Hemmerdinger-Iliadou D. L’Ephrem (прим. 357). Р.345; специально о Слове на новую неделю (т.е. на Антипасху, первое воскресенье по Пасхе) см.: Никольская А. К вопросу о пейзаже в древнерусской литературе//Сб. статей (прим. 9). С.433–439; Vaillant A. Cyrille de Tourov et Grégoire de Nazianze//RES1. 1950. T.26. P.34–50 [см. также: Рогачевская Е.Б. Использование “Ветхого Завета” в сочинениях Кирилла Туровского //ГДР Л. 1989. Сб.1. С.96–105. – Прим. изд. (А.Н.)]. 479 Podskalsky С. (прим. 474); idem. Bischop Kirill von Turov (2. Hälfte des 12. Jahrhunderts), der bedentendste Theologe der Kiever Rus’ (988–1240)//Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим. 62). S. 273–286 [Hryniewicz W. Staroruska teologia paschalna w swietle pism sw. Cyryla Turowskiego. Warszawa, 1993; Зееманы К.-Д. Приемы аллегорической экзегезы в литературе Киевской Руси//ТО ДР Л. 1993. Т.48. С. 105–120, особ. 112–114. – Прим. изд. (К. А.)]. 481 В содержании имеются очевидные параллели с Иларионом, хотя предполагать намеренное заимствование необязательно. 483 Доказана также и зависимость от двух слов славянского перевода Ефрема: Hemmerdinger-Iliadou D. (прим. 478). 486 Относительно аллегорического истолкования этого числа см.: Riviere J. “Trois cent dix-huit”: Un cas de symbolisme arithmétique chez S. Ambroise//Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1934. T.6. P. 349–367, особ. 361 367; Aubineau Μ. Les 318 serviteurs Abraham ( Gen. XIV, 14 ) et le nombre des Péres en concile de Nicée (325)//RHE. 1966. T.61. P. 5–43 (также в: idem. Recherches patristiques. Amsterdam, 1974. P. 267–288).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

440 Вальсамона – Διγνωσις в Σντ. Ралли и Потли, т. IV, стр. 561. Ср. св. Астерия амасийск. Homil in Matth. XIX. 3. – Migne, Patr. gr. t. XL. col. 229. 441 Вступительная лекция, прочитанная в Историко-Филологическом Институте Кн. Безбородко в Нежине 26 января 1907 года. 442 П.В. Тихомиров, История философии, как процесс постепенной выработки научно обоснованного и истинного мировоззрения. Сергиев посад. 1899 г. Стр. 1–37. 443 Die Philosophie im Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts. Heidelberg. 1904–5. B. II, SS. 175–199. – Названная книга и в частности, упоминаемая статья Виндельбанда реферировалась нами в летних книжках «Богословского Вестника» за 1905 год. Отсылая интересующихся к этим заметкам в «Бог. Вестн.» или даже к самому немецкому сборнику, мы теперь отметим лишь основные мысли статьи Виндельбанда, подтверждающие нашу принципиальную концепцию истории философии как объективного процесса: Примыкая к воззрению Куно Фишера, выраженному им во введении к своей Истории новой философии и определяющему самую философию как самопознание человеческого духа. Виндельбанд замечает, что это воззрение коренится в Кантовском понятии о философии. Задачу философии составляет не метафизическое состязание с другими науками и не система займов у них; она имеет свою собственную сферу – в критическом исследовании разума и его нормативных определений. Но в этой самой задаче скрывается своеобразная трудность: все определения, к которым должно приводить самопознание разума в критической философии, претендуют на вневременное и сверхэмпирическое значение: поэтому они никоим образом не могут иметь основание в эмпирическом существе человека: предмет философии не есть человеческий разум, как специальная принадлежность вида homo sapiens, а мировой разум; но мы, как философствующие люди, можем постигнуть это сверхэмпирическое значение определений разума только из познания нашего человеческого разума. Следовательно, от его самопознания и должна исходить философия: мы должны верить, что он причастен той трансцендентной истине, которая имеет своё значение далеко вне нас самих, и что мы в состоянии освободить эту сторону разума от тех пелёнок, в каких он дан для нашего специфически человеческого опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

763 . К 50-летию воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью//Церков. ведомости. – 1889. – 13. – С. 356–366; 17. – С. 456–463. 764 . Как понимать изречение Исайи 25, 15 : «Приложи им зла. Господи, приложи зла сильным Земли», читаемое на великопостной утрени: (Из посмертных бумаг)//Богослов, вестник. – 1902. – Нояб. – С. 359–364. 765 . Критическое рассмотрение особенных более важных случаев новозаветной цитации и толкования, в опровержение воззрений теории аккомодации//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1879. 766 . Кудрявцев Виктор Дмитриевич: Некролог. – М.: Унив. тип., 1892. – 33 с. – Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов – М., 1957. -Т. 2. – С. 29. 767 . Магистерский диспут в Московской Духовной Академии 2 апр. 1880 г. – М.: Тип. Снегирева, 1880. – 27 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. 768 . Наместник Сергиевой Лавры архимандрит Леонид: (Некролог). – М.: Унив. тип., 1892. – 30 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1891–1892. 769 . Наречение и хиротония ректора Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии//Богослов. вестник – 1899. – Март. – С. 471–495. 770 . Новая реформа крестьянского самоуправления. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 26 с. 771 . Новозаветное толкование Ветхого Завета. – М.: Тип. Снегирева, 1885. – III. 327 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1879–1884. 772 . Новые труды в области Палестиноведения: (По описанию Иерусалимской Патриаршей библиотеки). – М.: Тип. Снегиревой, 1892. – 19 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1892. 773 . Отношение в Бозе почившего отца архимандрита Леонида (Кавелина) к Святогробскому братству. – М.: Унив. тип., – 8 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1891. 774 . Отчет о докторском диспуте, происходившем в Московской Духовной Академии 16 дек. 1880 г. – М.: Тип. Снегирева, – 21с. – Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. 775 . Памяти П.А. Мухановой. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, Ценз. 1895. – 9 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010