Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Арсений Паросский. Икона. XX в. (Новый) (Сергиадис; 31.01.1800 - 31.01. 1877), прп. (пам. греч. 31 янв., 18 авг.- перенесение мощей), в Крещении - Афанасий. Род. в г. Янина (Эпир) в благочестивой семье, рано остался сиротой. В 9 лет поступил в школу в Кидонии (М. Азия), где находился под покровительством ее директора иером. Григория (Сарафиса) . Когда юноше исполнилось 15 лет, его духовником стал известный старец Даниил из Загоры Димитриадской. Оставив учение, Афанасий последовал за своим наставником на Афон. Видя преуспевание своего послушника в духовной брани, старец постриг его в монахи с именем Арсений. После 6 лет пребывания на Афоне А. П. и старец Даниил вынуждены были покинуть Св. гору из-за возобновившегося гонения на коливадов (см. Колливадес ), к числу к-рых принадлежал и наставник А. П. Гонимые монахи рассеялись по различным мон-рям Греции, а старец Даниил и А. П. нашли пристанище на Кикладских о-вах. После пребывания на о-вах Парос и Сикинос они направились на Фолегандрос, где А. П., уже рукоположенный во диакона, возглавил школу. Когда умер его наставник, он решил вернуться на Афон, но, заехав по пути на Парос, остался в мон-ре св. Георгия, где был рукоположен во священника и стал духовным отцом братии и мн. мирян. Слава А. П. как мудрого наставника распространилась далеко за пределы Пароса. После смерти игум. Илии братия мон-ря единодушно избрала игуменом преподобного. Еще при жизни А. П. удостоился благодати чудотворения: по его молитвам Господь посылал дождь во время засухи, останавливал диких зверей, разорявших монастырские поля, обращал к покаянию грешников. Однажды А. П. перешел с одного острова на др. по морю как по суше. После смерти святого у его мощей произошло множество исцелений от различных болезней и др. чудес. Праздничная служба святому составлена Герасимом Микрояннанитом. Лит.: Ζερβκου Θ. Βος, πολιτεα κα θαματα το πατρς μν Αρσενου το νου, το ν τ νσ Πρ σκσαντος. Αθναι. 1960; Σφυροερς Β. Β. Αρσνιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 252-253. О. Е. Петрунина Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.)

http://pravenc.ru/text/76312.html

Все поступили в сентябре-декабре 1800 года. В этом классе семь учеников. Все из духовного сословия. Студенты Пётр Судаков и Алексей Ахтырский поступили в Армейскую Семинарию из Троице Лаврской Семинарии 15 декабря 1800 года. Андрей Петров – из Архангелогородской Семинарии в октябре 1800 года. Студенты Никита Флорисов, Иван Зернов, Михаил Хитров , Александр Даев поступили из Московской духовной Академии в сентябре 1800 года. Ученики риторики: 18 человек. Изучали: 1) риторику, 2) историю, 3) географию, 4) арифметику, 5) греческий, 6) немецкий, 7) французский языки. Чему обучены: 1) латинской грамматике и 2) поэзии. Ученики Иван и Павел Чертковы поступили из Александро-Невской Академии 2 июля 1800 года. Учащиеся Семён Борзецовский, Василий Виноградов , Семён Наумов, Тимофей Островский, Гаврило Вознесенский, Александр Соболев и Кондрат Веденский поступили в сентябре 1800 года из Московской Академии. Учащиеся Иван Колтуновский, Венедикт Бицкий – Киевской Академии в январе 1800 года. Учащиеся Константин Князев, Иван Дьяконов – из Александро-Невской Академии в июле 1800 года. Студент П. Алексеев – из Казанской Академии в октябре 1800 года. Яков Покровский – из Тифлисской Семинарии в декабре 1800 года. Пётр Кирилов – из Смоленской Семинарии в декабре 1800 года. Иван Тугаринов – из Ярославской Семинарии в декабре 1800 года. Яков Новиков – из Троицкой Лаврской Семинарии в декабре 1800 года. Все из духовного сословия. Ученики высшего грамматического класса. Всего: 15 учеников. Изучали: 1) латинский синтаксис, 2) арифметику, 3) греческий, 4) немецкий, 5) французский языки. Обучены: 1) латинской стихологии, 2) российской грамматике. Учащиеся Никита Руднев, Иван Величкин, Мартын Кедров, Василий Никольский поступили из Московской Академии в сентябре 1800 года. Учащиеся Василий Назаров, Никита Дьяконов, Пётр Торопогрицкий – из Александро-Невской Академии в июле 1800 года. Пётр Дьяков – из Астраханской Семинарии в октябре 1800 года. Павел Назаров – из Александро-Невской академии в июле 1800 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. 1800 г. июня 30–7 июля. О задержании бежавших из Лондона Бейера и Мооре 7. 1800 г. сентября 20–18 октября. О Брюнингере (Рейнтефеле), «в самых злонаме-ренных видах» ехавшем в Петербург 8. 1800 г. сентября 9–5 октября. О Зенгевалде (Прохари), «имевшем от правитель-ства французского поручения, клонившиеся к нарушению спокойствия общего» 9. 1800 г. Об отобрании бумаг у французского актера Вернеля 10. 1800 г. июль-август. О предполагавшемся аресте «злодея» еврея Мейера, «при-верженца якобинства» 11. 1800 г. ноябрь. О бывшем в Петербурге доверенном Французского Комитета Мелнере 12. 1800 г. март. Об отобрании бумаг у Любского купца Германа Миллера и фран-цуза Мазо Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1906 год. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Макарий патр. Антиохийский в России в 1654–1656 гг. Документы Посольского приказа. С предисловием и примечаниями Члена-Соревнователя Н. В. Рождественского II. Материалы историко-литературные 1. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях и список русских книг с 1725 по 1825 г. Составил Григорий Геннади. Том тре-тий. Н-Р. С предисловием Действит. Члена А.А. Титова III. Материалы иностранные 1. Новые материалы о жизни и деятельности Якова Рейтенфельса. Сообщил Дей-ствит. Член о. Павел Пирлинг. С русским переводом текста документов Действит. Члена А.И. Станкевича IV. Исследования 1. Очерки по истории Грузинской словесности. Выпуск 4-й: литература XIX века. Действит. Члена А.С. Хаханова V. Смесь 1. Черемисские городища и мольбища около гор. Василя. Действит. Члена Н.Н. Оглоблина 2. Письма И.Н. Инзова к Пнину, Тейльсу, Гине и Херасковой. 1794 г. Сообщил И.С. Рябинин 3. 1639–1671 гг. Дворцы толмацкие и разных чинов людей в Москве, в Толмацкой слободе («за Москвой рекой у Николы чудотворца, в Толмачах») 4. 1700–1702 гг. О мощении улиц и переулков Немецкой слободы в Москве 5. Из розыска о составе Поместного приказа. Действит. Члена С.А. Шумакова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1790–1793 г. священник, – а с 1793 до 1800 г. протопоп Василий Никонов. С 1800–1812 г. Илья Разумовский. С 1812–1817 г. Борис Иванов Рыбинский, умерший 9 июля сего года. С 1817–1830 г. Лазарь Афанасьев Добросмыслов. С 1830–1837 г. Михаил Григорьев Лебедев. С 1837–1869 г. Андрей Павлов Сперанский. С февраля до декабря 1869 г. Иоанн Чудовичев. С 1869 до 1875 г. Александр Владимиров Пузановский, после которого вакансия второго священника упразднена. Диаконы С 1780 до 1800 г. Феодор Яковлев. С 1800–1812 г. Борис Иванов Рыбинский. С 1812–1814 г. вакансия. С 1814–1817 г. Лазарь Афанасьев Добросмыслов. С 1817–1821 г. Семен Кабанский. С 1821–1842 г. Павел Петров. С 1842–1869 г. Константин Игнатьев Голубев. С 1870 г. вакансия. С 1871–1873 г. Арсений Александров Скворцов. С 1873–1877 г. вакансия. С 1877–1882 г. Александр Артизанов. С 1883–1887 г. Василий Семенов Ляпидовский. С 1887–1890 г. Иван Александров Минеев. С апреля 1891 г. до сего времени Сергей Леонтьев Толпегин. Дьячки С 1780 до 1790-го г. Феодор Якимов и Григорий Иванов. С 1790–1800 г. Игнатий Алексеев и Борис Иванов. С 1800–1801 г. Иван Феодоров и Борис Ананьев. С 1801–1806 г. Феодор Феодоров. С 1802–1811 г. Матвей Андреев. С 1811–1816 г. Сергей Соловьев . С 1812–1816 Кузьма Феодоров. С 1816–1821 г. Василий Иванов и Сергей Андреев. С 1821–1830 г. Павел Буевский. С 1828–1836 г. Иоасаф Григорьев. С 1830–1847 г. Павел Тимофеев. С 1836–1845 г. Порфирий Сокольников. С 1845–1847 Николай Сперанский, после коего вакансия второго дьячка закрыта. С 1847–1854 г. вакансия. С 1854–1858 г. Александр Цветков. С 1858–1869 г. Иван Фиалковский. С 1869–1871 г. Арсений Скворцов. С 1871–1882 г. вакансия. С 1882–1883 г. Илья Лебедев. С 1883–1884 г. Николай Голубев. С 1884–1885 г. Евгений Чернышев. С 1885–1889 г. Петр Вишневский, умерший в январе сего года. С февр. 1889 г. до настоящего времени Яков Иванов Титов. Пономари С 1800 до 1805 г. Николай Григорьев. С 1801–1814 г. Александр Гурьев. С 1812–1815 г. Степан Горьковский. С 1814–1817 г. Семен Кабанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Дело о построении в. Селе Воскресенском что на Сонохте Романовского уезда вновь каменной церкви, вместо сгоревшей деревянной за 1800 г. " (ГАЯО, 230-1-274): 29 мая 1800 г. приходскими людьми с. Воскресенского было составлено " заручное " прошение на имя Его Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ярославского и Ростовского Павла о получении " по усердному нашему желанию храмосдательной грамоты и о благословении на строительство новой каменной церкви " . Подготовительные работы по строительству каменной церкви в селе были начаты уже после пожара 1799 г. От правящего Архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения была получена необходимая при таком строительстве и храмосдательная грамота, которая сгорела во время пожара 1800 г. Были заготовлены песок, кирпич, дикий камень. Прошение о строительстве церкви было подписано приходскими людьми деревень: Зыково, Ваулово, Новоселово, Гришенино, Бугриново, Обрезково, Панфилово, Кнутовки, Барханова, Негодаево. По неграмотности многих прихожан " руку прикладывал " или староста храма или дьячок Павел Степанов. Вот наиболее характерное прошение: " К сему прошению означенной Воскресенской церкви дьячек Павел Степанов вместо вотчины полковника Петра Иванова, сына Шубина Большого, деревни Ольховка, старосты Федора Иванова, по его прошению, за неумением его грамоты, руку приложил " . Приходских дворов при церкви по 5 ревизии от 1795 г. было показано 149, в них проживало 548 душ, по духовной росписи 1800 г. значилось 554 души. Церкви принадлежало 59 десятин усадебной пашенной и сенокосной земли. Резолюция на прошении была получена 27 мая 1800 г.: " Новую каменную церковь строить благословляю, грамоту же изготовить вновь, представить для подписания, а также и план, по которому имеет та церковь строиться " . 13 июня 1800 г. в Ярославской Духовной Консистории был издан приказ о немедленном составлении плана строительства новой церкви. Ответственность была возложена на священника села Воскресенского Иоанна Яковлева. Приказ подписал Толгский Архимандрит Августин и протоиерей Кафедрального Собора Матвей Казанский. К приказу были приложены практические советы и рекомендации об внутреннем обустройстве храма, Святая Святых - Алтаре ( " ликами к Востоку " ), об устроении иконостаса, Царских Врат, о пропорциях и размерах престола и жертвенника в алтаре. " Внешне, предусмотреть, чтобы " в устроении своем, церковь была построена по кораблеобразному типу " .

http://sobory.ru/article/?object=28266

1794 г. сентябрь – октябрь. – Поверенный в делах Игнатий Лемпицкий. 20 1796 г. ноября 12 – ? Действительный камергер князь Михаил Голицын с известием о вступлении на престол императора Павла I. В Вену приехал 9 декабря. – Принят 13/24 декабря 1796 г. 1799 г. января 28 д назначен министром от ордена Иоанна Иерусалимского при Австрийском Дворе Бальи-Пфюрд (назначение вскор отменено). 1799 г. февраля 1 д. был назначен на место Голицына чрезвычайным и полномочным послом Степан Алексеевич Колычев при Венском Дворе (не состоялось). 1799 г. февраля 23 – 23 ноября (отпущен из Вены). – Чрезвычайный и полномочный посол граф Андрей Кириллович Разумовский для пребывания при Венском Дворе. – Рескриптом от 23 февраоя был уведомлен, что он оставляется опять послом при Венском Дворе (см. выше о рескрипте 14 января). – Рескриптом от 25 сентября: « удовлетворяя желанию вашему быть в России, увольняем вас на 6 месяцев от должности вашей». – Приказано было ехать в Россию и жить у отца. Отзывная грамота от 30 октября 1799 г. 1799 г. февраля 26 – 25 мая (отпущен). – Барон Строгонов с известием о сговоре и обручении великой княжны Александры Павловны с Его Королевским Высочеством эрцгерцогом Иосифом. – В Вену прибыл 24 марта. 26 марта (6 апреля) принят императором, 21 мая императрицей. 1799 г. марта 3 – 25 сентября. – Тайный советник Степан Алексеевич Колычев в помощь Разумовскому. – Рескрипт Разумовскому от 3 марта: «для лутчего успеха в производстве многочисленных и разных дел, в теперешних обстоятельствах произойти могущих, признали мы нужным отправить в Вену для пребывания там вместе с вами нашего тайного советника Колычева, коего вы по приезде его и представьте императору Римскому и его министерству, яко помощника вашего, сообщая ему дела, архив и позволяя употреблять чиновников…» Принят Колычев 1/12 апреля 1799 г. 1799 г. июня 25 назначен министром от ордена Иоанна Иерусалимского при Австрийском Дворе С.А. Колычев. 1799 г. сентября 25 – 10 мая 1800 г. (отпущен). – Чрезвычайный и полномочный посол тайный советник Степан Алексеевич Колычев. При увольнении Разумовского в отпуск на время его отсутствия препоручена ему должность посла. – Принят как посол 13/24 октября. Кредитивная грамота на звание посла от 30 октября вручена Колычевым на аудиенции 30 ноября 1799 г. – Рескриптом от 14 апреля 1800 г. предписано: «взяв отпускную аудиенцию от императора, объявите, что едите к водам и поезжайте туда», вследствие чего Колычев 10 мая 1800 г. имел отпускную аудиенцию и вскоре выехал из Вены. Июнь и июль – в Карлсбаде; август и сентябрь – в Теплице; октябрь – в Праге; ноябрь и декабрь 1800 г. – в Дрездене.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Павел Божанов – из Архангельской Семинарии в октябре 1800 года. Студенты Иван Барановский, Иван Двинов, Алексей Зайков и Василий Афитвенский – из Тверской Семинарии в декабре 1800 года. Андрей Атеницкий – из Костромской Семинарии в декабре 1800 года. Ученики нижнего грамматического класса: 43 ученика. Обучались: 1) латинской этипологии, 2) российской грамматике, 3) катихизису. Обучены: 1) читать и писать по-русски и 2) по-латински. Поступали из Семинарий Астраханской, Александро-Невской Академии, Московской Академии, Тверской, Архангельской, Казанской, Владимирской, Смоленской, Ярославской Семинарий, Киевской Академии. Ученики Русского класса: 19 учеников. Учили: 1) российскую грамматику и 2) по-русски писать. Умели: 1) читать по-русски». В 1800 году в армейской семинарии было 109 учеников и почти все из семей военного духовенства. Следует отметить, что в армейскую семинарию поступали далеко не все желающие и имеющие на то право как в 1800, так и в последующие годы. Так, в письме к епископу Смоленскому Димитрию от 30 января 1801 года от имени обер-священника армии и флота П. Я. Озерецковского сообщается: «Из присланных из Епархии Вашей учеников не все по усмотрению моему оказались способными обучаться в Армейской Семинарии; а потому ненадёжные отправлены будут мною обратно при сообщении в Вашу Консисторию с тем, чтоб они навсегда оставались в Епархии Смоленской». Некоторых не принимали в семинарию из-за возраста (сын полкового священника Елисаветградского гусарского полка Роговского – сын Стефан, 20 лет). В письме в Минскую духовную консисторию от 25 июля 1801 года сообщается о том, что семинарист Терентий Федорович «по летам своим оказался неспособным продолжать учение в оной Семинарии». И в феврале 1801 года в Смоленскую епархию были возвращены 16 человек, не способных обучаться в армейской семинарии. 14 февраля 1801 года в Воронежскую духовную консисторию отправлено уведомление о том, что мест в армейской семинарии уже нет. Подобные уведомления были направлены 18 февраля 1801 года в Новороссийскую и Нижегородскую духовные консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При открытии в окт. 1799 г. новых епархий настоятель Юрьева мон-ря архим. Амвросий (Келембет ; впосл. архиепископ) стал епископом Оренбургским и Уфимским, а настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Феофилакт (Русанов) - епископом Калужским и Боровским. Для «заведения» в Уфе мон-ря еп. Амвросий «выпросил» у митр. Гавриила эконома Новгородского архиерейского дома и настоятеля Деревяницкого мон-ря игум. Лаврентия. 16 окт. 1799 г. имп. Павел I освободил митр. Гавриила от управления С.-Петербургской епархией, оставив ему титул митрополита Новгородского и Олонецкого. С переездом в конце того же года на жительство в Новгород митр. Гавриил смог уделить гораздо больше времени проблемам Новгородской епархии. Серьезное внимание владыка обратил на состояние мон-рей. В частности, выяснилось, что Кириллов Белозерский мон-рь «до крайнего упадку от настоятеля доведен; башня упала, и многие здания к тому же наклоняются». В результате по представлению Гавриила настоятель мон-ря архим. Каллист (Звенигородский) 7 марта 1800 г. был уволен на покой. В февр. 1800 г. по инициативе митрополита бывший ранее наместником Александро-Невской лавры архим. Иосиф (Чапужников), добившийся успехов «в устройстве монашествующих», стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря, где сразу ввел устав, во всем сходный с Валаамским. В том же году лаврский иером. Товия (Трубачевский), возведенный в сан игумена, возглавил Клопский мон-рь. Бывш. лаврский иером. Мисаил (Джурский), с 1798 г. являвшийся строителем Антониева Дымского мон-ря, получил в управление в сане игумена Отенский мон-рь; его место занял иером. тихвинского Большого Успенского мон-ря Герасим (Гайдуков), находившийся ранее в послушании у мон. Игнатия (Ушакова). В 1800 г. в качестве приписного к Николаевскому Розважскому монастырю был восстановлен Перекомский мон-рь в Поозерье. А. К. Галкин Новгородская епархия в 1800 г.- нач. XX в. 19 дек. 1800 г. митр. Гавриил (Петров) был почислен на покой и остался жить в Новгородском архиерейском доме. Новгородская кафедра вновь получила общего архиерея с С.-Петербургской: им стал архиеп. Амвросий (Подобедов) , возведенный 10 марта 1801 г. в сан митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского (с 4 дек. 1803 именовался митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским). В июне 1801 г. митр. Амвросий впервые посетил Новгород и приветствовал свою паству в Софийском соборе. Впосл. он неоднократно посещал Новгородскую губ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

73. Жена канцеляриста Казенной палаты Гладкова Елена около десяти месяцев страдала конвульсиями во внутренностях, не имея не минуты покоя. Но, отслужив над Угодником панихиду и помазавшись маслом от Его лампады, совершенно выздоровела. 74. Надворная советница Татиана Прохорова с 21 ноября 1799 по май 1800 г. была одержима лихорадкою, которая была так жестока, что больная лежала на постели неподвижно и ощущала, будто бы нечто живое щипало все ее тело. В этом мучительном положении дала она обет сходить в Вознесенский монастырь и поклониться нетленному телу Угодника Иннокентия. И лишь только изрекла она обет свой, как почувствовала некоторое облегчение, почему, несмотря на слабость сил своих, решилась идти в монастырь. Выходя из дома, она ощутила в себе особенную силу к совершению пути. Поклонившись в монастыре Угоднику Божию и принесенною из-под гроба Его землею вытерши все свое тело, больная стала здоровою. 75. Цеховый Димитрий Апрелков с 2 числа декабря 1800 г. заболел вместе с своею матерью Татианой Алексеевой горячкою. Со всем усердием молился он Угоднику Божию об исцелении и обещался в случае выздоровления отслужить по Нем панихиду. Святитель явился ему во сне и сказал: «Что ты, человеке, страждеши? но ты       будеши здрав, мать же твоя умрет». То и другое исполнилось. 76. Иркутский купец Григорий Киселев с 5 августа по 16 декабря 1800 г. был одержим ломотою в ногах и       расслаблением всех членов. Он призвал на помощь Святителя Иннокентия и положил обет: чрез каждые три дня отправлять над гробом Его панихиды. По произнесении сего обета получил совершенное исцеление. Столько-то свидетелей, людей разного сословия, разделенных временем и местами и согретых теплотою веры и колебавшихся между верою и недоверием, к исходу 1800 г. заявили перед иркутским епархиальным начальством по чистой христианской совести, не имея других побуждений, кроме сердечной благодарности и внутреннего благоговения к Чудотворцу, о совершившихся или в виду их, или над ними самими Его чудотворениях! А сколько, без сомнения, осталось еще чудес, или от простоты и неведения, или из благочестивой скромности, или по другим причинам незаявленных! Но замечательно, что ближайшие наблюдатели дивных событий, епископы иркутские Софроний, Михаил I и Вениамин, в десятилетнее управление которого благодатная помощь от Угодника Божия проявлялась в нарочитом обилии, – ничего с своей стороны не предпринимали к оглашению совершавшегося воочию их, даже не извещали о том Св. Синод. Конечно, иркутские иерархи поступали так не без важных причин. Слагая в сердце своем все глаголы сии и благоговея пред открыто совершавшимся делом Божиим, они не дерзали ускорять его чрез свое участие, пока не будет на то указания им свыше, а между тем по судьбам Божиим давалось время хотя бы и самому упорному неверию убедиться, что не от человек дело сие... Освидетельствование мощей Святителя Иннокентия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ.-12(24).04. 1852, Баден-Баден, Германия), поэт, переводчик. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и плененной турчанки Сальхи (после крещения - Е. Д. Турчанинова). Фамилию получил от восприемника при крещении холостого дворянина А. Г. Жуковского (грамота на дворянство Ж. получена в 1795). Воспитывался в семье Буниных, с 1792 г.- в тульском доме своей единокровной сестры и крестной матери В. А. Юшковой. Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) В 1797-1800 гг. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где приобщился к лит. деятельности (1-я публикация - стихотворение «Майское утро» (1797)). Испытал влияние личности директора ун-та И. П. Тургенева, подружился с его сыновьями Андреем и Александром, проникся общей атмосферой пансиона, где господствовали нравственно-религ. и лит. интересы, почитались сочинения европ. мистиков. В речах и стихотворениях, с к-рыми Ж. выступал на пансионских актах, отразилось увлечение идеями нравственного самосовершенствования, всечеловеческого единства и т. п. («Добродетель» («Под звездным кровом тихой нощи…»), «Добродетель» («От Света светов луч излился…») (оба 1798), «Мир» (1800) и др.). Одно из ранних стихотворений - «Платону неподражаемому, достойно славящему Господа» (1800) было откликом на «Слово на день Рождества Христова» Московского митр. Платона (Левшина) (Ж. присутствовал при его произнесении в Троице-Сергиевой лавре 25 дек. 1800). Окончив пансион с серебряной медалью, Ж. в течение 1801 г. числился на службе в московской Главной соляной конторе. Вместе с Андреем Тургеневым и А. Ф. Мерзляковым стал основателем «Дружеского литературного общества» (янв.-нояб. 1801). Целью об-ва было служение «истине и добродетели» посредством «изящной словесности», в его планы входили популяризация малоизвестных в России достижений европ.

http://pravenc.ru/text/182353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010