В Белграде прошел V международный конгресс высших духовных учебных заведений HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru В Белграде прошел V международный конгресс высших духовных учебных заведений C 26 по 30 сентября в Белграде прошел V международный конгресс высших православных учебных заведений под названием «Единство, миссия и богословие Церкви в третьем тысячелетии». Открытие конгресса состоялось 26 сентября на Богословском факультете СПЦ. В его работе приняли участие около сорока представителей от 25 православных факультетов и академий со всего мира. На открытии конгресса C 26 по 30 сентября в Белграде прошел V международный конгресс высших православных учебных заведений под названием «Единство, миссия и богословие Церкви в третьем тысячелетии». Открытие конгресса состоялось 26 сентября на Богословском факультете СПЦ. В его работе приняли участие около сорока представителей от 25 православных факультетов и академий со всего мира. Выступая на открытии конгресса, Патриарх Сербский Павел подчеркнул, что «православная вера это не только знание, учение, писание, но и жизнь и дела согласные с верой. Как сотрудников Божиих, обязанность преподавателей, священников и всех верующих, чтобы мы неизменную истину Божию распространяли современным языком и жизнью, свидетельствуя веру своими словами и поступками». На торжественном открытии конгресса выступили также Архиепископ Тиранский Анастасий, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич и декан Богословского факультета СПЦ прот. Радован Бигович, по мнению, которого конгресс явился самым значительным научным собранием в истории Богословского факультета и Сербии в целом. В своем выступлении он указал на особую необходимость «ежедневного диалога с другими христианскими и нехристианскими богословами, с современными наукой и технологией» и подчеркнул «спасительное значение богословия для современного человека с его потребительским сознанием и массовой культурой». Перед участниками конгресса были зачитаны приветственные послания предстоятелей Поместных Церквей. Рабочие заседания проходили с 27 по 29 сентября на Богословском факультете. Участниками конгресса была с одобрением встречена инициатива основания Совета высших учебных заведений Поместных Православных Церквей. С целью скорейшего основания этого совета была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители нескольких богословских факультетов из разных стран. Было принято решение, что следующий, уже шестой по счету конгресс высших учебных духовных заведений состоится в 2004 году в столице Болгарии – Софии. Участники конгресса выразили свое беспокойство фактом распространения терроризма в мире и глубокое сожаление о жертвах террористического нападения в США. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Сербов в Америке по сообщению «Српскога Родольуба» (газета выход. в Нью-Йорке) – имеется всего 110 тыс. душ. При таком большом количестве сербы имеют там только 12 хорошо организованных церковных общин и 8 храмов с 9 священниками-сербами. Ими управляет «сербско-православная миссия в Америке», имеющая местопребывание в Чикаго. Начальником миссии состоит архимандрит Севастиан Дабович серб-американец из Сан-Франциско, русский воспитанник, русским архиереем рукоположенный. Сербская духовная миссия состоит под властью русского архиепископа —184— высокопреосвященного Тихона Алеутского и Североамериканского. Сербские православные храмы имеются в штатах Пенсилвании, Илиноисе, Калифорнии, Колорадо и Аляске. Строится ещё несколько новых храмов. В Америке с 1906 г. начали выходить два сербских духовных журнала: «Гласник српске православне мucuje у Америци» (Herold οf the Servian Church in North America) и «Bjepa и Разум» (Religion and Reason). Первый журнал выходит в Чикаго один раз в месяц, под редакцией архимандрита Севастиана Дабовича, а второй – в Вилмердинге два раза в месяц, под редакцией Филиппа Средановича. Сербские священники в Америке на ектениях и на великом выходе поминают – из епископов того, который их рукоположил, к епархии которого относятся, и американского архиепископа Тихона, из правителей – сербского короля, черногорского князя, русского Императора и президента республики Рузвельта. В видах умножения православных сербских общин и усиления сербской миссии, православные сербы в Америке задумали открыть там сербскую православную епархию, которая была бы подчинена не русскому Св. Синоду, а одному из синодов сербских церквей в Европе. В этом смысле мотивированное прошение от 8 сербских православных американских общин было разослано ко всем сербским синодам и епископам в Европе, в том числе и синоду карловицкой митрополии. Св. Синод означенной митрополии, прежде чем принять определённое решение по этому вопросу, постановил командировать Вершецкого епископа Гавриила Змеяновича в Америку, чтобы он там на месте изучил этот вопрос, тамошние потребности и обстоятельства, и потом вошёл бы в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В разных храмах Белграда в разное время были регентами русских и сербских хоров Николай Крутиков, Степан Красуцкий, Димитрий Гортынский, протоиерей Михаил Котляревский. Все они внесли свой посильный вклад в сербское хоровое искусство. Заключение Русский философ Николай Бердяев, узнав, что его с большой группой философов и писателей высылают из Союза (в 1922 году), был крайне удручен. Но его духовник отец Алексий Мечёв утешил его словами: «Поезжайте на Запад, ведь в этом ваша миссия». Эту мысль можно применить и к случаю появления в Европе большого числа русских иерархов, священнослужителей, духовных мыслителей и богословов. Сюда же свободно можно отнести и носителей русской духовной музыки – композиторов, регентов, певчих. Но нам кажется, что «миссия» этих последних различается в зависимости от страны, куда судьба забросила русских беженцев. Русский церковный хор где-нибудь в Норвегии, Турции, Тунисе и тому подобное, и русский церковный хор в Болгарии, Сербии, Македонии, да даже и в Румынии – это не однозначные явления. Западные слушатели могут восхищаться песнопениями и высоким уровнем исполнения того или иного русского церковного хора, но это наше художественное и духовное богатство для них остается на уровне более или менее удачного репертуара. А в братских славянских православных странах все это воспринимается иначе, впитывается, принимается часто, как свое, оплодотворяет местную музыку и остается навсегда. Поэтому мысль о нашей эмигрантской «миссии» здесь звучит иначе и значит что-то весьма определенное. В Сербии, в частности в Белграде, хоровое церковное искусство не было развито так, как в России. Выдающийся знаток жизни русской диаспоры в Югославии инженер Алексей Борисович Арсеньев в своем докладе прекрасно показал состояние хорового пения в Сербии до появления в королевстве русских беженцев. А вот каково положение на сегодняшний день. В Белграде, где в 1920-е годы существовал только один церковный хор – Первое белградское певческое общество (хор «Обилич» нельзя назвать чисто церковным коллективом, хотя в его репертуаре были и духовные песнопения Стевана Мокряньца, Корнелия Станковича, С.

http://pravoslavie.ru/28650.html

Славянские диалекты в немецком Югославском проекте Сегодня мы можем констатировать преемственность католическо-коммунистической коалиции в колонизации сербского языка, как и русского языка на Украине. Именно у православных народов, которые католическая миссия не смогла обратить в католицизм, Конгрегация, через языковую политику, на основе диалектов одного языка кодифицировала новые языки как основу «новых наций», с целью деконструкции православных народов и превращения небольших национальных общин в римокатолицизм. После изменения названия Республики Македонии на Северную Македонию, что было условием Греции, дабы Сев. Македония присоединилась к переговорам о членстве в ЕС, правительство Болгарии в октябре 2019 года, в качестве своего условия за присоединение Сев. Македонии к переговорам о членстве в ЕС, приняло решение о установлении красной лингвистической линии – требование чтобы Сев. Македония изменила название официального языка. Подобно тому, как греки утверждают что название Македония представляет собой и греческое географическое и историческое пространство, болгарские филологи утверждают что правительство Респ. Македонии и югославские лингвисты назвали диалекты болгарского языка «македонским языком». Правительство Болгарии приняло документ, определяющий условия переговоров Сев. Македонии с Европейским союзом. София просит чтобы Скопье отказалось от термина «македонский язык» – и использовало бы фразу «официальный язык Республики Северная Македония», и чтобы, при необходимости, к термину македонский язык каждый раз добавлялось ограничение— «в соответствии с Конституцией Республики Северная Македония». Болгарские филологи утверждают, что язык в Северной Македонии является продуктом эволюции диалектов болгарского языка. Также Болгария потребовала чтобы из учебников в Македонии убрать слова «болгарско-фашистский оккупант» которые относятся на воинских частей армии Вермахта которые во Второй мировой войне оккупировали юго-восточную Сербию, включая большую часть сегодняшней Сев. Македонии.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/di...

4. Восстановление религиозной свободы открыло, конечно, широкие горизонты для духовной деятельности и свидетельства о нашем уповании, но духовные нужды уже превысили объективные возможности иерархии, приходского клира и монашества этих Церквей. Большой приток народа в традиционные центры показал неспособность приходского клира взять на себя тяжелую работу катехизации и воссоздания образа Христа в верующих. Подготовка подходящих духовных пастырей требует времени и материальных средств, которых уже не имеют поместные Православные Церкви. Кроме того, наплыв иностранной религиозной пропаганды усиливает не только беспокойство за их духовную ответственность, но и тревогу за их объективное бессилие должным образом ответить на призыв времени. Лишенные церковного имущества и сдавленные экономической нищетой своих народов, они не имеют возможности за короткое время укомплектовать новыми священнослужителями почти полностью истребленный приходской клир или предложить своему народу краткий катехизис православной веры, веры их предков. Несмотря на все это, православное самосознание этих народов сохраняет неугасающим огонь веры, освещающий путь к спасению в это смутное время. Этот критический и переходный период можно сократить только благодаря всесторонней активизации благочестивого народа, который объединившись может восполнить понятные недостатки и слабости епископата и приходского клира. Сила веры народа, когда она выражается через принятую в православной традиции преданность Церкви-пастырю, становится катализатором всех возникающихся временных проблем, составляющих содержание кризиса. К сожалению, некоторые Православные Церкви не сумели защитить внутреннее единство своей церковной полноты от произвольного и раскольнического вмешательства со стороны как коммунистических, так и молодых демократических правительств. Отрыв иерархии Скопье от канонической юрисдикции Сербской Патриархии (1967 г.) и надвигающийся раскол Болгарской Церкви – вот болезненные последствия возрождения анахронических воззрений о государстве, которые трансплантировались с Запада на православные государства Восточной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк.13:5 ). Неужели Россия грешнее всех стран, если она испытывает самые тяжелые страдания? Всему миру ясно, что, во-первых, русский народ горит в огне мук, как некогда три отрока в печи вавилонской; и, во-вторых, безбожные материалистические теории, которые и разожгли тот огонь в России, возникли не в православной Руси, но на землях народов неправославных. Все остальное есть тайна промысла Божиего. И в эту страшную тайну мы не можем глубоко вникать. Можно лишь искать сравнение мучениям русских в судьбе праведного многострадального Иова, чье страдание пошло на пользу тогда и идет на пользу сейчас многим и многим. Можно усмотреть в мучениях России знак Божий всем остальным народам, чтобы они остерегались материализма в теории и практике, в мыслях и на деле. Все благородные души в миру доказывали на протяжении двух прошедших столетий безумность и пагубность этих теорий. Но их слова не смогли никого убедить. Поэтому и был попущен ужас этих теорий на практике. Как некогда Силоамская башня, упав, раздавила тех восемнадцать несчастных, так и современная башня из ложных идей и теорий обрушилась на великий русский народ, чтобы весь род людской протрезвел и отказался от этих губительных и уничтожающих души теорий. Но кто бы решился утверждать, что эта современная башня лжи обрушилась на Россию потому, что Россия грешнее других народов? Мне кажется, что я и в наши дни слышу грозное предостережение Христа: «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете, о племена и народы!» Помня об этом предостережении, нам следует изучить опыт прошлого. Ни одна революция не завершилась тем, с чего началась. Этому учит нас опыт истории народов мира. Зачастую то, что вначале революция рушит и гонит, в конце достигает настоящего триумфа. Это, безусловно, относится к вере Христовой, гонимой, но не изгнанной, оплеванной, но чистой, битой, но не убитой. Ясно одно: и славянская, и мировая миссия России не в том, что сейчас в России творится, но в том, что грядет после революции. Во всяком случае, сегодняшнее мучение русского народа в огне пойдет миру только на пользу. Безусловно, русский народ выйдет из того огня более святым, более сильным и более славным, чем был прежде. И простой кузнец сует железо в огонь не для того, чтобы наказать его, но чтобы закалить его и выковать что-то нужное. Мы думаем и верим, что и Творец пустил этот великий народ в огонь страданий не для того, чтобы казнить его, но чтобы его страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а его – русский народ – весьма прославить пред небом и землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Безнадежность, моральная деградация и социально-экономические проблемы приводят к тому, что в Сербии заключается все меньше браков, в то время как статистика разводов все возрастает. Количество расторгнутых браков на тысячу свадеб в 1998 году составляло 175,5, а в прошлом году – уже 222,1. Несмотря на постоянное снижение количества абортов (примерно на 100 абортов ежемесячно), статистика абортов в Сербии по-прежнему остается весьма тревожной. За 2008 год только в государственных медучреждениях совершено 19 000 абортов, и это не учитывая количество абортов, совершенных в частных клиниках и подпольно. Мрачную демографическую ситуацию в Сербии подкрепляют и данные о росте количества насильственных смертей (несчастные случаи, самоубийства, убийства). В 2008 году 3 692 человека умерли не своей смертью. По статистике, ежедневно в Сербии трое человек погибают в результате несчастного случая и четверо совершают самоубийство. Приведенные данные охватывают население Сербии без учета населения оккупированных Косова и Метохии, данные по которым недоступны. Последняя легитимная перепись населения проводилась там в 1971 году, и эти данные слишком устарели, чтобы на их основе проводить исследования. Перепись 1981 года проводилась албанскими сепаратистами. Перепись 1991 года бойкотировали албанцы, а перепись 2004 года, которую проводила UNMIK (Временная административная миссия ООН в Косове), бойкотировали сербы, сопротивляясь легализации этнических чисток. Согласно данным, предоставленным сербскими роддомами в Косовской Митровице и Грачанице, количество новорожденных сопоставимо с гораздо большими по территории общинами Сербии, а наши соотечественники в Косове нередко решаются завести третьего и четвертого ребенка, несмотря на плохие экономические условия и катастрофическую ситуацию с безопасностью. Время, данное сербам на духовное, моральное и биологическое обновление, истекает. Сербия и сербский народ должны пробудиться немедленно, пока не стало поздно! В противном случае наша земля опустеет и станет неизвестно чьей, а о Сербии и сербах будет напоминать только глава в иностранном учебнике истории.

http://pravoslavie.ru/32844.html

В.Д. Лихачева IV. Искусство «Македонского возрождения (IX–X вв.) Новый расцвет византийского искусства наступает при представителях Македонской династии, основателем которой явился Василий I (867–886). Василий Македонянин, уроженец окрестностей Адрианополя, считавшегося в ту пору македонским городом, пришел к власти в результате кровавого дворцового переворота, завершившегося убийством Михаила III. Василий много сделал для укрепления Византийского государства. Он расширил его границы, усовершенствовал административный аппарат. Василий стремился упрочить престолонаследие, развивая идею о принадлежности трона царствующей династии. Благодаря этим усилиям потомки его правили Византией в течение полутора столетий. Период IX–X веков характеризуется ростом политического авторитета Византии. Византийскому войску вновь удалось одержать ряд побед над арабами. Страх перед арабами заставил многие сербские города искать помощи у империи и признать ее суверенитет над собой. Крещение сербов и болгар способствовало установлению их духовной близости с Византией. X век ознаменовался укреплением дипломатических отношений с Русью. Принявшая в 988 году христианство Киевская Русь стала мощным государством, вскоре превратившимся в серьезную военную угрозу для Византии. Значительным культурным событием этого периода явилась деятельность просветителей Константина (Кирилла) и Мефодия. В 863 году оба они были посланы византийским двором с культурной миссией в Великоморавское княжество. Эта миссия имела результаты, далеко выходящие за пределы обычных дипломатических отношений. Трудами обоих братьев была создана славянская письменность, изобретен алфавит. Перевод ими книг с греческого помогал сложению старославянского литературного языка, способствовал распространению грамотности у славян и подъему их культуры. В условиях усложняющихся связей с соседними народами и многочисленных войн, которые вело Византийское государство, приходилось постоянно совершенствовать пограничные фортификационные сооружения. Они разрушались, перестраивались, восстанавливались, отнимая много строительных сил, но вместе с тем свидетельствуя о громадном размахе архитектурного дела Византии. Полнее сохранились укрепления на Акрокоринфе – огромном скалистом массиве, возвышающемся над северным Пелопоннесом. Стены этой крепости, которую можно датировать X веком, идут, следуя рельефу местности. Над обрывами они становятся ниже, в лощинах – выше и мощнее. Живописная планировка, образованная линией, прихотливо прочерченной по скалам, характерна для крепостей этого времени. Стены сложены из прямоугольных каменных блоков с прослойкой плоского кирпича – плинфы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

§ 7    Теперь, я думаю, легче понять высказанную вначале мысль о том, что в нынешних канонических и экклезиологических спорах мы апеллируем к разным «преданиям». В самом деле, разве не звучит апелляция к любому из трех вышеозначенных «слоев» так, словно именно он — самодостаточное воплощение всего канонического предания? Другой, не менее очевидный факт заключается в том, что православная богословская и каноническая мысль ни разу не пыталась дать серьезную экклезиологическую оценку этих «слоев» и выяснить их взаимоотношение внутри Предания. И именно этот поразительный факт служит главным источником наших сегодняшних трагических недоразумений. Куда проще выглядит историческая причина такого тотального отсутствия экклезиологической «рефлексии» и ясности. Вплоть до настоящего времени, невзирая на постепенное исчезновение «православных миров», православные церкви жили в духовном, структурном и психологическом контексте этих органических «миров» — иначе говоря, следуя логике как «имперского», так и «национального» преданий, а порой комбинации того и другого. Очевиден и тот факт, что в православном мире на несколько веков наступила почти полная атрофия экклезиологического мышления и пропал настоящий интерес к экклезиологии.    Гибель Византии в 1453 г. не вызвала соответствующей экклезиологической реакции, и мы знаем почему: мусульманская концепция «религии-нации» (милет) гарантировала всему византийскому миру — теперь уже под турецким господством — преемственность «имперского» предания. В соответствиии с ней Вселенский патриарх не только де-факто, но и де-юре брал на себя функцию главы всех христиан и становился, так сказать, их «императором». На какое-то время это привело даже к упразднению прежних «автокефалий» (сербской, болгарской), которые никогда не были по-настоящему интегрированы в византийскую систему (греки и сегодня редко пользуются словом «автокефалия» как строго однозначным экклезиологическим термином) и предоставлялись Константинополем как бы нехотя, под давлением политических обстоятельств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

Теперь, я думаю, легче понять высказанную вначале мысль о том, что в нынешних канонических и экклезиологических спорах мы апеллируем к разным «преданиям». В самом деле, разве не звучит апелляция к любому из трех вышеозначенных «слоев» так, словно именно он – самодостаточное воплощение всего канонического предания? Другой, не менее очевидный факт заключается в том, что православная богословская и каноническая мысль ни разу не пыталась дать серьезную экклезиологическую оценку этих «слоев» и выяснить их взаимоотношение внутри Предания. И именно этот поразительный факт служит главным источником наших сегодняшних трагических недоразумений. Куда проще выглядит историческая причина такого тотального отсутствия экклезиологической «рефлексии» и ясности. Вплоть до настоящего времени, невзирая на постепенное исчезновение «православных миров», православные церкви жили в духовном, структурном и психологическом контексте этих органических «миров» – иначе говоря, следуя логике как «имперского», так и «национального» преданий, а порой комбинации того и другого. Очевиден и тот факт, что в православном мире на несколько веков наступила почти полная атрофия экклезиологического мышления и пропал настоящий интерес к экклезиологии. Гибель Византии в 1453 г. не вызвала соответствующей экклезиологической реакции, и мы знаем почему: мусульманская концепция «религии-нации» (милет) гарантировала всему византийскому миру – теперь уже под турецким господством – преемственность «имперского» предания. В соответствиии с ней Вселенский патриарх не только де-факто, но и де-юре брал на себя функцию главы всех христиан и становился, так сказать, их «императором». На какое-то время это привело даже к упразднению прежних «автокефалий» (сербской, болгарской), которые никогда не были по-настоящему интегрированы в византийскую систему (греки и сегодня редко пользуются словом «автокефалия» как строго однозначным экклезиологическим термином) и предоставлялись Константинополем как бы нехотя, под давлением политических обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010