Не трудно заметить, что в μιλ’и Геннадия встречаются термины и даже целые выражения, выработанные схоластическим богословием и ему главным образом принадлежащие. Таковы, напр., описательные выражения понятия пресуществления, в обилии встречающиеся у схоластиков XI–XII вв.; таково же и рассуждение Геннадия о субстанциях и акциденциях таинства. Чем объяснить это? – Без сомнения, Геннадий, как всесторонне образованный человек, был знаком с схоластическим богословием и нет ничего невероятного, что из него он заимствовал форму для выражения учения своей церкви. Отсюда далеко еще не следует, что он заимствовал и самое учение (понятие пресуществления). Одно – понятие, другое – термины, его выражающие. В то время, как последние ничего нового не приносят, введение первого изменяет самое существо дела. Заимствуя новое понятие, Геннадий становился бы в противоречие с существующим учением церкви. Но этого, во-первых, Геннадий и не мог сделать (почему – мы показали выше) и, во-вторых, на самом деле не сделал. Нет сомнения, что при внесении нового понятия (будем рассуждать с лютеранской точки зрения) и притом такого понятия, которое изменяет смысл всего таинства, вызвало бы, как и всегда бывает, споры, разногласия, волнения в церкви: ничего подобного мы не видим ни в Геннадиево, ни в последующее время; очевидно, принятый им термин выражал точно учение греческой церкви и потому был принят в богословскую науку беспрекословно. Совершенно иную судьбу имело, напротив, «Исповедание» Кирилла Лука- —311— риса, вводившего действительно новое учение: о нём, впрочем, подробнее будет речь ниже. Относя появление μιλ’и Геннадия к пятидесятым годам XV ст., мы затем в течение 150 лет (до 1593 года) не встречаемся с словом μετουσωσς в греческой богословской литературе. Только с 1593 года о нём начинается целый ряд свидетельств. От конца XVI стл. мы имеем свидетельства трех мужей; Мелетия Пигаса, 1079 Гавриила Севера 1080 и Максима Маргуния. 1081 Все эти три лица были связаны между собой самой тесной дружбой и стояли во главе партии, ведшей борьбу с латинянами и латинофронами из греков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В подобном же смысле взывали чехи к Польше накануне гибели своего государства, в XVI в., умоляя помочь нм во имя единства народа и языка. Но между Чехией и Польшей уже печальной тенью легло вероисповедное различие, и взаимной поддержки в достаточной степени друг другу они оказать не могли. Трудно было Польше внять голосу «еретиков», хотя и славянских. Наконец, «ненасытная пасть немцев» раскрылась и на беспомощную Польшу... Было бы неуместно здесь входить в оценку всех этих явлений западнославянской истории. Достаточно отметить только то явление, что славяне больше, чем целое тысячелетие, «бессознательно и сознательно, добровольно и поневоле», благодаря своему разделению, закрепощали себя под властью и гнетом немцев, как бы подтверждая торжественное пророчество немецких епископов, провозгласивших: Selavi sive velint, sive nolint, regno nostro subacti erunt (славяне захотят или не захотят, будут подчинены нашему господству). Не лучше обстояло дело и у южных славян. С древнейших времен Болгария и Сербия вели борьбу с переменным успехом, пока в XIV–XV в. не сделались общей добычей турецких завоевателей – мусульман. И в новейшее время, как только тот и другой парод вышел —53— на путь политической независимости, с прежней силой разгорелась их былая борьба. Очутившись под непосредственной властью немцев или в сфере их политического, экономического и культурного влияния, они не могут противопоставить силе немецкого влияния своих объединенных сил. Было бы излишне останавливаться на отдельных фактах сербско-болгарских отношений: они всем нам хорошо памятны. Даже среди современного македонского населения нет единства в настроении. В Македонии можно встретить не одну славянскую семью, в которой один брат склонен считать себя болгарином, а другой сербом. Национальное разделение проникло там даже в ячейку общества – семью... Такова печальная историческая действительность и таковы современные факты. Но эта действительность представляет собою лишь теневую сторону славянских взаимоотношений. Рядом с нею через всю историю славянских народов проходит светлая, лучезарная мечта о тесном единении раздробленных представителей славянской расы, которое мыслится, как самый надежный, последний оплот в борьбе их за независимость. Эта золотая греза живет скрытою в глубоких инстинктах славянских народных масс и сплошь и рядом настойчиво пробивается наружу в деятельности отдельных лучших представителей славянских народов, но всего больше она выразилась в литературном творчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папа Римский встретился с президентом Сербии 12.09.2015 03:35 Версия для печати Ватикан, 12 сентябя, I.MEDIA/Благовест-инфо. Папа Римский Франциск принял сегодня в Ватикане президента Сербии Томислава Николича. В ходе встречи обсуждались такие темы, как вступление Сербии в Евросоюз, двусторонние отношения, ситуация вокруг Косова, а также нынешний наплыв сирийских беженцев в Европу. Сербия является одной из основных транзитных стран, через которую эти беженцы пытаются попасть на север – в Германию и другие страны Запада. Чтобы как-то сдержать этот поток Венгрия уже выстроила вдоль границы с Сербией стену длиной 175 км. Несмотря на это, по имеющимся оценкам с начала 2015 года из Сербии в другие страны Европы попали уже 160 000 беженцев. Президент Николич обратился к Папе с просьбой помочь сохранить православные святыни, добавив, что определенные силы все еще стремятся их уничтожить, имея в виду положение в Косове, большинство населения которого составляют албанцы-мусульмане. Несмотря на заключение ряда соглашений отношения между Сербией и Косовом остаются напряженными после войны за независимость 1998-1999 гг.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Справка: 1) По § 81 лит. б. п. 4 устава духовных академий избрание кандидатов на должность помощника секретаря значится в числе дел Совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. 2) Большинством голосов членов Совета кандидатом на должность помощника секретаря избран кандидат богословия Борис Забавин. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении кандидата богословия Бориса Забавина в должности помощника секретаря Совета и Правления академии. —424— XIII. Отношение Управления Императорской Публичной Библиотеки от 6 ноября за 2020: «Согласно Высочайшему соизволению, последовавшему в 30-й день минувшего октября, Императорская Публичная Библиотека имеет честь препроводить при сем, особой посылкой, для занятий профессора Соколова сроком на один месяц греческую рукопись на 82 лл. CXLVIII, содержащую в себе Épigrammes ou poèmes épigrammatiques. О получении названной рукописи Императорская Публичная Библиотека просит её уведомить». Определили: Рукопись передать экстраординарному профессору академии Василию Соколову , а о получении её Управление Императорской Публичной Библиотеки уведомить. XIV. Отношение Совета С.-Петербургской духовной академии от 19 ноября за 1673: «Совет С.-Петербургской духовной академии имеет честь покорнейше просить Совет Московской духовной академии выслать в академию для занятий студента IV курса Ивана Щербова, сроком на один месяц, рукопись Муравьева: «Сношения России с Востоком по делам церковным», т.т. III–V». Определили: Уведомить Совет С.-Петербургской духовной академии, что в текущем учебном году требуемая рукопись – в виду постоянных требований на неё со стороны профессоров и студентов Московской духовной академии – не может быть выслана. XV. Отношение Правления Киевской духовной семинарии от 13 ноября за 1298: «Правление Киевской духовной семинарии честь имеет препроводить при сем обратно с глубокою благодарностью в Совет Московской духовной академии присланные для преподавателя семинарии Петра Калачинского, при отношении от 19 августа 1897 г. за 432, книгу: «Keil. «Opuscula academica. Sectio prima et posterior» и журнал: «Zeitschrift für historische Theologie» за 1861 г., покорнейше прося о получении их уведомить».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 . Каким так же образом мудрецы и ученые из Эллинов не поняли, что у них учредители законов осуждаются своими собственными законами? Ибо, если законы справедливы, то боги их, творящие преступление закона (παρνομα), всецело нечестивы, будучи взаимоубийцами, волшебниками, ворами, любодеями и мужеложцами. Если же они (боги) хорошо поступают, то, следовательно, нечестивы законы, учрежденные богами. Если теперь законы, одобряющие доброе и порицающие дурное, хороши и справедливы, то дела богов их есть преступление; следовательно, боги их, как преступники, все подлежат смерти, а выводящие таких —274— богов – нечестивы. 992 9. Ибо если истории о богах – мифы, то они ни что иное, как только слова; если они натуралистического характера (φυσικα), то уже это делающие и так страдающие суть не боги, если-же они – аллегории, то они ничто ибо иное, как и мифы. 993 XIV Приступим теперь, царь, к Иудеям, чтобы посмотреть, что мыслят и они о Боге? 2 . Иудеи, именно, говорят, что существует единый Бог, всемогущий Творец всяческих (τν πντων παντοκρτορα) и что не должно почитать что-либо иное, кроме одного только Бога. 3. И в том они, по-видимому, приближаются к истине выше всех народов, что более почитают Бога, а не Его творения (ργα) и что подражают Богу в человеколюбии (φιλανθρωπ), помогая бедным, выкупая пленных, погребая мертвых и творя подобное этому, угодное пред Богом и славное пред людьми, что они получили от своих предков. 4. Однако- —275— же и они уклонились от истинного познания и хотя в мыслях своих думали, что служат Богу, по делам оказывалось, что служение их относится к ангелам, а не к Богу, хотя они и соблюдают субботы и новомесячии и опресноки и великий праздник (μεγλην νηστεαν – Пасху?) и обрезание, и воздержание в пище – впрочем, и это все не особенно строго сохраняют. 994 XV Христиане же, царь, так как они всюду ходили и искали, обрели истину и, насколько можно судить из их писаний, подошли к ней и к правильному познанию гораздо ближе всех остальных народов. 2. Ибо они познали Бога Творца и устроителя всяческих (κτστην κα δημιουργν τν πντων) и кроме Его не почитают никакого иного Бога. 995 3. От Него они получили заповеди (ντολς), которые имеют начертанными в сердцах (ν τας καρ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

994 Реконструкция этой главы сделана с сирского текста. В изложении её сирский и греческий тексты расходятся почти всецело; общего между ними только две мысли – σβονται γρ κα τν θεν μνον παντοκρτορα и γγζειν τ ληθε. И в данном случае даже сторонники греческого текста отдают предпочтение сирскому – см. Raabe Textverg. 56 s. Т. u. U. 1882. IX, 1. В последнем, как мы видим, дана краткая и существенная характеристика иудейства, совершенно по подобию того, как раньше говорилось об язычестве; в греческом же тексте представлена целая историческая картина иудейства, где особенно оттеняется факт черной неблагодарности иудеев к Богу; и хотя подробности, которыми он очерчивает историю Еврейского народа могут иногда прямо поражать своим сходством с библейскими цитатами ( Деян.3:14 ; 1Ин.2:22 . Иуд.4 ), однако они совершенно излишни и даже вредны для целей апологии. В намерении апологета было доказать безусловное превосходство христианской религии, по отношению к которой и иудейство было посредствующей и как-бы подготовительной ступенью; так что общее отношение апологета к иудейству должно назвать благоприятным, а не тем отрицательным, каким выставляется оно в греч. тексте. Прямым доказательством позднейшего происхождения греческого текста XV гл. служит находящееся в ней выражение τ γμονι τν ωμαων, вместо τ μετρ γμονι, как-бы следовало ожидать от греческого автора второго века. 995 В этом стихе греческий текст имеет некоторое добавление, а именно, после слова τν πντων стоит ν υ μονογενε κα πνεματι γ. Даже Raabe, очень доверчиво относящийся к греческому тексту, считает эти слова позднейшей прибавкой. 996 Вместо безличного указания «от Него» – в греческом определенно указывается «от Господа Иисуса Христа», хотя первое указание больше гармонирует с характером изложения апологии. Уместно также напомнить, что по греческому тексту в этой именно главе находится тот исторический очерк основания христианства, который мы, в параллель с сирским текстом, отнесли во вторую главу. Будучи там вполне на своем месте, он был-бы не так уместен здесь, при рассуждении о веро- и право-учении христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

352 На ряду с обширным и кратким составом утрени по числу молитв, читаемых во время её священником, в рассматриваемый нами век существовал еще особый состав этой службы, занимающий средину между тем и другим по количеству молитв, а но распорядку их совершенно отличный от того и другого. По нему первые четыре молитвы следовали в том же порядке, как и в настоящее время, но с пятой начинался другой порядок: пятою была нынешняя десятая, шестою – пятая, седьмою – шестая, восьмою – одиннадцатая, девятою – на главопреклонение. 353 Полное отсутствие данных как в богослужебной практике церкви греческой, так и русской, лишает нас возможности сделать какие бы то ни было более или менее вероятные предположения для объяснения образования представленного нами порядка утренних молитв. Надписание одной из них осьмой, нынешней одиннадцатой, «на 9-й песни», как будто находит для себя основание в порядке «песненного последования» утрени; но в нем эта молитва надписывается «молитва на хвалитех» 354 и следовательно надписание в том и другом случае нельзя назвать тожественным. На ряду с обыкновенным последованием вечерни и утрени существовало в рассматриваемое нами время песненное последование той и другой, хотя, без сомнения, и не во всех церквах России. О нераспространенности в России «песненного последования» в XIV веке можно заключать на основании единичности памятника сохранившего его до нас; 355 о перенесении же этого последования к нам в Россию из земель славянских так же дает нам основание заключать самый богослужебный памятник, носящий в своем правописании ясные следы правописания сербского. Время происхождения самого памятника – конец XIV или начало XV века, а так же место происхождения его – земли южно-славянские и в частности Сербия дают нам основание заключать о перенесении его в Россию под влиянием митр. Киприана, занимавшего митрополичью кафедру церкви русской именно в этот промежуток времени и бывшего родом серба. Порядок песненной вечерни совершенно отличен от порядка вечерни обыкновенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Сербия отвергает условия Брюсселя для получения статуса кандидата в ЕС Президент Тадич подчеркнул, что Сербия никогда не признает независимости Косово 10.01.2012 23:48 Версия для печати О категорическом отказе Сербии принять условия Евросоюза для получения статуса кандидата в ЕС сообщил президент этой страны Борис Тадич. Он подчеркнул, что Сербия никогда не признает независимости Косово. Сербия отвергает условия, предъявляемые ей Евросоюзом для получения статуса кандидата в ЕС, и не изменит своей политики в отношении Косово. Об этом заявил в субботу, 7 января, президент Сербии Борис Тадич в ходе визита в монастырь Дечани в западной части Косово по случаю праздника Рождества по юлианскому календарю, сообщает агентство dpa. " Мы не согласимся с упразднением наших институтов в северной части Косово " , - заявил он. Он также назвал неприемлемым требование ЕС согласиться на участие Косово в международных конференциях. Сербия намерена вернуть свою бывшую провинцию, отмежевавшуюся от нее в одностороннем порядке 4 года тому назад, и ни при каких условиях не признает ее в качестве независимого государства, подчеркнул Борис Тадич.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Из нимба Христа выходят 7 коротких стеблей с медальонами с изображениями Св. Духа в виде голубей, образующих цветок или корону. В композицию включены также 2 св. жены, изображенные оглавно, но предков Христа по плоти нет - ветви и завивающиеся стебли покрыты только цветами и листьями. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. В восточнохрист. искусстве изображения «Д. И.» известны с XII в. В визант. искусстве существует 2 варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе ц. апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского (до 1343)). В др. варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из ВЗ и НЗ, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях НЗ. Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 г. в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция «Д. И.» состояла из изображений пророков, среди к-рых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении «Д. И.» в портике мон-ря Богородицы Перивлепты в К-поле (XI в.). В XIII-XIV вв. «Д. И.» становится широко распространенной темой в росписях визант. храмов: Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (ок. 1265); св. Ахиллия в Арилье, Сербия (1296); Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (роспись ок. 1220, обновлена в 1309-1316); Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (1259-1265); Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); св. Апостолов в Фессалонике (после 1315); груз. церквей в Кинцвиси (1207) и Сафаре (1-я пол. XIV в.). Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня мон-ря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте «Д. И.» отражает связь ВЗ и НЗ, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В нач. XIV в. в искусстве Сербии по образцу «Д. И.» была создана композиция «Лоза Неманичей», представляющая родословие серб. государей (ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/180450.html

Сербия (монастыри) Материал из Азбука паломники Средняя Сербия [ править править код ] Монастырь Банья [ править править код ] Предположительно, монастырь был основан в XII веке – игумен монастыря упоминается в Студеницком типике. С 1220 года монастырь был центром Дабарской епископии, в связи с чем именовался «Святой Николай Дабарский», а позднее стал центром Дабро-Боснийской митрополии, которую основал Святой Савва. Во второй половине XIV века монастырь был усыпальницей представителей династии Войновичей. Монастырь носит свое название в честь целебных источников, протекающих на территории монастыря, которые с древних времен использовались для лечения. Курорт Баня находится прямо за оградой монастыря. Монастырь является памятником культуры Сербии исключительного значения. Адрес: Zlatibor 31330, Сербия Проезд: Монастырь расположен в одноименном поселке близ города Прибой в Златиборском округе – знаменитой туристической горной области на юго-западе Сербии. От Белграда – 286 км. Подробнее... Монастырь Буково [ править править код ] Монастырь Буково расположен в 4 километрах к западу от города Неготин. Считается, что он был построен во время правления короля Милутина, в конце XIII или начале XIV века. По архитектурно-стилистическим особенностям главный монастырский храм св. Николая близок к моравскому стилю, характерному для периода Сербской деспотии XV в. Адрес: 19300, Буковски пут бб, Неготин, Сербия Проезд: Монастырь находится у подножия горного ущелья Вратна, в 4 км от Неготина по дороге Заечар-Неготин. Рядом с Неготиным находится монастырь Вратна . Телефон: +381 19 543 460 Электронная почта: manastirbukovo@gmail.com Подробнее... Введенский монастырь в Белграде [ править править код ] Одним из первых центров возрожденного женского монашества в Сербии стал Введенский монастырь в Белграде. Он был построен на добровольное пожертвование Персиды Миленкович – одной из самых щедрых благотворительниц в новой истории Сербии. В 1938 году сюда после многих лет подвижнической жизни в монастыре Кувеждин и на послушании в детском доме в Сараево пришли 12 сестер во главе с игуменьей Меланией. В их числе были и русские, и сербские монахини.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010