Д. род. в благочестивой семье земледельцев среднего достатка. Его старший брат свт. Феодосий (1300-1392, митрополит Трапезундский (пам. греч. 11 янв.)) получил образование в К-поле при Патриархии, затем принял постриг, был рукоположен во пресвитера. Через нек-рое время он удалился на Св. Гору в монастырь Филофей, где затем стал игуменом. Д. смог поступить в этот мон-рь под руководство брата по достижении 19-летнего возраста, в 1335 г. и исполнял обязанности экклисиарха. В 30 лет Д. был рукоположен во диакона, а затем во иерея (1346). Вскоре он стал известен как подвижник и пользовался особым уважением. Через 12 лет пребывания в мон-ре, посоветовавшись с духовниками, он тайно покинул многолюдную обитель и затворился в пещере на горе М. Афон, где проводил время в непрестанной молитве, питаясь травой и дикими плодами, а иногда ходил в окрестные мон-ри просить хлеба. Через 3 года подвижничества (1347-1350) к Д. стали собираться ученики, к-рых он сначала не принимал, но затем уступил их просьбам. Вскоре Д. возглавил братство из 18 монахов, к-рые по его предложению построили на той же горе каливы и храм во имя Иоанна Предтечи, а Д. стал называться «игумен калив». Он безмолвствовал в пещере 5 дней недели, а субботние и воскресные дни проводил вместе с братией. Через нек-рое время, страдая зимой от холода, братия с благословения прп. Д. переселилась на зап. часть горы, где также были построены каливы и новый храм во имя Иоанна Предтечи. Продукты доставлялись на лодке, затем монахи на себе переносили их на гору, причем Д. участвовал в этом. Монахам приходилось ночевать на берегу, и тогда большую часть ночи они проводили в славословии Бога под открытым небом. Однажды преподобный увидел на прибрежной скале огненный факел, восходивший к небу. Поскольку видение повторялось много ночей подряд, он рассказал о нем другу, прп. Дометию († 1403/05), подвизавшемуся в местечке Вулевтирии, имевшему дар рассуждения и пророчества. После того как они вместе 3 ночи видели знамение, Дометий предрек существование на этом месте обители и было принято решение строить там мон-рь. На средства приходивших к Д. за советом мирян и монахов была построена башня высотой 20 м для защиты от пиратов (1370).

http://pravenc.ru/text/178321.html

На единоличных изображениях Е., в композициях рядом с Богоматерью на троне среди избранных святых («алтарь свт. Николая», Конрад фон Зёст, ок. 1400, капелла свт. Николая, Зост), в сценах «Святое собеседование» (картина Х. Мемлинга «Богоматерь с Младенцем и святыми Варварой и Екатериной», нач. 80-х гг. XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Тициана «Мадонна с Младенцем, вмц. Екатериной и Иоанном Крестителем», ок. 1530, Национальная галерея, Лондон), «Святое семейство» (часто эта иконография совмещена с сюжетом «Мистическое обручение св. Екатерины»: Дж. Ч. Прокаччини, кон. XVI в., Пинакотека Брера, Милан), «Оплакивание» (Б. Кампи, 70-е гг. XVI в., Пинакотека Брера, Милан) варианты изображения атрибутов многообразны: пальмовая ветвь (Дуччо, алтарный образ «Маэста», ок. 1308-1311, музей кафедрального собора, Сиена; П. Лоренцетти, образ в составе полиптиха, 1332 г., Национальная пинакотека, Сиена; икона, 1387, каталонский мастер Мартин де Вилланова, мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона для иконостаса Дж. Скьявоне, ок. 1456-1461, Национальная галерея, Лондон), пальмовая ветвь и колесо (картина фра Анжелико, 1-я пол. XV в., Национальная галерея Умбрии, Перуджа), пальмовая ветвь и книга (рельеф портала Мариенкирхе в Ашаффенбурге, кон. XII в.; картина П. Перуджино «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святые Роза и Екатерина», ок. 1490, Лувр, Париж), пальмовая ветвь, книга и колесо (полиптих «Мадонна с Младенцем, Христос и святые», Франческо д " Антонио де Анкона, 2-я пол. XIV в., ГМИИ), колесо и книга (образ работы Аллегретто Нуци (?) «Святые Екатерина и Варфоломей», ок. 1350, Национальная галерея, Лондон), колесо и меч (фреска, ок. 1330, ц. Мариенкирхе в Ройтлингене, Германия), пальмовая ветвь, меч и колесо, книга (Ян ван Эйк, алтарь 1437, Картинная галерея, Дрезден), книга и меч (картина Пинтуриккио «Вмц. Екатерина с донатором», ок. 1480-1500, Национальная галерея, Лондон), книга (фреска сер. XIII в., собор в Понтиньи, Франция), меч (картина Рафаэля, 1507-1509, Национальная галерея, Лондон; витраж ок. 1524, собор Фрайбурга, Германия), корона в руке (фреска XV в., собор в Атри, Италия), усеченная палачом голова святой в ее руках (фреска А. Лоренцетти, между 1335 и 1338, ц. Сант-Агостино, Сиена).

http://pravenc.ru/text/189599.html

1525 . Воскресенский, мужской, ныне село Воскресенское, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 40 вер. от Вологды и в 25 вер. к сев.-вост. от Грязовца, при рр. Леже и Великой. В XIV ст. преп. Димитрий Прилуцкий с учеником своим Пахомием, удалив­шись из основанного им Николаевского на Болоте м-ря, что в Переяславском уезде Владим. губ., построил около 1371 года на этом месте, тогда пустынном, церковь во имя Воскр. Хр., но по нежеланию окрестных жителей принуж­ден был удалиться ближе к Вологде, где и основан нынешний Спасо-Прилуцкий м-рь. Церковь эта в 1806 г. сго­рела от молнии и на месте ее построе­на новая каменная в 1813 г. Савваитов, “Маяк”, 1844 г., т. XVII, кн. XXXIII, гл. III, 26 (Опис. Спасо-Прилуц. м-ря); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 112, 242 (преп. Димитрий Прилуцкий). 1526 . Воскресенский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Киеве. О нем известно только, что игумен его Семен в 1231 г. присутствовал при посвящении духовника Владимир. кн. Ва­силия Константиновича Кирилла в сан епископа Владимирского. Вероятно, он был разрушен Батыем в 1237 г. “Полн. собр. лет.”, I, 194; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, 50. 1527 . Воскресенский, мужской, ныне приходская церковь в гор. Солигаличе, Костромской губ. Основан в 1335 г. Галичским кн. Федором Семе­новичем на месте видения им огнен­ного столпа в день Воскресения Хр.; около 1350 г. для защиты от набегов был окружен дерев. острогом; в 1372 г. богатства его разграблены инородцами. В 1613 г. был выжжен поляками, но в 1619 г. возобновлен; когда же упраз­днен неизвестно, хотя в 1721–1736 г. в нем был игумен Макарий. “Город. посел.”, II, 566; “Журн. Мин. Вн. Д.”, 1848 г., XXII, 7; Крживоболицкий, “Костром. губ.”, 606; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 334; “Костром. губ. в.”, 1859 г., 10–12 (ист. г. Солигалича); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 864, 11; 888 (грамота 1492 г. игум. Симону); “Архив ист. и практич. свед. относящ. до России”, 1860–61 г., кн. III, Отд. 3, 39 (Корнилов, “От Костр. до Соль-Галича”); “Акты Археогр. Эксп.”, II, 85 (Ц. гр. 1608 г. об отдаче во влад. игум. Иоакиму сельца Балынова и поч. Бракотина); 86 (Патриарш. гр. 1655 г. о высылке лошад. в Мо­скву); Ключевский, “Жит. свят.”, 330; Иванов, “Опис. госуд. дел старых дел”, 345 (в 1700 г. имел крестьян 5 двор.); Бычков, “Опис. руко­писей И. П. Библ.”, I, 215, 15 (летописец Воскр. м-ря, что у Соли, содержащий известия о кн. Ветлуж. и Хлынов., о постр. близ Чудского оз. на р. Костроме Воскр. м-ря, о разорении его и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР I ВУХИР [греч. Ισδωρος Βοχειρ (Βοχειρας)] (1300/10 - после февр. 1350), патриарх К-польский (с 17 мая 1347), визант. гимнограф, соратник свт. Григория Паламы и Иоанна VI Кантакузина . Жизнь И. В. родился в Фессалонике и был в семье старшим из 10 детей (у него были 4 брата и 5 сестер). Получив светское образование, И. В. решил постричься в монахи и поступил под духовное руководство Герасима Эвбейского (PLP, N 3756), ближайшего друга прп. Григория Синаита (или ученика, согласно сообщению свт. Каллиста I в Житии прп. Григория). Вероятно, по побуждению Герасима И. В. отправился из Фессалоники на Афон, чтобы поступить в школу прп. Григория ( Τσμης. 1985. Σ. 352-354). В 1326 г. набеги турецких пиратов на Афон вынудили прп. Григория вместе с учениками, среди к-рых был И. В., покинуть Св. Гору. И. В. вернулся в Фессалонику, где в течение 10 лет, оставаясь мирянином, возглавлял круг исихастов, состоявший из монахов и мирян. В 1335/36 г. И. В. посетил Паламу в мон-ре Эсфигмен на Афоне, игуменом к-рого буд. святитель в то время был назначен афонскими властями. Там же И. В. был пострижен в монахи и затем снова вернулся в Фессалонику. И. В. сопровождал свт. Григория на июньский Собор 1341 г. (RegPatr, N 2210), на к-ром состоялось осуждение Варлаама Калабрийского . После Соборов 1341 г. И. В. был рукоположен во иерея и наречен митрополитом Монемвасийским (RegPatr, N 2250), поскольку патриарх К-польский Иоанн XIV Калека благоволил в то время к свт. Григорию и хотел сделать последнего своим союзником в борьбе с вел. доместиком Иоанном Кантакузином за регентство при легитимном наследнике Иоанне V Палеологе ( Meyendorff. 1959. P. 110-112). Однако И. В. так и не был рукоположен. Осенью 1344 г., после неудавшихся переговоров с Кантакузином и ужесточения политики в отношении сторонников последнего, патриарх Иоанн Калека созвал синод, который наряду с отлучением свт. Григория Паламы от Церкви (RegPatr, N 2249; текст осуждения утерян) низложил И. В. (RegPatr, N 2250). До 1347 г. И. В. занимался преподаванием; в частности, его учеником был известный визант. интеллектуал и переводчик сочинений Фомы Аквинского антипаламит Димитрий Кидонис .

http://pravenc.ru/text/674898.html

D. Waltz. Hdlb., 2002. S. 207-230; Браун П. Культ святых: Его становление и роль в лат. христианстве. М., 2004; Blaauw S. L., de. Il culto di Sant " Ambrogio e l " altare della Basilica Ambrosiana a Milano//I luoghi del sacro: Il sacro e la città fra Medioevo ed Età Moderna. Firenze, 2008. P. 43-62; Lan é ry C. Ambroise de Milan: Hagiographe P., 2008; eadem. Le dossier des saints Nazaire, Celse, Gervais et Protais: Édition de la Passion BHL 6043 (=3516)//AnBoll. 2010. Vol. 128. P. 241-280; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 343. Мученичество Назария, Гервасия, Протасия и Келсия. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1335–1350 гг. Один из наиболее ранних древнерус. списков пространного Мученичества - Минея-Четья из Волоколамского собрания (РГБ. Вол. 591. Л. 108 об.- 120), датированная кон. XV в.; перевод был создан не позднее XII в. Тот же текст воспроизводится в ВМЧ (Окт. Дни 4-18. С. 961-976). Мученичество содержит многочисленные легендарные детали и логические несоответствия; повествование начинается с рассказа о родителях Н. и его детских годах: Н. был «от страны Афрон», однако жил в Риме (вероятно, эта ошибка восходит к греч. оригиналу); ниже говорится, что отец Н.- Африкан, имел африканское происхождение. Получив крещение от св. еп. Лина, Н. в 20 лет покинул Рим и странствовал по италийским и галльским городам, проповедуя Христа. В Медиолане он нашел П. и Г., заключенных в темнице; в галльском г. Мелия (вероятно, искаженная форма от Цемелия) к нему присоединился 3-летний К. После ряда злоключений Н. и К. отвели к Нерону и посадили в тюрьму, а затем бросили в море, где Н. «силой Святого Духа» был обращен в «морскую свинью» (в дельфина; см.: Словарь древнерус. языка XI-XIV вв. М., 2008. Т. 10. С. 608) и плыл вслед за кораблем. К. погиб в море, но Н., выйдя на берег, воскресил его. Затем Н. снова пришел в Медиолан, правитель которого, привязав мученика к «жестокой колеснице», отправил в Африку и в Рим (К. остался в Медиолане у некой женщины). Н. посетил отца и возвратился в Медиолан, где правитель подверг казни всех 4 мучеников. После кончины святые явились христианину Кератиону с просьбой скрыть их тела в глубоком рву, что тот и сделал, при этом произошло исцеление его парализованной дочери. Некий философ написал книгу о Н., Г., П. и К.; ему явились святые и повелели отдать книгу Кератиону, чтобы тот положил ее рядом с их останками. Скончались святые в Медиолане, в месте, называемом «У трех жерновов» 14 окт. Во времена имп. Феодосия свт. Амвросию было открыто свыше, где покоятся мощи мучеников: он нашел 3 гроба, в к-рых лежали Н., Г., П. и ребенок К. и перенес их в Медиолан.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИОНИСИЙ КТИТОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Дионисий Ктитор. Икона XV века, монастырь Дионисиат Дионисий Ктитор, Афонский (греч. Διονσιος κττορας της Μονς Τιμου Προδρμου Αγου ρους; 1316 - 1388 ), основатель монастыря Дионисиат , преподобный Память 25 июня (Греч. ) и в Соборах Афонских преподобных и Дионисиатских святых (Греч.) Родился в 1316 году в Корисосе (совр. ном Кастория, Греция ) в благочестивой семье земледельцев среднего достатка. Его старший брат свт. Феодосий Трапезундский (1300 - 1392) получил образование в Константинополе при Патриархии, затем принял постриг, был рукоположен во пресвитера. Через некоторое время он удалился в афонский монастырь Филофей , где затем стал игуменом. Дионисий смог поступить в этот монастырь под руководство брата по достижении 19-летнего возраста, в 1335 году и исполнял обязанности экклисиарха . В 1346 году Дионисий был рукоположен во диакона и во иерея . Вскоре он стал известен как подвижник и пользовался особым уважением. Через 12 лет пребывания в монастыре, посоветовавшись с духовниками, он тайно покинул многолюдную обитель и затворился в пещере на горе Малый Афон, где проводил время в непрестанной молитве, питаясь травой и дикими плодами, а иногда ходил в окрестные монастыри просить хлеба. Через три года подвижничества (1347-1350) к Дионисию стали собираться ученики, которых он сначала не принимал, но затем уступил их просьбам. Вскоре Дионисий возглавил братство из 18 монахов, которые по его предложению построили на той же горе каливы и храм во имя Иоанна Предтечи, а Дионисий стал называться " игумен калив " . Он безмолвствовал в пещере пять дней недели, а субботние и воскресные дни проводил вместе с братией. Через некоторое время, страдая зимой от холода, братия с благословения прп. Дионисия переселилась на зап. часть горы, где также были построены каливы и новый храм во имя Иоанна Предтечи. Продукты доставлялись на лодке, затем монахи на себе переносили их на гору, причем Дионисий участвовал в этом. Монахам приходилось ночевать на берегу, и тогда большую часть ночи они проводили в славословии Бога под открытым небом. Однажды преподобный увидел на прибрежной скале огненный факел, восходивший к небу. Поскольку видение повторялось много ночей подряд, он рассказал о нем другу, прп. Дометию (+ 1403/05), подвизавшемуся в местечке Вулевтирии, имевшему дар рассуждения и пророчества. После того как они вместе три ночи видели знамение, Дометий предрек существование на этом месте обители и было принято решение строить там монастырь . На средства приходивших к Дионисию за советом мирян и монахов была построена башня высотой 20 м для защиты от пиратов (1370).

http://drevo-info.ru/articles/13679127.h...

С. 152). Образ в Белой церкви Каранской (ок. 1332-1337) в зап. части юж. подкупольной арки, напротив св. Иринея, типологически близок к изображениям свт. Климента Римского ( Филиповски. 2012. С. 39). Поскольку создание ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320-1325) связывают с серб. кор. Милутином, есть вероятность того, что ростовое изображение в полиставрии в алтаре под сводом архиерея - образ К. О. (титулатура отсутствует; еще одно изображение в алтаре - св. Климент Анкирский; 2012. С. 153). После 1334 г. Охридская архиепископия оказалась на территории Сербского государства, что отразилось в композиции, показавшей средствами иконографии положение Охридской архиепископии по отношению к Сербской Церкви. Так, в росписи на 2-м этаже нартекса кафедрального собора Св. Софии в Охриде (1346-1350) была ростовая ктиторская сцена: справа от Деисуса изображены Сербский патриарх Иоанникий, Охридский архиеп. Николай, свт. Николай Чудотворец и К. О. Образ последнего на этой фреске уникален: святой представлен не в архиерейских, а в монашеских одеждах, как преподобный, с развернутым свитком в левой руке (подобное изображение К. О. среди архиереев было выполнено при Охридском архиеп. Прохоре на зап. стене притвора ц. св. Николая Топличкого в Демир-Хисар (близ Битолы) (1535-1537, зограф Иоанн из Грамоста, Кастория)). В правление кор. Стефана Душана сформировались особенности иконографии К. О. под влиянием Охридского архиеп. Николая, к-рый после назначения на кафедру (ок. 1334) построил в Охриде ц. во имя св. Николая Больничного: на юж. стене наоса храма, расписанного в 1335-1336 гг., Охридский архиепископ пожелал увидеть рядом со своим небесным патроном покровителя Охрида К. О. и его чтимого святого вмч. Пантелеимона. Впосл. изображение почитавшегося чудотворцем К. О. в паре со свт. Николаем Чудотворцем встречалось в росписях XIV-XV вв. ряда охридских храмов. Причем образы этих святителей занимают особое место: они включены в ктиторские композиции или в отдельные сцены. Напр., в ц.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Несмотря на некоторые спорные моменты, современные ученые уверенно фиксируют связь гомилетического наследия св. Григория Паламы с произведениями, созданными им в других жанрах церковной письменности («Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Житие св. Петра Афонского», «Сто пятьдесят глав», письма и др.). Тщательный источниковедческий, хронологический, стилистический и духовно-исторический анализ позволяет прот. Иоанну Мейендорфу и Р. Э. Синкевичу (эти ученые больше всего потрудились над прояснением вопроса о датировке гомилий Паламы) заключить, что гомилии создавались и произносились в 1335–1357 гг. ; при этом Беседа на Введение Богородицы во Святое Святых 53) является самой ранней в собрании гомилий и одним из наиболее ранних трактатов учителя безмолвия. Возможно, в ту же пору (около 1337 г., как полагает Мейендорф ) была создана и гомилия 40 – «На Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», которую мы, ввиду ее важности, анализируем особо (см. гл. 2.8) 21 . Одной из последних (возможно, произнесенной святителем на смертном одре; ср. доминирующие в ней темы смертности и болезни) является Тридцать первая гомилия, также важная с точки зрения исторической и богословской; что касается Шестнадцатой гомилии, время ее создания остается неясным; вероятно, она была написана в 1347–1348 гг. 22 Принимая во внимание объем этой гомилии – трактата о Воплощении – и ее насыщенность богословскими идеями, следует признать, что она вряд ли произносилась перед широкой публикой; большинство же проповедей – из числа тех, которые непосредственно соотносятся с богослужением годового круга – были прочитаны учителем безмолвия, надо полагать, несколько раз – на протяжении 1350–1354 гг., а затем – после годичного плена у турок и диспута с Никифором Григорой в Константинополе – в 1355–1357 гг. 23 . Гомилии Паламы охватывают, таким образом, наиболее важные десятилетия эпохи исихастских споров, которую в свете сегодняшних знаний можно достаточно уверенно датировать 1334–1368 гг. 24 , являясь ценным источником по истории – духовной, социальной, социально-политической – этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1322 Страбон. География. X, IV, 11. С. 285 ( стадий — около 185—195 м. — Ред.). 1323 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 125. 1324 Председатель ( пред сидеть ) — тот, кто сидит на первенствующем, возглавительном месте, пред всеми другими. 1325 Ирмос на 9-й песни, глас 2. 1326 Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 80, 1/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 2. С. 329—330. 1327 Там же. С. 331. 1328 То есть — не сложная. 1329 В субботу акафиста на утрени в акафисте икос 2. 1330 Ефрем Сирин, преподобный. Псалтирь. 9-е изд. М., 1913. Пс. 147. С. 299—300. 1331 Этот кондак русское церковное благочестие навыкло слушать коленопреклоненно, склонив голову к земле. Я еще застал времена, когда на коленях стояла вся церковь, без изъятия, без скидок на возраст, сан и болезни. 1332 На полунощнице вседневной тропарь по Отче наш , глас 8. 1333 Ефрем Сирин, преподобный. Пс. 12. С. 32. 1334 Ефрем Сирин, преподобный. Пс. 12. С. 32—34. 1335 Ефрем Сирин, преподобный. Пс. 12. С. 33—34. 1336 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Великопостные проповеди. С. 113. 1337 На повечериях первыя седмицы не поется. 1338 Тропарь воскресен, глас 2. 1339 Петр Дамаскин. II/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 248—249. 1340 Древний патерик. 1. 19. С. 16 1341 Феофилакт Болгарский на Ин.14:21—22. 1342 Феофилакт Болгарский на Ин.14:23—24. 1343 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 39. 1344 В Молитвах на сон грядущим молитва Иоанна Дамаскина. 1345 Пс.37:19: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем»: 1346 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 138 (на Пс.37:19, с отсылкой на Димитрия). 1347 Каллист Катафигиот, 42/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 520. 1348 Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Беседы на Святое Евангелие. С. 245. 1349 «Совесть есть естественная книга. Деятельне читающий оную, искусом познает Божественное заступление» (Марк Подвижник. О законе, 186/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58; Лествица. 26, 7). 1350 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию XLVI.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Богородицы» (фреска в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде, 1378, мастер Феофан Грек; оборот Донской иконы Божией Матери, кон. XIV в.), так и в расширенную (храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479). Изображение Д. А. часто входит в минейные циклы под 3 окт. на миниатюрах визант. рукописей (Минологий Василия II, 976-1025 гг.- Vat. gr. 1613. P. 255v - в рост, P. 82 - в мучении; Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 255v, 3-я четв. XI в.) и Минологий (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Минологий посл. четв. XI в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (ГИМ. Греч. 175. Fol. 19v - в рост, Fol. 28r - в мучении; Минологий (Bodl. Охоп. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - в мучении) и в настенных минологиях ряда балканских храмов (вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- полуфигура, Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (1335-1350) - в мучении и др.). В «Догматическом паноплии» Евфимия Зигабена Д. А. изображен среди святителей, представляющих свои творения императору (Vat. gr. 666. Fol. 1v; ГИМ. Греч. 387. Fol. 5v - 6 - обе рукописи 2-й пол. XII в.). В нек-рых греч. синаксарях и стишных слав. Прологах после сказания имеется подробное описание облика Д. А., заимствованное из иконописных подлинников или же, наоборот, послужившее основой для них (подобные описания редки в синаксарных сказаниях). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Д. А. описан как «старец кудрявый с раздвоенною бородою и с длинными волосами» (Ч. 3. § 8. 10), «был усечен мечом… держит голову свою в руках» (Ч. 3. § 22. 3 окт.). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описаны как облик Д. А., так и сцены с его участием («Успение Пресв. Богородицы» и «Чудо по усекновении головы»): «Подобием весьма стар, сед аки Климент, власы кудреваты, риза святительская, санкирь с белил; сей на облаце к погребению Божия Матерее со апостолы предста. Сей же святый чудо удивлению достойно показа: егда ему мучитель главу отсекоша, тогда святый своими руками прием, ходив до двою поприщ, дойде некия жены именем Катулы, и на тоя длани яко некое сокровище положи» (С. 165). Легенда, соединившая в образе одного человека личности Д. А., Дионисия, автора «Ареопагитик», и мч. Дионисия, 1-го Парижского еп., отразилась на иконографии святого как на греч. Востоке, так и на лат. Западе (Д. А. среди скорбящих апостолов в мозаичной композиции «Успение Пресв. Богородицы» собора Марторана в Палермо и кафедрального собора в Чефалу (Сицилия), обе XII в.); Д. А. представлен не как обычно в одеждах епископа, а в хитоне и гиматии, подобно апостолу, на алтарной картине школы Чимабуэ (собр. лорда Актона, Флоренция) и на мозаиках флорентийского баптистерия, нач. XIV в.

http://pravenc.ru/text/178443.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010