Ист.: Живот деспота Стефана великог кнеза српског/Уред.: J. Шафарик//ГСУД. 1870. 11. Св. 28. С. 363-428; Записи. 5. 9058, 9165. Лит.: М. Манастир Задужбина деспота Стефана (1405-1427). Београд, 1897; Покрышкин П. П. Православная церковная архитектура XII-XVIII вв. в нынешнем Сербском Королевстве. СПб., 1906. С. 59-73; В. Р. Фреске из нартекса цркве у Београд, 1908. 3. Св. 112. С. 121-143; он же. Уметност у Cpбuju за владе деспота Стефана Београд, 1928. 22. С. 2-18; он же. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 137-141; Millet G. L " ancient art serbe: Les èglises. P., 1919. P. 181-191; В. Православно монаштво и ман-ри у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920; В. Р., Ж. Манастир Вршац, 1926; Л. Старине фрушкогорских ман-ра. Београд, 1931; В. Р., П. J. Старо Нагоричино, Псача, Београд, 1933. С. 67-76; С. Портрети српских владара у веку. 1934. С. 69-70; он же. Београд, 1964; он же (Радойчич С.) Фрески Каленича//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 250-261; idem (Radoj i S.) Geschichte der serbischen Kunst: Von den Anfängen bis zum Ende des Mittelalters. B., 1969. S. 108-109; он же. Buзahmujcko сликарство од 1400. до 1453. г.// Он же. Одабрани чланци и cmyдuje, 1933-1978. Београд; Нови Сад, 1982. С. 248-257; Б. [Цртежи фресака]. Београд, 1960, 1982; он же. Конзерваторски радови на фрескама ман-ра завод за заштиту споменика културе. Београд, 1961. 4. С. 181-187; Три моравска ман-ра: Mahacuja, Раваница, Београд; Kparyjebaц, 1966; В. J. Сликар Радослав и фреске Београд, 1967. 2. С. 22-29; он же (Джурич В.). Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 300-307; Г. Друштвени noлoжaj ктитора у Деспотовини//Моравска школа и доба: Научни скуп у Ресави, 1968. Београд, 1972. С. 145-146; И. Српске у доба Стефана же. С. 111-121; С. Моравска Cpбuja у ucmopuju српског народа//Там же. С. 101-109; он же. О ктитору 1995. 24. С. 61-68; он же. Срби европским народима. Београд, 2004. С. 91-114; Р. Манастир Београд, 1972; Г., В.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

На литургии: прокимен 7-го гласа (Пс 63. 11a), апостольское чтение (Кол 1. 12-18), аллилуиарий 5-го гласа, Евангелие Мф 13. 45-54a (притча о купце, ищущем хороший бисер,- редкое чтение, начало к-рого (зач. 55 «от полу») не отмечается теперь в богослужебном Евангелии, в связи с чем это чтение обычно обозначают как 13. 44-54a), причастен (Пс 115. 6). В МП также помещено еще одно последование, в к-ром совместно прославляются В. и И. Служба полиелейная, без литии, как и 1-я, на утрене отсутствуют указания на прокимен, Евангелие и стихиру по Пс 50 (видимо, подразумевается, что их надо брать из 1-й службы). Корпус песнопений почти не имеет совпадений с 1-й службой: тропари те же, что приводятся в старопечатных Типиконах, кондак только один, что и в 1-й службе; канон 8-го гласа, ирмос: «        », нач.: «                  »; 3 самогласна (в тексте одного из них - «            » - видны явные параллели с 1-й стихирой на «Господи, воззвах» 6-го гласа в 1-й службе); 3 группы подобнов. «По запричастном стихе» приведен духовный стих «              » в качестве стихиры 2-го гласа на подобен «Егда от древа». Есть указания о совершении бденной службы (предполагается соединение песнопений из обоих последований). А. А. Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) В. и И. предписано изображать как отшельников, в монашеских ризах (Ч. 3. § 13. 51, 52). В.- старец с седой клинообразной бородой, в схиме, И.- инд. царевич, юный, с пробивающейся бородой, в короне. Единоличные образы В. и И. появляются поздно. В ряду святых монахов они изображены в ц. Богородицы в мон-ре Студеница (1208-1209, Сербия), в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (кон. XIV в.), на предалтарном столпе Успенского собора на Городке в Звенигороде (1399-1400), на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1482), на вост. склоне сев. арки в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502), в росписях собора св. Архангелов мон-ря Дохиар (1568) и трапезной мон-ря Хиландар (1621) на Афоне; их образы представлены на иконе-таблетке из собора Св. Софии Новгородской (кон. XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/154239.html

Следующим этапом на пути в Россию могла быть Молдо-Валахия, начиная с XV столетия ставшая своего рода центром культурного православия среди инославных стран. К ней примкнула теснейшим образом Буковина, игравшая для всей Молдо-Валахии и, с другой стороны, для Галича роль православного Афона. Здесь доселе сосредоточены памятники искусства XV и XVI века и обширные стенные росписи. Наконец, последним этапом является православный Галич, как в древнейшем периоде, так и в XV столетии, так как при митрополите Фотии почти на 22 года Галич был восприсоединен к митрополии всея России. Недаром судьба православия в Галиче заставляла там постоянно опасаться латинской пропаганды. Тесные связи Галича с Киевом и Черниговом играют большую роль в церковных расчетах того времени. С другой стороны, пути греко-итальянской иконописи на Русь, вплоть до времен крымской орды, могли идти вслед за обычной торговлей, а торговые пути того времени, вместе с венецианцами и генуэзцами, шли также в Кафу и другие фактории Крыма. Отсюда же издавна шли, так называемые, иконы Корсунских писем, об отличии которых от письма собственно Царьградского было уже говорено не раз. Ближайшим доказательством затем может послужить то множество икон критских мастеров, помеченные их подписью и встреченные в монастыре Синайской горы и вообще в греко-восточных церквах. Особенно значительную роль в подготовительном периоде, т. е. в XIV столетии, играла, видимо, Сербия, как в собственном смысле, так и в одноплеменных ей странах, как, например, Хорватия, северо-восточная Македония. Многочисленные росписи, доселе покрывающие стены соборов и церквей Балканского полуострова, настолько наглядно и тесно соответствуют расцвету стенной живописи XIV столетия в Италии, что только можно удивляться, как мы доселе не имеем никакого исторического объяснения этому поразительному совпадению. В самом деле, начиная с Фрушской горы, где некогда было 15 обителей, и кончая Хиландаром на Афоне, мы имеем длинный протянувшийся ряд сербских церквей, которых стены снизу до верху покрыты стенными росписями. Так, во Фрушской горе, в монастыре Великая Ремета указана роспись XV столетия 121 ; в монастыре Бешеново, ц. Архистратига Михаила, стенопись XIV или XV в. отлично сохранившаяся (там же стр. 17), церковь св. Параскевы XIV века, вся расписана (только в алтаре стенопись после 1400 года). В самой Сербии церковь монастыря Жичи XIII в., церковь Смедерево, расписанная в XIV или XV веках; Великая Арильская ц. конца XIII в., церковь монастыря Раваницы, около 1380 года, основанная князем Лазарем. Церковь Манассии, построенная между 1405 и 1427. Кральевая Студеницкая церковь, роспись 1314–1335 года; Любостыньская, роспись 1389–1425 г.; Каленичская – ранее 1427 года; церковь Крушеваца, основанная в 1377–1389 г.; церковь Руденицы в Крушевацком округе между 1405 и 1427 г. Далее, в Босне – монастырь Банья XIII-XIV столетия. Монастыри Озрень, Добрунь, Бихач и друг., основанные и частью расписанные в XIV и XV столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

7. Избрание папы Мартина V в 1415 г. ни в коем случае не означало конца консилиаризма. Напротив, консилиаристское направление твердо отстаивало свои позиции против папистов до Ферраро-Флорентийского собора 1438-1439 г. Он стал переломным моментом в борьбе между двумя сторонами. Именно на Флорентийском соборе был нанесен смертельный удар западному консилиаризму. Но, конечно, этот собор прежде всего известен тем, что он стал последним предпринятым в конце средневековья совместным усилием для завершения разделения христианства. Ни одна из предыдущих попыток обратить вспять течение истории Церкви не может сравниться по важности с Флоренцией, которая стала самой серьезной попыткой достижения единства за все средние века. Конечно, Флорентийский собор, так же как и Лионский собор до него (1274 г.), не может быть назван «собором единения». Он не исполнил своей миссии. И тем не менее Флорентийский собор отличался от всех предыдущих неудачных попыток. В XV в. главным фактором в дипломатических и церковных переговорах вновь стала острая необходимость спасти Империю, чья территория сжималась, как шагреневая кожа. Если в XII в. главная угроза Византии происходила с Запада, и в особенности от анжуйцев, то в XV в. она шла с Востока и от турецких армий. К тому времени Империя впала в вассальную зависимость от турок и выплачивала султанам ежегодную дань. Сербия и Болгария уже были уничтожены. Для Византийской Церкви борьба за выживание не менее драматична. Преобразование церковной географии Анатолии и Балкан было не только мгновенным, но и необратимым процессом. Тогдашние документы рисуют мрачную картину турецкой экспансии. Постоянные набеги, избиения и резня населения, массовые захваты в рабство неизбежно приводили к депопуляции целого ряда регионов. Села и города приходили в запустение: часто в них после очередного набега не оставалось более ни одного священника. Пастырское попечение в таких случаях зачастую осуществлялось лишь из пока не затронутой турками соседней епархии. Многие епископские кафедры исчезали с лица земли: в таком случае территория епархии сливалась с соседней. Если в XIII в. общее число епархий превышало 600, то в начале XV в. их стало меньше 200. Естественно, этот процесс сопровождался постоянной потерей монастырской собственности и прекращением деятельности самих монастырей, не говоря уже о систематическом сокращении православного населения - не только из-за военных вторжений, но и из-за насильственных или добровольных переходов в ислам. Острая необходимость военной помощи, ощущавшаяся византийцами к началу XV в., хорошо понятна. Такая необходимость в военной помощи обусловливала все союзы, политические и дипломатические шаги Империи, в том числе и даже личные безуспешные визиты на Запад византийских императоров (в 1369,1400,1423 и 1438 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

Из письма папы Климента IV 1265 г. (CDS. 1907. Т. 5. P. 342). См.: Starine. Zagreb, 1875. Vol. 7. S. 55. Здесь и далее при анализе переписки между папским престолом и Болгарией в начале XIII в. автор опирается на итоги исследования этого источника, предпринятого В. Н. Златарским (Златарский В. Н. История на българската държава. 1972. Т. 3. С. 150–211). Основные выводы этой работы имеют значение и в настоящее время. См.: Латински извори за българската история. София, 1965. Т. 3. С. 319 (далее: ЛИБИ). См.: ЛИБИ. С. 314–315. См.: Norden W. Das Papstum und Byzanz. Berlin, 1903. S. 186–201; Gill J. Byzantium and the Papacy (1198–1400). New Brunswick (N. Y.), 1979. P. 31–32. См.: ЛИБИ. С. 327–329. См. там же. С. 334–335. См. там же. С. 309. Там же. С. 360. Там же. С. 320. См. там же. С. 339. См. там же. С. 327. Соответствующие сопоставления см.: Gill J. Byzantium and the Рарасу. P. 260. См.: ЛИБИ. С. 321, 328, ср.: С. 337. См. там же. С. 344. В одном из документов этого времени приводится заявление короля Уроша, что «ни господин папа, ни Римская Церковь не имеют никакой власти в его королевстве, так как он имеет в королевстве своего папу» (dominus papa пес Ecclesia Romana nullam potestatem habit in suo regno, cum habet im regno suo papam), т. е. своего архиепископа.— Цит. по: С. Борба... С. 147. См.: ЛИБИ. С. 344. См. там же. С. 337, 340 и др. Письмо папы Иннокентия III болгарскому царю Калояну относительно легата Доминика см. там же. С. 314. См. там же. С. 360–361. Обзор имеющихся точек зрения см.: Данчева-Василева А. България, папството и западноевропейската политика през първата половина на XIII в.//Из политическата история на България. София, 1985. С. 195–196. См. там же. С. 196. См.: Acta Innocentii III (1198–1216)/Ed. Th. Haluscinsky. Romae, 1944. P. 442–444. Об этом эпизоде см.: Васильевский В. Г. Обновление болгарского патриаршества при царе Иване Асене II//Журнал Министерства народного просвещения. 1885. Март. С. 15 (далее: ЖМНП). См.: Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. София, 1928. С. 79–80.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Српска православна Црква Светог Претечи /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 1300 - 1400. Год утраты:Не установлен. Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Кралево, с. Брезова Село Брезова, општина Рашки управни округ, и западна Координаты: 43.486311, 20.531548 Проезд:см. проезд до монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Студеницкий монастырь (Сту­де­ни­ца) в честь Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, один из са­мых зна­чи­мых серб. мо­на­сты­рей, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Рас­по­ло­жен на бе­ре­гу р. Сту­де­ни­ца близ г. Кра­ле­во (Сер­бия). Ос­но­ван в 1180-х гг. вел. жу­па­ном Сте­фа­ном Не­ма­ней как ме­сто для его за­хо­ро­не­ния. В XVII веке в результате землетрясения и пожара монастырь был сильно разрушен, а основная часть его культурного наследия утеряна. Хорошо сохранился фундамент церкви Иоанна Крестителя. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35662

Дучаловичи. Овчарский Спасо-Преображенский монастырь. Српски православни Манастир Манастир Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Моравичский округ, община Лучани, с. Дучаловичи Село општина Лучани, Моравички управни округ, и западна Координаты: 43.902597, 20.195277 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=43752

Меджувршье. Овчарский Вознесенский монастырь. Српски православни Манастир Манастир Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1100 - 1400. Ссылки:   Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Моравичский округ, община Чачак, с. Меджувршье Село општина Чачак, Моравички управни округ, и западна Координаты: 43.905223, 20.222551 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43746

Овчар-Баня. Кабларский Ильинский монастырь. Српски православни Манастир Светог Манастир Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1300 и 1400. Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Моравичский округ, община Чачак, с. Овчар-Баня Село Овчар општина Чачак, Моравички управни округ, и западна Координаты: 43.897872, 20.183948 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43750

Рошци. Кабларский Николо-Вешненский монастырь. Српски православни Манастир Преноса Светог оца у Бари, Манастир Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Моравичский округ, община Чачак, с. Рошци Село Рошци, општина Чачак, Моравички управни округ, и западна Координаты: 43.91038, 20.206486 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43745

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010