Преемником владыки Михаила стал митрополит московский Серафим (Глаголевский). Сын дьячка, род. в 1763 г. он воспитывался в славяно-греко-латинской академии, был слушателем московского университета и семинарии Новиковского «Дружеского общества». После пострижения он был преподавателем и префектом академии, управлял несколькими епархиями, проявляя отличные административные способности. В 1819 г. был митрополитом московским. В начале деятельности Библейского общества, он принимал в ней большое участие. Но, когда определилось его вредное Церкви направление, владыка Серафим вступил с обществом в борьбу. Он сблизился с архим. Фотием, часто вызывал его к себе, в 1822 г. поместил его в Лавре. В этом году Фотий был принят государем и произвел на него большое впечатление своей личностью и сказанным об опасностях, грозящих Церкви. У государя и до этого возникали сомнения в правильности мистицизма. Еще в 1818 г., в разговоре с графиней С. И. Соллогуб, он восторгался простой и чистой верою, говоря: «Одни лишь безпокойные умы находят отраду в тонкостях, которые и сами не понимают... Обязанности, налагаемые на нас, надо исполнять просто, быть только хорошими последователями, не теряясь в утонченных изысканиях, которые нам вовсе не предписаны». Другим деятельным противником Голицына стал президент Российской Академии, адмирал Шишков, горячий противник перевода Библии на «простонародное» наречие. В 1822 г. последовал Высочайший указ о закрытии масонских и других тайных обществ. Архим. Фотий в 1824 г. усилил обличение Голицына. 23 апр. он писал последнему: «Умоляю тебя, Господа ради, останови ты книги, кои в течение твоего министерства созданы против Церкви, власти царской, против всякой Святыни и в коих возвещается революция». 25 апр., на квартире гр. Орловой, он предал анафеме, пришедшего туда, Голицына. Митр. Серафим решительно выступил перед государем против министра. Когда император послал к нему гр. Аракчеева, уговаривая помириться с Голицыным, то митрополит ответил отказом и просил передать монарху, что готов оставить свою кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Под влиянием начал мистицизма, к сожалению, самим министром, не обладавшим твердостью рассудка и устойчивостью понятий, не всегда и не во всем верно понимаемого и правильно применяемого, совершалось едва ли не все, что касалось Церкви. Вызов в состав членов Святейшего Синода, перемены в иерархии, церковное законодательство того времени относительно тех или других сторон жизни и деятельности духовенства и общества, церковные учреждения, постановления касательно ересей, раскола и различных сект и т.д. – все это окрашивалось в той или другой степени оттенком влияния мистицизма до майской перемены 1824 года и наоборот – оттенком до крайности усиленного противодействия ему после означенной перемены. Для примера мы укажем, с одной стороны, на заседавших долго в Синоде ревностных сторонников мистицизма: Иону Павинского архиепископа Тверского и Димитрия Сулиму, архиепископа Кишиневского, а с другой стороны – на вызванного, вместо их, с началом 1825 года, митрополита Киевского Евгения Болховитинова , всегдашнего противника мистицизма. Затем, не даром, конечно, питомцы прежнего «Дружеского Общества» Михаил Десницкий и Серафим Глаголевский последовательно назначаемы были в первенствующие члены Синода (Михаил с 1818 по 1821 г., а Серафим с 1821 года) и наоборот, предшественник Михаила епископ Амвросий Подобедов едва только стал было более или менее настойчиво высказываться против мистицизма, как был удален на покой; а с другой стороны митрополит Серафим, после майской перемены министерства, должен был, даже и при значительно изменившемся не в пользу мистицизма образе мыслей своих, выдержать весьма упорный натиск двух генералов –адмирала Шишкова и генерала от артиллерии Аракчеева прежде, нежели окончательно не сдался им на капитуляцию. Не забыли мы, конечно, и судьбы Филарета при прежнем и новом министерстве. Из учреждений церковного характера нам известно уже Библейское Общество с его судьбой до и после 1824 года. Духовная литература, церковная проповедь того времени и т.д. также стояли под сказанным влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Н. Голицына. К ней принадлежали: архиепископ (впосл. знаменитый митрополит) Московский Филарет, не менее знаменитый Сперанский, преосв. Григорий Постников , тогда Викарий Петербургский и ректор С. Петерб. духовной академии (впосл. митрополит С.-Петерб.) и друг. лица. Другая партия была Аракчеевская. В ней принадлежали, кроме самого графа Аракчеева, митрополит С.-Петербургский и первенствующий член Св. Синода Серафим Глаголевский, новый министр народного просвещения Шишков, известный архимандрит Фотий Спасский и др. лица... Хотя первая партия, с падением министерства духовных дел Голицына (15 мая 1824 г.), потерпела большое поражение, – но все же она ещё имела значительную силу. Поэтому другая партия вызвала в С.-Петербург – на помощь себе –Киевского митрополита Евгения... Вот в первом письме Евгения в Киев – от 25 фев. 1825 г. к казначею Серафиму излагаются интересные сведения, как после приезда Евгения в Сиб., ухаживали за ним члены этой второй партии: митрополит Серафим, министр Шишков и граф Аракчеев... Во втором письме Евгения – от 7 марта 1825 г. – заключается также интереснейшее известие о том, что 1 марта Государь Александр I призвал Евгения в кабинет свой вечером и беседовал с ним, посадив его, полтора часа, весьма милостиво 4 . На получаемых от м. Евгения письмах, игумен Серафим делал пометы о времени получения их, а также – записывал здесь иногда свои мысли и чувствования по поводу писем. Впоследствии же – на письмах из С.-Петербурга он стал писать начерно и свои ответы м. Евгению, иногда очень обширные. Таким образом сохранилось и много ответных писем самого игумена Серафима, и мы нашли нелишним помещать и их – рядом с письмами Евгения... Ибо и они имеют своеобразную историческую прелесть... Кроме внешней своей формы – слога и изложения (с употреблением иногда простонародных слов – наприм. эсти вместо эти, ево вм. его–и т. п.), письма Серафима замечательны и по внутренней своей стороне: они дышат какою-то детскою наивностию и простодушием, проникнуты глубокою, благоговейною любовию и привязанностию к м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

– И.Д. Андреев покинул Московскую духовную академию в 1907 г. и принял приглашение на кафедру церковной истории Петербургского университета; А.В. Карташев ушел из Санкт-Петербургской духовной академии в 1905 г., не согласившись с требованием ректора епископа Сергия (Страгородского) прекратить печатать статьи в журнале «Новый путь» (печатался под псевдонимами «Уральский», «Т. Романский»), в 1906 г. был избран преподавателем петербургских (Бестужевских) Высших женских курсов. 119 ...«Обществом церковного обновления»... – Подразумевается «Братство (Союз) ревнителей церковного обновления», выдвинувшее 19 октября 1905 г. «Проект церковных реформ» (опубл.: Церковный вестник. 1906. 3, 6). Оно было создано на основе «группы 32-х священников», которая 17 марта 1905 г. обратилась к митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому) с запиской «О необходимости перемен в русском церковном управлении». 26 мая 1905 г. была опубликована их вторая записка «О составе церковного собора» (Церковный вестник. 1905. 20). 121 ...митрополита Филарета, который сложил клобук к ногам Александра Павловича... – Ошибка Д.В. Философова; в статье Карташев писал: «Историческое предание гласит, что когда мистические увлечения любимца Александра I, князя А.Н. Голицына, всесильного министра духовных дел, перешли всякие пределы, – митрополит петроградский Серафим сложил к ногам царя свой белый клобук и просил не принуждать его более быть соучастником церковного зла. Но, видимо, не так-то легко носителям белых клобуков и брильянтовых панагий совлекать с себя эти красы ради блага церкви и России». Серафим (Глаголевский) был митрополитом Санкт-Петербургским в 1821–1843 гг. О его конфликте с главой Министерства духовных дел и народного просвещения князем А.Н. Голицыным историк И.К. Смолич писал: «Митрополит Серафим был энергичным человеком с консервативными взглядами. Он был против Библейского общества, против перевода Священного Писания на русский язык и против тех мистических элементов, которые князь Голицын хотел внести в жизнь Церкви» ( Смолич И.К.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

254–255). 1835 Без даты Иеромонах Авель пострижен в рясофорные монахи (ТПЖ. 213). 1837 Без даты Иеромонах Сергий (в миру Стефан Васильев) из Спасо-Вифанского монастыря составил первое жизнеописание преподобного Серафима (Д. 418; ЖП. 37). При составлении жития он, видимо, использовал некий текст, который был составлен в Саровской обители, но не дошел до нашего времени (ЖП. 37). Через наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония житие было передано на рассмотрение митрополиту Филарету (Дроздову) , и тот внес в текст рукописи свои исправления (Д. 418). 20 июня В этот день пострижен в монашество инок Спиридон Пестов, будущий настоятель Саровской обители ( Ав. 183 ). 29 сентября В иеродиаконы пострижен монах Серафим Пестов, будущий настоятель Саровской обители. Пострижение совершил Тамбовский епископ Арсений ( Ав. 183 ). 16 ноября Письмо иеромонаха Илариона иеромонаху А.: «Рано, брате, угодил еси в начальство, в котором надобно быть адамантскому сердцу, дабы устоять. Но не сам поискал еси... не унывай... просись, если возможно, за неспособностию, от начальства...» ( Ав. 152–153 ). 1838 Без даты Иеромонах Авель (Ванюков) лишен рясофора «по доносу настоятеля оной пустыни игумена Нифонта за несоблюдениеим, Ванюковым, общежительных правил. По резолюции Его Преосвященства, как неблагонадежный для монашеской жизни, уволен он из сей пустыни и из здешней епархии вовсе, для чего и возвращен ему... увольнительный его вид». Иеромонах Авель относился к числу почитателей старца Серафима и был в немилости у игумена Нифонта. Митрополит Серафим (Глаголевский) Ему вменялось в вину то, что он, якобы, «... содействовал к выходу из Сарова теперешнему казначею Вифанскому Сергию (Васильеву, автору первого жития преподобного Серафима – В. И.) и прочей перешедшей оттуда братии в Лавру и Вифанию, отчего отец Игумен возымел на него негодование...» (Степашкин В. А., Мавлиханова Е. А. Культурное наследие: наш древний молодой Саров. Саров, 2004. С. 87). 6 января Митрополит Филарет (Дроздов) пишет письмо наместнику Троице-Ссргиевой Лавры архимандриту Антонию о том, что Синод пока не позволяет публиковать житие старца Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

На защиту Церкви выступил в 1821 году преемник митр. Михаила, митр. Серафим (Глаголевский). Он сотрудничал в начале с Библейским Обществом, но потом вышел из него. Одновременно московским архиепископом был назначен Филарет (Дроздов) . С назначением митр. Серафима началось ослабление влияния Голицына и министерства духовных дел и восстановление прав Церкви, кончившееся отставкой Голицына и выделением дел, касающихся Православной Церкви, из ведения министерства. В деле защиты православия сыграл большую роль архимандрит Новгородского Юрьевского монастыря Фотий (Спасский) , который имел большое влияние на императора. Митрополит Серафим был назначен президентом Библейского Общества, и оно оказалось под контролем Синода. Преемник кн. Голицына, адмирал Шишков, впал в другую крайность. Он начал борьбу против мистицизма, Библейского Общества и духа неправоверия и стал проводить патриотически православную политику, опять вне Церкви, только государственными средствами. Деятельность Библейского Общества была сокращена, а вместе с тем началось гонение на русский перевод Священного Писания. Из библиотек были изъяты все мистические книги. Гонению подверглись некоторые иерархи, которых Шишков считал слишком либеральными, в том числе митр. Филарет, которого лишили звания члена Синода. Адмирал Шишков и ген. Аракчеев потребовали осуждения его катехизиса, но митрополит Серафим и Синод не допустили этого. Положение церкви в царствование императоров Николая I, Александра II и Александра III В 19 веке отношения между Церковью и государственной властью в России продолжали основываться на одностороннем акте, изданном государством, который, несмотря на подчас очень внимательное отношение императоров к нуждам духовенства, ставил часто непреодолимые препятствия к развитию нормальной церковной жизни. Императоры Российские, в силу Духовного Регламента, продолжали до самой революции во время чина коронования возлагать сами на себя корону, тогда как даже в Англии, где король является главой Церкви, его коронует архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сеньковы П.С. и В.С., иконописцы из Мстеры 168 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич, 1763–1 843), митрополит Петербургский 235 Серафим Саровский (Прохор Мошнин, 1760–1833), святой 47–52, 62, 87, 241, 287, 323, 336 Серафим (Чичагов Леонид Михайлович), архиепископ Кишиневский 260 Сергей Александрович, великий князь 185, 236 Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович, 1314–1392), основатель Троицкого монастыря, святой 47, 50, 68, 138, 159, 161, 244, 270 Сидоренко Г. 162 Сильвестр (ум. до 1577), священник Кремлевского Благовещенского собора, владелец келейной библиотеки, автор «Домостроя» 20, 34 Симаков Н. 296, 468 Симеон Верхотурский (ум. 1642), святой 256, 258, 443 Симеон Полоцкий (1629–1680), поэт, писатель, церковный и общественный деятель 103, 104, 341, 346, 356, 357, 380, 395 Симеон Фессалоникийский, святой 23, 77, 128, 132, 374 Симон, епископ Суздальский и Юрьевский 224 Симони Павел Константинович 205, 468 Синицын П. В. 108, 123, 468 Сирот И.М. 18 Скопин В. (упом. 1853), иконописец, работал в Пешехоновской мастерской в Петербурге 174 Скопин В.В. 161, 469 Скрайн П. 367, 469 Смирнов И.П. 10, 136, 408, 469 Смирнов П.С. 42, 118, 128, 469 Смирнов С. 231, 469 Снегаров Иван, болгарский историк церкви 31, 469 Снегирев Иван Михайлович (1793–1868), историк 199, 200, 247, 248, 469 Снессорева С. 70, 469 Соболь Иван, «строгановский» иконописец 417 Соколов А.Ж., народник 368 Соколов П.М. 300 Соколович Мехмет 164 Солнцев Федор Григорьевич (1801–1892), художник, археолог, реставратор 248, 255, 262, 268, 296 Соловьев А. (упом. 1895), ученик учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Холуе 275 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, поэт, публицист 55, 106, 120, 237, 239, 263, 469 Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879), историк 214, 469 Соломон, царь 205 Солтер Е., историк искусства 324, 467 Сорокин Евграф Семенович (1821–1892), художник, с 1861 г. академик, автор работ для храма Христа Спасителя в Москве 296 Соснин Дмитрий Петрович (ум. 1883), богослов 57, 59, 469

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Иноземное происхождение общества, широкое участие в нем английских агентов и лиц других вероисповеданий сильно подрывали к нему доверие многих. Православные люди соблазнялись тем, что Библия переводилась и издавалась не Св. Синодом, а обществом, где католики, лютеране, квакеры и масоны засели рядом с православными иерархами. Но особенно поколебало доверие к обществу развитие среди библейцев крайних мистических идей. Эти идеи нашли себе покровительство в лице президента общества князя Голицына. Проводником мистических воззрений явился «Сионский Вестник», издававшийся одним из директоров общества – Лабзиным. В мистических произведениях общества, как переводных, так и оригинальных внешней церкви противопоставлялась внутренняя, стоящая выше всяких обрядовых и вероисповедных, особенностей. Некоторые из библейских деятелей в увлечении этой мистической идеей не придавали никакого значения вероисповедным разностям и обрядам, считая их не существенными. С точки зрения ревнителей православия такие воззрения были опасными для Православной церкви. Подозрения в не православии общества усиливались тем, что сочинения, направленные против мистицизма, не пропускались цензурою. Недовольство против общества стало развиваться в такой степени, что в самом комитете произошел разлад. Петербургские митрополиты Михаил Десницкий и его преемник Серафим Глаголевский, бывшие вице-президентами общества, открыто выражали свое не сочувствие к его деятельности. Более же крайние противники обвиняли членов общества в стремлении пошатнуть веру и существующий порядок, видели в них революционеров, прикрывающихся личиною благочестия. Имп. Александр стал охладевать к этому учреждению. Голицын, возбудивший против себя неудовольствие, должен был оставить звание президента общества, каковое после этого занял митр. Серафим (1824 г.), который сделал представление государю о закрытии библейского общества, так как «в скрытом, направлении всех действий, его заключается нарушение самых священных обязанностей, покорности церкви и преданности Государю». Хотя это представление не имело успеха, но деятельность общества стала сокращаться, отделения его стали закрываться. По вступлении на престол Николая Павловича последовало совместное представление двух митрополитов Серафима и Киевского Евгения о закрытии общества. Вследствие этого указом 12 апреля 1826 г. библейское общество было закрыто. Имущество его, простиравшееся при оценке до 2.000.000. передано в распоряжение Синода. История перевода Библии на русский язык

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Вскоре он был избран действительным членом академической конференции и ему поручили должность библиотекаря академии. Библиотеку изучил он в самое короткое время, так что на память знал, где какая книга находится, какое ее содержание. Ректор Новгородской семинарии (1823 - 1828) Своей неутомимой деятельностью игумен Игнатий обращал на себя внимание начальства. Особо покровительствовал ему сам Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) , по ходатайству которого Игнатий 8 ноября 1822 г. был возведен в сан архимандрита , а в июле 1823 г. назначен ректором Новгородской духовной семинарии . Назначение архим. Игнатия ректором имело своей целью наладить дело в Новгородской семинарии, находившейся в то время из-за отсутствия достойного руководителя в состоянии упадка. Митр. Серафим не ошибся в своем выборе. Строго исполнял свои обязанности, новый ректор вскоре привел дела в стройный порядок. Обладая глубоким и проницательным умом, он и в своих питомцах пробуждал и развивал умственные силы, внушал им любовь к наукам, желая сделать их людьми достойными своего назначения. Большое значение придавал он сочинениям учащихся, сам просматривал и поправлял работу каждого ученика. Ректор архим. Игнатий интересовался не только учебным процессом, от строго следил за дисциплиной воспитанников, знал характер и наклонности каждого питомца. Он значительно улучшил экономическое состояние Новгородской семинарии, заботился и о бывших в ведении семинарии духовных училищах. Ректор семинарии архим. Игнатий был и членом Новгородской консистории. К этой своей обязанности он также относился с исключительным вниманием, ежедневно посещал консисторию и принимал активное участие в ее делах. Без его подписи сам митрополит считал дело нерешенным и возвращал его назад. Молодой, энергичный ректор был известен всему Новгороду и как замечательный проповедник. Недолго пришлось служить архим. Игнатию в Новгороде. Через четыре года ему был предложен высший пост - архипастырский. Епископ Старорусский 26 февраля 1828 года архимандрит Игнатий в Казанском соборе Санкт-Петербурга был хиротонисан во епископа Старорусского , викария Новгородской епархии. Хиротонию совершали митрополиты: Серафим Новгородский и Филарет Московский , архиепископ Филарет Рязанский , епископы: Григорий Калужский , Никанор Ревельский и находившийся тогда в С.-Петербурге греческий митрополит Макарий (Сутцо) .

http://drevo-info.ru/articles/12247.html

Случалось и то, что Государь разрешал и признавал законными такие браки, которые канонически не допускались, напр., брак городового секретаря Повало-Швыйковского, женившегося на сестре своего зятя. Синод положил расторгнуть этот брак, но Государь на докладе синодальном написал: «Брак расторгать, когда он дозволен был духовными начальством. Я признаю несправедливым и неудобным». Серафим, по этому случаю, осмелился в письме к Государю заметить, что синод, как частный собор, признавал и признает себя невластным, как по справедливому уважению к порядку иерархическому, так и по долгу предосторожности против соблазна, отступать в важных делах церковного правосудия от постановлений вселенских соборов (Письмо Серафима от 20-го декабря 1827 г., также доклад от 24-го декабря того же года за 266). В другой раз дано было Государем позволение одному женатому вступить в монашество; но когда ему было представлено, что это незаконно, то он написал: «Я не знал правила и считал, что каждый женатый по желанию принят быть может в монашество». (См. доклад за 1830 г. 54). Собранные нами материалы позволяют нам, однако же, представить следующие, более или менее подробные биографические и другие заметки о каждом из лиц, присутствовавших в синоде в продолжение царствования Императора Николая: 1) Серафим, митрополит новгородский и с.-петербургский, стоял у кормила церковного управления слишком двадцать лет (он был первоприсутствующим в синоде с 1821 по 1843 год) и имя его навсегда останется в истории нашей церкви. Ученик знаменитого Платона – этого воспитали многих наших иерархов – известный в мире под скромным именем Стефана Глаголевского, он вступил в монашество по настоянию и убеждению своего учителя, в 1787 году, и под главным его надзором проходил первые иерархические должности, по его представлению получил сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря (1795 года), потом Заиконоспасского и ректора московской духовной академии (1798) и наконец сделан был его викарным (1799). Самостоятельное управление Серафима епархиями началось с 1804 года, когда его назначили епископом в Вятку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010