Летом 1921 года в состав Синода был введен освобожденный из заключения архиепископ Никандр (Феноменов). Из числа назначенных в Синод других архиереев в его работе смогли принять участие только митрополит Евсевий и епископ Серафим. Таким образом, на 14 сентября 1921 года в составе Синода трудились три иерарха: митрополит Евсевий (Никольский), управляющий Патриаршей областью, архиепископ Никандр (Феноменов) и епископ Серафим (Александров), возведенный в начале 1922 года в сан архиепископа. Патриарх по-прежнему не мог принимать участия в заседаниях, но подписывал протоколы . Так продолжалось до ареста патриарха в мае 1922 года. По свидетельству эконома Троицкого подворья архимандрита Родиона (Федорова), патриарх Тихон в заседаниях Синода участия не принимал . Патриарх возглавлял только заседания объединенного присутствия Синода и ВЦС. В состав ВЦС на сентябрь 1921 года входили епископ Боровский Алексий (Житецкий), избранный заместителем члена ВЦС еще в 1917 году , протоиереи И. Громогласов, А. Станиславский, протопресвитер Н. Любимов, проф. П. Д. Лапин . 18 января 1922 года умер ближайший помощник патриарха митрополит Евсевий (Никольский), управлявший Патриаршей областью. Именно митрополит Евсевий в условиях домашнего ареста патриарха выполнял по его поручению значительный объем обязанностей по управлению Церковью и возглавлял Синод. На его место был назначен архиепископ Никандр (Феноменов), он получил титул Крутицкий, но не был возведен в сан митрополита. Он возглавлял до своего ареста заседания Синода. 22 марта 1922 года Политбюро по предложению Троцкого решило, не отвергая этих жестких мер, отсрочить их на некоторое время: «Арест Синода и Патриарха признать необходимым, но не сейчас, а примерно через 10–15 дней» . Однако, аресты последовали в тот же день. В ночь с 22 на 23 марта 1922 года был арестован архиепископ Никандр (Феноменов), а также епископ Иларион (Троицкий), но он не входил в состав Синода. Из числа членов Синода на свободе оставались митрополит Серафим и ставший в 1922 году архиепископом Серафим (Александров). Однако 4 апреля 1922 года архиепископ Серафим был арестован в квартире на Петровке, где он в это время жил .

http://bogoslov.ru/article/376306

Старшая дочь Екатерины, Ниночка, была очень способной девочкой. Она хорошо рисовала, играла на фортепиано и превосходно училась. Была очень живой и непосредственной. Однажды, когда она каталась на коньках, ей стало жарко, она сняла лишнюю одежду и простудилась. Нина заболела воспалением легких, которое протекало в тяжелой форме. Затем заболевание перешло в туберкулез. Лечение не давало положительных результатов. Врачи посоветовали отвезти девочку в Крым, но отец Серафим не благословил этого делать. Родители ослушались совета старца и все-таки достали путевку в санаторий. В дороге Ниночка скончалась... «Старайся как можно чаще исповедоваться...» Елена Николаевна Сергиевская ныне живет в городе Боровичи. Она – вдова преподавателя и заведующего журнальным фондом библиотеки Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидата богословия приснопамятного Сергея Петровича Сергиевского. В 1950 году он закончил Академию и трудился в ее стенах во славу Божию до 1977 года. Елена Николаевна сохранила в своей памяти очень много интересных сведений о церковной жизни 30–50-х годов. ... Иеросхимонах Серафим Вырицкий более двадцати лет был моим наставником, вплоть до его праведной кончины. Еще в детские годы я вместе с мамой приходила к нему на исповеди в Александро-Невскую Лавру. Однажды мама спросила: «Батюшка! Мне так не нравится, что нужно поминать сегодняшние власти. Как быть? А как твое имя? – неожиданно задал встречный вопрос отец Серафим, хотя прекрасно знал, как ее зовут. Елена..., – несмело промолвила мама. Вот и учись премудрости у святой равноапостольной царицы Елены. Будь, как она. Не нравится, но так надо...», – заключил старец. Порою отец Серафим напоминал своим исповедникам о грехах, которые они забывали за давностью времени. Как-то мама пришла к нему на исповедь, где изложила батюшке все свои прегрешения, от детства содеянные. Вдруг старец многозначительно посмотрел на нее, затем произнес: «А ты помнишь, как в детстве, назло подружке, сломала ее любимую расческу?!», чем привел исповедницу в неописуемое смятение. Затем по-доброму улыбнулся и сказал: «Знаю, знаю, что не утаила. Однако, чтобы не забывать, старайся как можно чаще исповедоваться...»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Но большой 15-летний труд завершен. Что впереди? – Я бы даже сказал, 20-летний, ведь понимание того, что надо продолжать поиски архивных документов, связанных с биографией преподобного Серафима Саровского, пришло в 1998 году. Получается, почти 20 лет. Думаю, впереди продолжение этой работы, потому что белых пятен еще очень много, и не все досконально изучено, особенно это касается курского периода жизни преподобного Серафима. Много можно было бы почерпнуть, если бы удалось обнаружить переписку настоятелей с архиереями, потому что они частенько отправляли справки, характеризующие преподобного Серафима Саровского как монашествующего. Много таких позиций, на которые необходимо обратить внимание и работать, работать. Это касается и преподобного Серафима Саровского, и истории Саровского монастыря, и истории нашего города, потому что она долго была под запретом, и многого наши горожане пока не знают. Я думал, о преподобном ничего нового уже нельзя сказать – Валентин Александрович, специалисты, интересующиеся жизнью преподобного Серафима Саровского, вас хорошо знают, по крайней мере, два последних десятилетия. Но аудитория «Правмира» довольно велика, и с ней надо познакомиться. Как вы оказались в Сарове? И как вы стали заниматься историей? – В Сарове я оказался довольно просто. Я здесь родился. У папы моего пензенские корни, а мама местная, из крестьян деревни Балыково, которая сейчас в черте сегодняшнего города Сарова. Она была прихожанка села Кременки, где я и был крещен сразу после рождения. Дедушка мой по линии мамы не принял колхозное движение, и, после того как в 1936 году начали притеснять единоличников, он перебрался на жительство и на работу в Саров. – Здесь тогда еще находился лагерь… – Да, здесь был лагерь, а рядом с ним был рабочий поселок, и дед перебрался сюда, трудился по рабочей сетке. И мама была рядом с ним, работала вахтером на заводе 550, на базе которого с 1946 года стал формироваться наш объект. А историей я занялся, наверное, благодаря тому, что родился на такой замечательной земле.

http://pravmir.ru/prepodobnomu-serafimu-...

Вы спрашиваете, видал ли я лично чудеса. Должен вам сказать, что я их не искал. Чудотворная сила старца Серафима, подтвержденная среди известных мне людей многими знамениями, была слишком для меня несомненна, чтоб я искал еще новых ее подтверждений. Я был в Сарове не для наблюдений, не для писания своих заметок, а единственно из чувства безграничного почитания старца Серафима и жажды быть при нем в эти дни. Я намеренно ничего не искал. Но тем не менее до меня постоянно доходили от несомненных очевидцев – каковы были известный архимандрит Никон, теперь епископ Муромский, петербургские проповедники отцы Орнатский и Рождественский и другие, мирские люди – рассказы о том, что происходило на их глазах. И не «чудеса» ли то, что надо мной и известными мне людьми случилось и о чем я тут расскажу. Я знаю, как в ту же самую эпоху, когда получила исцеление от тяжелой болезни мантиею отца Серафима Великая княжна Мария Александровна, теперешняя великая герцогиня Кобургская (это исцеление, как весь ход болезни, описаны в дневнике, который вела ее воспитательница, Анна Феодоровна Тютчева-Аксакова и который принадлежит Великому князю – Сергию Александровичу, равно как и та мантия старца Серафима), – в эту же эпоху, на расстоянии всего нескольких дней, в Петербурге был исцелен приговоренный знаменитостями к неминуемой смерти трехлетний мальчик, единственный ребенок моего дяди. В январе 1903 года со мною лично был следующий случай. Я был в Сарове, только что год назад вынесши тяжелую продолжительную болезнь, от которой чуть было не умер, и проведя предыдущую весну в теплом климате. Стояли морозные дни, было 12 градусов. Между тем мне непременно хотелось выкупаться в целебном колодце. По вере в старца Серафима я знал, что эта вода ничего, кроме пользы, не принесет, но по-человечески уже самая необыкновенность такого купания меня пугала. Мне казалось чем-то ужасным на таком морозе раздеваться и стать под струю воды, которая и летом почти ледяная. Тем не менее я себя осилил. Итак, я отправился на источник в санках, на одном из тех ретивых коней, какими славится пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

...Начиная с июня 1957 года отец Серафим становится на многие годы бессменным монастырским ризничим. В течение девятнадцати лет он исполняет это послушание совсем один, без помощников. И лишь в 1976 году получает, наконец, первого помощника в этом нелегком труде. В одной из бумаг отца Серафима, составленной, вероятно, во второй половине 1980-х годов, сохранились имена некоторых его соработников по ризнице: «с 1976 г. до 1982 г. – помощник отец Пимен; с 1982 г. до 1984 г. – иеродиакон Гурий; с 1984 г – иеросхимонах Сергий; с 1985 г. – иеромонах Филагрий». Известно также, что помощниками старца позднее были иеромонах Спиридон (ныне – наместник известной Никандровой пустыни) и иеродиакон Никон. В 1957 году состоялось знакомство отца Серафима с духовной дочерью отца Симеона Серафимой Александровной Костыговой – матушкой Серафимой, которая и ухаживала за ним в последние годы его жизни – во время тяжелой болезни старца. Эту болезнь отцу Серафиму отец Симеон предрек еще в конце 1950-х годов, а про матушку Серафиму сказал: «Исповедуй ее, она тебе еще пригодится»... На Рождество Христово 1958 года отца Серафима наградили палицей, а 15 января следующего – 1959 года он получил крест с украшениями. В1960 году, 18 января отошел ко Господу старец Симеон. Отец Серафим присутствовал рядом с ним в последние часы его жизни, напутствовал перед смертью , облачил в смертные одежды, покрасил гроб, ископал могилу, прочитал на отпевании разрешительную молитву. Вот что записал в своих бумагах после погребения любимого старца – друга и наставника – отец Серафим: «Верю – слышит и многое может, и разговариваю с ним, как с живым. Его святыми молитвами помоги, Господи, дожить в покаянии свои век и мирно переселиться туда, где он» 20 Об этой своей скорбной утрате отец Серафим говорил, естественно, и в письмах, адресованных сестре. Известно, что отец Серафим видел преподобного Симеона и после его смерти – в некоем «тонком» духовном сне – предстоящим в молитве. После кончины отца Симеона многие бывшие его духовные чада потянулись к отцу Серафиму, ожидая встретить в нем духовного преемника почившего старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Вторая – подвигам преподобного в Александро-Невской Лавре. Третья серия – рассказывает о годах старческого служения преподобного Серафима в Вырице. В третьей части живого и трогательного художественно-документального фильма, захватывающего и высокого по своему духовному звучанию, агиограф преподобного вместе с правнучкой вырицкого старца Ольгой Даниловной Набоко проводит нас по памятным местам Вырицы, связанным с жизнью святого и знакомит с самым важным и значительным периодом жизни отца Серафима, когда он предстал перед Богом и людьми во всей своей духовной силе и значимости - как старец-утешитель, наставник, молитвенник и светильник Земли Русской. В сценарии 4-й серии Валерий Павлович рассказал о преподобном Серафиме, нашем Небесном заступнике и покровителе. В неё он включил пророчества, духовное наследие отца Серафима и свидетельства о чудотворениях преподобного, которые продолжаются и поныне. Валерий Павлович включил в этот фильм редкие фотографии, уникальные съёмки начала 90-х годов, когда он работал над житием преподобного, удивительные свидетельства родных отца Серафима и очевидцев его духовных подвигов. Став для фильма и сценаристом, и консультантом-историком, и продюссером, и создателем лаконичного, но ёмкого закадрового текста, и участником его художественного озвучивания, Валерий Павлович был и автором, и душою этого грандиозного, искреннего, художественно-выразительного и глубоко-духовного кинематографического повествования о великом святом Земли Русской. В 2016-2017 годах в Санкт-Петербурге, Москве , Рыбинске, в Гатчине и Вырице прошли предпремьерные показы первых двух серий, а в сентябре 2020 года в Александро-Невской Лавре состоялся показ 3-й серии. Кроме того, с участием В.П. Филимонова созданы более 20 видеофильмов и телепередач, посвящённых преподобному Серафиму Вырицкому, священномученику Философу Орнатскому пресвитеру Петербургскому, Феодосию Кавказскому и другим православным подвижникам - на Кино-видео компании «Православная студия Петербурга» и целом ряде федеральных каналов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/21/v_...

23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930: Бакинская 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Сухумская, в. у. 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Эриванская, в. у. 1928–1930: Сумская, в. у. 03(16).04.1930–09(22).11.1932: Рыбинская, паки 14(27).03.1934–24.06(07.07).1934: Челябинская 07(20).07.1934–1934: Великолукская и Торопецкая 21 .07(07.08).1935–17(30).09.1935: Липецкая, в. у. 03(16).08.1935–30.09(13.10).1935: Елецкая, в. у. 19 .10(01.11).1935–06(19).03.1937: Елецкая 30 .11(13.12).1935–06(19).10.1936: Орловская Серафим Руженцев 27 .08(09.09).1917–05.1919: Михайловская 05 .1919–10.1922: Муромская 12 .1922–03(16).10.1924: Владимирская (обн.) 03(16).10.1924–: Владимирская (обн.), в. у. 11 .1924–10.1925: Северо-Кавказский Митрополичий Округ (обн.) 03(16).10.1924–1927: Московская (обн.) 20 .05(02.06).1926–07.1926: Саратовская (обн.), в. у. 1926–1927: Ростовская на Дону (обн.), в. у. 1927–23.08(05:09).1934: Ленинградская 1 (обн.) Серафим Самойлович 02(15).02.1920–04(17).02.1928: Угличская 1925–1925: Ярославская, в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04).1927: Московский и всея России Патриархат, в. у. Серафим Силичев 25 .10(07.11).1921–1922: Александровская (Ставр. вик.) 25 .10(07.11).1921–1922: Ростовская на Дону, в. у. 1922–1924: Павлоградская (обн.) 12(25).06.1924–07.1924: Сызранская 1925–1926: Рыбинская 1926–30.06(13.07).1927: Подольская 1926–1927; Ростовская на Дону (обн.), в. у. 30 .06(13.07).1927–27.10(09.11).1927: Азовская 27 .10(09.11).1927–20.04(03.05).1934: Ростовская на Дону 20 .04(03.05).1934–17(30).09.1935: Свердловская 17(30).09.1935–23.09(06.10).1936: Саратовская Серафим Соболев 01(14).10.1920–04.1921: Лубненская 05 .1921–1921: Богучарская 1921–1946: Управляющий русскими приходами в Болгарии (заруб.) 1946–13(26).02.1950: Управляющий русскими приходами в Болгарии Серафим Трофимов 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Аскинская 19 .05(01.06).1926–12.1928: Бирская 12 .1928–26.03(08.04).1929: Стерлитамакская 26 .03(08.04).1929–09(22).03.1932: Яранская 09(22).03.1932–11(24).08.1933: Великоустюжская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

61. Учение св. апостола Павла и книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества//ХЧ, 1905, февр. 62. Учение св. апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании//ХЧ, 1898, март, с. 301–343; апр., с. 471–516; май, с. 629–666; июнь, с. 793–840. 63. Учение св. апостола Павла о добрых и злых духах//ХЧ, 1900, янв. 64. Учение св. апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых//ХЧ, 1888, янв. 65. Учение св. апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой//ХЧ, 1904, июль– авг. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 66. Учение св. апостола Павла о христианской жизни в «Духе» и его самобытная независимость//ХЧ, 1904, апр., с. 751–787. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 67. Хвала ученому мудрецу в Книге Иисуса сына Сирахова//ХЧ, 1910, авг., с. 892–910. 68. Хвалебная песнь Иисуса, сына Сирахова, Творцу и Промыслителю Вселенной//ХЧ, нояб., с. 1313–1331. 69. Ходатай Нового Завета: экзегетический анализ Евр. 1:1–15 . Сергиев Посад, 1915, 47 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 70. Христово уничижение и наше спасение: библейско-экзегетический анализ Филип. 2:5–11 //ПМ, 1930, 2, с. 86–101. То же: София, 1929. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 71. Христос и Ангелы: экзегетический анализ Евр. 1:6–14 . Пг., 1915, 43 с. Из: ХЧ, 1915. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 72. Экзаменский конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний студентов СПбДА: • в 1895 году. СПб., 1895, 6 с.; • в 1896 году. СПб., 1896, 5 с.; • в 1898 году. СПб., 1898, 5 с. 73. Эллинская образованность апостола Павла//ХЧ, 1906, март–июль; 1907, февр.–март. II. Исторические, биографические и церковно-публицистические сочинения 74. Академик Борис Александрович Тураев как христианский учитель и ученый//Рус. Мысль, 1923, кн. 9–12, с. 387–398. То же//Воскрес. чтение (Варшава), 1929, 11, с. 169–173, 185–187. 75.Академик Е. Е. Голубинский . Рукопись. РНБ, ф. 194. Эл. текст: http://www.golubinski.ru/golubinski/glubokoeg.htm

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Между тем к Розанову, как он только попадался на глаза, приставали, чтобы он привел свою жену и дочку. Думал, думал Розанов и понимал, что худая для него игра начинается, и повел Ольгу Александровну к маркизе. После первого знакомства с маркизою и феями Ольга Александровна начала к ним учащать и учащать. Ее там нежили и ласкали, и она успела уж рассказать там все свои несчастия. Маркиза и феи, слушая ее, только дивились, как можно было столько лет прожить с таким человеком, как Розанов. Ольга Александровна тоже стала этому удивляться, и дома опять началась старая песня, затевавшаяся по поводу тяжелых стульев-«убоищ» и оканчивавшаяся тем, как добрые люди «женам все доставляют, а есть и подлецы, которые…» Выходило обыкновенно, что все подлецы всегда живут именно так, как живет Розанов. Розанов наш засмутился: чуял он, что дело плохо. Впрочем, Ольга Александровна иногда бывала и довольно благодушна; но в ней зато начали обнаруживаться самовластие и упрямство. Раз приходит Розанов домой, а Ольга Александровна тихо и мирно ему объявляет, что они переходят на другую квартиру. — Как на другую квартиру? Куда? — осведомился Розанов. — В доме, где живет маркиза, я наняла квартиру и лучше и дешевле, — отвечала Ольга Александровна. Розанов хотел было поудержать жену от этого перехода, но квартира действительно была и лучше и дешевле. Ольга Александровна с видом крайней покорности сообщила маркизе, что муж ее не хочет брать этой квартиры, пошли толки, и Розанов уступил. Через несколько дней он жил на новой квартире, а еще через несколько дней увидал, что он спеленут по всем членам и ему остается работать, смотреть, слушать и молчать. Работы у него было много, а смотреть тоже было на что: Ольга Александровна делала разные чудеса и стала брать у Рогнеды Романовны какие-то уроки. Феи дружно заботились о ее развитии. Одна только Серафима Романовна стояла в сторонке, и хотя не одобряла Розанова, но не любила его и порицать в глаза жене. Розанов и не оглянулся, как его смяли и стигостили. Он снова увидел себя в переплете крепче прежнего; но молчал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРАФИМ (ГЛАГОЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Серафим (Глаголевский). Литография А. Ежова. 1828 г. Еп. Серафим (Глаголевский) 29 января 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским . 7 июля 1805 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским . 7 февраля 1812 г. переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Св. Синода . С 30 августа 1814 г. - архиепископ Тверской и Кашинский , постоянный член Св. Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 г. - митрополит Московский и Коломенский . С 19 июня 1821 г. - митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры. Боролся с масонскими и мистическими идеями. Он в союзе с Аракчеевым добился от государя низложения министра духовных дел кн. Голицына , склонного к поощрению этих идей. В борьбе с мистическими обществами митрополит держался охранительного направления. В мае 1824 г. был избран председателем Библейского общества . На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом показал несочувствие делу и после отчета заметил: " так могут рассуждать только люди, не понимающие православия " . В декабре того же года, под сильным давлением Шишкова и Аракчеева, он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено. Во время восстания декабристов 1825 г. не устрашился идти к ним на площадь в полном облачении и увещевать их. 11 августа 1839 г. в приемной зале с.-петербургского дома митрополита Серафима между другими просителями и жаждавшими благословения преосвященного стоял крестьянин, не обращавший на себя никакого внимания. Преосвященный, собравшийся ехать в Синод, вышел в свою залу, выслушивал просьбы, раздавал милостыню и благословение... Вдруг крестьянин (названные выше), к которому подошел митрополит, взмахнул рукой и закричав: " Еретик, сын антихриста! " , - ударил его. Преосвященный в это время нагнул голову и удар пришелся более по клобуку, однако митрополит зашатался и был поддержан подбежавшими к нему служителями. Он сохранил все приличное его сану спокойствие. Отступив сначала спросил его: " За что ты меня ударил? " Но потом, как бы жалея, что сделал и этот вопрос, сказал: " Я тебя прощаю " и вышел из комнаты, не дав никакого приказания о крестьянине. Последний оказался сектантом-беспоповщиком.

http://drevo-info.ru/articles/4990.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010