Также Предстоятелю Русской Православной Церкви сослу жили: секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии , секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь собора благоверного князя Александра Невского г. Нижнего Новгорода протоиерей Сергий Матвеев ; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков); благочинный Дивеевского округа Нижегородской епархии , старший священник Серафимо-Дивеевского монастыря священник Владимир Каргин; благочинные церковных округов и духовенство Нижегородской епархии. На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; руководитель  Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов; губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин; губернатор Сахалинской области В.И. Лимаренко; председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Е.Б. Люлин; мэр Нижнего Новгорода Ю.В. Шалабаев; командующий Приволжским округом войск национальной гвардии РФ генерал-лейтенант С.В. Просяник; председатель Городской Думы Нижнего Новгорода О.В. Лавричев; директор ФГУП «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» В.Е. Костюков; заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.А. Обозов; глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области С.А. Кучин; директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» И.С. Филиппов; представители местных органов власти и общественных организаций, ректоры вузов Нижегородской области. За Литургией молились: заместитель председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ И.В. Мещан ; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального   женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) ; настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова); настоятельницы ряда женских монастырей Русской Православной Церкви; сестры Дивеевской обители; многочисленные паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/6047397.ht...

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Второй монастырский собор, теплый, зимний, о строительстве которого говорил преподобный Серафим Саровский. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки. При закладке нового собора игумения Александра (Траковская) послала к блаженной Паше Саровской за советом. Прасковья Ивановна сказала пророческие слова: «Собор-то, собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора-то выросла. Как бы не завалили и собор-то». Строился собор на крупные пожертвования, начавшиеся со взноса, сделанного императором Николаем II при посещении Дивеева в 1903 году. Значительную сумму на собор пожертвовал московский купец Федор Васильевич Долгинцев. Он даже переехал жить из Москвы в Дивеево, чтобы непосредственно наблюдать за ходом строительных работ. В год завершения строительства в 1916 году Федор Васильевич отошел ко Господу, незадолго до этого приняв монашеский постриг с именем Серафим. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Прообразом нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря послужила архитектура храмов владимиро-суздальского периода, композиционные приемы и детали древнерусского зодчества. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество. Высота Преображенского собора снаружи – 48 м 50 см, внутри – 35 м 45 см. Характерная черта архитектурного образа Преображенского собора – ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам. Храм приподнят на высокий стилобат, куда ведут широкие лестницы в знак духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Объем храма имеет ступенчатое построение с нарастанием к центру, от боковых пристроек к основному объему, завершенному полукружиями закомар, и далее к пятиглавию с повышенным центральным барабаном.

http://sobory.ru/article/?object=05360

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Также к Святейшему Патриарху обратилась игумения Сергия (Конкова) и преподнесла святую просфору и складень с иконами преподобного Серафима и иконой Божией Матери «Умиление». Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил игумению Сергию (Конкову) за труды и вручил ей памятный крест с украшением, в дар храму передал икону святителя Николая Чудотворца, верующим благословил раздать иконки Благовещения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря были награждены: В завершение Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Георгия за труды на Нижегородской кафедре и поздравил верующих с праздником. Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году. Сохранилось предание, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней. Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное преподобным Серафимом место было уже занято. В 1846 году его лжеучеником и гонителем дивеевских сестер Иваном Толстошеевым там была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки. После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю.

http://patriarchia.ru/db/text/5970569.ht...

Вновь стала возрождаться Дивеевская обитель, и исполнилось предсказание Преподобного - в 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. Весной 2003 года приступили к ремонту храма и восстановлению колокольни и купола. Шум строительных работ все лето до осени слышался даже глубокой ночью. 31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря - на купол Казанской церкви. Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма, а также созданы новые композиции, отражающие события истории Дивеевской обители. 31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преп. Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. 8 сентября Преосвященный Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский, освятил правый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана, а 17 октября - левый придел во имя святителя и чудотворца Николая. Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря С этого храма началась история Дивеевского монастыря. Строительство храма началось в 1773 году. В благословенной грамоте Преосвященного Симона, епископа Рязанского, говорится: «Прошлаго 1773 года сентября 24 дня, по прошению того села приходских людей, а по данной от Антицессора нашего Преосвященного Палладия Епископа бываго Рязанскаго Благословенной Грамоте вместо означенной деревянной построена в том селе вновь церковь каменная с двемя приделы в вышеозначенныя Храмоимяновании» (ГАНО. Ф. 570. Оп. 555. 1779 г. Д. 31. Л. 9). Трехпрестольный Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Казанский и Никольский приделы были холодные - для летнего времени, а Стефановский устроен теплый - для зимнего. Стефановский придел был наименован чудесным образом. Когда преподобная Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, раздался голос, возвестивший, что его надо будет посвятить первомученику архидиакону Стефану. На подоконнике кельи матушка обрела чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.

http://sobory.ru/article/?object=05361

В 1993 г. Святейший Алексий II обратился к мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову с вопросом об открытии Покровского женского монастыря и передаче всех зданий. Правительство Москвы поддержало решение Патриарха, и в 1994 году 24 ноября было принято решение Священного Синода об открытии здесь женской обители. На тот момент в Москве уже было открыто четыре мужских и три женских монастыря, поэтому Святейший Патриарх Алексий II решил возродить Покровский монастырь как женскую обитель. — Вас назначили настоятельницей Покровского монастыря немного позже, 22 февраля 1995 года. Как Вы восприняли это назначение? Слышали ли раньше об этой обители? Знали ли, куда едете? — Нет, я не знала, куда еду и в какой монастырь. Резолюция была, что меня переводят на послушание в Московскую Патриархию. Про Покровский монастырь я никогда не слышала и не знала, где он находится. Я была насельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, когда прислали резолюцию. До этого я несколько лет несла послушание в Московской Патриархии, сначала при Патриархе Пимене, потом при Патриархе Алексии II, который знал меня и какие ответственные послушания я несла. Он еще раньше не хотел отпускать меня из Патриархии в Дивеево, но я все-таки отпросилась туда, так как очень любила преподобного Серафима Саровского и очень хотела просто пожить в монастыре, нести послушания, как и все. В 1994 году, еще до открытия Покровского монастыря, Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Дивеево, и уже тогда он предложил мне стать игуменией одного из московских монастырей. Но я очень просила, чтобы меня оставили в Дивеевской обители, у батюшки Серафима. И вроде бы Патриарх тогда согласился, я успокоилась, что ничего такого не будет, понадеялась, что мою кандидатуру теперь не будут рассматривать. Но в феврале 1995 года меня вызвали в Москву, вручив указ о моем назначении в Покровский монастырь. — Матушка игумения, скажите, пожалуйста, как Вы помните, с какими чувствами Вы приступили к возрождению обители? Ведь, судя по архивным фотографиям, на которых запечатлены храмы без крестов и другие здания монастыря, здесь была полная разруха, как и в большинстве церквей в то время. Не боялись ли Вы браться за восстановление монастыря — одна, практически без поддержки властей, только по благословению Священноначалия?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5512843...

По святым местам Дивеево . Описание Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Среди лета запоют Пасху . Проповедь о преподобном Серафиме святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), произнесенная в 1928 году. Проповедь о преподобном Серафиме Саровском  архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Малинка. Чудеса преподобного Серафима Саровского.  Отрывок из книги митрополита Вениамина Федченкова. Слепой Иерусалим . Священник Константин Камышанов. Серафимов день .  Полина Дудченко 8 эпизодов из жизни преподобного Серафима Саровского (+клейма иконы) Преподобный Серафим: житель Святой земли . Протоиерей Андрей Ткачев. Преподобный Серафим и живые камни . Ольга Джарман. Митрополит Антоний Сурожский о преподобном Серафиме Саровском и страшной святости (+Видео) Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?  Мария Сенчукова. Поучения преподобного Серафима Саровского О романтике преподобного Серафима Саровского . Священник Константин Камышанов. Преподобный Серафим, или Непридуманная история . Наталья Семушкина. Чудесная помощь батюшки Серафима . Олеся Николаева. Патриарх Сербский Павел о преподобном Серафиме и жизни во Христе Удивительное происшествие . Наталья Смирнова. Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский . Митрополит Вениамин (Федченков). В Дивеево на шпильках . Ольга Иженякова. Батюшка Серафим…  Наталья Семушкина. Великий Серафим — святой Саровской пустыни . Ксения Куломзина Наставления преподобного Серафима Саровского О хранении мира душевного. Об отчаянии. О терпении и смирении. О любви к ближним. О болезнях. О скоротечности жизни. О хранении познанных истин. Об искушениях. О посте. О молитве. О помыслах и плотских движениях. О воссылаемых к Богу прошениях. О подвигах. Об устроении дома души своей. Цитаты Серафима Саровского «Итак, из сих разнообразных действий сердечных может человек познать — что есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: от действа убо возможеши познати воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин (Добротолюбие, ч. I, Григорий Син. О безмолвии).»

http://pravmir.ru/prepodobnyj-serafim-sa...

Вынужденные покинуть ликвидируемые властями обители насельники пытались продолжать монашескую жизнь в миру, сохранять верность своим обетам. Распространенным явлением стали нелегальные группы монашествующих. Одно из первых упоминаний о «катакомбах» применительно к церковной жизни в СССР связано именно с тайной монашеской общиной. В письмах, отправленных в 1923 г. из Петрограда митр. Евлогию (Георгиевскому) игум. Афанасией (Громеко), «моими катакомбами», «моей катакомбной церковью» назывался устроенный игум. Афанасией в собственном доме храм, где совершались богослужения существовавшей в тайне от властей монашеской общины (Письма игум. Афанасии (Громеко). 2005. С. 362-374). В то же время для игум. Афанасии термин «катакомбы» распространялся на все противостоявшие обновленчеству правосл. общины, возносившие за богослужением вопреки запрету властей имя патриарха свт. Тихона . Характерно, что в 20-30-х гг. ХХ в. термин «катакомбы» для обозначения нелегальных правосл. общин не был общепринятым. Нелегальные «домашние монастыри» появлялись обычно недалеко от закрытых обителей, в окрестных селах и городах. В деревнях Подмосковья поселились монахини московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря , подмосковных Зосимовой во имя Св. Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» жен. пустыни и Аносина Борисоглебского жен. монастыря . В г. Муром переселились сестры Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского мон-ря , превратив один из городских храмов в «подобие маленького Дивеевского подворья». В Кирсанове (ныне Тамбовской обл.) монахини Оржевского Боголюбского Тишениновского жен. мон-ря проживали общинами по 4-6 чел., образовав вместо одного закрытого большого мон-ря множество крошечных. Насельницы жен. обителей зарабатывали на жизнь шитьем, огородничеством, становились регентами, казначеями приходских храмов. Иеромонахи закрытых муж. мон-рей служили священниками в приходских храмах, которые оказывались своего рода легальным прикрытием для продолжавших тайно существовать монашеских общин. Так, монахи закрытой Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пустыни поселились при Георгиевском храме г. Козельска, насельники Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни - при ставших приходскими храмах московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митрополита Московского, муж. мон-ря , иноки Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря - при соборе г. Лальска (ныне поселок Кировской обл.), где монахи жили под храмом в бывш. складском помещении.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

На торжества прибыли настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Покровского монастыря игумения Гавриила (Суханова), настоятельница арзамасского Свято-Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья возрождающегося Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого Скорбященского монастыря инокиня Филарета (Андрейко). На богослужении пел сводный хор под руководством регента Киры Молевой. В его состав вошли хоры нижегородского Александро-Невского кафедрального собора (регент — Кира Молева), Нижегородского православного женского духовного училища (регент — Татьяна Кострова) и Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса (регент — Татьяна Кошелева). После Литургии икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» была перенесена крестным ходом к месту своего постоянного пребывания — в церковь в честь Святого Духа. Этот храм некогда принадлежал Алексеевской обители и единственный уцелел во времена богоборчества. Хоругви во время крестного хода несли участники арзамасского военно-патриотического клуба «Горлица», представители казачества, прихожане храмов. У церковной ограды к сонму архиереев обратилась монахиня Феогноста. Она поблагодарила главу Нижегородской митрополии за заботу об обители и преподнесла ему заздравную просфору. Их получили и другие архипастыри. Кроме того, монахиня Феогноста передала в дар управляющему Нижегородской епархией картину, на которой изображен Алексеевский монастырь до разорения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Суровая жизнь Сарова с его строгим уставом, долгими службами и постоянной молитвой, да и природные условия (пустынь была окружена глухим Саровским лесом), способствовали богомысленному настрою подвизавшихся в ней монахов. Поток паломников не иссякал в ней во все времена. Но особенно стала она любима и почитаема православным народом во время, когда в ней подвизался прп. Серафим. При его жизни люди приходили к нему ежедневно тысячами. Преподобный Серафим не только наставлял приходящих к нему мирян, но по повелению Божий Матери стал настоящим духовным отцом будущего Дивеевского женского монастыря, дав указания обители по всем вопросам как внутренней, так и внешней ее жизни. Не оставался монастырь без посетителей и после кончины прп. Серафима. По батюшкиному завещанию приходить к нему на могилку со всеми своими бедами текли и текли люди в Саровский монастырь, где получали и утешение, и полезное наставническое слово. Любвеобильный и утешительный дух наставлений батюшки Серафима впитал и преумножил его ученик, монастырский священник и духовник Арзамасского Николаевского женского монастыря протоиерей Авраамий Некрасов. Ежегодно посещал он Саровский монастырь, был духовником некоторых подвизавшихся в Сарове монахов. К его советам, как к живительному источнику, прибегали мирские и монашествующие, богатые и бедные. Всегда помня своего учителя прп. Серафима, он неустанно наставлял и окормлял людей, притекавших к нему за советом. Его, таким образом, можно считать продолжателем Саровского духовного наставничества. Не угасало оно вплоть до революции и последовавшего за ней закрытия монастыря (окончательно это произошло в 1927 г.). Последний Саровский старец, затворник иеросхимонах Василий (скончался в 1919 г.) отвечал на вопросы приходящих к нему людей, передавая записки или печатные листки с поучениями Саровского старца. Собирая ныне вместе драгоценные семена духовной мудрости старцев Саровской пустыни, мы надеемся, что чтение ее не только послужит назиданию и утешению читателя, но побудит его и к исполнению здесь написанного, став маленьким путеводителем в деле духовного возрастания и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

В житии преподобного Серафима Саровского описывается одно страшное чудо этого святого, совершившееся в 1832 году. Михаил Васильевич Мантуров, большой благодетель Дивеевского женского монастыря, смертельно заболел. А у него была сестра – монахиня Елена. Отец Серафим позвал эту Елену и сказал: «Радость моя, хочу дать тебе одно послушание… Примешь ли ты его, сестра?» Елена ответила, что всегда готова принять любое послушание. «Тогда хорошо, радость моя, – продолжил отец Серафим. – Видишь ли, твой брат Михаил лежит у нас больной, и пришло ему время умирать. Между тем, он нужен мне, нужен обители нашей, сиротам нашим. Так вот послушание тебе: умри, сестра, ты вместо Михаила!» Елена, не раздумывая, ответила: «Благослови, отче!» После этого преподобный Серафим начал обстоятельно рассказывать Елене о смерти и вечной жизни. Вдруг Елена смутилась и вскричала: «Отче, я смерти боюсь!» На что ей святой человек ответил: «А чего же нам смерти бояться, радость моя? Для меня и для тебя будет лишь вечная радость». После этого Елена распрощалась с отцом Серафимом, легла в постель – и умерла; а брат ее поправился. Перед смертью она радостно восклицала: «Вот, вот он идет!.. А вот и Ангелы! А кто же это?.. Это два мерзких урода… Это демоны! Однако они бессильны передо мной; ничего они мне сделать не могут». В канун праздника Святой Троицы упокоилась Елена. Тело ее внесли в храм. Во время Литургии дня Святой Троицы все присутствующие видели по лицу усопшей, как она трижды улыбнулась в гробу. Святой Серафим потом говорил о Елене, что она приобщилась к лику святых. Рассказ о явлении Ангела и о помазании Бывший настоятель монастыря Хиландар, покойный архимандрит Рафаил, рассказал нам этот необычный случай из своей жизни. Вот его рассказ: «За год до моего ухода на Святую Гору Афон я ночевал в одной комнате и спал на одной кровати со своим зятем. Ночью проснулся. В это время сверху явился человек с крыльями, приблизился ко мне, своим лицом коснулся моего лица, а затем помазал меня чем-то крестообразно. После этого он исчез. Я же, притронувшись пальцами ко лбу, обнаружил что-то похожее на мед и ощутил какой-то неописуемо дивный запах. Мой зять за это время не просыпался. Назавтра, заходя в эту комнату, все домашние говорили, что чувствуют удивительный аромат. И этот запах держался в комнате три дня». Об обновлении икон в Харбине

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010