Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь /// Объект утрачен На дальнем плане - комплекс богадельни, состоящий из трёх корпусов, справа на переднем плане - фундамент «Нового собора» (Преображенского, оставшегося неосвящённым), за ним - монастырская водокачка Елена Григорьева 1 июня 1907 Карта и ближайшие объекты После объединения двух дивеевских общин в 1842 году И.Т. Толстошеев начинает хлопотать об устройстве в Дивееве монастырской церкви внутри Святой Канавки. Ему удается обосновать необходимость устройства именно этой церкви. Место под строительство Тихвинской церкви было выбрано напротив широкого проезда через Канавку. Для строительства нового собора был заготовлен весь материал, в том числе и триста тысяч кирпичей, но начало работ затягивалось... Заготовленные материалы использовали для Тихвинского храма. Поэтому работы велись быстро, и через девять месяцев храм был готов. Одноглавая церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери была деревянной, но стояла на каменном фундаменте. Освящена Тихвинская церковь 17 июня 1847 года. Главный придел в честь Тихвинской Божией Матери, правый придел - во имя Архангела Михаила и прочих Сил Небесных, а левый - во имя Всех Святых. В нижнем этаже была устроена церковь в честь иконы «Утоли мои печали», которую освятили 13 июня 1850 года. В церкви было заведено правило дневного и ночного чтения Евангелия. Храм был небольшим, но теплым. Служили в нем обычно в зимнее время, а в летнее там проводилась лишь ранняя литургия. После закрытия монастыря в 1927 году в здании Тихвинской церкви устроили паровую мельницу, но в 1928 году она сгорела. А. Агапов. «Саров. Дивеево». - Саров, 2006 г., http://diveevo.biz/ Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте деревянную двухэтажную Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки.

http://sobory.ru/article/?object=58202

Нижний Новгород. Церковь Святителей Московских. Церковь Трех Святителей (Трехсвятительская) на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Трех святителей на пересечении ул. Славянской и Короленко была построена в русско-византийском стиле в 1860 году и реконструирована в 2004 году. Храм во имя святителей Московских находится на территории подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижнем Новгороде, которое открылось в 1997 году. Район Крестовоздвиженской площади (современная площадь Лядова) и улицы Полевой (современная улица Горького) начал активно застраиваться с середины XIX столетия. Жители вновь застроенной части города стали настойчиво требовать от духовных властей возведения в этом районе храма, ибо ближайшей оставалась одна Покровская церковь, куда из-за глубоких оврагов и бурных проток в весенне-осеннее время добраться было непросто. Желание прихожан поддержал епископ Иеремия (1851-1857), в свою очередь обратившийся к военному губернатору Ф.В. Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма. Церковь решили строить на пересечении Канатной и Немецкой улиц. Епископ же Иеремия определил посвящение будущего храма с тем, «чтобы местность сия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых здесь Первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшаго Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы». Архитектором церкви стал Н.И. Ужумедский-Грицевич, в апреле 1859 года состоялась закладка фундаментов храма. На следующий год каменная церковь была полностью построена: внутри здания пол был выстлан белым камнем, поставлены три резных иконостаса, своды расписаны фресками, а стены затянуты холстами с написанными на них ликами святых. Семь колоколов на колокольне церкви Московских святителей радовали жителей Нижнего Новгорода своим звоном. К исходу 1860 года в Синод сообщалось, что каменная Трехсвятская церковь в Нижнем Новгороде возведена «во всех частях прочно, стройно и чисто».

http://sobory.ru/article/?object=01818

Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому? По рассказам бывалых паломников в Дивеево, уже новогодняя служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!». 31 июля, 2013 По рассказам бывалых паломников в Дивеево, уже новогодняя служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!». Серафим Саровский Преподобный Серафим Саровский Почитание преподобного Серафима Саровского — шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым — Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители. Многие приезжают в Дивеево заранее — в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!». Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела — либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

http://pravmir.ru/gde-v-moskve-pomolitsy...

Разделы портала «Азбука веры» 25 Окт 2022 В Дивеевском монастыре освящен собор, о котором, как считается, пророчествовал преподобный Серафим Саровский В Избранное Великое освящение Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря состоялось 23 октября 2022 года, в Неделю 19ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора. Чин освящения и Божественную литургию в сослужении архиереев и духовенства возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Patriarchia.ru . Вместе с патриархом, иерархами и священством Русской Православной Церкви молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), сестры обители, настоятельницы и насельницы монастырей Нижегородской митрополии, прихожане и паломники. Богослужение совершалось в присутствии раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского . После Литургии Святейший Владыка совершил у святыни славление и прочел молитву святому. Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году. Сохранилось предание, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней. Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное преподобным Серафимом место было уже занято. В 1846 году его лжеучеником и гонителем дивеевских сестер Иваном Толстошеевым там была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки. После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

http://azbyka.ru/news/v-diveevskom-monas...

Преображенский собор (Дивеево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Преображенский собор (Дивеево). Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Содержание История [ править править код ] Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки. При закладке нового собора игумения Александра (Траковская) послала к блаженной Паше Саровской за советом. Прасковья Ивановна сказала пророческие слова: «Собор-то, собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора-то выросла. Как бы не завалили и собор-то». Строился собор на крупные пожертвования, начавшиеся со взноса, сделанного императором Николаем II при посещении Дивеева в 1903 году. Значительную сумму на собор пожертвовал московский купец Федор Васильевич Долгинцев. Он даже переехал жить из Москвы в Дивеево, чтобы непосредственно наблюдать за ходом строительных работ. В год завершения строительства в 1916 году Федор Васильевич отошел ко Господу, незадолго до этого приняв монашеский постриг с именем Серафим. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Прообразом нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря послужила архитектура храмов владимиро-суздальского периода, ком­позиционные приемы и детали древнерусского зодчества. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество. Характерная черта архитектурного образа Преображенского собора – ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

1 августа — обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца 31 июля 2009 г. 15:02 1 августа 1903 г. состоялось одно из событий, не перестающих волновать сердца людей, — канонизация преп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский. После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, а также пламенный его почитатель Н.А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни. Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого. Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

http://patriarchia.ru/db/text/129399.htm...

Arhiva Au fost întâmpinate de toat ara 5 februarie 2021 19:07 В январе исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 1991 году в запасниках Государственного музея истории религии, который находился в стенах Казанского собора тогда еще Ленинграда, неожиданно были обнаружены святые мощи саровского старца, которые до этого считались утерянными. И вскоре утраченная святыня была передана Русской Православной Церкви. Эта новость облетела буквально всю страну. Тысячи людей выходили на улицы, чтобы встретить крестный ход с мощами одного из самых любимых русских святых и поклониться ему в Питере, Москве, Ногинске, Владимире и, наконец, — в Дивееве, где мощи нашли свое упокоение. Преподобный Серафим как будто благословлял возрождающуюся Русскую Церковь. Так это событие было воспринято тогда многими верующими. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2021 , PDF-bepcuя ). В 1920 году по решению IX Темниковского уездного съезда Советов и согласию на это губернских властей вскрыли мощи преподобного Серафима. Затем их перевезли в Москву, в Музей атеизма, и след их затерялся. Из уст в уста верующие передавали рассказы о том, что они где-то укрыты, спрятаны. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) вспоминал, что, возглавляя Владимирскую епархию в 1970-х годах, он нашел в местном архиве письмо епископа Муромского Николая архиепископу Владимирскому Онисиму. Речь в нем шла о том, что мощи преподобного Серафима схоронены где-то на кладбище келейницей последней игумении Дивеевского монастыря Марией (Бариновой). Она жила в Муроме, где поселилась часть монахинь с игуменией после закрытия обители. «Управляя Владимирской епархией, я бывал в Муроме несколько раз в год и встречался с монахинями, — рассказывал владыка Николай. — Как-то я спросил мать Марию, известно ли ей что-нибудь о местонахождении святых мощей преподобного Серафима. Она ответила, что ее имя в письме названо неверно и достоверность изложенного в нем она подтвердить не может. Но, действительно, существовало предание, что мощи были кем-то подменены. Известно также, что последняя игумения посылала в Москву послушниц разузнать о мощах преподобного. Вернувшись, посланные сказали, что мощи находятся в Донском монастыре ».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5768059...

ОКНО В МИР (Н.Ларина) 14.01.2013 23:55:38 Наталья Ларина На заре перестройки раздался телефонный звонок: меня приглашали в турфирму получить, якобы, выигранный мною телевизор. По доверчивости я клюнула на приманку. В зале, куда я пришла в указанное время, было полно таких же как я одураченных интеллигентов. Таким вот обманным путём развивали тогда свой туристический бизнес и обогащались многие фирмы. Поэтому, когда я пятнадцать лет назад услышала о появлении ещё одной турфирмы с благозвучным названием «Паломническая служба «Радонеж», сказала себе: «Ну нет, теперь-то меня на мякине не проведёшь». Через какое-то время судьба свела меня с этой самой службой. И когда я узнала, что название это совсем не «завлекаловка», что у него есть серьёзное идейное обоснование, я усовестилась своим недоброжелательством. С детства Кирилл Каледа и Юра Минулин любили путешествовать, но не просто как туристы, а со смыслом, по святым местам своей родной Москвы, своей родной страны. 31 августа 1984 года – день памяти Преподобного Серафима Саровского. Кирилл, Юра с друзьями отправляются в Дивеево. Народу понаехало туда чуть ли не со всей России. Все храмы в этом провинциальном знаменитом посёлке были разрушены, поэтому ближе к ночи паломники потянулись в лес к тому камню, на котором, по преданию молился Преподобный. Люди читали акафист за акафистом, как вдруг тишину разрезали грубые голоса, затрещали ветки деревьев. Со всех сторон паломников окружала милиция. Быстро сообразив в чём дело, старушки, им-то терять было нечего: ясно, стражи порядка интересовались не ими, взяли в кольцо священника и молодёжь. Всю ночь милиция пыталась хоть кого-то выдернуть из-за бабушкиного оцепления, но им это не удалось. Осада длилась довольно долго. Закончилось молитвенное стояние только к утру. Терпение же милиционеров иссякло намного раньше, и они без всякого «улова» покинули дивеевский лес… Бытует мнение, что путешествовать интересно по разным городам-весям, а ещё лучше – по за границам. Кириллу же и Юре хватало, что называется, этого интереса и в родной Москве. С некоторых пор, не побоюсь громких слов, смыслом их жизни стало узнать о подвижнической жизни Патриарха Тихона как можно больше. И не только из книг. Они сами прошли по всем местам, где ступала нога Святейшего, разыскали людей, сопровождавших Его по жизни.

http://radonezh.ru/analytics/okno-v-mir-...

ОКНО В МИР. Наталья Ларина 14.01.2013 23:55:38 Наталья Ларина                       На заре перестройки раздался телефонный звонок: меня приглашали в турфирму получить, якобы, выигранный мною телевизор. По доверчивости я клюнула на приманку. В зале, куда я пришла в указанное время, было полно таких же как я одураченных интеллигентов. Таким вот обманным путём развивали тогда свой туристический бизнес и обогащались многие фирмы. Поэтому, когда я пятнадцать лет назад услышала о появлении ещё одной турфирмы с благозвучным названием «Паломническая служба «Радонеж», сказала себе: «Ну нет, теперь-то меня на мякине не проведёшь».                        Через какое-то время судьба свела меня с этой самой службой. И когда я узнала, что название  это совсем не завлекаловка, что у него есть серьёзное идейное обоснование, я усовестилась своим недоброжелательством. В России странники по святым местам давно получили название паломников. В далёкую Святую землю отправиться могли не многие. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения святыне или  в сельскую церковь, где прославилась чудотворениями местная икона,  или в отдалённый  монастырь – центр духовной жизни всего края. Такие паломничества расширяли кругозор человека, приобщали к сокровищам духовной культуры. ххх                  С детства Кирилл Коляда и Юра Минулин любили путешествовать, но не просто как туристы, а со смыслом, по святым местам своей родной Москвы, своей родной страны. 31 августа 1984 года – день памяти Преподобного Серафима Саровского. Кирилл, Юра с друзьями отправляются в Дивеево. Народу понаехало туда чуть ли не со всей России. Все храмы   в этом провинциальном  знаменитом  посёлке были разрушены, поэтому ближе к ночи паломники потянулись в лес к т ем самым камням, на которых по преданию молился Преподобный. Люди читали акафист за акафистом, как вдруг тишину разрезали  грубые голоса, затрещали ветки деревьев. Со всех сторон паломников  окружала милиция. Быстро сообразив  в чём дело, старушки, им-то терять было нечего: ясно, стражи порядка интересовались не ими, взяли в кольцо священника и молодёжь. Всю ночь милиция пыталась хоть кого-то выдернуть из-за  бабушкиного оцепления, но им это  не удалось. Осада длилась довольно долго.  Закончилось молитвенное стояние только к утру. Терпение же милиционеров  иссякло намного раньше, и они без всякого «улова» покинули дивеевский лес…

http://radonezh.ru/analytics/okno-v-mir-...

Пять лет назад почил в Бозе митрополит Тульский и Белевский Серапион Тула, 19 ноября 2004 г. В 5 часов утра 19 ноября 1999 года перестало биться сердце митрополита Тульского и Белевского Серапиона. Он умер на 67 году жизни. Последние полтора года он стойко переносил дарованную ему Господом болезнь. Тем не менее, невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердой и властной рукой управлять епархией, сообщает пресс-служба Тульской и Белевской епархии. Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа прибывает на первый поклон ко Господу, пришелся на великий праздник – Собор Архистратига Михаила. Глубоко знаменательна кончина Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии. Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы священства, помнивший службы патриарха Сергия, последний постриженник патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями. Он был истинный монах по складу души и тела. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов – " целую Лавру " , потому что знал, что монашество – фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и СерафимоДивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их. За его плечами были 20 лет монашества в Троице-Сергиевой Лавре. Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда " двери открываются и невозможное становится возможным " . Господь знает, когда и кого поставить на нужное место. В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли.

http://pravoslavie.ru/11882.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010