Иногда иноческие общины появлялись при содействии старцев и окормлялись ими. Прп. Серафим Саровский основал Мельничную общину, к-рая слилась с Казанской Дивеевской, в результате образовался Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь (1861); прп. Серафим способствовал расцвету иноческого аскетизма в жен. обители. Прп. Амвросий Оптинский основал сестринскую общину в Шамордине (недалеко от Оптиной пуст.) и духовно окормлял общину. В XIX в. в России наблюдается значительное увеличение числа жен. мон-рей. В Екатеринбургской епархии, напр., в XIX - нач. XX в. возникло 10 жен. обителей. Становление мон-ря от богадельни или общины до офиц. учреждения занимало иногда неск. десятилетий. Жен. мон-ри получали от гос-ва меньшее содержание, чем мужские, но они успешно занимались хозяйством: держали скот, птицу, выращивали овощи, так что могли повысить доходы, вместе с тем широкая благотворительность, к-рую они осуществляли (больницы, приюты для престарелых, сиротские приюты, школы для девочек и др.), требовала много средств. В этих обстоятельствах велика была роль И., которая являлась организатором и управительницей в мон-ре. И. заботилась не только о материальной, но прежде всего о духовной жизни сестер. И. в мон-ре - наставница подвизающихся в нем в деле спасения. Она поддерживает уставной порядок в мон-ре, следит за исполнением молитвенного правила. Монахини выходят из мон-ря только в сопровождении старицы или старших сестер и только по разрешению И. (Трул. 46). И. принимает послушниц в мон-рь. 19-е прав. Вселенского VII Собора , фиксируя нарушения, встречавшиеся в жизни мон-рей, и пресекая их, утверждает, что И., принимающая в монашество «за злато», «да изгонится из монастыря, и да предастся во иный монастырь в послушание». В древней Церкви И. заведовали исповедью и покаянием монахинь своего мон-ря. В Житии тавеннисийской подвижницы прп. Евпраксии говорится, что в мон-ре было постановлено открывать настоятельнице о каждом искушении (PL. 64. Col. 626-627) ( Смирнов.

http://pravenc.ru/text/293527.html

Державной иконы Божией Матери в Елизаветинском мон-ре, Успенского собора Почаевской лавры, в киевских Ионинском и Зверинецком мон-рях. Использование классических технологий и материалов, восходящих к мастерским РАХ, не мешает художникам Стенописной мастерской при Елизаветинском мон-ре создавать церковную декорацию, ориентированную на произведения к-польского искусства М. периода расцвета - палеологовского Возрождения. Степень изученности и доступность знаний о памятниках искусства Византийской империи позволяют этим мастерам следовать лучшим образцам визант. М.: напр., образы в часовне-усыпальнице на подворье тимашевского Свято-Духова мон-ря (хутор Некрасова Краснодарского края), в соборе во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Тернополе (ок. 2006), образ равноап. вел. кн. Владимира Киевского для ц. прп. Сергия в Йоханнесбурге (ЮАР). Мозаичистам этой мастерской предстоит создать монументальную декорацию для одного из крупнейших православных храмов (проект 2014) - собора свт. Саввы Сербского в Белграде (совместно с Московским международным фондом содействия ЮНЕСКО). Копируются не только ансамбли храмовых М., но и отдельные почитаемые иконные образы: для ц. св. Марии Магдалины в Мадриде был выполнен иконный образ свт. Николая Чудотворца Николы Устричного (нач. XIV в.) в М. (2013, мастерская «Преображение»), повторяющий чудотворную мозаичную икону из афонского мон-ря Ставроникита. Остаются востребованными М. в стиле академической живописи, восходящие к образам Исаакиевского собора в С.-Петербурге, напр., иконы для Ильинской ц. в Каргате Новосибирской обл. (мастерская «Светолитие-РОС» под рук. А. Ю. Кордакова, 2011-2013). Традиции древнерус. иконописи в технике М. были использованы для икон, украшающих фасады Преображенского собора (2010), Троицкого собора и колокольни (2011-2012) в Серафимовом Дивеевском женском мон-ре, Петропавловской ц. в пос. Трудовое близ Владивостока (2016). Повторениями чудотворной иконы Св. Троицы письма прп. Андрея Рублёва являются мозаичные иконы на фасаде Владимирской ц.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Желнино г. Дзержинска и в с. Сицком Чкаловского р-на. В крупнейшем дореволюционном центре паломничества с. Дивееве Дивеевского р-на 20 сент. 1988 г. зарегистрирована приходская община, начавшая подготовку к восстановлению Серафимова Дивеевского жен. мон-ря. 9 нояб. 1989 г. этой общине было передано здание дивеевского Троицкого собора. 24 апр. того же года епархии был возвращен горьковский Спасский (Староярмарочный) собор. Позднее верующим были переданы горьковские Преображенская ц. в Сормовском р-не города (5 июня 1990) и Смоленская (Строгановская) ц. (2 авг. 1990). По определению Синода от 1 окт. 1990 г. Горьковская епархия была переименована в Нижегородскую. 11 янв. 1991 г. подписан акт о передаче РПЦ из фондов ленинградского Музея истории религии мощей прп. Серафима Саровского. По постановлению Синода от 18 июля 1991 г. была возобновлена монашеская жизнь в Серафимовом Дивеевском мон-ре. 23 июля того же года начался Всероссийский крестный ход с мощами прп. Серафима из Москвы в Дивеево. 26 июля он прибыл в Н. Новгород, 28 июля - в Арзамас, а 30 июля по пророчеству прп. Серафима святой возлег мощами в Дивеевской обители. В февр. 1991 г. зарегистрировано нижегородское братство во имя блгв. кн. Александра Невского, впоследствии ставшее крупнейшим в регионе. Вслед. значительного увеличения числа приходов Н. и А. е. в июле 1991 г. в помощь правящему архиерею было возобновлено Балахнинское вик-ство. В 1993 г. открыто Нижегородское ДУ, в 1995 г. преобразованное в семинарию. По постановлению Синода от 26 дек. 1995 г. ввиду передачи Сокольского р-на Ивановской обл. в состав Нижегородской обл. приходы, расположенные на территории этого района, были включены в состав Н. и А. е. В 1998 г. было возобновлено Ветлужское вик-ство Н. и А. е. (с 2002 не замещалось). На Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. от Н. и А. е. были прославлены 45 новомучеников и исповедников, в т. ч. Балахнинский еп. сщмч. Лаврентий (Князев). В дек. 2000 г. Нижегородский митр.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Из сохранившихся подробных отчетов еп. Ювеналия известно, что он регулярно объезжал П. в., совершал богослужения на приходах и в Абабковском во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женском монастыре , Дальнедавыдовском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» жен. мон-ре, Кутузовском Богородицком жен. мон-ре, Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре и в Выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре . В этих жен. обителях он совершал монашеские постриги, в 1921 г. с целью их сохранения способствовал регистрации при них приходов из мирян и учреждению монашеских сельскохозяйственных артелей. Еп. Ювеналий управлял П. в. до весны 1922 г. (с июня или с авг. 1922 епископ Ардатовский), когда по благословению патриарха свт. Тихона на Павловскую кафедру был определен настоятель нижегородского Преображенского кафедрального собора прот. Александр Похвалинский. Последний подал архиеп. Евдокиму прошение о наречении его во епископа без монашеского пострига и с оставлением мирского имени. Он принял рясофор и 9(12?) июля 1922 г. в Н. Новгороде был хиротонисан во епископа Павловского уклонившимся к тому времени в обновленчество архиеп. Евдокимом, Печерским еп. Варнавой (Беляевым) и Лукояновским еп. Поликарпом (Тихонравовым). 30 июля 1922 г. еп. Александр (Похвалинский) в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Горьковской (ныне Нижегородской) обл.) участвовал в хиротонии архим. Павла (Волкова) во единоверческого епископа Керженского, викария Нижегородской епархии. 25 авг. 1923 г. еп. Александр возвратился из обновленческого раскола в каноническую Церковь. Патриарх свт. Тихон подтвердил законность его архиерейской хиротонии и оставил на Павловской кафедре. После кончины первосвятителя еп. Александр присутствовал на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года и в числе 60 архиереев в тот же день подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как патриаршему местоблюстителю. 9 окт. 1929 г. еп. Александр был переведен на Богородскую викарную кафедру Нижегородской епархии (см. ст. Богородское викариатство ), в его юрисдикцию вошло большинство приходов Павловской епископии. В дальнейшем П. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

Сергию в г. Бор. 14 апр. 2016 г. в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня мужском монастыре Суздальской епархии состоялись торжества, посвященные 700-летию уроженца Н. Новгорода прп. Евфимия Суздальского. В тот же день в дар Н. и А. е. была передана частица мощей святого. 16 июля юбилейные торжества в честь прп. Евфимия прошли в нижегородском Печерском мон-ре, где преподобный принял монашеский постриг. 1 авг. 2016 г., в год 25-летия 2-го обретения мощей прп. Серафима Саровского и возрождения Серафимова Дивеевского мон-ря, Патриарх Кирилл нанес визит в эту обитель и в Успенскую Саровскую муж. пуст. 21 окт. того же года Синод утвердил митр. Георгия священноархимандритом Успенской Саровской пуст. как особо значимой обители Н. и А. е. 13 авг. 2017 г. Предстоятель Русской Церкви вновь посетил Н. и А. е. В Арзамасе он возглавил торжества, посвященные 150-летию уроженца этого города патриарха Сергия (Страгородского). Патриарх Кирилл освятил открытый в тот же день близ арзамасского Преображенского монастыря памятник патриарху Сергию. С 2017 г. в Печерском мон-ре реализуется проект «Романовская аллея», согласно к-рому на ней установлены 17 бюстов представителей династии Романовых. Архим. Тихон (Затёкин), Л. В. Абросимова, В. Г. Пидгайко, Э. П. Р. Единоверие в Нижегородской (Горьковской) епархии в 20-х гг. XX в.- 2017 г. 23-29 июля 1917 г. в нижегородском Преображенском храме состоялся Нижегородский епархиальный единоверческий съезд по выбору делегатов на 2-й Всероссийский единоверческий съезд. Председателем стал настоятель Преображенского храма свящ. Владимир Серебровский, благочинный 2-го округа. С того времени епархиальные единоверческие съезды проводились регулярно. В 1922 г. было создано единоверческое Керженское вик-ство Н. и А. е. 30 июля 1922 г. во епископа Керженского был хиротонисан архим. Павел (Волков), избранный епископом на епархиальном единоверческом съезде. В 1922-1931 гг. архиерей служил в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Нижегородской обл.).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семёновна; † 13.06.1789), прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых), схим., первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря . Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском у. Сохранилось описание внешности А. Д.: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Нек-рое время жила во Флоровском киевском мон-ре . Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, 4-го, удела Божией Матери на земле. По совету старцев А. Д. скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Ок. 1760 г. по пути в Саровскую пуст. А. Д. остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. А. Д. обратилась к саровским старцам, к-рые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. А. Д. поселилась в дер. Осиновке. Через 3 года заболела и умерла ее 10-летняя дочь, А. Д. отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам. В 1767 г. заботами А. Д. было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772). А. Д. ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей - в Киев, за колоколом - в Москву. После освящения всех 3 приделов храма (правый - в честь свт. Николая, левый - в честь явившегося ей во сне св. архидиак. Стефана) А. Д. решила устроить общину. В 1788 г. А. Д. получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с А. Д. жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками А. Д. были строитель обители иером. Пахомий и казначей иером. Исаия. Незадолго до кончины А. Д. посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский , в то время молодой иеродиакон, к-рого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели А. Д. свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. 27 сент. 2000 г. были обретены мощи схим. А., схим. Марфы и мон. Елены, в дек. того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерк. святых А. причислена определением Архиерейского Собора 2004 г.

http://pravenc.ru/text/64434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монахиня в апостольнике В рус. правосл. традиции часть жен. монашеского облачения, головной убор, обязательный для постоянного ношения. Представляет собою плат колоколообразной формы, имеющий округлый вырез для лица. Достигая обычно пояса, А. скрывает шею, грудь и руки. На голове удерживается с помощью 2 завязывающихся на затылке лент. Традиционно А. черного цвета, но в случае несения монашествующей определенного послушания (напр., на просфорне) может быть белым; А. белого цвета «монашеского покроя» входил в специально разработанную форму для сестер Марфо-Мариинской московской общины . Поверх А. могут носиться скуфья , камилавка или клобук . Принимается А., как правило, при постриге в рясофор . Известны случаи, когда А. мог по благословению игумении усваиваться послушницам, напр. в Дивеевском Серафимовом мон-ре . Возможно, А. восходит к мафорию - древнему головному покрову женщин, служивших при церкви. Мафорий и орарь были облачениями диаконисы ( Parenti, Velkovska. P. 188). О подобном одеянии упоминает Феодорит Кирский: св. Домнина была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен». В миниатюрах Минология Василия II можно видеть близкую к А. форму жен. покрывала - длинный плат, концы к-рого сведены под подбородком (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 62). Являясь в России неотъемлемой частью облачения правосл. монахинь, в др. странах А. может заменяться большим платком (напр., в Греции) или вовсе отсутствовать (напр., в Румынии). Лит.: Древние иноческие уставы. С. 523 (прим.); Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. С. 229; Parenti, Velkovska. Eucologio; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 877; Миллер Л. Святая мученица Российская вел. кн. Елизавета Феодоровна. М., 1994. С. 136; Дивеевские предания. М., 1996. С. 21-22; MenolBas. T. 2. P. 62. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ПАРАМАН в рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17

http://pravenc.ru/text/75734.html

Празднование Собору святых земли Эстонской (18 нояб.) было установлено указом патриарха Алексия II от 22 июля 2002 г. по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В 2002 г. по благословению патриарха Алексия II установлено празднование Собору Воронежских святых. Днем нового праздника стало 4 сент., память 2-го обретения мощей свт. Митрофана Воронежского (1989). 3 сент. 2003 г. по благословению патриарха Алексия II в месяцеслов внесено празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе). Празднование Собору Брянских святых (20 сент., день памяти кн. Олега Брянского) установлено 5 дек. 2003 г. по благословению патриарха Алексия II. Собор Курских святых был учрежден в 2003 г. по ходатайству митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) и благословению патриарха Алексия II в память столетия К. прп. Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления прп. Серафима - 19 июля. Прп. Серафим Саровский. Икона. Кон. XIX в. (Троицкий Серафимов Дивеевский мон-рь) Собор Кольских святых установлен 28 нояб. 2003 г. по благословению патриарха Алексия II. День празднования приурочен ко дню памяти прп. Трифона Печенгского (15 дек.). Празднование Собору Молдавских святых было установлено в 2004 г. согласно прошению митр. Кишинёвского и всея Молдавии Владимира (Кантаряна) к патриарху Алексию II. Днем праздника избрано 1 окт.- совместно с празднованием Покрова Пресв. Богородицы и Гербовецкой иконе Божией Матери, главной святыни Молдавии. В соответствии с ходатайством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) от 24 марта 2006 г. и по благословению патриарха Алексия II в московском Новодевичьем мон-ре было установлено ежегодное празднование соборной памяти святых новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего мон-ря в субботу перед Неделей св. жен-мироносиц. Прославление Собора Вятских святых совершено в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти прп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

В соборе также располагались чтимые иконы Божией Матери в сребропозлащенных ризах: Иверская, Тихвинская (келейный образ прп. Амвросия (Гренкова), подаренный игум. Тихоне в Оптиной пустыни), «Знамение» (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского мон-ря ), «Взыскание погибших» (написана в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре ), «Умиление» (подарена сестрами Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы мон-ря ), святителей Тихона Задонского (прислан задонским архим. Прокопием), Феодосия Черниговского, Николая Чудотворца с чудесами в клемах, великомучеников Георгия Победоносца («на цинке, в золоченной раме») и Никиты с житием (в меднопозлащенной ризе с венцом, украшенной мелкими стразами), мч. Иоанна Воина в меднопосеребренной ризе с венцом. Здесь же размещались иконы Божией Матери «Троеручица» «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение» и вмч. Пантелеимона, переданные в К. м. со Св. Горы Афон. В ковчеге «в виде гробницы» хранились монастырские святыни - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (принесена в нач. 40-х гг. XIX в. мон. Фомаидой из Москвы) в сребропозлащенной ризе с жемчужным убрусом и часть облачения прп. Серафима Саровского, над которым находилась икона прп. Серафима (написана на «золоточеканной» доске). Др. ковчег содержал частицы мощей апостолов Матфея, Андрея, Иакова, святителей Григория Богослова, Николая Чудотворца и Тихона Задонского, вмч. Феодора Тирона, вмц. Варвары, мучеников Иоанна Воина, Евстратия, мучениц Стефаниды и Фомаиды, преподобных Ефрема Сирина, Моисея Угрина, Нила Столобенского. В отдельном ковчежце сохранялась частица мощей вмч. Никиты (подарена обители Тульским еп. Алексием (Ржаницыным) ок. 1858), а над ним - резная икона великомученика в сребропозлащенной ризе с эмалевой отделкой. Крестные ходы с образом вмч. Никиты и др. иконами К. м. совершались 8 июля (вокруг обители) и 20 июля (из городских храмов в монастырь). Под 3-ярусной монастырской колокольней (1845) находилась небольшая церковь, освященная 24 мая 1855 г. соборным прот. Никанором Успенским в честь Преображения Господня (4 сент. 1906 переосвящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»). В 1902-1906 гг. было построено новое здание трапезной, объединенное переходом с Никитским храмом (среди жертвователей на строительство был св. мч. имп. Николай II Александрович , передавший обители 800 р.). В 60-х гг. XIX в. при мон. Макарии вместо деревянных домов были построены каменные корпуса, ограда (1 саж. 2 аршина высоты) с башнями по углам и фигурами ангелов, южные святые (1866) и 2 въездных ворот; к нач. XX в. устроен свечной завод, разбит плодовый и ягодный сад. Также был поставлен 2-этажный деревянный келейный корпус с просфорней и хлебной. К 1888 г. в обители было 7 каменных корпусов, 4 деревянных на каменном фундаменте и 4 ветхие кельи. В 90-х гг. XIX в. в К. м. были построены игуменский дом (1893), 2 келейных корпуса и сторожка близ ворот. Ризница и библиотека

http://pravenc.ru/text/1683975.html

24 февр. 2006 г. Нижегородский еп. Георгий был возведен в сан архиепископа. В том же году отмечалось 300-летие Саровской пуст.; торжества, проходившие 30 июля - 1 авг., возглавил патриарх Алексий. Торжества в честь 150-летия со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В центре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Собор Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2017 г. Торжества в честь 150-летия со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В центре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Собор Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2017 г. 9-12 сент. 2009 г. состоялся визит в Н. и А. е. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , в ходе к-рого 12 сент. он освятил Феодоровский собор городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря и по просьбе Нижегородского архиеп. Георгия благословил присвоить нижегородскому Александро-Невскому собору статус кафедрального. В дар собору Первосвятитель передал икону Спасителя. Во время визита Патриарха Кирилла в Н. и А. е. 31 июля - 2 авг. 2010 г. он возглавил торжества в Серафимовом Дивеевском мон-ре, посвященные 20-летию обретения мощей прп. Серафима Саровского. По постановлению Синода от 15 марта 2012 г. из Н. и А. е. были выделены Лысковская и Лукояновская епархия , Выксунская и Павловская епархия, Городецкая и Ветлужская епархия. Новые епархии вместе с Н. и А. е. вошли в состав образованной в тот же день Нижегородской митрополии. 18 марта архиеп. Георгий был возведен в сан митрополита. В 2012 г. учреждена епархиальная медаль в честь блгв. кн. Георгия Всеволодовича 3 степеней. С того же года действует епархиальная мастерская по реставрации икон. С 2013 г. в ряде приходов неск. раз в год для детей устраиваются праздники 1-й исповеди. 30 июля 2015 г. в память 650-летия посещения Н. Новгорода прп. Сергием Радонежским и в честь 700-летия святого возле нижегородской Вознесенской ц. ему был открыт памятник. 31 июля того же года Патриарх Кирилл освятил памятник прп.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010