Кроме того, Германия всячески препятствовала контактам РПЦЗ с Белорусской и Украинской Церквами. 320 Показательно, что при организации Белорусской Церкви немецкое командование потребовало от митрополита Пантелеймона руководить Церковью самостоятельно без каких-либо сношений с Москвой (то есть с Московской Патриархией) и Берлином (то есть с РПЦЗ и митрополитом Серафимом). 321 В сентябре 1942 г. духовенство Смоленской и Орловской областей, не пожелавшее подчиняться Белорусской Церкви, обратилось к митрополиту Серафиму (Ляде). Духовенство заявило, что подчиняется РПЦЗ через митрополита Серафима. Орловское духовенство просило при этом прислать в Орел епископа. 19 ноября Архиерейский Синод предложил митрополиту Серафиму принять меры к отправке в Смоленск и Орел епископов и организации там церковной жизни. 322 Однако решение это так и осталось на бумаге – митрополит Серафим (Ляде) не смог прислать в Смоленск и Орел ни епископа, ни священника. Более того, Русской Зарубежной Церкви было фактически запрещено даже окормление некоторых германских территорий. Речь идет о Белостокско-Гродненской епархии, включенной Германией в состав Восточной Пруссии. Хотя этой епархией должен был управлять Берлинско-Германский архиерей, наделе епархия управлялась Белорусской Церковью в качестве некоего «зарубежного белорусского экзархата». 323 В 1942 г. инициативная группа Украинской автономной Церкви в составе епископов Пантелеймона (Рудыка), Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Магана) обратилась к митрополиту Серафиму (Ляде) с просьбой принять Украинскую Церковь в свое подчинение, чтобы не зависеть от Московской Патриархии и налаживать хорошие отношения с немецким руководством. Митрополит Серафим посоветовал иерархам обратиться к рейхскомиссару Украины. 324 Но РПЦЗ на территорию Украины допущена не была, и просьба украинских иерархов осталась без последствий. С.В. Троицкий , ссылаясь на письма митрополита Серафима (Ляде), говорил о материальной помощи германского правительства Зарубежному Синоду. 325 Это утверждение оспаривает А.К. Никитин. Исследования, проведенные в архивах нацистских ведомств, позволили автору сделать вывод, что об оказании РПЦЗ заметной материальной поддержки в годы войны не было и речи. Германская епархия оставалась одной из самых бедных в Зарубежной Церкви, а нерегулярные и незначительные субсидии от государства начались лишь в конце войны, когда Синод переехал из Югославии в Германию. 326

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае 1941 г. к архиепископу Серафиму (Ляде) обратился епископ Горазд (Павлик) – глава Чешской епархии Сербской Православной Церкви и будущий священномученик. Епископ Горазд просил принять его епархию (20 приходов и около 25 тысяч верующих) под покровительство и защиту Германской епархии. Просьба архипастыря была исполнена, и впоследствии епископ Горазд получал от РПЦЗ миро и антиминсы. Архипастырь посещал Берлин, служил в русском соборе и участвовал в хиротонии епископа Филиппа (Гарднера). 194 Митрополит Западноевропейский Серафим (Лукьянов), не имевший возможности посещать Бельгию, также согласился передать местные приходы Германской епархии. 195 В ее состав были включены и приходы Австрии, Судетской области, Словакии, Богемии и Моравии, Люксембурга и Бельгии. 196 26 мая 1942 г. с разрешения правительства Германии было принято решение о преобразовании Германской епархии в Среднеевропейский митрополичий округ. Возглавил его владыка Серафим (Ляде), в июне того же года ставший членом Архиерейского Синода. 197 Митрополит Серафим (Лукьянов) впоследствии писал, что такие решения, как преобразование Германской епархии в округ и возведение архиепископа Серафима (Ляде) в сан митрополита, не согласовывались с европейскими архиереями РПЦЗ, а были приняты всего лишь двумя иерархами – митрополитом Анастасием и архиепископом Феофаном (Гавриловым). 198 Действительно, в заседаниях Синода могли принимать участие только два архиерея. Но иерархов, согласных с возведением архиепископа Серафима (Ляде) в сан митрополита, было больше. Белый клобук на богослужении 13 июня иерарху поднесли несколько епископов – Сергий (Королев) , Горазд (Павлик) и Василий (Павловский). А на следующий день округ пополнился еще одним иерархом – во епископа Потсдамского был рукоположен архимандрит Филипп (Гарднер). 199 Позднее в округ были включены и венгерские приходы. В годы войны имела место и неудачная попытка сместить митрополита Серафима (Лукьянова) с его кафедры. Возможно, и его епархию планировалось включить в состав Среднеевропейского митрополичьего округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископа Сергия и о признании им находящегося в Берлине Серафима Ляде». В ответном письме от 12 марта митрополит Евлогий сообщал в Константинополь, что преосвященный Сергий «никогда не переходил в Германию, а неизменно остается в Праге». Далее владыка писал: «Епископ Сергий никогда не принимал юрисдикции Серафима Ляде, а всегда оставался неизменно в юрисдикции Вашего Святейшества и в моей, и всечестное имя Ваше и мое продолжают возноситься за богослужением в церквах, которые удалось отстоять епископу Сергию как в Германии, так и в Протекторате». Соглашение от 3 ноября 1939 года митрополит Евлогий интерпретировал следующим образом: «Все, чего удалось достигнуть Германскому правительству в контакте с Серафимом Ляде - это установление государственного контроля над деятельностью преосвященного епископа Сергия, его духовенства и приходов. Как правительственному агенту, как германскому чиновнику Серафиму Ляде поручено наблюдение над закономерностью деятельности православных приходов на пространстве всего Рейха и, в соответствие с этим, предоставлено право представительства этих приходов пред Германским правительством... Избежать этого надзора было очевидно невозможно, ибо таково было категорическое требование правительства, нарушение которого угрожало бы не только карами для всего нашего духовенства во главе с преосвященным Сергием, но и совершенным закрытием наших приходов». Заключенное владыкой Сергием соглашение митрополит Евлогий оценивал положительно: «Ценою этого согласия ... достигнуто сохранение в нашей юрисдикции наших приходов, и я считаю это деяние епископа Сергия актом его церковной мудрости и мужества» . Вполне очевидно, что митрополит Евлогий считал такой статус его приходов на территории Третьего рейха наиболее выгодным. В ноябре 1940 года он отправил письмо епископу Сергию, в котором сообщал об аресте архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского). Митрополит просил владыку Сергия временно принять в свое управление приходы на территории Бельгии и Голландии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

55. Из протокола постановлений Духовного Собора миссионерского братства при типографии преп. Иова Почаевского . Ладомирова/Владимирова, 19 марта/1 апреля 1943 г. 56. Ходатайство архиеп. Серафима (Ляде) в отдел военнопленных Верховного командования Вермахта о разрешении душепопечения советских пленных. Берлин, 21 июля 1941 г. 57. Циркуляр архиеп. Серафима (Ляде) приходским советам и настоятелям приходов Германской епархии. Берлин, 3 июня 1942 г. 58. Отношение ведомства шефа Верховного командования Вермахта шефу по делам военнопленных. Берлин, 10 мая 1944 г. 59. Ответ Рейхсминистерства занятых восточных территорий Инспекции по делам военнопленных Верховного командования Вермахта на ее запрос о митр. Серафиме (Ляде) и необходимости духовного окормления советских военнопленных от 22 апреля 1944 г. Берлин, 5 июня 1944 г, 60. Ответ Инспекции по делам военнопленных Верховного командования Вермахта командиру военнопленных в VI военном округе на донесение от 26 сентября 1944 г. Торгау, 29 декабря 1944 г. 61. Выписка из протокола заседания приходского совета Николаевской церкви г. Мюнхена от 29 апреля 1943 г. 62. Соглашение ведомства особоуполномоченного по рабочей силе с занятых восточных территорий с митрополитом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) об обучении мирян-проповедников из числа остарбайтеров. Берлин, 18 сентября 1943 г. 63. Указ Главного управления имперской безопасности всем органам государственной полиции «Конфессиональное обслуживание используемых на территории рейха восточных рабочих». Берлин, 1 июня 1944 г. 64. Из дополнительных предписаний к указу РСХА «Конфессиональное обслуживание используемых на территории рейха восточных рабочих». Берлин, I июня 1944 г. 65. Сообщение Экуменической информационной и пресс-службы о письме русскою монаха. Женева, январь 1941 г. 66. Запись Внешнеполитической службы НСДАП в связи с арестом Сербского патриарха Гавриила. Берлин, 11 июня 1941 г. 67. Из письма Министерства занятых восточных территорий об активности русских монархистов. Берлин, 17 июня 1942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мой родной Томик, крепко молюсь за тебя и деток. Каждый день поминаем на литургии. Будь бодрым. Сохрани свой дух, это залог будущей радостной, энергичной жизни, когда все будем вместе-вместе. Храни тебя Господь. Крепко целую тебя и деток. Любящий тебя Собака. 27 .06 Всех Св. Русских Мой любимый Томкин. Нас очень заинтересовали церковные дела: мы предполагаем, что объединение с Petel есть следствие соединения еп. Берлинского Серафима Ляде 93 с Сергием Литовским 94 , который запрещен Московским Сергием, т. о. Petel потерял связь с Русской Церковью. Запрещен он был как раз за свою связь с еп. Ляде, который возглавляет церковь в Германии и целью которого является создать единую эмигрантскую антибольшевистскую церковь . Сам он член Рейхстага и нац. соц. партии. Т. о., в соединении Епархии митр. Евлогия и Petel мы видим общее объединение зарубежной церкви в ее оппозиции Московской патриархии с целью противопоставить эмигрантскую антибольшевистскую церковь. Интересно знать, вошел ли митр. Евлогий в какой-нибудь синод, какие его канонические взаимоотношения с еп. Серафимом Ляде и остается ли он в юрисдикции Вселенского Патриарха. Я слыхал, что еп. Ляде был в Париже. Служил ли он у нас на Дарю 95 ? Юра, слава Богу, очень предан Церкви. Он у нас проходит подготовку к священству (секрет). Это его определенное желание. Когда и как осуществится – конечно, загадывать нельзя. Теперь буду читать курс по Новому Завету. 1 раз, а не 2 в неделю, а 1 раз – о. Андрей по литургике. Это меня устраивает – даст возможность готовиться без торопни, тогда я смогу больше использовать материалы и кроме Евангелия заняться ап. Павлом. Здесь есть у католиков Prat, St. Paul (учение ап. Павла). Церковь у нас очень хорошая. Вот приблизительный ее вид: иконостас из кроватей, к которым прислонены доски от столов. На престоле стоят Святые Дары. О. Андрей нас обогатил церковной утварью, но главное, чем украшена церковь , то, что прислал мудро Томкин. По воскресеньям мы служим по очереди. Отныне я решил по воскресеньям и праздникам не служить, т. к. от этого страдает пение, а в воскресенье его как раз хочется иметь хорошим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поводом к смещению митрополита стал донос бывшего старосты парижской церкви о психической невменяемости иерарха. 200 Кроме того, в Синод поступали другие жалобы. 201 В 1942 г. Архиерейский Синод предписал митрополиту Серафиму (Ляде) провести ревизию в Западноевропейской епархии. Сам митрополит Серафим (Лукьянов) расценил происходящее как явное желание немцев избавиться от него и как предательство со стороны митрополита Анастасия. Однако митрополит Серафим (Ляде) заявил, что донос о невменяемости митрополита Серафима (Лукьянова) несправедлив. 202 23 ноября 1939 г. митрополит Дионисий (Валединский) заявил об упразднении польской автокефалии по причине прекращения существования независимой Польши. Накануне, 22 ноября, митрополит передал власть архиепископу Серафиму (Ляде), 207 который вступил в переговоры с местной администрацией об организации здесь епархии РПЦЗ. До окончательного решения этого вопроса в храмах продолжали поминать митрополита Дионисия. 208 В мае 1940 г. генерал В.В. Бискупский докладывал в Синод, что вопрос о создании епархии в генерал-губернаторстве решен благоприятно для Зарубежной Церкви. Летом 1940 г. архиепископ Серафим приступил к налаживанию церковной жизни на территории Польши. 209 Однако торжествовать было рано. В дальнейшем мнения различных германских ведомств относительно Польской Церкви разделились. Если министерство церковных дел планировало включить эти территории в состав Германской епархии РПЦЗ, то руководство национал-социалистической партии настаивало на сохранении Польской Церкви и создании с ее помощью украинизированной церковной структуры, которая могла пригодиться после оккупации Украины. Генерал-губернатор Франк также сочувствовал украинским националистам и стремился максимально ограничить влияние РПЦЗ на подконтрольной ему территории. 210 Вместе с тем митрополиту Дионисию удалось договориться с украинской «Церковной Радой», разрешив ей украинизировать церковно-славянское богослужение во всем генерал-губернаторстве. Среди компромиссов со стороны митрополита Дионисия было согласие на епископскую хиротонию Ивана (в монашестве Илариона) Огиенко, который к тому времени прославился не только политической деятельностью, но и своеобразными переводами богослужебных текстов. Например, в молитве святого Симеона Богоприимца он предлагал заменить «и славу людей Твоих Израиля» на «и славу народу Твоего Украинского», в 101-м псалме «Созиждет Господь Сион» – на «созиждет Господь Украину», в 20-м псалме слово «Царь» – на «народ Украинский» и др. Сам митрополит Дионисий поочередно служил то поцерковно-славянски, то «с вымовой» – галицким произношением церковнославянского языка. 211

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Белграде его также не разрешили. И все-таки летом 1942 г. был создан Комитет по сбору средств в фонд при архиерейском синоде для приобретения богослужебных книг и предметов на нужды Церкви в России. Публикуемая переписка митр. Анастасия и архиеп. Серафима (Ляде) свидетельствует об активной деятельности этого комитета. С иерархами возникших в период оккупации автономных Украинской и Белорусской Церквей РПЦЗ в 1942 г. установила определенную связь и поддерживала их, так как они рассматривались в качестве составных частей единой Русской Церкви. Непрочные и непостоянные контакты удалось установить и с духовенством некоторых оккупированных областей России. 18 ноября 1942 г. Архиерейский Синод даже постановил предложить митр, Серафиму (Ляде) принять меры для посылки епископов в Смоленск и Орел по ходатайству местного населения. Но никаких возможностей послать епископов из-за противодействия германских властей не было. А Смоленская епархия вошла в состав Белорусской Православной Церкви. Обращение митр. Анастасия к начальнику штаба командующего германскими войсками в Сербии штатсрату Турнеру о разрешении сбора одежды для жителей России Белград, 11 ноября 1941 г. Глубокоуважаемый господин штатсрат, по полученным из Берлина сведениям там дано разрешение Русской Церкви производить сбор вещей для населения освобожденных частей России, в которых ощущается полный недостаток в самой необходимой одежде. Русский приход в Белграде тоже желал бы прийти на помощь своим страждущим братьям, а потому я прошу Вас не отказать в предоставлении и нам аналогичного разрешения, а затем оказании содействия к отправлению этих вещей по назначению. За исполнение этой просьбы я был бы Вам глубоко признателен. При сем прилагаю вырезку из берлинской русской газеты «Новое Слово» от 9 ноября 1941 г. с переводом ее на немецкий язык; «Зимняя православная русская помощь 1941 г. 11R Сестричество св. кн. Ольги (Берлин, Находштрассс, 10) получило от германских властей разрешение собирать все необходимое для русского населения занятых областей восточнее и севернее Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Насильственное, включение евлогианских общин в состав Германской епархии РПЦЗ 7 мая 1936 – 25 ноября 1938 г. 12. Циркулярное письмо митр. Евлогия (Георгиевского) православным русским приходам в Германии 13. Памятная записка сотрудников Министерства церковных о заседании РКМ, посвященном вопросу перехода евлогианских общин в епархию РПЦЗ Письмо свящ. С. Положенского старосте евлогианского прихода в Дрездене 15. Протокол общего собрания прихожан второго русского православного прихода в Берлине (Тегеле) 16. Заявление Братства во имя святого равноапостольного князя Владимира в совет второго русского греко-православного прихода в Берлине – Борзигвальде 17. Проект ответа приходского совета общины свв. Константина и Елены Братству св. кн. Владимира 18. Выписка из журнала заседания Епархиального совета Управления православных русских церквей в Европе в юрисдикции митр, Евлогия Г. Замена управляющего Германской епархией РПЦЗ 28 февраля 1938 – 9 января 1939 г. 19. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиеп. Курскому и Обоянскому Феофану (Гаврилову) о временном поручении ему управления Германской епархией 20. Письмо епископа Берлинского и Германского Серафима митр. Анастасию (Грибановскому) в Белград Д. Принятие закона о землевладении Русской Православной Церкви в Германии и его применение на практике 25 февраля 1938г. – 11 июля 1939г. 21. Закон о землевладении Русской Православной Церкви в Германии 22. Рапорт еп. Серафима (Ляде) Архиерейскому Синоду РПЦЗ о положении в Германской епархии Е. Заключение соглашения о вхождении евлогианских общин с сохранением их юрисдикциошюй принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ, июль 1938 – ноябрь 1939 г. 23. Обращение части прихожан Берлинского собора Воскресения Христова к управляющему Германской епархией РПЦЗ епископу Потсдамскому Серафиму (Ляде) 24. Соглашение между архиепископом Серафимом (Ляде) и епископом Бельским Сергием (Королевым) из Праги о вхождении евлогианских общин с сохранением их юриедккпионной принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42. Телеграмма руководителя группы церковных дел в правительстве генерал-губернатора Вильдена Розенфельдеру о планируемом пребывании митр. Поликарпа (Сикорского) в Кракове. Краков, 19 июня 1944 г. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене. Дрезден, 25 октября 1941 г. 44. Из ответной телеграммы министра церковных дел наместнику Саксонии и в МИД государственному секретарю Вейцзскеру. Берлин, 31 октября 1941 г. 45. Наказ Миссионерскому комитету Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ. Берлин, июнь 1942 г. 46. Письмо митрополита Серафима (Ляде) настоятелю Мюнхенского прихода игумену Александру (Ловчему). Берлин, 17 ноября 1942 г. 47. Распоряжение митрополита Серафима (Ляде). Берлин, сентябрь 1943 г. 48. Циркуляр митр. Серафима настоятелям и церковным старостам православных церквей Германской епархии. Торгау, 6 марта 1944 г. 49. Из письма бывшей звонарки русской церкви в Лейпциге Югсборг Л. Финц доктору наук К. Геде с воспоминаниями о Второй мировой войне. Дрезден, 8 апреля 1980 г, 50. Циркуляр Главного управления имперской безопасности особоуполномоченному при германском после в Прессбурге (Братиславе) штурмбаннфюреру СС Хану о проведении расследования панславянской деятельности монастыря преп. Иова. Берлин, 23 октября 1940 г. 51. Протокол 163 постановлений Духовного Собора миссионерского братства при типографии преп. Иова Почаевского , Ладомирова/Владимирова, 9/22 июня 1941 г. 52. Письмо настоятеля монастыря преп. Иова архимандрита Серафима (Иванова) в Берлин архиепископу Серафиму (Ляде). Ладомирова/Владимирова, 29 сентября 1941 г. 53. Сообщение отдела прессы имперского правительства в МИД о запрещении ввоза в рейх и на оккупированные территории выпускаемых монастырем преп. Иова религиозных изданий. Берлин, 17 ноября 1941 г. 54. Выписка из письма жительницы Словакии Е. Сомовой в Швейцарию госпоже РубаниноЙ о монастыре преп. Иова, сделанная бюро проверки зарубежной корреспонденции в Вене для Верховного командования Вермахта. Вена, 14 января 1942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращение архим. Иоанна (Шаховского) к прихожанам евлогианского храма св. князя Владимира в Берлине Ж. Срыв руководством НСДАП планов создания института православной теологии в Германии 5 января 1939– 10 июня 1942 г. 26. Ответ заместителя фюрера по партии Р. Гесса на запрос рейхсминистра науки, воспитания и народного образования о возможности учреждения института православной теологии при университете в Бреслау от 3 декабря 1938 г. 27. Письмо рейхсминистра науки, воспитания и народного образования в Министерство церковных дел 28. Ответ Министерства церковных дел на запрос МИД о состоянии дела учреждения православного учебного заведения в Берлине от 21 августа 1941 г. 29. Письмо Партийной канцелярии в Рейхсминистерство церковных дел о ненужности поддержки Православных Церквей 3. Германская политика в отношении Православной Церкви в Генерал-губернаторстве А. Приход архиепископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде) к руководству православными общинами в бывшей Польше 23 ноября 1939 – 27 февраля 1940 г. 30. Письмо митрополита Варшавского Дионисия (Валедийского) архиеп. Серафиму (Ляде) с просьбой принять в свое ведение приходы бывшей автокефальной православной церкви в Польше 31. Письмо начальника отдела церковных дел в правительстве генерал-губернатора занятых польских территорий представителю МИД при генерал-губернаторе Из письма министра церковных дел Керла в МИД по вопросу судьбы Православной Церкви в бывшей Польше. 33. Сообщение МИД министру церковных дел Керлу об итогах межведомственного совещания но проблеме Православной Церкви в Генерал-губернаторстве 34. Письмо референта Министерства церковных дел В. Гаугга начальнику службы «Восток» Внешнеполитической службы НСДАП Лейббрандту Б. Возвращение митр. Дионисия к руководству Православной Церкви в Генерал-губернаторстве и немецкая политика по отношению к ней накануне Великой Отечественной войны 27 августа 1940 – 7 июня 1941 г. 35. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде) 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010