Которую, кстати, называли женской Оптиной. Удивительна история создания монастыря, связанная с именем его основательницы, княгини Мещерской, и святителя Филарета, митрополита Московского. Матушка, скажите: современные сестры чувствуют живую связь со своими предшественницами? То, что мы подвизаемся в таком монастыре, воспринимается нами как милость Божия. Мы очень чтим своих предшественниц, молимся за них, а они нам помогают в монашеском делании спасения души. Каждый день после второй трапезы сестры ходят с иконой Тихвинской Матери Божией вдоль стен обители, затем идут на могилки наших матушек в ограде монастыря, рядом с собором Живоначальной Троицы. Там похоронены первоначальница игумения Евгения (Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя выдающегося поэта Федора Ивановича Тютчева); ее внучка – игумения Евгения-младшая (Евдокия Семеновна Озерова), под чьим руководством монастырь стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным достижениям. Третья могилка – исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой), которая после закрытия монастыря была арестована, сослана в Сибирь, а свой земной путь завершила под Кубинкой. (Ее честные останки были перенесены сюда в 2001 году). И недавно был поставлен камень на месте захоронения игумении Иоанны (Макаровой), строгой подвижницы, возглавлявшей обитель около 40 лет и стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой. Мы чтим память священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, потому что он часто сюда приезжал. Владыка Серафим служил Литургию в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – ночью в алтаре, и одна сестра ему помогала. В XXI веке в возрождающейся обители совершали богослужения Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл. Их отеческая забота продолжила традицию монахолюбивого архипастыря, святителя Филарета (Дроздова), по благословению которого Аносин Борисоглебский монастырь стал первой в Московской епархии обителью, образованной на общежительных началах. В рубрике официального сайта Борисоглебской обители «Святые покровители монастыря» названы и новомученики, показавшие нам пример стойкости в вере Христовой.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/08/duhovn...

Протоиерей Всеволод Шпиллер (14 июля 1902 г., Киев – 8 января 1984 г., Москва) – священник Болгарской Православной Церкви, с февраля 1950 г. – Русской Православной Церкви; выдающийся богослов, пастырь и проповедник. Иеромонах Павел (в миру Петр Васильевич Троицкий; 11 января 1894 г., с. Тысяцкое, Тверская губ. – 6 ноября 1991 г.) – исповедник веры. Архимандрит Таврион (в миру Тихон Данилович Батозский; 10 августа 1898 г., Краснокутск, Харьковская губ. – 13 августа 1978 г., Латвийская ССР) – исповедник веры. Екатерина Тихоновна Кречетова (11.08.1938 – 14.05.2009) – дочь старца-протоиерея Тихона Пелиха. Рейтинг: 9.5 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Игумен Всеволод 6 декабря 2022, 17:30 во время прогулок он отвечал на мои вопросы о сущности веры. Часто вспоминал об о. Борисе Холчеве, об о. Всеволоде Шпиллере (тот недавно умер), о владыке Серафиме (Звездинском), со слов о. Всеволода. Трудно объяснить, но он поставил мою веру " с головы на ноги " , помог оставить формализм, буквоедство. Часто говорил о церковном искусстве, о том, как оно сказывается на нашей молитве, богообщении. Здесь он был во многом близок к о. Евлогию (смирнову), впоследствии митрополиту и не одобрял многих нововведений в особенно архиерейско. С любовью вспоминал годы учебы в МДС-МДА, как писал кандидатку у о. Тихона (Агрикова): " Сначала работу поправим, а потом и поисповедуюсь, и духовные вопросы разрешу " . Игумен Всеволод 6 декабря 2022, 16:53 Во время служения о. Александра в храме свв. Адриана и Наталии я был там алтарником (не поступил в МДС, а в " ящик " ,где прежде делал ракеты, не взяли) О. Александр поразил тем, что не скрывал от внешних своего священства. Был для всех доступным как пастырь, не увиливал, не говорил, что он художник и т.п., хотя носил светское платье. Меня он поразил тем, что не боялся говорить на духовные темы, не боялся давать духовную литературу (а мне тогда она была так нужна, я многого еще не понимал) Видимо зная, что я буду священником, он дал мне прочитать " Вопросы и ответы прпп. Варсануфия и Иоанна " , которые по-настоящему переменили моё мировоззрение. Между службами мы часто гуляли вблизи храма (зеленая

http://pravoslavie.ru/32974.html

В 1954 году Святейший Патриарх всея Руси Алексий направил меня в Псково-Печерский монастырь, где я и пребываю, выполняя священно-иноческое послушание. На литургии держу с любовью и радостью, со страхом Божиим в своих недостойных руках «Содержащего вся». Вкушаю Безсмертную Трапезу. Каждый день – праздник для меня! Священнодействуя у жертвенника, вынимая частицы из просфор, я вспоминаю тебя, друг мой, и всех ближних, как живых, так и умерших, испрашиваю при этом у Господа прощения всех их грехов и своих личных. Во время причащения Святых Христовых Таин, пребывая в благодатном настроении и небесном осенений, воздавая поклонение приближающемуся к нам Господу, сподобляясь неземной радости, я готов воскликнуть подобно апостолу Фоме: «Господь мой и Бог мой!» О, какое счастье и какой, в то же время, великий и долгий подвиг! Вот, друг мой, чувства и переживания, испытанные мною до пострига и после. Когда я все это вспоминаю, мне становится страшно: если б не помогла мне благодать Божия, не вынес бы я того, что пережил в те никогда не забываемые мною дни. «Смотри, брате, запасайся, – ласково приговаривал одному новопостриженному монаху некий старец, – на всю жизнь теперь запасайся. Того не будет уже больше, что теперь переживешь! Вот пойдут скорби, тогда вспоминай эти минуты, и тебе хватит на всю жизнь». Боже! Какая это глубокая, дивная правда! Слава Богу за все! Исполняя твое желание, дорогой друг, я открыл тебе переживания моего сердца – чувства, пережитые при совершении надо мною пострига. В этом мне помог промыслительный случай – в мои руки попалась рукопись преосвященного Серафима Звездинского , в которой владыка поделился своими переживаниями при совершении над ним пострига. Дивное совпадение описанного преосвященным Серафимом с моими личными переживаниями, к тому же – одно место пострига, одинаковое время стояния в алтаре, даже одно и то же имя до пострига – все это не только придало мне решимости изложить пережитое, но и с прежней силой воскресило былые чувства. Нахлынувшие впечатления переполнили мое сердце, и вот я поведал тебе, мой друг, о великих благодатных переживаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это назначение, несомненно, означало повышение по службе. Инспектор, второе лицо после ректора в семинарии, постоянно участвовал в совместных богослужениях с приезжавшими владыками, митрополитом Московским Владимиром 26 , ректором Московской Духовной академии епископом Феодором, не без ходатайства которого, возможно, устроился этот перевод. Епископ Феодор, товарищ по Казанской академии брата отца Германа, Виктора, в те годы ректора Полтавской духовной семинарии архимандрита Варлаама, был давним другом и отца Германа. А так как в 1904–1905 годах архимандрит Феодор был ректором Тамбовской семинарии, то, по-видимому, в Тамбове он еще больше сблизился с семейством Ряшенцевых. В 1909 году владыка Феодор пригласил в Сергиев Посад на должность эконома академии брата отца Германа, Леонида Степановича 27 , и тот принял предложение. Вместе с женой Антониной Владимировной и двумя маленькими дочерьми он поселился в Сергиевом Посаде. «Условия жизни были предоставлены прекрасные, – вспоминает Гали Леонидовна Солопова, – огромная квартира на двух этажах, готовые обеды на всю семью из академической кухни, право пользоваться лошадью с кучером для поездок на работу и другие привилегии. На этом месте Леонид Степанович успешно проработал до первой мировой войны, когда он был мобилизован на военную службу». Ректором Вифанской семинарии был в это время архимандрит Филипп (Гумилевский, впоследствии архиепископ). Вот небольшая бытовая зарисовка, сделанная духовной дочерью и биографом епископа Серафима (Звездинского) схимонахиней Иоанной (Анной Патрикеевой) со слов владыки Серафима, преподававшего там в 1909–1912 годах церковную историю: «Ректор был человек добрый, простой, приветливый. Жил он просто, на внешнее не обращая внимания. У него часто гостили родные, в покоях было хорошо, но где что висело криво, где что оборвалось, так это все и оставалось на произвол. К ученикам он относился не строго, они его не боялись, дисциплина была слабовата. Инспектор отец Герман, из купеческой семьи, был всегда опрятен, даже наряден, строг к воспитанникам и к себе... В Вифании Владыка (Серафим. – А. В.) уединялся от всех и от всего. Ректор отец Филипп и инспектор отец Герман, опасаясь чрезмерного подвижничества, видя его созерцательность, силой любви, уговоров и настоянием брали отца Серафима из келии с собой на прогулку, кататься на лодке по серебристому Вифанскому пруду» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В размышлениях о Божественной литургии святителя Серафима Звездинского есть описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина причащения Святых Таин. Подвижник видел «огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос «Перейди через это море!» Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло— Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя»». Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити», — и услышал тихий, сладкий голос «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56). В некоторых духовных болезнях Таинство Причащения является наиболее действительным врачевством: так, например, при нападении на человека так называемых «хульных мыслей» духовные отцы предлагают бороться с ними частым приобщением Святых Таин. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет о значении Таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Для одного душевнобольного отец Иоанн рекомендовал как средство излечения пожить дома и почаще приобщаться Святых Таин. По обычаю Церкви, Таинства Покаяния (исповедь) и Причащения следуют непосредственно одно за другим. Преподобный Серафим говорит, что возрождение души совершается через два Таинства: «через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Таинами Тела и Крови Христовых».

http://pravmir.ru/tainstvo-svyatogo-pric...

4.             Фирсов С. Л. Искусившийся властью: История жизни митрополита Питирима (Окнова). М.: ПСТГУ, 2011. 236 с. 5.             Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 624 с. 6.             Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М.: Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 2011. 544 с. 7.             Косик О. В.Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 280 с. 8.             Шевченко Т. И.Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 500 с. 9.             Головкова Л. А., Хайлова О. И.Пострадавшие за веру и Церковь Христову: 1917–1937/Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 656 с. 10.         Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2 кн./Вст. ст., примеч., подг. текста О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.   Редактор серии «Слово исповедников ХХ века» 1.             Серафим (Звездинский), еп., сщмч.«Поет душа моя, Тобою вознесенная!»: Молитвословия сщмч. Серафима (Звездинского), составленные в заключении/Сост. И. Г. Менькова. М.: ПСТГУ, 2008. 168 с. 2.             Жураковский, Анатолий, свящ. «Мы должны все претерпеть ради Христа…»: Проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве/Сост. П. Г. Проценко. М.: ПСТГУ, 2008. 348 с. 3.             Правдолюбов, Сергий, прот., сщисп. «О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Таин»: Завещание Соловецкого узника. М.: ПСТГУ, 2008. 80 с. 4.             Мечев, Сергий, сщмч.«Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания. М.: ПСТГУ, 2009. 340 с. 5.             Тихон (Беллавин), Патриарх, свт. «В годину гнева Божия…»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона/Сост., авт. статьи Н. А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2009. 296 с. 6.             Экземплярский В. И. Жизнь и Свет: Богословские беседы. М.: ПСТГУ, 2009, 288 с.

http://bogoslov.ru/person/325144

Я лично читал его послужной список, в котором значится, что в империалистическую войну Знаменский был продолжительное время добровольцем – полковым священником на передовых позициях в боях, за что был представлен корпусным офицерством к награде и был награжден двумя “Аннами” и бриллиантовым крестом, который был надет на Знаменского собственноручно бывшим императором Николаем. Отношение Знаменского к советской власти и существующему строю было отрицательное, а на одном богослужении за всенощной в проповеди Знаменский открыто публично закончил проповедь словами: “лучше при старом строе, но с Богом, чем при новом, но без Бога”». Окончив допрос, следователь вручил священнику повестку на вызов для допроса протоиерея Сергия Знаменского и просил передать ему. Перед отъездом в Москву отец Сергий зашел в дом к священнику Милославскому попрощаться, и тот хотел передать ему повестку, но отец Сергий не взял ее. От Милославского он сразу же пошел на вокзал и в тот же день уехал в Москву, решив найти священническое место в другой епархии. В Москве он узнал, что только епископа Серафима (Звездинского) можно застать в Дмитрове. В Дмитровском районе, однако, не оказалось свободной священнической вакансии, и отец Сергий уехал в Нижний Новгород, затем в Арзамас, а оттуда отправился пешком в Саровскую обитель помолиться преподобному Серафиму. В Сарове он прожил больше недели, усердно прося преподобного о помощи. Из Сарова он выехал во Владимир, оттуда в Муром, и здесь ему сообщили, что вскоре освободится место священника, о чем его известят. Отец Сергий уехал в Москву и вскоре получил телеграмму, что место освободилось. Выехав в Муром, он прибыл туда в тот день, когда там развернулась многолюдная ярмарка. Обо всем происшедшем с ним на ярмарке отец Сергий писал впоследствии супруге Марии: «Господь послал для меня новое испытание... В Муроме 25 июня старого стиля, в день Петра и Февронии, Муромских чудотворцев (я в этот день служил в соборе и у раки святых молился о благополучном исходе твоей болезни), я задержан, арестован и заключен в Муромскую тюрьму, где просидел недолго, этапом через Московскую Таганскую переправлен во Владимир. Теперь сижу здесь. Через два дня будет две недели (9 июля), как я за решеткой... Видно, Господу не угодно пока, чтобы мы устроились так, как было хотели... Заключенные со мною, которые убедились из моих слов в моей невиновности, говорят, что это – судьба, злой рок. Долго сам я даже недоумевал, как мог очутиться в таком положении, но священники и архиереи, находящиеся в тюрьме, видят в этом верх испытания, которым Господь испытует мою веру и любовь. Этим они меня успокоили... Перенесем оба, что еще суждено, стоически, и верь, что после этого на нашем небосклоне туч и гроз не будет! Только слушай же спокойно, как Господь меня испытует.

http://fond.ru/kalendar/1240/sergiy/

Отец Иоанн вручил Коле образ отца Серафима и сказал: «Вот, Коля, тебе истинный врач, проси его, он исцелит». Со слезами принял Коля нежданный дар, прикладывал его к больному месту, прося помощи и облегчения; железы особенно воспалились под правой рукой. В слезах уснул... Проснулся – боли нет, тихо... Лишь лампады мерцают. Постель вся мокрая, но так легко и сладко на сердце. «Что это? Нет ни малейшей боли, ни неловкости – ничего, кроме радости». – Папа, Нюша, няня, идите скорее, я исцелен! – Это милость Божия к нам! – восклицал отец. – Благодари, Коля, своего исцелителя. Если бы не его дивная помощь, мы бы тебя потеряли. Удивлены исходом болезни врачи: рана от прорвавшегося гнойника глубока, и объяснить, как это получилось, они не могли. Отец хотел сразу же писать в Саров. Но брат Михаил убеждал всех: «Зачем писать в Саров о чудесном исцелении? Прорвался гнойник – вот и все... Так этому и быть». Через несколько дней врачи встревожились: «Отец Иоанн, исход болезни неизвестен. Благополучным течением не можем вас успокоить – организм крайне истощен, гнилость раны велика, опасность не миновала и грозит роковым исходом». После радости о милости Божией – снова смертельная печаль. «Боже мой! – плакал отец. – Ты справедливо наказываешь нас за неверие». И тотчас послал в Саров по телеграфу сообщение о чудесной помощи старца Серафима больному сыну и просьбу помолиться о болящем Николае у гроба чудотворца. В течении болезни наступил перелом; Коля стал быстро поправляться и вскоре совсем окреп. Гражданская власть и саровское духовное начальство запросили документированные доказательства, подтверждающие чудо. Под присягой перед крестом и святым Евангелием было составлено письменное свидетельство об исцелении Николая Звездинского по молитвам старца Серафима Саровского от гнойного воспаления желез, грозившего неизбежной смертью . Бумагу подписали широко известные лечившие Колю врачи: аллопат, специалист по гнойной хирургии А.И. Спассокукотский и гомеопат Дмитрий Петрович Соколов, лечивший протоиерея Алексия Мечева , его семью и прихожан церкви Николы в Кленниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Анатолий Жураковский (1898-1937) принял священство в 1920 году после окончания философского факультета Киевского университета. Довольно быстро он стал одним из самых авторитетных киевских священнослужителей, в приходе отца Анатолия образовалась настоящая община, в основном состоящая из молодежи. В общине не только занимались благотворительностью и изучением Священного Писания, но читали и обсуждали художественную литературу. В своей первой ссылке (1923) отец Анатолий пробыл недолго и после нее продолжал активно служить и проповедовать, но в 1930-м году последовал второй арест, заключение на Соловках и в 1937-м – расстрел. Этот сборник – первое издание трудов отца Анатолия. В него включены два его богословских эссе, проповеди и письмо-завещание, написанное в ссылке и обращенное к своей пастве. Можно предположить, что наиболее интересным современному читателю будет эссе «Иуда» (1923 г.). Священномученик Серафим ( Звездинский ). «Поет душа моя, Тобой возвеселенная!»: Молитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении. Составитель И. Г. Менькова. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. –168 с. – (серия «Слово исповедников ХХ века»). – С.117; Епископ Серафим (Звездинский) был расстрелян в ссылке в Ишиме в 1937 году. В приговоре одно из обвинений выглядело так: среди верующих «слыл за святого человека». Действительно, он всегда был аскетом и молитвенником. Пережив шесть арестов, тюрьмы и ссылки, владыка Серафим не переставал составлять каноны и акафисты. Среди шума, блатных песен, бесконечной ругани рождались поэтические, глубокие слова молитв. В сборнике приводится отрывок из письма епископа, рассказывающий о том, как в тюрьме «на Лубянке, когда валялся яко скот (какой и есть в действительности), на нарах, в грязи, в табачном дыму», в сонном бдении ему явился Сам Христос. По словам составительницы сборника И. Г. Меньковой, «и доныне возвышенные молитвы, к которым относятся молитвословия святителя Серафима, остаются по духу своему поэзией богообщения».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

Подробнее... Храм равноапостольных Константина и Елены (Ново-Гришино) [ править править код ] Храм равноапостольных Константина и Елены (Ново-Гришино). В 1904 году в районе станции Икша Савеловской железной дороги, ныне посёлок Новое Гришино, Дмитровского района, торжественно был открыт филиал Московского Рукавишниковского приюта – колония для малолетних с «земледельческим уклоном» на площади около 200 десятин. На личные средства русского общественного деятеля и благотворителя К. В. Рукавишникова там построили капитальные дома для воспитанников колонии, семей служащих, мастерских и учебных классов, а также ряд хозяйственных объектов и церковь в честь равноапостольных Константина и Елены. Филиал назвали Фидлеровской колонией - по случаю 25-летней безупречной службы в приюте А. А. Фидлера, ставшего к тому времени крупным специалистом по вопросам исправительных заведений для малолетних преступников. Рукавишниковский приют просуществовал до 1917-1920 годов. С 1922 года по 1939 учреждение называлось Колонией НКВД для беспризорников. Зона была открытой, без заборов.. Имелась 4-классная школа, в которой воспитанники учились 3–4 часа в день. Летом 1940 года Икшанская трудколония НКВД была реформирована, а мастерские переданы заводу Гидропривод, входившему в состав Министерства среднего машиностроения. Гидропривод в 1940–1941 годах завез оборудование, но построить завод и пустить его не удалось: помешала война. Адрес: Россия, Московская обл., адм. тер. Дмитров, пос. Новое Гришино Телефон : +7 (495) 993-94-31 Электронная почта: dmblago@yandex.ru Сайт: http://novogrishino.cerkov.ru Подробнее... Храм Серафима Священномученика (Икша) [ править править код ] Храм Серафима Священномученика (Икша). В начале 2001 года, в поселке Икша с благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, была зарегистрирована община и начат сбор документов для строительства храма в честь священномученика Серафима (Звездинского). Поселок Икша был построен после революции, в период строительства канала Москва-Волга, поэтому храма в нем никогда не было. Местной Администрацией был выделен земельный участок под строительство будущего храма. В настоящее время завершается оформление документов. Общине верующих, предоставлено помещение в ДК поселка, которое и было оборудовано под временный храм. При храме уже действует Воскресная школа для детей. Богослужения совершаются каждые субботу и воскресенье и во все Двунадесятые праздники.

http://azbyka.ru/palomnik/Яхромский_окру...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010