«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной Литургии «Хлеб Небесный» — запись проповедей Серафима (Звездинского), посвященные толкованию Божественной Литургии. «Если вас спросят, други мои, кто вы такие, как вы ответите? Отвечайте: христиане. Да, христиане – вот почетное имя. За это имя не жалели жизни своей первые христиане, за это имя мученики принимали жестокие муки, даже смерть. Что же отличает звание христианина от всякого другого? Чаша животворящая. Христианин – один из людей всего мира – воспринимает от Божественного естества Христа Спасителя. Причащается христианин за Божественной литургией, вот почему нужно так дорожить Литургией. Опять повторяю вам: считайте потерянным день, в который вам не удалось побывать за этой Божественной службой. Это Божия лампада, зажженная Христом Спасителем, это – бриллиант, купленный Его Кровию.»Проповеди епископа Серафима (Звездинского), произнесенные в храме Дивеевского монастыря, были записаны Татьяной Александровной Арцыбушевой (скончалась в 1942 году) и дошли до нас в самиздатовской машинописи. Запись проповедей, сделанная, вероятно, со слуха, содержит неизбежные неточности. В тексте сохранены все особенности авторского стиля, определяемые спецификой живой, эмоциональной устной речи. Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной литургии Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский   Сегодня я побеседую с вами, как обещал, о Божественной литургии.   Христос говорит: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» И дальше: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета...» Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее роза. Много рек, ручьев, озер, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли; там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Скачать epub pdf Как Бонефатьев стал Звездинским Отец будущего владыки Серафима Иоанн Гаврилович Бонефатьев был из старообрядцев-беспоповцев. Чтобы его приняли в Православие, он пешком ходил из Солигалича в Петербург с прошением (почти тысяча верст). После присоединения ему посоветовали сменить фамилию на Звездинского. Служил священником в Ржеве. Коленька 7 апреля 1883 года у о. Иоанна родился сын Николай, будущий священномученик. В этот день на богослужении в Церкви читались слова: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» ( Притч. 23, 26 ). Позже владыка Серафим вспоминал эти слова и видел в них пророческое значение о своем монашеском призвании. Когда Коленьке было всего 3 года, его мама умерла. Отцу Иоанну пришлось туго. Он брал мальчика с собой на богослужения, несмотря на погоды. На ночных службах Колю одолевал сон. Когда мальчик немного подрос и научился читать, ему подставляли скамейку к аналою с Часословом. Коля читал громко и четко, старался. Однажды Коля пошел в алтарь за отцом по ошибке через Царские врата (мирянам это воспрещается). Все, кто это видел, говорили, что мальчик будет служить у престола Божия. Вообще в жизни святителя Серафима будет много таких знаков. Уже после октябрьского переворота его духовник, старец Алексий (Соловьев) «вдруг» прочтет над ним тропарь священномученику: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове». Помощь Серафима Саровского После окончания церковного училища Николай Звездинский поступил на учебу в Московскую духовную семинарию. На втором курсе семинарии он сильно заболел. Врачи поставили диагноз – лимфангоит, неизлечимо. В то время преподобный Серафим Саровский еще не был прославлен, но в народе уже почитался как святой. Игумен Саровской пустыни Иерофей привез Коле небольшой образ преподобного старца. Коля горячо молился святому Серафиму Саровскому о выздоровлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ангелы «Есть, возлюбленные, за этим видимым нами звездным небом, есть другое небо — небо небес, куда восхищен был некогда великий апостол языков и где слышал и видел он то, «ихже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша». Небо это также усеяно звездами, но такими, которых мы и представить теперь себе не можем, звездами, никогда не спадающими, присно сияющими, утренними звездами, как написано в Писании: при общем ликовании утренних звезд утверждены были основания земли и положен краеугольный камень ее (Иов. 38, 76). Эти утренние звезды — ангелы Господни. О, возлюбленные, знаете ли, чувствуете ли вы всю неизмеримость милости Божией в том, что нам, сынам персти, отверзто небо нам, грехом омраченным, чрез Таинства Церкви Православной даруются просветленные духовные очи, которыми можем мы зреть небожителей, ангелов Божиих.» Труд «Ангелы» Серафима (Звездинского) об ангельском мире по учению Православной Церкви публиковался в журналах «Душеполезное чтение» за 1915 год (январь, февраль, март-апрель, ноябрь-декабрь). За основу Серафим (Звездинский) взял учение о девяти чинах ангелов, восходящие к Ареопагитикам. «О, Серафимы пламенные; огнем любви божественной очистите, зажгите и наши сердца, да, кроме Бога, никакой другой не пожелаем мы красоты; Бог да будет нашему сердцу единой утехой, единой усладой, единым благом, красотой, перед которой всякая земная красота блекнет!» Священномученик Серафим Звездинский, епископ Дмитровский АНГЕЛЫ Верую во Единого Бога… Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (Символ веры). Горе к высоте, души горе сердечное око, и умная стремления, любовию божественною имуще, в душах своих простираем всегда: яко да иже оттуда лучами облистаеми, убегнем тьмы страстей, чающе со ангелы предстати страшному престолу Зиждителя, и преобразитися от света во свет (Стихира на «Господи воззвах» в неделю веч., глас 2-й).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Августа 13 (26) Священномученик Серафим (Звездинский) Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна Звездинского. Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иван Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос. В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника во Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов. В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга отца Иоанна, и трехлетний Николай остался без матери. Рассказывая о своем детстве, владыка отмечал, что его, маленького, неопустительно будили в церковь к ночной службе под праздники. Утреня по единоверческой традиции совершалась ночью. И в холод, и в непогоду его вели в храм, где он часто засыпал, но присутствие на богослужении считалось необходимым для воспитания. Отец приучал Колю любить церковную службу, храм, пение и чтение. На клиросе Коля читал охотно и четко. Чтобы он мог видеть лежащий на аналое Часослов, подставляли скамеечку. Однажды маленький Коля вошел в алтарь через царские врата. Видевшие выразили уверенность, что младенец станет служителем Престола Божия. Взирая на отца, совершавшего литургию, Коля с трепетом внимал его пламенной молитве. «Видно, папа за меня молился в то время, – говорил потом владыка. – Может быть, он испросил у Бога и эту милость, что я пошел по пути служения Церкви Божией».

http://fond.ru/kalendar/675/serafim/

И.Г. Менькова Предисловие Дорогой читатель! Перед вами история жизни одного из замечательных подвижников Русской Православной Церкви ХХ века – Дмитровского епископа священномученика Серафима (Звездинского) . Ревностный архипастырь, духоносный старец, учитель веры и наставник благочестия – «святитель Серафим, принадлежит к тем великим личностям, память о которых обязан благоговейно хранить народ. Такие люди являются украшением отечественной истории, они – духовное богатство русского народа» 1 . Основой повествования стали воспоминания келейницы епископа Серафима схимонахини Иоанны (Патрикеевой), может быть уже известные читателю: один из вариантов 2 был опубликован самостоятельным изданием 3 . Поскольку это единственное наиболее полное, живое и подробное воспоминание о Владыке, перед составителем возник вопрос: перелагать ли многие сюжеты своими словами или оставить их такими, как они описаны схимонахиней Иоанной, не перегружая текст многочисленными кавычками. Составитель избрал второй путь. Кроме того, воспоминания келейницы епископа Серафима значительно дополнены сочинениями Владыки, воспоминаниями современников, документами государственных архивов и архива Федеральной Службы Безопасности, архива Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и личного архива самой матушки Иоанны. Поскольку человеческая память несовершенна, в изложении воспоминаний немало неточностей и ошибок. Во всех случаях, где этого требовало соблюдение исторической достоверности, текст был уточнен и дополнен, а при необходимости – исправлен. Значительная часть помещенных здесь писем, бесед и проповедей епископа Серафима дошла до нас потому, что их сберегла матушка Иоанна. Она с глубоким благоговением относилась к Владыке, сделала все, что могла, для того чтобы память о нем сохранилась. Автор искренне благодарит потомков духовных детей владыки Серафима А.Д. Шадееву и И.В. Коротееву; заведующую ЦИА Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета И.И. Ковалеву, исследователя и помощника по сбору свидетельств современников описываемых событий С.И. Федорова, сотрудников отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ и всех, кто оказал помощь и принял посильное участие в подготовке этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвы, составленные в заключении Молитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении. Сщмч. Серафим претерпел шесть заключений, заключения в тюрьме, ссылки. В конце концов его расстреляли. Во время заключений он написал следующие молитвословия: Покаянный плач. Акафист Господу Иисусу Христу Терноносному и Крестоносному (написан в Бутырской тюрьме). Акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных, Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей. Канон «Мати Милосердная, не отрини, приими, прости, благослови». Канон «Владычице Пресвятой Богородице, поёмый в безнадежии». Акафист Животворящему Кресту. Акафист святой мироносице Фамари Блаженной. АКАФИСТ Господу Иисусу Христу; Терноносному и Крестоносному Кондак 1 Возбранный Воеводо и Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, мене, грехом умерщвленнаго, мене, тьмою страстей помраченнаго, просветити и оживити хотя, приклонив небеса, снизшел еси ко мне даже до смерти, смерти же крестныя. Пред сим неисповедимым величием любви Твоея Божественныя преклонялся, пред Крестом Твоим Честным, потоками Животочныя Крови Твоея изобильно напоенном, ниц распростирался, со благодарением многим, со умилением теплым, с молением слезным, с сердцем горящим, вопию Ти песнь сицевую, мольбу Ти приношу таковую: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго. Ангелов Творче и Господи Сил, Ангел предста Ти, в саду Гефсиманстем, укрепляя и утешая Тя, егда бремя тяжкое грехов моих толико отяготе на рамех Твоих, яко скорбети Ти зело и ужасатися. В сию скорбь Твою Гефсиманскую со благоговением, со страхом и трепетом великим проникая, от души взываю Ти сице: Господи мой, Господи, учеником Твоим в скорби рекий: «Молитеся, да не внидите в напасть», — се найде на мя напасть велия, се постиже мя скорбь лютая, молитвою неотступною удержи мя, молю, от отчаяния, молитвою слезною удержи мя, прошу, от роптания./Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, Петра и обоих сынов Зеведеевых, Иакова и Иоанна, в глубь Гефсимании взявый с Собою, да будут свидетелями вопля Твоего крепкаго, воздыханий неизглаголанных, слез молитвенных, возьми и мя, люто страждуща ныне, с Собою и соделай созерцателем честных страданий Твоих, да своя страдания с терпением перенесу аз малодушный./Христе мой, Пресладкий Христе, в Гефсиманстей веси скорбевший, ужасавшийся и туживший, призри на мя, яко скорблю, яко ужасаюся, яко тужу; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю от туги сея горчайшия./Сыне Божий Единородный, носяй всяческая глаголом силы Своея, в молитве за грехи моя падый лицем Своим Пречистым на самую землю, подыми мя падшаго, воззови долу поникшаго./Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Дмитров. Домовая церковь Серафима Звездинского, епископа Дмитровского, священномученика. Домовая церковь. Действует.   Год постройки:1900. Адрес: Московская область, Дмитровский район, Дмитров, ул.Подлипичье, 13, дом-музей священомученника Серафима Звездинского, епископа Дмитровского Координаты: 56.338363, 37.528387 Проезд:с Савёловского вокзала до ст.Дмитров,любым автобусом 1 остановку до центра города ( " Администрация " ),далее пешком 7-10 минут вверх по ул.Загорской до районного Дворца Культуры " Созвездие " . Справа за ним пройти через парк к церкви Казанской иконы Божией Матери. Слева от храма дом-музей Серафима Звездинского Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Дом Серафима Звездинского расположен на территории бывшей усадьбы Подлипичье, которая с 1875 года принадлежала купцу 1-ой гильдии Ивану Артемьевичу Лямину, крупному фабриканту, владельцу «Покровской мануфактуры». Высокая нравственность и религиозность И.А. Лямина не позволяли ему тратить заработанные деньги лишь на удовлетворение потребностей своей семьи. Большая часть доходов шла на благие дела. Жена Ивана Артемьевича Елизавета Семеновна пожертвовала свою усадьбу под богадельню для рабочих и служащих Покровской мануфактуры. Престарелых в богадельне опекал причт близлежащего Казанского храма, для которого в 1900 г. был построен деревянный дом с надворными постройками на деньги, пожертвованные Е.С. Ляминой. Рубленый обшитый тесом, одноэтажный дом с крыльцом и мезонином. Мезонин имеет двускатную крышу с треугольным фронтоном, украшающим небольшой открытый балкон. Главный фасад в 8 окон имеет строго симметричную композицию. Крыльцо главного входа, расположенное по центральной оси переходило в открытую веранду, позже остекленную и утепленную. Окна и крыльцо обрамлены наличниками, украшенными нарядной резьбой. В этом доме чуть менее трех лет, с 1920 по 1922 год, жил епископ Дмитровский Серафим Звездинский, подвижник Русской православной церкви XX века. Здесь же он устроил домовую церковь - моленное помещение с иконостасом, небольшим алтарем с престолом, освященным во имя преп. Серафима.

http://sobory.ru/article/?object=42540

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 62-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери, завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Павловиче Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В 62-й том вошел ряд биографических статей. Хотелось бы особенно отметить подробную статью о преподобном Серафиме Саровском, в которой детальнейшим образом исследуются все материалы о жизни этого великого русского подвижника. Том содержит также статьи о святом Серафиме (Соболеве), крипта под алтарем Никольского храма в Софии, где он упокоился, стала местом массового паломничества сразу после его кончины в 1950 г., преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 г. определением Архиерейского Собора РПЦ, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшего для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянного в Катынском лесу в 1937 г. стал епископ Истринский Серафим (Амельченков), статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Серафим (Амельченков) защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России» над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее Серафим (Амельченков) был настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Священномученик Серафим (Самойлович) был настоятелем Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске. В 1934 г. последовал его арест в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». В 1937 г. он был расстрелян «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере. Вспомним священномученика Серафима (Чичагова), принимавшего деятельное участие в канонизации прп. Серафима Саровского и расстрелянного на Бутовском полигоне. Последним назовем богослова и духовного писателя Серафима (Роуза), с чьего творчества для многих наших современников началось знакомство с Православием.

http://pravenc.ru/shop/2647948/

Дело с устройством женской обители на Востоке Америки, в штате Нью-Джерси не заглохло, а движется и развивается неуклонно и настойчиво. Благородные души верующих откликаются, призыв о пожертвованиях и подготовительные работы идут нормально. Известный по церковному процессу в Лос-Анджелесе протопросвитер отец М.Польский пожертвовал святую икону в знак благословения в ново-устрояемую обитель и в препроводительном письме сообщает историю происхождения этого святого образа. В 1923 году, я, священник Михаил Польский , прихода Спасо-Преображенской церкви, что на Преображенской площади города Москвы, был на Страстной седмице и на Пасху в Саровской обители и на Пасхальной неделе в Дивеевской женской Обители. При сильном утеснении от большевиков монастыри эти тогда ещё кое-как существовали. Священник Дивеева подарил мне сию икону в благословение от Обители. Она – письма местной монахини и непосредственная копия с подлинника той иконы «Умиление», перед которой молился и скончался преподобный Серафим и которая пребывала теперь в Дивееве. Эту икону – копию, уже освящённую, я сам возложил на икону «Умиление», на подлинник, и, возвратившись в Саров, возложил её на мощи Преподобного. Так эта икона освящена. Приехав в Москву, я послал её в благословение моей матари на Кавказ, в город Екатеринодар. Сам я после этого вскоре был арестован (3–16 июля 1923 года) и заключён, а мать моя, раба Божия Любовь, умирая 16 ноября 1926 года, просила возвратить эту икону мне, как уже её родительское благословение перед её смертью . В 1930 году, получив эту икону и имея намерение идти за границу, я получил ещё благословение на это от знавшего меня преосвященного Серафима (Звездинского) , епископа Дмитровского, викария Московского, составителя церковной службы Преподобному Серафиму, и его наставление, чтобы я постоянно читал в моём опасном путешествии «обрадование» Пресвятой Богородице – «Богородице Дево, радуйся». Это наставление было дано мне заочно, и епископ не знал, как это мне, имеющему с собой Дивеевскую святыню, икону Отроковицы, Невесты Неневестной, будет кстати.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

(Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 8.03.1886, дер. Пашуково Богородского у. Московской губ.- 27.11.1937, Тверская обл.), прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Мефодиева Пешношского мон-ря . Род. в крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу, в 1908 г. поступил послушником в Пешношский мон-рь. После назначения в 1919 г. сщмч. Серафима (Звездинского) епископом Дмитровским стал его келейником и иподиаконом. В 1920 г. пострижен в монашество с именем А. и рукоположен во иеродиакона, в 1926 г. еп. Серафимом рукоположен во иеромонаха. После ликвидации мон-ря в 1927 г. А. вместе с неск. монахами поселился на бывш. монастырском конном дворе. В кон. 1929 г. монахи были изгнаны с территории обители и перешли в дер. Кочергино, где А. прожил до мая 1930 г., после чего вместе с игум. Варнавой перебрался в дер. Негодяево, где жил до нач. 1931 г. В апр. того же года А. был направлен служить в храм с. Чернеева Дмитровского р-на Московской обл., но уже 24 сент. в ходе массовой кампании по аресту насельников упраздненных мон-рей был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. А. обвинили в том, что он поминал за богослужением рус. царей и вел агитацию против мероприятий советской власти. 30 сент. и 7 окт. А. был допрошен, он отказался подписать протоколы допросов, виновным себя не признал. 13 нояб. тройка ОГПУ приговорила А. к 3 годам ИТЛ, 17 нояб. он был отправлен этапом до ст. Лодейное Поле в Свирский ИТЛ. После возвращения А. из заключения Тверской архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) 5 марта 1936 г. направил его служить в храм с. Старенького Оршинского р-на. В 1937 г. А. вновь был арестован. Председатель местного сельсовета показал, что А. собирает верующих для спевки, чем отрывает колхозников от работы и разлагает трудовую дисциплину в колхозе. А. виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки НКВД от 25 нояб. 1937 г., погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским Собором 2000 г. , внесен в календарь постановлением Свящ. Синода от 27 дек. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/75966.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010