С 1734 года Заболотье стало владением графа Семена Андреевича Салтыкова, родственника императрицы Анны Иоанновны, одного из могущественнейших сановников империи. В этом году церковь сгорела, и новый владелец через год построил новый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами в честь пророка Божия Илии и Архангела Михаила. После С.А. Салтыкова усадьбой владел его сын – граф Владимир Семенович, генерал-майор; затем внук – Сергей Владимирович. Последний и построил в 1756 году ныне существующий каменный Покровский храм. В 1804 году на средства графини Салтыковой была расширена трапезная, где устроены два придела: во имя пророка Божия Илии и Архангела Михаила. В церкви долгое время сохранялась икона Спасителя с надписью: «Сия святая икона поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря что в Шавыкине, от строителя старца Леонтия в 1765 г.». С 1904 года и до закрытия Покровского храма в 1936 году в храме служил священник Симеон Лилеев. Он родился 2 февраля 1873 года в селе Малое Алексино Александровского уезда Владимирской губернии. В 1887 году Симеон окончил Переславльское духовное училище и поступил в Вифанскую Духовную семинарию. По окончании обучения он пять лет работал учителем в Алексинской земской начальной школе. В 1898 году Симеон Лилеев был рукоположен во священника к Никольскому храму в селе Дерюзино недалеко от города Сергиева Посада. А в 1904 году отца Симеона перевели в Покровский храм села Заболотье. За многолетнее служение отец Симеон был возведен в сан протоиерея. В 1936 году безбожные власти закрыли Покровский храм. Отец Симеон предпринимал все возможное, чтобы церковь не закрыли. Однако, это не удалось. Летом 1937 года началась очередная волна гонений на Русскую Православную Церковь. Повсеместно начались аресты духовенства и верующих. Отец Симеон в это время нигде не служил. Он поселился в деревне Копалово Константиновского района Московской области. Здоровье его ухудшилось, он стремительно терял зрение. В сентябре этого года власти приняли решение об аресте отца Симеона. 11 сентября Константиновское районное отделение НКВД арестовало протоиерея Симеона, и он был заключен в Загорскую тюрьму.

http://sobory.ru/article/?object=00062

Село Елховка, расположенное на левобережье р. Кондурча, основанов 1745 г. на землях капитана Петрова 329 Название дано, вероятнее всего, по близлежащему оврагу Елховый, впадающему в р. Кондурчу. «Елха» – диалектный вариант от слова «ольха». Елховый, собственно, означает ольховый. По названию первой церкви село иногда называли Покровской Елховкой. Елховка была достаточно крупным населённым пунктом и являлась волостным,а затем и районным центром. «Экономические примечания» к Генеральному межеванию в Самарскомуезде Симбирской губернии свидетельствуют, что в начале XIX в. село Покровское (Елховка тож) находилось в общем владении капитана Ильи Петровича Ульянина, а также пахотных солдат, однодворцев, экономических и ясашных крестьян казённого ведомства. По 5 ревизии (1795 г.) в Елховке проживали: владельческие крестьяне капитана Ульянина – 48 человек мужского и 51 – жен. пола в 10 дворах; ясашные крестьяне – 243 человека муж. пола и 266 – жен. пола в 69 дворах; экономические крестьяне – 76 человек муж. пола и 47 – жен. пола в 30 дворах; пахотные солдаты – 15 человек муж. пола и 12 – жен. пола в 7 дворах; однодворцы – 54 человека муж. пола и 34 – жен. пола в 20 дворах. В 1807 г. прихожане Елховки построили небольшой каменный храм с колокольней вместимостью около 300 человек. Престол был освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храмозданную грамоту выдал 20 августа 1802 г. епископ Серапион (Александровский). На территории храма находилась деревянная сторожка, вокруг – деревянная ограда. В 1882–1887 гг. церковь была перестроена и в 1893 г. заново освящена епископом Гурием (Буртасовским). По указу Самарской духовной консистории от 1 декабря 1901 г. за 8523, причт Покровской церкви состоял из двух священников, диакона и псаломщика. Содержался причт на добровольные пожертвования, хлебный сбор и казённое жалование. Кроме того, в собственности духовенства числилась земля – 49 десятин. В 1898 г. сельское общество решило выделить дополнительно 15 десятин для содержания второго штата и за свой счёт построило жильё для причта.

http://sobory.ru/article/?object=29742

Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: " Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти " . Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году. Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

http://sobory.ru/article/?object=00280

Удивительно, что князь под влиянием личной обиды дошел даже до противоречия самому себе и историческим фактам. Для удаления архимандрита Иннокентия из Петербурга он допустил отступление от установившихся порядков, примеры чего были чрезвычайно редки и исключительны. Его ссылка на то, что не было примеров перевода епископа, не прибывшего в назначенную ему епархию, на другую кафедру, совершенно неверна. В 1799 году, т.е. двадцатью годами ранее рассматриваемого случая, состоялось назначение на вновь открывшуюся калужскую архиерейскую кафедру о. Серапиона Александровского, который, даже не побывав в Калуге, переведен был в Казань 139 . Можно лишь удивляться степени озлобления министра духовных дел против архимандрита Иннокентия. Он знал его лично и, конечно, хорошо знал о его болезни, но все-таки оказался настолько жестоким, что не обратил никакого внимания на это обстоятельство. Настаивая на его назначении на Оренбургскую кафедру, он тем самым обрекал его на преждевременную смерть. Однако отказ Голицына переменить святителю Иннокентию место его будущего служения не остановил митрополита Михаила, который решился приложить все усилия для того, чтобы хоть сколько-нибудь помочь своему другу. Митрополит обратился за содействием к княгине Софье Сергеевне Мещерской, пользовавшейся большим уважением Александра I. Император любил княгиню за ее благочестие, часто навещал ее и беседовал с ней о религиозных предметах 140 . Как по просьбе митрополита Михаила, так и по своей любви к о. Иннокентию княгиня Мещерская приняла живейшее участие в его судьбе. Она убедила Императора, что архимандрит Иннокентий удаляется из Петербурга совершенно безвинно. Император захотел обстоятельнее ознакомиться с этим делом и, вероятно, по совету той же Мещерской пригласил к себе митрополита Михаила. Аудиенция митрополиту назначалась в самое неурочное время, и потому нужно думать, что дана была без ведома князя Голицына 141 . Настал день Высочайшей аудиенции. В конце февраля архимандрит Иннокентий писал своим знакомым: «С приготовлением всего дорожного немного помедлите. Сегодня в шесть часов вечера преосвященный митрополит будет у Государя, и потому судьба моя, может быть, решится иначе, чем предположено». Митрополит Михаил на аудиенции представил перед Александром I дело архимандрита Иннокентия в действительном виде и постарался доказать невиновность цензора. Добрый, мягкосердечный митрополит Михаил до такой степени расположил Государя в пользу архимандрита, что он не только согласился с просьбой о назначении последнего в Пензу, но даже пожелал лично видеть самого архимандрита Иннокентия и назначил для него день приема.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Филарет (Дроздов) архиепископ, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 3.07.1821 митрополит с 22.08.1826 †19.11.1867 Леонид (Краснопевков) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 20.11.1867 по 25.05.1868 временно управлял Иннокентий (Вениаминов) митрополит, свт., бывший архиеп. Камчатский, Курильский и Алеутский с 5.01.1868 † 31.03.1879 Макарий (Булгаков) митрополит, бывший архиеп. Литовский и Виленский с 8.04.1879 † 9.06.1882 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский с 27.06.1882 по 17.11.1891 митр. Киевский и Галицкий † 7.06.1900 Леонтий (Лебединский) митрополит, бывший архиеп. Холмский и Варшавский с 17.11.1891 † 1.08.1893 Сергий (Ляпидевский) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 9.08.1893 † 11.02.1898 Викарии Московской епархии Севские и Брянские епископы С 29 мая 1764 года Кафедра в Севске Тихон (Якубовский) епископ, рукоположен с 8.08.1764 по 17.12.1767 еп. Воронежский и Елецкий Кирилл (Флоринский) епископ, рукоположен с 13.01.1768 по 26.04.1778 на покое; † 24.09.1795 Амвросий (Подобедов) епископ, рукоположен с 5.06.1778 по 25.04.1781 еп. Крутицкий и Можайский Дамаскин (Семенов-Руднев) епископ, рукоположен с 5.07.1782 по 22.09.1783 еп. Нижегородский и Алатырский Севский и Орловский епископ С 13 января 1784 года Феоктист (Мочульский) епископ, рукоположен с 7.01.1784 по 9.02.1787 еп. Курский и Белгородский С 6 мая 1788 года преобразована в самостоятельную Орловско- Севскую епархию. Дмитровские епископы Викариатство учреждено 17 мая 1788 года Серапион (Александровский) епископ, рукоположен с 11.06.1788 по 16.10.1799 еп. Калужский и Боровский Серафим (Глаголевский) епископ, рукоположен с 25.12.1799 по 29.01.1804 еп. Вятский и Слободской Августин (Виноградский) епископ, рукоположен с 6.02.1804 с 13.06.1811 управлял Московской епархией архиепископ с 30.08.1814 по 19.02.1818 архиеп. Московский Лаврентий (Бакшевский) и Коломенский епископ, рукоположен с 19.01.1819 по 26.10.1820 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Телятьев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Феогност зачитал Патриаршее поздравление по случаю 665-летия Стефано-Махрищского ставропигиального монастыря и 30-летия возобновления в обители монашеской жизни. Праздник завершился в трапезной монастыря, где для гостей обители был организован музыкальный концерт, в котором приняли участие сестры обители, прихожане монастыря, дети монастырского приюта «Ковчег» и детский вокально-инструментальный ансамбль «В солнечных лучах». Владыка Феогност произнес слово, в котором отметил многолетние плодотворные труды игумении Елисаветы, сестер монастыря, благотворителей и жертвователей. Архимандрит Стефан (Тараканов) призвал почтить память Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , давшего благословение на открытие Стефано-Махрищского монастыря 30 лет назад, а также митрополита Владимирского Евлогия , окормлявшего обитель в первые годы ее возобновления. Всем почившим священнослужителям и насельницам монастыря была пропета «Вечная память». С поздравительным словом выступила также глава администрации Александровского района Владимирской области А.В. Кузнецова, указавшая на значимость возрождения обители преподобного Стефана для Александровской земли. Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский, Махрищский чудотворец (почил 3 сентября ок. 1585 года), был правнуком насельника Махрищского монастыря иеромонаха Серапиона. Начало монашеской жизни положил в Троицкой обители преподобного Стефана, став в 1557 году игуменом монастыря. В 1570 году по повелению царя Иоанна Грозного хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского, на кафедре пребывал около 15 лет. Незадолго до кончины оставил управление епархией, последние дни жизни проводил в Махрищской обители. Святитель Варлаам участвовал в важнейших церковно-государственных событиях второй половины XVI столетия. Благодаря его усердию были прославлены во святых прп. Стефан Махрищский, прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские, прп. Евфросиния Суздальская. Мощи святителя были обретены 9 июля 1998 года. В декабре 1999 года епископ Суздальский и Тарусский Варлаам был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии . Тогда же были составлены тропарь, кондак и молитва святому. Служба и житие святителю Варлааму написаны монахиней Махрищского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6056187.ht...

Собор святых Киевской Духовной Академии. Икона. 2012 г. (Академический храм КДАиС) Собор святых Киевской Духовной Академии. Икона. 2012 г. (Академический храм КДАиС) Решение о закрытии Киево-Могилянской академии было встречено в Киеве крайне негативно. Киевский митр. Серапион (Александровский) просил императора «об оставлении при вновь учрежденной Киевской семинарии имени Академии, то есть чтобы семинария сия именовалась и писалась: Киевской академии духовная семинария» (Там же. С. 691-692). Однако эта просьба была отклонена, и до 1819 г. академии в Киеве не существовало. 27 окт. 1817 г. начала работу КДС. Ее первым ректором и настоятелем Братского мон-ря был назначен выпускник СПбДА архим. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов ; впосл. епископ; с 1832 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии), а инспектором - его однокурсник по СПбДА буд. архиеп. св. Мелетий (Леонтович) . Подготовка к открытию реформированной академии заняла около 2 лет. Из преподавателей Киево-Могилянской академии в состав корпорации КДС вошел лишь иером. Кирилл (Куницкий; впосл. епископ). Старый («Мазепин») академический корпус. 20-е гг. XIX в. Старый («Мазепин») академический корпус. 20-е гг. XIX в. Первый набор в КДА был произведен летом 1819 г. В число студентов 1-го курса вошли лучшие выпускники 11 учебных заведений: Киевской, Волынской, Воронежской, Екатеринославской, Курской, Минской, Орловской, Подольской, Полтавской, Черниговской семинарий и Харьковской коллегии. Всего в КДА было набрано 53 студента. Фасад нового учебного корпуса КДА. Фотография. Нач. ХХ в. Фасад нового учебного корпуса КДА. Фотография. Нач. ХХ в. 26 авг. 1819 г. Синод предписал митр. Серапиону открыть в Киеве академию по новому уставу. Торжественное открытие КДА состоялось в воскресенье 28 сент. В этот день митр. Серапион совершил литургию в Успенском соборе на Подоле, после чего состоялся крестный ход к Братской обители. В крестном ходе приняло участие не только почти все духовенство Киева, но и представители городских властей во главе с генерал-губернатором и учащиеся духовных учебных заведений. В Конгрегационном зале академии состоялось торжественное собрание. Сначала был зачитан указ об открытии КДА, а затем с речами выступили ректор, инспектор и 2 профессора академии. С тех пор торжественные акты стали в академии традиционными. Они проводились ежегодно 26 сент. (день издания царем Петром I указа о даровании Киевской коллегии статуса академии). КДА расположилась в зданиях старой академии в Братском монастыре и всегда считала себя преемницей Киево-Могилянской академии.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

3. Гермоген, 1680 г. 4. Евфимий, 1705 г. 5. Игнатий, в 1712 г. Епископ Суздальский. 6. Иакинф 1, в 1720 г., подписавший с прочими Духовный Регламент. 7. Иакинф 11 † (крест), 1732 г., 24 ноября. 8. Герасим в 1742 и 1757 г. 9. Иоасаф, в 1754 г. 10. Иоасаф 2, Маслов, с 1778 по 1779 г. в Мирском звании действительный тайный советник и кавалер Яков Андреевич. 11. Аввакум Миланковский, Серб, скончавшийся Настоятелем в Донском монастыре 1773 г. 12. Серапион Александровский с 1782 по 1784 г., был Викарным Московской митрополии, потом Митрополитом Киевским и Галицким. 13. Виктор Прокопович-Антонский с 1801 по 1806 г., в последствии Архимандрит Донского монастыря. 14. Ираклий с 1807г. по 1811г. 15. Гедеон, † (крест) 1812 г. 16. Лаврентий Башкевский, с 1813 по 1816 г., был Викарным Московской Митрополии, в последствии Архиепископ Черниговский 17. Авраам Шумилин, в 1817 г. из Московских Протоиереев, потом Архиепископ Ярославский и Ростовский. 18. Аполлон Алексеевский с 1812 по 1820 г., потом Архимандрит Новоспасский. 19. Афанасий Грузин с 1822 по 1823 г., потом Настоятель Донского монастыря, где и скончался. 20. Иннокентий 1 с 1824г. по 1828 г. 21. Никодим, в конце 1828 г.; Епископ Орловский и Севский. 22. Арсений с 1829 по 1830 г., из Московских Священников; потом Настоятель Ставропигиального Воскресенского монастыря. 23. Филарет Гумилевский , ректор Московской Академии, ныне Архиепископ Черниговский. 24. Евсевий Орлинский , ректор Московской Академии, ныне Архиепископ Могилевский. 25. Митрофан из Московских Священников с 1845 г. 26. Иоанникий Холуйский с 1852 но 1859 г.; ныне Архимандрит Заиконоспасского монастыря. 27. Иннокентий II с августа 1859 г. до и ноября 1803 г.; ныне Архимандрит Андроньевский. 28. Игнатий Рожественский с 1 ноября 1863 г.; ректор Московской Семинарии. Последние четыре Архимандрита переведены из Архимандритов Знаменского монастыря. В этом второклассном степенном монастыре, по штатам и указному положению, число братии с Настоятелем доныне состоит следующее: казначей – 1, иеромонахов – 6, иеродиаконов – 4, служебных монахов и рядовых – 5; всех с Настоятелем 17 человек: штатных при монастыре 17. Штатного оклада на содержание обители из Московского уездного Казначейства ежегодно производится 746 р. 81 к. Другие потребности удовлетворяются доходами с жилых зданий, земель и угодий, отдаваемых в арендное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вид Киевского во имя святых Флора и Лавра мон-ря. 2-я пол. XIX в. Литография В. Барвитова Вид Киевского во имя святых Флора и Лавра мон-ря. 2-я пол. XIX в. Литография В. Барвитова До нач. XIX в. кельи и хозяйственные сооружения К. м. были деревянными, сохранялось их размещение на территории обители, сформировавшееся еще в XVII в. К югу от соборной площади находилось хозяйственное подворье. К северу, сразу за оградой, начиналось кладбище приходской Васильевской ц. Теснота и неудобство расположения монастыря подтолкнули монахинь к обращению по поводу возможности перемещения обители ближе к лавре, возле Печерской крепости. Это совпало с планами благоустройства Подола, в частности с заменой всех деревянных строений мон-ря каменными. В связи с тем что в Российской империи не было ни одного жен. мон-ря, к-рый отвечал бы по своим условиям статусу лиц из высшего общества, желавших принять постриг, в 1804 г. на уровне Мин-ва внутренних дел, Киевского губ. правления и митрополии рассматривался вопрос о возможности перемещения флоровских сестер в более удобно расположенный мон-рь в Киеве. Самым приемлемым вариантом был признан обмен местами проживания общин: братия Пустынно-Никольского муж. мон-ря должна была переселиться во Флоровский мон-рь, уступив свой жен. общине этой обители. Составление планов и смет расходов на каменное строительство во Флоровском и Никольском мон-рях было поручено городовому архитектору Киева А. И. Меленскому. Однако Киевский митр. Серапион (Александровский) не поддержал эту идею. Новая игум. Пульхерия (Шаховская) присоединилась к мнению архиерея и доложила о решении основных проблем К. м., связанных с водонасыщенностью грунтов и сезонными оползнями, а именно: с проведением труб, окружением церквей каналами, выведенными за св. ворота в «большой городской канал». Рынок же, находившийся за колокольней при входе в мон-рь, ко времени составления рапорта уже был перенесен на др. место (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 198. Д. 48. Л. 2-10, 55-56 об.). И все же описание монастырской застройки 1810 г., плохого состояния старых деревянных келий с учетом пополнения в 1808 г.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский. Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».

http://sobory.ru/article/?object=03920

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010