12 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 334. Описание рукописи (РГБ. Сол. 182), которую имеет в виду В. О. Ключевский, говоря о житии преподобного Серапиона Кожеезерского, см. Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 2. Казань, 1885, сс. 281–284. Она содержит по преимуществу жития северных святых. 15 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764–95 по 1 июля 1890 год. СПб., 1890, с. 164. 17 См. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. Т. 1. СПб., 1841, с. 462. 19 Акты социально-экономической истории России конца XV–XVI в. Акты Соловецкого монастыря 1572–1584 гг. Составитель И. З. Либерзон. Л., 1990, с. 102. 24 Там же. Позднее, в 1601 г., Борис Годунов сослал в Кожеезерский монастырь князя Ивана Сицкого (Соловьев С. М. История России с древнейших времен//Сочинения. Т. 7–8. Кн. 4. М., 1989, с. 383). 26 Архиеп. Черниговский Филарет. Жития святых… Месяц Июнь, сс. 265–266. В день его кончины 98 лет спустя Петр I одержал победу над шведами под Полтавой, но она ассоциировалась с библейским Самсоном, так как в этот день празднуется память преподобного Сампсона Странноприимника († ок. 530). 27 Иеромонах Никодим. Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеезерский. Исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного жития в полной и краткой редакциях. СПб., 1900, с. 79. 29 Архим. Леонид. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых изложены в таблицах, с картою России и планом Киевских пещер. Справочная книжка по русской агиографии. СПб., 1891, с. 99. Эти же сведения повторены у Ф. Спасского (Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951, с. 295). 31 Архиеп. Черниговский Филарет. Жития святых… Месяц Июль, сс. 152–153. Образ этого святого см. на цветной вкладке перед с. 41 в “Журнале Московской Патриархии” за 1981 г., 7.

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

Я. Анцыферова и работницу М. Зайцеву. Оставшиеся в живых иноки покинули обитель. Сохранились воспоминания свидетеля событий мон. Валентина, приговоренного к расстрелу, но успевшего скрыться в Пертоминском мон-ре (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1269, 1309, 1312). 19 марта 1919 г. в захваченной большевиками обители были вскрыты мощи прп. Никодима. В прессе сообщалось, что при вскрытии раки, «к удивлению присутствующих», не было обнаружено «не только мощей, но ничего, свидетельствующего о пребывании когда-либо в ней каких бы то ни было предметов» (Красный Север. Вологда, 1919. 19. С. 3). Вскоре постройки К. м. были национализированы, в них устроена коммуна, а затем - поселок ссыльных, Кожпосёлок. В Преображенском храме проживали люди, а в Богоявленской ц. держали скот. В 50-х гг. XX в. поселок был расформирован, с 60-х гг. XX в. на месте обители расположился лесничий кордон - место остановки рыбаков и геологических партий. Крепкие монастырские здания постепенно разрушались. В 1998 г. по благословению еп. Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) началось восстановление обители. 29 апр. 1998 г. в К. м. поселились 2 монаха и послушник из Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Решением Синода РПЦ от 19 апр. 1999 г. мон-рь был открыт, настоятелем назначен иером. Михей (Разиньков). Восстановлен теплый надвратный храм Тихвинской иконы Божией Матери, флигели, бывш. паломнический 2-этажный корпус с печным отоплением. В полуразрушенном состоянии пребывают Иоанно-Предтеченский храм, выстроенный над мощами преподобных Серапиона и Авраамия, а также Успенская ц. с приделами преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и прп. Никодима. Арх.: ГЭ ОИРК. ЭРБ-62 (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря); БАН. Арханг. Д. 405 («О зачале св. места Кожеозерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона», по спискам: нач. XVIII в.); РНБ. Солов. 182/182. Л. 17-85 («Сказание о зачале места св. обители Кожеозерскаго монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея, священноинока Нифонта и инока Серапиона», 1741 г.); РГИА.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Когда же узнал о кончине сподвижника Нифонта, сам отправился в Москву просить благочестивого Царя Феодора Иоанновича об отведении места для обители, устроенной Нифонтом. Уважил Государь прошение доброго инока и велел отвести земли для обители, весь остров Лобский, кругом же Кожеозера по четыре версты во все стороны, а Митрополит Дионисий выдал грамоту на устройство монастыря. – Возвратясь в свою пустыню, усердный Серапион расчистил леса, обработал земли, соорудил первую церковь во имя Богоявления Господня и устроил там общежитие. Потом и вторично ходил в царствующий град, с иноком Авраамием за антиминсом для новой церкви. Патриарх Иов восседал тогда на святительском престоле; он рукоположил Авраамия в сан Иеромонаха и поручил Серапиону строительство обители. Вскоре соорудил он и другую церковь , благовещения Богоматери, по благословению Митрополита Новгородского Александра и, по его прошению, Митрополит Исидор учредил в 1608 году игуменство в новой обители, назначив настоятелем Авраамия. Три года спустя, преставился к вечной жизни блаженный Серапион, после 46–летних подвигов в пустыне Кожеезерской, в которой собралось под сению его до 40 человек иноков; между ними особенно прославились святостию жизни: Леонид основатель Усть–Недумской пустыни и преподобный Никодим отшельник Хозь–Югский. Близь города Ростова, в селении Иванкове, родился сей великий труженик и мирское имя его было Никита; родители его были земледельцы и часто с ними находился он в поле, пася стадо отцовское. Однажды, посреди тишины сельской, услышал тайный голос его зовущий, но не тем именем, которое он носил: «Никодим, Никодим!» – Ужаснулся отрок, ибо никого другого не было в поле, и возвестил о том родителям; они успокоили его, ибо уразумели в этом голосе предзнаменование иного образа жизни, но как сын послушания, он оставался с ними до их кончины. После их смерти, чувствуя сиротство свое, переселился в Ярославль, где научился ковать железо и делать гвозди, чтобы питаться трудами рук своих; потом переселился в царствующий град, где занимался ремеслом своим, не забывая и нищих, которым уделял свои избытки, и часто посещал храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Названная грамота интересна тем, что в ней описаны повинности, которые должен был нести Кожеезерский монастырь в пользу государства: “…учали посылать, с Москвы, в Богоявленский монастырь опалных людей, а им де старцом и самим питатись нечем и беречь де тех людей некому” 24 . Обитель не получала никакой царской руги, то есть материальной помощи на содержание, а должна была платить подати. Более того, в грамоте говорится, что иноки снабжали ратных людей подводами и “одолжали великим долгом”. Очевидно, имеется в виду помощь во время военных действий против шведов в Финляндии “зимою 1592 года” 25 . Царь своею грамотою освободил монастырь от повинностей, предоставив ему льготы. Таким образом, преподобный Серапион по крайней мере дважды, в 1585 и 1595 гг., с пользой для обители посетил стольный град Москву, где в свое время принял святое Крещение, отвергшись мусульманства. Подвизаясь добрым подвигом, он был примером для монастырской братии в стяжании монашеских добродетелей, и Господь наградил его долгой жизнью. Последние годы своего многотрудного жизненного пути святой старец посвятил усиленной молитве, уготовляя себя к блаженной вечности. “В 1608 г., по прошению отягченного старостию подвижника, поставлен был в игумена обители Авраамий, ученик его. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 г., оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей” 26 . Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеезерского 27 . Дата канонизации святого неизвестна. Е. Е. Голубинский помещает его имя в своем труде в “Списке усопших, на самом деле почитаемых”, ссылаясь при этом на его Житие в Четьи-Минеи архиепископа Филарета Гумилевского 28 . В этом списке Е. Голубинским помещены такие, например, имена: преподобного Варлаама Керетского (XVI в.; пам. 6 нояб.), преподобного Герасима Болдинского (†1554; пам. 1 мая), преподобного Диодора Юрьегорского (†1633; пам. 20 нояб.), благоверной Евдокии (†1407; пам. 17 мая), супруги князя Димитрия Донского; преподобного Иринарха Ростовского (†1628; пам. 17 июля), преподобного Мартирия Зеленецкого (†1603; пам. 1 марта) и др.

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

При настоятеле (ок. 1663-1681) игум. Павле († дек. 1682) кожеезерская братия в отличие от старцев Соловецкого монастыря поддержала церковные реформы патриарха Никона. В К. м. были сосланы «на сбереженье» чернец Иов (Салтыков), сын боярский Осип Пирютин и Аверкий Москвитин. В 1676 г. указом царя Феодора Алексеевича в К. м. приписывалось перевести протопопа Аввакума Петрова «со товарыщи». Однако перевод не состоялся ( Малышев. 1965. С. 332-333). Игум. Павел заботился о сохранении монастырских угодий: в 1670 г. вернул насильно захваченные крестьянами Клещепольской вол. сенные покосы, а также приобрел новые земли. В 1681 г. он отстоял право К. м. на ловлю семги в устье р. Кожи, на которое претендовал Соловецкий мон-рь. При игум. Павле К. м. получил от царя Феодора Алексеевича послушную грамоту на все прежние грамоты. Состоялась канонизация прп. Никодима, над его мощами возвели часовню, составили Пространную редакцию его Жития. В 1695 г., при настоятеле игум. Анании (1693-1698), были обретены нетленные мощи прп. Никодима. Игум. Матфей (Спицын), возглавлявший К. м. в 1707-1715 гг., составил сборник, посвященный Кожеезерским святым (БАН. Арханг. Д. 405). Георгий (ок. 1722) был последним настоятелем в сане игумена, затем обителью управляли строители. 17 авг. 1758 г. К. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, к-рому обязывался ежегодно выплачивать по 50 р.; в 1764 г. К. м. был упразднен. Библиотека Сказание «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о Житии предивнаго старца Серапиона». Рукопись нач. XVIII в. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1) Сказание «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о Житии предивнаго старца Серапиона». Рукопись нач. XVIII в. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1) В 1764 г. имущество, в т. ч. и книжное собрание К. м., было передано в каргопольский Преображенский и Александров Свирский мон-ри. В описи 1765 г., составленной после закрытия обители, значилось более 50 книг ( Челмогорский. 1901. 23. С. 646-656). Самые ранние рукописи К. м., появившиеся уже при первых насельниках, в кон. XIX в. обнаружены и описаны А. Е. Викторовым в б-ках Свирского мон-ря и Архангельской ДС: Правила Соборов св. отцов XV в. (в собр. Александрова Свирского монастыря. 17(78)), Торжественник XV в. (Там же. 43(62)), «Диоптра» Филиппа пустынника XVI в. (Там же. 24(73)) и Пролог сент.-февр. XVI в. ( Викторов. 1890. С. 36, 177-178, 184-185). Долгое время в обители хранились синодик и вкладная книга (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62), заведенные еще старцем Нифонтом. Синодик сгорел во время пожара в 1884 г.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

(† после 1606 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерский. Согласно сведениям «Книги глаголемой описания о российских святых», К. был монахом Кожеезерского в честь Богоявления муж. мон-ря и учеником прп. Серапиона Кожеезерского († 1611). По сообщению еп. Никодима (Кононова) , К. упоминался как игумен обители в книге купчих грамот ок. 1606 г. (в справочнике «Списки иерархов» П. М. Строева игуменство К. не указано). В одном из наиболее ранних списков «Книги глаголемой...» (МГУ НБ. ОРиРК. 293 (Сб. Моховикова). Л. 441, по датировке Н. А. Кобяк, 10-20-е гг. XVIII в.) имена К., «началника Спаского монастыря Кожеозерского», а также Лонгина, Германа и Боголепа внесены в основной текст позднее, чем 2 названия на том же листе: «Града Мангазея и Енисея святыя» и «Града Каргополя святыя», после которого следует перечень каргопольских святых. В поздних списках «Книги глаголемой...» (НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. 368/137, кон. XVIII в. (гл. 47); ГИМ. Увар. 17, 1-я четв. XIX в.) вставка была интерпретирована следующим образом: «Святый преподобный Корнилий началник Спаскаго монастыря Кожеозерский чудотворец во граде Мангазее и Енесеи». Еп. Никодим (Кононов) предположил, что К., Лонгин, Герман и Боголеп Кожеезерские скончались в Мангазейской обители (в пересказе этого текста в книге архиеп. Сергия (Спасского) появилось добавление: «Никодим… полагает, что означенные иноки с Корнилием переселились в Тобольскую епархию и там основали другой Кожеозерский монастырь»). Очевидно, что Кожеезерским К. именуется по месту пострижения. Спасского мон-ря близ Мангазеи скорее всего не существовало: о нем не сохранилось никаких свидетельств. К. помещен в число святых «Мангазеи и Енисея» ошибочно, поскольку подзаголовок «во граде Мангазеи и Енисеи», относящийся исключительно к «отроку Василию» (мч. Василию Мангазейскому ), позднейшими переписчиками соотнесен с именами К. и всех остальных учеников прп. Серапиона. Канонизация К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празд. Собору возобновлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/2458673.html

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

В то же время в Москве были крещены татарские царевичи Утемиш-Гирей и Едигер-Магмет. Свои детские годы будущий святой провел в семье боярина Захарии Ивановича Плещеева (†1571), который был женат на астраханской царице Ельянше, нареченной во святом крещении Иулианией. Позднее, около 1560 года, святой уходит на крайний север и основывает здесь монашескую обитель. “Кожеезерский монастырь на Локском полуострове, омываемом водами озера Коже (которое по своим береговым очертаниям имеет вид распростертой кожи)”. Начавший подвизаться ранее иеромонах Нифонт постриг его с именем Серапион. Со временем к нему начинают приходить желающие подвизаться в обители, даются вклады. Преподобный Серапион путешествовал в Москву, и царь Феодор Иоаннович утвердил за обителью земли, а Митрополит Дионисий (1581–1586) дал благословенную грамоту. В обители были построены храмы: Богоявленский и Благовещенский 56 . Годы подвижничества преподобного Серапиона пришлись на тяжелое время для Русского государства: начало опричнины, затянувшаяся Ливонская война, пресечение царской династии, начало Смутного времени. Однако Кожеезерская обитель явилась школой благочестия и воспитания иноческого духа. В ней подвизались преподобные Леонид Устьнедумьский († 654; пам. 17 июля) и Никодим Кожеезерский (†1640; пам. 3 июля). С 1642 по 1646 год здесь настоятельствовал будущий Патриарх Никон (†1681). Современником преподобного Серапиона был преподобный Трифон Вятский (†1612; пам. 9 окт.). В 22-летнем возрасте он принял постриг в Пыскорском монастыре на Каме. Затем в пределах нынешней Перми он просвещал Евангельским учением остяков и вогулов. На реке Чусовой он основал монастырь в честь Успения Богоматери. В 1580 году он, испросив благословение у Митрополита Антония (1572–1581), основал в Хлынове Успенский монастырь. Нестроения в миру иногда являлись причиной ухода из него. В малолетство Иоанна Грозного при дворе оживилась борьба боярских партий. У боярина Ивана Федоровича Бельского, происходившего из рода Великого князя Литовского Ольгерда и состоявшего в родстве с русским великокняжеским домом, был сын, родившийся в Москве в 1535 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сергия Малопинежскаго (†1585) Ионы Яшезерскаго (†ок. 1589 †1592) Игнатия (†1591) и Исаакия (XVI †XVII) Ломских, Ярославских Онуфрия Мальскаго, Псковскаго (†1592) Серапиона Изборскаго, Псковскаго (XVI) Прохора и Вассиана Ястребских, Владимирских († 1592) Стефана Гусинскаго Ферапонта Монзенскаго (†1597) Киприана Стороженскаго (†после 1598) Антония Черноезерскаго (XVI) Кирилла Сырьинскаго (XVI) Никона, Василия и Тихона Соколовских, Истринских (XVI) Тихона Карачевскаго (XVI) Даниила Шужгорскаго (XVI) Харитона Кудинскаго (XVI) Варлаама Керетскаго (XVI) Афанасия Наволоцкаго (XVI †XVII) Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI †XVII) Ксенофонта Тутанскаго, Тверскаго (кон. XVI †нач. XVII) Викентия Вологодскаго (XVI †XVII) Петра, иерея Черевковскаго, Сольвычегодскаго (XVI † XVII) Никандра Городноезерскаго (XVI †XVII) Пафнутия Балахнинскаго (XVI †XVII) Мартирия Зеленецкаго (†1603) Гурия Шалацкаго (†ок. 1603) Сергия Шухтомскаго (†1609) Адриана Монзенскаго (†1610) Феодосия трудника, Монзенскаго (XVI †XVII) Стефана Костромскаго (XVII) Серапиона Кожеезерскаго (†1611) Корнилия (XVI), Лонгина, Германа и Боголепа (XVI † XVII) Кожеезерских Антония Леохновскаго (†1611) Иосифа (†1612), Антония и Иоанникия (нач. XVII) Заоникиевских Авраамия, игумена Спасскаго, Коряжемскаго (нач. XVII) Трифона Вятскаго (†1612) Антония Соловецкаго (†1613) Иакова Соловецкаго, Костромскаго (†1614) Германа Столобенскаго (†1614) Иринарха, затворника Ростовскаго (†1616) Иоанна, затворника Псковскаго (†1616) Поликарпа Брянскаго (†ок. 1620 †1621) Иринарха пономаря, Радонежскаго (†1621) Дорофея книгохранителя, Радонежскаго (†1622) Дорофея (†1622) и Илариона (XVII) Югских Иоанна, трудника Каргопольскаго, Власатаго (в иночестве Ионы; †1622) Макария Жабынскаго, Белевскаго (†1623) Вассиана Тиксненскаго (†1624) Иринарха Соловецкаго (†1628) Марка Белавинскаго (†ок. 1630) Дионисия Радонежскаго (†1633) Диодора (†1633) и Прохора (Порфирия; сер. XVII), Юрьегорских Андрея, пустынника Соловецкаго (†1606) Никифора новгородца, пустынника Соловецкаго († 1617)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Вскоре соорудил Серапион и другую церковь – Благовещения Богоматери, по благословению митрополита Новгородского Александра и по его прошению, митрополит Исидор учредил в 1608 г. игуменство в новой обители, назначив настоятелем Авраамия. Три года спустя преставился к вечной жизни блаженный Серапион (27 июня 1611 г.) после 46-летних подвигов в пустыни Кожеезерской, в которой собралось под сенью его до 40 человек иноков. Между ними особенно прославились святостью жизни Леонид – основатель Усть-Недумской пустыни – и преподобный Никодим – отшельник Хозь-Югский. 4 Жизнь преподобного Серапиона говорит нам: «Мы погреблись со Христом крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях» ( Рим.6:4,12 ). Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобном отце нашем, игумене Антонии Соловецком 8, 69, 55 Память его празднуется месяца апреля в 17-й день и месяца августа в 9-й день † 1613 Предшественник преподобного Иринарха Соловецкого, возведен на игуменство в 1604 г. † 1612 г., погребен в часовне преподобного Иринарха (История Российской иерархии, II. 435. Ратшин, стр. 4). 8 Дополнительные сведениям Андроник (Трубачёв) , игумен. Антоний Соловецкий// 55 С. 606–607. Досифей, архимандрит. Топографическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря// 69 Москва. 1834 г. С. 90–114. О преподобном Антонии известно, что он был иноком Соловецкого монастыря. Для братии он был образцом подвижника: «Бяше муж зело трезвен и великий терпеливец в подвизех иноческих, в молитвах и постех небесною помощию укрепляем, ко утешению и укреплению иноков и всех православных». За труды и иноческие подвит Антоний был посвящен во игумена Соловецкого монастыря в 1605 г. Настоятельствовать ему довелось в Смутное время. 55 Слава о Соловецком монастыре далеко в старину простиралась в Шведских пределах, и могущество его известно было самим королям. Близкое соседство и частые войны, на которых храбрые Соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали знатные победы, заставили шведов уважать обитель Соловецкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010