Этот орден, как мы видим, не имел ничего общего с орденом бенедиктинок Сито, именовавшихся цистерьянками. Он находился под главенством аббата Сен-Жермен-де-Пре, подобно тому, как монахини ордена Сердце Иисусово подчинялись генералу ордена иезуитов, а монахини ордена Милосердие – генералу ордена лазаристов. Он нисколько не походил и на общину бернардинок Малого Пикпюса, внутреннюю жизнь которой мы только что описали. В 1657 году папа Aлekcahдp VII особой грамотой разрешил бернардинкам Малого Пикпюса неустанное поклонение, по примеру бенедиктинок ордена Святых даров. Но тем не менее оба ордена сохранили за собой все присущие им особенности. Глава 11 Конец Малого Пикпюса С самого начала Реставрации монастырь Малый Пикпюс стал хиреть, что было одним из проявлений общего упадка ордена, который после восемнадцатого века сошел на нет, как и все монашеские ордена той эпохи. Созерцание, как и молитва, – потребность человечества; но, подобно всему, чего коснулась революция, оно преобразится и из враждебного станет благоприятствующим прогрессу. Монастырь Малый Пикпюс быстро обезлюдел. В 1840 году малый монастырь исчез, пансион исчез также. Уже не было там больше ни дряхлых старух, ни юных девушек. Первые умерли, вторые рассеялись. Volaverunt . Устав конгрегации Неустанного поклонения настолько суров, что отпугивает всех; все меньше и меньше желающих принять постриг; орден не пополняется. В 1845 году еще находились охотницы идти в сестры-послушницы, но в монахини-клирошанки – ни одной. Сорок лет тому назад монахинь было более ста; пятнадцать лет тому назад их осталось всего двадцать восемь. Сколько их теперь? В 1847 году настоятельница была молодая – признак того, что выбор суживался. Ей не было и сорока лет. С уменьшением числа монахинь возрастает тяжесть искуса, обязанности каждой становятся все более непосильными; недалек уже момент, когда останется не более двенадцати согбенных и измученных спин, способных нести тяжкий крест устава св. Бенедикта. Это бремя неумолимо и остается неизменным вне зависимости от того, мало их или много. Прежде оно угнетало, теперь оно сокрушало. И монахини стали умирать. В то время, когда автор этой книги жил в Париже, умерли две монахини. Одной было двадцать пять лет, другой двадцать три. Последняя могла сказать о себе, как Юлия Альпинула: «Hic jaceo. Vixi annos viginti et tres» . По причине этого упадка монастырь и отказался от воспитания девушек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Ди Фалько: Но в подобных случаях ты приходишь в церковь не ради Бога. Приходишь потому, что потерял друга и думаешь, что, сопровождая его сюда, ты проявишь свою любовь. Бегбедер: Да. В то же время что это конкретно означает? В каждый важный момент жизни мы должны быть в месте, посвященном Богу? Отлично придумано со стороны Церкви – заручиться, осмелюсь сказать, льготным правом участвовать во всех ключевых событиях нашей жизни. Начиная с детства. Я крестил дочь в церкви Сен-Жермен-де-Пре, а значит, поддержал традицию. Соблюдаю обряды, но не верую! Соблюдаю обряды, ибо нахожу, что их художественная, эстетическая сторона – самая большая удача Церкви. Об этом говорит Шатобриан в «Гении христианства»: «Из всех религий, которые когда-либо существовали, христианство – религия самая поэтическая, самая гуманная, более всего благоприятствующая свободе, искусствам, литературе». Вот бы разразился скандал, вздумай такое заявить современный писатель! Кроме того, мы живем в мире шума и скорости, а в церкви царят тишина и неспешность. В этом отношении опять удача. Однажды на Пасху вместе с моей матерью и дочерью я побывал в церкви в Гетарии, где мы слушали баскские песнопения – гимны, в которых женщины отвечают мужчинам. Очень красиво. Церковь как концертный зал – это превосходно. Ди Фалько: А на похоронах ты молишься или только делаешь вид? Бегбедер: Я бы соврал, сказав, что молюсь. Я разглядываю свои ботинки. Принимаю вдохновенный вид. Бормочу затверженный урок, но без всякой убежденности. Насколько очевидно, что современное и немного либерализованное образование в школе Боссюэ помогло раздвинуть мой интеллектуальный горизонт и, возможно, подтолкнуло меня к литературному, художественному ремеслу, которым я сегодня занимаюсь, – настолько же в плане веры я в данный момент являю печальное доказательство педагогической неудачи. Ди Фалько: То, что ты говоришь, я слышал и от других. В частности, от одного из моих бывших учеников, который стал журналистом: «Если мое воспитание в чем-то обернулось неудачей, так это в области религии».

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Святой Герман родился в конце V века в городе Отене. По окончании учебы он удалился к одному из своих родственников, священнику, и вместе с ним 15 лет вел благочестивую жизнь в подвигах, молитве и вознесении псалмов. Слава об угоднике Божием распространилась по округе. Тогда епископ Отенский рукоположил его в священника, а затем назначил аббатом знаменитого монастыря святого Симфориана. Строгость Германа была такова, что иногда вызывала недовольство епископа и стоила ему однажды свободы. Но двери тюрьмы сами открылись перед ним, давая возможность выйти из темницы, однако святой переступил ее порог, лишь когда получил на то разрешение. Около 555 года он был призван королем Хильдебертом на Парижскую кафедру. Но и став епископом, Герман не изменил строгости ни в образе жизни, ни в одежде. До конца дней он оставался монахом и подвижником, стремясь к совершенной ангельской жизни. Герман поощрял почитание местных святых и особенно заботился о красоте и достоинстве богослужений. При поддержке короля он основал монастырь Святого Креста и святого Викентия, известный под именем Сен-Жермен-де-Пре. Он призвал иноков монастыря святого Симфориана соблюдать устав, происходивший из Леринского монастыря. Будучи совершенным знатоком церковной традиции, святитель Герман тщательно оберегал мир и единство Церкви Галлии. Его голос был решающим на Турском церковном соборе (566 г.). Также епископ созвал два церковных собора в Париже. После смерти Хильдеберта Париж стал столицей объединенного королевства Хлотаря, но по окончании его краткого правления королевство снова было поделено между четырьмя его сыновьями и племянниками. Король Парижа Хариберт был безбожником и нечестивым человеком, он грабил церкви и сочетался браком с двумя сестрами. Король презрел свое отлучение от Церкви, совершенное епископом, но вскоре Бог поразил смертью его и одну из его жен. Будучи долгие годы миротворцем и примерным пастырем, святитель Герман мирно упокоился 28 мая 576 года и был похоронен в церкви своего монастыря в Париже. Во время сильнейшего пожара, опустошившего Париж в 585 году, епископ явился, чтобы освободить из застенков узников, которые немедленно укрылись при его усыпальнице. Доныне он остается одним из самых почитаемых святых не только в Париже и в Галлии, но и во всей Западной Церкви. Латиняне обвиняли в «ереси» славянское богослужение, но гонение было недолгим

http://pravmir.ru/14-evropeyskih-svyatyi...

Кроме сочинений Григория Турского (созданных в 70-80-х гг. VI в.) о распространении почитания Г. свидетельствует Мартиролог блж. Иеронима; в его 2-й галльской редакции, созданной в 596 г. в Автиссиодуре, впервые появляется память Г. То, что память святой была распространена за пределами Паризиев, подтверждается и наличием ее в Лекционарии из Люксёя, датируемом кон. VII - нач. VIII в. Ко 2-й пол. IX в. относится похвала Г., созданная неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев в Париже. Автор рассказывает о 2 перенесениях мощей, вызванных угрозой нападения на Париж норманнов: в 845 г. мощи Г. были перенесены в монастырское поместье Дравей, в 857 г.- в Маризи. Во всех местах, где они пребывали, совершалось множество чудес. Обширный пролог повествует о чудесах, происходивших по благодати Г. в Париже до первого нападения норманнов. Наиболее известно чудо с неугасимой лампадой у гробницы Г.; ее масло имело благодатную силу исцелять недуги (Miracula S. Genovefae post mortem 1). Это сочинение неоднократно переписывалось и копировалось и сохранилось до наст. времени в 2 редакциях (BHL, N 3341-3342). Во время осады Парижа норманнами под предводительством Сигурда, длившейся целый год с нояб. 885-го, мощи святой были перенесены из аббатства и укрыты за городскими стенами. Их носили вдоль крепостных сооружений, при этом, как сообщает Аббон из Сен-Жермен-де-Пре, Г. вместе с Богоматерью и др. святыми помогала осажденным, не раз заставляя норманнов отступить. Возвращение мощей Г. в ц. апостолов Петра и Павла 29 окт. 886 г. стало поводом для учреждения еще одного празднества в честь святой - 28 окт. В 1130 г. Париж был спасен заступничеством Г. во время эпидемии болезни, к-рую называли «священная горячка». Жители приносили и приводили больных в собор Парижской Богоматери, ожидая милости от Бога. Когда туда были внесены мощи Г., начали происходить исцеления и вскоре эпидемия прекратилась. Сохранилось сказание об этом чуде, составленное неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев (BHL, N 3344-3345). Прибывший через год в Париж папа Иннокентий II (1130-1143) засвидетельствовал исцеление и учредил празднество в честь Г. (26 нояб.), к-рое офиц. именовалось «Прославление св. Геновефы» (Excellentia s. Genovefae), народное название - «Св. Геновефа воспаленных» (Сент-Женевьев-дез-Ардан). То же название получила и церковь, выстроенная в честь этого события на о-ве Сите недалеко от собора Богоматери и именовавшаяся также «Св. Геновефа Малая» (Сент-Женевьев ла Птит). Впосл. народное предание связало местонахождение этой церкви с домом Г. в Париже.

http://pravenc.ru/text/162115.html

Распад Франкской империи и усиление политической раздробленности были в числе главных причин внутренних конфликтов в Западнофранкском королевстве. После разделов империи владения знатных семейств оказались в составе разных королевств. Во время конфликтов правителей магнаты могли переходить от одного короля к другому, иногда по принуждению, но нередко добровольно. Так поступили, напр., Роберт Сильный, происходивший из прирейнских земель (в 853 назначен графом Тура, Ле-Мана и Анже, наместником области в низовьях Луары, в 861 - герцогом Нейстрии), и Бозон, выходец из лотарингской знати и брат Рихильды, 2-й жены К. Л. (после 870 исполнял обязанности графа Лиона и Вьена, затем гр. Буржа, фактически наместника Аквитании, с 875 был представителем К. Л. в Италии). Представители знати стремились распоряжаться гос. должностями как личными бенефициями, пожалованными королем, в т. ч. передавать по наследству. Получив должность, они укрепляли свое влияние в регионе, собирали вооруженные отряды вассалов, с к-рыми выступали на войну по призыву короля. К. Л. и его братья принимали меры для ограничения самостоятельности знати, пытались регулировать отношения между сеньорами и вассалами. Так, на совещании в Мерсене (847) Лотарь, Людовик и К. Л. запретили магнатам переходить на службу к др. правителю, а вассалам - переходить к др. сеньору (MGH. Capit. T. 2. P. 68-71). В отличие от представителей светской знати, к-рые стремились упрочить свое положение и нередко выходили из повиновения королю, церковные иерархи были опорой власти К. Л. Епископы, в основном из церковных провинций Реймс и Санс, служили советниками и посланниками (missi) короля, контролировали деятельность графов и др. должностных лиц. Они оказывали королю материальную помощь, снаряжали военные отряды. Самым влиятельным франк. иерархом, к-рый поддерживал К. Л., был архиеп. Гинкмар Реймсский (845-882). Однако в то же время прелаты выражали недовольство практикой раздачи церковных земель в качестве королевских бенефициев, а также назначением светских аббатов (К. Л. с 867 был светским аббатом крупнейшего франк. мон-ря св. Дионисия под Парижем, а др. светские аббаты, напр. Вивиан, гр. Тура и аббат монастыря св. Мартина в Туре (845-851), являлись его вассалами). Одним из ревностных защитников прав Церкви, выступавшим за ограничение своеволия магнатов, был Луп , аббат монастыря Ферьер (840 - ок. 862). Особым покровительством К. Л. пользовались Реймсская и Осерская кафедры, а также нек-рые крупные мон-ри, прежде всего аббатства св. Дионисия и св. Германа (Сен-Жермен-де-Пре) под Парижем, св. Германа в Осере и монастырь Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О).

http://pravenc.ru/text/1681077.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Герман Парижский, святитель Свт. Герман Парижский (496 — 576) епископ города Паризии (т. е. Парижа). Принадлежал к аристократическому  галло-римскому роду. Согласно житию, его мать, будучи беременной, попыталась вытравить плод, однако Герман все же родился. После она хотела его задушить — но и это не вышло (история, не вяжущиеся с распространенным мифом, гласящим, что святые рождаются исключительно у «благочестивых родителей»). Религиозное образование Герман получил благодаря родственнику Скопилиону. Св. Агриппин рукоположил Германа сначала в диакона, затем в пресвитера. Его приемник Нектарий поставил Германа настоятелем  монастыря св. Симфориана в Августодуне (который, по некоторым данным, придерживался традиции египетского монашества). Там Герман прославился как благотворитель. Как то он раздал весь провиант, который был в распоряжении монастыря. Подобная «расточительность», вкупе со строгостью, вызывала ропот братии. Герман выкупал рабов и отпускал их на волю. Став епископом, Герман продолжил занятия благотворительностью и выкупать рабов. Еще будучи настоятелем, но в большей степени став епископом, Герман пытается внести нравственные начала в тогдашнюю франкскую политику; выступал миротворцем. В частности Герман пытался прекратить междоусобную брань между королями Сигибертом и его братом Хильпериком; отлучил короля Хариберта за незаконный брак. Герман боролся за чистоту нравов клира, обличал пороки знати, боролся с пережитками язычества. Участник нескольких местных соборов. Св. Герман основал на окраине Парижа монастырь св. Викентия Сарагосского «в полях», ставший одним из центров духовной жизни Франции (мы его знаем как Сен-Жермен-де-Пре). Характерен рассказ о посмертном чуде Германа, описанном Григорием Турским: «Когда заключенные в темницу воззвали о помощи, его тело вдруг отяжелело на улице, но как только их освободили, его тело снова подняли без труда. А сами освобожденные, следуя с благоговением за его прахом, дошли до базилики, где он и был погребен». Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ger...

20-х гг. XVI в. его имя встречается в актах ун-та, т. к. он был научным руководителем мн. студентов, посещавших его в аббатстве. Ж. Лефевр д’Этапль. Гравюра из кн.: Bèze Th. Icones, id est verae imagines virorum. Gen., 1580 Ж. Лефевр д’Этапль. Гравюра из кн.: Bèze Th. Icones, id est verae imagines virorum. Gen., 1580 После 1508 г. Л. д " Э. постепенно отошел от работы по подготовке философских изданий, хотя и поддерживал соответствующие инициативы своих сподвижников. Крупные издательские проекты, осуществленные им в этот период, были связаны с богословской и духовно-мистической лит-рой. Интерес к древним богословским памятникам и сочинениям христ. мистиков сформировался у Л. д " Э. задолго до переселения в аббатство Сен-Жермен-де-Пре, еще в 80-90-х гг. XV в. Перечень относящихся к сфере христ. теологии и мистики изданий, подготовленных Л. д " Э., точно очерчивает круг его богословских источников и приоритетов, а также отражает этапы освоения им религ. наследия христианства. В 1498 г. Л. д " Э. издал под общим заглавием «Оживотворяющая теология» (Theologia vivificans) выполненный гуманистом Амброджо Траверсари (1386-1439) лат. перевод всех трактатов «Ареопагитик», присоединив к ним также Послания Игнатия Богоносца (11 Посланий) и Поликарпа , еп. Смирнского (1 Послание). Хотя к этому времени некоторыми гуманистами уже было выдвинуто предположение о том, что автором «Ареопагитик» не может быть ученик ап. Павла сщмч. Дионисий Ареопагит (I в.), Л. д " Э. был убежденным сторонником авторства Дионисия Ареопагита и для обоснования своего мнения пытался найти следы влияния «Ареопагитик» в сочинениях древних отцов Церкви (приводимые Л. д " Э. цитаты в большинстве случаев заимствованы из произведений, признанных в совр. науке неподлинными). Отношение Л. д " Э. к «Ареопагитикам» свидетельствует, что он был прежде всего верующим теологом и лишь потом гуманистом, т. к. критическому подходу к богословскому тексту он предпочел апологетический. Считая «Ареопагитики» наиболее высоким и совершенным выражением христ.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Адона ( Quentin. 1908. P. 649-672). В нем содержатся 595 записей, из к-рых 475 заимствованы из М. Флора Лионского; др. записи основаны на сказаниях о рим. мучениках и на др. источниках. Малый Римский М. сохранился в большом количестве манускриптов; Кантен в основном использовал рукопись из Санкт-Галлена (St. Gallen. Stiftsbibl. 454, кон. IX в.). Вторая редакция М. Адона, к-рая, по мнению Кантена, была составлена после 865 г., отличается от 1-й добавлением имен Римских пап с указаниями на церкви, построенные ими, согласно Liber Pontificalis. В 3-ю редакцию, вероятно также составленную Адоном, включены имена многих святых, почитавшихся во Вьеннском архиепископстве. В X в. появились версии М. Адона, которые Кантен относил ко 2-й «семье»; их особенности - перемещение сказаний из «Книжицы о праздниках святых апостолов» в основной текст М., а также заимствования из М. Узуарда (см.: Quentin. 1908. P. 409-681; Dubois. 1978. P. 42-45; Aigrain. 2000. P. 59-62). Известны многочисленные сокращенные редакции М. Адона (см.: Dubois. 1978. P. 61-63). М. Узуарда М. Узуарда - своего рода заключительный этап в развитии средневек. «исторических» М. В дальнейшем он послужил основой для Римского М. Мон. Узуард ( 877), живший в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже, приступил к составлению М. ок. 850 г. по просьбе кор. Карла Лысого . Согласно авторскому предисловию, Узуард стремился собрать сведения из «мартирологов наших отцов и предшественников», устранить противоречия и установить единство в днях поминовения святых. Он завершил работу над текстом М. ок. 865 г., но вносил дополнения вплоть до своей кончины. Об этом свидетельствует манускрипт М., находившийся в распоряжении Узуарда и, возможно, переписанный им самим (Paris. lat. 13745. Fol. 3r-88v; кроме М. в рукописи содержатся устав св. Бенедикта и монастырский некролог; см.: Le martyrologe d " Usuard. 1965. P. 15-28, 137-139). В основу составленного им М. Узуард положил М. Флора Лионского и Адона Вьеннского; он использовал также Иеронимов М.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Г. как святого распространилось быстро в Паризиях и в целом в Сев. Галлии, особенно к северу от р. Лигер. Память Г. появилась в Галльском списке Мартиролога Иеронима, созданном спустя всего 20 лет после смерти Г. Память святого значится уже во всех древнейших списках Мартиролога VIII в. (Бернском, Эхтернахском, Вайсенбургском). Краткие заметки о Г. приводят в Мартирологах Рабан Мавр (под 27 мая), Флор Лионский , Адон , архиеп. Вьеннский, Узуард , более пространные сведения поместил Ноткер Заика . Зап. Церковь причислила к лику святых и родителей Г. - Елевферия (пам. зап. 1 нояб.) и Евсевию (пам. зап. 28 дек.). Их захоронения в IX в. находились в ц. святых Викентия и Г. в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, о чем сообщает мон. обители Аббон, еще не называя их святыми ( Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739). Неизвестно, когда их останки были перенесены в аббатство. Возможно, это было сделано еще при жизни Г. Почитание Г. в Сев. Галлии соперничало с почитанием св. Германа, еп. Автиссиодурского (Осерского). Кроме того, в латиноязычной кельт. агиографии Г., еп. Паризиев, были приписаны факты из жизни др. св. Германа - первого епископа о-ва Мэн. В частности, Г. приписывалось воспитание, обучение и рукоположение св. Бриока , почитаемого в Арморике (совр. Бретань). Др. учеником Г. считается св. Ильтут (Vita Samsonis. 1, 8), также армориканский бритт, скончавшийся в 537 г., когда Г. еще не был епископом. Святые Ильтут и Бриок являются старшими современниками Г. и соответственно не могли быть его учениками. В Арморике наблюдается тенденция к смешению св. Германа Автиссиодурского с Г., неизвестным на Британских о-вах. Почитание Г. всегда носило «франко-галльский» характер и почти не представлено за пределами совр. Франции (гл. обр. севера) и Бельгии. В 754 г. аббат Лантфред по инициативе кор. Пипина Короткого в присутствии мн. епископов, короля и 2 его сыновей, Карла (буд. имп. Карл Великий ) и Карломана , открыл мощи Г. Впосл. они были помещены в главной церкви аббатства св. Викентия, названной во имя Г. Сохранилось анонимное повествование об этом событии, якобы составленное со слов кор. Карла Великого. К этому сочинению, известному в 2 редакциях, добавлены чудеса, происходившие при открытии мощей (BHL, N 3472-3475). Сохранилось анонимное стихотворное переложение рассказа об открытии мощей.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН [лат. Germanus] (ок. 495, близ Августодуна (совр. Отён, Франция) - 28.05.576, Паризии (совр. Париж)), св. (пам. 28 мая), еп. г. Паризии, вместе со св. Геновефой почитается как покровитель Парижа. Источники Житие Г. (BHL, N 3468) было написано вскоре после смерти святого Венанцием Фортунатом . Григорий Турский в «Истории франков», к-рая была закончена в апр. или авг. 594 г., сообщает, что св. Венанций Фортунат работал над Житием Г., будучи еще пресвитером, т. е. не позднее 599 г. В Житии автор, приноравливаясь к вкусам эпохи, повествует только о чудесах Г., почти ничего не рассказывая о его епископском служении и церковно-политической деятельности. Недостаток сведений восполняется упоминаниями о Г. у Григория Турского, в документах меровингских Соборов, нек-рых юридических актах эпохи, поэтических произведениях св. Венанция Фортуната, в житиях др. святых (напр., в Житии свт. Альбина, еп. Андекав (совр. Анже), Житии св. Дроктовея, написанном Гислемаром, анонимном Житии св. Домнула, еп. Ценоман (совр. Ле-Ман)). Среди посланий Г. подлинным можно считать лишь послание к кор. Брунгильде. Особую группу составляют юридические акты, связанные с основанием и привилегиями аббатству Сен-Жермен-де-Пре (изначально мон-рь Св. Креста и св. мч. Викентия на Лугу (лат. in prato), позднее получивший посвящение в честь Г.), подлинность этих документов оспаривается. Среди более поздних источников - соч. «О деяниях франкских королей» Аймоина из Флёри († после 1008) и хроника Гуго, аббата Флавиньи (XII в.). Жизнь Приблизительная дата рождения Г. ок. 495 г. вычисляется на основе указания Венанция Фортуната (Vita Germani. 79 - нумерация глав по изд. Мабильона, воспроизведено в PL) на то, что Г. скончался в возрасте ок. 80 лет. Это произошло, как уточняет Григорий Турский, в 1-й год правления франк. кор. Хильдеберта II - в 576 г. ( Greg. Turon. Hist. Franc. 5, 8). Хронист XII в. Гуго из Флавиньи, стремясь представить Г. братом св. Павла, еп. Веродунского (Верденского; † 649), указал др. дату смерти святого - 582 г.

http://pravenc.ru/text/164735.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010