18), сходное с прибавлением в ст. 12.–Вопреки этому объяснению, иудейское предание толкует выше приведенные слова в том смысле, что первосвященник, по совершении обряда окропления во Святом Святых, возращался назад во Святое и становился между кадильным алтарем и внутреннею завесою, обратившись к ней лицем, и кровью обеих жертв греха кропил вверх однажды и на пол семь раз, не окропляя впрочем самой завесы; после этого становясь пред кадильным алтарем, т, е. между этим алтарем и входом, сливал кровь обеих жертв греха вместе и часть этой· смешанной крови сначала полагал на четыре рога кадильного алтаря, потом очистивши поверхность сего алтаря от углей и золы, очищенное таким образом место кропил семь раз. Таким образом, по свидетельству иудейского предания, однократное и семикратное окропление совершалось во Святом два раза. См. Лундий, т. V гл. 20. § 52 и д. и Каризовъ, аррар. 1. с. С этим иудейским преданием, Бэр (стр. 670) и Баумгартен соглашаются в том, что очищение жертвенника, о котором говорится в ст. 18 нужно понимать о жертвеннике кадильном; вместе с тем Бэр, совершенно вопреки библейскому тексту, относя семикратное окропление к кадильному алтарю, в тоже самое время допускает такое же окропление и в отношении к жертвеннику всесожжения, который, по его мнению, называется здесь просто hammizbeach, ст. 20, 23 –Эти предположения еще более произвольны. Между тем как раввины допускают двоякое окропление кровью между кадильным алтарем и завесою Святого Святых только по причине неправильного объяснения слов: «так должен поступать он и со скиниею собрания находящеюся у них среди нечистот их», ст. 16,–Бар и Баумгартен эти слова совершенно игнорируют и подобно раввинам алтарь, о котором говорится в ст. 18, ошибочно считают за алтарь кадильный. Слово ken так должен поступать он и пр. указывают на кровавое кропление, которое должно было совершаться во святом точно так же, как во Святом Святых. Но так как во Святом Святых кровь кропилась на каппорет и пред каппорет, а во святом ему соответствовал кадильный алтарь, то и кровь можно было кропить здесь только на этот алтарь и притом семь раз пред алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

192 В этом отношении псалмы Давида можно сравнить с Высочайшими указами, манифестами, рескриптами и тому подобными выражениями царственной воли и желаний Государей к своим народам, хотя сравнение это, подобно как Сальвадорово сравнение пророческих речей с свободою печатного слова, слишком недостаточно (Джон. Cr. Милль о представ. правл.) и далеко не исчерпывает всей силы и действенности вдохновенных песней царя-пророка, имевшего слово Иеговы на языке своем. 194 Пс. 6, 31, 37, 38, 50, 142 . Церковными Psalmi poenitentiales (бл Авг.) считаются следующие семь псалмов, вероятно по числу семи дней недели: 6, 31, 37, 50, 101, 120, 142 (Христ. Чт. 1826 г. Стр. 93 примеч., также Delitzsch на пс. 6); но два из них 101 и 120 не принадлежат Давиду, между тем как из Давидовых псалмов, по содержанию, совершенно сходному с прочими покаянными псалмами, с полным правом может быть отнесен к числу их и Пс. 38 . 213 Ср. с псалмами Давида псалмы позднейшего происхождения, также песнь Аввакума (гл. 3), некоторые места Плача Иеремии и др. О подражании Давиду светских певцов можно заключать из слов пр. Амоса 6, 5 с евр. 217 «Музыка еврейская не любила разделения (с словом); в ней тоны бесчувственных орудий сливались с голосами живых разумных существ; голоса живые выражали мысль и чувство – мерным и ясным словом; тону и звуку придавалась ясность и самый голос; голос в свою очередь выяснялся речью и стихом. Оттого целая музыка была в одно и тоже время – музыка и пение. Музыкант всегда был вместе и певцом, и певец нередко бывал вдохновенным стихотворцем». (О храмовом пении и музыке Евреев. Воскр. Чтение 1846/4 г. 43. См. также Musik bei Hebraer в Real-Encyclopadie von Herzog. Bd. 10). 227 Выражение 1Пар.25:5 : «чтобы возвышать славу его» (Давида), которым обозначается обязанность Емана, прозорливца царского, можно понимать, как указание на то, что он занимался составлением песней на прославление милостей и обетований Божиих Давиду, которыми, конечно, возвышалась слава царства его. 239 Единственное исключение в этом случае представляет песнь пророка Ионы в его кн. гл. 2, 3–11, происходившего из царства Израильского и пророчествовавшего при Иеровоаме ( 4Цар.14:25 ), воспетая им впрочем не в пределах Израильского царства, а во время бегства его в Фарсис, во чреве китове, после чего он опять-таки отправляется не в Израильское царство, а в Ассирийский город Ниневию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Ибо каждый из этих псалмов имеет на конце изречение: Благословен Господь, буди буди. Евреи думали, что этими словами должна была оканчиваться книга. Они и действительно находятся в конце сорокового, семьдесят первого, восемьдесят восьмого и сто пятого псалмов; но в конце пятой (по их счету) книги, вместо слов: Благословен Господь, буди буди, находятся слова: Всякое дыхание да хвалит Господа, аллилуиа 14 ( Псал. 149:6 ). Итак, эти двадцать семь книг, считаемыя в числе двадцати двух (у евреев), с Псалтирию и причисляемыми к книге Иеремии, – разумею Плач Иеремии и Послания Варуха, хотя эти Послания и не находятся у евреев, и к книге Иеремии причисляется только Плач, – переданные каждой паре толковников переведены были в течение известного времени тем способом, какой мы изложили выше. А потом переведенные первою парою передаваемы были для вторичного перевода другой, переведенные другою – третьей, и так далее, доколе не перешли через все тридцать шесть пар, как гласит предание. К этим двадцати двум присоединены и апокрифические книги. Гл. 6. Когда же они окончили перевод, Царь воссел на высоком престоле, и пред ним предстали тридцать шесть чтецов, имевших столько же экземпляров каждой книги, вместе с другим чтецом, который имел еврейский подлинник книги. И когда один чтец читал, а другие внимательно следили за чтением по своим спискам, то не оказалось никакого разногласия. Столь чудесное дело Божие дает ясно видеть, что оные мужи, только имея дар Духа Святаго, хотя отделены были друг от друга, но были так единогласны, что где у одного прибавлено было слово, там оно оказывалось прибавленным и всеми; а где у одного убавлено, там и все одинаково убавляли. И что они убавили, в том не было нужды, а что не убавили, то было нужно. А чтобы ясно было для тебя сказанное, что они перевели чудесно по домостроительству Божию и согласно вследствие согласия от Святаго Духа и что ничем не различались друг от друга, я представлю тебе в кратких словах доказательство на это, дабы ты, узнав и убедившись, согласился с моими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   Тщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает: а гордость дышет презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит.    Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает также, как и, селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления похвал человекоугодничает и как утка кричит: «так! так!», когда на самом делен в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.    Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: «кага! каго!» Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостию в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутренняго гнева шипит на, других, как гусыня, сидящая на яйцах, и кого может кусать, кусает.    Начал я писать это объяснение для сестер N общины, а потом подумал, что оно пригодно будет и для прочих. Потому что все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостию. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если разсмотреть внимательно, то окажется, что большею частою виною сего бывают славолюбие и горделивость. Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал.5:26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие общия исчадия тщеславия и гордости. Преподобный Макарий Египетский обозначает и самую цепь, как страсти эти одна с другою сцеплены и одна другую рождает. Он пишет в книге «Семь слов»: «ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия» (слово 1, гл. 8). А Господь во Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и с гордостию и осуждением других добродетель проходящие, отвержены бывают Богом, как показывает евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той же притче, и неисправных и грешных оправдывает пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

188 Имеется в виду митрополит Московский и всея Руси Алексий, воспитатель и регент малолетнего Димитрия Донского. 190 «Земля Хамова» – как повествует Книга Бытия, у праведного Ноя было три сына – Сим, Хам и Иафет. Они, согласно библейскому повествованию, явились прародителями народов: семитов, хамитов и яфетидов. Епифаний Премудрый относит население пермской земли к хамитам. 191 «...на исходе седьмой тысячи лет» – бытовало мнение, что мир просуществует лишь семь тысяч лет со дня своего сотворения. Поэтому Епифаний Премудрый считает, что проповедь святителя Стефана пермяки услышали в преддверии последних времен. 192 «...как в древности в Израиле Веселеила» – один из искусных мастеров, который украсил ковчег Завета, с которым израильтяне шествовали по Синайской пустыне. См. Книгу Исхода, гл. 31, стихи 1–11. 193 Контаминация двух евангельских цитат – слов старца Симеона Богоприимца, взявшего на руки младенца Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу, и слов Девы Марии, Ее ответа архангелу Гавриилу. Контаминация двух евангельских цитат – слов старца Симеона Богоприимца, взявшего на руки младенца Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу, и слов Девы Марии, Ее ответа архангелу Гавриилу. Контаминация двух евангельских цитат – слов старца Симеона Богоприимца, взявшего на руки младенца Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу, и слов Девы Марии, Ее ответа архангелу Гавриилу. Контаминация двух евангельских цитат – слов старца Симеона Богоприимца, взявшего на руки младенца Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу, и слов Девы Марии, Ее ответа архангелу Гавриилу. Контаминация двух евангельских цитат – слов старца Симеона Богоприимца, взявшего на руки младенца Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу, и слов Девы Марии, Ее ответа архангелу Гавриилу. Контаминация двух евангельских цитат – слов старца Симеона Богоприимца, взявшего на руки младенца Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу, и слов Девы Марии, Ее ответа архангелу Гавриилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из целого ряда мест в Климентовом послании, где упоминается о пресвитерах, а именно из глав 21, 40, 44, 47, 54, 57, вполне явствует, что в коринфской церковной общине существовало несколько пресвитеров, причем только некоторые из них были лишены своих должностей. Таким образом остается открытым вопрос: была-ли в Коринфе коллегия пресвитеров, кто стоял во главе этой коллегии (предстоятель, председатель) и какова была её организация и наконец, в чем выражалось её управление? Наш источник, указывая на необходимость согласия церковной общины при поставлении епископов и дьяконов, точно также не сообщает нам подробностей о том; какой именно порядок существовал для избрания этих должностных лиц. 16 Наконец, следует обратить внимание на некоторые цитаты и сведения в послания Климента, которые не находятся ни в книгах священного писания Ветхого и Нового Завета, ни в других сочинениях древности, и которые заимствованы им или из устного предания, или же из других каких-либо книг и сочинений, пользовавшихся в его время авторитетом священного писания и затем утративших этот авторитет. Цитаты и сведения эти находятся в следующих местах послания: I) «Павел (апостол), по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз, был изгоняем, побиваем камнями» (гл. V; о семикратном заключении апостола нет свидетельства ни в Деяниях Апостольских, ни в собственных посланиях апостола); II) «Скажи сынам народа Моего: хотя грехи ваши будут простираться от земли до неба, и хотя будут краснее червлени и чернее власяницы, но если вы обратитесь ко мне от всего сердца и скажите: Отче! то Я услышу вас как народ святой» (гл. VII; этих слов нет в св. Писании); III) «И он (Моисей), столько прославленный, не величался, но, когда из купины было к нему Божественное слово, сказал: «кто я, что Ты меня посылаешь? Я заика и косноязычен. И опять говорит: я пар из котла» (гл. XVII; этих последних слов: «я пар из котла» – нет в библии); 17 IV) «Да будет далеко от нас сказанное в Писании, где оно говорит: несчастны двоедушные, колеблющиеся душой и говорящие: это мы слышали и во время отцов наших и вот мы состарились, но ничего такого с нами не случилось» (гл. XXIII; быть может эта цитата взята из Апокалипсиса Петра); V) «Разумейте же это вы, забывающие Бога, чтобы вам не быть похищенными как бы львом, и некому будет избавить вас» (гл. XXXV; слов «как бы львом» нет в библии).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

77 Максим Исповедник, прп. Десять глав о добродетели и пороке. Гл. 3.— Перев . 78 Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Слово первое, §85.— Перев . 79 Автор не указан.— Перев . 80 «Всякий почти грех бывает ради услаждения самоугодия, и потому истребляется злостраданием и печалованием, — вольным, или невольным — по действу покаяния, или по действу беды какой, смотрительно Божиим о нас Промыслом наводимой» (Максим Исповедник, прп. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница, гл. 41). — Перев . 81 Максим Исповедник, прп. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница, гл. 42. 82 Неразумной (страстной) частью души называются ее желательная ( επιθυμα ) и раздражительная ( ο θυμ ς ) силы.— Перев . 83 Эти слова относятся к постригу в великую схиму, но тот же смысл мы находим и у Апостола: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?»: 84 Максим Исповедник, прп. Десять глав о добродетели и пороке. Гл. 10. — Перев . 85 Причинами (предлогами) для нападения врага являются страсти и греховные привычки нашей души, — Перев . 86 Автор не указан.— Перев . 87 Надо думать, что под смиреннословием здесь подразумевается некое средство к стяжанию истинного смирения, такое как, например, «простите» и «благословите» в монастырях.— Перев . 88 Это нужно понимать так: Господь, хотя и упразднил диавольское действие в мире и даровал верующим в Него силу противостоять духам злобы, но не лишил человека свободы выбора. Для того и попускаются диавольские искушения, чтобы проявилось намерение и расположение человека. Вот как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст «Бог для того оставил диавола, чтобы и те, которые уже побеждены были им, низложили его самого... [а] доблестные имели повод к обнаружению своей доброй воли» (Иоанн Златоуст, свт . К Стагирию подвижнику, одержимому демоном Слово первое, §4).— Перев . 89 Конечно, Господь охраняет все Свое творение, но здесь имеется в виду то, что подвижник начинает мнить о себе, будто привлек особое благоволение Божие.— Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3412...

12. Свт. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Репринт. М.: Паломник, б. г. c.8. 13. Свт. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Репринт. М. Паломник, б. г. С. 94. 14. Помыслы - это не только мысли, но чувства, образы и т. д., все, что привходит в рассудок. 15. Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу... слово о трезвении и молитве//Добротолюбие. ТСЛ, 1992. Т.2. Репринт. 16. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 26. Гл. 155. 17. В данном случае имеются в виду музыкальный инструмент псалтерион. - Ред. 18. Молитва последования великого и ангельского образа//Требник [большой]. ТСЛ, 1992. Л.85. Репринт. СЛОВАРЬ Аскеза (подвиг) (аскезис). Так называется устремление человека к духовной жизни и тот метод, который он использует для прохождения трех ее этапов: очищения сердца, просвещения ума и обожения. Поскольку это достигается через заповеди Христовы, то подвиг - это стремление человека исполнить эти заповеди. Подвиг, таким образом, связан с соблюдением заповедей Христовых и исцелением человека. Безмолвие (исихия). Это мир в сердце, спокойствие ума, освобождение сердца от помыслов, от страстей и воздействия окружающего мира, пребывание в Боге. Безмолвие есть единственный путь для достижения обожения. Безмолвие телесное помогает человеку достичь умного безмолвия. Безмолвник - это тот, кто особыми способами борется за водворение ума в сердце. Бесстрастие (апатеия). Это не умерщвление страстной силы души, то есть вожделевательной (желание) и раздражительной (гнев), но ее преобразование. У души есть три силы: разумная, вожделевательная и раздражительная. Две последние (вожделевательная и раздражительная) составляют страстную часть души. Когда все силы души обращаются и направляются на служение Богу, то это состояние души называется бесстрастием. Богословие - богослов (теология-теологос). Богословие - это познание Бога. Это не плод изучения книг и упражнения рассудка, но, с одной стороны, плод познания Бога и личный опыт в этом, а с другой - это путь, который ведет к исцелению человека и познанию Бога. Богослов - тот, кто прошел путь от очищения сердца к просвещению ума и обожению. Так он приобрел познание Бога и получил право говорить о Боге. Богословом может быть назван и тот, кто, не имея личного опыта, воспринимает опыт святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/212/...

Имп. Москов. общ. истории и древностей, год III, I, отдел. IV. 547 Материалы для статист. Росс. имп. – Пермская губерния. Истор. описание Далматовского монастыря Самойлова. Москва, 1830 г. 554 Семь слов Иосифа. архиепископа Литовского и Виленского, 1846 г. Слово в 8-й деиь мая, 1845 г. Miscellanea Wilnae, 1650 r., pag. 25. 555 Журнал Мин. нар. просв. 1846 r., ч. 50, отдел. II. Ныне храм Пречистенский усердием ревнителей православия возобновлен. См. указ Св. Синода 28 июля 1864 года за 1842 о приглашении к посильным приношениям на восстановление Пречистенской митрополитской церкви в Вильне. 561 Сказание об Иверской иконе Богоматери содержится в книге, которая хранится в часовне московского Перервинского монастыря: в повествовании о чудесах Богородицы, написанном в XVII веке Иоанникием Галятовским; в рукописном сказании под 927 в Имп. публ. библиот. в отделении Погодина и под 938. Также в «Мысленном рае» Стефана Святогорца 1659 года, и др. 566 См. службу Иверской иконе Богоматери в рукописи Имп. библиот. под 998 в отдел. Погодина. По этому сказанию, служба переведена с греческого на славянский язык иеромонахом Димитрием Раевским и монахом Иоакимом. 568 Истор. русс. иерархии, часть IV. Описание Иверского Святоозерского монастыря Новгородской епархии, 1844 г. 570 «Мысленный рай» Стефана Святогорца, 1659 г. Иверская икона Иверской Валдайской обители украшена золотою ризою и золотыми каменьями ценою около 25 700 р. 573 Описание Киево-Печерской лавры, 1831 г. Печерский патерик, 78–79. Описание явлений чудотворных икон Богородицы, 1838 г. 574 Киевский паломник, или Путеводитель по монастырям и церквам киевскнм. Киев, 1849 г., глава 2. 584 Доброхотов. Древний Боголюбов город и монастырь. Москва, 1752 г., гл. 1, ч. 2, приложение IV. Владимирские губернские ведомости 1848 года, 21 и 28. Взгляд на досгопамятности Владимира. Москва, 1840 г. гл. 2. 585 Сказание о Тихвинской иконе напечатано в Санкт-Петербурге в 1817 году. Русские достопамятности Калайдовича. Новгородская летопись в 6891 лето.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Слово четвертое. Предложение объяснения притчи о богаче и Лазаре. – Евангельские примеры и особенно пример богача показывают, что все мольбы отошедших отсюда отягченными грехами будут бесполезны. – Рассматриваемая притча есть превосходный урок для богатых и бедных, она может одинаково смирять первых и унижать последних, заставить нас любить бедность и презирать богатство. – Священное Писание и разум с достаточностью убеждают нас в существовании загробной жизни; нет надобности, чтобы мертвые возвращались к нам для удостоверения нас в этом. – Сила и значение совести, напоминающей нам о старых наших прегрешениях. – Подтверждение этого изложением истории Иосифа. Слово пятое. Рассуждение о воскресении. – Объяснение слов апостола Павла о будущем воскресении 1 посл. к Фессалоникийцам гл.4, 12. – Утешение верующим в скорби по случаю смерти дорогих для них лиц. – Они должны отличаться от неверных своим поведением так же, как они отличаются от них и своим верованием. – При смерти дорогих и близких лиц не нужно предаваться скорби, а нужно уподобляться в этом отношении праведным Иову и Аврааму, которые оба обнаружили великодушие и мужество: первый не пал духом при лишении всех своих детей, а второй не поколебался даже принести в жертву своего единственного наследника – сына. Слово шестое. Страшно проявление всемогущества и благости Божией в землетрясении. – Но день последнего суда будет еще страшнее. – Нужно бояться не землетрясения, а причины, его производящей. – Нужно сожалеть не о тех, которые огорчены, но о тех, которые грешат. – Возвращение к притче о богаче и Лазаре. – Сравнение житейских событий с представлением на театральной сцене. – В будущей жизни всякий явится тем, что он в действительности. – Благородство состоит не в знаменитости предков, а в добродетели. – Происхождение рабства. – Всемирный потоп. – Сравнение ковчега с Церковью. – Употребление вина для исцеления скорби. – В чем состоит истинное рабство. – В чем состоит истинное богатство. – Различные степени праведников и грешников, но никто не без греха. – Добро и зло получают должное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010