На рубеже XVIII и XIX вв. в регионе стал популярен тип храма с крестообразным планом, что отчасти может объясняться влиянием Украины. Крестообразный тип с купольной ротондой на средокрестье, с 4-колонными (или пилястровыми) портиками на торцах боковых ризалитов и с ярусной колокольней был развит в храмах г. Суджи - Покровском (1799-1828) с колонными портиками на торцах и Троицком (Вознесенском) (1811) с круглыми окнами верхнего света над арочными проемами нижнего. В 1-й пол. XIX в. подобные храмы стали самыми распространенными в епархии: ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (1811, колокольня - 1831) в с. Ср. Апочки Горшеченского р-на - с продольным планом; ц. в честь Воскресения Господня (1825) в с. Дурово-Бобрик Льговского р-на - с выразительным ордерным декором в духе зрелого классицизма и термальными окнами как доминирующим мотивом в декоре трапезной; компактные по плану и объему, построенные по одному проекту храмы во имя свт. Николая Чудотворца (1827) в с. Тестове Щигровского р-на и в честь Воздвижения Креста Господня (1831) в с. Черкасском-Поречном Суджанского р-на; почти центрические церкви, схожие по архитектуре с московским храмом вмц. Варвары на ул. Варварка, в честь Рождества Христова (1835) в с. Гончаровка Суджанского р-на и во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского (1844), в дер. Букреевка Курского р-на; близкий к центрическому типу, в облике к-рого ощутимо влияние московского ампира, храм в честь Успения Пресв. Богородицы во Льгове (1839). К ряду компактных зданий, продолговатых, с декором в стиле ампир, относятся храмы: Ильинский (1841) в Обояни, Никольский (40-е гг. XIX в.) в с. Киреевка Суджанского р-на, построенные по одному проекту; Никольский (1840) в с. Афанасьеве Обоянского р-на; Введенский (1848) в с. Капыстичи Рыльского р-на; продольные деревянные церкви, подражающие каменному ампиру, во имя вмч. Георгия Победоносца (1844) в с. Козине (перевезена из с. Крупец) Рыльского р-на и в честь Владимирской иконы Божией Матери (1850) в с. Липовчик Советского р-на.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Средние Апочки. Церковь Димитрия Солунского. храм в честь великомученика Димитрия Солунского расположен в селе Средние Апочки Горшеченского района Курской области и воздвигнут мастером крестьянином Симоном Васильевичем Гладковым в 1811 году. Илга Гондарева 8 мая 2009 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Средние Апочки. История храма и села О дереве, камне и душе Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки был построен в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. Само село упоминается в исторических документах с 1691 года [Никулов А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). – Курск. 1997. 576с. – с.85]. До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. По словам старожилов, старый храм находился восточнее современного, где-то в районе нынешнего клуба. Благодаря исследованию историка Анатолия Павловича Никулова, установлено имя мастера, руководившего строительством кирпичного храма. Это крестьянин Сила Васильевич Гладков [Там же. – с.458]. Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид. Однако в период воинствующего безбожия храм в Средних Апочках был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, а основное здание использовали в хозяйственных нуждах (здесь хранили зерно и удобрения, пилили доски), отчего оно теряло былое благолепие, стремительно ветшало и разрушалось. Но самое печальное не это. Невидимым образом разрушалось что-то в душах людских. Менялся жизненный уклад, деформировались нравы, выросло несколько поколений людей, которые, глядя на храм, видят лишь груду искусно сложенных кирпичей. Они не против того, чтобы в селе был храм. Но они искренне не понимают, зачем храм нужен именно им. И даже не задают себе этого вопроса. Сейчас в Средних Апочках множество хозяйственных построек, в которых никто уже не мычит и не телится; двухэтажная школа, в которой скоро некому будет учиться, и разрушающийся храм, в котором сейчас некому молиться.

http://sobory.ru/article/?object=17386

Но самое печальное – то, что многие прихожане уже практически потеряли веру в восстановление храма. Тот подъем, с которым несколько лет назад начинались восстановительные работы, практически угас. Стало ясно, что своими силами жителям села не справиться с колоссальным объемом проблем. Остается только надеяться, что Господь молитвенным предстательством святого Димитрия Солунского направит Свою помощь и укрепит приход храма-юбиляра. Откликнитесь! Дмитрии, нареченные в честь святого Солунского воина. Уроженцы сел, деревень и хуторов: Средние Апочки, Белгородка, Нижняя Клешенка, Верхняя Клешенка, Баркаловка, Выселки, Шляховы дворы, Средняя Дорожня, Головище, Дегтярный. И все православные христиане. Если этот плач о разрушающемся храме коснулся вашего сердца, и у вас возникло желание оказать посильную помощь приходу, сообщаем, как это можно сделать. 1. Потрудиться в храме и на территории, предварительно созвонившись с настоятелем по телефону 8-915-567-27-31. Особенно будем рады, если на это приглашение откликнутся кровельщики, штукатуры, маляры и плотники. 2. Помолиться в храме. Богослужения у нас проходят, как правило, по субботам, поскольку в воскресные дни новый настоятель (священник Владимир Русин) служит в Покровском храме села Кунье. Уточнить дату и время каждой службы можно опять же по телефону 8-915-567-27-31. 3. Можно жертвовать и различный стройматериал, и облачения, и церковную утварь. 4. Перечислить денежные средства для нужд прихода на счет в банке. Банковские реквизиты: Местная религиозная организация Православный Приход Димитриевского храма с. Средние Апочки Горшеченского района Курской области Курской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат): р/сч 40703810733100000177 в Доп.офисе Щигровского ОСБ ИНН 4604005312 БИК 043807606 КПП 460401001 ОКАТО 38206551000 К/с 30301810300000000606 Банк получателя Курское ОСБ г. Курск http://apochki.prihod.ru/ --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=17386

Жуково, урочище. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь. Не действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1766 и 1778. Адрес: Белгородская область, Старооскольский район, урочище Жуково (покинуто при затоплении Оскольского водохранилища) Координаты: 51.42597, 37.85 Проезд:От поселка Бекетовский по грунтовке в сторону Старооскольского водохранилища. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью «Кирпичная церковь во имя Знамения Божией Матери построена в 1766 г., освящена в 1778 г». «В 1880 г. была построена церковная сторожка, а в 1897 г. кирпичное здание приходской школы». Само село А.П. Никулов относит к поселениям XVII в. В справочной книге по Курской епархии, выпущенной в 1909 году, указывается, что храм в Жуково построен в 1780 г. К приходу относилось и село Нижние Апочки. В 1908 г. в храме служили священник Сергий Афанасьевич Клевенский (в сане с 1904г.) и псаломщик Михаил Георгиевич Козловский (на службе с 1906г.). В 1938 г. местные власти добровольно-принудительно предложили общине верующих в Жуково полхрама для засыпки зерном сроком на четыре месяца. Дальше все случилось, как в известной сказке о заюшкиной избушке. Верующих вовсе изгнали из церковного здания. Но они не сдались. В мае 1939 г. ктитор храма Степанида Афанасьевна Каменева писала жалобу Председателю Верховного Совета СССР М.И. Калинину: «По требованию от имени церковного совета и общины верующих я вынуждена беспокоить Вас, Михаил Иванович, и обратиться к Вам с просьбой о безосновательности недопущения верующих до службы в церкви». Она просила «оказать содействие через кого будет следовать о возврате нам церкви», на которое верующие имеют «законное право». Степанида Афанасьевна утверждала, что действия местных властей нарушают статью 124 Сталинской Конституции. В конце жалобы ктитор попросила Калинина: «О результатах сообщите, а то на месте мы скоро о вашем распоряжении узнать не можем, и оно долго будет мариноваться без объявления. Эта жалоба уже вторая».

http://sobory.ru/article/?object=18089

Знаменка. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменский храм Карта и ближайшие объекты Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородская). По данным историка А.П. Никулова, каменная церковь в селе Знаменка (или Знаменское, как иногда писали) построена в 1830 г., а освящена в 1863 г. Строительство велось на средства помещицы Анны Семеновны Черемисиновой. (Никулов А.П. Оскольский край. Курск, 1997. с.437). К приходу относились еще две деревни: Каменка и Клешенка. Храм отапливался четырьмя печками. В 1892 г. в храм был назначен диакон Владимир Александрович Спасский, дедушка чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского. В 1908 г. в храме служили священник Александр Алексеевич Огульков и диакон Петр Иванович Смирнов. В 1930-е годы после ареста священника (предположительно, в 1931 г.) над храмом нависла угроза закрытия. Местные жители жаловались во ВЦИК: «В Знаменке очень много верующих и все колхозники и колхозницы – верующие и желают молиться в церкви». Официально храм был закрыт 11.07.1937 г. В период войны богослужения возобновились, в селе появился священник, но ненадолго. В период хрущевского наступления на веру храм лишился колокольни. Для удобства въезда техники в храм были расширены боковые двери, из-за чего треснули стены. В настоящее время службы проходят в молитвенном доме у здания храма.  сайт храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Построен в 1830 году. Освящен в 1863 году. Закрыт по решению властей 11 июля 1937 года и передан сельскому совету «под школьное строительство». В документах тех лет знаменская церковь названа Покровской. Колокольня разрушена полностью. Храм сохранился частично, но о его восстановлении речи не ведется. Приход возрожден. Богослужения проводятся в молитвенном доме. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17381

Головище. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен в Головище в 1869 году. По сведениям историка А.П. Никулова, постройкой церкви руководил государственный крестьянин из села Каплино. (Имя его не указано). В 1877 году, согласно исповедной книге, в храме служили священник Петр Иванович Васильев и диакон на вакансии псаломщика Никифор Григорьевич Каницкий. К приходу относилось 112 дворов, в которых проживало 1011 человек. В начале XX века головищенский священник Алексий Александрович Недригайлов нес послушание духовника 4-го Старооскольского благочиннического округа. В храме ему сослужил псаломщик Михаил Григорьевич Рыболов. В начале 1930-х годов в Головище было 1 640 жителей. Храм еще возвышался над прочими сельскими постройками, но службы в нем уже не совершались. Официально церковь в Головище закрыли по постановлению властей 16 сентября 1937 года. Предварительно техническое состояние храма оценила группа экспертов в составе техника Ястребовского Райисполкома Маликова, техника РайЗО Дунаева и председателя сельсовета Сотникова. Они заявили вышестоящему начальству, что община верующих в Головище распалась еще в 1930 году и за прошедшие семь лет храм сильно обветшал. Наклонилась колокольня, начал разрушаться фундамент, местами обрушилась крыша. Да и просто храм стали тихонько растаскивать. На 8 июня 1998 года было намечено провести освящение начала строительства храма с участием Курского архиепископа Ювеналия (Тарасова) и главы администрации Горшеченского района И. Ильина. Закладной камень был освящен. Завезли бетонные блоки для фундамента.В Белгороде договорились приобрести относительно недорогой модульный храм, который можно было по частям перевести в Головище и быстро собрать. Определили даже маршрут перевозки, учитывая крепость мостов и высоту газопроводов. Но вскоре власть в районе переменилась, строительство храма в Головище было отодвинуто на далекую перспективу, а затем и вовсе оказалось погребенным. Однако для совершения богослужения у головищенского прихода имелся молитвенный дом. Состоятельных благотворителей для воплощения мечты о строительстве храма со стороны не нашлось, а местных сил хватило лишь на строительство часовенки над источником. сайт Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17385

6) Настоятель монастыря и строитель Михаило-Архангельского собора, архимандрит Венедикт, скончавшийся в 1835 году. 7) О Иеросхимонахе Лазаре находятся две надписи: одна над гробом его, на бронзовой вызолоченной доске, следующая: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря Иеросхимонаха Лазаря, принявшего схиму после 15 летнего монашества в 1800 году и скончавшегося в 1824 году Мая 27 дня на 91 году от рождения». Другая надпись находится на особом камне, такого рода: «На сем месте погребен иеросхимонах Лазарь, прежде всего он был священником вгороде Апочки, не малое время, а потом пострижен был вмонашеский чин Псково-Печерском монастыре в том и жизнь свою скончал 1808 161 году месяца Генваря». Ещё надпись над веригами его: «Вериги, найденныя на теле иеросхимонаха Лазаря в день его кончины». 8) За Преподобным Марком: «ближний столник Псковской провинции воевода Иоанн Алексеевич Ржевской». Преставился 6 Июня 1721 года. 9) Против Иеросхимонаха Лазаря: «Лета 1718 Августа 22 дня преставился, будучи в службе Великого Государя Драгунского Псковского полка капитан Иван Данилов сын Племской Тульский помещик». 10) За ракою Препод. Ионы: «1724 г. месяца Июля 3 дня преставился... Нарвского Гваринзона Плац: Маеор Михаил Васильевич Сумороцкой». 11) На особой плите, выпавшей когда-либо из стены: «Лета... 1700 года месяца Ноября 20 дня убит на службе Великого Государя Ротмистр Ефим Кондратиев сын Чепкирин Лучерин за свейским рубежем под Новым Городком» (ныне Нейгаузен). 12) Внутри пещеры в первой улице направо: «лета 7185 (1677) г. Ноября в 4 день... Московский дворянин Евстигний Никитин сын Неелов». В братской (длинной) 5 улице вперед направо 162 13) Иван Татьянин, ск. 7132 (1624) Августа 24. 14) Родион Татищев † 7114 (1606) Ноября 26. 15) Петрова жена Нагина Ульянея во иноцех Улита † 14 Мая 7155 (1647). 16) Псковский помещик Пётр Андреев Нагин † 22 Июня 7156 (1657). 17) Андрей Тимофеев Нагин во иноцех Антоний схимник † 21 Июня 7140 (1632). 18) Лука Петров Нагин † 10 Марта 7153 (1645).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В начале XIX века ситуация была иной. Тогда среднеапоченским богомольцам было тесно в деревянной церквушке и они, как дети, радовались строительству нового просторного кирпичного Дома Божьего. Они понимали, что здесь, под сводами церкви, а не в убогой хатке, крытой соломой и обмазанной глиной, пройдет самая важная часть их жизни. Не хотелось, чтобы история нашего храма превратилась в очерк по архитектуре или в дефектную ведомость. Хотелось, чтобы она была историей живой веры, объединяющей судьбы пастырей и прихожан среднеапоченского храма, как живых, так и усопших. По словам архиепископа Курского Германа, «восстановление порушенных храмов и зданий – не самоцель. Главное – восстановить храм души русского человека, из которого многие десятилетия старались вытравить все святое. Результаты этого налицо в нашей реальной жизни» [Герман, архиепископ Курский и Рыльский. Слово к читателям Высокопреосвященнейшего Германа, архиепископа Курского и Рыльского.//Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Мужская Пустынь. Фотоальбом]. http://apochki.prihod.ru/history Комментарии и обсуждение 20 лет прошло с тех пор, как храм в Средних Апочках перестал быть складом, и 20 лет над престолом натянута пленка, защищающая его от кусков штукатурки и кирпичной крошки. Разобран купол – старое железо сгнило, а уложить новую оцинковку приход в прошлый строительный сезон не сумел. Тревожат трещины в стенах. Особенно боязно за правый придел, где сверху падает уже не штукатурка, а куски кирпичей. И состояние алтаря оставляет желать лучшего. Мечта восстановить колокольню, вероятно, так и останется мечтой. Зимний холод во время службы выгоняет прихожан из храма на улицу греться. Те варианты обогрева, которые использовались в прошлые зимы (печка, газовая пушка, обогреватель типа «козел») не спасают положение. Необходимо проводить газ, покупать котел и монтировать систему отопления. Полы такие, что у страдающих морской болезнью при посещении храма может случиться приступ. Облачения и богослужебную литературу погрызли мыши.

http://sobory.ru/article/?object=17386

Старое Роговое. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1867 и 1900. Адрес: 306810 Курская область, Горшеченский район, с. Старое Роговое Координаты: 51.445923, 37.955811 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В селе в 1783 году была построена деревянная Архангельская церковь. Есть предположение, что храм перестраивался в 1808-1814 годах в камне. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Архангельской церкви числились: священник и псаломщик Василий Восточный. Церкви принадлежало 50 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 388 дворов, в которых проживало 2700 человек. По некоторым данным, в 1905-1907 годах человеком по фамилии Гончаров в селе была построена новая каменная церковь иконы Божией Матери " Знамение "   Источник:  Русские Церкви Строительство началось в 1876 году. Освящение состоялось в 1900 году. Один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Храм закрывался по решению курской областной власти 13 августа 1940 года. сайт Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Село Старое Роговое населено в половине XVII ст. В 1802 г. в Роговом было 2254 души обоего пола однодворческого населения, 228 дворов. К селу Роговому принадлежат деревни: Новая Роговая, Ровенка, Герасимова, в 1904 г. при 394 дворах числилось муж. пола 1577 душ, жен. пола 1495 душ. По словам г. Германова, церковь во имя Архистратига Михаила была построена в Роговом в 1676 г. Как видно из местной церковной летописи, в 1784 г. был устроен новый храм деревянным зданием, закрытый 19 сентября 1900 г. О состоянии этого храма ничего неизвестно до 1820 г. Из архивной описи видно, что в этом году одним из Роговатовских священников были раскрыты крыши на церкви без дозволения начальства. Следовательно, в этом году производились в храме какие-то починки. В 1833 г. церковь внутри и снаружи была покрашена; в 1844 г. прихожане были «понуждаемы» исправить иконостас. В 1845 г. в церковь выдан новый антиминс.

http://sobory.ru/article/?object=17925

Закрыть itemscope itemtype="" > Пожирательница души 02.05.2011 667 Время на чтение 5 минут «Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта. Бог не только в Евангелии, но даже еще в Ветхом Завете заповедует: «Не желай... всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20: 17). Зависть опасна, но не всегда удается распознать ее в себе. Как с ней бороться? «Любовь не завидует» Священник Владимир РУСИН, настоятель Покровского храма в селе Кунье и храма Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки (Курская епархия): - Можно ли искренне любить человека и завидовать ему? Если у вас получилось совместить это, значит, одно из двух: либо любовь ваша оказалась на поверку чем-то иным, либо завистью вы посчитали какие-то иные движения души. Может быть, стремление подражать, в котором, кстати, нет греха. Призыв подражать святым и Самому Богу мы слышим в Священном Писании. «...Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16), -- говорит апостол Павел. И тот же апостол, перечисляя основные проявления любви, указывает: «...любовь не завидует» (1 Кор. 13: 4). Любовь уходит из завистливого сердца. А что же приходит вместо нее? Ненависть. Поэтому будем честными до конца и признаемся, что мы ненавидим тех, кому завидуем. А если так, то какие же мы тогда христиане? Ведь Спаситель говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Естественно, эти слова Христа нельзя воспринимать, как лишь «церковно-корпоративную этику» или как повеление любить только своих. Любовь, опять цитируем апостола Павла, «не ищет своего» (1 Кор. 13: 5). Любовь, как солнце, светит для всех и, как источник, питает живительной влагой всех, кто приходит к нему напиться. Но будет ли пить человек из загаженного источника? Можно ли назвать чистым колодезь, в который бросили дохлую кошку? Вот эта дохлая кошка и есть зависть, а колодезь -- завистливое сердце...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

  001     002