Преемником свт. Иннокентия на Иркутской кафедре стал еп. Иннокентий (Нерунович ; 1732-1747). Он продолжил дело правосл. просвещения коренных жителей Забайкалья, Якутии и Камчатки. В Москве, собираясь ехать к месту своего назначения, еп. Иннокентий подготовил проект христианизации язычников, в к-ром наметил основные направления работы: организацию подготовки переводчиков, контроль за предоставлением льгот для новокрещеных, устройство школ для местного населения. В 1734 г. он совершил миссионерскую поездку в Забайкалье, в 1735 и 1741-1743 гг. ездил в Якутию, где крестил более 500 чел. В 1736 г. в якут. Спасском мон-ре епископ открыл 2-е духовное учебное заведение в епархии - школу для подготовки священнослужителей из детей местного духовенства и новокрещеных якутов (существовала до 1744). Славяно-русская школа при иркутском Вознесенском мон-ре была преобразована в славяно-русско-лат. уч-ще (действовало до 1746); нек-рое время в нем преподавал латынь и риторику сосланный по приказу Э. Бирона Платон (Малиновский ; впосл. архиепископ Московский). Еп. Иннокентий добивался от Синода средств на постройку новых храмов, организовал в епархии сбор денег на храмоздательство. При еп. Иннокентии в Иркутской епархии было освящено ок. 30 новых церквей, в т. ч. несколько на Дальн. Востоке. Увеличение числа церквей потребовало дополнительного штата священнослужителей. Еп. Иннокентий добился разрешения Святейшего Синода и Сената определять в клир выходцев из податных сословий с освобождением их от податей. Иркутская епархия являлась единственной епархией в России, в к-рой это было позволено. Богоявленский собор (1718-1746) и архиерейский дом (1767–1770, 1862, не сохр.) в Иркутске. Фотография. XIX в. (ГИМ) Богоявленский собор (1718-1746) и архиерейский дом (1767–1770, 1862, не сохр.) в Иркутске. Фотография. XIX в. (ГИМ) В 1744-1746 гг. еп. Иннокентий реорганизовал систему епархиального управления, упразднил архиерейский приказ, функции к-рого стали исполнять архиерейский дом (управлял владениями епископа) и духовная консистория (ведала епархиальными делами). Важную роль в системе епархиального управления играли мон-ри: Киренский, Селенгинский и Якутский мон-ри являлись центрами духовных правлений, Посольский мон-рь стал центром миссионерства, а Селенгинский Троицкий был объявлен «противораскольничьим». В сер. XVIII в. монастыри Иркутской епархии владели более 2,5 тыс. дес. пашни, 38 деревнями, в к-рых проживало более 2,8 тыс. крестьян муж. пола. Еп. Иннокентий установил жесткий контроль за финансовой деятельностью мон-рей и приходов, пресекал злоупотребления церковных старост и светских чиновников, вмешивавшихся в церковные дела и расхищавших доходы епархии. Отстаивая интересы Церкви, архиерей вступал в конфликты с представителями власти, которые часто жаловались на него в Синод.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Семейная жизнь была в большом расстройстве. Как мог Святитель, горевший любовью ко Христу, спокойно относиться к этим великим недостаткам своей паствы, духовенства и мирян? Предания о жизни Святителя сохранили в Сибири такие, между прочим, трогательные подробности. Святитель, ожидая пропуска в Китай, вынужден был жить в Селенгинске, и когда он ходил на дачу Троицкого монастыря, то по дороге беседовал со всеми, встречавшимися с ним: знакомил монголов с истинами Христовой веры, узнавал их настроение; а в самом Селенгинске, не имея пристанища, а переходя «из дома в дом, из двора во двор», знакомился с жизнью своей будущей паствы. Будучи архипастырем Иркутским, он уходил отдыхать от своих архипастырских трудов за 15 верст от Вознесенского монастыря в местность, называемую «Малая Бланка», поросшую густым лесом. Путешествуя по этой местности, Святитель переживал особое молитвенное настроение. Молитва его прерывалась только случайными встречами с прохожими; в память об этих беседах со Святителем в Малой Бланке люди построили часовню, которая долгое время существовала и свидетельствовала о близости и любви народа к Святителю Иннокентию. Близость Святителя к народу и инородцам Сибири, беседы с ними, умение Святителя использовать всякий случай, чтобы вещать славу Божию, создавали в душе Святителя то святое настроение, которое и сделало его «проповедником веры во языцех монгольских». Святитель был хорошо знаком с жизнью своего народа и в своих проповедях он не был теоретиком-моралистом, а говорил жизненно, просто, указывая в своих проповедях на те недостатки, которые действительно были у сибиряков. Своими проповедями он увековечил свое славное имя в Церкви Христовой и в Сибири. О проповедях Святителя мы и скажем ниже. С молитвой на устах и в сердце совершал свое благовестническое служение Святитель Иннокентий. «Бога молю о помощи, – часто говорил Святитель, – а вашу любовь в прилежное слушание» (с. 1, 26, 133 и др.). Трогательно убеждает Святитель свою паству, чтобы держалась она твердо веры православной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

239 От великого господина преосвященного Игнатия, Митро­полита Сибирского и Тобольского в Дауры, в Селенгинской Троицкой монастырь заказчику нашему, игумену Мисаилу. В нынешнем 203 году послан от нас из Тобольска, с торговыми людьми в Китайское государство, для посвящения святые церкви, со святым антиминсом и миром и маслом и со всякими церковными потребами, соборные церкви диакон Лаврентий Иванов. И как к тебе ся наша великого господина грамата придет, а диакон Лаврентий в Селенгинской приедет, и ты б по сему вашему великого господина указу, дал ему, диакону Лаврентию, на пропитание из наших архиерейских долговых сборных денег, своего сбору, десять рублев с распиской, и записал те денги в расход имянно. Писан в Тобольску, лета 7023 июня в 6-й день. (Акт. истор., т. У, 243, стр. 445). 240 Лета 7197 (1691) июля в 27-й день, по указу преосвященного Александра, Архиепископа Великоустюжского и Тотемского, память Яренского уезда сверх Вычегды реки, всемилостивейшего Спаса, Филаретовы пустыни, священнику Гурию да Устьвымскому Благовещенскому дьякону Алексею. В нынешнем во 197 году, июля в 24–и день, бил челом преосвященному Архиепископу ты поп с братиею: с прошлого 192 года, по благословенной грамоте преосвященного Ионы, Архиепископа Вятского и Великопермского, вместо прежней сгорелой Спасской церкви, построена у вас в той вышеписанной Филаретовой пустыни новая церковь , во имя Спаса Нерукотворенного образа, и ныне та церковь ко освящению готова, и чтоб преосвященному Архиепископу пожаловать велеть дать святый антиминс и благословить тое новую церковь освятить; и как к вамя ся память придет, и вы б тое новую церковь освятили, по правилам святых апостол и отец, буде у той церкви верх построен не шатровый и алтарь круглый и святые иконы поставлены по чину, и буде та церковь построена не против вышеописанного, и о том бы ты дьякон писал на Устюг великий к преосвященному Архиепископу, а до указу тое церкви не святить. А в тое церковь святый антиминс послан той Филаретовой пустыни Спасской церкви с дьячком Никонком Тюрниным. К сей памяти дому преосвященного Архиепископа казенная печать приложена. (Грамота на столбе, длиною в три, а шириною в одну четверть; на ней печать чёрного воска, величиною в двадцатипятикопеечник серебром). На обороте её написано: «Казначей Иеромонах Павел ». (Из статьи: Описание Спасской Ульяновской пустыни, на реке Вычегде Вологодской губернии, Устьсысольского уезда. С. Е. Мельникова. Изв. Импер. Арх. Общ., т. III, выл. 2-и, 1861 г., стр. 153).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Присланная вскоре тобольским губернатором к Тушетхану грамота еще более затруднила и без того запутанные отношения. Согласно с обычаем, Иннокентий был назван в этой грамоте «великим господином». Китайское правительство отвечало, что богдыхан не может принять такой великой и важной особы. Так дело о посылке в Китай святителя не могло быть приведено к желанному концу. Подозрительность и замкнутость китайцев, интриги и зависть иезуитов, тяжелые исторические условия, которые тогда переживало русское государство — это было время персидского похода (персидский поход был в 1722 г. Император Петр I принимал в нем личное участие) — вот главные причины, воспрепятствовавшие успеху Миссии. Между тем положение святителя, который проживал тогда в Троицком Селенгинском монастыре, было крайне тягостно. Он неоднократно обращался в Синод за дальнейшими распоряжениями: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити Святейший Правительствующий Синод заблагорассудит? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? Понеже без указа подвод не дадут. И куда? Понеже лисы язвины имеют на опочинок (то есть для отдыха), я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи». Так описывал сам святитель свое положение. Святейший Синод, надеясь, что положение дел изменится к лучшему, прислал в 1723 году святителю указ, которым повелевал ему пребывать в Селенгинске до тех пор, пока не изменятся обстоятельства. Положение святителя все более и более становилось бедственным и затруднительным. Жалованье стали задерживать и не выдавать, писем в Россию нельзя было посылать, так как китайцы их перехватывали. «Что ми хощет Святейший Синод творить и куда обратить? Ибо зело печален есть, не ведая пути, в оньже пойду», — писал святитель в Синод. Не получая жалования, он сам и его свита питались доброхотными даяниями русских купцов; свита занималась рыбной ловлей, святитель сам чинил свое изношенное платье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Чита Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.033635; 113.501049 Россия, Забайкальский край, Чита Чита, Забайкальский край Россия Казанский кафедральный собор (Чита) Чита — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. Содержание История православия [ править править код ] Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая). В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

76 457 55 398 492 95 341 179 182 465 123 496 33 87 88 114 168 196 272 290 325 330 362 502 507 513 156 539 59 485 201 280 122 261 113 238 257 579 295 58   г) возведение на степень лавры. 1833 Почаевская-Успенская Волынская   д) низведение из классных в заштатные. 1798 1799 1811 Троицкий-Селенгинский Богоявленский-Голутвин-Старый Троицкий – Яблонов – Елецкий-Лебедянский муж. муж. муж. Забайкальская Московская Тамбовская 504 72 529 Б. Перечень монастырей по губерниям и областям Архангельская. Архангельский-Лальский 19), Коже-Озерский-Богоявленский 250), Ламбасская 275), Макариевская-Предтечевская 277), Николаевский-Новоземельский 326), Печенгский-Троицкий-Трифонов 360), Троицкий-Шенкурский 528), Успенский на Курцове-Холмогорский 546), Успенский-Холмогорский 553). Астраханская. Благовещенский-Астраханский 29), Болдинский-Воскре- сенский 79), Спасо-Преображенский-Астраханский 449). Бессарабская. Варзарештский-Димитриевский 100), Гертоп 158), Гинкульский-Параскевиевский 160), Гиржавский-Вознесенский 161), Городищенский-Успенский 165), Добрушский-Николаевский 175), Каларашевский-Успенский 241), Кошелевский-Успенский 258), Курковский-Рождество – Богородицкий 269), Мановский 283), Ново-Нямецкий-Вознесенский 340), Речульский-Успенский 407), Рудянский 415), Сахарнянский-Троицкий 419), Соручанский-Георгиевский 437), Таборский Успенский 480), Фрумошский 558), Фынтын-Доамней 559), Хировский 560), Шабский 575). Виленская. Благовещенский-Богородицкий-Виленский 37), Благовещенский-Богоявленский-Друйский 38), Воскресенский-Дисненский 135), Духов-Виленский 182), Марии-Магдалининский-Виленский 287), Медзиольский-Благовещенский 294), Покровский-Борунский 379), Рождество-Богородицкий-Березвечский 412), Троицкий-Виленский 502). Витебская. Борисоглебский-Бельчицкий-Полоцкий 81), Братский-Богоявленский-Полоцкий 86), Вербиловский-Покровский 109), Духов-Витебский 183), Марков-Троицкий 290), Махировский 292), Спасо-Евфросиниин 443), Спасо-Преображенский-Охорский 463), Тадулинский-Успенский 481).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Указ Правительствующего Синода иркутской пастве. Август 1727 г. Иннокентий Святый, 1-й епископ Иркутский 71 Священник Прокопий Громов Начальный состав Иркутской епархии Находившийся в Иркутске за производством разных следственных дел надзиратель Тобольского Архиерейского приказа Никифор Слопцов в то же время, как Святителем Иннокентием получен был указ о бытии епископом Иркутским, получил предписание от митрополита передать новому архипастырю в управление те же церкви и монастыри, которыми прежде предоставлялось ведать епископу Варлааму, викарию Тобольской митрополии, и опять с изъятием не только Киренского и Якутского монастырей, городов Якутска и Илимска с уездами, хотя и в Иркутской провинции обретавшимися, да и монастыря Селенгинского Троицкого, находившегося внутри Иркутской епархии, и все это ради тех же благословных вин, которые ведомы были одному митрополиту Тобольскому. Из приложенной от Слопцова табели видно, что в состав Иркутской епархии вошли: в городе Иркутске 9 церквей именно: соборные Спасская и Богоявленская, обе каменные; и 5 приходских деревянных: Одигитриевская (ныне Тихвинско-Воскресенская), Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, Троицкая Духовская, Богородская Владимирская и Троицкая Сергиева (ныне Крестовоздвиженская); да два монастыря: мужской Вознесенский и женский Знаменский. В Иркутском дистрикте церкви 72 : Идинская Троицкая, Балаганская Спасская, Бельская Сретенская, Кудинская Троицкая, Оецкая Афанасия и Кирилла, Бадайская Николаевская, Олонская Благовещенская, Усольская и Уриковская, обе во имя Нерукотворенного Образа, Китойская Христорождественская, Верх-Иркутская Введенская, Верхоленская Воскресенская, Бирюльская Покровская, Манзурская Введенская и Ангинская Ильинская. За Байкалом: монастырь Посольский Преображенский. Церкви: Баргузинская Преображенская, Селегинская Покровская, Селенгинская Спасская, Удинская Спасская, Удинская Владимирская, Ильинская Богоявленская, Кабанская Рождественская, Итанцинская Спасская, Хилокская Владимирская, Колесниковская Казанская, Тресковская Михаила Архангела, Кударинская Богородская и Чикойская Петропавловская. В Нерчинском заказе, в городе: Троицкая и Воскресенская. В уезде: Городищенская Введенская, Ундинская Николаевская, Урульгинская Николаевская, Читинская Архангельская, В Аргунском Остроге Вознесенская и в Нижнем Остроге Сретенская.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А прочая братия, которые отпущены с нами с Москвы, волею Божиею преставилися при мне архимандрите Мисаиле в разных годех и числех, токмо из них один я архимандрит Мисаил и по ныне в оном Троицком Селенгинском монастыре жив обретаюся. А после того же игумена Феодосия в том же Троицком монастыре третья церковь от преосвященного Феодора митрополита Тобольского и Сибирского по дву благословенным грамотам построена на святых вратах, во имя всех Святых в 1719-м году августа 10 числа. – Вышеписанное монастырь и церкви и прочее все строение деревянное. Оному Троицкому монастырю были несчастливые случаи. В прежние годы обиды бывали от нападения неприятельских мунгальских людей, а именно конные табуны и рогатый скот сильно отъимали и отгоняли. Да в прежние ж годы волею Божиею две мельницы сгорели, да после того в монастыре хлебня и келья и башня и всего треть монастыря выгорело, а в которых годех и числех те пожары были, и о том записки в последнем пожаре сгорели. Да в прошлом же 728-м году генваря на 24 число казначейска келлия, и при ней другая келлия ж с казной и с казенными книгами и со всякими письмами сгорело. – Сел и деревень к тому Троицкому монастырю не приписывано, токмо по именному блаженныя и вечнодостойныя памяти Петра Первого Императора и Самодержца Всероссийского указу и по грамоте, присланной в Иркутскую канцелярию к воеводе Юрью Шишкину, велено нам в Троицком монастыре, вместо ружнаго жалованья вольных людей, кто похочет из ссыльных и из гулящих, принимать и селить в пашню по оной грамоте, которая и ныне обретается в Иркутской канцелярии. А по вышеупомяненным блаженные и вечнодостойные памяти Его великого Государя указу и святейшего патриарха по грамотам, в оном Троицком монастыре в толикие многие годы неверных крестили немалое число, а сколько именно, про то неизвестно, понеже в вышепомянутом последнем пожаре записная о новокрещенных имянная книга со прочими письменными делами сгорела; а потому имянным и перечневым числом показать невозможно. Тако ж и по ныне призываем и крестим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селенгинский архимандрит, почтенный старец, уже в июле того же года просил святителя разрешить Иову священнослужение. 30 июля 1730 г. было написано: «Божиею милостью преосвященный Иннокентий, епископ иркутский и нерчинский, в Святотроицком селенгинском монастыре обретающемуся бывшу игумену Иову. По благодати дара всесвятого и животворящего Духа данной нам от самого великого Архипастыря Господа Бога нашего Иисуса Христа, подавшего власть вязати и решити, прошедшего 1729 г. мар. 22 д. по следственному в нашем приказе делу, отлучен ты Посольского монастыря игуменства и велено тебе быть в Троицком монастыре в братстве четыре года. Но ныне тогожде Господа Бога властью, для нужды в Троицком селенгинском монастыре, что не имеется ни единого иеромонаха для священнослужения, разрешаем вам, повелевая быть в Троицком монастыре, совершать по должности священнической всякие нужды повеленная по правилам св. апостол и отец, а у архимандрита быть в послушании без прекословия. Иеромонаху Иову о вышеписанном чинить по сему нашего архиерейства указу». В игумена Посольского монастыря определен был иером. Паисий – и оставлен судьёй в духовном приказе. Царскою грамотою 1709 г. дозволено дворянскому сыну Никите Варламову построить в Нерчинске монастырь на свое иждивение и по устроении быть игуменом, при том выбрать после Никиты способного из мирян для управления экономией монастырскою, а «игуменам не ведать крестьян, ведать им токмо церковь Божию». Понятно, что при таком положении дел не могло быть порядка в обители. Игумен Панкратий (бывший Никита Варламов) по старости отказался от игуменства, и святитель поставил в нерчинского игумена иером. Нафанаила. Когда Нафанаил прибыл в монастырь, то на первых же порах пришлось ему выслушать брань и грубости: ссоры и брань, своеволие и непослушание в обители – непрестанные. Ропот по наущению старика Панкратия особенно усилился, когда храмы Нерчинской обители, по тогдашнему порядку, обложены были пошлиною на содержание кафедры. Нафанаил с отчетами по благочинию вынужден был явиться сам в Иркутск для личных объяснений о положении дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Селенгинский архимандрит, почтенный старец, уже в июле того же года просил святителя разрешить Иову священнослужение. 30 июля 1730 г. было написано: «Божиею милостию преосвященный Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский, в Святотроицком Селенгиноком монастыре обретающемуся бывшу игумену Иову. По благодати дара всесвятого и животворящего Духа, данной нам от Самого Великаго Архипастыря, Господа Бога нашего Иисуса Христа, подавшего власть вязати и решити, прошедшего 1729 г. мар. 22 д., по следственному в нашем приказе делу, отлучен ты Посольского монастыря игуменства и велено тебе 5ыть в Троицком монастыре в братстве четыре года. Но ныне Тогожде Господа Бога властию, для нужды в Троицком Селенгинском мовастыре, что не имеется ни единого иеромонаха для священнослужения, разрешаем вам, повелевая быть в Троицком монастыре, совершать по должности священнической всякия нужды, повеленные по правилам св. Апостол и отец, а у архимандрита быть в послушании без прекословия. Иеромонаху Иову о вышеписанном чинить по сему нашего архиерейства указу». – В игумена Посольского монастыря определен был иером. Паисий и оставлен судьею в духовном приказе. Царскою грамотою 1709 г. дозволено дворянскому сыну Никите Варламову построить в Нерчинске монастырь на свое иждивение и по устроении быть игуменом, при том – выбрать после Никиты способного из мирян для управления экономиею монастырскою, а «игуменам не ведать крестьян, ведать им токмо церковь Божию». Понятно, что при таком положении дел не могло быть порядка в обители. Игумен Панкратий (бывший Никита Варламов), по старости, отказался от игуменства, и святитель поставил в Нерчинского игумена иером. Нафанаила. Когда Нафаиаил прибыл в монастырь, то на первых же порах пришлось ему выслушать брань и грубости: ссоры и брань, своеволие и непослушание в обители – непрестанные. Ропот, по наущению старика Панкратия, особенно усилился, когда храмы Нерчинской обители, по тогдашнему порядку, обложены были пошлиною на содержание кафедры. Нафанаил с отчетами по благочинию вынужден был явиться сам в Иркутск для личных объяснений о положении дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010