В Улан-Удэ открывается конференция «Православие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» 4 октября, 2011. Новостная служба Сегодня в Улан-Удэ открывается Международная научно-практическая конференция «Православие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Ученые и священники обсудят вопросы истории миссионерской деятельности в Сибири, Китае, Монголии и Юго-Восточной Азии. 4 октября. ПРАВМИР. Сегодня в Улан-Удэ открывается Международная научно-практическая конференция «Православие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Ученые и священники обсудят вопросы истории миссионерской деятельности в Сибири, Китае, Монголии и Юго-Восточной Азии, сообщает Патриархия.ru Конференция посвящена 330-летию Даурской духовной миссии, которую царь Федор Алексеевич и Патриарх Иоаким направили с целью объединения русских церковных приходов и обращения в православную веру сибирских народов. В результате был основан Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, который стал очагом Православия, культуры, новой хозяйственной жизни в западном Забайкалье. В форуме примут участие православные священнослужители из Монголии, КНР, Таиланда. Конференция пройдет в течение двух дней в Улан-Удэ и в Посольском Спасо-Преображенском монастыре на Байкале.  Участники форума обсудят проблемы преподавания основ Православия в школе, подготовки в вузах специалистов в области религиозного образования. Кроме того, будет рассмотрена история, современная деятельность посольских миссий в Байкальском регионе и странах восточнее его. Организаторы конференции Правительство Бурятии, Бурятский государственный университет, Улан-Удэнская епархия, Посольский Спасо-Преображенский и Свято-Троицкий Селенгинский монастыри при участии Московского государственного института международных отношений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-ulan-ude-otkryvaetsy...

Разгрузка кирпича для келейного корпуса с наместником обители отцом Алексием. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии Игумен Феодосий пробыл в Забайкалье около десяти лет, однако его служение, пусть и не слишком продолжительное в сравнении с трудами других миссионеров, принесло обильные плоды. В Троицком монастыре на Селенге была достаточно крепкая монашеская братия, и ее миссионерская деятельность, осуществлявшаяся под его руководством, была вполне успешной. Период с последней четверти XVII века, или прибытия Даурской миссии в Забайкалье, и примерно до 1730 года считается наиболее успешным для православных миссионеров в Забайкалье. Государство тогда еще старалось способствовать развитию православной миссии, и многие монголы (или, если выражаться более точно, бурято-монголы), в то время исповедовавшие почти исключительно шаманизм, переходили в Православие. Деятельность Даурской миссии была очень обширной. В то время, при наличии очень слабых связей со всеми государственными и церковными центрами, а равно и при отсутствии институтов церковного и государственного управления на недавно присоединенных забайкальских землях, миссия стала единственным органом церковной власти в Забайкалье. Помимо собственно миссионерской деятельности было необходимо надзирать за открытыми и открывающимися приходами, искать подходящих для рукоположения во священников лиц, так как нехватка священнослужителей была очень велика, а также противодействовать усиливавшемуся влиянию старообрядцев. Необходимо было также окормлять недавно созданные монастыри. Кроме Свято-Троицкого Селенгинского в то время существовал уже и монастырь в Нерчинске – во имя Успения Божией Матери. Наконец развивалась и Свято-Никольская Посольская обитель – подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, основанное на месте гибели русского посольства, отправленного к монголам и подвергнувшегося вероломному нападению с их стороны в 1651 году. Территория, на которой игумену Феодосию было благословлено «ведать церковные дела и догматы», была весьма велика.

http://pravoslavie.ru/3420.html

К середине XIX века в монастырской библиотеке было более 500 книг. Троицко-Селенгинский монастырь способствовал перенесению русских архитектурных приемов и культуры в далекую сибирскую окраину. В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь вначале располагалась колония, а позже психиатрическая больница. В декабре 2006 года весь комплекс монастырских строений передан Русской Православной Церкви, начато возрождение монастыря. Регулярно совершаются богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Налаживается уклад монашеской жизни. Монастырь охватывает обширную территорию, обнесенную стенами. Внутри на начало XXI века сохранялось три полуразрушенных храма - Троицкий, Михаило-Архангельский, Никольский, а также различные постройки, построенные в период хозяйства в обители психиатрической больницы. Развитие архитектурного ансамбля монастыря до закрытия можно условно разделить на три периода: До 1724 года - период основания и постройки первоначального комплекса зданий, господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества; середина XVIII века - период перестройки части зданий, придания им в основном шатрового характера; после 1785 года - период значительного сдвига в архитектурном облике, господство каменного зодчества. Троицкий собор Соборный храм во имя Святой Троицы расположен в центре территории обители. Первоначальный храм строился с 1681 года, был освящен 31 января 1684 года и стал первой новой церковью обители. В описании 1732 года об этой церкви говорилось, что она: " с трапезою с западну и северну стороны, с папертью, " имеет " верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ Господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной " . Внутри храм был обильно украшен иконами - на досках и на " холстах живописью " . Царские врата иконостаса были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Иконостас высился над царскими вратами в четырех ярусах. В центре храма свисало огромное двухпудовое медное паникадило. Некоторые приборы церковной утвари представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства весьма тонкой работы XVII-XVIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=16768

Архимандрит сделал ему кроткое наставление при братии: пьяный иеромонах не вытерпел и обозвал старца вором и изменником. Потом, запершись в своей келье, с топором в руках угрожал смертию всякому, кто бы решился войти к нему. Наряжено следствие, при котором иеромонах откровенно сознался, что все говорил и делал в пьяном виде. Святитель, по наведении к делу приличных законов, велел его Мисаила за продерзостные речи в пьянстве и за непокорение архимандриту наказать телесно и содержать в Вознесенском монастыре в общежительстве и в череде с протчими иеромонахи, и обязать по наказании подпискою впредь так не упиваться и продерзых таких речей не болтать 92 А как в Троицком монастыре служить уже решительно стало некому, тогда Преосвященный разрешил священнослужение 93 находившемуся под смирением, разжалованному игумену Иову, а на каких условиях, это видно из следующего указа, последовавшего в июне 1730 г. «Божиею милостию Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский в Святотроицком Селенгинском монастыре обретающемуся, бывшему Посольскаго Преображенскаго монастыря Игумену Иову. По благости дара Всесвятаго и Животворящаго Духа данной нам от Самаго Великаго Архипастыря Господа Бога нашего Иисуса Христа, Подающаго власть вязати и решити. Понеже прошедшаго 1729 года марта 22 дня, по следственному в нашем архиерейском Приказе делу отлучен ты Посольскаго монастыря Игуменства, и велено тебе быть в Троицком Селенгинском монастыре в братстве четыре года, – ныне тогожде Господа Бога властию, для нужды в Троицкоселенгинском монастыре, что не имеется ни единаго иеромонаха для священнослужения, разрешаем вам и повелеваем быть в оном же Троицком монастыре, и совершать по должности священнической всякия нужды повеленная по правилом Святых Апостол и Богоносных Отцев; а у онаго монастыря Архимандрита быть в послушании же без прекословия. А архимандриту Мисаилу о том же известие послано. И иеромонаху Иову о вышеписанном чинить по сему нашего архиерейства указу». Строгая справедливость была отличительною чертою праведного Иннокентия, потому он не мог оставить без внимания оговора о засечении игуменом Иовом своего келейного монаха, хотя игумен вызван был к тому финеесовою ревностию 94 , но простертою далее меры и не мог не утвердить законного о несчастном игумене приговора; однако ж случай этот болезненно подействовал на его любвеобильное сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрит Платковский еще не уехал в Китай. Выжидая случая к своему туда отправлению, он жил за Байкалом в Селенгинске. И на досуге придумал в огорчение Святителя выходку. От 14 октября послал Ему письмо, которое начал укором, что Преосвященный не отвечает ему на партикулярные письма о его Платковского нуждах, а кончил жалобою, что несмотря-де на распоряжение посла Саввы Владиславича о даче ему Платковскому из Вознесенского монастыря для поездки в Китай 15 тележных лошадей, лошади даны были самые худые и старые, из которых шесть пали, две же из лучшых отданы за прокорм остальных вместо денег; а семь лошадей остаются при нем; но как он-де Платковский сена для прокорма их до отъезда в Китай не имеет, а осенью или зимою будет туда поездка, ему неизвестно, да и самому со священнослужителями и учениками кормиться нечем, понеже-де из монастыря по расчету денег в жалованье недодано, то и просить приказать монастырским настоятелям Троицкому и Посольскому взять к себе означенных лошадей для прокормления впредь до отъезда миссии в Китай. Святитель получил обидную бумагу 10 ноября и велел сделать дознание, кем и каким порядком были даны Платковскому монастырские лошади. И против письма архимандрита Антония Платковского о похулении коней казначей монах Игнатий показал, что при поездке-де своей за море в июле месяце (1727 г.) он, архимандрит, приказал денщикам своим Захару Сластиных, Иову Смирнову, Григорью Панову Василью Бобыкину и Марку Ларионову выбрать из табуна монастырского лошадей, и оные денщики и выбирали, приводили к нему, архимандриту, в их кельи архиерейские на берег, и он сам тут выбирал, которые лучше, тех собственно оставляя, а которые худше, то вместо тех паки приводили иных и выбирали самых лучших и молодых. Денщики единогласно подтвердили показание казначея, дополнив тем, о чем запамятовал казначей, что Платковский выбрал тогда двенадцать лошадей. Судите теперь о бесстыдстве Платковского. Сам, когда еще управлял монастырем, выбирал лошадей в июле 1727 г., а епископ Иннокентий в то время жил еще в Селенгинске, и теперь ставит в вину Святителю, что лошади оказались худы. Святитель письмом от 20 ноября, слегка поставив несообразность эту Платковскому на вид, уведомил его, что и на письма его отвечал, и о прокормлении лошадей посылает предписания в монастыри Троицкий и Посольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

46 На обзаведение монастыря инокам-миссионерам, при самом отправлении их из Москвы, велено было взять 300 рублей в Енисейске из «Сибирских доходов» и, кроме того, они привезли с собою из Москвы от щедрот царских много богатой церковной утвари и даже царские врата для храма, оправленные серебром. 47 Поступало много пожертвований в новосозидаемый монастырь и от частных лиц, особенно много жертвовал монастырю Сибирский наместник и воевода, стольник Феодор Алексеевич Головин. Была оказываема монастырю, при его постройке, помощь и натурою, доставкою строительных материалов, работами и т. п. Вполне достаточно обеспечен был Троицкий Селенгинский монастырь со стороны материальных средств, которые состояли в отведенных монастырю землях и угодьях, и притом в значительном количестве. 48 В 1689 г. Селенгинским инокам миссионерам было назначено еще жалованье от казны и вместе с тем дано из того же источника пособие на церковные потребности. 49 Но в 1704 году ружное жалованье было заменено прирезкою к монастырю новых земельных наделов и угодий, с предоставлением права селить на этих землях гулящих и иных людей. 50 Первою, отведенною в 1682 году Троицкому Селенгинскому монастырю дачею была местность близ озера Байкала, в 90 верстах от монастыря, на так называемом Посольском мысу и вот в этой-то местности, на юго-восточном берегу означенного озера, игумен Феодосий решил устроить новую миссионерскую обитель – «пустынь для обитания монахов». 51 Сотрудником игумену Феодосию в этом деле и его, так сказать, правою рукою был прибывший вместе с ним из Москвы иеромонах, впоследствии игумен и архимандрит Макарий, который управлял этим монастырем, когда не был отзываем то в Селенгинский монастырь, то в Иркутский Вознесенский, в котором и скончался в 1713 году, в сане наместника сего монастыря. Прибывшая из Москвы Даурская миссия двенадцать лет находилась под управлением игумена Феодосия. В 1692 году за старостью и слабостью здоровья игумен Феодосий выехал в Россию, но на дороге скончался в Великом Устюге и погребен в тамошнем Архангельском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время поездки по епархии, предпринятой в 1716–1720 гг., этот ревностный миссионер, «апостол Сибири», просветивший в ней до 40 тысяч инородцев, проповедовал слово Божие и среди инородцев Даурии, но с каким успехом – неизвестно. Точно также неизвестны результаты миссионерской деятельности в Даурии и святителя Иннокентия Иркутского, который, не быв пропущен в Китай, куда был назначен Епископом, около четырех лет (с марта 1722 г. до марта 1725 г. и с марта 1726 г. по март 1727 г.) проживал в г. Селенгинске, Троицком Селенгинском монастыре и на дачах сего монастыря и, без сомнения, в это время также проповедовал слово Божие местным инородцам. Впрочем, имея в виду, что Церковь прославляет сего святителя, как проповедника веры «во языцех мунгальских», не без основания можно полагать, что не тщетны были его благовестнические труды в Даурии, а сопровождались значительным успехом. В старом городе Селенгинске, говорит преосвященный Мелетий, где жил святитель, доныне известно потомство ясачных с монгольскими физиономиями, предки коих, несомненно, были крещены в это время и находились под просветительным влиянием святителя Христова. 65 V Второй период в истории Забайкальской миссии. – Положение миссионерского дела в Забайкалье после смерти архимандрита Мисаила, второго начальника означенной миссии. – Миссионерская деятельность Иркутских архипастырей: Иннокентия (Неруновича), Софрония (Кристаллевского), Вениамина (Багрянского), Михаила (Бурдукова), Нила (Исаковича) и Евсевия (Орлинского) . Со смертью архимандрита Мисаила, второго начальника Забайкальской миссии, начинается новый, второй период в ее деятельности. Нельзя глубоко не пожалеть о том, что эта миссия не была в свое время поддержана, и личный ее состав не был пополнен новыми, свежими, энергическими деятелями. Конечно, веропроповеднические традиции как в Селенгинском, так и в Посольском 66 монастырях не вдруг могли угаснуть, но случавшиеся обращения язычников в христианство были теперь отдельными, единичными проявлениями миссионерского духа, слабыми отзвуками прежней, систематической миссионерской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, известный благочестием и ученостью архипастырь, был просветителем отдаленнейшей окраины Русского государства – Восточной Сибири, опытным устроителем церковной жизни Иркутской епархии. Происходил он из дворянского рода Кульчицких (в миру носил имя Иоанн). Святитель родился около 1682 года. Обучался он в Киевской духовной академии. В 1706 году, окончив курс обучения, принял монашеский постриг с именем Иннокентий и вступил в число братии Киево-Печерской Лавры. В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1714 году его назначили префектом академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях. В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переяславского. До окончательного утверждения этого определения святитель исполнял должность наместника Александро-Невской Лавры, а 5 марта 1721 года святой Иннокентий был хиротонисан в Троицком соборе Лавры во епископа Переяславского, в присутствии Петра I. 19 апреля 1721 года русский миссионер вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, пятью певчими и несколькими служителями выехал из Петербурга, и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как неосторожно назвал Святителя в грамоте тобольский губернатор. Три года вынужден был провести Святитель в Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и от неустройства гражданского управления в Сибири. Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити...? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? – Без указа подвод не дадут. И куда? – Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. Ругойский Троицкий. Троицкий Рябов монастырь См. Рябов Троицкий. Троицкий Рязанский монастырь См. Рязанский Троицкий. Троицкий Сатановский монастырь См. Сатановский Троицкий. Троицкий Селенгинский монастырь См. Селенгинский Троицкий. Троицкий Селецкий монастырь См. Селецкий Троицкий. Троицкий Селижаров монастырь См. Селижаров Троицкий. Троицкий Сергиев Астраханский монастырь Бывший мужской, в Губернском городе Астрахани, в кремле, до Штатов 1764 года был приписным к Троице–Сергиеву монастырю, что ныне Лавра. По Штатам же упразднён и ныне в нём монахов не имеется, а учатся гарнизонные, артиллерийские к инженерные школьники, духовные же ученики или семинаристы обучаются и живут вне кремля. В оном монастыре помещены также Коммерческий банк, школьное правление и некоторые церковнослужители; а из кладовых палат сего монастыря иные заняты рентерсями разных мест присутственных, а другие отдаются внаём в пользу школьного сего правления, которое доходы с них собирает. Всё сие помещено в Троицком монастыре только на время, а по плану определён он для городской школы и Типографии, но не прежде, как когда будет он перестроен. В нём церковь Живоначальной Троицы, построена в 7110 (1602) году и освящена в 7111 году, Сентября 13 дня, к этой церкви пристроен был тёплый во имя Введения Богоматери придел, которому основание положено в 7114 (1606) году; а совершён в 7128, (1620) году. Из Игуменов этого монастыря произведены были в Архиепископов Астраханских: Феодосий в 1602 году, Иосиф в 1663 году. Троицкий Сергиев Великолуцкий монастырь См. Великолуцкий Троицкий Сергиев. Троицкий Сергиев Великоезерский монастырь См. Великоезерский Троицкий. Троицкий Сканов монастырь См. Наровчатский Троицкий. Троицкий Смоленский монастырь См. Смоленский Троицкий. Троицкий Соезерский монастырь См. Соезерская Троицкая пустынь. Троицкий Старо-Оскольский монастырь См. Старо-Оскольский Троицкий. Троицкий Сыпанов монастырь См. Сыпанов Троицкий. Троицкий Севский монастырь См. Севский Троицкий. Прибавление Троицкий Суздальский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Это не было, однако же, рабство, против которого с особенною силою вооружался митрополит Тобольский и Сибирский Филофей, 61 но, при неблаговидной, внешней форме, в указанных выше случаях устанавливались вполне гуманные отношения. И свободные, и купленные, новокрещенные имели право жить, где они похотям в службе или в монастырех, или у всяких чинов русских людей. Работать же лично на себя на монастырских дачах они могли, «сколько мочь их возмет». 62 Благотворными результатами сопровождались эти колонизационные труды Даурской миссии. Образовались существующие и поныне целые православные приходы, составившиеся из русских и крещенных инородцев. Таковы, например, приходы: Троицкий, Посольский, Куядский, Кударинский, Голоустный, Твароговский, Куналейский и Еланский. 63 Но, кроме прямых своих обязанностей, Даурская миссия, в лице своих начальников игумена Феодосия, архимандрита Мисаила и управлявшего Посольским монастырем архимандрита Макария, исполняла некоторые другие обязанности по церковному управлению, непосредственно к ней не относившиеся. Дело в том, что, с прибытием Даурской миссии за Байкал и основанием Троицкого Селенгинского монастыря, этот монастырь сделался в обширной Сибирской епархии церковно-административным центром для Восточной Сибири. Чрез настоятелей Селенгинского монастыря духовенство этого края, весьма удаленного от местопребывания Сибирских архипастырей, (в Тобольске) сносилось с ними по делам службы и получало от них те или другие распоряжения. Облеченные правами закащиков (благочинных), эти настоятели следили за нравственностью лиц духовных и мирян и энергически боролись с теми пороками, которые были замечаемы среди тех и других. 64 Они, наконец, собирали окладные и неокладные деньги для Сибирских митрополитов и для сего предпринимали продолжительные путешествия по Восточной Сибири. Очень может быть, что эти путешествия не оставались без известных положительных результатов и собственно для миссионерского дела. Ко времени действования Даурской миссии в Забайкалье относится посещение его Митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (Лещинским).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010