Четверг — это день памяти святых апостолов и святителя Николая Мирликийского. Суббота имеет две темы: прославление всех святых (особенно святителей, мучеников и преподобных) и поминовение усопших. Рассматривая седмичный круг богослужения, нужно сказать и о существующей в Церкви системе гласов (напевов). Их восемь . Для каждого гласа существует набор песнопений на каждый день седмицы. Глас начинается в воскресенье (поскольку богослужебный день начинается с вечера, то по астрономическому времени это будет вечер субботы) и заканчивается в следующую субботу утром. Таким образом, для каждого дня седмицы существует восемь вариантов службы. Тематика дня седмицы в них остается, но раскрывается в каждом гласе по-своему. Это можно заметить, например, в воскресных службах, на которых мы чаще всего бываем. Отсчет гласов идет от Пасхи: в следующее воскресенье после нее (в Фомину Неделю) начинают петь первый глас. В Светлую седмицу каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. Это называют «парадом гласов». Тексты седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих. Название этой книги происходит от двух греческих слов: окто — восемь и ихос – глас. Дословный перевод — «Осьмогласник». Структура церковного года Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию. Месяцеслов — это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова — это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми (даты даны по новому стилю): 1. Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, 2. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября, 3. Вход во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря, 4. Рождество Христово — 7 января, 5. Крещение Господне или Богоявление — 19 января, 6. Сретение Господне — 15 февраля

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

5) Возжжение свечей. Необходимость, заставлявшая первых христиан собираться для Богослужения вечером или ночью, была первым поводом к употреблению светильников при Богослужении. Но нет сомнения, что они очень рано стали употребляться не только по необходимости, но и для возвышения торжественности Богослужения и по символическому их ознаменованию. Так заставляют думать и всеобщее употребление светильников в церкви даже и тогда, когда Богослужение совершается при дневном свете, и правила церковные, предписывавшие употребление светильников при крещении, погребении и совершении Евхаристии. Возжжение светильников служит символическим исповеданием 4 , что мы, христиане, последователи религии света, а также и приличной жертвой Богу, как Отцу светов. Вовторых, оно напоминает, чтобы мы старались просвещать ум наш светом Христовой истины, согревать нашу душу божественной любовью и освобождали бы более и более нашу жизнь и существо от естественного мрака. Об общественном богослужении православной церкви Богослужение воскресное и праздничное § 14. Понятие о различных кругах Богослужения . Церковные молитвословия бывают привязаны или по временам дня, так что ряд их начинается и заканчивается с каждым днем и, таким образом, образуют из себя круг суточного Богослужения, или бывают привязаны к дням недели и года, и образуют из себя круг Богослужения седмичного или годового. § 15. Виды суточного Богослужения . Повседневных церковных служб, кроме литургии, считается восемь: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы первый, третий, шестой и девятый. Церковные службы начинаются вечерней, потому что в древности день начинался с вечера. Из снисхождения к верующим, которые, по житейским занятиям и службе гражданскому обществу, не могут собираться на все эти службы отдельно, Церковь совершает их в три различные времени дня: вечером, утром и около полудня. Богослужение вечернее состоит из часа девятого, вечерни и повечерия; утреннее из полунощницы, утрени и часа первого; полуденное из часов третьего, шестого и литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

молебен — молитвенное обращение ко Господу, Божией Матери и святым, совершаемые священником вместе с христианами, имеющими особую потребность поблагодарить Бога о каком-либо благодеянии, попросить Его об успехе в начатом добром деле, об исцелении от болезни и так далее; отпевание — молитва священника и верующих об упокоении усопшего, которыми Церковь провожает его в последний земной путь; панихида — моление Церкви об отдельном усопшем или о многих почивших; различные обряды, такие как освящение жилищ и разных предметов. Подобные богослужения по-другому называются требами и, не завися от дневного богослужебного круга, могут совершаться в любое время. Дневной богослужебный круг включен в более широкий — недельный (по-славянски седмичный). Церковные богослужения каждого дня недели обычно включают молитвы определенным святым. В понедельник Церковь молится Архангелам, Ангелам и прочим бесплотным небесным силам; во вторник — святому Иоанну Крестителю; в среду и пятницу — Кресту Господню; в этот день воспоминаются крестные страдания Спасителя; в четверг — апостолам и святым иерархам (святителям); в субботу — всем святым. Каждое воскресенье является праздником в честь Воскресения Христова — малой Пасхой. В этот день Церковь торжественно воспевает Господа, умершего за человечество и воскресшего во славе. Богослужебный круг года пронизан связью с Пасхой, которая празднуется по лунному календарю в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. От Пасхи до Пасхи длится ежегодный цикл храмовых чтений из Евангелия и других книг Нового Завета (читается за службой и Ветхий Завет, особенно Псалтирь). За семь недель до Пасхи начинается Великий пост — время глубокого покаяния и внутренней сосредоточенности, когда Церковь делает свои богослужения особо строгими и проникновенными. В последнюю неделю перед Пасхой — Страстную седмицу — христиане скорбят о Распятом Спасителе, одновременно радуясь о совершенном Им нашем Искуплении. Эти дни светлой печали сменяются ликованием Пасхи. Торжество Светлого Христова Воскресения празднуется 40 дней.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Затем после небольшого перерыва следует дневная группа служб: 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (если полагается литургия Преждеосвященных Даров, то в соединении с литургией). По вечерам служится великое повечерие (на 1-й седмице – с Великим каноном преподобного Андрея Критского ). Однако в большинстве храмов начиная со 2-й седмицы Великого поста утреню переносят на вечернее время, и, таким образом, богослужение совершается два раза в день: утром (3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров)) и вечером (великое повечерие и утреня с 1-м часом). §2. Седмичный круг богослужения Седмичный круг составляют богослужения, совершаемые в течение седмицы. Следует иметь в виду, что каждый день седмицы посвящен прославлению определенного священного события или памяти святого, причем в Церковном Уставе первым днем седмицы считается воскресенье, а завершает седмицу субботнее богослужение. Службы (изменяемые песнопения) седмичного круга богослужения находятся в Октоихе. В течение седмицы поются песнопения Октоиха только одного гласа, причем воскресная служба открывает песнопения данного гласа, тогда как отдание гласа совершается в субботу. Воскресенье, первый день седмицы, называется в греческом языке Κυριακ, что означает «(день) Господень», а в славянском именуется словом неделя и посвящается воспоминанию Воскресения Христова. Полагают, что празднование воскресного дня началось в самые первые годы жизни Церкви, до рассеяния 12-ти апостолов. Примечательно, что уже в Откровении Иоанн Богослов называет воскресный день «днем Господним» (ср.: Откр. 1:10 ) 48 . Позже, в III веке, появляется запрет на работу, пост и коленопреклонение в воскресные дни, а «в IV в находим уже и правительственную регламентацию празднования недельного дня» 49 . В понедельник совершается прославление Небесных бесплотных чинов, которые по своему статусу почитаются выше всех святых других ликов. Вторник посвящается памяти святого Иоанна Предтечи, который прославляется как «больший из рожденных женами» (ср.: Мф. 11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Богослужебный круг седмичный – последовательность богослужений в пределах одной недели. Б. к. с. не имеет своих отдельных служб, но его литургические тексты (тропари, кондаки, стихиры и каноны дня седмицы) вставляются в определенные места суточных служб в зависимости от дня недели. Богослужение каждого дня имеет свое посвящение: понедельник посвящен Небесным Силам бесплотным; вторник – ветхозаветным пророкам и особенно величайшему из них Иоанну Предтече; среда – Животворящему Кресту Господню, Крестным страданиям Иисуса Христа и прославлению Его Пречистой Матери; четверг – апостолам Христовым и святителю Николаю Чудотворцу; пятница – Крестным страданиям Христовым и Пресвятой Богородице; суббота – всем святым и поминовению усопших; богослужение воскресного дня посвящено Воскресению Господа Иисуса Христа. Все эти песнопения распределяются по восьми основным ладам, или гласам, и напечатаны в Октоихе. Каждая седмица имеет свой глас, и, таким образом, весь Октоих разделен на восемь частей – по гласам, а каждый глас – на семь дней. Б. к. с. составляет цикл из восьми седмиц, повторяющихся на протяжении всего года, начиная с первого воскресенья после Пятидесятницы. Богослужебный круг суточный – последовательность богослужений одного дня. Б. к. с. связан со стремлением освящать молитвой основные части суток: вечер, ночь, утро и полдень, и состоит из девяти различных богослужений. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера, поэтому первой службой суточного круга является вечерня, за которой следуют повечерие (своего рода общественные молитвы после ужина на сон грядущий), полунощница, утреня (начинается перед восходом солнца), служба 1-го часа (около 7-го часа утра), 3-го часа (10 часов утра), 6-го часа (полдень, время распятия Господа) и 9-го часа (три часа пополудни, время Его Крестной смерти). Но главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия – по времени она совершается между 6-м и 9-м часами. Б. к. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В Иерусалимском уставе имеются так называемые «Марковы главы». Они появились вследствие увеличения числа памятей и необходимости сочетания подвижных памятей с неподвижными. Свое наименование эти главы получили, вероятно, от Марка, епископа Идрунтского (IX–X в.). Славянская редакция Марковых глав шире греческой. В греческом варианте имеется 95 глав, в славянском – 114. Суточный круг богослужения. Вседневная вечерня Службы суточного круга Суточный круг богослужения включает в себя девять служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, литургия (чин изобразительных), 9 час. На практике происходит соединение некоторых из этих служб. К началу вечерни присоединяют 9 час, к утрени – 1 час, к началу литургии – 3 и 6 часы. Благодаря этому фактически богослужение обычно совершается не более трех раз в сутки – утром, днем и вечером (но чаще – два раза в сутки: утром и вечером). Все службы суточного круга имеют несколько видов. Существует малая, вседневная и великая вечерня; вседневные, великопостные, царские и пасхальные часы; великое и малое повечерие; вседневная, субботняя и воскресная полунощница; вседневная, славословная, полиелейная утреня; литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Вседневная вечерня: дни и время совершения Вседневная вечерня совершается в будние (седмичные) дни, когда совершается память святых без знака в уставе, шестеричных и славословных. В особых случаях вседневная вечерня бывает и в дни памяти полиелейного и бденного святого. Такое случается во время Сырной седмицы и Великого поста. Согласно указанию Типикона (9 глава), вседневная вечерня должна совершаться «перед вечером мало», т.е. перед заходом солнца. В современной практике вечерня бывает в 5 часов после полудня (чаще всего это бывает в зимний период) или в 6 часов после полудня. Идейное содержание вечерни В Учительном известии Служебника говорится, что при совершении вечерни служитель должен благоговейно поучаться в мысли своей, умиленно размышляя, «как Господь и Спас наш Иисус Христос, по спасительных Своих страстех в пяток вечера, на кресте грех наших вися, спасения ради нашего умре, како един от воинов копием ребра Ему прободе, из него же абие изыде кровь и вода, како посем Иосиф с Никодимом, тело Христово снемше, плащаницею обвиша и во гробе положиша, и како Мария Магдалина с Пречистою Материю Господнею, с плачем и великим рыданием, в горести сердца зряху сия».

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Пение, как выражение молитвы и передача богослужебного текста в особом подчиненном уставу напеве, становится составной частью всякого чинопоследования, всякого богослужебного действа. В православном богослужении все взаимосвязано и соподчинено. Суточный богослужебный круг входит в круг седмичный, состоящий из восьми недель по числу гласов (основных напевов). Седмичный накладывается на годовой с чередованием праздников всего года. Кроме того, период Великого поста, Страстной седмицы и Пятидесятницы (от Пасхи до дня Святой Троицы) имеет свои особые последования, в которые включаются и службы суточного и седмичного кругов. Необычайное богатство церковных чинопоследований и песнопений имеет общую связующую основу – осмогласие, упорядоченное к IX веку великим византийским песнотворцем св. Иоанном Дамаскином , составителем Октоиха, воспетым в известной поэме А.К. Толстого. Осмогласие (или восьмигласие) – стройная система напевов, объединяющая 8 гласов (или ладов), воспринятая на Руси с принятием христианства, развилась в самобытное певческое искусство церковных распевов. Поэтические формы византийской гимнографии – тропари, кондаки, стихиры, антифоны, прокимны, ирмосы – при переводе с греческих богослужебных текстов и составлении новых служб русским святым обрели в Древней Руси мелодически самостоятельные напевы, будучи распеты русскими певцами на основе общецерковного канона. Процесс освоения на Руси византийского осмогласия, как и в других областях культуры, протекал творчески. «Не только отдельные произведения, но целые культурные пласты пересаживались на русскую почву и здесь начинали новый цикл развития в условиях новой исторической действительности: изменялись, приспосабливались, приобретали местные черты, наполнялись новым содержанием и развивали новые формы» (Лихачев Д.С. Развитие русской литературы XXVII веков. Л., 1973. С. 22). Осмогласие сохранилось как скрепляющее начало, как основополагающий музыкально-конструктивный принцип для всех богослужебных циклов, а напевы осмогласия в Русской Православной Церкви получили самобытное выражение.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В самый день праздника совершаются часы (третий и шестой) и литургия — главное богослужение суточного круга, за которым совершается Таинство Евхаристии. Православные литургии соответствуют древнему чину святого Василия Великого и святого Иоанна Златоустого. В дни Великого поста, когда литургии положено совершать лишь в субботу и воскресенье, в среда и пятницы совершается особый чин литургии — Преждеосвященных Даров. Сна носит имя святого Григория, папы Римского. За этой литургией верующие причащаются освященными ранее Святыми Дарами. По сравнению с западными литургиями, православные продолжительны и имеют не существующую в западных литургиях первую часть — проскомидию, на которой приготовляются Святые Дары — хлеб и вино. Из одной просфоры вырезается Агнец — хлеб, который будет освящен, из других четырех просфор изымаются частицы: в честь и память Пресвятой Богородицы, Предтечи и Крестителя Иоанна, ветхозаветных пророков, святых апостолов Петра и Павла и многих других святых. Молитвенно поминаются живые и умершие, что тоже сопровождается изъятием во имя их особых частиц. Причащение совершается под двумя видами: Телом и Кровью Христовыми — как для священников, так и для мирян. Приступать к Таинству может только тот, кто предварительно (накануне или перед самой литургией) исповедался и соблюл евхаристический пост — с вечера ничего не ел и не пил. Следующий богослужебный круг связан с тем, что в различные дни седмицы в богослужения включаются различные молитвенные воспоминания. Этот круг называется седмичным. Начало ему положено еще в апостольские времена, когда в первый день недели прославлялось Воскресение Христово . Особые воспоминания связываются и с богослужениями других дней седмицы. В понедельник Церковь молится Бесплотным Силам, во вторник — ветхозаветным пророкам и особо Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Со средой и пятницей Православная Церковь связывает воспоминания о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, самих страданиях и смерти и особо поклоняется в эти дни Честному и Животворящему Кресту. В четверг прославляются святые апостолы, а также особо почитаемый на Руси святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский. Суббота посвящена воспоминанию и прославлению святых и всех в вере скончавшихся. Конечно же, во все дни седмицы прославляется Пресвятая Богородица, но в воскресенье, среду и пятницу особо.

http://pravoslavie.ru/29798.html

20. Кроме св. Писания, есть особенные богослужебные книги, как для употребления вседневного, так и на различные времена и случаи. Для повседневного употребления священнослужители имеют Служебник, в коем изображено все, что они должны совершать на вечерни, утрени и на литургии, а чтецы и певчие – Часослов, заключающий в себе псалмы, молитвы и песни, употребляемые в различных богослужениях дневных. Круг богослужения седмичного содержится в Октоихе, или Осмогласнике, названном так потому, что он разделен на 8 гласов, или напевов церковных, а круг годовой – в Минеи местной, расположенной по месяцам и числам. Для богослужения в Великий пост служит Триодь постная; а в недели Пятидесятницы (от Пасхи до нед. Всех Святых) Триодь Цветная 5 .Наконец, для священнодействий и молитвословий на разные случаи, мы имеем Требник, книги молебных пений, Акафистник, и многие другие. Все это есть богатейшее собрание творений святых мужей. В богослужении литургии, утрени, вечерни и часов находим молитвы и песни древнейших Отцов, наприм. из 4-го века св. Василия Великого и Иоанна Златоуста , а некоторые, по всей вероятности, еще более древние, каковы наприм. утренняя песнь: Слава в вышних Богу, и вечерняя: Свете тихий. В Октоихе, Минеи и Триодях собраны творения многих святых песнопевцев, как то: из 5-го века, Романа Сладкопевца и Анатолия, Патриарха Цареградского; из 7-го века: Софрония, Патр. Иерусалимского и Андрея, Архиепископа Критского; из 8-го: Иоанна Дамаскина , Космы Епископа Маюмского, Германа, Патр. Цареградского; из 9-го: Преп. Феодора Студита и брата его Иосифа, Епископа Солунского, другого Иосифа песнописца, Феофана, Митр. Никейского, и других. В числе писателей церковных песней есть и одна благочестивая дева,инокиня Кассия, которой принадлежит большая часть прекрасных ирмосов в великую Субботу. 21.Все богослужение нашей Церкви сохраняет священный вид древности, в каком принято оно от Церкви Греческой, столько богатой великими и святыми пастырями, учителями и песнопевцами. Первоначальным переводом нужнейших церковных книг мы обязаны святым просветителям Славян – Мефодию и Кириллу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

6.1. ОТЗЫВ профессора Б. А. НЕЛЮБОВА на кандидатскую диссертацию профессорского стипендиата иеромонаха ИОАКИМА (Манукяна) по кафедре Церковной истории на тему: «История богослужения Армянской Апостольской Церкви (V–XIV вв.) и его особенности в свете Православного Предания». Кандидатская диссертация иеромонаха Иоакима (Манукяна) состоит из 148 машинописных страниц, включает 101 наименование библиографических указаний. После краткого предисловия, в котором автор пишет об актуальности вышеупомянутой темы, о литургистах, посвятивших себя изучению армянского богослужения, о цели и методе работы, он приступает к раскрытию самой темы, начиная с суточного круга богослужения. На протяжении всей истории Армянской Церкви, пишет иеромонах Иоаким, уже согласно источникам самого раннего периода, богослужение делилось на суточный и годичный круг, в отличие от православного богослужения, в котором был ещё и седмичный круг богослужения. Автор начинает с описания суточного круга, который формировался постепенно, начиная с 6-и и кончая 9-ю службами к настоящему моменту. При перечне служб и книг, по которым совершаются чинопоследования, он старается проводить параллель с православными анало- —728— гами, подчёркивая при этом, что стопроцентных совпадений ни с православными, ни с древними восточными Церквами не было. В разделе «История и чинопоследование суточных служб» изложен материал распределения псалмов по службам, составления канонов для каждого богослужения вместе с осмогласной их системой, седальнов (ипакои), антифонов, шараканов (ирмосов) и др. песнопений (с. 20–21, 27) со ссылкой при этом не только на армянские, но и вселенские авторитеты отдельных лиц (свт. Афанасия, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ) и соборов. Не обходит молчанием автор и богослужебные чтения из Ветхого Завета по переводу из Септуагинты в эпоху Месропа Маштоца (V в.) и из Нового Завета сирийской редакции Пешито, причём евангельские чтения распределяются по осмогласной системе и в зависимости от характера богослужения (с. 41–42). При перечне чинопоследований автор параллельно упоминает о сходстве некоторых молитвословий с православными (молитва Манассии – с. 24, «Свете тихий», «Единородный Сыне» и др.). Этих сходств можно было бы найти больше, однако из-за недостаточного знания славянского языка иеромонах Иоаким даёт русский перевод, в котором с трудом всё же можно найти сходство с армянским богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010