Далее следуют день седьмый (как дань ветхозаветному Божьему установлению о субботнем покое) и день осьмый (как утверждение главного содержания веры христиан в Господа Воскресшего), в которые служится Божественная литургия. В эти два дня пост ослабляется: поклоны упраздняются, дозволяется пища с елеем и вином. Между прочим, в воскресный день, согласно Типикону, положены две трапезы: после Литургии и после вечерни (для сравнения, в будние дни Поста предусмотрена лишь одна трапеза после вечерни). После двух дней «передышки от поста» в неделю вечером, по Уставу, положены краткая лаконичная вечерня и малое повечерие. Это - самые короткие и лёгкие службы за всю седмицу. Одновременно с тем, это - подготовка к аскетическому подвигу перед очередной постовой седмицей. Пассия искажает этот седмичный круг. Пассию никто не назовёт службой «переходной». Это - впечатляющая «мистерия». В результате её служения в седмице возникает иной притягательный смысловой акцент, требующий от верующих напряжения сил и внимания. Далеко не каждый выдержит полноценное участие в Литургии, всенощной, а плюс к тому ещё, как обязательная добавка - и в пассии! Кто-то из прихожан выберет пассию вместо Литургии, кто-то - вместо всенощной, кто-то предпочтёт пассию и Литургии, и всенощной. И этот перекос неизбежен. Для семейных людей надо когда-то отдыхать, когда-то заниматься домашним хозяйством... Подчеркнём: пассия не просто «добавляется», но конкурирует с «более спокойными» службами - воскресной Литургией, всенощным бдением, великопостным чинопоследованием. Своей яркостью пассия затмевает и умаляет значение уставного богослужения. В этом заключается её несомненный духовный вред. 11. О порядке евангельских чтений. Документ справедливо отмечает: «Чтение Евангельских зачал не соответствует нормам устава, который не предполагает включение текстов Нового Завета в великопостное будничное богослужение». Это действительно так. Но следует сделать важное добавление. Речь должна идти не о новозаветных чтениях «вообще», но об особых евангельских чтениях, именуемых Страстными . Они никогда не назначаются в качестве рядовых или праздничных. Согласно Типикону, они читаются в один исключительный день - в Великий Пяток на службе 12 Страстных Евангелий и Часах.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Тема 1. Вводные понятия 1.1. Богослужебное время Наши занятия мы начнем с материала, который вам уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится Православное богослужение. Это суточный, седмичный 1 и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год – оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании (1, с. 19–20). Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб. Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт.1:5 ). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению [там же, с. 23].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

елея ясно показывает обнаружившееся в 9–10 веках и указанное выше стремление к дальнейшему осложнению последования елеосвящения. Выше разобранный опыт построения последования по седмеричной системе выразился в семикратном повторении процессов освящения елея и помазания им больного, очень простых по своему составу. Теперь же вместо повторения семи раз того, что делал и читал первый пресвитер, замечается стремление положить на каждого пресвитера по особой молитве, как при освящении елея, так и при помазании им больного. Отсюда каждый пресвитер повторял только действие первого пресвитера, но читал при этом всякий раз особую молитву, в результате чего и образовался седмичный круг молитв, повторявшийся священнослужителями при том и другом действии. Но если для первой части последования – освящения елея – введение седмичного круга молитв было лишь обогащением последования, то по отношению ко второй и важнейшей части – помазанию больного елеем – при введении новых молитв возникал вопрос о тайносовершительном значении одной какой-либо молитвы или формулы. При древнем составе этой части, когда помазание совершалось при чтении одной молитвы, последняя и имела совершительную для таинства силу; отсюда и при семикратном ее повторении каких-либо недоумений не возникало. Но теперь, при введении на помазание больного елеем семи молитв, естественно было ожидать сохранения употреблявшейся и ранее молитвы или формулы, при произнесении которых совершалось в древнее время помазание в силу усвояемого им тайносовершительного значения. Однако ясное указание на это мы находим лишь в последующее время. Из приведенного же чина Барберинова евхология совсем не видно, было ли удержано тайносовершительное значение за одной молитвой или формулой. Судя по умолчанию об этом евхология, более вероятно второе. В приведенном чине перечисляются те части организма больного, которые следовало помазывать елеем, и умалчивается о произнесении при этом одной какой-либо молитвы или формулы. Очевидно, введение в последование семи молитв способствовало тому, что данным молитвам и была усвоена совершительная для таинства сила, почему при произнесении их и было признано нужным совершать помазание больного елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

В «Д.» впервые в христ. лит-ре упоминаются посты в среду и пятницу (8. 1; см. ст. Седмичный круг богослужения ) и предкрещальный (с к-рым связано происхождение Великого поста ; 7. 1-4); свидетельство «Д.» также важно для исследования происхождения круга суточных служб (здесь говорится о троекратном чтении «Отче наш» в течение дня: 8. 1-3) и установления празднования воскресенья (14. 1). Изд. и коммент.: Θιλθεος (Βρυννιος), μητρ. Διδαχ τν δδεκα ποστλων... Κωνσταντινοπολις, 1883; Harnack A. , von. Die Lehre der zwölf Apostel. Lpz., 1884; Taylor C. The Teaching of the Twelve Apostles, with illustr. from the Talmud. Camb., 1886; Harris J. R. The Teaching of the Apostles. L., 1887; Funk Fr. X. Doctrina duodecim apostolorum. Canones apostolorum. Tüb., 1887; Jacquier E. La doctrine des douze apôtres et ses enseignements. P.; Lyon, 1891; Horner G. W. A New Papyrus Fragment of the Didache in Coptic//JThSt. 1924. Vol. 25. P. 225-231; Schmidt C. Das koptische Didache-Fragment des British Museum//ZNW. 1925. Bd. 24. S. 81-99; Peradse G. Die Lehre der zwölf Apostel in der georgischen Überlieferung//ZNW. 1932. Bd. 31. S. 111-116; Richardson C. Ch. The Teaching of the Twelve Apostles, Commonly Called the Didache. Phil., 1953; Lefort L. Th. Les Pères apostoliques en Copte. Louvain, 1952. (CSCO; 135-136; Copt. 1-18); Audet J. P. La Didachè: Instructions des Apôtres (Διδαχα τν ποστολν). P., 1958; Kraft R. A. Barnabas and the Didache. N. Y., 1965; Mattioli U. La Didachè: Dottrina dei dodici apostoli/Introd., trad. e note di U. Mattioli. R., 1976; Wengst K. Didache. Apostellehre. Barnabasbrief. Zweiter Klemensbrief. Schrift an Diognet/Eingel., hrsg., übertr. und erkl. Münch., 1984; Didache: Zwölf-Apostellehre - Traditio Apostolica: Apostolische Überlieferung/Hrsg. G. Schöllgen, W. Geerlings. Freiburg etc., 1991. (Fontes Christiani; 1); Rordorf W. , Tuilier A. La Doctrine des douze apôtres (Didachè): Introd., texte, trad. P., 19982. (SC; 248); Niederwimmer K. The Didache: A Comment.: Transl. Minneapolis, 1998; Учение 12 апостолов/Пер.: прот. В. Асмус//Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 25-63; Milavec A. The Didache: Text, Transl., Analysis and Comment. Collegeville (MN), 2004.

http://pravenc.ru/text/Дидахе.html

е. во вседневной службе одни молитвословия относятся ко времени суток: к вечеру, к утру и так далее; другие – к дням седмицы: к понедельнику. вторнику и т. д,; третья – к 1-му, 2-му, 3-му и т. д. числу месяца, дню года. В молитвословиях суточных, иначе, в службах суточных (дневных), воспоминаются такие события, которые совершились в те часы, в то время, в которое отправляется вседневная служба; в молитвословиях седмичных, иначе, в службах дней седмицы, содержатся воспоминания, положенные св. Церковью в эти дни; в молитвословиях годовых, иначе, в службе годовой, воспоминаются события, бывшие в то время года, когда совершается служба. Молитвословия, принадлежащие к службе суточной – по прошествии суток следует опять в том же порядке, как в предшествующие сутки. Точно так молитвословия дней седмичных – по прошествии седмицы, молитвословия и песнопения дней года – по прошествии года начинают и следуют подобно тому, как в прежнюю седмицу, в прежний год. Отсюда ряд служб суточных (дневных) – во все продолжение суток, ряд служб седмичных – в продолжение всей седмицы, ряд служб годовых – в продолжение всего года, носят названия: круга суточного (дневного), круга седмичного, круга годового. Каждый из этих кругов служб содержит свой особый порядок молитвословий, песнопений, чтений и свой ряд воспоминаемых церковных событий, и потому составляет собою особый, отдельный от другого круг. Службы каждого из этих кругов имеют в свое время и в своем месте: а) молитвословия более или менее торжественные, б) покаянные и в) за упокой. Как каждый час дня относится (принадлежит) к дню седмицы и в дню года, и каждый день года есть который либо день седмицы и состоит из часов, так и службы кругов дневного, седмичного и годового находятся между собою в тесной взаимной связи, и потому в каждом вседневном Богослужении на вечерне, или на утрени находится служба всех кругов: и дневная, и седмичная, в годовая. Из числа этих трех служб – служба суточная (дневная) составляет как бы основание вседневных служб общественного Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Несмотря на ассоциацию дней седмицы с памятями святых, на деле песнопения седмичного круга в богослужении присутствуют далеко не всегда. Воскресные тексты Октоиха – наиболее явные и частые представители седмичного круга в богослужении; они отменяются только на Пасху и в случае двунадесятых Господских праздников. В то же время в богослужениях понедельника – субботы песнопения седмичного круга присутствуют нечасто: только если случится память святому, которому не положено праздничного богослужения, и при этом не должно быть предпразднства или попразднства двунадесятого праздника. Напротив, если случится праздник с полилеем или период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника, то Октоих не поется, а значит, и песнопения седмичного круга фактически в богослужении отсутствуют. Годовой круг богослужения Годовой круг богослужения состоит из двух параллельно идущих календарей: подвижного круга и неподвижного круга. Подвижный годовой круг зависит от лунного календаря, начинается в день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Состоит этот круг из 50, 51, 54 или 55 седмиц (10 седмиц Постной Триоди + 7 седмиц Пятидесятницы + седмицы по Пятидесятнице). Как видно, количество седмиц между Пятидесятницей текущего года и началом великопостного предуготовительного периода следующего года различается, и именно этим определяется продолжительность расстояния между Пасхами соседних годов. Подвижный круг в богослужении явно присутствует в период Триоди (то есть в течение 18 недель: от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых): здесь есть специальные праздники с подвижными датами (конкретная дата определяется Пасхой этого года) и особые песнопения в Триодях Постной и Цветной. В остальной период (от Недели всех святых данного года до Недели о мытаре и фарисее следующего года) подвижный круг в богослужении отражается только в рядовых чтениях Апостола и Евангелия на литургии. Неподвижный годовой богослужебный круг зависит от солнечного календаря и состоит из 52 седмиц. По сути, его составляют праздники и памяти святых с фиксированными датами. В соответствии с византийской средневековой традицией, церковный год (а вместе с ним неподвижный годовой круг) начинается 1 сентября по старому стилю. В XXI веке разница между гражданским григорианским «новым» стилем и церковным юлианским «старым» стилем составляет 13 дней. Цитаты о богослужебных кругах

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-krugi

Итак, в одних и тех же девяти службах (вечерни, повечерии и пр.) находятся молитвословия трех родов: во-первых, относящиеся ко времени суток, во-вторых – ко дню седмицы, в-третьих – ко дню года. По прошествии суток молитвословия (службы из них) опять следуют в прежнем порядке. Повторяющиеся в каждые сутки одни и те же молитвословия составляют собою как бы круг, круг молитвословий суточный. Подобно сему, по прошествии седмицы молитвословия (службы из них), принадлежащие дням седмицы, следуют в прежнем порядке и составляют собою круг седмичный, и по прошествии года молитвословия (службы из них), относящиеся к дням года, следуют в прежнем порядке и составляют собою круг годичный. Молитвословия кругов суточного, седмичного и годичного находятся в связи между собою. Подобно тому как каждый час суток принадлежит дню седмицы и дню года и каждый день года состоит из дней седмицы и из часов суток, так и в службах круга суточного содержатся службы дней седмичных и службы дней года. Например, на воскресной, как и на всякой, вечерне поется псалом «Господи воззвах», с ним же соединяются из службы седмичной – стихиры воскресные и из службы годичной – стихиры тому угоднику, которому празднуется в тот день, когда совершается служба. По тому самому, что служба круга суточного соединяется со службами кругов седмичного и годичного и в этих службах – круга седмичного и годичного – бывают службы: а) более и менее торжественные, б) службы покаянные и в) службы за упокой, то и службы круга суточного, согласуясь с молитвословиями кругов седмичного и годового, совершаются приноровительно к службам кругов седмичного и годового и имеют свои видоизменения. Так, вечерня бывает: а) малая, б) вседневная, в) великая; повечерие: а) великое и б) малое; полунощница: а) вседневная, б) субботняя, в) воскресная; утреня: а) не праздничная, б) с великим славословием, в) с полиелеем; часы: а) вседневные, б) великопостные, в) царские, г) пасхальные; литургия: а) св. Иоанна Златоуста , б) св. Василия Великого , в) преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним; вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы - поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к.- суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к-рые должны совершаться ежедневно в определенное время (напр. вечерня , повечерие , полунощница , утреня , часы ). Христ. система молитв, приуроченных ко времени суток, восходит к I в.: апостолы ходили в иерусалимский храм к утреннему и вечернему жертвоприношениям (см. в ст. Ветхозаветное богослужение ), уединенно молились в определенные часы дня и ночи (Деян 3. 1; 5. 21; 10. 9); в «Дидахе» (посл. треть I в.?) к троекратной молитве в течение дня призываются все верующие. К III в. набор суточных служб был уже близок к совр. (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church. L., 1981). В правосл. традиции основной книгой, где изложены последования служб суточного круга, является Часослов , состав к-рого в основном сформировался к IX в. В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения 3 др. Б. к.: седмичного и годовых подвижного и неподвижного. Седмичный круг богослужения - это цикл памятей, распределенных по дням недели. Началом и центром седмичного круга является воскресный день, посвященный Воскресению Христову. К проч. дням могут быть приурочены те или иные памяти святых или событий священной истории. В совр. правосл. богослужении на каждый день недели приходится по 2 литургические темы: в понедельник - покаянная и Небесных Сил, во вторник - покаянная и св. Иоанна Крестителя, в среду и пятницу - Креста Христова и Пресв. Богородицы, в четверг - св. апостолов и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в субботу - всех святых и заупокойная. Формирование седмичного Б. к. восходит к ветхозаветному почитанию субботы . В христ. богослужении особое отношение к субботе сохранилось, но первенствующее место в седмичном круге закрепилось за Днем Господним - воскресеньем. Остальные памяти седмичного круга были закреплены за соответствующими днями постепенно. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно различаться (напр., см. ранние рукописи визант. Октоиха ), совр. система окончательно сложилась к XI в.

http://pravenc.ru/text/149587.html

2) на литургии нельзя пропустить ни одного слова, а там, как известно, полагаются не только ектеньи, но много других возгласов, которые не иначе могут быть произносимы, как с ответом певца, в роде, напр., возгласа: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»; – ответ: «Отца и Сына, и Святого Духа…», или: «Станем добре, станем со страхом», – ответ: «Милость мира, жертву хваления», и пр. Не говорим уже о том, что по издревле установившемуся чину нашей православной Церкви литургия должна всегда сопровождаться пением. Кто же станет петь без певца? (Рук. д.с.п. 1885, 35; Ворон. Е.В. 1887, 20). В Полоцкой епархии было вменено в непременную обязанность причтам церквей озаботиться обучением учащихся в народных училищах мальчиков клиросному чтению и пению, дабы последние, на случай болезни или отсутствия псаломщика, могли исполнять за них обязанности по совершению богослужений (Полоц. Е.В. 1879, 11). О самых церковных службах Круги церковных служб. В состав общественного богослужения входят троякого рода молитвословия, песнопения и чтения: одни молитвословия, песнопения и чтения посвящены Церковью событиям, приурочиваемым ею к известным часам суток, другие – к дням седмицы, третьи – к дням года. Отсюда службы церковные, обыкновенно, подразделяются: 1) на суточные (иначе называемые – дневными), 2) седмичные и 3) годовые. Ряд каждого вида этих служб составляет так называемый круг. Круг суточных служб совершается в пределах суток и с наступлением каждых следующих суток снова идёт в том же порядке; круг седмичных служб совершается в пределах седмицы и с наступлением каждой следующей седмицы снова повторяется; круг годовых служб тянется на протяжении года и в каждом следующем году опять идёт в том же порядке. Существенное отличие всех этих служб может быть выражено кратко так: службы суточные неизменны и составляют как бы основание общественного богослужения; службы седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях с каждым днём седмицы, а годовые – с каждым днём года, сообразно с теми воспоминаниями, которые Церковь усвояет каждому дню седмицы и года. Службы суточные, седмичные и годовые не совершаются отдельно одни от других, а все вместе, и именно: к службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годовые; вследствие этого в одной и той же службе бывают молитвословия, чтения и пения, имеющие отношения к священным воспоминаниям, соединённым или:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010