5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

1-я Неделя – Пасха; 2-я Неделя по Пасхе – Антипасха; 3-я Неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц; 4-я Неделя по Пасхе – о расслабленном; среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы; 5-я Неделя по Пасхе – о самаряныне; 6-я Неделя по Пасхе – о слепом; среда 6-й седмицы – отдание Пасхи; четверг 6-й седмицы – Вознесение Господне; 7-я Неделя по Пасхе – святых отцов I Вселенского Собора; суббота 7-й седмицыТроицкая вселенская родительская суббота; 8-я Неделя по Пасхе – Пятидесятница. День Святой Троицы; понедельник Троицкой седмицы – День Святого Духа; 1-я Неделя по Пятидесятнице – Всех святых. Каждая неделя периода Цветной Триоди имеет особый глас, причем при нумерации недели предваряют соответствующие седмицы, то есть сначала идет 2-я Неделя по Пасхе, затем 2-я седмица по Пасхе, 3-я Неделя, 3-я седмица и так далее. Необходимо отметить, что глас недели и седмицы на единицу меньше ее порядкового номера: в Неделю Антипасхи и на 2-й седмице по Пасхе песнопения Триоди поются на 1-й глас, в Неделю мироносиц и затем в седмичные дни поются песнопения 2-го гласа, в Неделю о расслабленном и ее попразднство – 3-го гласа, в Неделю о самаряныне и ее попразднство – 4-го, в Неделю о слепом и ее попразднство – 5-го, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора – 6-го, в Неделю Всех святых – 8-го гласа (на Неделю Пятидесятницы данное правило не распространяется, ибо это двунадесятый Господский праздник). Период пения Цветной Триоди можно разделить на три части: 1. Пасха и Светлая седмица. Так как Пасха – важнейший христианский праздник, то богослужение пасхальным чином совершается не только в сам день Пасхи, но и повторяется каждый день Светлой седмицы 156 . Кроме того, в пасхальную седмицу на каждый день положены воскресные песнопения особого гласа. Так, на Пасху поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый понедельник полагаются песнопения 2-го гласа, во вторник – 3-го, в среду – 4-го, в четверг – 5-го, в пятницу – 6-го, в субботу – 8-го 157 . 2. От Антипасхи до отдания Пасхи. Этот период охватывает 32 дня и отличается тем, что на его протяжении поются пасхальные песнопения 158 . Богослужение же совершается по образцу службы в попразднство двунадесятого праздника, причем «праздником» для седмичных дней данного периода является предшествующая Неделя или Преполовение Пятидесятницы (в частности, выражение «канон праздника» обозначает канон недели (Антипасхи, жен-мироносиц и других) или Преполовения) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Скачать epub pdf 56. Седмица 7 по Пасхе. Троицкая Родительская суббота. О молитве за умерших Вечная память всем почившим. Со святыми упокой, Господи, всех усопших. Братия и сестры! Во вторник на Фоминой неделе святая Церковь совершала «Радоницу», т. е. пасхальную «родительскую субботу». Вместе со святой Церковью мы все возносили на Радонице моление о наших умерших, обо всех почивших в надежде воскресения и жизни вечной. Особый и так сказать специальный смысл этой пасхальной молитвы (и дома, и на могилке, и в храме) заключался в том, что мы поздравляли всех в Бозе почивших с праздником Воскресения Христова и теми же словами приветствовали их: «Христос воскрес!», что и живых людей. Христос и для них воскрес, и для них как бы вновь и вновь сходил в загробный мир, чтобы благовествовать о Своём воскресении. Радостью воскресения Христова и надеждой на грядущее всеобщее воскресение мы и делились со всеми умершими в поминальный день «Радоницы», молясь вместе с тем об упокоении их «в месте светле, злачне и покойне». Сегодня Троицкая родительская суббота. Завтра, в праздник Святой Троицы мы будем прославлять Пресвятую Троицу за наше спасение, за дарование Церкви и им благодатных, спасительных даров Святого Духа. О даровании этих даров почившим, о прощении их согрешений и упокоении с праведными мы молимся сегодня, в эту Троицкую субботу. На чём основано поминовение усопших в Православной Церкви? Оно основано на глубокой вере в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и небесной, для которой нет мёртвых, а все «живы суть». Всё Евангелие есть провозвестие грядущего воскресения для жизни вечной, нескончаемой. Своим воскресением Христос явил залог воскресения из мёртвых всех людей. Он – начаток воскресения, первенец из мёртвых ( Кол. 1:18 ). Он ответил саддукеям, не веровавшим в воскресение мёртвых: Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Ибо у Него все живы ( Лк. 20:27, 38 ). Поэтому верующие спокойно думают о смерти, и спокойно готовятся к ней, как переходу в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

– В отношении других суеверий – нужно их просто игнорировать. Преподобный Амвросий Оптинский говорил о том, что «не верь в приметы, и они не будут сбываться». Человек находится в руках Божиих, а отнюдь не в руках чёрных кошек или каких-то других несчастливых предметов. Именно поэтому всё, что происходит с человеком, зависит от воли Божией, а Господь устраивает для человека внешние обстоятельства в соответствии с его внутренним миром. Господь строит то, что находится вокруг человека так, чтобы привести человека к спасению. Именно поэтому, если мы хотим избежать скорбей, избежать страданий, мы должны стремиться жить по-евангельски, мы должны приносить Богу покаяние. Еще Златоуст говорил о том, что есть три способа спастись: – не грешить; – каяться; – терпеть преходящие скорби. Если мы не хотим жить в скорбях, мы должны учиться каяться и должны учиться не грешить. Павел Вепринцев: – Спасибо, отец Димитрий. Нашу программу продолжает православный календарь. В 7-ое воскресение по Пасхе прославляются подвижники благочестия, участники Первого Вселенского Собора . Собор был создан при императоре Константине Великом в 325 году для опровержения ереси Ария. Седмица 7 по Пасхе, среда и пятница, постные дни. 8/21 мая Церковь вспоминает апостола и Евангелиста Иоанна Богослова . Свидетель чудес и крестной смерти Спасителя, он до конца земной жизни исполнял главную заповедь своего Учителя – любил Бога и людей. Написал Евангелие, Откровения и три Послания. Иоанна Богослова особенно чтут учащиеся. 9/22 мая Церковь прославляет Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца . Святой Никола – один из самых почитаемых на Руси. Покровитель, защитник домашнего скота, путешественников и плавающих по морю. 22 мая Церковь молитвенно вспоминает перенесение в 11 веке мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, ныне это итальянский город Бари. 13/26 мая – Троицкая родительская суббота . Этот день поминовения всех усопших христиан отмечается накануне праздника в честь Пресвятой Троицы . Во всех православных храмах и монастырях проходят заупокойные службы и панихиды.

http://sueverie.net/doroga-k-xramu-sueve...

Центром этого периода, как и в др. традициях, является праздник Пасхи (Светлого Христова Воскресения). Период Великого поста продолжается 6 недель и завершается в пятницу перед Лазаревой субботой (нек-рые источники называют последним днем Великого поста Великую среду ). Далее следует пост Страстной (или Великой) седмицы, непосредственно предшествующей празднику Пасхи. Пасхальная седмица носит название Светлой (или Новой; греч. τς διακαινησμου, букв.- обновления) и завершается праздником Антипасхи (Неделей ап. Фомы); празднование Пасхи продолжается до среды перед праздником Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи), к-рый всегда приходится на четверг и празднуется до пятницы следующей недели; период Пятидесятницы замыкают Троицкая родительская суббота, Пятидесятница (или Троица), ее попразднство и отдание и праздник Всех святых в воскресенье после Пятидесятницы, вслед за к-рым сразу начинается Апостольский (или Петров) пост. Великому посту предшествует ряд подготовительных недель. К VII в. уже существовали Мясопустная и Сыропустная недели (воскресенья) (промежуток между ними уже является приготовлением к посту, когда прекращается вкушение мяса); в IX-X вв. подготовительный период открывался Блудного сына неделей , а не позднее XI в. перед ней было прибавлено еще одно воскресенье - Неделя о мытаре и фарисее, с к-рой в наст. время начинается пение Триоди Постной (в древнем иерусалимском богослужении притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее служили чтениями самого Великого поста). Как период Великого поста, так и период Пятидесятницы имеют сложную внутреннюю структуру, особыми посвящениями отмечены все воскресенья этих периодов и большинство суббот, а также ряд седмичных дней (напр., в среду 4-й седмицы по Пасхе совершается праздник Преполовения Пятидесятницы ). Период года вне Великого поста и подготовительных к нему недель, Пятидесятницы и Недели всех святых формально считается временем, когда памятей подвижного круга нет (его принято называть временем пения Октоиха), хотя подвижный круг определяет на весь год порядок следования гласов Октоиха и утренних воскресных евангельских чтений, а в значительной степени и порядок чтения Апостола и Евангелия. Неподвижный богослужебный круг

http://pravenc.ru/text/год ...

Братия и сестры! Мы обычно ленимся молиться и о живых и об умерших, особенно о неизвестных или малоизвестных нам людях. Не молясь о них, мы предрешаем тем свою собственную горькую посмертную участь: никто не будет молиться о нас после нашей смерти, если мы сами не молимся при своей жизни. Поэтому будем всегда (особенно при молении Церкви за умерших) внимательно слушать имена тех усопших, которые произносятся за богослужением и ревностно молиться за них. Ведь все усопшие – наши родные, все наши братья и сестры во Христе, ибо все мы члены единой семьи у Отца Небесного, желающего всем нам спасения. Молясь за других (за живущих или умерших), мы тем самым молимся и о себе, ибо Господь скажет скорее тогда, когда мы молимся (или заботимся) о других больше, чем о себе самих. Поэтому не будем ждать при церковном молении об умерших, когда прочтут вслух наши записки с именами наших родных, а будем одинаково усердно молиться и за тех, о ком просит молиться Церковь устами священнослужителя. Не забудем, что немало людей умирает внезапно, без подготовки к смерти, без покаяния и причащения. Смерть приходит и уносит их души врасплох, «нагло», внезапно, беспощадно, не думая о встрече её жертвы с Богом (а смерть делает эту встречу неизбежной). Какие волнения, какой страх и скорбь испытывает душа за гробом, неожиданно поглощённые смертью? Кто же может помочь им своей молитвой, свои ходатайством пред Богом о прощении, об избавлении от страшных мучений и угрызений их совести? Кто? Кто доделает за них то, что сами они не успели или не смогли сделать? Это мы с вами, дорогие братья и сестры, должны помочь им. Будем же всегда, особенно в родительские субботы, усердно, сердечно молиться о тех, о ком молится наша Церковь , и кто с такой надеждой ждёт этих молитв. Вечная память почившим! Со святыми упокой их, Господи! Христос Воскресе, дорогие наши покойнички. Аминь. 81  Более подробно о поминовении усопших в родительские субботы см. в статье «Поминовение усопших» (ко дню Дмитриевской субботы) в Журнале Московской Патриархии за 1959 год стр. 44–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Для христиан страшна не смерть, разлучающая душу с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, т. е. страшна смерть духовная. Ещё во время своей земной жизни верующий человек страдает и скорбит, когда нарушает своими грехами внутреннюю духовную связь с людьми и с Богом. После же смерти суть страданий, по словам святителя Иоанна Златоуста , заключается в том, что «возобновляются (вспоминаются и переживаются) земные грехи и мучат душу» 78 без возможности избавиться от этих мучений своими собственными силами, как это видно из притчи о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). И вот тут-то и помогают душе молитвы Церкви и всех близких и любящих её, а также дела милосердия, за неё творимые. Творя милостыню в память усопших, мы делаем это как бы от лица их и за них, как бы «доделываем» несделанное ими, «уплачиваем их долги», оставленные нам для уплаты за них, вносим и свой кодрант ( Мф. 5:26 ) за них Милосердному Владыке. И эти наши дела милосердия за умерших «сами предстоят, как говорит святитель Иоанн Златоуст Престолу Божию, ходатайствуя о помиловании усопших» 79 . Особую помощь умершим оказывает молитва Церкви за Божественной литургией. За них священник молится за проскомидией, вынимая частицы за упокой души их, молится на заупокойной ектении, молится после пресуществления святых даров, и наконец, молится в четвёртый раз на панихиде. «Частица, вынимаемая за усопшего во время литургийного жертвоприношения, – говорит святой Симеон Солунский , – соединяет его с Богом». «Не напрасно, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – узаконили апостолы творить пред страшными Таинами поминовение усопших... Поистине, заключает он, облегчится участь скончавшегося грешника частными молитвами и милостыней. Хотя бы умерший сам по себе и был недостоин, Господь услышит нас» 80 . Молитвы особенно за тех умерших, после смерти которых не осталось ни родных, ни знакомых, могущих помолиться о них. В таком же положении находятся также и все те из умерших, которые уже давно скончались и не имеют на земле никого, кто помолился бы о них упокоении. Это все те, которые называется общим именем «от века скончавшиеся». Вот здесь-то и имеют особый смысл и особое значение те нарочитые молитвы Церкви, которые совершаются в так называемые родительские субботы. Начало их (родительских суббот) уходит в глубокую древность: «Боголюбивые апостолы, – говорит святитель Афанасий Великий (святой отец четвёртого века), – и духовные отцы учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется». Эти древние годичные моления об усопших и превратились впоследствии в родительские субботы 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Все заупокойные моления об усопших, и особенно в родительские субботы, носят весьма трогательный, задушевный характер. Все они проникнуты верой в милость и благость Божию к согрешающему человеку. «Отче наш, любовь неизреченная, помяни усопших рабов Твоих», – так звучит основной мотив в заупокойном акафисте, читаемом в родительские субботы. Особенно трогательно, возвышенно и умилительно содержание парастаса (великой панихиды). Первая ектения его начинается с обычного приглашения «миром» помолиться «о свышнем мире и спасении душ наших», и далее следует ряд прошений обо всех «блаженной памяти скончавшихся», «от века и правоверии, надежде воскресения и жизни вечныя усопших, отец и братий наших». Церковь этими прошениями в первую очередь молится об «от века скончавшихся», т. е. давным-давно умерших, не оставивших ни у кого из живых памяти о себе. Все молящиеся в храме призываются воспринять их в Боге, ощутить в своём сердце и горячо помолиться об их «покое, тишине, блаженной памяти», а главное – о прощении прегрешений их – «вольных и невольных». Как в земной жизни грех вызывает беспокойство, болезнь, печаль, плач и скорбные воздыхания, так и за гробом грешная душа переживает подобные же тяжёлые состояния. И вот ектения призывает молиться о «плачущих, болезнующих, чающих Христова утешения», молиться, чтобы Господь «отпустил им всякие болезни, печали и воздыхания». Как в земной жизни богобоязненные души жаждут просвещение светом Христовой истины, так и после смерти страждущая душа жаждет света, покоя, благодатного общения с Богом. И ектения призывает молиться о вселении умерших «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, где присещает свет Лица Божия», и где пребывают все праведники ветхозаветные (Авраам и другие) и новозаветные. В возгласе священника содержится прославление Господа, дарующего усопшим «воскресение, живот и покой». Как видим, в парастасных молитвах (как, впрочем, и в других) содержится моление не только о наших ближних, но и о далёких предках. Обо всех «отец и праотец», обо всех «от века», т. е. когда-либо скончавшихся. Мы не знали и не знаем этих праотец. Но, однако, это были те предки, от которых мы наследовали блага нашей веры и упования на светлую жизнь в этом будущем веке. Не зная каждого из них лично, мы всех их, в том числе и воинов «на поле брани убиенных» духовно воспринимаем в Боге. С тёплым чувством любви и сердечной благодарности мы должны молиться о них, прося у Господа для них «прощения прегрешений, покоя, тишины и блаженной памяти».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Среди богослужебных текстов этой недели хотелось бы выделить седален, который поется после 3-й песни канона. Произнося богослужебные тексты, мы чувствуем, сколько теряют эти слова, если они не поются, а читаются. Мы уже говорили о единстве слова и звука в православном богослужении. Там нет абстрактной музыки, нет звука, не соединенного со словом, не наполненного словом; на органе в православных храмах не играют, это ясно. А вот то, что нет слова, не окрашенного звуком, это нам с непривычки бывает очень трудно почувствовать. Эти удивительные тексты даже трудно читать – их нужно только петь. Таков знаменитый седален в Неделю о блудном сыне после 3-й песни, и на литургии его часто поют после запричастного стиха: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. Седмица, следующая за Неделей о блудном сыне, заканчивается замечательным и привлекающим внимание днем – так называемой субботой мясопустной. Все другие дни этой седмицы не содержат никаких текстов в Постной Триоди: прошла Неделя о блудном сыне – дальше идет обычный порядок богослужения. Но вот наступает суббота мясопустная, которая называется Вселенской родительской субботой. Об этом дне надо поговорить отдельно. Как известно, Суббота по преимуществу посвящена поминовению усопших. В каждую субботу, если нет праздника, может совершаться заупокойное богослужение, с которым мы на практике встречаемся, пожалуй, только в Димитриевскую родительскую субботу. Но есть две родительские субботы, которые называются Вселенскими. Это суббота мясопустная (называется она так потому, что за ней следует неделя мясопустная, в которую происходит заговенье на мясо) и Троицкая суббота. О мясопустной Субботе поговорим сейчас, о Троицкойпозднее. Широкий, именно вселенский характер поминовения явствует уже из первых богослужебных текстов этого дня. Первая стихира на Господи, воззвахзвучит так: «От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему...». И далее: «Вся упокой, Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте: цари же, священницы, архиереи, монахи и бельцы в возрасте всяком всеродном» (бельцы – миряне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово " Неделя " в значении " воскресенье " пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже - чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне. Слово " седмица " всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова " Страстная " , " Светлая " и " Троицкая " пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная. В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В названиях дней Светлой седмицы слово " Светлый " пишется с прописной, день недели - со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д. В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название - с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская. Названия храмов и монастырей Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона. Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм. Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский). Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский). Крестовый храм. Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово " Лавра " всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010