Таинственно всякое самоопределение человеческой воли, таинственно и взаимодействие воль. Безусловно, что без Божьей воли не можем ничего творить; но безусловно, что и без человеческой доброй воли Божья воля не будет исполнена. Нужен и тот, кто возвестил бы Божью волю, ибо «как веровать в Того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» ( Рим. 10:14 ). Цель же доброго пастыря – чтобы человек сам, добровольно пришёл к Богу; и если человеческой доброй воли не получилось, то бессмысленно и пастырю говорить о своих трудах… И вот – вершина, когда все три воли соединяются вместе, когда ни одна – в начале, ни одна – в конце; ни одна – причина, ни одна – следствие, – когда можно, наконец, удовлетворённо вздохнуть: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо хотя я и просил его, впрочем, он, будучи весьма усерден, пошёл к вам добровольно…» Ведь именно об этом и молился Иисус перед Своими крестными страданиями: «Да будут едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин. 17:21 ). О двуедином служении Рождество Богородицы Лк. 1:39–49:56 Лк. 10:38–42, 11:27–28 Почти на все богородичные праздники на литургии читается Евангелие, которое, казалось бы, не имеет прямого отношения к Божией Матери. Читается о том, как Господь однажды был в доме женщины по имени Марфа, и как сестра её Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа не заботилась о большом угощении». А в конце этого чтения присоединяется отрывок из другой главы, где, действительно, упоминается о Божьей Матери, но вроде бы даже и не о славе Её; некая женщина, слушая Господа, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», – но Господь ей возразил. Тексты эти далеко не случайны. В Марфе и Марии воплотились два пути, которые всегда стояли перед человеком в христианском обществе: либо трудиться в миру во славу Божию, либо всецело посвятить себя Богу. И на том, и на другом пути можно спастись, если, трудясь в миру, постоянно укорять себя за нерадение о духовном делании; а, предстоя перед Богом, тем более, постоянно считать себя недостойнее всех. Как у одного подвижника некий человек спросил: «Почему ты, отче, такой молитвенник и чудотворец, столь почитаемый у людей, считаешь себя хуже всех? – А тот в ответ спросил: «Скажи мне, кто ты в своей деревне?» – «Самый богатый человек». – «А кем ты себя чувствуешь в Антиохии?» – «Одним из равных». – «А в Константинополе?» – «Одним из бедных». – «А кем бы ты чувствовал себя при царском дворе?» – «Последним нищем», – ответил тот. Вот так и в лучах Божьей славы особенно видна собственная духовная нищета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тяжесть любых социальных связей со временем смягчается привычкой. И когда какой-нибудь «заступник народный» начинает сплеча рубить эти узлы, – все обнажается и обостряется, на каждом конце возникает по новому узлу, и часто это последнее бывает хуже первого. Господь же, не трогая существа социальных отношений, просто бросает в каждую из сторон семя своего учения. Одно говорит господам, другое – подвластным; одно – мужу, другое – жене; одно – родителям, другое – детям. Чтобы каждое поле постепенно принесло плоды на общую пользу. «Любящим Бога … все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Господь и хочет, чтобы всякий христианин извлек предельную пользу из своего социального положения. Рабам слово Божие повелевает подчиняться господам, «как Христу». Смирение пред видимой человеческой рукой помогает смириться пред невидимой рукой Божьей, чтобы потом в рабстве ли, в свободе ли, – острее чувствовать над собой Божественную власть. Но и господину, уверовавшему во Христа, Апостол не предписывает тут же отпустить на волю рабов. Потому что это значит – одновременно и снять с себя ответственность за них. Кто долго был рабом, тот долго среди свободных людей с сожалением вспоминает минувшие времена. Как и вышедшие из рабства евреи долго еще вспоминали ту относительную стабильность, к которой они привыкли в Египте. Поэтому Апостол указывает господам активный, творческий путь: «И вы, господа, поступайте с ними, также умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия». И в рабах Апостол старается воспитать чувство подвластности Небесному Господу, и в земных господах – чувство причастности милосердию и любви Небесного Отца. Так же и мужу, так же и жене. Так же и детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это – первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». А родителям сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших», а в послании к Колосянам прибавлено: «…дабы они не унывали» ( Кол.3:21 ), «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». И, конечно же, не просто словесным наставлением, но своей жизнью, своим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Что значит отсутствие корней? Это значит, что можно зажечься верой во Христа, когда все легко и благополучно. И оставить ее, когда начнутся трудности, испытания, скорби, гонения. Мы знаем хорошо, как это часто бывает — и не только во времена великих гонений на Церковь. Как укорениться нам по-настоящему в Господе — вот о чем должна быть наша главная забота. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». Это образ верующего, который не достигает зрелости, потому что он захвачен духом мира сего, атмосферой ложных ценностей окружающего его неверия. Мы понимаем теперь, что вера — это долгий рост, это преодоление разного рода препятствий. Христос часто предупреждает Своих учеников об опасности любви к миру. Заглушенная терниями вера! Вера, которая постепенно задыхается — оттого, что ей нечем дышать, и в один прекрасный день угасает. Все остальное занимало слишком много места в жизни: почему я не пошел в храм в воскресенье? «Вы понимаете, не мог же я отменить вечеринку с друзьями. И потом, я так устаю за неделю, надо же хоть денек отдохнуть!» Так суть уступает суете. Только благодать Божия, которая обретается решимостью сохранить верность Христу и горячей молитвой, может избавить нас от соблазнов мира и обольщения богатства. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». Быть плодоносным! Этого больше всего желает нам Господь. Ужасна участь дерева, не приносящего доброго плода. Царство Божие будет дано народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43). Господь говорит, что главным условием плодоносности нашей жизни является слушание слова Божия и разумение его. Мы понимаем из этой картины различных степеней веры, что ничто у нас еще окончательно не решено. Хорошо, если мы отдаем отчет в том, что происходит сегодня с нами и вокруг нас. Вера — это семя жизни. Посеянное однажды, оно всходит, растет и плодоносит.

http://moral.ru/седмица-6-я-по-пятидесят...

е. после чтений 33-й седмицы, так как чтения 34-й седмицы выпадают уже после Недели о мытаре и фарисее), а перед чтениями 30-й седмицы. Опять, таким образом, сохраняется хронологическая последовательность зачал из Евангелия от Марка. Таблица I. Распределение марковых зачал по седмицам года Седмица по Пятидесятнице Евангельские зачала от Марка, 21–26 от Марка, 27–32 от Марка, 48–53 от Марка, 33–41 от Марка, 42–46 от Марка, 48–53 от Марка, 54–58 от Марка, 59–63 В качестве примера приведем порядок седмичных рядовых чтений для года с ключевой буквой , т. е. с Пасхой 14 апреля (см.: Таблицы 24а и 24б) 36 . С 9 по 13 сентября за литургией читаются чтения 15-й седмицы по Пятидесятнице, после чего 16 сентября ввиду преступки начинаются чтения 18-й седмицы, а чтения 16-й седмицы пропускаются. Переходя теперь к 27-й седмице по Пятидесятнице (которая выпадает на 2–6 декабря), мы видим, что на ней читаются евангельские чтения 29-й седмицы. После этого в течение 28-й седмицы по Пятидесятнице (с 9 по 13 декабря) следует читать пропущенные в сентябре евангельские чтения 16-й седмицы. Затем следует перейти к евангельским чтениям 30-й седмицы (на 29-й седмице по Пятидесятнице, 16–20 декабря) и читать далее последовательно чтения 31-й (23–27 декабря), 32-й (30 декабря – 3 января) и 33-й (6–10 января) седмиц. Далее, если в следующем году Пасха выпадает 29 или 30 марта (см.: Таблица 24а), следует повторить чтения 33-й седмицы (с 13 по 16 января), т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 19 января; если же следующая Пасха выпадает 5 или 6 апреля (см.: таблица 24б), следует повторить чтения 32-й и 33-й седмиц, т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 26 января. В обоих случаях из-за перестановки чтений 16-й седмицы перед чтениями 30-й седмицы все указанные Лекционарием чтения Евангелия от Марка будут прочитаны и будет сохранена последовательность евангельского повествования. 5.2. Порядок субботних и воскресных чтений Евангелия Перейдем теперь к правилам, описывающим выбор субботних и воскресных зачал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Индии брошены в тюрьму полуслепые супруги и еще 11 христиан-пятидесятников 21.02.2018 В Индии брошена в тюрьму полуслепая христианская пара и еще 11 христиан- пятидесятников по обвинению в «принудительных обращениях в веру», сообщает christianpost. Суд в одном из центральных штатов страны приговорил 13 христиан, в том числе полуслепую пару и пять женщин, к полугодовому строгому тюремному заключению по обвинению в «принудительном обращении» коренного населения в христианство с предложением новообращенным «материальных стимулов». Инвалиды по зрению Балу Кесу и его жена Бхари имеют 5-летнего ребенка, а еще семеро приговоренных из штата Мадхья Прадеш пробавляются поденными работами, как сообщает издание The Indian Express. Христиане были арестованы по иску некоего Говинда из округа Дхар, который заявил, что они представились ему как индуисты, но побуждали его обратиться к Христу и обещали ему за это пищевые продукты, медикаменты и помощь в присвоении государственной земли, понося индуизм и утверждая, что его «боги и богини бессильны». В штате Мадхья Прадеш при правлении националистической Бхарати Джаната Парти и премьер-министра Нарендры Моди введен в действие закон «против обращений», который фактически запрещает обращать в иную веру индуистов и племенное население, исповедующее свои религиозные культы. На бумаге этот закон вводит запрет на обращения путем применения силы, обмана или материальных стимулов, но на практике его нормы применяются весьма произвольно и распространяются на всякую социальную деятельность христиан, молитвы за больных и даже евангельские проповеди. Христиан постоянно обвиняют в «насильственных» обращениях в свою веру, в особенности в тех штатах, где действуют подобные нормы закона. Различные гонения на христиан в стране, включая нападения на храмы и прихожан, уничтожение церковной собственности и ложные обвинения – значительно усилились после прихода к власти нынешней индуистской националистической партии в 2014 году. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.02.2018 17:19:31

http://drevo-info.ru/news/23332.html

Этих рядовых зачал может не хватить только при одной самой ранней и другой самой поздней Пасхе и только для одной недели. Но на этот случай в эту неделю полагается читать 62 зачало от Матфея. 452 Таким образом и выходит, что, сколько бы промежуточных недель ни было в данном году, отступка, т.е., повторение раз прочитанных зачал не имеет места по отношению к неделям. В неделю Праотец (см. 499–501 стр.) всегда читается Евангелие 28 недели; если же неделя Праотец не совпадает с 28 неделей, то в 28 неделю читается рядовое Евангелие той недели, на которую падает неделя Праотец. 453 О чтении Апостола и Евангелия в субботу и неделю по Рождестве Христове, а также в субботу и неделю пред Богоявлением, – см. 531 стр. Примечание 2. О утренних воскресных Обыкновенно, в воскресные дни на утрене читаются рядовые воскресные Евангелия. Только в дванадесятые Господские и Богородичные праздники, хотя бы они случились и в воскресенье (а равно и во все прочие дни), всегда читаются на утрене праздничные Евангелия; в храмовой праздник, случившийся в воскресение, тоже оставляется рядовое воскресное Евангелие, а читается Евангелие храма (см. ниже, о храмов. праздн.). Во всех остальных случаях в воскресение (хотя бы случился и праздник с полиелеем или бдением) читается Евангелие воскресное рядовое и именно то, которое в столпах (см. о них ниже) или в 50 гл. Устава (см. 648 стр.) назначено на данный воскресный день, так как рядовое воскресное утреннее Евангелие, чтение которого опускается в указанных случаях, не переходит на следующее воскресенье, а оставляется совсем не прочитанным. 454 Всех воскресных утренних Евангелий 11-ть; они избраны из всех Евангелистов и содержат в себе повествование о воскресении Спасителя. Эти Евангелия идут одно за другим в неизменном порядке; такой же порядок соблюдается и по отношению к рядовым гласам Октоиха. Восемь гласов с соответствующими им Евангелиями называются столпом. Всех таких столпов шесть, и они распределяются следующим образом: Евангелия: (1. Мф.28:16–20; 116 зач.; 2.) Мк.16:1–8; 70 зач.; 3. Мк.16:9–20; 71 зач.; 4. Лк.24:1–12; 112 зач.; 5. Лк.24:12–35; 113 зач.; 6. Лк.24:36–53; 114 зач.; 7. Ин.20:1–10; 63 зач.; 8. Ин.20:11–18; 64 зач.; 9. Ин.20:19–31; 65 зач.; 10. Ин.21:1–14; 66 зач.; 11. Ин.21:15–25; 67 зач.). Начало чтения воскресных утренних Евангелий упреждает собой начало пением гласов: первое Евангелие читается в неделю Всех Святых, первый же глас поется в первую неделю после недели Всех Святых (2-ю по Пятидесятнице), затем в течение всего года следует неизменный порядок Евангелий и гласов и по прочтении 11-го Евангелия снова начинается первое, а после 8-го гласа опять начинается первый. Только при пении Триоди Цветной с недели ап. Фомы воскресные Евангелия читаются не в том порядке, какой указывается в их столпах (см. 648 стр).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Господь предупреждает нас против лжепророков. Мы должны остерегаться их, чтобы не оказаться обманутыми. Пророки возвещают о будущем и о том, как мы должны жить сейчас, а лжепророки одновременно и лжеучители. Остерегайтесь их, ибо они – волки в овечьей одежде. Они изображают из себя овец, показывают себя кроткими, смиренными, во всем хорошими. Их грехи и заблуждения покрыты позолотой святости и благочестия. Сатана хочет явиться Ангелом света ( 2Кор.11:13–14 ). Но это хуже лицемерия. Лицемер – козлище в овечьей шкуре, а лжепророк – волк в овечьей шкуре. Восстающие на истину – губители душ человеческих. Потому – «берегитесь лжепророков». Мы знаем золотое правило, помогающее нам избежать этой опасности. Мы должны все испытывать ( 1Сол.5:21 ). По плодам их узнаете их. Дерево узнается не по коре, не по листьям и не по ветвям, но – по плодам. Каково дерево, таков и плод. Не собирают винограда с терновника и с репейника – смоквы. По природе своей они не могут производить такие плоды. Злые порочные сердца подобны терновнику и репейнику, они исполнены греха, и в них уже сейчас входит адский огонь. Добрые дела – добрый плод подобный винограду и смокве, приятный для Бога и полезный для людей. Невозможно ждать доброго плода от нечестивого человека. Люди познаются не по отдельным поступкам, но по всей своей жизни. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Эти же слова мы слышим и от Предтечи. Что такое бесплодные деревья? Это деревья, не приносящие доброго плода. Порою может быть и плод, но если это недобрый плод – дерево считается бесплодным. Какова участь бесплодных деревьев? Их срубают и в огонь бросают. Бог поступит с этими нечестивцами, как люди поступают с иссохшими деревьями, которые напрасно занимают землю. «По плодам их узнаете их». По плодам того, что представляют собой они, по их словам и поступкам, по всей их жизни. Если вы хотите понять, христиане ли эти люди или только по имени, посмотрите, как они живут. Их дела будут свидетельствовать за них или против них. Бог не мог послать тех, кто ведом нечистым духом. Бог полагает сокровища Свои в золотые сосуды, но не в наполненные грязью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо когда мы помыслим о беспредельном Его могуществе, о неусыпном Его оке, которое видит тайны сердечные и от которого ничто не может скрыться, то, объятые сердечным страхом, удивляемся и поклоняемся Ему. Когда помыслим, что Он знает число дождевых капель, песка морского и звезд небесных, то поражаемся величием естества и Премудрости Его. Когда помыслим о неизреченной и неизъяснимой Его Премудрости и человеколюбии, о непостижимом долготерпении, переносящем бесчисленные падения грешников, то прославляем Его. Когда помыслим о великой любви Его к нам, по которой Он, будучи Бог, не возгнушался для нас, ничего доброго не сделавших, сделаться Человеком, чтобы избавить нас от обольщения, то возбуждаемся к люблению Его. Когда помыслим, что Он Сам, побеждая в нас врага нашего диавола, дарует нам Жизнь Вечную за одно произволение и расположение к добру, то поклоняемся Ему. Есть и другие бесчисленные, подобные сим созерцания, чрез кои Бог становится видимым и уразумеваемым и которые раскрываются в нас по качеству жизни и по чистоте сердца, каковых никто совершенно не будет иметь, в ком хоть несколько еще живут плотские страсти (50,180). Господь не знать что-либо о Боге, но иметь в себе Бога называет блаженством, ибо Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф. 5,8 ). Но не как зрелище какое пред лице очистившему душевное око предлагается Бог, напротив того, высота сего изречения, может быть, представляет нам то же, что открыто изложило Слово другим, сказав: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17,21 ), чтобы научились мы из сего, что очистивший сердце свое от всякой твари и от страстного расположения в собственной своей лепоте усматривает образ Божия естества. И… в немногом, что изрекло, Слово заключает такой совет: все вы, о человеки, в ком только есть какое-либо вожделение воззреть на истинное благо, когда слышите, что Божие повеление превыше небес, и слава Божия неизъяснима, и лепота неизглаголанна, и естество невместимо, не впадайте в безнадежность, будто бы невозможно увидеть желаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 15-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 21. (5,24–34) О ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтобы душа чрез Него могла восприять здравие свое. Следовательно, у кого душа не здорова, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа и делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру (57,68)… Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (30,190). Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение (30,273). Нисходящая благодать, чрез очищение внутреннего человека и ума, совершенно отьемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отрывает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с той целью, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и сообразно взирала на славу истинного Света (30,412). Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (30,456)… Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но и самые корни развращенной воли исторгает (50,563). По мере веры и благодать обитает в душе (22,193). Волны благодати согревают и ум, и душу. Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (22,364). Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце: и душа забывает вдруг земное и плотские страсти (22,364)… Божественная благодать отверста, чтобы каждый наслаждался сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ( Ин. 7,37 ) (23,478). Вверься нежной любви благодати, потому что она начало всякого стяжания. Ты пока не видишь еще любви ее, потому что младенцы, сосущие молоко, не знают матерней попечительности. Будь долготерпелив, предоставь себя воле ее и тогда уразумеешь ее благодеяния (23,635). Сколько блаженны мы, грешники, потому что самая благодать восстает на помощь нашу. Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (25,212).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 21-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. ЗЗ. (7,36–50) ОБ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ СЛЕЗАХ Чем воздала Тебе, Господи, оная блудница, когда оставил Ты ей все долги ее? Купила только миро и пришла помазать ноги Твои. Дорога и прекрасна была любовь ее, победоносна была вера ее, потому что за миро и слезы очей своих получила от Тебя оставление грехов. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Миром помазала члены Твои и получила от Тебя прощение во грехах… Маловажен принесенный ею дар в сравнении с полученным оставлением грехов. В пламенеющий поток погружена была оскверненная эта грешница, и капли слез из очей ее угасили этот огненный поток. Каплями слез оросила она святые ноги Твои, и река огненная угасла, и запаление ее не обратило в пепел. Из очей оскверненной и нечистой грешницы истекшие воды пали на огненные волны, и они обратились вспять и не попалили ее (25,151). Сокровище Божества отверсто было перед грешницей, чтобы через приближение свое к Нему соделалась она образцом для кающихся. Вошла она в слезную купель, чтобы очиститься, и если бы устыдилась Света, то вышла бы из купели без оставления грехов. Взяла она с собою миро и слезы и пришла к Виновнику святыни, чтобы при омовении ее соблюден был весь чин Крещения. Немного воды влила она и смешала с драгоценным миром, и таким образом совершено там Таинство Крещения. Первосвященник Своею рукою изгладил и разрешил вины грешницы, которой прегрешения, скверны и студные дела были многочисленны (25,167). К животворному Огню, Который прикровен был плотию и воспламенял мир, приблизилась она телом своим: от сего и сама воспылала огнем, и погребены в ней терния грехов (25,168). Пусть кающиеся, подобно блуднице, принесут Богу несколько слез – они получат от Него оставление всех долгов (25,180). Приступи, грешник, к доброму Врачу, принеси слезы – это наилучшее врачевство (22,294). Слезами оросите, кающиеся, дверь дома примирения, потому что там найдете Иисуса, ноги Которого лобызала блудница, и Он готов оставлять долги бедному человеческому роду (25,180).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010