Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же Своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше и радости нашей никтоже возмет от нас. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его явленное, стоим пред Ним и обращаемся к Нему в молитве, пении, славословии, хвалении, но, Того, Чьи слова слышим, Кому молимся, поклоняемся и поем, – не зрим. Тогда же и Самого лицом к лицу узрим и будем без сытости зреть Его, яко же Он нас (см.: 1Ин. 3, 2 ), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: Якоже мати утешает дитя свое, тако утешу вы... узрите и возрадуется сердце ваше ( Ис. 66, 13. 14 ). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные, легкие, светлые, одухотворенные, по слову апостола: сеется в тлении, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор. 15, 42–44 ). О прекрасная и вожделенная весна, которая произращает такие цветы на земле новой! Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда пророки, апостолы, святители, преподобные, исповедники, мученики, праведники и праведницы, и все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с Ангелами сольются во едины уста, исповедуя и прославляя Господа, Царя славы. И воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоея избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас от зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были смерти и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих – как Ты избавил надеющихся на Тебя и спасал их от руки врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

О прекрасная и вожделенная весна, которая произращает такие цветы на земле новой! Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда пророки, апостолы, святители, преподобные, исповедники, мученики, праведники и праведницы, и все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с Ангелами сольются во едины уста, исповедуя и прославляя Господа, Царя славы. Господи, мы не горим благодарностью к Тебе за все, мало стараемся течение свое по жизни добре совершить, веру соблюдать и сливаться в единые уста вместе с Ангелами, исповедуя и прославляя Тебя, Господа и Царя славы. И воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоея избавил нас от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас от зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были к смерти, и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. Господи, прости нас, ибо мы не всегда чтили Тебя Покровителем и Помощником нашим, в должной мере не замечали множества милости Твоей, которой Ты избавлял нас от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восстающих на нас, от многих скорбей, случавшихся с нами и от руки, искавшей души нашей. И очень часто (ох, как часто) искали мы глазами заступления от людей – но его не было. Прости нас, что не там мы его искали. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих – как Ты избавлял надеющихся на Тебя и спасал их из руки врагов. Господи, во дни испытания веры нашей, когда мы больше ожидали помощи от людей, мы забывали вспоминать о Тебе, о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости, которой Ты избавлял нас, надеющихся на Тебя и спасал нас от руки врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Прости нас за эту забывчивость. И вознесли мы от земли моления наша и воззвали к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш! будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно и славословить во веки, ибо Ты услышал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять. Господи! Хвала наша во устах наших будет пищей и питьем и никогда мы не насытимся ею. Господи, прости нас за то, что не возносили мы от земли моления наши, не взывали к Тебе и Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас в дни нашей скорби, когда не было нам помощи от людей. Господи, прости, что не обучились мы Тобою Тебя прославлять и благословлять. Прости нас, Господи, что хвала наша в устах наших не стала еще пищей и питием, которыми мы никогда не сможем насытиться. О дыхание наше, воскресение и жизнь вечная! Будучи еще юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоем молились Тебе о ней и не оставили поисков ее до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом ее, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго ее, принимали и слагали ее в сердце своем, и, находя в ней много полезных наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: «Воздадим славу Давшему нам мудрость!» Мы решили следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наша сладость Твоего хваления. Господи, от юности своей мы вяло искали Твоей премудрости, не молились Тебе о ней в храме Твоем и позволяли себе слабинки, когда оставляли поиск её. Господи, прости нас, мы не научились радоваться сердцем, когда оно озарялось ее светом, не наклоняли постоянно головы своей под ее иго, не принимали и не слагали ее в сердце своем. Господи, прости нас, мы в помрачении своем не видели многих полезных наставлений для себя и для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Батюшка не винил братию: он понимал, что до такого ожесточения мятеж доходит только по действию врага, и поэтому начал усиленно молиться Матери Божией, чтобы Она Сама вступилась в дела обители Своей. В скором времени бунтари в чем-то не поладили между собою, и начали сами уходить из Седмиезерной пустыни – кто куда, некоторых же недовольных архиепископ Арсений сам перевел, и таким образом поле деятельности на некоторое время было расчищено для батюшки. Техника на службе братии. Улучшения внешние и внутренние Главным источником для существования Седмиезерной пустыни служили и служат крестные ходы с чудотворным образом Божией Матери. Батюшка сам бывал в этих ходах и на своих плечах испытал всю тяжесть их физическую и нравственную. Как духовник, знал и о том вреде, какой причиняют эти ходы молодым послушникам, вынужденным целые месяцы проводить в теснейшем соприкосновении с миром, и притом с деньгами в руках. Искушений и соблазнов много, и не каждый мог стать выше их. Зная все это, батюшка пришел к мысли: завести постепенно новые источники содержания обители, и именно такие, от которых была бы и духовная польза для самой братии. Поэтому он обратил внимание на сельское хозяйство в широком смысле слова. Перестал отдавать землю за дешевую аренду, а начал обрабатывать ее своими средствами. На так называемой «череде» (в 7–8 верстах от пустыни) построил хутор, приобрел все усовершенствованные машины: плуги, бороны, сеялки, косилки, жатвенные машины и проч. Начал сеять разные травы для скота; завел добрых лошадей, обновил всю сбрую и выезды; построил обширный скотный двор, с улучшенной породой молочного скота, и на этом дворе – особый телятник (куда была проведена даже теплая вода). На скотном же дворе была устроена маслобойка с сепаратором (сливко-отделителем), вырабатывалось прекрасное масло и с большим успехом сбывалось в городе. Для утилизации разных кухонных отбросов батюшка завел породистых свиней, построил свинарник и довел это дело до большой доходности. Для надобностей кухни был устроен хороший огород – на месте, прежде представлявшем только гниющее болото, и овощной подвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Около 7–8 часов вечера доктора два раза осматривали батюшку, и нашли положение его уже близким к концу. Тотчас же академическая братия приступила к соборованию старца по полному чину. И в тот момент, когда отец Г. читал первую тайносовершительную молитву, батюшка сделал попытку перекреститься; но рука его, поднявшись до половины груди, бессильно опустилась. Между тем жар все усиливался; около 11 часов ночи пришлось дать батюшке кислород, с ним он вздохнул свободнее; но ненадолго. Господу угодно было взять к Себе светлый дух старца. В полной тишине, как спокойно спящий, под звуки последних слов «отходной», любимый батюшка мирно и благочестно почил о Господе, в 11 часов 10 минут ночи. Тотчас была отслужена краткая лития по новопреставленном, затем тело его помазали крестообразно елеем, облачили в погребальные одежды и приступили к совершению полной паннихиды, в глубокую ночь, на 25-е сентября [по гражданскому счету времени]. Служили ее преосвященный ректор академии епископ Анатолий и весь сонм иноческой братии: все были потрясены и взволнованы, и чувствовали себя придавленными громадностью для них этого события и таинством смерти. Тотчас по окончании первой паннихиды академической братией, во главе с преосвященным Анатолием, было начато непрерывное чтение Евангелия у гроба почившего. В этом чтении на другой же день приняла участие и братия Седмиезерной пустыни, так как весть о кончине батюшки быстро распространилась по Казани. Ежедневно стали совершать торжественным служением большие паннихиды и парастасы; а в свободное от них время служились еще многочисленные литии и паннихиды приходящими батюшками и почитателями, так что моление об упокоении почившего у его гроба сделалось почти непрерывным, являясь как бы продолжением непрестанной и только что умолкшей молитвы самого старца. Вообще можно сказать, что все пять дней до погребения были временем сплошной молитвы, которая, умиляя скорбные сердца осиротевших чад батюшки, вливала в них совершенно необычную при потере близких радостную надежду, что светлый дух батюшки останется присноживым и еще более близким для всех в его дерзновении к Богу. Особенно же чувствовалось это в ночь на 28 сентября, когда ко гробу батюшки старца, уже поставленному в академическом храме, был принесен из Седмиезерной пустыни чудотворный образ Божией Матери. Была глубокая полночь. При мерцании свечей у гроба и иконы был отслужен молебен Царице Небесной. И это неожиданное посещение Богоматери до глубины души поражало и умиляло всех. Казалось, Сама Она в этом образе пришла благословить Своего избранника и труженика в смертном его упокоении и как бы прияла дух его в горние обители, которые он выну-предзрел и куда с усилием стремился всю жизнь. Удивительно то, что даже и люди посторонние переживали это общее чувство – радости за батюшку и грусть за себя. «Ему там лучше, – он у Бога!..» [так говорили или думали все], – и хотелось всем, молясь о нем, получить его молитвы для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Как в сем веке те, которые обрабатывают землю, трудятся, сеют, – с радостью собирают в свое время плоды трудов своих, а ленивые гуляки и пьяницы не имеют чем и пропитаться и, смотря на довольство трудившихся, скорбят и окаивают себя; так будет и в день онь. Боголюбцы с радостью пожнут плоды своей веры и благочестия и получат благая, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ), а миролюбцы, видя тех награжденными, а себя лишенными таковых благ, восплачут и возрыдают. Но тогда уж безполезно будет покаяние еже бо сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, истлевая вечно... а сеяй в Дух, от Духа пожнет живот вечный ( Гал. 6, 7–8 ). Се работавшии Ми, скажет тогда Господь, ясти будут, вы же пьяницы, сластолюбцы, беззаконники, взалчете; се работающии Ми возрадуются и взвеселятся, вы же покрыйтеся срамом, возопийте в болезни сердца вашего, восплачьте и возрыдайте в сокрушении духа. И поразят грешников жалость, скорбь и болезнь, когда они увидят в славе, радости и несказанном блаженстве со Христом праведников; когда увидят, что это были все такие же немощные и с той же плотью люди, как и они сами, что между ними и те, которых они на земле презирали, осмеивали, злословили, считали злодеями или лицемерами, попирали, как какой-нибудь сор; когда увидят всех их в Царствии Божием, себя же в крайнем окаянстве, бедствии и безчестии, отверженными от источника жизни и света навеки; тогда они познают суетность своей минувшей жизни, в которой они вместо истины гонялись за ложью и тьмой, и сие познание еще более увеличит их мучение, и будет, – по слову Господню, – плачь и скрежет зубом, егда узрите Авраама и Исаака и Иакова и вся пророки во Царствии Божии, вас же изгонимых вон ( Лк. 13, 28 ). О вечность злополучная, коль горька память твоя страшная! Тяжко будет вечно терпеть вечное жжение огня геенского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов, угрызение червя неусыпающего и от всего этого страдать душой и телом! Познайте убо вечное страдание от временного и берегитесь, да не впадете в тое и вы; ныне сходите умом во ад, да не потом душой снидете (Творения святого Тихона Задонского ). Помышляй о суде и муках – и в твое сердце вселится страх и внимание к своей судьбе. Вонми слову Спасителя: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Теките, теките, возлюбленные мои о Господе! Теките, – Владыка Христос всерадостно объятия Свои отверзает. Теките, да постигнете Христа, и явит Он вам Самого Себя сладостью – Благодатью Духа Своего. Приидет и обитель Свою сотворит внутри вас, водворит Царствие Небесное в сердцах ваших. Тогда, очистив душу, освятив силы, стяжав не мятущийся и не увлекающийся страхованиями помыслов ум, почтите и возлюбите паче всего другого Творца и Владыку всех; к Нему обратите все свои желания, со страхом и трепетом осяжите Его, вкусите безсмертной трапезы Его, обоняйте воню духовную от риз Его, и познаете, что нет никого другого более прекрасного, приятного, сладостного, могучего, премудрого, кто бы мог животворить, делать безсмертными и нетленными, как Бог. Не смущайтесь, родные мои, что, начав подвиг, вы чувствуете себя как бы в безводной пустыне, вдали от обетованной земли, текущей млеком и медом. Напротив, ободряйте себя к дальнейшим подвигам тем, что хотя вы и в пустыне, зато избавились от рабства фараону мысленному – врагу спасения нашего, перешли посуху бурное море страстей и стоите у камня, источающего воду живую, у ног Самого Христа, Бога нашего. Взирайте на Него очима веры и непрестанно взывайте к Нему: даждь нам сию воду, да не вжаждем во веки! – и Он источит из ребра Своего Кровь и живую воду, – и они утвердят вас в вере, сделают вас готовыми умереть за Христа, за заповеди Его, умирать радостно, в убеждении, что такая смерть (страдания) за Христа приносит жизнь (см.: Мф. 16, 25 ), нищету обращает в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знатность. Тогда, ничего не имея, вы всем будете обладать. Это – состояние уже познавших Христа, стяжавших Его неисследимое богатство. О, как счастливы они, взирающие на все видимое, как на прах и дым: вера во Христа делает не только то, что они небрегут о приятностях жизни, но еще и то, что терпеливо и благодушно переносят всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, ожидая, пока благоволит Бог призреть на них. Подражая Давиду, они говорят себе: Терпя, потерпех Господа, и внят ми ( Пс. 39, 2 ), то есть терпя скорби, уповаю, что Господь поможет мне, что Он, видя, как я, не колеблясь, чаю помощи от Него, призрит на мя и явит мне милость Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

О, какое приращение сокровища обретет он тогда в сердце своем! Еще ярче возгорится в нем любовь Божественная, еще теснее прильнет он к Господу своему и взойдет от прежней силы в новую, большую. Вот награда за поношение! Вот безконечное милосердие Божие к страдающему ради Него сердцу! Вот неописуемое и конца неимущее блаженство! Человек, приняв в себя, сам как бы горит, отражает и распространяет вокруг тот свет, о котором сказал Господь: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный ( Ин. 8, 12 ). Сердце сокрушенное и смиренное заменяют ему все правила, и, идя во свете Божием, он приближается прямо к Богу, в простертые к людям объятия Его. Умягчим же сердца свои и смирим – они сами научат нас тогда всему. Аминь. О смирении Возлюбленные о Господе N.N., радуйтесь о Дусе Святе и спасайтесь! Об этом, то есть о том, как нам спастись – и побеседуем в настоящий раз. Сложное дело – наше спасение: из многих подвигов оно составляется. Каждый подвиг имеет в нем свое место, тесно связан с другими, и все они вместе составляют стройное, отделанное здание спасения. Здесь своего рода есть основание, стены, возглавия. Что же составляет основание подвига спасения? Таким основанием служит смирение. Все подвиги стягиваются и утверждаются на одном главном – самоотвержении, самоотвержение же происходит от смирения. Без смирения все добродетели, как здание без фундамента, не могут прочно созидаться, как и долго стоять. Без смирения нельзя иметь ни самоотвержения, ни чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Нечего уже говорить о подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты и других: эти служат только средствами к возведению здания. Очистив самоотвержением душу от нечистот греха и заложив в ней прочный фундамент смирения, можно возводить и самое здание духовное – совершенство. Слагаясь из трудов доброделания и богоугождения, оно возводится и возглавляется конечной и высочайшей добродетелью – любовью. Любовь к Богу и ближним – душа всех подвигов благочестия, конец всех выспренних стремлений духа. Она есть, по учению Священного Писания, первая и большая заповедь (см.: Мф. 22, 38 ), сущность закона (см.: Мф. 22, 40 ; Рим. 13, 10; 8, 38 ), совокупность, верх духовного совершенства (см.: Кол. 3, 14 ). Без любви, никогда не престающей, все прочие добродетели и духовные дары (даже дар чудотворения и подвиг мученичества) не имеют цены (см.: 1Кор. 13, 1–3 ), как средства без цели. Она есть высшее совершенство для человека, ибо ведет его к конечной цели его бытия – к единению с Богом. Бог есть любовь по преимуществу, так что пребываяй в любви в Боге пребывает и Бог в нем пребывает (см.: 1Ин. 4, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

(Per aspera ad astra) О многоплачевной и зело поучительной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыни схиархимандрита о.Гавриила Содержание К читателю Рождение, детство, молодость в миру Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) Поучения и слова Молитва болящего Епископ Варнава (Беляев) Добавки к биографии старца Научный курс лечения тучности Приложения. Павел Проценко К истории написания текста Последнее изгнание Раифа 20 столетия Клавдия Васильевна Воробьева Аннотация …μεζων δ τοτων αγπη …больше же сих любы (любовь) 1Кор.13:13     К читателю Один из «последних». В 1915 году умер великий старец земли Русской, через год вышла его биография, написанная любящим учеником, а вскоре мир, в котором почивший жил, о котором плакал, который вымаливал и в котором так много возлюбил, был взорван изнутри страшной катастрофой революции. Под обломками исчезли целые народы с их самобытными культурами, пленительный облик городов и селений – и книжечка эта, изданная ничтожным тиражом (да и какие тиражи были при старом режиме?), канула в Лету вместе со множеством других. За следующие тридцать пять лет, прошедших с выхода ее в свет, природа на планете изменилась, сдвинулись границы государств, наступила ядерная эра. И видимо, еще что-то произошло, еле различимое, ничтожная набухла почка в каком-то заброшенном саду, в какой-то нелепой местности с певучим названием, не отмеченной на картах цивилизации; за железным занавесом завязалась завязь, расцветая волшебной весенней чистотой: упомянутая книжка вновь была извлечена на свет Божий, а вернее, ее машинописная копия оказалась в руках еще одного ученика старца. Ученик этот, в свою очередь, был уже человеком преклонных лет и необычной судьбы, подпольным епископом и тайным христианским писателем 1 в безбожной стране торжествующего социализма. Экземпляр был дан на время, и он стал списывать жизнеописание (мелким быстрым почерком на четвертушках желтой бумаги – банковских бланках), за частоколом букв которого как сквозь туман угадывался образ его наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

На наши недоумения и запросы (об источнике исцеления) отвечает Слово Божие, указывая прообраз для нашего исцеления в медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне. Как угрызаемые змеями сыны Израилевы, взирая с верой на того медного змия, исцелевали от смертных язв; так и нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего – диавола, должно взирать на вознесенного грех ради наших на древо Христа Сына Божия и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1, 29 ). Той же язвен бысть за грехи наша… Его язвою мы изцелехом ( Ис. 53, 5 ). Так и Он Сам учил, говоря: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин. 3, 14–15 ). Господи мы редко вспоминаем о медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне. И не ассоциируем этот образ с вознесенным на крест Сыном Божиим. Мы с умиленным и сокрушенным сердцем не просим у Тебя исцеления от язв греховных. Прости нас, Господи. Итак, всякому согрешающему должно взирать на Христа Распятого, к Нему, седящему ныне одесную Бога Отца, возводить сердечные очи и с верой просить греховным ранам исцеления. Вот цельба нашим греховным ранам! Вот источник животворящий! Господи, и нам должно взирать на Христа Распятого, к Нему возводить сердечные очи и с верой просить исцеления нашим греховным ранам. Господи, прости нас, мы недостаточно ценим ту целебную силу, которую Ты посылаешь для исцеления наших греховных ран. Прости нас и за упущенное для исцелений время, в которое мы об этом животворящем Источнике не вспоминали и к силе его не прибегали. Слышу многих, говорящих: «И хотели бы мы исцелиться от пьянства и других грехов, да не можем сделать над собой усилия, чтобы с верой воззреть на Распятого, с решимостью припасть к ногам Его». Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Не хотите познать любви Божией к вам и ринуться в объятия Господни. А если бы захотели, смогли бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010