В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

После выступления В. 18 июля 1762 г. на совместной конференции Сената и Синода против дополнительной подати с монастырских крестьян 26 июля архиерей был переведен в Казанскую епархию, прибыл в Казань 20 окт. В 1768 г., во время посещения Казани императрицей, испросил значительные средства для обустройства ДС. В 1771 г. для защиты жителей Казани от эпидемии в город по распоряжению В. из Седмиезерной Богородицкой пуст . была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери , Казань была спасена от мора. Архиерей активно занимался миссионерской деятельностью среди коренных народов Казанского края. Поддерживал открытую еп. Лукой (Конашевичем) Казанскую новокрещенскую школу. При В. делались первые попытки переводов Свящ. Писания и духовной лит-ры на татар., марийский, чуваш. языки, приспособления к этим языкам слав. алфавита, производимые силами учащихся Казанской ДС из инородцев и священников. Рукописи с переводами сгорели в одном из многочисленных пожаров в XIX в. Под рук. В. была написана первая грамматика чуваш. языка, вышедшая в свет без указания имени автора, места и года издания. (По мнению В. Г. Егорова, грамматика была издана в Синодальной типографии в Москве ( Егоров. С. 86), однако более убедительной представляется т. зр. В. Т. Терентьева, полагавшего, что она была опубл. в С.-Петербурге по решению Академии наук в 1769 г. в количестве 608 экз. ( Терентьев. С. 139)) В. приписывается также составление 2 грамматик, изданных в С.-Петербурге в 1775 г.: первой черемисской (марийской) и вотяцкой (удмурт.). В. был непосредственным участником борьбы с Пугачёвским восстанием 1773-1775 гг . 12 июля 1774 г. Казань была захвачена войсками Е. Пугачёва. Во время осады повстанцами кремля В. устраивал крестные ходы в объятой пламенем крепости, служил молебны об избавлении от бунтарей и как очевидец погребения имп. Петра III убеждал народ не присягать самозванцу. Архиерей выпустил большое число разоблачающих самозванца посланий, к-рые рассылал по храмам епархии с распоряжением читать их с амвона. В послании, написанном в окт. 1773 г. по просьбе императрицы, архиерей отлучил от Церкви тех, кто не покорился святительскому увещеванию. В. также участвовал в организации казанским дворянством земского ополчения.

http://pravenc.ru/text/150309.html

С воцарением императрицы Екатерины II архиепископ Вениамин всего только один месяц продержался в Петербурге. 25 июля 1762 года он был переведен в Казань, как «черкасский» архиерей, неугодный Екатерине II, хотя в Указе говорилось, что он сам просил о переводе. Архиепископ Вениамин, как пастырь смиренный, благочестивый и добродетельный, всякое место считал землею Бога и Его исполнением. Ему и на сердце не приходила мысль о выгодах и невыгодах своего перемещения. По отзыву Спасского архимандрита Платона (Любарского), который близко знал митрополита Вениамина, он был «нравом чистосердечен, незлобив, правдолюбив, строг с милостию, благочестив, к трудам звания своего охотен, щедр, наук и ученых людей любитель, в защищении своих подчиненных и прочих бедных старателен, обходителен, гостеприимен, во всем подлости нетерпящий – словом, всеми приличными сану его свойствами одарен». В случающихся бедствиях и напастях преосвященный Вениамин прибегал к помощи Пресвятой Богородицы. В 1771 году для защиты от моровой язвы по его распоряжению была принесена в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворная Смоленская икона Божией Матери, избавившая город от смертоносной болезни. Архиепископу Вениамину пришлось испытать тяжесть ложного доноса. Он был обвинен в сношениях с Емельяном Пугачевым. Следственной комиссией по делу Пугачева ему было выражено недоверие, и он был оставлен под домашним арестом. Но, как известно, во время пугачевского восстания архиепископ Вениамин рассылал по епархии послания против Пугачева и даже во время торжественного богослужения предал его анафеме. Впоследствии обвинение с архиепископа Вениамина было снято, он был освобожден из-под стражи и вскоре возведен в сан митрополита. Труды: Воззвание к народу во время пугачевского бунта//Казанские губернские ведомости. – 1844, 36, 37. Слово на 25 день мая. – М., 1754. Увещательное послание к пастве//Православный собеседник. – 1859, 2. – С. 205–210. Слово в публичном соборе Казанской гимназии 1775 г. – М., 1775. Письма Вениамина, архиепископа Казанского, к архимандриту Платону Любарскому//Русский архив. – 1871, 1. – С. 237–240.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Образ архангела, вкладывающего меч в ножны, и ныне венчает купол замка – отсюда и его название. Это и вечное напоминание верующим о грозных последствиях отступления от Бога и о том, что покаяние призывает Божие милосердие. «Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни» Чудотворную икону Пресвятой Богородицы Семиозерской, называемой Смоленской, встречают в Казани торжественной процессией в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. 27 июня 1882 года. Автор - К. Сафонов В царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Чума опустошала целые селения. Крестный ход в Ярославском кремле с Толгской иконой по случаю морового поветрия. Фрагмент иконы 1655 года В это время казанцам уже была знакома своей чудотворной силой икона Божией Матери, находившаяся в Седмиезерной Богородичной пустыни в 17 верстах от Казани. Горожане испросили благословение игумена принести икону в Казань. В это время благочестивой инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился благообразный святитель, «во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу», и повелел ей передать «городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь». На следующую ночь святитель вновь обратился к инокине и призвал передать градоначальникам, что «Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальнии и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим». Крестным ходом с чудотворной Казанской иконой жители города вышли навстречу крестному ходу, идущему из Седмиезерной. Духовенство и народ, преклонив колена, молились Пречистой. Чудотворный Седмиезерный образ, принесенный в Казань, был обнесен вокруг города, его приносили в дома, в городе не умолкал колокольный звон. По молитвам Пресвятой Богородицы смертельная болезнь утихла.

http://pravoslavie.ru/129963.html

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в. Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии. Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская. Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню. Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

Седмиезерный образ был обнесен вокруг Казани – и по молитвам Божией Матери смертельная болезнь утихла Есть предание, что иконография образа, а именно благословляющий жест Богородицы, также связана с чудом, явленным Божией Матерью. Изначально икона была во всем подобна Смоленской Одигитрии, где Пресвятая Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой указует на Него как на путь спасения. Но в 1654 году, когда икону, после семидневного пребывания в Казани, уже хотели проводить в место ее постоянного пребывания, после всенощного бдения вдруг началась буря, пошел дождь со снегом, так что невозможно было выйти из храма, а когда все стихло, люди увидели, что положение правой руки Пречистой Девы изменилось: теперь она была изображена в виде благословляющего перстосложения. Это было воспринято как воля Богородицы еще на время остаться Своим чудотворным образом в Казани. Не раз Седмиезерная икона являла свою чудотворную силу при спасении Казани от болезней. С 1658 года было установлено ежегодно 26 июня на месяц приносить икону в Казань из места ее постоянного пребывания – Седмиезерной пустыни, а 27 июля икону торжественно возвращали в пустынь. В последующие годы братия Седмиезерной пустыни многократно совершала крестные ходы с чудотворным образом. Прп. Гавриил Седмиезерный Один из удивительных случаев описан в житии преподобного Гавриила Седмиезерного (1844–1915). Однажды летом, когда молебен перед чудотворным образом подходил к концу, он взял в руки чудотворную икону, вознес ее над головой, чтобы благословить народ. Вдруг молящиеся упали на колени, взывая: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас! Не оставляй нас!» Батюшка увидел, что весь воздух вокруг стал розовым. По окончании молебна он узнал, что во время чтения молитвы икона начала мерцать и сиять – вокруг нее был сияющий венец, а когда он стал благословлять народ, все увидели, что сияющий венец стал огромным, покрыл и самого батюшку и всё вокруг изменилось. Народ испугался, что икона уйдет, исчезнет и начал молить Богородицу остаться.

http://pravoslavie.ru/129963.html

3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась «основательницей» храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей. Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона. 1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно. 2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

8 мая 1659 года храм и часть Нижнего посада сгорела. Храм и вся утварь пропали безвозвратно. В XVII-XVIII веках Вознесенский храм становится главным храмом города. С 1792 на месте деревянной Вознесенской церкви начинает возводиться новый кирпичный храм. Адрес: Россия, 143180, Московская обл., Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Московская, д. 2а Телефон: +7 (916) 495-51-51 Подробнее... Успенский собор на Городке (Звенигород) [ править править код ] Успенский собор Звенигорода был построен сыном Дмитрия Донского Юрием в центре созданного им кремля в 1399 г. Успенский собор - древнейший памятник архитектуры, в котором воплотились строительные традиции Владимиро-Суздальской Руси. Расписывали собор молодой Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Около 1388 г. была учреждена Звенигородская епархия, и Успенский собор (ок. 1393) стал кафедральным. Собор сохранился до наших дней, чего не скажешь о звенигородском Кремле , от которого остались остовы укрепительных валов. Почитаемые иконы храма – Кикская икона Божией Матери на южной стене (на иконе ошибочно написано «Киевская»), Иоанна Предтечи в иконостасе. Также здесь находится покров с мощей Саввы Сторожевского. Храм открыт во время служб. Адрес: ул. Городок, 1, Звенигород, Московская обл., Россия, 143180 Телефон: +7 495 597-11-77 Подробнее... Храм Рождества Христова (Звенигород) [ править править код ] Храм Рождества Христова - двусветный одноглавый храм с трапезной и трёхъярусной колокольней был выстроен в духе провинциального классицизма. Закрыт в 1941, венчания сломаны, с 1950-х занят фабрикой игрушек. Открыт в 1997, реставрируется. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых. Святыни: - Икона Божией Матери " Седмиезерная " - Частичка мощей преподобного Гавриила Седмиезерского Адрес: Россия, 143180, Московская обл., Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Калинина, д. 88 Телефон: +7 (916) 584-31-52 Подробнее... Храм святого Александра Невского (Звенигород) [ править править код ] В 1897 году собранием городских уполномоченных Звенигорода было решено в память почившего императора Александра III построить на кладбище Вознесенского храма церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/palomnik/Звенигород

Приблизительно в это же время у отца Тихона открылся дар прозорливости Приблизительно в это же время у отца Тихона открылся дар прозорливости. Этот дар несколько пугал и вызывал зависть даже у настоятеля обители, хотя он и уважал Тихона. Последний же хотел навсегда связать свою жизнь с Раифской пустынью, однако неожиданно пришёл указ о его назначении казначеем архиерейского дома в Казани. Прослужив на этой должности всего один месяц (октябрь 1883 года), отец Тихон хотел вернуться в Раифу, но по наговору клеветников отец настоятель уже не захотел принимать его обратно. Так иеромонаху Тихону вновь пришлось сменить обитель – на сей раз местом его земного пристанища стала Седмиезерная пустынь. Седмиезерная пустынь На новое место служения отец Тихон был переведён 7 ноября 1883 года. Наместник Седмиезерной пустыни сразу же назначил его духовником братии, а несколько позже – ещё и благочинным. Очень быстро батюшка завоевал авторитет и доверие братии, тепло к нему относился и наместник обители. Вокруг образа появился сияющий венец, который охватил собой руки отца Тихона Главной святыней пустыни считалась Седмиезерская икона Божией Матери. Однажды, во время совершения иеромонахом Тихоном молебна перед этим чудотворным образом, произошло чудо. Когда старец стал осенять иконой молящихся, они неожиданно упали на колени и, явно чем-то поражённые, начали взывать: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Как выяснилось, в то самое время вокруг образа появился сияющий венец, который охватил собой даже руки отца Тихона. Сам батюшка видел только, что воздух вокруг иконы словно порозовел. Впоследствии на месте этого явления был сооружён храм. Очень часто с Седмиезерской иконой батюшке приходилось совершать длительные крестные ходы. Это несколько тяготило его, поскольку рассеивало внимание и погружало в суету. Отец Тихон всё больше стал задумываться о принятии схимы, чтобы всецело посвятить себя молитве. Он даже просил Господа, чтобы Он ниспослал ему какую-либо болезнь, которая бы оградила его от лишней суеты. И вскоре действительно тяжкая и мучительная болезнь поразила отца Тихона.

http://pravoslavie.ru/116221.html

Сделал его в меру и подобие иконописец Иамвлих Романов. Во всё время работы над образом ежедневно служились Литургии, на которых за иконописца молился весь монастырь. Сам же он держался особо строго поста. В 1648 году 13 (26) октября Царь вместе с патриархом Иосифом и всей православной Москвой встречали крестным ходом новую икону у Воскресенских ворот Кремля. Здесь для Вратарницы Российской столицы была устроена часовня, и вскоре Иверская икона, наряду с Владимирской и Смоленской, стала самой почитаемой в Москве. Сложилась традиция ношения иконы по домам, и каждый москвич стремился принять Её как можно пышнее. Само место около часовни почиталось святым, для охраны которого наряжались особые караулы. Во время отсутствия иконы её замещал список (сейчас находится в церкви Николая Чудотворца в Кузнецах в Москве). Иверская часовня простояла до 1929 года. В ночь на 29 июля она была тайком срыта. Чудотворная икона изъята, но впоследствии возвращена и поставлена в Воскресенском храме в Сокольниках. В 1994 году часовню восстановили в первозданном виде. В Иверском монастыре был заказан новый список с чудотворного образа, который по древнему обычаю исполнен безвозмездно. Седмиезерная (Смоленская) икона Божией Матери Эта икона по смыслу близка Иверскому образу, но была создана в другой земле и в иные времена. Существуют различные суждения относительно авторства символической программы, высказывается даже предположение о её римском происхождении 78 . Но ни одно из них не имеет документального подтверждения. Можно только сказать, что впервые иконография, ставшая прообразом Седмиезерной иконы, была воплощена великим Дионисием приблизительно в 1502–1503 году для собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре 79 . С образа Дионисия сохранилось несколько списков, один из которых в XVII веке прославился чудесами и стал называться Седмиезерным. Богоматерь «Одигитрия». Икона. Около 1502–1503 г. Дионисий и мастерская Богородица и Христос на иконе Дионисия облачены в праздничные одежды, отороченные широкой золотой каймой с драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010