Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зргуский храм. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в. [осет. Хозита Майрам, Зруджи Майрам], один из наиболее древних христ. храмов на территории РФ. Расположен в Алагирском р-не Республики Сев. Осетия - Алания, в высокогорном Зругском ущелье, рядом с нежилым сел. Хозитикау, недалеко от с. Нар. Труднодоступное Зругское ущелье было частью исторической обл. Туалгом (груз. Двалети), по к-рой проходил важный транскавк. торговый и стратегический путь. Область населена осетинами, ассимилировавшими местные кавк. племена. На протяжении средневековья территория окормлялась Никозской епархией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Культура Грузии влияла на население этого края. О З. х. сохранились упоминания в источниках XIX в. З. х. построен из травертина, осадочного туфа местного происхождения («ширими»), в традиц. технике бутовой кладки. Постройка представляет собой однонефную базилику (зальный храм) с полуциркульной апсидой, вписанной в общий прямоугольник плана; ее нерасчлененный объем был перекрыт двускатной кровлей. Декор скромен: наличники и архивольты над окнами и входом, на юж. стене блок с плетеным орнаментом. Единое внутреннее пространство храма делилось подпружными арками и 3-ступенчатыми пилястрами на 2 компартимента-травеи и неск. меньшую по ширине апсиду. Наос был перекрыт коробовым сводом, апсида - конхой; они освещаются высоко расположенными окнами. В основании конхи и в зап. отрезке свода наоса было заложено 4 крупных сосуда-голосника (сохр. южный в алтаре). Алтарная часть имеет повышение, на к-ром была установлена преграда. По сторонам апсиды расположены 2-ярусные пастофории, соединяющиеся проходами с алтарным пространством. Нижние пастофории освещаются выходящими на восточный фасад окнами; внутри под ними расположены консоли-престолы. В верхние, не имеющие окон помещения попадали по приставной лестнице. Единственный вход в храм традиционно для этого региона сделан с юга. До недавнего времени в храме сохранялись деревянные, обитые железными листами двери. К 2009 г. сооружение сильно разрушено: сохранились юж. стена и алтарная часть. Травертиновые блоки из кладки храма использованы при строительстве ограды. Памятник сильно пострадал во время наводнения в июне 2002 г.

http://pravenc.ru/text/200099.html

(Мормыль Лев Васильевич; 5.03.1938, ст-ца Архонская близ Орджоникидзе, ныне Владикавказ (Дзауджикау), Сев. Осетия - Алания - 15.09.2009, Сергиев Посад), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок. Род. в благочестивой казацкой семье, все члены к-рой знали церковные и народные напевы наизусть, отмечали церковные и народные праздники. Дед М. по линии матери Л. Г. Троценко пел в хоре конвоя наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова под упр. М. П. Колотилина (1863-1917), затем окончил в Тифлисе консерваторию и стал солистом оперы; после революции 1917 г. управлял хором войск ген. А. И. Деникина в Пятигорске, впосл. был сослан в Сибирь; по возвращении в станицу стал церковным регентом; расстрелян в 1937 г. Отец и дядья М. погибли в годы Великой Отечественной войны. С 7 лет Лев пел на клиросе в станичной церкви, помогая слепым певчим, прислуживал в алтаре. В 1955 г. окончил среднюю школу, в течение года служил псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме своей станицы. В 1956 г. поступил в Ставропольскую ДС (сразу во 2-й класс), где учился церковному пению у В. П. Пестрицкого, регента и знатока обиходных мелодий, придерживавшегося школы К. К. Пигрова, знаменитого регента и хормейстера в предвоенной Одессе. С 1957 г. по благословению архиеп. Антония (Романовского) был псаломщиком и регентом левого хора в Свято-Никольской ц. г. Ессентуки, познакомился с регентом диак. Павлом Звоником ( 1964), чей опыт оказал большое влияние на Льва, положив начало формированию его стиля регентования; впосл. М. многократно включал в репертуар своих хоров сочинения Звоника. В 1959 г. поступил в МДА и уже после 1-го курса стал вести клиросную практику для 1-го класса семинарии; в это время он совершил поездки в Киев и Почаев для изучения пения хоров Киево-Печерской лавры (перед ее закрытием), Владимирского и Андреевского соборов в Киеве и Почаевской лавры. В 1961 г. поступил послушником в братию ТСЛ, начал управлять хором из народа и смешанным хором, позднее стал уставщиком и старшим регентом хора ТСЛ, руководителем объединенного хора ТСЛ и МДАиС. В 1962 г. принял монашеский постриг, в 1963 г. был рукоположен во диакона, в 1964 г.- во иерея. В 1963 г. защитил канд. дис. «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963 г. преподавал в МДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ и НЗ, историю библейской критики НЗ и литургику. В 1968 г. был возведен в сан игумена, в 1971 г.- в сан архимандрита. В 1969-1974 гг. преподаватель регентского класса в МДА. В 1974-1977 гг. благочинный ТСЛ. С 1984 г. доцент, с 1988 г. профессор, с 2004 г. заслуженный профессор МДА. С 1989 г. член Синодальной богослужебной комиссии.

http://pravenc.ru/text/2562676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742), церковный и гос. деятель. В источниках упоминается как католикос «Севера и Абхазии» (под «Севером» подразумеваются Осетия (Алания) и Черкесия - см.: Бичвинтский иадгар//Ист. вестн. Тифлис, 1925. 2. С. 183). Г. укрепил хозяйство Абхазского Католикосата , возвратив расхищенные феодалами земли в Одишском (Мегрельском), Гурийском и Рачинском княжествах, а также выкупил много крепостных и «пожертвовал их Бичвинтской (Пицундской) Богоматери» (т. е. Католикосату). В Зап. Грузии он скупал на личные средства и также жертвовал Католикосату земли и княжеские дворцы: в Раче - Вардисгори, в Хорге (Одиши) - Напаркеви, в Самикелао (Имерети) - Гвазаури и др. Стараниями Г. значительные пожертвования оказали Католикосату и имеретинские цари Георгий VI (1703-1711, 1712-1713, 1714-1716, 1719-1720) и Александр V (1721-1740, 1741-1752), одишский кн. Георгий Липартиани, феодалы Хаху Чичуа, Пиран Мхеидзе, Каихосро Иашвили и др. В 1-й четв. XVIII в. Г. была проведена экономическая реформа, позволившая повысить доходы Католикосата: в «Журнале свечного оброка», составленном католикосом, отмечено, что «с течением времени в монастырях, принадлежащих Католикосату, пожертвованных свеч не стало...» (Памятники груз. права. Т. 3. С. 772), вслед. чего он установил для церковных крепостных вместо денежного оброка (марчила, руби) натуральный весовой свечной оброк (шамахури, чареки). В нач. XVIII в. усилилась миграция племен Сев. Кавказа на территории Абхазского княжества, выделившегося в 30-х гг. XVII в. Горцы (грузины называли их абхазами) заселяли земли от р. Келасури до р. Ингури, зачастую они похищали и продавали в рабство коренное население. Г., как и его предшественник, католикос-патриарх Давид (Немсадзе) , особое внимание уделял участи церковных крепостных, согнанных с территории по р. Ингури. Так, он обратился к абх. кн. Квапу Шервашидзе с требованием защитить население, однако ввиду невыполнения соглашения Г. прибыл на р. Ингури и выкупил людей из Нажанеули и др. сел, перевез их на др. сторону реки и поселил в селах Хибула и Хоби Одишского княжества (Книга пожалований католикоса Григория Бичвинте//Памятники груз. права. Т. 3. С. 670). В 1709 г. он понудил местных феодалов братьев Чичуа подписать книгу клятв, согласно к-рой в случае нанесения обид крепостным Католикосата с Чичуа взыскивалось бы с большей строгостью, чем это было установлено правовыми гос. нормами (Древности Грузии. Т. 1. С. 46-47).

http://pravenc.ru/text/166736.html

1901 г. настоятелем К. м. с возведением в сан игумена был назначен насельник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Геласий, который способствовал улучшению монашеской жизни: «...около него, как около центра, ютилась братия - им делал он назидания, указания; в нем всегда братия находила нравственную и материальную поддержку». В 1903 г. игум. Геласий был награжден золотым наперсным крестом. Одним из помощников настоятеля стал свящ. Иоанн Попов, к-рого еп. Владикавказский и Моздокский Владимир (Синьковский) командировал в Кизляр с целью упорядочить монастырский архив и составить летопись обители. 11 февр. 1906 г. игум. Геласий был убит в собственной квартире. Погребение настоятеля 14 февр. возглавил свящ. Василий Мокроусов ( Ляшевский. 1906. С. 238-239). По ходатайству еп. Владикавказского и Моздокского Гедеона (Покровского) указом Синода от 27 июня 1907 г. в должности настоятеля К. м. был утвержден иером. Иосиф. К нач. XX в. в К. м. проживали 17 монашествующих и 11 послушников, монастырь служил местом пребывания духовных лиц, отрешенных от места и посланных сюда «до исправления и раскаяния» (ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 130. Л. 304; О переменах по службе. 1901. 7. С. 59). Храмы и другие постройки На территории К. м. находилась деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня, перенесенная в Кизляр в 1738 г. из крепости Св. Креста (Дагестан, на развилке р. Сулак и ее рукава р. Аграхань), упраздненной в 1735 г. по Гянджинскому договору России с Персией. В 1759 г. мон-рь посетил еп. Астраханский Мефодий, благословивший возведение каменного храма. В 1763 г. на месте разобранной деревянной Крестовоздвиженской ц. был заложен одноименный каменный храм с 2 приделами (Казанской иконы Божией Матери и арх. Михаила), который в 1764 г. был освящен еп. Мефодием. В 1827-1834 гг. был выстроен новый цоколь храма. В 1858 г. Крестовоздвиженский храм был разобран, и в 1862-1871 гг. при содействии еп. Игнатия возведен новый каменный собор. Деревянная монастырская ц.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

9 янв. 1916 г. Шилов был утвержден в должности штатного священника. К 1914 г. в К. м. проживали игумения, 6 монахинь и 54 послушницы. Насельницы были «трудолюбивы и способны к прохождению возложенных на них настоятельницей монастыря послушаний» (ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 307а. Л. 172; Д. 660. Л. 259). В 1908 г. К. м. внес ок. 100 р. в качестве 10% взноса на общеепархиальные нужды, в 1912 г. располагал земельными угодьями площадью более 2,8 тыс. дес. (приносившими ежегодный доход до 6 тыс. р.), виноградной плантацией в 8 дес. На монастырском хуторе было 60 голов скота, 8 лошадей, домашняя птица. Доходы обители в 1914 г. составили более 29 тыс. р., расходы - ок. 20 тыс. р. (Там же. Д. 694. Л. 5 об.- 6). В 1918 г. К. м. был закрыт. По некоторым сведениям, игум. Антонина с сестрами подвизались в горах. Чекисты обнаружили небольшую общину, и все монахини были расстреляны (с 2011 убиенная Антонина Кизлярская почитается местно). В корпусах обители располагался туберкулезный диспансер. 26 дек. 2006 г. Синод удовлетворил прошение еп. Бакинского и Прикаспийского Александра (Ищеина) об открытии К. м. и о назначении бывш. насельницы ярославского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря игум. Михаилы (Сафоновой) настоятельницей обители. 31 марта 2009 г. решением Синода настоятельницей К. м. была назначена мон. Антонина (Павлова). С 22 марта 2011 г. обитель входила в состав Владикавказской и Махачкалинской епархии, с 26 дек. 2012 г.- в состав Махачкалинской и Грозненской епархии РПЦ. В сохранившемся здании мон-ря - 2-этажном деревянном игуменском корпусе - находился городской кожно-венерологический диспансер. Возрожденный монастырь располагается на «русском кладбище» г. Кизляра, в одноэтажном здании при Никольской кладбищенской ц. По инициативе игум. Михаилы в часовню К. м. на территории городского кладбища Кизляра были переданы мощи 49 святых. В окт. 2012 г. единственной насельницей была мон. Антонина (Павлова); к окт. 2013 г. насельниц в обители нет. Арх.: ЦГА РД. Ф. 372. Оп. 1. Д. 1, 14, 17; ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 130, 307а, 660, 694; Ф. 261. Оп. 1. Д. 154; ГА Ставропольского края. Ф. 444. Оп. 1. Д. 4072.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

1976. Т. 1. С. 37). Имеются сведения о почитании древних церквей балкарцами в XVIII в. А. Тузов, побывавший в В. Чегеме в 1743 г., писал, что после поста местные жители «сходятся в церковь и во оной зарежут быка и, сваривши, разговляются, и от огня внутрь церквей весьма закоптело, и двери все замазаны салом» (Сообщение кизлярского дворянина А. Тузова в Коллегии иностр. дел...//Мат-лы по истории Осетии (XVIII в.). Т. 1. Орджоникидзе, 1933/1934. С. 34-35. (Изв. СОНИИ; Т. 6)). По сведениям И. А. Гюльденштедта, у каменной церкви в том же округе «беременные женщины обычно дают священный обет принести в жертву животное и устроить торжественное его съедение» ( Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг./Пер.: Т. К. Шафрановская. СПб., 2002. С. 225). В XX в. при обследовании археологами руин древних церквей Байрым и Хустос в В. Чегеме находили кости животных ( Акритас П. Г. Археологические исследования Чегемского ущелья в 1959 г.//Сб. статей по истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961. Вып. 9. С. 188; см. также разд.: Христ. архитектурные и археологические памятники). В тех же храмах еще в кон. XVIII в. хранилось церковное имущество, в т. ч. книги и богослужебные одежды. В 1759 г. правитель М. Кабарды Кургока Кончокин принял крещение с именем Андрей и переселился с крестившимися подданными в урочище Маздогу. Из числа переселенцев, гл. обр. крещеных осетин и кабардинцев, была создана горская Моздокская казачья команда, насчитывавшая ок. 100 чел. Несмотря на господство ислама в Кабарде, часть кабардинцев, бежавших в крепость Моздок (основана 5 июля 1763), приняла крещение. В 1764 г. в Моздоке насчитывалось более 200 новокрещеных кабардинцев. В 80-х гг. XIX в. правосл. кабардинцев в Моздоке было примерно в 2,5 раза больше, чем мусульман,- ок. 900 чел. В наст. время моздокские кабардинцы составляют особую этническую группу, они проживают помимо Моздока в ст-це Луковской (Сев. Осетия-Алания) и в Курском р-не Ставропольского края. В нач. XIX в. в регионе усилилось правосл.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Д. Делянов и проф. В. Ф. Миллер. И. неоднократно дарил школам изданные им книги или продавал их по заниженной цене. Еще при жизни его называли «апостолом Осетии». В 1884 г. И. заболел тифом, осложненным пневмонией, лечился в Москве. Следствием перенесенного заболевания стало поражение нервной системы, проявившееся в расстройстве речи, слабости мышц рук и ног. И. писал, что у него ослабло зрение, он едва мог держать перо в руке. В 1889 г. он подал в Синод прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья. 22 июля того же года прошение было удовлетворено. И. был почислен на покой с предоставлением пенсии в 1,2 тыс. р. в год. 17 авг. состоялось торжественное прощание с паствой. На следующий день, отслужив литургию, И. через Тифлис отбыл в Москву. С 26 сент. проживал в Новоспасском московском в честь Преображения Господня монастыре . Награжден орденами св. Владимира 3-й (1869) и 2-й (1885) степени, св. Анны 1-й степени (1881). После кончины И. вечернюю панихиду возглавил настоятель Новоспасского монастыря еп. Нестор (Метаниев). 26 июля под колокольный звон иеромонахи перенесли тело покойного в храм, где была отслужена заупокойная всенощная. 27 июля Московский митр. Иоанникий (Руднев) совершил отпевание в сослужении еп. Нестора, Можайского еп. Александра (Светлакова) , 4 архимандритов и сонма духовенства. И. был погребен под алтарем Преображенского собора мон-ря. Арх.: СОИГСИ, Науч. арх. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1, 219; ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Соч.: Чтения из истории христ. Церкви, представляющие последовательно главнейшие события в Церкви от библейских до настоящих времен. Тифлис, 1857; Осетинский букварь с рус. переводом. Тифлис, 1862, 18642; Краткий христ. катехизис по начаткам христ. учения. Тифлис, 1865 (на осет. яз.); Молебные пения. Тифлис, 1869 (на осет. яз.); Требник. Тифлис, 1870 (на осет. яз.); Службы в первую седмицу Святого и Великого поста. Тифлис, 1870 (на осет. яз.); Рассказы из катехизиса. Владикавказ, 1878 (на осет. яз.); Осетино-рус. букварь с краткою осетинскою грамматикою.

http://pravenc.ru/text/578559.html

Соответственно видится - вне контакта с русской или европейской цивилизацией - вначале плавный, а затем резкий откат Кавказа с уровня развития современного человечества на позиции родовых отношений до времен самоуничтожения или очередного внешнего завоевания. Ульяна 2 декабря 2013, 19:49 Что правда.то правда!Русских нет ни в каких структурах власти,русские бегут с Кавказа.даже невозможно жильё продать! Даже на заборах Страшно подумать!Что ждёт и нас и их самих! Слава 2 декабря 2013, 19:44 А мне нарвиться статья. Автор честно и открыто поднимает вопрос о котором предпочитают молчать. Или реашть не адекватными мерами. Делов в том что чтобы что то сдвинуть надо принимать не популярные меры. Преодолеть сопротивление местной мафии(это не только к Сев.Кав. это везде). Что делать? Не лгать самим себе. Сначала у себя порядок наводим, а потом и на Кавказе. Дмитрий Кондрашов 2 декабря 2013, 19:25 Называть наш народ ВВП может как угодно, но факты говорят о том, что именно президент является вдохновителем антирусской государственной политике, продолжающей совдеповскую. Евгениц 2 декабря 2013, 18:30 Христина, а никто и не предлагает ставить вам в республику русского " президента " . Предлагают серьезно подойти к решению определенных проблем,по конкретной теме и в конкретных республиках! иеромонах Игорь (Васильев) 2 декабря 2013, 14:10 Плохой эксперт и говорит много неправды. Хотя-бы вот почему - Константин Храмов председатель правительства КБР http://v1.ru/pages/1333201614.html И почему автор, многое ему лета, забыл о РСО-Алания, где большая часть населения православные христиане и уж точно никуда с Северного Кавказа не собираются уезжать. Православные общины Карачаево-Черкеской Республики строят и освящают все новые и новые храмы. Северный Кавказ это не только Дагестан, Чечня, и Ингушетия, это еще и Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Кавминводы, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край, Ростовская Область. Стыдно обманывать народ. Вот такие эсперты и привносят упаднические настроения.

http://pravoslavie.ru/66343.html

– с. Корнис (Знаурский район, Южная Осетия), церковь XIX в. Разрушена в советское время; – с. Бекмар (Знаурский район, Южная Осетия); – с. Цру (Чимасгом, Южная Осетия), церковь построена между 1860 и 1870 годом. Восстановлена в 2007 году при поддержке президента Южной Осетии; – с. Рук (Цалагом, Южная Осетия), в советский период церковь использовалась как пекарня. В настоящее время восстанавливается усилиями фамилии Плиевых; – с. Тли (Тлигом, Южная Осетия), церковь построена в первой четверти XIX века. По сохранившимся сведениям, участие в создании храма принимал известный писатель и просветитель Иван Ялгузидзе (Габараев); – с. Зарамаг (Туалгом, Северная Осетия), церковь построена в 1849 году на месте средневекового аланского храма. Новое здание освящено в 1888 году; – с. Галиат (Уаллагком, Северная Осетия), церковь освящена в 1855 году. По рассказам местных жителей, в 1930-е годы разрушена комсомольцами. Все участвовавшие в разрушении погибли на фронте; – с. Кесатыкау (Туалгом, Северная Осетия), освящена в 1857 году. Построена на месте средневекового аланского храма; – с. Ардон.Прежде на территории города располагались селение Ардон, населенное осетинами, и казачья станица Ардонская. В станице в 1848 году сооружена деревянная церковь, а в 1901 году освящена новая, ныне действующая. В селении храм освящен в 1857 году. Уничтожен; – с. Батако, церковь освящена в 1864 году. В 1918 году взорвана и сожжена. Развалины храма попытались разобрать в советское время, но этого не допустили сельчане; – с. Нар,церковь освящена в 1879 году. После закрытия использовалась под различные нужды. Сейчас восстанавливается; – с. Стур Дигора (Дигорское ущелье), освящена в том же 1879 году. Используется в качестве спортзала; – с. Ольгинское, церковь освящена в 1884 году. Уничтожена; – с. Новый Урух, церковь освящена 1889 году. Уничтожена; – с. Ход,церковь-школа, освящена в 1900 году. Приписным к ней был Георгиевский молитвенный дом в с. Згид; – г. Беслан,освящена в 1902 году. Уничтожена большевиками.

http://pravoslavie.ru/43361.html

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумению Феофанию (Ложкину) настоятельницей Успенской Тетеринской женской пустыни с. Тетеринское Нерехтского района Костромской области, освободив ее от должности настоятельницы женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района Костромской области. СЛУШАЛИ: 7. Рапорт Преосвященного Архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении монахини Нины (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Нину (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря. СЛУШАЛИ: 8. Рапорт Преосвященного Архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская Коренная Пустынь и о назначении иеромонаха Вениамина (Королева) исполняющим обязанности наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская Коренная Пустынь. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе и о назначении монахини Иоанны (Лихомановой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе. 2. Назначить монахиню Иоанну (Лихоманову) настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря г. Ставрополя с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Богоявленского Аланского женского монастыря в Алагирском районе Республики Северная ОсетияАлания и о назначении монахини Нонны (Багаевой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Богоявленского Аланского женского монастыря в Алагирском районе Республики Северная Осетия -Алания. 2. Назначить монахиню Нонну (Багаеву) настоятельницей Богоявленского Аланского женского монастыря Алагирского района Республики Северная ОсетияАлания с возложением наперсного креста по должности.

http://mospat.ru/archive/86337-zhurnaly-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010