Беспощадная к любой мечтательности К 110-летию со дня блаженной кончины игумении Арсении (Себряковой) († 22 июля/4 августа 1905 г.) Монахиня Евфимия (Аксаментова) Игумения Арсения (Себрякова)      Она всегда оставалась странницей в самом высоком и благородном смысле этого слова. Замечательная особенность этой подвижницы – странничество не только и не столько по отношению к земному и вещественному, но странничество как путь отречения от малейших проявлений самости, даже самых благовидных и прекрасных. Она была беспощадна к любой видимости, любой мечтательности, в которую с такой легкостью склонны впадать неопытные подвижники; критически воспринимала даже состояния утешительные. Вот и почила эта великая жена (как именовал ее Воронежский архиепископ-прозорливец Антоний (Смирницкий)), – промыслительно находясь вдали от родной обители. Как странница, в гостиничной келье Саровской пустыни, лишенная человеческого внимания и попечения. До последнего дня жизни усердствуя к богослужению, она и к Святым Тайнам приступила в тот свой последний день – в храме Божием, на ногах, хоть и чувствовала крайнюю, предельную слабость. Не было рядом с ней множества ее монастырских сестер, духовных чад и сподвижниц – только две келейницы, скромные и благоговейные свидетели последнего вздоха своей великой наставницы. Есть что-то показательное и правдивое в этом уходе – правдивое по отношению именно к самой игумении. У святынь Саровских ничто не отвлекало мать Арсению от той напряженной и насыщенной внутренней работы, которую она всегда вела. Это была работа по освобождению души от обжигающих оков страстности, от привязанностей к скоротечному – от всего, что лишает человека главного – пребывания с Богом и в Боге. По всей видимости, кончина странницы вполне соответствовала духовному настрою матушки, а, возможно, и была ею испрошена. Думается, среди сегодняшних православных мало тех, кто не ознакомился бы в свое время с жизнеописанием матери Арсении. И уж совсем мало иноков, которые бы не прочли ее писем – этих свидетельств благодатной просвещенности ее трезвого и глубокого ума.

http://pravoslavie.ru/81143.html

Этот недостаток так велик, что многие, заметив в моей сумке несколько заплесневелых кусков, просят, чтобы я ими поделился. И делюсь... Прошу Вас считать такими слова мои и не связываться ими, а если захотите быть связаны ими, то свяжитесь, и милосердный Господь, по вере Вашей, силен извести Вас на свободу...». Показательно, что здесь же святитель Игнатий советует инокине прочитать эти письма его к ней отцу Исаии, «как делателю, имеющему опыт, чтоб при устах двух свидетелей стал пред вами твердым всяк глагол [ср.: Мф. 18:16 ], произнесенный о Господе» 376 . Опять и опять – осторожность и недоверие себе! Удивительный пример того, как смиренно, как сдержанно должен смотреть наставник на подвиг руководства ко спасению доверившейся ему души, находим в словах схимонахини Ардалионы, духовной матери игумении Арсении (Себряковой) . Мать Арсения, принявши настоятельство над обителью, боялась, что это новое послушание удалит ее от дорогого ее сердцу безмолвия и от самой ее духовной наставницы. Старица Ардалиона, видя ее взволнованной, говорила: «Ты не можешь свободно действовать в том мире, где ты видишь, что меня уже нет, потому что боишься отклониться от меня и моей жизни. Я же вижу, что хотя поддерживаю твой дух, но мешаю тебе жить. А что мешает нам на пути, от того надо отрекаться, хотя это будет единодушный друг или даже наставник» 377 . Сама матушка Арсения позже говорила о своих духовных дочерях: «В руководителе всегда хочется видеть твердый жезл, на который во всякое время можно было бы опереться. Но этого я не могу и даже не хочу дать. Довольно того, если руководитель укажет, где искать, где найти этот жезл, и блаженна душа, если найдет его, этот непоколебимый жезл опоры, в едином крепком и никогда неизменном, вечно живущем Господе» 378 . Заключение Да не покажется читателю, будто в этом нашем труде мы пытались доказать, что послушание как духовное делание уже потеряло свою необходимость или значимость для ищущих спасения в наши дни. Скорее обратное: вникнув в суть этого подвига, мы яснее увидели и важность, и глубину, и красоту его! Также пусть читатель не подумает, что мы имели цель сосредоточить внимание на слабостях отцов последнего времени, обличить их в своеволии или непослушании и таким образом извлечь из их жизнеописаний оправдание собственному самочинию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Подпишитесь на наш Телеграм 3 июля — 190 лет с рождения игумении Арсении (Себряковой); 5 июля — 95 лет с рождения Натальи Трауберг. Мы ставим этих двух удивительных христианок вместе, рискуя впасть в гендерную безвкусицу («женское»…), не только из-за случайности близости их дат рождения, но, главным образом, по следующим причинам: Исследователь исихазма, философ С. Хоружий писал: « Разумеется, коренная инаковость аскезы «миру» должна имплицировать снятие и неприятие [мистико-аскетической православной] Традицией всех этих разделений и расслоений, с заменою их иными, диктуемыми [исихастским] Духовным Процессом. Мы знаем, что «Достопамятные сказания» повествуют, наравне с подвижниками, и о подвижницах, и аскетическая литература издревле включала не только патерики, но и митерики. Мир Подвига отвергал социально-сословные границы, и «притягательная сила аскетизма известною частью заключалась именно в отбрасывании социальных норм». Априорное суждение не обманывает; но, при ближайшем взгляде, оно и не исчерпывает темы. Святых подвижниц в «Достопамятных сказаниях» — три, подвижников — 123. В априорном суждении, на поверку, лишь первое приближение к истине. Дальнейшее изучение необходимо — и не только ради формальной полноты: пусть все подобные факторы — «шумы» для Духовного Процесса, его акциденции и помехи ему, но ведь его выстраивание, мы знаем, доброю долей и заключается в одолении помех» . Итак, внесем свой — пусть минимальный — вклад в «одоление помех»: Арсения (Себрякова) — одна из великих учителей исихазма XIX–XX вв., в одном ряду с Оптинскими старцами, свтт. Феофаном Затворником, Игнатием (Брянчаниновым), прав. Алексеем Мечевым, схиигуменом Харитоном (Дунаевым), схиархимандритом Софронием (Сахаровым), игуменом Никоном (Воробьевым) и др. Наталья Трауберг, в своей черед, — одна из виднейших представителей позднесоветского культурного православного возрождения, в одном ряду с Аверинцевым, Бибихиным, Хоружим, Мартыновым, Менем и др. (тут, впрочем, «помех» было меньше: в этом же ряду — поэт Ольга Седакова, философ Татьяна Горичева и др.).

http://blog.predanie.ru/article/dve-hris...

Так же и в духовной жизни надо сравнивать себя с теми, кто лучше нас, – со святыми. Почти каждый из нас думает, что я не такой, как эти грешники, я лучше. А почитаешь жития святых и понимаешь, что я ничего еще доброго не сделал. Это наше самомнение нас распирает, а по сути мы еще и не вошли в труд евангельского доброделания. – Владыка Максимилиан, а почему старцы категорически запрещают сравнивать себя с кем бы то ни было ? Хотя все мы воспитываемся и существуем сейчас как раз в системе оценок, рейтингов, то есть постоянного социального взвешивания и сопоставления с другими. – Надо сравнивать себя не с теми, кто ниже, а с теми, кто выше нас, – с героями, со святыми. Если сравнивать с теми, кто хуже, то куда мне расти? Я прекрасен, у меня всё хорошо. – А вот мама преподобного Паисия Святогорца , например, запрещала ему вообще участвовать в соревнованиях, советовала не стремиться побеждать сверстников в играх, чтобы потом не гордиться этим, и даже не стараться первым занимать место в шеренге одноклассников, потому что, как она говорила, «первым или последним ты туда встанешь – никакой разницы нет»… – И в житиях святых пишут о смиренномудрии, готовности уступить другому. – Игумения Арсения (Себрякова) говорила, что лишь тогда человек может любить ближнего, когда готов уступить ему беспрекословно свое место – на пределе: целый мир. То есть речь всегда, когда требуется уступить, идет об аккумуляции любви в душе, а значит – о приближении к Богу? – Конечно, поэтому святые и избегали славы, которая чревата гордостью, а значит, отпадением и удалением от Бога, но с радостью принимали уничижения, оскорбления. В переполненном транспорте, бывает, кого-то обругают, а он промолчит – это же как грань бриллианта блеснет! Таких образцов очень много, мы просто их не замечаем. И эти добродетели проявляются не только среди духовных лиц. Подчас люди мирские показывают нам, принявшим постриг и сан, замечательные примеры. Как воспитывали святых, царей и героев – Сегодня много говорят о либерализации семейного воспитания, называя это «ювенальной юстицией» или как-то иначе – тем же воспитанием лидерских качеств. А о святителе Игнатии, например, известно, что его воспитание было весьма жестким, при этом дало такой величайший плод и с точки зрения службы государству, и в сфере духа – святость. Чему на этом примере можно было бы поучиться?

http://pravoslavie.ru/104325.html

Харизматисты предлагают иной, лёгкий путь: ища волю Божию, помолись и первую мысль, которая по молитве придёт, принимай как от Бога. Первый помысел не проверяют, он подтверждается дальнейшим ходом дела. Если дело пошло как по маслу — значит Бог помогает, мысль была от Него. Если дело, напротив, не идёт из-за препятствий — значит мысль от… Бога, а бес мешает творить волю Его. Хорошенькое подтверждение; как ни крути, всё выходит в пользу первой мысли, тут нет должной заботы об отложении помыслов, внимательная молитва в сердце замещается сердечной молитвой в просторечном смысле (со слезами обиды от незаслуженного горя). Поэтому разгорячённому искателю Воли опытный человек советует: “Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца” (игумения Арсения (Себрякова)). Подход третий. По-настоящему надёжный подход к познанию Воли связан не с предвестниками даров разных ступеней, а с самими дарами. Надёжный путь узок, он простирается до (сверхъ)естественной прозорливости. Он сопряжён с даром хранения ума от помыслов (3-я ст.), “предваряется навыком постоянно молиться, держа внимание в сердце (4–5-я ст. — д. П. С.). Чтобы достовернее услышать голос Божий в себе, человек должен совлечься своей воли (6-я ст. — д. П. С.) и быть готовым на всякую жертву подобно Самому Христу, Который был послушен Отцу даже до смерти (см. Флп 2:8)”. Подвижник, поборов страсти, переживает смерть своеволия и воскрешение души к жизни в Боге и познаёт Волю в прямом водительстве Божием (7-я ст.). При таком пути аскет восходит под неусыпным руководством благодатного старца. Нужно, чтобы руководитель сам восходил на упомянутые высокие ступени, чего сподоблялись немногие, причём не всякий опытный человек способен свой опыт передать другому, хотя бы и очень желал. К тому же даже рассказ про духовный опыт с намерением скрыть, что опыт пережит лично рассказчиком, может отразиться на самом рассказчике и сделать для него дальнейший опыт недосягаемым. Отношения спутников при третьем подходе складываются через послушание, а это подвиг чисто монашеский. Здесь надо забыть о жизни покомфортней, которую ищут приходящие “погадать на старце”. Руководство на пути восхождения

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-harizmat...

«Мнение смирения — ужаснейший вид гордости. С трудом изгоняется гордость, когда человек и признает ее гордостью. Но как он изгонит ее, когда она кажется ему его смирением? Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать. Жестоко насмехается над нами ложь, когда, обманутые ею, мы признаем ее за истину». Поэтому в ситуации выбора жизненного пути (например, при решении уволиться и перейти на низкооплачиваемую работу) очень важно внимательнейшим образом исследовать свое сердце — нет ли в нем подобных мотивов. Ведь страсть потому так и называется, что причиняет человеку страдания, заставляя его принимать решения, противные и его собственным интересам, и воле Божьей о нем. Такое ложное смирение может всю душу вымотать до полного ее изнеможения. Но как раз по этой-то измученности и можно определить, действует ли в человеке смирение, или же под него ловко замаскировалась гордость. Настоящее смирение, по слову святителя Игнатия, «…надеется на Бога — не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно». Где нет в человеке этой прямоты и твердости, там нет и смирения. Зато есть чрезмерное упование на себя и, как следствие, — очень завышенные требования к собственной добродетели. Человек в ложном смирении как бы сливается с благочестивым образом, созданным его же воображением. А себя-реального все время подвергает самой беспощадной критике и в конце концов падает в изнеможении, не в силах дальше тащить этот невыносимый груз собственного несовершенства. Если нечто подобное вдруг обнаружится в духовной жизни человека, то пусть станут ему утешением эти удивительные слова преподобной Арсении (Себряковой), много лет руководившей женской монашеской общиной в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре: «Нужно еще поучиться, как себя любить. Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе и требует иногда от себя того, чего дать не может. Требует от себя победы над своими страстями и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать. Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своею силой никогда не может победить в себе страсти: их побеждает в нас сила Божия. Эта сила присуща Его заповедям. Когда с помощию Божиею человек усвоит их, когда они будут жить в его сердце, тогда грех и страсти ослабевают и совсем прекращают свое действие в сердце.

http://foma.ru/dosmiryatsya-do-iznemozhe...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, которая может согреть всех Образы монахинь в картинах художников Оксана Головко   03:59 09.11.2020 582 Время на чтение 7 минут Преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Полоцкая, игумения Арсения (Себрякова), монахиня Людмила (Ольга Николаевна Пряшникова), – это лишь небольшой список монахинь, причисленных к лику святых. Если же перечислять всех, кто шел по монашескому пути и был прославлен Церковью, эта статья займет слишком много страниц. Художники в разные времена пытались запечатлеть образы монахинь – известных или тех, чьи имена нам еще только предстоит узнать. Попробуем посмотреть на несколько картин – от XVIII до ХХ века. Портрет схимонахини Нектарии (Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой), выполненный неизвестным художником XVIII века.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/lyubov...

Это там, а не здесь «Бог отрет всякую слезу с очей… и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет… и ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Ап 21. 4; 22. 5). Литература 1 . Андрей Кесарийский , свт. Толкование на Откровение Иоанна Богослова. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Изд-во Отчий дом, 2000. 2 . Арсения (Себрякова) , иг. Письмо от 7 ноября 1870 г.//Она же. Жизнеописание. Письма к П. А. Брянчанинову и др. лицам. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. С. 136–137. 3 . Арсения (Себрякова) , иг. Письмо от 26 июня 1871 г.//Там же. С. 156–159. 4 . Арсения (Себрякова) , иг. Письма от 21 июня 1875 и 22 марта 1871 г.//Там же. С. 146–149, 181–182. 5 . Булгаков С. Н. Расизм и христианство: Догматический очерк//Он же. Христианство и еврейский вопрос. Париж: Изд-во YMCA-PRESS, 1991. С. 19–140. 6 . Буров Г. Христианство и германский национал-социализм в 30-е и 40-е гг. ХХ в. URL: http://rusbereza.ru/gazeta/2985 (дата обращения 29. 09. 2015). 7 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных Отцов//Книга Ангелов: Антология/Сост. Д. Ю. Дорофеев. СПб.: Изд-во Амфора, 2001. С. 477–­497. 8 . Давыдова Г. Е. Философско-антропологические основания европейского фашизма (классическая и современная формы). Диссертация… кандидата философских наук. Ростов-на-Дону: Федеральное государственное научное учреждение «Северо-кавказский научный центр высшей школы, 2005. 9 . Деларю Ж. История гестапо. Смоленск: Изд-во Русич, 1998. 10 . Достоевский Ф. М. Дневник писателя//Он же. Полное собрание сочинений. В 12-ти т. СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1894. Т. 9. 11 . Кирилл (Зинковский) , иером. Наследие преподобного Серафима Саровского как современный фактор обеспечения национальной безопасности. URL: (дата обращения 29. 09. 2015). 12 . Кирилл, Святейший Патриарх всея Руси. Слово после Божественной литургии в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе 6 мая 2010 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В Урюпинской епархии прошли торжества в честь прославления в лике местночтимых святых преподобной Арсении (Себряковой) 14 ноября 2016 г. 21:11 Торжества в честь прославления в лике местночтимых святых преподобной Арсении (Себряковой) состоялись 12-13 ноября 2016 года в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Урюпинской епархии . За два дня в богослужениях приняли участие около 5 тысяч человек. Решение о причислении к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игуменим Арсении было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 октября с.г. ( журнал 95 ). Память прп. Арсении Усть-Медведицкой установлено совершать 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. 12 ноября всенощное бдение в Казанском соборе в сослужении епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия и духовенства Волгоградской и Калачевской епархий совершил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей . Богослужения в главном храме обители проходили почти непрерывно. Некоторые службы совершались одновременно в нижнем храме собора в честь преподобного Арсения Великого. График составлялся таким образом, чтобы помолиться и причаститься в дни торжеств смогло как можно больше верующих. 13 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, первая Литургия в Казанском соборе началась в 4 часа утра, в нижнем Арсениевском храме — в 7 часов, сообщает сайт Урюпинской епархии . В 10.00 в Казанском соборе началась архиерейская Литургия с чином прославления преподобной Арсении Усть-Медведицкой. Богослужение возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман . Главе Волгоградской митрополии сослужили архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, епископ Калачевский и Палласовский Иоанн и епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий . В торжественном богослужении участвовало около 80 представителей духовенства Волгоградской митрополии, других епархий России, Украины, а также из Греции и Грузии.

http://patriarchia.ru/db/text/4667707.ht...

В Усть-Медведицком монастыре впервые состоялись церковные торжества в честь новопрославленной святой игумении Арсении (Себряковой) 5 августа 2017 г. 10:23 3 августа 2017 года в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Урюпинской епархии прошло первое церковное празднование дня памяти святой Арсении (Себряковой). Божественную литургию в Казанском соборе обители возглавили архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний . Торжества в обители начались 2 августа. В них приняли участие около 50 священнослужителей из Волгоградской , Урюпинской, Калачевской , Московской, Санкт-Петербургской и других епархий Русской Православной Церкви. За Литургией молились настоятельница игумения Георгия (Боровик) с сестрами, настоятельница Гусёвского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Божией Матери Волгоградской епархии игумения Серафима (Каштанова) с сестрами, представители Волгоградской областной Думы и администраций всех районов области. Участие в празднованиях приняли около полутора тысяч верующих, прибывших из населенных пунктов региона, а также из Московской, Астраханской, Саратовской, Ростовской, Воронежской областей и иных субъектов Российской Федерации. Песнопения исполнили мужской квартет храма святителя Николая в Хамовниках, прибывший по благословению епископа Подольского Тихона , и хор духовенства Урюпинской епархии. Священнослужители совершили славление перед образом преподобной Арсении, игумении Усть-Медведицкой. В архипастырском слове епископ Урюпинский Елисей отметил, что почитание игумении Арсении началось а очень давно, «еще при жизни матушки игумении, когда сюда приезжали представители Священноначалия и, видя этот монастырь, поражались его устроению — не только внешнему, но и внутреннему». «Игумения Арсения всегда старалась, чтобы сестры вели настоящий монашеский образ жизни, хотя была снисходительна к их слабостям. Мы знаем как сестре, страдавшей тяжелым недугом, своей любовью она помогла практически исцелиться от него. Для всех нас, здесь стоящих, это великий пример», — сказал епископ Елисей.

http://patriarchia.ru/db/text/4975607.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010