В декабре 1870 г. владыка впервые почувствовал лихорадочные припадки, а с 1872 г. болезнь усилилась и начались приливы крови к голове и разлив желчи. В 1873 г, владыка награжден был за непрестанную деятельность, отеческую любовь и кротость алмазным крестом на клобуке, а в 1878 г. сделан членом Св. Синода, но с этого года владыка стал слабеть все более, и был уже менее деятелен. 3 июля 1882 г. Могилев торжественно отпраздновал пятидесятилетнее служение его на пользу церкви и в этот же день помимо массы адресов, поздравительных телеграмм и писем маститый юбиляр награжден был орденом св. равноапостольного князя Владимира 1 степени. Это была последняя награда, полученная преосв. Евсевием за свои труды на земле. Светильник Могилевской епархии начал склоняться к западу своих дней; 6 октября того же года он был согласно прошению, по слабости здоровья, уволен на покой, с пенсией в размере 2000 руб., и согласно его желанию, поместился в флигеле архиерейского дома, прилегающем к консистории. С истинною грустью встретила паства его известие об окончании его служения могилевской церкви, но она утешалась тем, что её любимый архипастырь будет жить среди неё... но не долго владыка пробыл на покое. 21 февраля 1883 г., на 78 году от рождения тихо и спокойно, как истинный верный раб Божий, переселился владыка в вечную, уготованную праведникам Божиим, обитель – царство небесное. Добрая жизнь почившего архипастыря, его светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя ученость, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид – все лучшие дары неба соединялись в почившем архипастыре... Будучи сам строг к себе и требуя от подчиненных исполнения своего долга, преосвященный был образцом кротости и любви. Никто никогда не видел выражения гнева на его лице, никто не слышал повышения его голоса. Словом любви и мира укорял он виновных; строгость иного рода была чужда ему. Не только во все свое управление нашей епархией, но даже и во все служение свое церкви Христовой он едва ли сделал кому-либо и какое-либо зло! В высшей степени справедливый, владыка никогда не просил ни о ком, и сам не любил, когда его знакомые просили за кого-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Июль-Август, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Н.В. (Вишневский Н.Л.). О церковной иерархии и благочинии церковном//Миссионерское обозрение. 1896. 7–8. С. 3–9 (Изречения и наставления Мужей Апостольских) Представим себе воинствующих под начальством вождей наших; как стройно, как усердно, как покорно исполняют они приказания. Не все эпархи, 46 не все тысяченачальники, или стоначальники, или пятидесятиначальники и так далее, но каждый в своём чине исполняет приказания царя и полководцев. Ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все они как бы связаны вместе, и это доставляет пользу. Возьмем тело наше: голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они согласным и стройным подчинением служат для здравия целого тела. Так пусть будет здраво и всё тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен. (Св. Климент Римский , 1-е посл. к Коринф., гл. 37–38). Мы должны в порядке совершать всё, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и чрез кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы всё совершалось свято и благоугодно и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано своё служение, священникам назначено своё дело, и на левитов возложены свои должнос; мирской человек связан постановлениями для народа. Каждый из вас, братия, благодари Бога за своё собственное положение, храня добрую совесть и с благоговением не преступая определенного правила служения своего. (Св. Климент Р. 1-е посл. к Кор., гл. 40–41).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Именно все это, что выше нами сказано, и заставляет даже лучших людей Запада преклоняться перед вскормленной и вспоенной живительными соками Св. Православия русской культурой и, несмотря на переживаемое нами ужасное время, уметь провести резкую грань между нею и жестоким большевицким режимом, господствующим ныне на нашей Родине.    Вот почему подлинным безумием являются утверждения некоторых современных русских людей (о которых можно сказать, что они лишь по недоразумению продолжают еще считать себя «русскими»), будто св. Православная вера не оказала никакого существенного влияния на русский народ и что будто в дальнейшем русские люди могут свободно обходиться без нее, относясь к ней лишь как к пережитку далекого прошлого.    Для нас, не потерявших пока здравого смысла, ясно, что подобное мнение есть не более как следствие безбожной пропаганды, которой — увы! — заразились не только те, кто имел несчастье получить воспитание в жутких условиях безбожного тиранического большевицкого режима. Большевизм «в духе» ведь не с 1917 года у нас начался: он ведь не мгновенно откуда-то «с луны» на русскую землю свалился, а подготовлялся задолго.    Большевицкие стремления, направленные к ниспровержению авторитета веры и Церкви в русском народе и, особенно, в интеллигентном русском обществе, как наиболее, вследствие своего воспитания в чуждом истинной вере западном духе, податливом, пропаганда безнравственности, всякого безчиния и нравственной распущенности имели за собою «давность», по крайней мере, двух столетий.    А потому крайне ошибочно и неосновательно, защищая какое-нибудь нравственное безобразие, говорить, как это делают некоторые в свое оправдание: «так было и в царской России!»    Да! может быть, это и было, но это-то как раз и привело царскую Россию к падению и победе большевизма. Никак не следует забывать, что еще за много-много лет до революции 1917 года «большевики» (хотя бы они и иначе тогда себя называли) вели свою настойчивую разлагающую работу в царской России, шаг за шагом упорно подтачивая вековые устои нашей св. веры и Церкви и ниспровергая те высокие идеалы, которыми на протяжении почти тысячи лет жил православный русский народ, унаследовавший их от своего великого и славного Просветителя св. равноапостольного князя Владимира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Сравнивая составленное Святителем житие княгини Ольги с теми сведениями, которые сообщаются о ней в Повести временных лет, видим, что целые отделы из Повести буквально повторяются и в житии. Таковыми являются рассказы о мести Ольги древлянам за убийство ее мужа Игоря, о путешествии ее в Царьград и крещении там, о смерти Святослава (Четии-Минеи, л. 420 об. и далее и Повесть под 945, 946, 955, 972 гг., с. 40–45 и 53). Но кроме этих рассказов в составленном Святителем житии имеется много других сведений, которые собраны из других источников – «из рукописных Четиих-Миней и летописцев». Мы, конечно, не можем сейчас определить, какие это были летописцы и Четии-Минеи, но из работы Серебрянского, где разобраны все древние сказания и жития княгини Ольги 305 , видим, что в свое повествование Святитель внес сведения, которые находятся в проложных синаксарях и житиях Ольги, в Ипатьевской летописи, в Псковских сказаниях, в Степенной книге и в других древних памятниках. Думаю, что Святитель не пользовался всеми этими памятниками непосредственно, а нашел их в разных рукописях, которые были у него под руками. То же можно сказать и о житии равноапостольного князя Владимира, которое составлено по «летописцу русскому преп. Нестора и иным русским книгам». Сравнивая содержание его с Повестью врем. лет, видим, что в основной своей части, в рассказах о событиях, предшествовавших крещению Владимира, о его крещении и приведении к вере всей русской земли, оно вполне соответствует Повести (ср. Четии-Минеи, 15 июля, л. 448–456 и Повесть, с. 59–90). О до христианском периоде жизни Владимира Святитель хотя следует тоже Повести, но рассказывает сокращенно, заканчивая этот отдел жития такими словами: «О всем житии Владимировом, бывшем в неведении Бога и в нечестии, о братоубийстве и кровопролитиях, о храбрости и многих бранех, о богослужительстве и женонеистовствах его пишется пространно в летописцу св. Нестора Печерского и в иных многих рукописных летописаниях русских и в печатном Синопсисе Печерском».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. Шремер, Л. В. Щепетилова, Ф. И. Эгерман и некоторые лица, не объявившие своего имени. Неоднократно общество получало крупные суммы, от 300 и до 1,100 рублей в год, от устройства на его пользу благотворительных спектаклей и вечеров. Устройством занимались В. М. Семенов, В. X., Н. X. и П. X. Вейсберги, Н. X. Шапиро, А. А. Фальдерман. Один раз из кружки у часовни вынуть был билет в 1,000 рублей с просьбой молиться об упокоении рабы Божией Екатерины. Один раз общество получило остаточные от устройства обеда в столетний юбилей ордена св. Владимира 117 рублей. Один раз пал на выигрышный билет общества выигрыш в 500 рублей. Бесплатно давали уроки в приюте: протоиерей Я. П. Преображенский , священник П. И. Митропольский, В. Г. Александров, П. Ф. Бараков, В. В. Белова, В. X. Вейсберг, С. В. Голдобин, А. В. Голяшкин, 3. В. Езединова, А. П. Еремеева, М. Ф. Измайлова, М. П. Иванова, М. А. Калинина, А. И. Копейщикова, Я. И. Курганников, А. А. Леве, П. Ф. Лейтценгер, С. А. Митрофанова, А. А. и А. А. Мозовские, Е. М. Пальникова, Н. И. Петрова , М. И. Преображенская , А. А. Светлов, И. С. Слонимский, И. И., И. И. и М. И. Соколовы , А. П. Шапочкин, П. И. Шишипторова, О. Я. Шувдер. Заведовал учебно-воспитательною частью приюта, как и делопроизводством общества, с учреждения его до 1894 года, И. С. Слонимский. Доктор X. М. Вейсберг с учреждения общества и до самой своей кончины в 1885 году, в глубокой старости, оказывал клиентам общества бесплатно медицинскую помощь; после него этот труд брали на себя Н. X. Шапиро, Н. П. Саваровский и в последние годы Л. В. Андронов. Аптекарь Ю. Ф. Крангальс бесплатно отпускает лекарства в приют. В. М. Малафеев предоставляет призреваемым баню. Типография И. И. Глазунова бесплатно печатала отчеты, типография Б. М. Вольфа – бланки; трубочист Г. Б. Цинке производил очистку дымовых труб. В 1881 году общество учредило стипендию в память царя-освободителя, на собранные между членами пожертвования. Самое крупное пожертвование внес А. Н. Игнатьева 200 рублей, но как собранная сумма была недостаточна, то Н. И. Финин дополнил до нормы, пожертвовав 729 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Проходил должность законоучителя в Николаевской школе Моск. Благотворит. Общества безмездно с 21 апр. по 9 ноября 1840 г. Определен членом Моск. дух. консистории 26 июля 1840 года; благочинным церквей Сретенского сорока г. Москвы 17 янв. 1842 г. Возведен в сан протоиерея 19 июля 1842 г. Утвержден в звании действительного члена конференции Моск. дух. академии 11 ноября 1844 года. Святейшим Синодом назначен быть протопресвитером Московского Большого Успенского собора в мае 1856 года. По представлению Святейшего Синода именным Его Императорского Величества указом Всемилостивейше повелено ему быть членом Московской Святейшего Синода конторы 22 мая 1856 г. Соответственно достоинству его и месту, им занимаемому, дано ему благословение употреблять в священнослужении палицу 10 июня 1856 г. Возложен на него бронзовый крест на Владимирской ленте, учрежденный в память войны 1853–1856 годов, 26 авг. 1856 г. Был членом комитета для поверки отчетности в штатной сумме по Ставропигиальным монастырям, в 1857–1865 годах. По указу Святейшего Синода был назначен цензором духовных журналов: «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» 9 дек. 1859 г. От сей должности по прошению уволен 21 дек. 1865 г. За ревностное прохождение возложенных на него должностей был награжден: скуфьей 15 янв. 1833 г., камилавкой 27 апр. 1840 г., наперстным крестом, от Свят. Синода выдаваемым, 13 апр. 1846 г. Орденом св. Анны 2 ст. 7 июня 1850 г. Императорской короной на знак сего ордена 26 авг. 1856 г. Митрой 17 апр. 1857 г. Орденом св. Равноапостольного князя Владимира 3 ст. 22 апр. 1861 г. Сопричислен к ордену св. Анны 1 степ. 12 апр. 1870 г. По случаю пятидесятилетия со времени поступления его на службу —542— в Моск. дух. Академии, Советом оной избран в почетные члены 10 окт. 1874 г. и Всемилостивейше награжден золотым наперстным крестом с драгоценными украшениями из кабинета Его Величества 13 окт. 1874 года. Протопресвитер Д.П. Невский скончался в половине. 1879 г., прослужив в Успенском соборе 23 г. Прот. Влад. Марков

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О самом князе Владимире владыка Никанор говорит следующее: «Избранниками Божьими движет промыслительный перст Божий. Как люди, как существа ограниченные, самые великие мудрецы мира сего всегда смотрят близоруко, в самых лучших своих намерениях и предприятиях движутся ближайшими своими видами, разумея смысл только ближайших окружающих обстоятельств, но никогда ясно и полно не сознавая планов божественного домостроительства, которое направляет их помыслы, намерения и действия к своим глубоким и далеким премудрым целям. Да и глядя сзади вперед уже на осуществившиеся планы божественного Промысла, люди не постигают их во всей широте и глубине, хотя потомкам и виднее, чем современникам, причинная и целесообразная связь исторических событий. Не сознавая ясно, великие избранники Промысла Божия определяют положение вещей внутренним чутьем, чутьем же намечают и последующее развитие событий, иногда весьма великих. В этом смысле св. Владимир есть один из величайших избранников Промысла, наметившей на века и тысячелетия развитие судеб русского народа, а с ним развитие судеб и многих других народов мира как в Европе, так и в Азии». Эта цитата имеет ключевое значение для понимания особенностей такой оценки св. князя Владимира у архиепископа Никанора. И она, эта оценка, включает в себя как минимум три идеи. Первая – та, которая лежит на поверхности: князь Владимир – избранник Божий, через которого Господь определяет основные пути будущего Руси-России. Вторая идея имеет чисто философский характер. Для ее понимания нужно обратиться к философскому учению архиеп. Никанора, в котором он различает рассудок и разум – две одинаково интеллектуальные, но совершенно разнонаправленные способности. Рассудок по архиеп. Никанору представляет собой способность выстраивать понятийные схемы на основе данных, полученных в опыте. То есть рассудок ориентирован на внешнюю форму событий. Тогда как разум – это, по сути, интуитивная способность схватывать сущность явления целиком и полностью, способность предчувствовать истину как целостное знание о явлении. Архиерей-философ пишет в своем философском трактате: «…в факте мышления о том же предмете… мы, кроме рассудочного понятия, имеем другое представление, которое отлично от понятия и всегда впереди его, – представление, с которым мы сравниваем наше понятие и находим, что понятие не достигло до цельной полноты этого предшествующего представления Это-то представление и есть идея, сущность абсолютно адекватная объекту, абсолютно объективная».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Итак, мы видим, что при внешнем дистанцировании древнерусских книжников от Кирилло-Мефодиевской традиции в вопросе Крещения Руси, с целью доказать свою духовную независимость, тем не менее, они многое почерпали из нее — как на уровне общих идей, так и на уровне конкретных библейских топосов. Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Понятие введено Рикардо Пиккио. См. его обобщающую работу  Пиккио Р.  Slavia Orthodoxa. М., 2006.  Из последних обобщающих работ по Кирилло-Мефодиевской тематике см.  Тахиаос А.Э .Святые Кирилл и Мефодий. М., 2005 (с подробной библиографией).  См. в частности  Мурьянов В.Ф.  Гимнография Киевской Руси. М., 2000.  Из последних работ см.  Милютенко Н.И.  Слово о русской грамоте//Труды кафедры истории России с древнейших времен до начала ХХ в. Т.3. СПб. 2012 С. 353-380.  Впервые издан В.Ф.Мурьяновым.  См. Мурьянов В.Ф . Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 69-143. Издано также Е.М.Верещагиным с подробным комментарием. См.  Верещагин Е.М.  Церковнославянская книжность на Руси. М., 2001. С. 94-148.  См. традиционный богослужебный текст в Июльской Минее, 15 июля, любое издание. Научное издание службы см.  Славнитский М.  Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII-XVII в. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI в.//Странник. 1888. Май-август. С. 197-238. Всего Славнитский выявил три редакции службы, относящиеся к XIII, XV и XVI в. Глубокое и разностороннее исследование стихирам службы св. кн. Владимиру посвятила Н.С. Серегина. См.  Серегина Н.С.  Песнопения русским святым. СПб, 1994. С.67–72, 300–309. Из последних работ см.  Милютенко Н. И  Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. СПб, 2008. Далее  Милютенко Н.И.  Святой равноапостольный князь Владимир...  Рукопись Российской Национальной Библиотеки. Софийское собрание N 382. Л.67-71. См. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI-XIII в.). М., 1984. С. 354.

http://pravoslavie.ru/70960.html

Наконец, часов около двух показался и самый остров. На нем нахо­дится русский маяк; а при маяке несколько моряков – сто­рожей. Доступ к скалистому острову очень труден, почему обитатели его видят людей только два или три раза в году, когда моряки из Одессы привозят к ним провизию и осведомляются об их житье-бытье. Маяк хорош и вечером виден издалека. Остров Фидонис мне почему-то представился чем-то вроде рая, куда и попасть трудно и где не имеется поводов ко греху. Оче­видно, мысль искала пищи, но такой пищи не было. 31-го июля в 5 часов утра «Аргонавт» достиг уже Одесского порта и бросил якорь. В семь часов я был уже в самом городе. Одессы я не люблю. Разве можно находить что-либо приятное в шахматной доске? А Одесса с ее прямолинейными улицами, симметрическими пере­крестками и однообразием зданий всегда напоминала мне шахматную доску. Но на этот раз я с удовольствием смотрел на Одессу. Ведь, здесь начинается тот рай, в котором мы живем, но которому не знаем цены – начинается Россия. В Одессе я пробыл четыре дня, вен­тилируя свои легкие здешним приморским, сравнительно с Константинопольским, – чистым воздухом, укрепляя свои нервы, начавшие было приходит в раздражение, морским купаньем (которое в Константинополе было очень плохо), поездками по окрестностям (правда, не за­мечательным), прогулками по тенистому приморскому буль­вару и новому парку (Александровскому), украшенному только – что поставленным памятником величайшему из русских государей – Александру II-мy – Освободителю. На четвертый день моего пребывания в Одессе я услы­шал, что мой внутренний голос чаще и чаще стал тре­бовать: «домой, домой», – туда, где так много прекрас­ных книг в Академической библиотеке и прекрасных людей в Академической корпорации. 11 августа я был уже в Сергиевом посаде. А. Лебедев Введенский А.И. Русское православное братство во им св. Равноапостольного князя Владимира в Берлине//Богословский вестник 1892. Т. 2. 6. С. 550–565 (2-я пагин.). —550— На далекой чужбине, среди холодного и неприветливого Запада, как маяк среди моря, русскому человеку светит надеждою и ласкою одно в высокой степени симпатичное учреждение – Берлинское православное Братство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прибыл к месту своего последнего назначения и принял в свое управление Д. Миссию. 1865, 11 сент. По поручению посольства в Константинополе, вел в Иерусалиме переговоры с синайскими властями об окончательной уступке нашему правительству именитого кодекса Библии, увенчавшиеся желанным успехом. 1868 май-июнь. От Его Блаженства, Патриарха Иерусалимского Кирилла награжден крестом с частью Животворящего Древа, при особой грамате «За горячее благочестие и пламенную ревность о Гробе Господнем». 1868, 3 августа. Указом из Святейшего Синода утвержден в должности начальника Иерусалимской Духовной Миссии. 1869, 5 июня. Избран Московским Обществом Любителей Д Просвещения в почетные члены. 1869, 17 сент. По случаю юбилея Киевской Д. Академии получил благословение Святейшего Синода.1869, 21 дек. Советом Киевской Духовной Академии возведен в звание почетного члена оной. 1870, 15 янв. Всемилостивейше сопричислен за «отлично усердную службу» к ордену св. равноапостольного князя Владимира 3-й степени. 1870, 12 апр. По ходатайству императорского посольства в Константинополе Высочайше пожалован пожизненной пенсией в размере одной тысячи рублей за службу в ведомстве Министерства иностранных дел, которую имеет получать, когда пожелает удалиться на покой. 1870, 19 окт. Избран в действительные члены Немецкого Восточного (Археологического) Общества в Лейпциге. 1872, 3/15 января. Удостоен звания почетного члена Киевского Церковно-Археологического Общества. 1873, 25 сент. Императорским Русским Археологическим Обществом в С.-Петербурге признан достойным Большой серебряной медали за одно из своих сочинений. 1875, 6 окт. По распоряжению правительства за все время последней (Болгарской) войны пребывал вместе со всеми членами Д. Миссии, в пределах Греции, с 1877, 8 мая по 1878, 6 июня. Возвратился к месту своего служения в Иерусалим. 1878, 22 июня. Поступил, по приглашению, в члены образовавшегося в Германии «Немецкого Палестинского Союза» 434 . При образовании Православного Палестинского Общества (в С.-Петербурге), удостоен звания почетного члена оного с соответствующим дипломом и присвоенным званию знаком Общества для ношения его. 1882, 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010