Так как наиболее специальные работы по данному предмету принадлежат ученым или отрицательного направления (Ренан, Гаусрат), или полуотражательного (Неандер, Эвальд), или же —321— все-таки либерально-протестантского (Фаррар, также более ученые комментаторы книги Деяний и посланий Ап. Павла), то автору, как богослову православному, невозможно было прямо и – так сказать – пользоваться чужими трудами, но требовалась напряженная осмотрительность и критическая самодеятельность при употреблении иностранных исследований. В этом отношении сочинение г. Глаголева заслуживает полного одобрения: Весь обширный научный материал инославных исследований тщательно проверен и, где была надобность, самостоятельно переработан православным веро – и наукосознанием автора. Говоря о самостоятельности исследования автора, мы употребляем термин не в строгом, смысле. На чисто научную сторону предмета, как таковую, независимо от православной пере работки научного материала, самостоятельность исследования автора не простирается: т. е. никаких новых источников сравнительно с исследованными уже на запад: автор не привнес в свою работу и не провел, да и не мог, по существу самого дела, провести какого-либо оригинального взгляда на весь предмет вообще и на частные его стороны. Но и для того, чтобы воспользоваться уже готовыми исследованиями иностранных ученых, от автора требовалось далеко не заурядное трудолюбие и широкая, преимущественно филологическая ученая подготовка. Вообще труд автора представляет вполне добросовестную, весьма обширную и совершенно научную компиляцию. В этом отношения наиболее выдаются главы: о пребывании св. Ап. Павла в Афинах и Коринфе. и не только эти главы, но и вообще все сочинение может быть признано весьма полезным вкладом в русскую, сравнительно не богатую литературу по экзегезу книги Деяний св. Апостолов и по истории апостольского века, Принимая во внимание эти существенные в научном отношении достоинства сочинения, преизбыточно покрывающая собою несущественные, внешне-формальные и легко устранимые недостатки оного, нахожу возможным вполне одобрить труд Дим. Глаголева для напечатания в качестве магистерской диссертации, обязав при сем автора: 1) исправить отмеченные стилистические недосмотры; 2) поставить точные и подробные цитаты, где таковых не имеется; 3) руководствоваться при напечатании книги поправками и пометками, сделанными мною в рукописи, и 4) особенно опустить зачеркнутое мною: эпиграф, стр. 5–6:9–10:40–41,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому путь к оздоровлению лежит для нас глубже внешней деятельности. Дух и идеи веры должны созреть в нас настолько, чтобы властно определять все наши дела, чтобы последние не определялись посторонними началами и не были бы механическими и фальшивыми. Только при этом условии наши дела и будут могучею проповедью веры, покоряющим людей «явлением духа и силы» ( 1Кор.2:4 ). Конечно, «закон дел» воспитывает для «закона веры»; конечно, язычники могут развить высокую «автономную» добродетель; но раз мы говорим о Церкви Христовой, мы не можем руководиться пережитыми началами. Они имеют свое достоинство; но у нас есть высшее, всеобъемлющее. Мы послушны иным директивам, обнимающим и закон и свободу: «человек оправдывается верою, а не делами закона», «без Меня не можете делать ничего!»… Свящ. Дим. Силин (Окончание следует). Знаменский С.П. Античные мифы о превращениях в художественной обработке римского поэта: (этюд о «Метаморфозах» Овидия) 713 //Богословский вестник 1909. Т. 2. 5. С. 84–110 (3-я пагин.) —84— Одним из самых крупных произведений Овидия, знаменитого писателя века Августа, являются без сомнения его Метаморфозы, или, как он сам называет их в своих Тристиях (Trist. 1, 7, 13), – «Песни об измененных формах» (carmina mutatas dicentia formas). Труд этот, написанный гекзаметром и разделенный на 15 книг, представляет из себя богатейшее собрание мифов, повествующих о чудесных превращениях. Этот поэтический материал расположен у Овидия в известной хронологической последовательности. В качестве первой метаморфозы у него является превращение хаотической массы (rudis indigestaque moles) в стройный космос, а последней метаморфозой, которой и заканчивается эта мифологическая поэма, оказывается превращение души убитого в римском сенате Юлия Цезаря в звезду. В таких широких хронологических рамках размещает Овидий свои повествования о чудесных превращениях, называя их то просто miracula (Met. 7, 294), то factum mirabile (9, 394) или mira fata (9, 328), то res fide major (4, 394).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нет, Бог создал человеческую душу по образу и по подобию Своему, одарил ее разумом, стремящимся к Богопознанию, и совестью, направляющею его свободную волю к добру. «Этою душою Бог отличил чело­века от животных» (Начал. настав. в прав. христ. вере, Дим. Сокол.). Таким образом, дух человеческий не есть дух падший, а свободно-разумный дух, с высшими способностями, образ и подобие Божие. Он не послан в тело человека в наказание, но создан для человека с высокими своими способностями для того, чтобы человек познавал Бога чистым умом и пламенел к Нему чистым сердцем, затем, чтобы тщательно исполнял Его святой закон и упражнял свою волю в добре, и, таким обра­зом, в общении с Богом и прославлении Его мог бы «нахо­дить для себя всецелое удовлетворение всех своих высших потребностей и стремлений, и отсюда почерпать возможное для себя блаженство» (Халкиливанов). – По представлению индейцев, человек одаряется духом, согрешившим заранее, прежде своего существования в человеческом теле. По учению христианскому, грех привнесен и вышел в мир чрез первого человека, как разлад грешника, с самим собою, Богом и творением, и чрез прародителей перешел на всех их потомков. Такая противоположность воззрений индейцев и христиан на человеческий дух и тело порождает и различные взгляды тех и других на жизнь человека. По понятиям индейцев, земная жизнь человека сопровождается рядом переселительных процес­сов, пока человеческий дух не перейдет в чисто духовное состояние. С христианской точки зрения, человек должен здесь, на земле, постоянно жить жизнью гармонии с Богом и творением Его, жизнью святою. Он должен познавать Бога, как своего Творца, и творения Божии, так как в них сокрыта Божия сила и Божия премудрость ( Псал. 103:24 ). Он должен направлять свою волю к добру, так как Бог есть высочайшее и совершен­нейшее добро, источник всякого добра ( Псал. 72, 25:26 ). И так как Бог есть источник чистейшей радости и блаженства, то человек должен располагать свое сердце так, чтобы оно в одном Боге – Творце искало и находило для себя радость, покой и блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

—504— человеческой старине. Некоторые не выросли, им необходимо воспитаться в прикровенном славянском Богослужении. Избави Бог, чтобы мы поспособствовали тому, чтобы отнять его у них. Но другие духовно загибают от недостатка живого, яркого, безусловно ясного и простого словесного служения Господу. Грешно не позаботиться о том, чтобы оно было дано им. Многоуважаемый профессор ссылается на консерватизм религиозного чувства в отношении к священным вещам, с какими он сопоставляет и церковно-богослужебный язык. Это общеизвестно; но ведь дело в том, что ревнивое и благоговейное отношение к святым вещам бывает совсем разного характера. Одному консерватизму мы посочувствуем, другой осудим. Если благоговейное чувство к святым вещам вполне гармонирует с духом веры и способствует его развитию, то такое чувство – обязанность благочестия. Если же во имя почитания вещей приносятся духовные жертвы, и служение Богу «духом и истиною» терпит явный ущерб, то – очевидно – мы имеем дело с вещепоклонством. Свящ. Дим. Силин (Продолжение следует). Тареев М.М. † Протопресвитер И.Л. Янышев как моралист//Богословский вестник 1910. Т. 2. 7/8. С. 505–526 (4-я пагин.). (Начало.) —505— I Почивший в июне т. г. протопресвитер И.Л. Янышев, оставивший по себе крупный след в административной истории русской церкви, известен и в науке, – главным образом, как бывший профессор нравственного богословия и автор трудов: Православно-христианское учение о нравственности 2 изд. 1906 г. (и Сущность христианства с нравственной точки зрения). Мы, профессора и преподаватели этой науки, гордились тем, что имели в своей среде этого блестящего оратора и талантливого писателя. И.Л. Янышев был для нас тем же, чем В.В. Болотов для церковных историков. Сам о. И.Л. Янышев считал именно это дело особенно близким своему сердцу, в него влагал свою душу. «Приняв на себя в 1869 году обязанность профессора С.-Петербургской Академии по кафедре Нравственного богословия, в то время далеко не пользовавшегося вниманием студентов», о. И.Л. Янышев мужественно взялся за разработку этой науки, в которой ему приходилось впервые уяснять многие основные понятия. Им «впервые в нашей литературе сделана попытка объяснить понятие о нравственности вообще, всем элементам, входящим в это универсальное понятие, дать более или менее ясное и точное определение, наметить их психологическую или же логическую связь и, таким путем выяснив нравственное достоинство и назначение человечес-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мисаила Бахолдин указывает, кроме мордвы, и татар. Герберштейн, описывая мордву, жившую на восток и на юг от р. Мошки, упоминает, что из них некоторые пребывают в идолопоклонстве, другие «магометане». 1626 Из других данных известно, что принявшая магометанство мордва совершенно отатаривалась, а потому весьма возможно, что в показании Бахолдина под «татарами» именно разумелась мордва магоме- —547— танской веры. Конечно, эти мордвины-магометане, как справедливо догадывается преосв. Филарет, могли разжигать языческую мордву своим фанатизмом. Точно также никто не станет отрицать и той мысли И. Н. Смирнова, что увлечение миссионерским делом и желание совершить его возможно быстро отодвинуло у архиеп. Мисаила мысль о личной безопасности и большей осторожности. Но из всех трех авторов наиболее близко подходит к объяснению печального события в дер. Ямбириной П.И. Мельников. Правда, он не указывает документальных оснований для своей догадки. Но таким основанием является вполне аналогичный эпизод из истории обращения мордвы в XVIII в., особенно, если его сопоставить с некоторыми намеками в приведенном выше рассказе Бахолдина. В 1743 г. архиеп. Димитрий Сеченов, занимаясь обращением нижегородской мордвы, близ с. Сарлей заметил массу низеньких срубьев, разбросанных там и сям среди высоких старых дерев девственного чернолесья. Это было мордовское кладбище, а деревья служили предметом почитания. По приказанию Дим. Сеченова березы срубили, а срубы подожгли. Тогда мордва, до тех пор терпеливо выносившая суровое обращение с ней миссионеров, напала на свиту архиепископа, хотела его самого убить, так что Димитрий едва спасся в погребном амбаре у священника. 1627 В следующем 1744 г. мордва дер. Плуксовой жаловалась: «имелась у нас в мордовской вере по тому прежнему обыкновению лачуга, в которой во время прежней веры, как маливались – имели по содержанию пойло – браги и проч., и оная изба от Темниковской воеводской канцелярии и от Темниковского духовного правления у нас сломана»… А в других деревнях новокрещены прямо не позволяли ломать эти лачуги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же теперь сказать в заключение, после сего, на вразумление унывающим и отчаивающимся грешникам? Чтобы вразумление было сильнее, скажем словами святителя Димитрия: «Человече! не скорби бессловесно... о велицех прегрешениих пред Богом. Аще бы и всякое согрешение превзошел твой грех , обаче не зело отчаятельно и беспамятно скорбети должен еси: несть бо грех побеждающ милосердие Божье. Не сравняются греси наши пучине Божьих щедрот, Иже туне нас милосердием Своим спасает. Бог всего мира грехи носит, и покаянием комуждо грехи отпущает: ты же мниши, яко тебе единого человека грехов не понесет. О всем мире Кровь Свою излия: тебе ли единому оставления Кровию Своею не подаст? Точию ты престани от греха: точию ты покайся: рцы точию ты грехи своя, яко да оправдишися. Рцы: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и абие оставит нечестие сердца твоего» (Свят. Дим. ч. 1, стр. 397–398, изд. 1857 г.). Аминь. 5-й день 162. Как должны вести себя православные жены при искушениях, влекущих ко греху (Из жизни св. мученицы Агафьи. Чет. Мин. февр. 5) Искушения бывают двоякого рода: одни, которые лучше, пожалуй, назвать испытаниями, суть добрые и происходят от Бога. Ими Он утверждает верующих в любви к Нему, самоотвержении, смирении, терпении, молитве, преданности святой воле Его и уповании на Него. И есть искушения, влекущие ко греху. Эти уже не могут происходить от Бога, потому что Он Свят, Праведен, и всякий грех противен Ему; и они происходят от мира вообще и от худых людей в частности ( 1Ин.5:19 ), иногда и от нас самих ( Быт.8:21 ), а иногда, и должно думать, чаще всего и от дьявола ( Ин.8:44 ). Эти последние искушения для нас самые опасные. Ибо один раз не устоял человек против такого искушения, в другой и еще скорее не устоит, а далее же легко и совсем может пасть. Поэтому опасность от искушений и должно всем иметь в виду и всем бороться с ними, – всем – как мужам, так и женам. Но поскольку при этом вы, жены-христианки, более по природе слабы и немощны, чем мужчины, и скорее потому можете пасть среди искушений, то вам указанную опасность и постоянно должно представлять себе; а так как к тому же искушения неизбежны и могут встречаться с вами в продолжение всей вашей жизни, то должно вам, как существам слабейшим, учиться заранее тому, как с успехом вести борьбу против искушений и чем побеждать их. Учиться же этому вам всего надежнее у святых угодниц Божьих, из которых многие почти всю жизнь свою провели в борьбе с искушениями и, при помощи благодати Божьей, почти всегда выходили из этой борьбы победительницами. Поэтому более полезных уроков едва ли у кого-нибудь, кроме них, вы найти можете. Эту истину сейчас можно доказать и самым делом. Так, выслушайте сегодня на первый раз лишь один из таких уроков, и мы надеемся, что и его одного достаточно будет для того, чтобы вы убедились в справедливости слов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

уч., а с 1836 г. прямо в Комиссию предписано высылать списки классных чиновников. 33 В академию также представлялось уведомление о том, какие перемены произошли в течение месяца; все ли служащие намерены продолжать службу при семинарии (это утвердилось с 20-х годов); благонадежен ли они, и кто именно желает оставить службу. Награждение должностных лиц орденами было весьма редко, наставников же орденами даже и не награждали. Так в 1823 г., на запрос Комиссии дух. уч. о кавалерах в семинарии, оказался только один ректор Поликарп имеющим орден Анны 2-й степ. Также в 1829 г., по случаю подобного запроса, оказались в семинарии два кавалера: ректор Нафанаил (Анны 2-й степ.) и штаб-лекарь Жювенель (Анны 3-й ст.) Но денежные награды постоянно выдавались, как во время самой службы при семинарии, чрез известное количество лет, или после ревизии, так особенно при выходе из семинарии. О размерах этих наград будет сказано в своем месте (см. отд. экономия). Иногда же наградою служило одобрение от Комиссии дух. училищ, а также, в первое время, возведение в звание профессора, или магистра, напр. учитель Дим. Воронов за рачительную службу был представлен к награде званием полного профессора и возведен, по определению Комиссии дух. учил. (1812 г.) Относительно же награждения учеными степенями в 1815 г., по делу представления учителя семинарии Ив. Смирнова к награждению степенью старшего кандидата, было разъяснено от академического правления, что степень дается за ученые заслуги, после испытания, а не в награду за службу, хотя, как известно, и было принято выпускать некоторых воспитанников академии с правом на магистра, по выслуге известного числа лет, большею частию двух, на духовно-училищной службе, с одобрением начальства. Светским же должностным лицам иногда чины давались в награду. Толмачев, Иванов и Воронов пред выходом из семинарии в 1814 т. получили чин VIII класса; Ветринский в 1822 г. награжден чином VII класса; секретарь Кудрявцев в 1823 г. вместо чина X класса получил в награду чин IX класса; доктор Александров в 1835 году «в поощрение» награжден чином действительного статского советника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На людях, хорошо знавших А.В-ча и твердо его помнящих, лежит нравственный долг поделиться своими воспоминаниями об этом замечательном человеке. Чтобы избежать дробной цитации, приводим главнейшие источники: 1. Дневник А.В. Горского. Приб. к Тв. св. Отцов, кн. 34 и 35. Издан с пропусками, по большей части не оговоренными, и недостаточно тщательно. 2. Письма к А.В-чу митр. Филарета. Там же, кн. 29 и 30. 3. Письма Филарета архиеп. Черниговского. Там же, кн. 31, 33 и ,36. 4. Письма Евсевия Орлинского , архиеп. Могилевского. Там же, кн. 37. 5. Письма Протоиерея В.С. Горского и самого А.В-ча к Ф.А. Голубинскому, любезно сообщенные нам Д. Ф. Голубинским . 6. Некоторые письма и бумаги из архива А.В. Горского в библиотеке Московской Духовной Академии. 7. С.К. Смирнов, Воспоминания о покойном ректоре Моск. Дух. Академии А.В. Горском. Речь. Прав. Обозр. 1876, III. 8. С.К. Смирнов, История Моск. Дух. Академии. 9. П.С. Казанский, Из моих воспоминаний об А.В. Горском по поводу речи проф. С. Смирнова . Прав. Обозр., 1876, III. 10. Памяти о. ректора М. Д. Академии, протоиерея А.В. Горского. (Некролог и речи). Прав. Обозр. 1875, III. 11. Η.П. Гиляров-Платонов, Сборник сочинений, изд. под редакцией К.П. Победоносцева , т. II. 12. Η.П. Гиляров-Платонов, Из пережитого. 13. Н.И. Троицкий, Воспоминания о прот. А.В. Горском, по поводу трех его писем. Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв., 1881, III. 14. (А.П. Смирнов) Из студенческого дневника. Воспоминания об А.В. Горском. Душ. Чт. 1891, III. 15. Гр. М.Вл. Толстой: а) Воспоминания, Р. Архив 1881 г. в) Воспоминания о моей жизни и ученьи в Сергиевом Посаде (18251830. Богосл. Вест. 1894, IV и с) Хранилище моей памяти, Душ. Чт. 1890. 16. Гр. А. Воскресенский, А.В. Горский. Слав. Обозрение 1892, 3. 17. А.Д. Беляев, А.В. Горский. М. 1877. 18. Арх. Григорий, К биографии ректора Моск. Дух. Академии А.В. Горского. Чт. Общ. Ист. и Др. 1875, III. 19. Гр. Дим. Н. Толстой, А.В. Горский. Биографический очерк. Р. Архив, 1875, 3. 20. Е.Н. Воронец, К воспоминаниям о скончавшемся в Бозе прот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ИЛЬЯ НОВОКРЕЩЕНОВ: А вот у меня по этому поводу небольшое возражение. В общем, я конечно, с вами согласен, что жизнь – это целостная картина мира, и она должна быть у ребенка сформирована. Но я здесь с молодым человеком солидаризируюсь в том смысле, что дублируются темы. Дублируются не всегда качественно, почему. Потому что, например, история – такая наука, которая с течением времени приобретает всё новые и новые темы. Сейчас уже Ельцина изучаем, скоро, я думаю, Владимира Владимировича Путина будем изучать, а объем часов остается тем же самым. И поэтому, когда у нас ввели МХК, всю культуру туда вроде бы вынесли, но из истории не убрали. И получается, что у нас программа уплотнилась. И у нас на сегодняшний момент, с точки зрения минимума содержания исторического образования в школе, из истории Великой Отечественной войны ученик обязан помнить две фамилии: Сталин и Жуков и всё. То есть вот это понимаете, тоже вредит самой истории. Поэтому здесь нужно думать еще и нужно смотреть внимательно. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ага. Дим, скажите, пожалуйста, если говорить о дополнительном предмете, есть какой-то предмет, который было бы все-таки интересно изучать, при условии, что хороший преподаватель? ДМИТРИЙ СЕМБЕЕВ: Пожалуй, будет экология, наверное. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Почему экология? ДМИТРИЙ СЕМБЕЕВ: Ну, потому что это интересно, и нужно, на мой взгляд, знать про озоновые дыры и всё такое, что с миром творится. Вот. А так даже не знаю. У меня, например, – я учусь в театральном классе – у меня преподают актерское мастерство, танцы. Не знаю, меня всё устраивает. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажи мне, вот эти дополнительные предметы, ты действительно от них очень сильно уставал. То есть это действительно серьезная нагрузка или просто жаль зря потраченного времени? ДМИТРИЙ СЕМБЕЕВ: Ну, нагрузка действительно очень большая, потому что, когда я вечером, например, как сделаю уроки, собираю портфель, я стою перед выбором – какой учебник взять, какой не взять, потому что у меня просто не помещаются в портфель.

http://foma.ru/russkij-vzglyad-novyie-sh...

Показанное нами сейчас общее различие между системами Макария и Димитрия обнаруживается ясно и в частностях их. Так, напр., возьмем вступительные отделы их. Здесь мы, прежде всего, видим неодинаковое определение богословия. У Макария оно определяется, как «систематическое изложение христианской религии, на основании слова Божия: Св. Писания и Св. Предания, под руководством православной церкви 354 , а у Димитрия, как «наука, руководствующая к основательному познанию христианской религии и к успешнейшему употреблению её во благо свое и других» 355 . Затем у Димитрия сравнительно с Макарием являются в этом отделе новыми следующие вопросы: 1) нужно ли обращать христианскую религию в предмет науки? 2) не может ли быть какой либо опасности от того, что христианская религия поставляется предметом науки? 3) как предотвратить эту опасность? 4) может ли изменяться система богословия? 5) есть ли какой либо постоянный закон, по которому можно оценивать относительное достоинство богословской системы? 6) части богословской системы и 7) достоинство и связь богословия с другими науками. Правда, два последние вопроса есть и у Макария, только решение их у него составляет обширную третью часть науки, между тем как у Димитрия оно занимает два небольших параграфа. В свою очередь, и у Макария новым сравнительно с Димитрием является § 5-й, где делается «историческое обозрение других понятий о введений в богословие». Наконец, и все параллельные параграфы где у Димитрия и Макария решаются одни и те же вопросы, имеют значительное различие; чтобы убедиться в этом, следует, кроме выше указанных § 1 у Димитрия и § 2 у Макария, сравнить еще § 13 у Димитрия и § 4 у Макария, где идет речь о методе богословия. В трактате о религии находим большое различие между системами Димитрия и Макария: у того и другого учение о религии неодинаково и по содержанию и по плану (ср. § 19 Дим. и § 7 Мак.); кроме того, у Макария в этом трактате являются совсем новыми параграфы, где раскрываются истина бытия Божия, истина бытия и бессмертия человеческой души и понятие о церкви; у Димитрия делается только намек на понятие и учение о церкви в этом отделе. Можно, кажется, думать, что трактаты об истине бытия Божия, бытия и бессмертия человеческой души Макарий внес в свое «введение» под воздействием м. Филарета 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010