64 чтения, она может быть прочитана с большим интересом и большой пользой. Книга разрушает для современных невежественных поколений ложную веру в авторитеты, наивную веру в непогрешимость митрополитов и епископов и в неизменную истинность и абсолютность православия старой, дореволюционной России. Православия же самого о. Г. Флоровского не решатся заподозрить. Книга обнаруживает противоречивость и слабость исключительно охранительного православия и отрицательным путем возвращает к темам и проблемам русской религиозной мысли XIX и XX века. Эта мысль имеет свои границы и частично устарела, современная мысль более изощрена, но внимание к ее проблематике необходимо для живого, не омертвевшего христианства. Николай Бердяев. 65 Памяти Андрея Федоровича Карпова. Журнал " Путь " ПАМЯТИ АНДРЕЯ ФЕДОРОВИЧА КАРПОВА Неожиданная и преждевременная смерть Андрея Федоро­вича Карпова произвела на меня тем более тяжелое впечат­ление, что мы с ним очень часто виделись последнее лето. Он делал мой портрет, который хотел закончить в ок­тябре. Он был разнообразно одаренный человек, был между прочим и художником. Он принадлежал к культурнейшим людям своего поколения (ему было 35 лет), которое не богато культурными людьми. Его тянуло в Грецию и на Афон и он хотел использовать свой отпуск, чтобы там побывать. Он паль жертвой этой поездки на Восток. Он там заразился сыпным тифом и вернулся тя­жело больным. Двойное притяжение Афин и Афон опреде­лило его поездку. Его притягивала к себе древняя Греция, которую он особенно любил и которой занимался, он мечтал почувствовать ее через Грецию современную, и притягивал Афон, как древний духовный центр православия. В том, что преждевременная смерть его была результатом его желания  увидеть Афины и Афон, чувствуется иррациональность и непостижимость человеческих судеб. Я увидел А. Ф. впервые в 1924 году на съезде русского  христианского движения молодежи. Тогда уже он поразил меня высоким уровнем  своих умственных интересов и культурных запросов. Потом я его встречал в кружке христианского  движения. В это же время я встречался с двоюродным братом Андрея Федоровича В. Кривошеиным, который вскоре стал монахом на Афоне. А. Ф. виделся с ним на Афоне, где прожил около пяти дней и говел. У В. Кривошеина был редкий у молодежи нашего времени интерес к философии. На Афоне, который уже перестал быть умственным центром, В. Кривошеин написал интересную работу о Св. Григории Паламе. А. Ф. окончил Сорбонну и потом много читал. Он несколько лет участвовал в моем семинаре, читал до­клады и активно участвовал в собеседованиях. Он всегда

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

«Ибо произведения, – по великому Василию, – служат указанием на силу, мудрость, искусство, а не на самую сущность; и даже самую силу создателя они не обязательно являют полностью» 35 . Итак, хорошо ли сработанным получил ты и это правило благочестия? ФЕОФАН: Этот Варлаам и после него тот другой, стали опасными для нас и для благочестия, потому что, поревновав не только Арию но Савеллию Ливийцу, назвали многобожниками святых и всех православных, говоривших иногда об одной – во многих смыслах – божественности, а иногда называвших не только сущность, но и нетварную силу и энергию, как это показано выше, божественностью Того же Бога. А сами они некогда называли нетварной божественностью Божией одну лишь оную сверхсущественность, а укорененные в ней энергии – тварными (подобно тому, как Арий называл единственно нетварной ипостась Отца, а прочие – тварными); а теперь называют энергию неотличимой от сущности (как Савеллий говорил, что ипостась неотличима от сущности), и таким образом, противопоставляя единству божественности различение и собирая от Священных Писаний речения об одной божественности, худо выступают против православно мудрствующих о том и другом. Ты же, приводя их слова к правилу благочестия, которое божественность Одного и Того же Бога называет иногда одной, а иногда говорит, что это не одна лишь сущность, покажешь, что они сами воистину суть многобожники, как худо говорящие о тварной и нетварной божественности Бога и учащие, будто одна лишь Его сущность является нетварной божественностью, а зрительную силу «Ведущаго вся прежде бытия» ( Дан.13:42 ) и Его достоинство, и власть, и промысл низводящие до уровня твари. Ведь так и Бог для них будет местами тварным, местами нетварным, и разделенным на противоположности. Они даже не хотят принять во внимание ни Сына, ни Духа Святого: ведь Каждый из Них по неизреченен (так в оригинале) равно с Отцом. Если опять же они скажут, что энергия неотличима от сущности, сливая их воедино, то снова, согласно тому же правилу благочестия, скажи: «как же тогда одна описывается как умопостигаемая, а другая – как непостижимая божественность Того же Бога; неизреченно видимая достойными в силе Духа и всем абсолютно невидимая; причаствуемая и непричаствуемая?» Ведь не благочестиво даже помыслить сущность Божию умопостигаемой или причаствуемой, или видимой тварями, как мы это показали в прошлом собеседовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Трактаты В том вошли: «О божественном соединении и разделении», «О божественных энергиях и их причастии», «О божественном и боготворящем причастии», «Собеседование православного с варлаамитом», «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами», диалог «Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо». СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ТРАКТАТЫ     Библиотека Свято–Ильинского Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма города Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.     Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ)   СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 О божественном соединении и разделении 6 О божественных энергиях и их причастии 39 О божественном и боготворящем причастии 90 Собеседование православного с варлаамитом 121 Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом или О божественности и о том,что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо 183 О том, что Варлаам и Акиндин — дихотомиты 234 ПРЕДИСЛОВИЕ Редакция, продолжая начатую работу по публикации новых переводов творений святителя Григория Паламы на русский язык, считает своей главной и первостепенной задачей ознакомление читателя с самими произведениями святителя, то есть руководствуется прежде всего не научным интересом, а чаянием духовной пользы от чтения трудов святителя. Поэтому мы сочли возможным не сопровождать публикацию большой вступительной статьей и ограничиться минимумом комментариев в тексте. В качестве предисловия нами использован фрагмент статьи прот. Валентина Асмуса и M. М. Бернацкого.  В силу того, что, начиная с 1334/35 года и до самой смерти, Григорий Палама вел полемику поочередно с Варлаамом, Акиндином и Григорой, большую часть его творений составляют тексты богословско–полемического характера. В данный том включены следующие богословско–полемические трактаты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О природе человека. Гл. XVI. N.Y., 1996. 31. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 167. 32. Немесий Эмесский. Указ. соч. Гл. XXX.; ср.: Аристотель. Никомахова этика, III, 1. 33. Немесий Эмесский. Указ. соч. Гл. XXIX. 34. Прп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Гл. 15. Разд. 21. М., 1908. 35. Митр. Николай (Могилевский). Тайна души человеческой. М., 1999. С. 44. 36. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. V. 11//Творения. М., 1892. 37. Там же. 38. Митр. Николай (Могилевский). Указ, соч. С. 56. 39. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ, соч. 40. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 268-269. 41. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. Кн. 7. Гл. 7//Творения. М., 1892. 42. Зарин С.М. Указ, соч. С. 276-277. 43. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. V. 11//Творения. 44. Митр. Николай (Могилевский). Указ, соч. С. 70. 45. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. V. 11//Творения. 46. Зарин С.М. Указ, соч. С. 288. 47. Прп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Гл. 22. Разд. 2. (http://www.pagez.ru/lsn/0086.php - А.Л.) 48. Митр. Николай (Могилевский). Указ. соч. С. 84. 49. Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Кн. 1.М., 1994. С. 205. 50. Послания восточных патриархов. Гл. 14. 51. Сет. Григорий Богослов. Послание третье, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария - первое//Творения. Т. 2. С. 12. 52. Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл.9. Разд. 1. 53. Блаж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 29. (http://www.pagez.ru/lsn/0149.php - А.Л.) 54. Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. С. 23. 55. Там же. С. 26. 56. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. С. 115. (http://www.pagez.ru/lsn/0169.php - А.Л.) 57. Прп. Максим Исповедник. Там же. С. 116,49. 58. Свт. Иоанн Златоуст. О девстве. Гл.15. 59. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма. М., 1997. С. 218-219. III. Благодатное восстановление человеческой природы в Церкви 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1131...

Голубинский Ф. А. Умозрительная психология//Душеполезное чтение. 1871, 4–10. Голубинский Ф. А. Умозрительная психология. М., 1871 (Чтения в ОЛДП. 1889, окт.-дек.; «Введение»: Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с.162–178). Григорий иером. Возрождение по учению преп. Макария Египетского //Богословский вестник. 1892, 11, с.204–225. Григорий Богослов . К душе своей//Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.114–115. Григорий Богослов . На гневливость//Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.197–208. Григорий Богослов . О душе//Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.31–35. Григорий Двоеслов . Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 1996 (Казань, 1860). Григорий (Дьяченко) свящ. Тайная жизнь души. М.: Издание правосл. братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Креста Господня, 2001. Григорий Нисский . К Симпликию о вере//Его же. Творения. Ч. 4. М., 1862, с.133–140. Григорий Нисский . О душе и воскресении//Его же. Творения. Ч. 4. М., 1862, с.201–326. Григорий Нисский . Против учения о судьбе//Его же. Творения. Ч. 4. М., 1862, с.141–177. Григорий Палама . О молитве и чистоте сердца//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.300–302. Григорий Палама . О страстях и добродетелях и о плодах умного делания//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.254–281. Григорий Палама . Слово о свойстве света, виденного апостолами на Фафоре//Журнал Московской патриархии. 1984, 8, с.35–36. Григорий Палама св. Три главы о молитве и чистоте сердца//Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003, с.478–481. Григорий Синаит . О безмолвии и молитве//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.227–237. Гура В. А. Идея свободы в раннем христианстве//Генезис христианства: проблемы и исследования. Сборник. СПб.: СПбГУ, с.56–58. Гуревич А. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)//Альфа и Омега. 1998, 1(15), с.189–200.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

87. 30. Немесий Эмесский. О природе человека. Гл. XVI. N.Y., 1996. 31. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 167. 32. Немесий Эмесский. Указ. соч. Гл. XXX.; ср.: Аристотель. Никомахова этика, III, 1. 33. Немесий Эмесский. Указ. соч. Гл. XXIX. 34. Прп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Гл. 15. Разд. 21. М., 1908. 35. Митр. Николай (Могилевский). Тайна души человеческой. М., 1999. С. 44. 36. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. V. 11//Творения. М., 1892. 37. Там же. 38. Митр. Николай (Могилевский). Указ, соч. С. 56. 39. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ, соч. 40. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 268-269. 41. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. Кн. 7. Гл. 7//Творения. М., 1892. 42. Зарин С.М. Указ, соч. С. 276-277. 43. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. V. 11//Творения. 44. Митр. Николай (Могилевский). Указ, соч. С. 70. 45. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. V. 11//Творения. 46. Зарин С.М. Указ, соч. С. 288. 47. Прп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Гл. 22. Разд. 2. (http://www.pagez.ru/lsn/0086.php - А.Л.) 48. Митр. Николай (Могилевский). Указ. соч. С. 84. 49. Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Кн. 1.М., 1994. С. 205. 50. Послания восточных патриархов. Гл. 14. 51. Сет. Григорий Богослов. Послание третье, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария - первое//Творения. Т. 2. С. 12. 52. Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл.9. Разд. 1. 53. Блаж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 29. (http://www.pagez.ru/lsn/0149.php - А.Л.) 54. Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. С. 23. 55. Там же. С. 26. 56. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. С. 115. (http://www.pagez.ru/lsn/0169.php - А.Л.) 57. Прп. Максим Исповедник. Там же. С. 116,49. 58. Свт. Иоанн Златоуст. О девстве. Гл.15. 59. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма. М., 1997. С. 218-219.  III. Благодатное восстановление человеческой природы в Церкви 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1131...

Сочинение И. М. являет собой срез истории христ. Церквей и монашества кон. VI - нач. VII в. В нем получили отражение события, описанные также в трудах его современника историка Евагрия Схоластика . Нек-рые главы его «Церковной истории» параллельны повествованиям И. М.: Hist. eccl. IV 35=Prat. spirit. 88; Hist. eccl. IV 34=Prat. spirit. 136, 50; Hist. eccl. IV 36=Prat. spirit. 25; Hist. eccl. IV 7=Prat. spirit. 107. Гл. 197 «Луга духовного» является отголоском истории Руфина о свт. Афанасии I Великом , игравшем в детском возрасте в епископа ( Rufin. Hist. eccl. I 14//PL. 21. Col. 487). Из хроники Иоанна Малалы взята гл. 38, повествующая о смерти имп. Анастасия I ( Ioan. Malal. Chron. XVI 20-22). Гл. 145 о Геннадии I , патриархе К-польском, восходит к «Истории» Феодора Анагноста ( Theodorus Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 1971. P. 108). Многочисленны параллели с сочинениями Кирилла Скифопольского (1-я пол. VI в.): Prat. spirit. 35= Cyr. Scyth. Vita Sabae. 60; Prat. spirit. 37=Vita Ioannis Hesychasti. 15; Prat. spirit. 53. 1=Vita Sabae. 26; Prat. spirit. 99=Vita Sabae. 14. Рассказ гл. 83 похож на эпизод из §12 Жития св. Феогния, еп. Виталийского ( Paulus Elusensis, Cyrillus Scytopolitanus. Acta sancti Theognii, episcopi Beteliae//AnBoll. 1891. Vol. 10. P. 92). Гл. 85 «Луга духовного» отражает рассказ из «Похвального слова св. Феодосию» Феодора Петрского ( Usener. 1907. S. 36-38). «Однако более вероятно, что Мосх записал эти истории со слов рассказчиков и что использование этих письменных источников не было прямым» ( Chadwick . 1974. P. 48). Гл. 192 «Луга духовного» за исключением небольших деталей идентична повествованию из «Собеседований о жизни и чудесах италийских отцов» свт. Григория Великого ( Greg. Magn. Dial. IV 57. 8-16). Издатель «Собеседований...» A. де Вогюэ, относящий их составление к 593-594 гг. ( Vogüé. 1978. P. 25-27), видит в факте совпадения повествований одно из свидетельств мгновенного распространения сочинения свт. Григория (Ibid. P. 141). Однако Ф. Кларк, вновь поставивший вопрос об авторстве святителя, считает, что именно в «Собеседованиях...», появившихся, по его мнению, в кон. VII в., был воспроизведен рассказ из «Луга духовного» ( Clark. 1986. P. 433).

http://pravenc.ru/text/471388.html

206. Григорий (Лебедев), еп . Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//БТ. 1980. Сб. 21. С. 170–180. 207. Максимов Ю. В . [Рец. на кн.:] Глубоковский Н. Н. Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. М., 1999//АиО. 1999. 3(21). С. 380–381. 208. Тестелец Я. Г. Маршалл И. Х. Евангелие от Луки: Комментарий к греческому тексту: Реф. кн.: Marshall I. H. The Gospel of Luke: A commentary on the Greek text. Michigan, 1978//АиО. 2000. 1(23). С. 26–39; 2(24). С. 38–56; 3(25). С. 29–42; 4(26). С. 37–44; 1(27). С. 39–55; 2(28). С. 30–47; 3(29). С. 35–63; 2002. 1(31). С. 37–60; 2(32). С. 37–47; 3(33). С. 16–33; 4(34). С. 42–61; 2003. 3(37). С. 33–49; 4(38). С. 19–37; 2004. 1(39). С. 42–61.] Иоанн 209. Вестель Ю. А. В начале было слово: Очерк о первом стихе Евангелия от Иоанна//МБ. 1997. Вып. 4. С. 46–56. 210. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Комментарий к 3-й главе Евангелия от Иоанна: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]/Еп. Михаил (Мудьюгин) //БТ. 1973. Сб. 10. С. 102–109. 211. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15, 3 ): [Докл. на Богосл. собеседованииIII между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 151–155. 212. Прокопчук А., свящ. О плане построения Евангелия от Иоанна//БСб. 1999. 2. С. 41–46. 213. Строганов В., свящ . «Мехи новые» четвертого Евангелия//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 166–173. Лексический и структурный анализ текста Евангелия как богосл. трактата. 214. Экхарт М. Изложение Святого Евангелия от Иоанна. Гл. 2-я//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 138–150. См. также 453, 2059. Деяния святых апостолов 215. Левинская И. А. Деяния апостолов: Комментарий//МБ. 1998. Вып. 5. С. 46–58. 216. Левинская И. А. Бог высочайший в деяниях: язычество или иудаизм? ( Деян. 16, 16–18 ): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//МБ. 1999. Вып. 6. С. 52–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Профессор Певницкий изложил жизнеописание свт. Григория не языком сухих фактов, чем нередко грешат западные и отечественные патрологи, а постарался сохранить черты житийного описания жизни святителя. Как считает В. Ф. Певницкий , будущий святитель родился в первой половине VI в. (что, заметим, не является общепризнанным фактом) в доме римских патрициев, где всё было подчинено строгому соблюдению христианских добродетелей, а высшими ценностями считались живая вера и евангельская нравственность. Печальная судьба отечества и предчувствие грядущей катастрофы отбили у них всякую охоту заниматься земными интригами и ослабили силу воздействия на них временных пристрастий... Когда в дом римского аристократа сходились его знакомые, то едва ли не главной темой их бесед были чудесные подвиги добродетели, победоносная борьба святых со злыми духами, разные небесные и благодатные явления 34 . Впоследствии на основе таких рассказов святитель Григорий составит свои знаменитые «Собеседования», за которые Церковь назвала его Двоесловом. Воспитание в таком духе привело к тому, что в 35 лет (около 575 г.) Григорий облачился в монашескую одежду и распрощался с миром, богатством и гражданскими почестями 35 . Анализируя отношения святого Григория с окружающими его людьми, профессор Певницкий отмечает в нём благородно-мягкую, нежную и сострадательную натуру. При виде чужого горя он не мог оставаться равнодушным и готов был отдать всё, чем наградил его Бог , для утоления и уменьшения страдания ближнего. Во имя той же любви, которая побуждала святителя Григория делить с бедными имение и стол, он становится ревностным распространителем духовного опыта христианского подвижничества. Всюду, куда простиралась его власть, он старался посеять семена спасительной веры и тем содействовать ее возрастанию. Многие из его современников считали допустимым обращать неверных к вере в истинного Бога и еретиков к единению с Церковью силою принуждения, угроз и наказаний. Добрая и нежная душа святого Григория, при всей пламенной ревности его к истине, противилась таким методам: он считал меч негодным инструментом для убеждения 36 , отдавая предпочтение мягкому и снисходительному к немощи человеческой природы обхождению. «Епископ не должен наводить на других страх наказаниями, – писал он епископу Иоанну Константинопольскому. – Мы пастыри, а не гонители. Терпеливые обличения и просьбы советует апостол ( 2Тим. 11:4 ), но это было бы новым и неслыханным учением – принуждать к вере наказаниями» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

59 Василий Великий. Беседа на псалом 32:4. PG 29, 333?. (р. п.: С. 271). 60 Он же. Послание 38, 4. PG 32, 329С. (р. п. С. 56). 61 См.: Григорий Богослов. Слово 20, 5–6. PG 35, 1072 С (р. п.: С. 300–301); Слово 21, 35. PG 35, 1124CD (р. п.: С. 326); Слово 39, 11. PG 36, 345CD (р. п.: С. 537). 62 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 11, 6. С. 540 (р. п.: С. 541). 63 Слова после точки с запятой в греческом тексте заключены в кавычки, но какое–либо примечание, указывающее на источник цитаты, отсутствует. Более того, закрывающие кавычки в изданиях 1966 и 1983 г. стоят в разных местах. Нам также не удалось идентифицировать цитату, и посему мы кавычки опустили. 64 См.: Максим Исповедник. Главы о богословии, 1, 48. PG 90,1100CD (р. п.: С. 222 — 223). 65 Там же. 1, 48–49. PG 90, 1101А (р. п.: С. 223). 66 Василий Великий. Послание 189, 8. PG 32, 696?? (р. п.: С. 210–211). 67 Он же. Против Евномия, 2. PC 29, 648А (р. п.: С. 120). 68 Слово « νυπστατον », неизвестное античным философам и введенное в оборот христианскими авторами, употребляется иногда просто по отношению к кому– или чему–либо обладающему признаками ипостаси, и переводится как «ипостасное», иногда же обозначает нечто существующее в ипостаси другого или участвующее в ней и переводится как «воипостазированное». Иоанн Дамаскин посвящает разъяснению разных значений этого термина две главы своей «Диалектики»: 30–ю и 45–ю (главы 29 и 44 в русском переводе Сагарды: Иоанн Дамаскин. Диалектика, или Философские главы. М., 1999). Но во всех своих значениях « νυπστατον », согласно Дамаскину, означает нечто реально существующее и противополагается « τ συμβεβηκς », обозначающему «и абсолютно никоим образом не существующее ( τ μηδαμ μηδαμς ν ), и акциденцию ( τ συμβεβηκς ), поскольку акциденция не имеет самостоятельного существования». Одним словом, « ανυπστατον » означает нечто не имеющее признаков отдельной ипостаси. Подробнее об истории термина «воипостасное» см.: Говорун С., диак. (ныне — свящ.), К истории термина νυπστατον «воипостасное»/Леонтий Византийский: Сборник исследований. М., 2006. С. 655–665.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3137...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010