Поэтому несомненно, что небо - это место, и оно выше любой точки на земле, а ад находится внизу, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места и их обитателей, пока не откроются их духовные очи, в чем мы могли убедиться раньше, говоря о воздушном царстве. Кроме того, эти места находятся вне координат нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает невидимо через рай, и спутник Земли - через третье небо, а с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного Суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении. Имеются указания или, по крайней мере, намеки на эту другую реальность и в повседневном посюстороннем опыте. Например, существование вулканов и большого количества тепла в центре Земли рассматривалось многими святыми как указание на существование ада во внутренности Земли (см. житие св. Патрикия Прусского, 19 мая; " Собеседование " св. Григория, IV, 36 и 44; еп. Игнатия (Брянчанинова), т. 3, стр. 98). Конечно, ад не " материален " в том смысле, в каком материальна лава, вытекающая из земной коры, но здесь, по-видимому, имеется наложение двух видов реальности, - наложение, которое прежде всего можно видеть в самой природе человека, который даже в этой жизни способен в определенных обстоятельствах или по Божьей воле воспринимать оба вида реальности. Сами современные ученые вынуждены были признать, что они больше не уверены ни в конечной природе и границах материи, ни в том, где она исчезает и начинается " душевная " реальность. Многочисленные примеры в житиях святых показывают, как это другого рода пространство " прорывается " в " нормальное " пространство этого мира. Часто, например, видят, как возносится к небу душа новопреставленного, как было, когда св. Бенедикт увидел душу св. Германа Капуанского, относимую Ангелами на небо в огненном шаре (Св. Григорий. Собеседование. II, 35), или жители Афогнака видели душу св. Германа Аляскинского, восходящую на огненном столпе, или старец Серафим Глинский видел восходящую душу преп. Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице (3Цар. 2, 11). Часто также видят, как души проходят через мытарства; такие случаи особенно многочисленны в житиях преп. Нифонта, епископа Констанции Кипрской (23 декабря) и св. Колумбы Ионского, - некоторые цитаты из последнего жития были приведены выше, в главе о мытарствах. В житии блаженного Феофила Киевского рассказывается, что один из свидетелей его праведной кончины увидел, как " вдруг перед ним что-то промелькнуло, и в лицо пахнула струя прохладного воздуха. С изумлением взглянул Димитрий вверх и остолбенел: в келлии медленно стал подниматься покров, и голубое небо, точно простирая свои объятия, приготовилось принять святую душу умирающего праведника " ( " Жизнь блаженного старца иеромонаха Феофила " о. Владимира Зноске, Киев, 1906).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/905/...

б)  Отчего же при исходе души мы не видим ни ее, ни того, кто бы ей сопутствовал , и об отшествии ее заключаем только потому, что уже нет в теле дыхания и других признаков жизни? – Оттого мы сего не примечаем, что существо души неудобозримо, ибо она невещественна и как в теле пребывает невидимо, так неприметно и исходит из него. Но для утверждения нашей веры в жизнь загробную бывали, по устроению Божию, случаи, когда душа, по исходе из тела, принимала вид младенца, или иное какое-либо очертание, например, голубицы, вылетающей из уст. Святой Григорий Двоеслов, которого сильно занимал этот таинственный предмет, свидетельствует, что «многие из тех, которые очищали око ума своего чистой верой и плодоносной молитвою, часто видали души, исходящие из плоти» (Собеседования, кн. IV, гл. 7, с. 272, 276). Он рассказывает несколько тому опытов, и один из них довольно передать теперь. Преподобный Венедикт стоял ночью на молитве. В самую полночь вдруг показался необыкновенный свет. Преподобный подошел к окну, чтобы лучше рассмотреть это явление, и видит он душу Германа, епископа Капуанского, на огненном круге несомую ангелами. Он поспешно стал звать к себе бывшего в другой комнате диакона, который, вошедши, застал еще конец видения. Послали в Капую узнать, что делается с епископом Германом. Посланный нашел его уже умершим, и оказалось, что он скончался в ту самую минуту, в которую святой муж увидел его возносимым на небо. (Собеседования, кн. II, гл. 35, с. 145, и в Четьи Минеях, 14 марта). III. Для каждого неизбежен час смертный, и какая душа верующая не пожелает, по разлучении с телом, быть отнесенной ангелами на лоно Авраамово, в Царство Небесное? Как же удостоиться сего? Будем подражать св. жизни Богоматери. Ее скромную жизнь и довольство своим состоянием, Ее терпение в скорбях, Ее чистоту в чувствах, мыслях и словах, Ее глубокую и крепкую веру примем себе в руководство. Подражая таким Ее добродетелям, и мы возможем при исходе из сей жизни удостоиться сопутствия и водительства ангелов к горним обителям. Аминь. (Составлено по слову Сергия, митрополита Московского и Коломенского, напечатанном в «Душеполезных чтениях» за 1885 г., сентябрь, с. 97–100). Поучение 3-е. Успение Божией Матери

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Quum enim decretum proditur, lex veri rectique proditur“. Quaest acad. lib. IV, с. 9. 24 II кн. 593 пис. (IV, 90), к Апокре. II т. 480 стр. И Ориген то, что признавалось у греческих философов за несомненную истину, называет догматом Contr. Cels lib. VII, n. 59. 32 Григор. нис. Пис. XXIV, к ерет. Ираклиону. В рус. пер. Моск дух. ак. по изд. 1871 г. VIII ч. 529 стр. 33 Злат. На 2 Сол. Бес. IV, 2. На Быт. Бес. XIII, 4; сн. на Быт. Бес. II, 5 и дополнение к XVIII бес. на Быт. (XII т. 3 кн. 1003 стр. по изд. творений св. Златоуста. Спб, 1906 г.). 35 Что касается способов выражения церковью своего непогрешимого свидетельства касательно той или другой откровенной истины, то таких способов возможны два: предстоятели частных церквей могут выражать его, нарочито собравшись для сего все воедино на собор вселенский; но могут выражать и не собираясь на соборы, а посредством взаимных сношений оставаясь каждый на своем месте, обыкновенном положении (status quo). 36 Высказываемое нередко обвинение церкви в фанатизме за такое её отношение к еретикам крайне неосновательно. Виновна была бы в этом церковь , если бы она принуждала к согласию с собою путем насилия и не терпела вне себя никаких разногласий с нею, измышляя инквизицию и всяческие преследования. Но вселенская церковь ничего подобного не допускает. Церковная „анафема“ есть лишь только формальное отделение от церкви упорного её члена, отшатнувшегося от неё по собственной воле. Силу и смысл анафемы, изрекаемой православною церковью вредным и неисправимым её членам, можно выразить в двух словах: „оставьте нас“. Но и поражая непокорных, церковь молится о них: „Пресвятая Троице! сотвори, да приидут в познание вечныя Твоея истины“. Христианская анафема, следовательно, далеко не то же, что еврейский „херем“, соединяющийся с проклятием. – Выяснение смысла и духа церковной анафемы можно находить в церковных собеседованиях наших архипастырей, напр., у преосв. Амвросия, архиеп. харьковского (Полн. собр. пропов. Харьков. 1902 г. III т. 190–200 стр.), у Никанора, архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Так, христианин, Ангелы поют и прославляют Бога вместе с тем, кто с усердием и любовью совершает свою домашнюю молитву! Пал Григорий к ногами старца со слезами говоря: «Помилуй мя, отче, и моли о мне грешном, да спасет Бог душу мою». Старец благословил юношу и сказал: «Бог помилует тя, чадо, и даст тебе воздаяние за труды твои» 35 (Ч.-М. ноябр. 23 дня, см. «Воскр. чт.» 1888 г. 34). 10. Святоотеческие изречения о молитве I. Исаак Сирин говорит: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется заодно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души» (Сл. 11, стр. 63). II. «Глава всякой добродетели и верх добрых дел, – учит св. Макарий Вел., – есть постоянное пребывание в молитве; через нее испрашивая у Бога, можем ежедневно приобретать и прочие добродетели» (Сл. 1, 8). III. Св. Ефрем Сирин учит: «Когда молитва сопутствуемая любовью, восходит для собеседования с Богом, врата небесные отверзаются, и никто не возбраняет ей входа; ни Ангелы, ни Серафимы не препятствуют ей, по желанию своему, приблизиться к Богу и получить просимое» (Бес. на слова: «положи хранение» и проч. М. 1848, ч. 3). IV. «Имей непрерывное моление во всякой вещи, якоже ничтоже совершиши без помощи Божией» (Марк. Подвиж. гл. 34. О мнящихся оправдитися от дел). «Без молитвы бо что творяй или пекийся, неблагоуспешен бывает к концу дела, и сие есть, еже рече Господь: “не можете творити без Мене ничесоже”» ( Ин.15:5 ). V. «Чтобы молитва была услышана Богом, – говорит св. Иаков Низибийский , – надобно омыться, очиститься, перестать делать зло, научиться делать добро, полюбить правосудие, оказывать помощь и защиту страждущим и угнетенным». (Св. Иаков Низиб. в «Христ. чт.» 1842 г. март, стр. 386–386). VI. «Кто совершает молитву без веры, – говорит св. Феофилакт, – тот напрасно и молится» (Толк. на 18 гл. Луки). 11. Мысли о молитве I. Подвижник Нил говорил: «Желай, чтобы с тобою сбылось не то, чего тебе хочется, но что Богу угодно – и тогда ты будешь спокоен и благодарен в молитве своей» (Скитский патерик).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отношения Г. В. с К-польским Патриархатом были довольно сложными. Так, в 595 г. он получил апелляцию от 2 пресвитеров, осужденных в К-поле, и, основываясь на расширительном понимании 4-го и 5-го правил Сардикийского Собора (343), аннулировал это решение. Кроме того, у Г. В. вызвало протест использование К-польским патриархом свт. Иоанном IV Постником титула «вселенский», неверно понятого папой как претензия патриарха на всемирные епископские полномочия ( Greg. Magn. Reg. epist. VII 27). Считается, что протест Г. В. выразился в том, что он, выказывая смирение, первым из епископов Рима стал именовать себя «рабом рабов Божиих» (servus servorum Dei), хотя для этого утверждения нет достаточных оснований ( Мейендорф И. , протопр. С. 224, примеч.). Формулировка servus servorum Dei позже закрепилась в титулатуре Римских пап. В последние годы жизни Г. В. тяжело болел, почти не вставал с постели. В день кончины он был погребен в портике базилики св. ап. Петра в Риме ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 68). По сообщению Беды Достопочтенного, на раке с мощами Г. В. была выгравирована эпитафия, в к-рой он назван «консулом Божиим» (consul Dei - Beda. Hist. Angl. II 1). Церковный народ почтил его именованием «великого». Сочинение Г. В. «Собеседования...» («Диалоги») снискало ему почетный титул «собеседника» (лат. dialogus от греч. διλογος; слав. двоеслов). Сочинения Г. В. был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное лит. наследие. «Экзегет, проповедник и моралист», он «в своих творениях явил то единство «теории» и «практики», которое вообще представляет отличительную особенность лучших произведений святоотеческой письменности» ( Сидоров. С. XL). Экзегетические труды составляют самую большую группу его сочинений. Соч. «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования, в 35 кн.) - первое по времени написания и самое большое по объему из толкований Г. В. на ВЗ. Первоначально представляло собой записи бесед Г. В., впосл., в период понтификата, было им отредактировано и выпущено в свет. Каждое место Книги Иова Г. В. начинает с рассмотрения букв. смысла, затем переходит к мистическому и прообразовательному и заканчивает нравственным смыслом; библейский текст служит лишь отправной точкой для богословских размышлений автора.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Естественно, что в своих повествованиях об италийских подвижниках святитель уделяет много внимания нравственно-аскетическому учению. Так, рассказывая о рабе Божием Исааке, он замечает, что велико «Домостроительство всемогущего Бога, и большею частию случается так, что тех, которым Бог дарует высшие блага, Он лишает низших, чтобы душа их всегда могла чем-либо смиряться, чтобы, стремясь к полному совершенству и не достигая его, трудясь над тем, чего не прияли, и не приобретая этого своим трудом, они нисколько не гордились тем, что имеют, но да научатся, что они, несильные истребить в себе и малых, ничтожных недостатков, не сами от себя имеют высшие совершенства» (III, 14,12) 453 . Элементы тайнозрительного созерцания также органично вплетаются в ткань повествования «Собеседований». Например, передавая одно видение преп. Венедикта, св. Григорий пишет: «Кто увидит малую часть света Создателя, для него становится мало все сотворенное: потому что самый свет внутреннего видения распространяет кругозор ума и так расширяет в Боге, что ум становится выше мира; душа видящего бывает даже выше самой себя. А когда во свете Божием бывает восхищена выше себя, в то время сила ее расширяется более всего находящегося внизу ее; и когда восхищенная созерцает все под собою, понимает, как ничтожно все, чего она не могла понять в состоянии уничижения» (II, 35, 6) 454 . Однако из всех веро- и нравоучительных тем, затронутых в «Диалогах», на первое место следует поставить вопросы эсхатологии – им святитель уделяет всю четвертую книгу своего сочинения. Эти вопросы вообще являются одними из самых центральных в миросозерцании св. Григория, но в «Собеседованиях» они принимают самую зримую и наглядную форму выражения. Чувственно-материальные черты, которыми он изображает явления загробного мира, здесь заведомо нарочиты, ибо святитель «вовсе не принимал этих черт исключительно в прямом, буквальном смысле». Относительно их он ясно говорит, что это «только образы вещей (imagines rerum)» и что для нашего лишь ограниченного понимания явления загробного мира могут представляться в таком виде, то есть в виде чувственно-материальных (Диал. IV, 31 и 37). Такое отношение, разумеется, уже и само собою предполагается для такого возвышенного богослова, всюду в букве открывающего духовный смысл, каким был св. Григорий Великий , – но такое же отношение к его рассказам он внушает и другим. В то же время не подлежит сомнению, что с полной искренностью верующего чувства и христианской мысли принимал он «чудесное» в сообщаемых им явлениях и видениях. Да иначе и не могло быть: «Чудеса – вечно принадлежащая христианству сила, постоянное живое свидетельство благодатных даров веры; ими полна жизнь святых и подвижников первых веков христианства, ими окружены гробницы святых и мучеников» 455 . Эта искренность верующего чувства и сила христианской мысли сделали «Собеседования» одним из самых читаемых во всем христианском мире святоотеческих творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Утром этого дня мы собрались к больному, по обещании врачи приготовили все для производства операции и разложили свои инструменты, взгляд на которые приводил всех присутствовавших в невольное содрогание. Те, которые имели больше твердости, старались успокоить и ободрить страдальца. Между тем врач снял повязки и с инструментом в руках искал рану, несколько раз рассматривал ее, щупал, но раны уже не было! На ее месте остался один плотно сомкнувшийся рубец. При этом зрелище все мы от изумления радостно воскликнули и со слезами благодарно прославили благодать и милосердие святого Промысла». Бог требует в молитве не красоты речи и не слов изысканных, но красоты души, и когда она возгласит угодное Ему, то получает все. Христос дал нам образец молитвы, научая нас, что быть услышанным Богом зависит не от множества слов, а от бдительности души. святитель Иоанн Златоуст Примечания: 1 Сокровище духовное от мира собираемое. Гл. 15. 2 Молитва к св. Иоанну Предтече. 3 12е слово о молитве. 4 Лествица. Слово 28. 5 Слово о приближении к Богу. 6 Добротолюбие. Ч. IV. С. 116. 7 Добротолюбие. Ч. IV. С. 77. 8 Слово о молитве при начале войны со шведами. Творения. Ч. II. С. 204. 9 См. «Синопсис свт. Димитрия Ростовского . С. 129. 10 Свт. Иоанн Златоуст. Слово 8. Против аномеев. 11 См. Свт. Иоанн Златоуст. 2 слово о молитве. 12 См. Катехизические поучения прот. Григория Дьяченко . О христианской молитве. 13 Беседа 11. Об Анне, матери пророка Самуила. 14 Лествица. Сл. 28. 15 См. Катехизические поучения прот. Григория Дьяченко. О христианской молитве. 16 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования египетских подвижников. Аввы Исаака о молитве. Гл. 31. 17 Катехизис свт. Филарета Московского . 18 Беседа об Анне, матери пророка Самуила. 19 Беседа пятая, на память мученицы Улитты. 20 Слово 27. Против евномиан. 21 Свт. Василий Великий. Вопросы и ответы, Вопрос 37. 22 Собеседования египетских подвижников. Аввы Исаака о молитве. Гл. 35. 23 Добротолюбие. Том 2. Гл. 21. 24 Слово 39. 25 Беседа 5 на евангелиста Матфея.

http://azbyka.ru/sobesedovaniya-otca-dux...

75. Col. 509 - PL. 76. Col. 782; CCSL. 143, 143A, 143B; SC. N 32 bis (I-II). P., 1989; N 212 (XI-XIV). 1974; N 221 (XV-XVI). 1975; N 476 (XXVIII-XXIX). 2003; Homiliae in Ezechielem Prophetam//PL. 76. Col. 785-1072; CCSL. 142; SC. N 327, 360. P., 1986, 1990 (рус. пер.: Григорий Двоеслов. Беседы на книгу св. пророка Иезекииля. Каз., 1863); Homiliae in Canticum Canticorum//CCSL. 144. P. 1-46; SC. N 314. P., 1984; Homiliae in Evangelia//PL. 76. Col. 1075-1312. SC. N 485. P., 2005 (рус. пер.: Беседы на Евангелия. СПб., 1860; Беседы на Евангелия// Григорий Великий Двоеслов, свт. Творения. М., 1999. С. 4-428); Regula pastoralis//PL. 77. Col. 13-128; SC. N 381-382. P., 1992 (рус. пер.: Правило пастырское, или О пастырском служении. К., 1872; То же//ЖМП. 1977. 9-12; 1978. 1-3); Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum//PL. 77. Col. 149-429; 66. Col. 125-204; SC. N 251, 260, 265. P., 1978-1980 (рус. пер.: Собеседования о жизни италийских Отцов и о бессмертии души. Каз., 1858; То же. М., 1996; То же// Григорий Великий Двоеслов, свт. Творения. М., 1999. С. 435-724); Registri epistolarum//PL. 77. Col. 441-1328; CCSL. 140, 140A; SC. N 370-371. Р., 1991 (рус. пер.: Письма//ХЧ. 1835. Ч. 3. С. 146-175; Ч. 4. С. 286-291; 1836. Ч. 2. С. 52-57; 1838. Ч. 1. С. 299-304; Ч. 3. С. 296-309; 1841. Ч. 2. С. 93-97, 383-386; 1843. Ч. 4. С. 321-351; ВЧ. 1846/1847. Т. 10. 19. С. 189-190; 20. С. 197-198; 36. С. 335-336; 37. С. 345-348; 49. С. 475-477; 1847/1848. Т. 11. 22. С. 197-199; 1849/1850. Т. 13. 11. С. 111-113; 16. С. 181-183; 17. С. 191-193; 18. С. 199-202; 21. С. 233-234; 28. С. 301-303; 29. С. 311-312; 30. С. 321-323; 31. С. 329-330; 34. С. 353-356; 35. С. 365-366; 40. С. 415-417; 1850/1851. Т. 14. 8. С. 85-86; 1851/1852. Т. 15. 24. С. 227-228; 27. С. 253-254; 1854/1855. Т. 18. 23. С. 213-214; 1858/1859. Т. 22. 6. С. 53-54; 1859/1860. Т. 23. 33. С. 337-338; 1860/1861. Т. 24. 44. С. 450-452); Григорий Великий. На Великий пост/Пер.: С. С. Аверинцев; Проповедь перед народом (предисл.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Это новое тело есть Церковь; полнота, которую она содержит, есть благодать, преизобилие Божественных энергий, которыми и ради которых был создан мир. Вне Церкви они действуют как внешние определяющие причины, как Божественные произволения, созидающие и охраняющие тварное бытие. Только в Церкви, в едином Теле Христовом они сообщаются, подаются людям Духом Святым; именно в Церкви энергии - это благодать, в которой тварные существа призваны соединиться с Богом. Вся вселенная призвана войти в Церковь, стать Церковью Христовой, чтобы, по совершении веков, преобразиться в вечное Царство Божие. Из ничего сотворенный мир находит свое завершение в Церкви, где тварь, выполняя свое призвание, обретает непоколебимое свое утверждение. Цит. по кн.: прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 180. PG, t. 94, col. 853 С. Там же, col. 813 А. PG, t 44, col. 69 A. PG, t. 94, col. 1240-1241. Там же, col. 865 A. Там же, col. 837 A. [В русском переводе это выражено словами " соединенная с хотением мысль " .- Прим. пер.] PG, t. 3, col. 817, 824. PG, t. 44, col. 441 В. Ср. Большое огласительное слово гл. 6: PG, 145, col. 25 С. Именно так представлено образование системы Иоанна Скота Эригены у А. Бриллиантова в его капитальном труде " Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены " . СПб., 1898. PG, t. 3, col. 817, 824. Там же, col. 168. PG, t. 91, col. 1260 С. См. главные тексты св. Максима Исповедника об онтологии бытия тварного у Hans Urs von Balmhasar. Kosmische Limurgic. Freiburg im Breisgau, 1941. PG, t. 91, col. 1152 G-1156 В, 1160 A. Св. Григорий Великий (Двоеслов). Собеседования. кн. II, гл. 35: PG, t. 66, col. 198-200. PG, t. 26, col. 632 ВС [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 64.] PG, t. 7, col. 975 В. PG, t. 32, col. 136 АВ. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 234.) PG, t. 29, col. 16 С. [Русск. пер.; Творения, ч. 1, с. 12.] PG, t. 91, col. 1164 ВС. PG, t. 29, col. 13. [Русск. пер.: Творения, ч. 1, с. 5.] PG, t. 46, col. 124 С [Русск.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010