Говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог (Исх.24:8). Христос же говорит: сие есть Кровь нового завета во оставление грехов (Мф.26:28). Там и не новый завет, и не оставление грехов. Посему, видишь ли, что кровь он назвал заветом? Так что необходимо разуметь смерть, где говорится о завете. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные (Исх.40:9-11; Лев.8:30). И это было прообразом: ибо скиния - это мы, согласно следующим словам: вселюсь в них, и буду ходить в них (2Кор.6:16). Мы - и сосуды в большом доме Божием, одни - золотые, другие - серебряные (2Тим.2:20). Итак, мы были окроплены истинной Кровию Христа и освящены, будучи крещены в смерть Его. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Для чего прибавил: " отнюдь " ? Для того, что там не было ни совершенного очищения и ни совершенного отпущения грехов. Ибо как это возможно, когда грехи не отпускались? Итак образы небесного должны были очищаться сими. Небесными называет то, что у нас, что касается Церкви. Выше сказано, в каком смысле Церковь - небо. Посему образами и прообразами наших священнодействий было то, что употреблялось у иудеев; поэтому и очищались кровью козлов и пеплом телицы, и прочими столь же незначительными вещами. Самое же небесное. Подразумевается то, что принадлежит Церкви, нам. Лучшими сих жертвами. Так как наши лучше иудейских и лучше настолько, насколько небо лучше земли, - и действительно, им обещаны земные блага, а наше наследство - небо, - то, по всей справедливости, наши священнодействия достойны лучшей и более величественной жертвы, Крови Сына Божия, очищающей нас более совершенно. Таким образом, смерть Христа произошла не только для утверждения завета, но и для совершения истинного очищения, очищения души. О благодеяниях же смерти он напоминает потому, что многим она казалась бесчестной, и особенно крестная смерть. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Господь Иисус Христос, как Сердцеведец, не отверг сосуд с драгоценным миром от грешной жены ( Лк.7:37 ). Поэтому и у нас дозволяется всем принимать участие в созидании рукотворной святыни Божией. Вопрос 20. Почему совершается освящение икон в церкви? Мы это делаем по велению Божию, о чем ясно видно из Священного Писания. По устроении скинии Господь Бог повелел Моисею освятить ее, и Моисей освятил скинию и ковчег. Апостол о том говорит так: “Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою… говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог… окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные… Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами” ( Евр.9:19-23 ). Из этих слов видно, что и древнюю святыню освящали священники, и только по освящении скинии явилась слава Божия над ней: “И слава Господня наполнила скинию” ( Исх.40:34 ). Точно также после освящения храма Соломонова снизошла на него слава Господня, как сказано: “Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжения и жертвы, и храм наполнился славы Божией” (ср. 2Пар.7:1 ). На основании приведенных слов и у нас священнослужители освящают как вновь создаваемые храмы, так и всю священную утварь: иконы, кресты, сосуды, одежды священнические и прочие необходимые предметы для богослужений. Вопрос 21. Почему некоторые иконы становятся чудотворными? Это есть дело воли Божией, и Он Сам то ведает – одни иконы прославляет более, другие менее. У нас же, верующих христиан, все иконы святыми признаются, и от всех икон, по вере нашей, мы получаем спасение душ наших. В Церкви благодать Божия многоразлична. Господь и праведников Своих прославляет различными Своими дарами: одних – большей благодатью, других – меньшей. И светила небесные между собой различны. Согласно же слову Апостола: “Иная слава солнцу, иная слава луне и иная слава звездам”. Образ Бога невидимого подобен солнцу, образ Пресвятой Богородицы подобен луне, а образа святых подобны звездам. Да и звезды различествуют в своей славе, так и святые иконы различаются в славе Божией.

http://azbyka.ru/o-svyatyh-ikonah-i-kres...

Для некоторых знатных и образованных причиною неверия их во Христа служит неудовлетворительная форма, в какой предлагается им то или другое учение христианства, – несогласная с их требованиями защита дела Христова пастырями Церкви. Но припомните, что говорил еще апостол Павел тем из коринфских христиан, которые не верили проповеди его ради того, что она была не в убедительных словах человеческой мудрости ( 1Кор.2:4 ). Сокровище сие, то есть учение Христово, мы носим, говорит он, в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Подобно сему и мы, пастыри Церкви, можем сказать о себе, что мы носим сокровище Христовой веры в глиняных сосудах, – но должно ли терять от этого свою цену и достоинство самое дело? Изменяете ли вы науке потому только, что в ней по временам о тех или других предметах говорится не совсем удовлетворительно, или потому, что она здесь или там имела и имеет недостойных представителей, слабых защитников и сотрудников? О, не смотрите в деле христианства на несовершенные формы и слабые сосуды, смотрите больше на его зерно и содержание, на Самого Христа. Мы, слабые сосуды Его благодати, далеки от того, чтобы обращать вас к себе и приобретать для себя, – но для Него, для Господа Самого и Его Царства желали бы мы всех вас приобрести – к Нему, к Нему одному хотелось бы нам всех вас привести!.. Есть между знатными и образованными и такого рода люди, у коих причина отпадения от Христа еще иная. Многие из начальников иудейских, говорится в Евангелии, веровали в Него, но открыто не исповедовали Его из-за фарисеев, боясь подвергнуться анафеме, то есть отлучению от синагоги ( Ин.9:22 ). Этот же человеческий страх и человекоугодничество и сейчас составляют одну из главных причин, почему некоторые знатные и образованные не приходят к Христу. Если бы мир не был настолько склонен осыпать разного рода язвительными насмешками последователей Христа, обзывая ханжою, пустосвятом, суевером всякого, обнаруживающего набожность и благочестие, то, без сомнения, многие из наших образованных не стали бы удаляться от Христа и Его Церкви. Но послушайте, что говорит о таковых Спаситель: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святым и Ангелами ( Мк.8:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Еврейское слово пророки, то есть nebeim LXX перевели лжепророки, чтобы более уяснить смысл; но в настоящем месте сказано пророк, то есть nebia, а не лжепророк. Было же это слово Господне при царе Седекии, в четвертый год его царствования, в пятый месяц (когда пророк Иезекиль еще не пророчествовал в Вавилоне к переселенным вместе с Иехониею). Анания в храме Божием смело говорит против пророка, так как обещает народу благоприятное, а ложь, особенно обещающая приятное, слушается охотно. Иеремия говорил, что и прочие оставленные Навуходоносором сосуды как храма, так и дома царского и всего народа, будут перенесены в Вавилон; а этот, напротив, обещает, что и перенесенные будут возвращены. Ст. 3–4. Которые взял Навуходоносор, царь Вавилонский, с места сего и перенес в Вавилон, и Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех переселенных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского. Вместо этого LXX перевели: Иехонию и переселенцев Иудейских; ибо Я сокрушу ярмо царя Вавилонского, кратко излагая более смысл, чем выражения еврейского подлинника. Анания, казавшийся тогда народу пророком, обещает, что не только сосуды, но и царь Иехония будет возвращен в Иерусалим, и что ярмо царя Вавилонского будет сокрушено, то есть царство его будет разрушено и что все это произойдет в течение ранее двух лет, – чтобы близостью исполнения обещания увеличить силу радости. Ст. 5–6. И сказал Иеремия пророк Анании пророку в глазах священников и в глазах всего народа, стоявшего в доме Господнем. И сказал Иеремия пророк: аминь! да сотворит так Господь, да исполнит Господь слова твои, которые ты пророчествовал о возращении сосудов в дом Господень и всего переселения Вавилонского на место сие. Иеремия желает, чтобы исполнилось то, что ложно предсказывает лжепророк; ибо это обозначает слово аминь, которое часто употребляет Господь в Евангелии, говоря: аминь, аминь, глаголю вам ( Иоан. 5, 19 и друг.) По благоприятности предсказываемого, Иеремия желает, чтобы лучше оказалось справедливым предсказание Анании, чем его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«И возвестил тебе, что Я желал к тебе прийти, и прежде возникновения твоего сделал тебя известным», – и приводя причину наказания: «Разве Я говорил делать Мне идолов, изваянных и литых?» Пусть бесстыжие не говорят, что мол ничего нам не показали пророки, и ни от кого мы не были предуведомлены отойти от зла. Повелевает Бог Пророку и говорит: «Поставь Мне человека верного в слышании: Урию священника, и Захарию сына Варахи». Но и тех было недостаточно для обличения иудеев. Но Бог прибавляет, говоря: «Возьми ты у Меня кожу новых бумаг, и напиши на них». Издавна Бог препятствовал им во зле, а так как они были настойчивы и не переменялись на добро, то со сбытием и опытом страдания они обличаемы от самого Писания, что они издавна и за много лет это слышали. Таким образом, в новую бумагу Он повелевает пророку написать проречение, которое сможет сохранить на многие лета совершение. Предложу и иные очевидные указания, что всегда иудеям проповедовали, и тем, что было (в их жизни) лучшего, и тем, что было (в их жизни) к худшему; и три раза они были в плену иноплеменников рабами. К Аврааму Бог сказал о первом их порабощении – в Египте: «Знай, что твое семя будет странником в земле чуждой, и поработят их, и будут зло поступать с ними четыреста лет. И будут в рабстве у народа, который Я – Бог им определю. А на четвертый род выйдет семя с богатством многим». Послушай причины их злого порабощения. Над ними не только творили насилие, как над рабами, но и принуждали делать кирпичи, и давить тесто для кирпичей, и к этому еще их калечили каждый день. «Будут в рабстве у народа, который Я – Бог им определю». То через Моисея Он бил египтян, то за мужчин их топил в Нильской реке, то через Ангела душил их первенцев, то в Чермнем море погубил их мужчин. Что Моисей, описывая в песнопениях, сказал: «Воспоем Господа, ибо Он в славе прославился, коня и всадника ввергнул в море». И опять Бог сказал причину исхода сынов Израиля: «выйдет семя с богатством многим». Бог повелевает им каждому взять у соседа сосуды серебряные и золотые – ибо поскольку они много лет работали, делая кирпичи и возводя городские стены, но никакой платы не получали, а, напротив, были избиваемы, – то премудрым образом искусно делает, что дурно с ними поступившие отдадут сосуды работникам в качестве платы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

И все священные сосуды Господни, большие и малые, и сосуды ковчега Господня и царские сокровища взяли они и отнесли в Вавилон. И сожгли дом Господень и разорили стены Иерусалима и башни его сожгли огнем, и все великолепие его обратили в ничто (2 Езд. 1:53—56).»    Как могло случиться, чтобы был ограблен и сожжен великолепный храм Соломонов, на который было потрачено так много золота и других драгоценностей и который был освящен Самим Богом и обвеян молитвами верного Израиля? За нечестие тогдашнего правителя иудейского — царя Седекии, и начальников и священников еврейских, которые в своей безнравственной жизни превосходили окружающих язычников и оскверняли храм Иерусалимский; а также и за неверие иудеев, которые не слушали вестников — Божиих пророков, и смеялись над ними (2 Ездр:1, 47—52; Ср. 3 Цар. 9:6—9). Когда я подумаю о благолепнейших грандиозных храмах православных в стране нашей: Казанском, или Христа Спасителя Московском, или Благовещенском в Харькове, или Преображенском Одессы, или Владимирском в Киеве, отобранных от православных и переданных наглым современным богоотступникам — обновленческим раскольникам, которые, как настоящие враги дома Божьего, постепенно, день за днем, невидимо для постороннего глаза разрушают эти дорогие для нас здания, мне приходит на память разорение и сожжение Иерусалимского храма Соломона.    Господь справедлив всегда! За что такая скорбь душе нашей? За неверие, богохульство и кощунство высших, за богоотступничество и богоборство многих из бывших епископов и иереев, ныне обновленцев или раскольников — за равнодушие к святыням и маловерие многих, считающих себя православными! «Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин (2 Езд. 4:26—27).»    Как справедливы эти слова Библии! Сколько несчастий совершилось из-за женщин! Вот Рувим, первенец Иакова, крепость и начаток силы его, верх достоинства и могущества, — лишен первородства своего за то, что осквернил ложе своего отца (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Израилева» — правда; то, что о Христе сказано, что «пришел к своим» — правда. Но это только половина правды, или правда извращённая. Потому что Христос, например, сказал: «Идите научите все народы». И в том же прологе Евангелия от Иоанна звучит такая фраза: «Пришел к своим, и свои Его не приняли..А тем, которые приняли, …. дал власть быть чадами Божиими». ( Ин.1:11-12 ). Вот здесь то же самое, что Отец говорит Сыну, что ты получишь власть над всею землею, и здесь говорится о Христе воплощенном, распятом и воскресшем. В посланиях сказано, что «… пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ) Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Интересный образ. Почему он так используется? У египтян был такой обычай. Фараон, когда захватывал город, ему выносили священные сосуды из этого города. Они были из глины, он брал железную палку, и этой вот железной палкой разбивал сосуды, показывая свою власть. То есть здесь образ того, что Христос подчинит всех, что сопротивляться Христу бесполезно. И вот это возношение людей, которые противятся Христу, которые возносят себя, оно будет сокрушено просто, как глиняные кувшины. Любая власть — она от Бога? К сожалению, неверный перевод этой фразы много чего испортил: «попущено Богом», либо ещё более правильный такой перевод: «любая власть она под Богом». Да, апостол Павел говорит о том, что мы должны молиться за власть, чтобы нам жить мирно, но это не значит, что любая власть она не божественна она просто под Богом. Например, Бог призывал пророков, которые шли и помазывали нового царя и говорили, что этот царь неправ. Ну, например, история с Саулом и Давидом. Бог принял Давида и отверг Саула. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Чему учит этот псалом? Подчиниться Господу, но подчиниться Господу не только царям и судьям, но и всем нам. Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Давайте поговорим об этом страхе.

http://azbyka.ru/audio/psaltir-2.html

Ис.59:7–8 . «Ноги их бегут ко злу, а они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира». Объяснение. То, что говорится о нравственном состоянии Иудеев и язычников, нельзя приписывать православным христианам. Конечно, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого Церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:4:7 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–5 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда: Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 , так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении всех христиан лучших с худшими, последние могут исправляться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Полное отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 . Иез.36:20 . «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они народ Господа, и вышли из земли Его». Объяснение. Здесь говорится об Израильтянах, которые обесславили имя Божие у народов, куда пришли: ст.21. Но Иезекииль видит, что по возвращении Израиля в отечество последуют на раскаявшийся Израиль благословение и милости Божии: ст.25–27. Следовательно, эти слова пророка никакого повода не дают для того, чтобы отделяться от православных, хотя бы среди них и были худые люди, ибо в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Основные места Священного Писания в учении о христианском единении 2Тим.2:20–21 . А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Когда он подходил к городу, малые дети выбежали из города и начали смеяться над ним и кричать: «Иди плешивый, иди плешивый!» Елисей проклял их именем Господним, и вышли из леса две медведицы и растерзали из них сорок двух детей 433 ( 4Цар. 2 ). Иорам. Победа его над отложившимися моавитянами После вступления на престол Израильский Иорама, сына Ахава, царь Моавитский не стал платить ему дани. Иорам с царем Иудейским Иосафатом и царем Едомским пошел в Моавитскую землю, через пустыню Едомскую. чтобы привести моавитян к покорности. В пустыне не было воды. Обратились к Елисею, который был тут. Он потребовал гуслиста. И в то время, когда гуслист играл 434 , Елисей, по внушению Божию, велел выкопать рвы в долине и предсказал, что на другой день потечет вода, и моавитяне будут побеждены. Поутру вдруг потекла вода от гор Идумеи. Когда воссияло солнце, моавитянам издали показалась эта вода красной, как кровь. Они подумали, что в союзном войске произошло междоусобие, без осторожности бросились к стану израильскому, но израильтяне поразили их и разорили страну их ( 4Цар. 3 ). Чудеса пророка Елисея: умножение елея у бедной вдовы, воскрешение сына одной женщины, уничтожение отравы, насыщение ста человек небольшим количеством хлеба Раз одна вдова пророческого сына со слезами говорила Елисею: «Муж мой умер. Теперь заимодавец пришел взять в рабы себе моих детей» 435 . Елисей спросил ее: «Что у тебя есть в доме?» Она сказала: «Ничего, кроме сосуда с елеем». Елисей сказал: «Поди, выпроси у всех соседей побольше порожних сосудов, запрись в своем доме и наливай из своего сосуда масло во все эти сосуды». Вдова так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Продав масло, вдова заплатила долги свои, а оставшимся стала жить с детьми. Елисей часто проходил через город Сонам. Здесь одна богатая замужняя, но бездетная женщина принимала его в свой дом. Елисей испросил ей у Бога сына. Ребенок подрос и умер. Мать тотчас отправилась на гору Кармил к Елисею и высказала ему свое горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Когда утвердилось царство в руках Соломона, то Соломон породнился с Фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь Фараона ( 3Цар.3:1 ). Сия-то царевна и должна была оставить и забыть свой народ и дом отца своего, – ради самого искреннего союза с народом Божиим и его благословенным царем Соломоном, подобно тому, как некогда праотец народа Еврейского, преблагословенный патриарх Авраам, покорно-послушный призванию Господа, ради союза с Ним, «вышел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего, и пошел в землю, которую указал Ему Господь» ( Быт.12:1 ). Подобно тому и Новозаветная Церковь , в союзе благодатной любви со Христом, должна забыть «дом отцов своих», то есть синагогу с ее «преданием», коего творцы, хранители и представители в учении и деятельности были именно «отцы-старцы». 13. И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии. Торжественность обстановки как муропомазания Царя, так и Его брачного торжества, достигнет еще большей меры, когда предстанет Ему и дочь Тира: так называются здесь представители от граждан и царя города Тира, одного из древнейших городов Финикии (царства, соседнего на севере с Еврейским); они предстанут с тем, чтобы также, с своей стороны, выразить почтение к Царю Израильскому, чрезвычайному Помазаннику Божии. Эта «дочь Тира» предстанет сему Царю с дарами, как то обыкновенно делалось в древности в подобных случаях между царями, в знак взаимной дружбы и уважения. – Лицу Твоему иди пред Твоим Лицом, – пред Тобой будут молиться, – поклонятся Тебе с преданностью, ища Твоего дружеского расположения, – богатые люди, именно эти представители Тира, богатейшего города, вел действие его, всемирной тогда торговли, как на суше в – с Египтом, Аравией и Ассиро-Вавилонией, так и на море – по всем островам и берегам Средиземного моря (ср. Пс.71:10 ). В таком дружественном союзе с Соломоном был именно Хирам, царь Тирский. «И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь... И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз» ( 3Цар.5:1,12 ). Подобно тому, ища дружественного союза, приходили к Царю Соломону и представители многих других богатых и могущественных городов. Священный бытописатель повествует: «И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью. И все цари земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И каждый из них подносил от себя в дар сосуды серебряные, и сосуды золотые, и одежды, и оружие и благовония, коней и лошаков из года в год» ( 2Пар.9:22–24 ; ср. 3Цар.4:34; 8:23–25 ). – Но цари, дружески расположенные к Соломону и находившиеся с ним в союзе, отнюдь не поклонялись и не молились ему как Богу. Такое именно поклонение воздали и будут воздавать цари всех стран Мира только Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, по примеру Восточных волхвов – мудрецов (Мф.2:1–2; Фил.2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010