4Цар.24:15 .  И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. 4Цар.24:16 .  И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского ( Иер.27:18–20, 28:3 ) и дворца царского (сосудов храма он не мог «изломать», как передан еврейский глагол кацац в русском и других переводах; LXX: συνεκοψε, Vulg.: concidit, слав.: «сокруши» – иначе Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды: 1Езд.1:7 ). Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество, лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств, необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер.29:1–2 ). Общее число переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10000 (ст. 14) и 7000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в последующие (ср. Иер.52:28–30 ), крайне затруднительно ввиду неодинаковых числовых данных об этом в книгах: 4 книге Царств, 2 книге Паралипоменон и Иеремии (ср. в книге Е. Благонравова, «Плен вавилонский и значение его в истории иудеев». Москва, 1902, с. 121 и д. ). В числе плененных вместе с Иехониею были пророки и священники ( Иер.29:1 ), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез.1:1–3 ) 22 , как прямо говорит Иосиф Флавий («в числе их – военнопленных – находился и пророк Иезекииль, который был тогда еще отроком», Иуд.Древн. 10:6, 3). В стране было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер.39:10 ). 4Цар.24:17 .  И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 4Цар.24:18 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 9.5. Пир Валтасара 9.6. Даниил во рву львином Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 9.5. Пир Валтасара Следующий эпизод, связанный с вавилонским царством, относится уже ко времени Валтасара, внука или даже правнука Навуходоносора. Описывается пир, который этот царь сделал для своих вельмож. Судя по всему, этот пир имел место тогда, когда персы уже подходили к Вавилону. По-видимому, он имел своей целью как-то укрепить и подбодрить вавилонских военачальников. По указанию царя, из хранилища принесены сосуды Иерусалимского храма, которые были некогда его прадедом оттуда вынесены. Из них было приказано пить всем – и мужчинам, и женщинам, всем, кто на этом пире пребывал. Для чего? Для того, чтобы напомнить всем собравшимся о мощи вавилонской державы, для того, чтобы показать, что даже превозносимый Бог иудеев и Тот оказался не в силах противостать державе вавилонской, что сосуды из Его храма здесь сейчас у них на пиру, у людей, которые превыше всех богов. И в этот момент в том месте стены, где висели лампады, появляется рука, которая пишет таинственные письмена, которые никто не может прочитать и разобрать, отчего страх поражает всех собравшихся. Тогда царица, по-видимому, мать Валтасара, велит призвать Даниила, который прочитывает эту надпись и истолковывает ее. Прежде, чем истолковать эту надпись, Даниил, которому были обещаны великие дары и награды за толкование, отказывается от них: «Дары твои пусть останутся у тебя и почести отдай другому, а написанное я прочитаю царю и значение я объясню ему». Сначала, пророк говорит следующее: «Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Перед величием, которое Он дал ему все народы, племена и языки трепетали и страшились, кого хотел он убивал, а кого хотел оставлял в живых, кого хотел возвышал, и кого хотел унижал.

http://sedmitza.ru/lib/text/431570/

  2. Итак, не станем откладывать и медлить, хотя бы мы были бедны и впали в крайнюю нищету. Не нужно платить деньги, чтобы защититься бедностью. Этот Врач требует в награду не денег, а слез, молитв и веры. Если, имея это, придешь к Нему, непременно получишь, чего просишь, и отойдешь с большою радостью. В этом убедиться можно из многого другого, а не худой пример представляет и эта жена: принесши не золото и серебро, а молитву, веру и слезы, и она получила, чего просила, и с этим отошла. Не будем поэтому думать, будто это повествование для нас бесполезно. “ Все это происходило с ними, [как] образы; а описано , – сказано, – в наставление нам, достигшим последних веков ” (1Кор.10:11). Но обратимся к ней и узнаем, как она освободилась от болезни, что сделала после освобождения и как воспользовалась даром, данным от Бога. “ И осталась жена [его], – говорит Писание, – и кормила грудью ” Самуила (1Цар.1:23). Видишь, как смотрела она на это дитя, не только как дитя, но и как на приношение: у нее была двойная любовь – по природе и по благодати. Мне кажется даже, что она чтила свое дитя – и справедливо! Если намеревающиеся принести в дар Богу золотые чаши и сосуды, получив их, изготовленные, и положив до времени дома, смотрят на них не как на обыкновенные сосуды, а как на приношения, и не осмеливаются прикасаться к ним просто и без нужды наравне с другими, то тем более с таким расположением смотрела эта жена на свое дитя и прежде, чем ввела его в храм; она и любила его более, чем как дитя, и заботилась, как о приношении, думая чрез него освятиться. Дом ее сделался храмом, так как в нем был пророк и священник. И ее благочестие можно видеть не только из того, что она обещала его (Богу), но и из того, что не решилась войти в храм, пока не отняла его от груди. “ Анна же не пошла, сказав , – сказано, – мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда ” (1Цар.1:22). Видишь ли? Она сочла не безопасным оставить (его) дома, а самой идти (в храм); получив дар, не решилась она явиться без дара; а привести его и потом взять с собою и уйти назад также боялась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

А что, действительно, казнь фараона оказалась полезною для других, имеем доказательство в Священном Писании . Некогда ковчег Божий был в руках филистимлян, и собрались лжепророки и прорицатели и говорили царям иноплеменников: «да не останется ковчег Бога Израилева у нас, ...руку Его сильную» ( 1Цар. 5:7 ). Не знаете разве, что сотворил Господь египтянам? Зачем нам ожесточать сердца свои, как ожесточил свое фараон ( 1Цар.6:6 )? О, благомыслие язычников! Пусть эти слова иноплеменников пристыдят любителей противоречить! Не сказали иноплеменники: не будем ожесточать сердец своих, как ожесточил Бог сердце фараона. Самому фараону они приписали бесчувственность: зачем нам ожесточать свои сердца, как ожесточил свое фараон? Разве не отпустили египтяне народ Израильский, когда Бог поругался им? Будем же теперь просить Бога о милости. И опять в другом случае, во время войны, при виде ковчега, филистимляне восклицали: «горе нам», это Бог крепкий, поразивший Египет! Горе нам, «кто избавит нас от руки этого сильного Бога»? Мы и без опыта знаем, как вразумил Он фараона ( 1Цар. 4:7–8 ). Вот что говорили иноплеменники – филистимляне. И другая иноплеменница – Раав, некогда блудница, а ныне целомудренная, – эта достопамятная женщина говорит соглядатаям: мы знаем, что сделал Господь египтянам, «мы слышали,... и... ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш» велик: Он – «на небе вверху и на земле внизу» ( Нав. 2:10–11 ). Видишь, не ложно говорит Бог: «для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле»? Заключение апостольского наставления да послужит заключением и наших слов. Говорит Павел: «что же, если Бог , желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» ( Рим.9:22 ). Не сказал просто: навел гнев, но: на достойного гнева. Что именно говорит? «С великим долготерпением щадил сосуды гнева». Вам известно, конечно, прекрасные наставления апостола: «наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» ( Ефес. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ахаз отправился к Феглафелласару в Дамаск. Там он увидел жертвенник, который на него произвел большое впечатление. Он отправил его чертеж в Иерусалим, где первосвященник изготовил точную копию. Вернувшись, царь повелел установить его в Храме на месте медного жертвенника и приносить все жертвы на нем. Жертвенник всесожжений был отодвинут к стене и, по-видимому, не использовался по назначению. «И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол» ( 4Цар. 16:17 ), затем говорится о других разрушениях, которые он сделал в Храме. И, наконец, «собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих» ( 2Пар. 28:24–25 ). Богослужения в храме прекратились. Обратите внимание, что высоты устроены богам иным. Существование практики поклонения на высотах обеспечивало очень легкий переход к идолослужению. Из исторических источников известно, что некоторые ассирийские цари вменяли в обязанность зависимым от них правителям почитание верховного божества ассирийцев Ашшура (Ассура) (ср. 4Цар. 16:18 ). Это также было одним из путей распространения идолопоклонства. Похоронен Ахаз был в Иерусалиме, но не в царских гробницах, куда его внести не решились. Здесь следует заметить, что если в Третьей и Четвертой книгах Царств после упоминания о смерти царя обычно присутствует стандартная фраза «и погребен был с отцами своими в городе Давидовом» (в данном случае – 4Цар. 16:20 ), то книги Паралипоменон дают более четкие указания. Так, например, кроме Ахаза указание о том, что царь не был похоронен в царских гробницах, встречается при повествовании об Иораме ( 2Пар. 21:20 ) и Иоасе ( 2Пар. 24:25 ). О Ровоаме, Авии и Иофаме не сказано, что они погребены «с отцами», но только в городе Давидовом. О месте погребения Охозии ничего не говорится, а при повествовании о смерти Гофолии не сказано и о самом погребении. 17.2. Правление царей иудейских от Езекии до Иосии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Более 2000 трупов ещё найдено было в подземельях, из коих вышли наконец вожди мятежников, сперва Иоанн и потом Симон, как некое привидение, восставшее из развалин, в белой одежде и пурпурной мантии; их сковали для триумфа. Уже более нечего было щадить в Иерусалиме; тогда Тит велел воинам своим разметать до самых оснований весь город и храм, сохранив только три башни: конную, Фазаеля и Мариамны, для памяти минувшего великолепия и силы, одоленной храбростию римскою: воины так уравняли землю, что нельзя было даже подозревать существования города. Вместе с отцом своим Веспасианом, Тит торжествовал в Риме конечное одоление Иудеи, и казнены были вожди мятежных, пред жертвоприношением. Златой подсвечник, священные сосуды храма, самые книги закона носимы были в торжестве по стогнам Римским. Сосуды поставил Веспасиан во вновь устроенном им храме мира, а пурпурную завесу скинии и книги закона хранил в собственном дворце. Таков был печальный конец Св. града, в коем некогда воссияла слава Божия, избранного самим Господом, дабы там пребывало имя Его, и который даже язычники называли именитейшим городом во всем Востоке. – В 70 году по Р. X. 7 мая началась сия последняя губительная осада Иерусалима и окончилась совершенно 11 сентября; храм же сгорел в субботу, 10 августа, в самый день истребления первого храма Соломонова царем Вавилонским 1 . Взирая на сие страшное наказание целого народа, невольно вспомнишь опять предсказание Господа, когда плакал он над Иерусалимом, нисходя с горы Элеонской, посреди вербного торжества своего, и восклицал: « О если бы и ты, хотя в сей день твой, узнал, что служит к миру твоему! но сие скрыто от очей твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя и стеснят отвсюду и разорят тебя до основания, и избиют тебя и детей твоих посреди тебя, и не оставят в тебе камня на камне, за то что ты не уразумел времени посешения своего ». ( Лк.19:42–44 ). И когда один из учеников показывал ему великолепное здание храма, говоря: «Учитель, посмотри, какие камни и какие здания!» он отвечал: « Видишь ли сии огромные здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне » ( Мк.13:1–2 ). II. Церковь Иерусалимская в три первые века

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В конце 17-летнего царствования Валтасара, Кир, вместе с тестем своим, сыном Астиага, царя Мидийского, Киаксаром 2-м, осадил Вавилон с намерением подчинить своей власти всю обширную Вавилонскую монархию. Набоннида, вероятно ( Иер. 51:31 ), в это время в столице не было, а соправитель его Валтасар, не смотря на угрожающую опасность продолжал бездействовать, предаваясь беспечному пиршеству. На одном из таких пиршеств в самое время осады Вавилона Киром Валтасар дозволил себе кощунствовать над священными сосудами, взятыми из храма Иерусалимского Навуходоносором, приказав принести эти сосуды и подавать в них вино всем вельможам и наложницам его, присутствовавшим на пире. В это самое время появились персты руки человеческой и писали против лампады на выкрашенной стене дворца следующие слова: мани, фекел, фарес. Увидев это, царь чрезвычайно смутился, и тотчас же приказал привести всех мудрецов вавилонских, обещая богатые милости тому из них, кто прочтет и объяснит эти слова. Но, к великому огорчению царя, никто из мудрецов не мог прочитать этих таинственных слов и разъяснить смысл их, что еще более смутило дух царя. Тогда по указанию царицы приведен был к царю пророк Даниил. Царь сказал ему: «я слышал о тебе, что Дух Божий в тебе и ты обладаешь великою мудростью. Из моих мудрецов никто не мог прочитать и объяснить этих слов, и вот, если ты прочтешь и объяснишь мне, то я одарю тебя богатыми дарами и почту великими почестями, третий после меня в царстве будешь». Даниил смиренно ответил на это: «дары твои пусть останутся при тебе или дай другому; писание-же это я прочту тебе и значение его объясню» (5:17). После этого пророк напомнил Валтасару о судьбе Навуходоносора, который за гордость свою наказан был лишением разума на 7 лет (5:18–21) и упрекнул его за то, что он не вразумился этим примером и, подобно Навуходоносору, возгордился настолько, что дерзнул даже хулить Бога небесного: священные сосуды, похищенные из храма Иерусалимского, употребил для вина на пиршестве, причем восхвалял бездушных идолов, которые не видят и не слышат, и ничего не разумеют, а Бога истинного, у Которого во власти жизнь его, не прославил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Вообще мудрый царь этого маленького пастушьего народа обладал такими запасами золота, которым могли бы позавидовать наши современные бумажные банки. Он, по-видимому, не знал, куда девать свое золото, притекавшее к нему ежегодно из Офира, «и от торговли купцов, и от всех царей аравийских». Он делает 200 больших щитов из кованого золота и 300 поменьше; окладывает золотом свой престол из слоновой кости, на 6-ти ступенях с 12 львами. «И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из ливанского дерева были из чистого золота, из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломонова считалось за ничто». «И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями», передает нам Библия эти любопытные подробности. «Семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней», продолжалось все народное празднество Израиля по случаю освящения храма. Какова была вместимость его двора, можно судить потому, что в «мирную жертву» Соломонова в дни этих празднеств, было заколото на дворе 22.000 голов крупного и 120.000 мелкого скота. Этот ветхозаветный характер храма-двора, обнесенного сквозными галереями и окружающего центральную святыню, недоступную простым смертным, сохранил и Эль-Гарам халифа Омара. Можно сказать, что все подземное основание библейского храма и общий план его остались прежние. Арабы времен Магомета были глубоко проникнуты еврейскою религией, и имена библейских царей и патриархов были одинаково священны для араба, как и еврея. Оттого-то патриарху Софронию и удалось убедить грозного завоевателя Иерусалима – пощадить часовню Гроба Господня и основать великую мечеть мусульманства на месте славного храма Соломонова. Оттого-то мечеть Омарова до сих пор полна библейских памятников и библейских легенд. Оттого-то и в общем расположении мусульманской святыни, наследник Магомета старался не нарушить библейских преданий. Магомет явился в этот храм Иеговы только продолжателем и увенчателем великих дел «израильского Сулеймана», последним и большим пророком в ряду древних пророков Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая половина надписи, сияющей на избранниках Божиих: " да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа " — это значит, что такие избранники Божии не только устами исповедуют свою принадлежность Богу, но и делами всей своей жизни. Иными словами здесь указываются две стороны истинно-христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие. " А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении " (2:20) — смысл этого изречения тот, что, как в большом доме есть разные сосуды, не одинаковой ценности и достоинства, так и в Церкви Христовой есть разные члены: совершенные и не совершенные. Далее Апостол и увещевает Тимофея стараться быть " сосудом в честь " , бегая " похотей юных " , под которыми разумеются не только блудные похоти, но и вообще всякие неразумные юношеские порывы, и держаться " правды, веры, любви, мира " , уклоняясь от глупых и невежественных состязаний и внушая не ссориться, но с кротостью наставлять противников веры (2:21-26). Часть II В третьей главе Апостол предрекает страшное усиление зла и нечестия на земле. " Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны " ... и т.д. (3:1-5). Хотя эти слова относятся к последним временам существования мира и человечества, но, как мы уже видели, под " последними временами " можно разуметь весь период времени, начавшийся с приходом Христа Спасителя в мир и совершения Им дела искупления человечества. Поэтому ближайшим образом эти слова Апостола относятся все к тем же лжеучителям, о которых говорил он и в прошлой второй главе. Характерная черта их та, что они будут иметь лишь внешний вид благочестия, то-есть будут притворщиками-лицемерами (ст. 5 [ 1 ]). " К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями " (ст. 6) — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу, ведших рассеянный светский образ жизни, женщин. Эти женщины при своей несерьезности и по привычке жить более чувствами и фантазией, гораздо легче поддавались обольщению лжеучителей, и, служа в то же время к удовлетворению страстей своих обольстителей, сами скоро делались орудиями обольщения. Блаженный Иероним пишет по этому поводу: " Симон волхв основал свою секту с помощью бесстыдной Елены, Николай Антиохийский, человек любострастный, водил за собою толпу женщин, Монтан деньгами привлек к себе Приску и Максимиллу и обольстил их; Арий совратил сначала сестру императора, а потом уже начал совращать и прочий мир православный. Донат находил поддержку в деньгах Луциллы и проч. (Биб. Алл. т. VIII, стр. 199).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

второй год Дария, а в 69 70 ст. (по канонич. книгам составлен весь отдел 7 70 ст.) эпоху Кира. Исторический вывод ясен! Тоже необъяснимое «недоумение» продолжается и в следующей, 6-й главе. По 4 главе (47 57 ст.), Дарий издает указ ко всем начальникам Келесирии, Фяникии, Ливана, «чтобы никто не подходил к дверям Иудеев, чтобы даваемо было на построение храма в Иерусалиме, доколе не будет построен храм, чтобы Иудеям дана была свобода строить город» и пр. А по 6-й главе (3 5 ст.) правители Сирии и Финикии явились к Зоровавелю и стали спрашивать: «с чьего разрешения вы строите сей дом и сей кров и все прочее»? Зоровавель и старейшины иудейские ссылаются почему-то (очевидно согласно 1 Ездры 5 главе) на указ Кира (а не Дария, который они должны бы по 4 главе иметь и предъявить, да его должны бы иметь и эти персидские правители!); об этом доносят указанные чиновники Дарию, а он отыскивает указ Кира в Екбатанах (6:21–34). Как будто Дарий забывает о своем собственном указе. По 4:44 Зоровавель просит Дария послать «все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир», a по 1Ездр.1:7–11 Кир не только не «отобрал» эти сосуды, но, напротив, отдал их, и они тогда же принесены были Шешбацаром в Иерусалим. По каноническим писаниям их отобрал Навуходоносор (ср. Дан.5:2 ; 4Цар.25:13–16 ; 1Ездр.1:7 ). По 4:50 все Иудеи освобождаются Дарием от податей, а по книге Неемии (5:4; 9:36–37) такой свободы не было дано. Все указанные «недоумения» дают основания признавать вставки против канонических повествований, в 3 – 5:6, не имеющими канонического авторитета, не согласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги. Но все вставки имеют благочестивый назидательный характер, способный поучительно подействовать и на правителей разъяснением полномочий, прав и обязанностей их и ответственности пред народом (4:1–12), и на всякого читателя разъяснением пагубы, производимой вином (3:18–24) и распутством (4:24–31). Но для всех великих и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, чрезвычайно поучительно рассуждение об истине и ее величии и господстве в мире по воле Бога истины: «вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею и нет в ней неправды, все неправедные погибнут, a истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010