«Демонстрация нрава» этим, однако, не ограничилась. В порядке старшинства у престола архиереи стояли так: в центре Патриарший Местоблюститель; справа от него митрополит Сергий, слева митрополит Тихон (Оболенский). Далее, следующая пара: справа митрополит Серафим (Александров) , слева митрополит (тогда архиепископ) Серафим (Чичагов) и т. д. На «Возлюбим друг друга», когда служащие попарно подходят к престолу и затем братски лобызают друг друга в порядке иерархического старшинства, митрополит Серафим (Чичагов) не пожелал подходить к престолу в паре с митрополитом Серафимом (Александровым) , а сунулся третьим в предшествующую пару митрополитов: Сергия и Тихона (Оболенского), желая, очевидно, дать понять своему напарнику митрополиту Серафиму (Александрову) степень своего презрения к нему. Тонкий и проницательный митрополит Серафим (Александров) немедленно и прекрасно заметил эту неуместную демонстрацию и ответил не нее едва сдерживаемой ехиднейшей ухмылкой... Так проявлялись некоторые особенности нрава митрополита Серафима (Чичагова) . Остается допустить предположение, что и нежелание поставить свою подпись под актом 30.03(12.04).1925 также являло собою проявление каких-то своеобразных тайников его характера. Быть может, этим демонстрировалась немая оппозиция Патриаршему Местоблюстителю, такому же «плебею» в глазах митрополита Серафима (Чичагова) , каковым был для него и сам Святейший Патриарх Тихон. Прим. 3-а. Все дальнейшие сведения о духовном образовании студента Петра Полянского почерпнуты из академического журнала «Творения святых отцов в русском переводе». О самом этом журнале сообщается: Трудами о. ректора Московской Духовной Академии, архимандрита о. Филарета [Гумилевского; впоследствии архиепископ Черниговский, известный историк нашей Церкви] «был основан при Академии журнал “Творения святых отцов в русском переводе» с “Прибавлениями», в которых печатались богословские и церковно-исторические статьи, трактаты и проповеди. Журнал выходил с 1843 по 1891 год (с перерывами; 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891), а с 1892 года вместо него Московская Академия издавала “Богословский Вестник» (1892–1918)».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преосвященный воин-мученик 10.12.2014 407 Время на чтение 8 минут Митрополит Серафим стал одним из огромного сонма новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы гонений на веру со стороны советской власти. В своем пастырском служении он, как мог, поддерживал веру в простом народе в тяжелое для Русской Церкви время. Арестованный и ложно обвиненный властями, владыка Серафим был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне. Митрополит Серафим (Чичагов) прошел путь от воина Русской армии до епископа Русской Церкви. В каждом из своих служений владыка следовал Божией истине, за которую, в конце концов, он положил и свою душу. В солдатах и в миру Священномученик Серафим (в миру Леонид Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова. Крещен он был в храме при Михайловском артиллерийском училище, так как его отец служил в Учебной артиллерийской бригаде. Через десять лет, когда отец скоропостижно скончался, Леонид осиротел. Будучи выходцем из семьи военного, он тем не менее сначала пошел по пути придворной карьеры. Отучившись несколько лет в Первой классической гимназии Петербурга, в 1870 году Леонид поступил в Пажеский императорский корпус; в том же году он был зачислен в пажи. Через четыре года, в 1874 году, он был произведен в камерпажи, но, мечтая о карьере военного, уже через год получил звание подпоручика и отправился служить в Первую батарею Гвардейской Конно-артиллерийской бригады Преображенского полка. В 1877-1878 годах Леонид принимал участие в Русско-турецкой войне на Балканах. Там он проявил себя с самой лучшей стороны, за что был произведен в поручики и отмечен несколькими боевыми наградами. По возвращении в 1878 году с фронта в Петербург Леонид встретился с праведным Иоанном Кронштадтским, который во многом определил будущее стремление молодого человека посвятить себя служению Богу. С той самой встречи будущий владыка самые важные решения в жизни принимал только с благословения батюшки Иоанна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

" Да будет воля Твоя " . Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова) ЧИТАТЕЛЯМ КНИГИ " ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ " Дорогие братья и сестры! Игумения Серафима (Чёрная-Чичагова). " Да будет воля Твоя " . Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 812 стр. Особенно тяжелым и трагическим для нашей Родины был XX век. Россия пережила свою Голгофу. Но яростные волны богоборчества разбились о несокрушимую твердыню веры. В России просияли десятки, а может быть и сотни тысяч новомучеников и исповедников. Это мученическое воинство стало на молитвенную защиту нашей Церкви и Отечества. В сонме новомучеников и исповедников Российских особое место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Еще в молодом возрасте почувствовав Божий призыв на служение Церкви, Л. М. Чичагов по благословению своего духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского сменил блестящую военную карьеру на пастырское служение. Этот важный шаг в его жизни Господь оправдал в ближайшем его участии в прославлении великого угодника Божия - преподобного Серафима Саровского. Прославление преподобного накануне надвигающейся революционной смуты, грозившей России катастрофой, явилось не только церковным, но и историческим событием, имевшим огромное духовное значение. Сам же архимандрит Серафим впитал в себя дух преподобного Серафима, своего небесного покровителя, который встречал приходивших к нему приветствием " радость моя: Христос воскресе! " В этом сущность всего христианства, в этом вся проповедь апостольская, призывающая нас к подвигу воскресения от духовной смерти. В этом состоит и сущность духовного окормления паствы, которое совершал священномученик митрополит Серафим. Все свои таланты, жизненный опыт, необычайную силу духа, - всю мощь своей неповторимой личности владыка отдавал на служение Богу и людям. Бескомпромиссный иерарх, борец за чистоту Православия, он на всех местах своего служения, во всех доверенных ему епархиях бесстрашно выступал на борьбу со смутой, революционными беспорядками, сектанством и расколами всякого рода. Он считал, что возрождение России возможно только путем возрождения приходской жизни, верил в торжество исконно русских начал, коренившихся в церковно-общественной жизни древнерусского прихода. Он призывал людей к любви и единению.

http://pravoslavie.ru/5918.html

Москва уникальна в отношении концентрации мест, связанных с жизнью и деятельностью Новомучеников. Путь многих из них начинался с учебы в Московской духовной семинарии, которая до революции располагалась в Москве, и которая освящена именами десятков выпускников-Новомучеников (Бывшая усадьба Стрешневых, Остерман-Толстых в настоящее время – Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства). Главный ВУЗ России – Московский университет – единственное в мире светское учебное заведение, освящённое целым сонмом святых – именами как минимум двенадцати святых Новомучеников Российских. К ним относятся И.В. Попов – крупнейший учёный-патролог, профессор Московской Духовной академии, работавший по совместительству в Московском университете на историко-филологическом факультете на кафедре истории Церкви, а позднее – на кафедре философии древних веков, преподобномученик Серафим (Тьевар) (в миру – А.М. Тьевар), учившийся в Московском университете – ближайший ученик И.В. Попова, подававший блестящие надежды как ученый, священномученик Илия (Громогласов) – видный специалист в области церковной истории, профессор Московского университета, работавший на юридическом факультете на кафедре церковного права, целый ряд священнослужителей, в молодости учившихся в Московском университете. Жития этих святых к настоящему времени опубликованы В контексте нашего сегодняшнего вечера особенно хотелось бы отметить известного просветителя, издателя и религиозно-общественного деятеля М.А. Новосёлова, окончившего историко-филологический факультет Московского университета. М.А. Новоселов организовал «Кружок ищущих христианского просвещения», с которым был тесно связан А.Ф. Лосев.Многие члены этого кружка были прихожанами храма пророка Илии в Обыденском переулке.Этот храм не закрывался в течение советского периода и стал местом пребывания целого ряда святынь, в частности замечательного образа «Спаситель в белых одеждах» и «Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне», написанных митрополитом Серафимом (Чичаговым). Недалеко от храма пророка Илии по адресу ул. Остоженка, д.37, в доме, в котором в настоящее время располагается музей И.С. Тургенева, жил Леонид Михайлович Чичагов, будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа его усилиями был отреставрирован и частью собственноручно расписан храм святителя Николая в Старом Ваганькове, принадлежавший Румянцевскому музею и стоявший закрытым в течение 30 лет.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

История о «расправе» сщмч. Серафима над преп. Варсонофием, равно, как и о «гонении» на С. Нилуса, на руку как раз тем, кого изобличал в своей статье Александр Стрижев, – ультрамонархистам. Т.е. тем из монархистов, которые придерживаются крайних взглядов. (Некоторые из них договариваются до того, что называют Поместный собор Русской Православной Церкви 1917 года незаконным, потому, что он был созван без разрешения царя. Царя, кстати, на тот момент уже свергнутого, но это их не смущает. Об этом я, в частности, писал в статье « О «православном» цезаропапизме » ). Священномученик Серафим (Чичагов) – фигура весьма непопулярная среди многих ультрамонархистов. Дело в том, что после февральского переворота 1917 года свт. Серафим, хотя был убежденным монархистом, выступил с публичным признанием Временного правительства. Этого ультрамонархисты и не могут ему простить. Канонизация архиерея, по их мнению, предавшего царя и монархию, – как кость в горле для них. Кроме того, известно, что свт. Серафим (Чичагов) поддержал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, в которой тот выразил лояльность Советской власти (Сергей Нилус, напротив, явился противником Декларации). Конечно же, антисергианцам (большинство из них, кстати, как я заметил, по совместительству являются апологетами власовства в том или ином виде) также на руку распространение ложной информации о священномученике Серафиме (Чичагове). В любом случае следует быть более внимательным в изложении фактов, и не становиться невольным распространителем ложных слухов, особенно касающихся святых подвижников. Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин , православный публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/16/by...

При этом святитель Серафим всячески стремился поддержать обнаруженное им в приходских храмах епархии стремление многих православных христиан в это исполненное для них неимоверных страданий и лишений время как можно чаще приступать к Святым Христовым Таинам. Вот как один из современников описывал литургическую проповедь владыки Серафима и поддерживавших его викарных епископов. «Епископы, в частности, митрополит Петроградский Серафим (Чичагов) , и сейчас убедительно зовут паству свою именно к литургии и причастию Святых Таин, как вернейшему и сильнейшему средству против духовного зла и натиска неверных на нашей Родине. Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь , что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому, – убеждает митрополит Серафим клириков и паству, – паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном на разных престолах) литургии. Будет она, – будет и Церковь , и Россия». 75 Возгревая молитвенный дух своей паствы, с 4 июня 1928 г. каждый вторник в Знаменской церкви около Московского вокзала, где имелся придел в честь преподобного Серафима Саровского , владыка Серафим совершал службу с акафистом Преподобному, который некогда был составлен самим святителем и за богослужением читался им наизусть. 76 К разрешению одной из важнейших задач своего епархиального служения – преодолению «иосифлянского» раскола, святитель Серафим приступал постепенно, разъясняя в своих проповедях опасность этого разделения для канонического единства гонимой Русской Православной Церкви и вступая в переговоры с некоторыми ведущими представителями «иосифлянского» духовенства. 1 апреля 1928 г. владыка Серафим благословил во всех приходских храмах города совершить особое молебствование об умиротворении Церкви. 77 Существенную помощь в начатой полемике с «иосифлянскими» раскольниками святителю Серафиму оказал прибывший по его приглашению в конце апреля 1928 г. в Ленинград епископ Серпуховский Мануил (Лемешевский) . Глубоко уважаемый многими православными христианами города за его самоотверженную борьбу с петроградскими обновленцами в начале 1920-х гг. епископ Мануил призвал своих многочисленных почитателей как среди паствы владыки Серафима, так и среди «иосифлян» сохранять церковное единство под омофором митрополита Сергия. Особое значение для единства церковной жизни в городе имела Божественная литургия, совершенная 29 апреля 1928 г. святителем Серафимом в сослужении с епископом Мануилом в Троицком Измайловском Соборе, на которой оба владыки, напомнив о разрушительных для Церкви последствиях обновленческого раскола в Петроградской епархии, призвали не допускать нового разделения среди православных христиан. 78

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Это было 28 декабря 1929 года. Митрополит Серафим (Чичагов) , занимавший тогда Санкт-Петербургскую кафедру, добился, чтобы тело святителя было отдано из тюремной больницы для церковного погребения. Тело почившего владыки в белом архиерейском облачении было положено в приготовленный гроб и перевезено в храм Новодевичьего монастыря, где состоялось отпевание. В отпевании и погребении святителя участвовали митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Алексий (Симан- ский), епископ Амвросий (Либин), епископ Сергий (Зенкевич) и множество духовенства. Отпевание закончилось в четыре часа дня. После этого подняли гроб и понесли на кладбище Новодевичьего монастыря под пение ирмоса «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…». Дойдя до могилы, поставили гроб, отслужили последнюю литию, поклонились почившему архипастырю и стали опускать гроб в могилу. Епископ Амвросий первый бросил на гроб ком земли. Быстро вырос небольшой холмик, и был поставлен белый крест с надписью: «Архиепископ Иларион Троицкий ». Затем все стали расходиться с кладбища; и в это время торжественно и празднично затрезвонили колокола, обгоняя друг друга. И вспомнились одному из участников погребения слова псалма, звучавшие на отпевании: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем… Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего…» ( Пс. 23, 1–5 ). И понял он, о чем этот звон, как будто пасхальный, – «это ангелы на небе радовались новому святому…» ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 5263, д. 55. ЦА ФСБ РФ. Арх. Р-43193. Т. 1, 2; Арх. Р-43791. Архив УФСБ РФ по Архангельской обл. Арх. П-321. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994. С. 494–495. Письма архиепископа Илариона к священнику Леониду Михайловичу Архангельскому и его жене Лидии Павловне, двоюродной сестре архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 28 (11 декабря) Священномученик Серафим (Чичагов) Митрополит Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года; он правнук знаменитого адмирала В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внук П.В. Чичагова . Леонид получил образование сначала в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк. В тридцать семь лет он получил звание полковника. К этому времени уже были напечатаны его литературно-исторические труды: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.», «Французская артиллерия в 1882 г.», «Записки о П.В. Чичагове». В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года. Военная карьера не удовлетворяла Леонида Михайловича. С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Потеряв родителей, он, по его словам, привык исксть утешение в религии. Полковник гвардейского Преображенского полка стал старостой Преображенского собора на Литейном проспекте и жертвовал немалые средства на храм. Чувство милосердия, желание помогать страждущим привели Леонида Михайловича к изучению медицинских наук, и впоследствии он написал книгу «Медицинские беседы». В 1891 году Леонид Михайлович объявил о своем желании оставить военную службу и, к великому удивлению близких, вышел в отставку в чине полковника армии, решив избрать иной жизненный путь – священство. Жена его тяжело переживала это решение. Отец Иоанн Кронштадтский, духовным сыном которого был Леонид Михайлович, сказал ей: – Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот. Выйдя в отставку, Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву и приступил к изучению богословских наук, готовясь к рукоположению. 28 февраля 1893 года он был рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти Апостолов.

http://fond.ru/kalendar/1405/serafim/

5201. ВЛАДИМИРОВА Е. Преподобный Паисий Величковский . – 1989, 11, 40. 5202. ДАМАСКИН (ОРЛОВСКИЙ), иером. Я теперь не умру… (Последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) . – 1993, 1, 20. 5203. КРАТКОЕ житие приснопамятного Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) . – 1997, 4, 33. 5204. ЕВГЕНИЙ, еп. Светильник церкви Тамбовской. (К 75-летию прославления святителя Питирима). – 1989, 9, 17. 5205. ПАРМЕНОВ А. Мученическая кончина епископа Ревельского Платона. – 1994, 1, 91. 5206. КАЧАНКИН Н. Преподобный Савватий Соловецкий. – 1986, 5, 10. 5207. ЛЕБЕДЕВ Л., прот., ЛАРИН Н. Загадка одного портрета. К жизнеописанию преподобного Серафима Саровского . – 1988, 1, 57. 5208. ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ) , архиеп. Записки о преподобном Серафиме и Дивеевском монастыре. – 1990, 8, 64. 5209. ЛОРГУС А., диак. Из “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”. – 1991, 12, 43. 5210. АЛЕКСАНДРОВ В. Митрополит Филарет и преподобный Серафим Саровский . (К 150-летию первого издания “Жития преподобного Серафима”). – 1991, 12, 47. 5211. АФАНАСЬЕВ В. Дивный старец. (Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея Руси чудотворца). – 1993, 5, 9; 6, 4; 7, 2. 5212. ЧЕРНАЯ В. Митрополит Серафим (Чичагов) . – 1989, 2, 13. 5213. МИТРОПОЛИТ Серафим (Чичагов) . – 1990, 9, 58. 5214. КРАТКОЕ житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова) . – 1997, 4, 34. 5215. МОГИЛЕВЦЕВ Г.И. Отец Сергий Мечев . – 1994, 9–10, 59. 5216. АЛЕКСИЙ, патр. Житие Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. (К 650-летию Троице-Сергиевой Лавры). – 1987, 7, 17. 5217. ГЕРМАН, иером. Радуйся, родителей благих добрый и избранный плод. (К 600-летию со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского). – 1990, 7, 64. 5218. КИСИЛЕВА Э., ВЕСЕЛКИНА Т. Преподобный Сергий и Рязанская земля. – 1992, 8, 47. 5219. ЕКАТЕРИНА II, императрица. Житие Преподобного Сергия. (Историческая выпись). – 1992, 10, 37. 5220. ДАМАСКИН (ОРЛОВСКИЙ), иером. Житие архимандрита Сергия (Сребрянского). – 1999, 3, 39.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мученическая кончина 30 ноября 1937 года был арестован, сотрудники НКВД затруднились увозить его в арестантской машине — вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму . 7 декабря решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к " контрреволюционной монархической организации " был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Расстрелян 11 декабря 1937 года и похоронен в Бутово , на так называемом полигоне НКВД. Реабилитация состоялась 10 ноября 1988 года. Серафим (Чичагов) Канонизирован 23 февраля 1997 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве . В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района Тверской области, построенная в 1999 году. Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился об укреплении строгого порядка, основанного на незыблемых основах православия, возрождению приходов, устроению жизни Церкви. Живое мощное слово его раздавалось за каждым богослужением. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им. Молитвословия Тропарь, глас 5: Воинство Царя Небеснаго/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования/к пользе народа Божия приумножил еси,/учитель благочестия/и поборник единства церковнаго быв,/пострадати даже до крове сподобился еси,/священномучениче Серафиме,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 6: Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/теплую любовь к нему имел еси,/писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго посещения/самаго преподобнаго сподобился еси./С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/в Небесных чертозех водворяяся,/моли Христа Бога//серафимския радости нам причастником быти.

http://drevo-info.ru/articles/2920.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010