Смиренный послушник Вашего Высокопреосвященства епископ Василий, викарий Рязанский. 1927 года 11 ноября» (Цит. По Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч. Кн. 2. С. 510). 625 «Между прочим, мне пишут, что епископ Василий о делах от моего имени представил Вам доклад. Должен заметить, что ни ему, ни другому моему сожите­лю я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел "http://Там же. С. 511. 630 Там же, л. 17. «Служебная записка 34035. Внутренний изолятор. Аресто­ванному Смирнову Константину-Кириллу Илларионовичу разрешается пользо­ваться очками и деньгами. Начальник 3 отделения Секретного Политотдела ГУГБ». 632 Видимо, следователь принял фамилию владыки Дамаскина – Цедрик – за монашеское имя, а имя – Дамаскин – за фамилию. 638 «Коменданту Бутырского изолятора НКВД Препровождается для исполне­ния и объявления выписки из постановления Особого Совещания при НКВД СССР от 2 декабря 1934 г. по д. 7 гр. Смирнова Константина (Кирилла) Иларионовича, которого надлежит направить с первым отходящим этапом в гор. Алма-Ата, в распоряжение УТБ НКВД по Казахстанской АССР и взять НА ОСОБЫЙ УЧЕТ, согласно приказа 257/с-ЗЗ г. Прибытие подтвердите немедленно. Приложе­ние: выписки, ф/карт. Начальник УСО ГУГБ НКВД СССР. Начальник 2 Отделения УСО». – Там же, л. 51. 641 Сам митрополит Сергий писал 3 (16) мая 1926 году митрополиту Агафангелу (Преображенскому): «Если почему-либо митрополит Петр оставит долж­ность местоблюстителя, наши взоры, естественно, обратятся к кандидатам, ука­занным в завещании, т. е. к митрополиту Кириллу, а потом и к Вашему Высоко­преосвященству» (Цит.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 461). Но после объявления о смерти патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Кру­тицкого) митрополит Сергий не обратился к митрополиту Кириллу. Вопрос о церковной власти был решен на основании прежнего фактического церковно­го управления митрополита Сергия. 643 В случае с епископом Евгением ситуация не столь простая. Епископ Евге­ний был среди тех, кто подписал 6 февраля 1928 года вместе с митрополитом Агафангелом (Преображенским), митрополитом Иосифом (Петровых) , архи­епископом Серафимом (Самойловичем) и архиепископом Варлаамом (Ряшен­цевым) т. н. «Ярославскую декларацию» (обращение ярославских архиереев) к митрополиту Сергию с уведомлением об административном отмежевании от не­го (но не от митрополита Петра). Епископ Евгений был тогда на Ростовской (ви­карной) кафедре Но через несколько месяцев епископ Евгений восстановил церковное общение с митрополитом Сергием, не порывая отношений (во вся­ком случае – письменных) и с «непоминающими».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 ноября в Хвалынске всегда праздник - Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме в этот день возглавляет Митрополит Лонгин, здесь же проходит посвящение в гимназисты, после которого детям вручают Новый Завет и житие их небесного покровителя - мученика Александра. А в конце учебного года все гимназисты вместе с учителями и родителями едут в Александрию, так называют поселок Северный сами ребята. В местном храме совершается молебен святому, детей награждают грамотами, после чего уже можно поиграть в веселые игры, пообщаться, отдохнуть на природе. Священномученик Феофан (Ильменский, †1918), епископ Соликамский. Храм святой равноапостольной Марии Магдалины, Саратов С именем священномученика Феофана, епископа Соликамского и Чердынского, тесно связана история саратовского храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. До революции это был домовый храм Мариинского института благородных девиц; в течение семи лет, с 1 сентября 1907 года, будущий святитель был настоятелем этого храма и духовником института. Родился священномученик Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) 26 сентября 1867 года в семье церковного чтеца. В 1888 году окончил Саратовскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Через два года был рукоположен во иерея и назначен сверхштатным священником Александро-Невского кафедрального собора. Отец Сергий был активным деятелем саратовских православно-патриотических организаций. В августе 1909 года епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв; †1918), чьи монархические взгляды были широко известны далеко за пределами Саратовской губернии, предложил ему должность редактора «Саратовского духовного вестника». В 1911 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В 1913 году овдовевший протоиерей по прошению зачисляется в братство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и принимает монашеский постриг с именем Феофан. 14 сентября 1914 года иеромонаха Феофана возводят в сан архимандрита. Вскоре он был назначен на место смотрителя Балашовского духовного училища, через год - настоятелем Соликамского Свято-­Троицкого монастыря, а затем и на должность ректора Пермской духовной семинарии.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/7/s...

См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Толковый словарь: Ад: Невидимое место, или Место, лишенное света . Подготовил Юрий Пущаев . Ил.: Христос попирает сатану. Фреска «Сошествие во ад», фрагмент. Сербия. Грачаница. XIVв.//Фома. - – ноябрь 2012. – С.34. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.35. Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ). Говорят, христианство отжило. Памяти священномученика Сергия Знаменского. Фото и копия выписки из протокола заседания тройки предоставлены автором//Фома. - – ноябрь 2012. – С.36-37. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 27 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Сергия Знаменского. Родился в 1873 году в городе Чите в семье священника Иоанна Знаменского. В 1913 году окончил Казанскую духовную академию и был рукоположен во священника к кафедральному собору в Чите. В годы Первой мировой войны командирован на фронт. За самоотверженное служение награжден двумя орденами и Георгиевским крестом. В 1917 году возведен в сан протоиерея. В период Гражданской войны оказался в Симбирске и по распоряжению архиепископа служил в Троицкой церкви в селе Чуфарово Симбирского уезда. Завоевал значительный авторитет у прихожан, что вызвало недовольство местных коммунистов. 21 марта 1921 года был арестован и вскоре приговорен к пяти годам заключения в концлагерь. В феврале 1924 года срок заменили на два года ссылки в Зырянский край. Через восемь месяцев был освобожден и назначен настоятелем Успенского собора в городе Яранске. В январе 1925 года назначен секретарем епископа Нектария (Трезвинского). 5 апреля 1925 года владыка Нектарий был арестован. Протоиерей Сергий, чтобы избежать ареста. отправился пешком в Саровскую пустынь, оттуда выехал во Владимир, затем в Муром, где должно было освободиться место священника. Но в Муроме 25 июня он стал жертвой провокации, был арестован по ложному обвинению и заключен в тюрьму. 31 августа дело по доносу закрыли, а протоиерея Сергия этапировали в Вятку, где его обвиняли в религиозной пропаганде. По этому делу 26 марта 1926 года он был приговорен к двум годам заключения и отправлен в Соловецкий концлагерь. После окончании срока переведен в Екатеринбург под надзор ОГПУ. Вскоре вновь арестован и приговорен к трем годам ссылки в Узбекистан. Вернувшись из ссылки, стал служить в храме мучеников Флора и Лавра в городе Кашире Московской области. В 1937 году арестован. 27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Знаменский был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-115...

Руднев С. И. При вечерних огнях: Воспоминания. Харбин, 1928. [Польский] Михаил, свящ. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931. Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) /Публ. и вступит, ст. свящ. А. Мазырина//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 137–168. После Туруханской ссылки: (Письма священномученика митрополита Кирилла Казанского к священноисповеднику епископу Афанасию Ковровскому)/Публ. и примеч. О. Косик//Богословский сборник. 2001. Вып. 8. С. 352–363. Православный церковный календарь на 1927 год/Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). [Б. м.]: Изд. Е. Н. Львова, [б. г.]. Пришвина В. Д. Невидимый град. М.: Молодая гвардия, 2003. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М.: Изд-во ББИ, 1996. Священномученик Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы: Жизнеописание и документы/Сост. Л. Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2008. Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды/Сост. М. С. Сахаров, Л. Е. Сикорская. СПб.: Кифа, 2006. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: В 3 кн./Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Крутицкое Патриаршее подворье; О-во любителей церковной истории, 2000–2001. [ Сергий (Страгородский) , митр.] Православная Русская Церковь и советская власть (к созыву Поместного Собора Православной Церкви)/Публ. Ю. Л. Ореханова, Т. X. Терентьевой, А. В. Постернака//Богословский сборник. 1997. Вып. 1. С. 236–266. Сидяков Ю. Из архива архиепископа Иоанна (Поммера) : Письма митр. Антония (Храповицкого) к архиеп. Иоанну//Альманах Гуманитарного семинара. 2009. 18. Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док. по материалам ЦА ФСБ РФ. М.: Изд-во ПСТБИ; Памятники исторической мысли, 2000. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1994. (Репр. воспр. изд.: М., 1918.)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Епископы Рязанский Борис (Соколов), Рыбинский Серафим (Силичев), и Воронежский Петр (Зверев) сказали, что пришлют свое мнение особо 451 . Таким образом известно доподлинно, что не менее девятнадцати архиереев поставили свою подпись под бумагой о необходимости выборов патриарха. Учитывая одобрение этого решения иерархами из числа соловецких узников, число согласных с необходимостью проведения негласных выборов достигало не менее трех десятков епископов. Было понятно, что при желании можно было бы собрать и большее число подписей, но это означало бы затягивание выборов и увеличение опасности привлечь болезненное внимание ГПУ. Будучи в Москве для переговоров с гражданскими властями об условиях легализации, митрополит Сергий беседует с архиепископом Свердловским и Ирбитским Корнилием (Соболевым), который, между прочим, после ареста на допросе назвал себя одним из инициаторов проведения выборов патриарха, о предпринимаемых епископом Павлином усилиях. Архиепископ Корнилий был освобожден из тюрьмы совсем недавно, 18 августа 1926 года, под подписку о невыезде 452 . О характере беседы с архиепископом Корнилием митрополит Сергий потом скажет: «И я, и Корнилий – мы оба смотрели одинаково, что в случае если бы мне удалась регистрация (юридическое оформление моего положения), все Кирилловское дело, то есть выборы его в патриархи, а вернее выборы патриарха вообще – отпало бы, так как в таком случае летом 27 года предполагался созыв Поместного Собора, где вопрос о патриархе был бы решен. В случае неудачи регистрации – дело продолжалось бы дальше (то есть собирание голосов), независимо ни от чего. Говорилось это между прочим, а не было предметом особого обсуждения. Мои мысли Корнилий разделял вообще полностью, не исключая и вопроса легализации». Здесь стоит отметить, что митрополит Сергий трактует предпринятые выборы в патриархи, как «Кирилловское дело», противопоставляя ему предпринимаемые собой меры к регистрации или, как он говорит, «юридическое оформление моего положения» (курсив мой. – Л. Ж), вольно или невольно противопоставляя митрополиту Кириллу себя, хотя, как известно, о предпринимаемых выборах не было известно не только местоблюстителю (митрополиту Петру Крутицкому), но и выдвигаемому в патриархи митрополиту Кириллу. Это несколько личностное восприятие митрополитом Сергием выборов и легализации может, конечно, смутить, особенно в том, что вопрос легализации Церкви митрополит Сергий воспринимает как вопрос юридического оформления своего положения, а не положения, например, митрополита Петра, как будто бы было заранее известно, что митрополит Петр не выйдет из заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни. " Один из обвинителей позднее так вспоминал о нём: " С каким нескрываемым отвращением и в то же время снисходительной жалостью он смотрел и говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьёзный был противник. " Сокамерником отца Сергия на Шпалерной улице в доме предварительного заключения был протоиерей Михаил Чельцов , которому он уступил свои более удобные нары, объясняя это тем, что " монаху не подобает нежиться. " В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отцу Михаилу домашние передали в камеру VI-й том собрания творений святителя Иоанна Златоустого , но он, отягчённый думами, не смог его читать. Отец Сергий, напротив, утешался чтением Златоуста и беседовал о прочитанном с отцом Михаилом. Перед расставанием отец Сергий исповедался у протоиерея Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь отец Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с отцом Сергием. 4 июля, перед вынесением приговора, подсудимым было предоставлено последнее слово. По воспоминаниям очевидцев, последнее слово отца Сергия произвело сильное впечатление. Он нарисовал картину аскетической жизни монаха и сказал, что, отрешившись от суеты мира, отдал всего себя внутреннему деланию и молитве. " Единственная слабая физическая нить, " – говорил он, – " связывает меня с сей жизнью. Неужели же трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен? Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь за вас " . 5 июля был оглашён приговор ревтрибунала, по которому десять обвиняемых были приговорены к смертной казни. 10 августа в " Известиях " было напечатано сообщение о помиловании шести приговоренных, но священномученики митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и архимандрит Сергий, а также мученики миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров помилованы не были. В ночь на 13 августа 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья (чтобы их не опознали и не отбили у конвоя), были расстреляны - по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые по Ириновской железной дороге.

http://drevo-info.ru/articles/25003.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   31 июля (13 августа) Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, преподобномученик Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров Священномученик Вениамин родился 17 апреля 1873 года в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии  и в крещении был наречен Василием. Его отец Павел Иванович Казанский был женат на дочери священника Нименского прихода Александра Смирнова Марии и в тече­ние сорока лет был священником в этом приходе, включавшем в себя тогда двадцать пять деревень; последние пятнадцать лет жизни он был благочинным. Впоследствии, вспоминая о своем отце, архимандрит Вениа­мин писал: «Покойный все свои силы отдал приходу, который при разбросанности населения лишен удобных путей сообщения. В деревни за двадцать и тридцать верст на требы приходилось ез­дить верхом, имея при себе в сумке все нужное для совершения того или другого требоисполнения. Лесная тропа, которая вела в них, шла по болотам и через речки, на которых мостики каждую весну и осень уносило водой, и лошади переправлялись вплавь. Сколько бывало всяких приключений: то увязнет лошадь в болоте, то испуганная в чаще леса птичкой или зверьком сбросит своего всадника. Господь только хранил от всевозможных опасностей своего служителя, который, не желая утруждать крестьянина и псаломщика, пускался один в опасные путешествия. Не умея ездить верхом, поступил отец Павел в Нименское, но нужды при­хода заставили его научиться и превратиться в наездника. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, то он очень стал чувствовать по­следствия верховой езды и тех многочисленных ушибов, которые были получены во время падений. Для многих священников, слы­шавших рассказы о таких путешествиях, жизнь в таком приходе казалась невозможной. А он жил и жил, не год и не два, а целых сорок лет, да еще и о нуждах прихода пекся». «Заботясь о духовных нуждах пасомых, отец Павел немало по­нес хлопот, трудов и огорчений ради того, чтобы устроить в бед­ном раскольническом приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Один храм устроен на окраине прихода в центре мест­ного раскола. Заветным желанием его было устроить при нем церковно-приходскую школу. Очень он горевал, что стара­ния его превратить в таковую школу грамоты не увенчались успе­хом», – писал архимандрит Вениамин, невольно свидетельствуя об отсутствии заботы и попечения предержащих властей о благо­состоянии народа, о том, что строилась и созидалась Россия не бестолковыми реформами, проводимыми властью, зачастую на­роду ненужными и разорительными, истощавшими его творче­ские и физические силы, а усилиями подвижников, самоотвер­женно трудившихся на поприще народного просвещения и укрепления благосостояния народа.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Молю о тех, кого Ты дал мне..: Владыка Серафим (Звездинский) в воспоминаниях духовной дочери схимонахини Иоанны (Анны Сергеевны Патрикеевой). – М.: Даниловский благовестник, 1999. Николай II, имп. Дневники. – М.: Орбита, 1992. Никольская 3. А. К характеристике течения истинно православных христиан//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9 – М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 162–188. Новомученик Нектарий (Трезвинский), епископ Яранский//Православная жизнь. 1997. 2. С. 1–6. Одинцов М. И. Государство и Церковь : История взаимоотношений, 1917–1938. – М., 1991. Окунев Η. П. Дневник москвича (1917–1924). – Р.: YMCA-PRESS, 1990. Оппозиция митрополиту Сергию в Казанской епархии//Православная Русь. 1995. 10. С. 9–10. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1992–1996. – М.: ПСТБИ. С. 374–380. Осипова И. И. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России//Церковно-исторический вестник. 1999. 2/3. С. 4–198. Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез...»: Гонения на Истинно-Православную Церковь : По материалам следственных и лагерных дел заключенных. – М.: Серебряные нити, 1998. Отец Иоанн Кронштадтский . – СПб.: Рус. народ. Союз им. Михаила Архангела, 1909. Памятная книжка по Санкт-Петербургской епархии/Сост. Η. М. Кутепов. – СПб.: Тип. Отд. Корпуса Погранич. Стражи, 1899. Пастырский венок дорогому батюшке о. Иоанну Кронштадтскому [Репринт, изд.] – Ютика: Фонд им. о. Иоанна Кронштадтского , 1964. Патриарх Сергий и его духовное наследство. – М.: Изд-е Московской Патриархии, 1947. Польский М. , прот. Новые мученики Российские. В 2 ч. – Репринт. изд. – М.: Светлячок, 1994. Польский М. , прот. Положение Церкви в Советской России: Очерк бежавшего из России священника. – СПб., 1995. После Туруханской ссылки (Письма священномученика митрополита Кирилла Казанского к священноисповеднику епископу Афанасию Ковровскому)/Публ. и примеч. О. Косик//Богословский сборник. Вып. VIII. М., 2001. С. 352–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь сгорела в 1740-х годах. Взамен прихожане приобрели прежний деревянный тёплый храм Вознесенского прихода города Углича и перенесли в Чурьяково. Деревянная церковь Священномученика Власия просуществовала ещё около сорока лет. В 1770-х годах прихожане приступают к строительству каменного здания. В 1780 году был освящён тёплый придельный храм Священномученика Власия, размещённый в трапезной, а в 1782 году летний храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Таковым стало новое посвящение главного престола. В 1850-х годах была составлена опись церковного имущества, содержащая ценные сведения об особенностях облика и убранства. В документе сообщается: «По внешнему зданию вся церковь каменная, одноэтажная с куполом, построена в 1782-м годе. Покрыта листовым железом, окрашена зелёною краскою, о пяти главах, покрытых лужёным железом. На них рукава, яблоки и кресты опоясаны белою жестью и укреплены железными цепями. При ней с южной и западной сторон имеются два выхода каменные полуциркульные, покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. На них кресты и яблоки обиты жестью белою. Алтарь настоящей церкви полуциркульной, на нём крыша и глава покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. Окон в ней в алтаре три, в самой же настоящей церкви внизу четыре, в куполе пять… В придельной церкви, отделившейся от настоящей аркою, в алтаре окон одно, в трапезе с южной и северной стран четыре… Во всей церкви рамы с простыми стёклами, пол каменной… Над трапезою колокольня каменная о двух слухах. На ней глава железная покрыта лужёным железом, крест железной, опоясан белою жестью. Нижний слух покрыт железом и окрашен зеленою краскою. На втором ярусе изображены на железных листах Святая Троица, преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и святые апостолы Пётр и Павел. Решётки на ней деревянные, на ней имеется семь колокол». Далее обозначен вес: 1) 153 пуда 27 фунтов, 2) 66 пудов 10 фунтов, 3) 15 пудов, 4) 2 пуда, 5) 1 пуд, 6) 30 фунтов, 7) 15 фунтов. Имелась и ограда, которой дано следующее описание: «Вокруг церкви и погоста сделана каменная ограда. По углам четыре башни с деревянными решётками и Красныя врата в оную с двумя входами по сторонам железны-решётчатые с изображением над ними по штукатурке разных святых. Покрыты как оныя, так и башни у ограды железом листовым и окрашены зелёною краскою, а самая ограда тёсом и окрашена красною краскою. В ней находятся с трёх сторон входы, которые так же покрыты железом листовым и окрашены зелёною краскою. У них двери деревянные выкрашены красною краскою».

http://sobory.ru/article/?object=11183

Такие оппозиционеры очень скоро были поставлены перед необходимостью пролить кровь, отдать свою свободу и жизнь за исповедуемые взгляды. Сам их мученический подвиг с большой силой свидетельствует о там, что разногласия и разделения их были поиском Истины, имели временный, тактический характер и не повреждали их принадлежности к Полноте Русской Церкви» 961 . Исследовав историографию крайне правых движений, мы обязаны обратиться и к анализу имеющихся в исторической литературе оценок умеренной оппозиции, обычно ассоциируемой с личностью митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). Часть епископата, наиболее авторитетным представителем которого являлся митрополит Кирилл (Смирнов), прекратила церковное общение с митрополитом Сергием в результате несогласия с его администрированием, которое воспринималось как узурпация не принадлежащих ему прав, и как «спорный эксперимент», особенно в области церковно-административного управления (подразумевалось учреждение Временного Патриаршего Священного Синода без согласования с патриаршим местоблюстителем, поспешные прещения на оппонентов, издание постановления от 6 августа 1929 года и пр.). Как отмечал протоиерей Иоанн Мейендорф , не митрополит Сергий первым начал политику поспешных запрещений, ее начали обновленцы («лишив сана» самого патриарха Тихона) и григориане. Но «восприняв эту практику раскольников, – продолжал протоиерей Иоанн Мейендорф , – митрополит Сергий возобновил худшие – и отнюдь не «тихоновские» – черты старого бюрократического централизма» 962 . Позиция умеренной правой оппозиции не покажется столь уж уязвимой, если посмотреть на нее не предвзято. Например, постановление митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода от 6 августа 1929 года уравнивало в каноническом отношении левые расколы (обновленцев, григориан) и правую оппозицию, т. е. сторонников митрополита Иосифа (Петровых) , епископов Димитрия (Любимова), Алексия (Буя) и др. Таинства клириков правой оппозиции объявлялись недействительными, крещенных таковыми клириками следовало принимать через миропомазание (!), а умерших в «указанных расколах не следовало, хотя бы и по усиленной просьбе родственников, отпевать» 963 . Этим постановлением, по мнению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополит Сергий «не для всех еще ясный спор закреплял как непримиримую церковную вражду», обнаруживая в равной мере, как и те, кто отрицал благодатность таинств сергиевой иерархии, «потерю духовного равновесия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010