Рассказ о ее композиции, а также о непростом процессе поисков, когда нужно было изобразить не только явленных подвижников, но и неявленных, известных лишь Богу, – тема объемная, многогранная, заслуживающая отдельного разговора. Сейчас же обратим внимание на первое клеймо (их на иконе пятнадцать). На нем изображено одно из наиболее известных мест мученических подвигов XX века – Соловки. Тот самый Соловецкий лагерь особого назначения, что вошел в новейший словарь аббревиатур русского языка как СЛОН. Тот лагерь, где за безумство революционных «свершений» заплачено тысячами и тысячами человеческих жизней. Здесь, на острове Анзер, в больничном изоляторе, размещенном в храме уединенного Распято-Голгофского скита, в 1929 году во время эпидемии тифа скончался узник, чьи проповеди собирали множество народа, а проявления народной любви он чувствовал везде – и на воле, и в заключении. На Соловках, после того, как с островов был увезен архиепископ Иларион (Троицкий), он был избран новым главой Соловецкого православного духовенства. Это архиепископ Воронежский Петр (Зверев).      Протоиерей Александр Салтыков (в настоящее время – декан факультета церковных художеств ПСТГУ), составивший детальное описание иконы, пишет, что священномученик Петр, один из наиболее выдающихся иерархов, изображен на иконе почивающим в земле под храмом. А несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста. Удивительным чудом нашего времени называет его пастырь-искусствовед. Ведь на этой широте острова в основном растут карликовые березы. Но когда Анзер во второй половине ХХ века опустел, почти на самой вершине Голгофской горы выросла высокая береза, основные ветви которой отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест…      Честные останки священномученика Петра были обретены во время раскопок летом 1999 года. И в том же году архипастырь был канонизирован как местночтимый святой Воронежской епархии. Уроженец Москвы, служивший на разных кафедрах – Нижегородской, Тверской, Тульской, Воронежской, святитель Петр спустя 80 лет после преставления вернулся своими мощами на последнее место служения, и они теперь почивают в Воронеже (за исключением честной главы, которая по резолюции Святейшего Патриарха Кирилла остается на Соловецком архипелаге).

http://pravoslavie.ru/133316.html

Я с вами, чекистами, разговаривать больше не буду Летом 1925 года, спустя несколько месяцев после своего освобождения, епископ Петр был направлен в помощь 84-летнему Воронежскому митрополиту Владимиру. Но уже через 4 месяца ОГПУ вызвало епископа в Москву. В январе следующего года он вновь появляется в Воронеже на похоронах старца-митрополита – и тогда многолюдное отпевание почившего неожиданно переросло во всенародное избрание его преемника. Спустя два дня после похорон преосвященному Петру было вручено «заявление уполномоченных православных приходов Воронежской епархии». Заявление гласило: «…на основании Декрета об отделении Церкви от государства, коим всем верующим предоставляется право свободного и добровольного выбора служителей и руководителей религиозных культов, мы… просим Вас занять вакантную ныне кафедру архиепископа Воронежского и Задонского». Далее текст заявления делал неожиданный смысловой поворот и выдвигал епископу два «необходимых условия» для занятия Воронежской кафедры: «не участвовать… во всех новых религиозных группировках» и «относиться искренне, лояльно к нашей советской власти, так как 99% православных – трудящиеся». «По принятии Вами предложенных нами условий, – продолжали «уполномоченные» – мы, по требованию всех православных коллективов епархии, все поголовно, единодушно даем поручительство перед нашей советской властью… о Вашей полнейшей политической благонадежности». Несомненно, канцелярский стиль и юридизм этого необычного документа был адресован не столько владыке Петру, сколько органам «нашей советской власти», формально обязанной прислушиваться к инициативам трудящихся. Очевидно и то, что «заявление» было составлено в единомыслии с самим епископом, сразу давшим на него письменный ответ: «…не дерзаю отказываться и изъявляю свое полное согласие на занятие Воронежской кафедры; что же касается предложенных мне условий, то нахожу их совершенно соответствующими моим убеждениям и моему настроению». Заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий признал избрание воронежской паствой преосвященного Петра и возвел его в сан архиепископа.

http://pravmir.ru/creative/svyashhennomu...

В фондах Российского государственного архива древних актов содержатся жалованные грамоты о пожертвованиях монастырю от царей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, что говорит о значимости этого святого места. До государственных реформ 1764 г. обитель была самой богатой в окрестностях, имея множество жалованных земель и деревень, даже 100 км, реки Оки для рыбной ловли. В XVIII веке к монастырю были приписаны Свято-Введенская Оптина и Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустыни, что оказало плодотворное влияние на их дальнейшее самостоятельное существование. В 1820 году строится колокольня 52 метра в высоту, в Преображенском соборе колокольня перестаивается в помещение для монастырской библиотеки. В 1864 году Введенская церковь перестраиваться, она становоится двухъярусной, с 2 пределами в нижнем ярусе (правым иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и левым во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 3 в верхнем (главный — в честь Казанской иконы Богоматери, правым преподобного Пафнутия Боровского и левым великомученика Димитрия Солунского). Именно в Спасо-Преображенском монастыре в 1761 году открылась первая городская школа в Белёве, так называемая «Русская школа», где обучались дети священнослужителей и жителей города, которая во второй половине XIX в. была преобразована в духовное училище Кроме вышеперечисленных храмов и построек, Белевский монастырь на 1869 год имел: настоятельские и братские кельи. Так же, до 1854 года на территории монастыря располагалось Духовное Правление Белевского округа, позднее упраздненное. В городе к монастырю относились церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Скорбященская часовни На территории монастыря хоронили знатных и почетных жителей Белева. В 1857г. здесь был погребен, месточтимый святой блаженный Некифор (Трифонов), которого еще при жизни почитали жители города и по его молитвам успешно велись купеческие и хозяйственные дела. Его святые мощи почивают под спудом с тех пор и до наших дней на территории монастырского некрополя. С 1909 по 1916 гг. настоятелем обители был священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский, который внес огромный вклад по благоустроению обители.

http://sobory.ru/article/?object=04683

Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году был заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, который был освящен уже в отсутствие игумена Филиппа. В 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь, а в 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году. В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582–1594 годах из природного камня вокруг монастыря были построены мощные крепостные стены и башни, о которых упомянуто выше. Очертания этих стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). Волны многих военных бурь разбивались потом о них, стихая перед их непоколебимой твердыней. Тогда же, вместе с многочисленными иноками и паломниками-богомольцами, на главном соловецком острове стали размещаться и служащие царского воинского гарнизона. Поэтому в то время наиболее ревностные искатели пустынной жизни избрали для своих духовных подвигов самый удаленный из соловецких островов – Анзер. Он самый северный из прочих. Это край земной тверди, за которым только студеный Ледовитый океан. Так, подражая подвигам первожителей-чудотворцев Савватия, Зосимы и Германа, в XVII веке на Анзерском острове появились монахи-отшельники под предводительством преподобного Елеазара. Ими был основан Свято-Троицкий скит. А позже, в начале XVIII столетия, миру открылась вторая Голгофа со скитом, основанным величайшим аскетом – преподобным Иовом, бывшим духовником государя–императора Петра I, – в схиме Иисусом. Позднее эта святая соловецкая гора обагрилась кровью многочисленных СЛОНа, созданного богоборческой властью, обратившей храмы и кельи подвижников в места пыток и тюремные камеры. Здесь приняли мученическую кончину многие православные христиане, среди которых сотни священнослужителей. Множество из них прославлено Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников XX века ко вселенскому общецерковному почитанию. В их числе священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский и Задонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторые воронежские клирики были недовольны большой длительностью богослужений нового архиепископа и позволяли себе уйти из церкви прежде окончания архиерейской службы. Но простой народ очень полюбил владыку Петра – блестящего проповедника, ревнителя церковного устава и трудолюбивого пастыря. Началось возвращение обновленческих приходов в патриаршую Церковь. В местный исполком потекли делегации православных рабочих с требованием официальной регистрации архиепископа и епархиальных структур, верующие крестьяне шли с просьбами разрешить архиерею поездки по епархии. И то и другое было невозможно – в то время вся патриаршая Церковь не имела государственной регистрации. ОГПУ потребовало от владыки Петра повлиять на трудящихся, с тем чтобы они прекратили посылать делегации в исполком. Осенью состоялся допрос архиепископа в отделении милиции – и сразу под окнами отделения собралось несколько сотен горожан, потребовавших присутствия представителей рабочих на допросе и гарантий личной свободы владыки. Снова органы народной власти просили архиепископа успокоить народ. Наконец, владыку пригласили в ОГПУ и показали телеграмму, согласно которой он вызывался в Москву к Тучкову. Почуяв неладное, верующие рабочие решили хлопотать об отсрочке этой поездки и послать ходоков в Москву. Архиепископа повторно вызвали в ОГПУ по поводу невыполненного распоряжения Тучкова. Но на этот раз услышали необычный ответ: «Вы сами идете против народа, сами раздражаете его и волнуете; я с вами, чекистами, разговаривать больше не буду, разговаривайте сами с народом». Развязка стала неизбежной. «Любовь же к вам и разлучила нас» Шли месяцы и годы соловецкого заключения, тянулась лагерная работа – то сторожем, то счетоводом. Но и в лагере владыка прежде всего оставался архипастырем. «Я же кровно соединен со своей паствой и не могу не молиться за нее и не беспокоиться о ее благополучии, мире, здравии, спасении» – писал архиепископ в одном из многочисленных писем воронежским духовным чадам. «Если я стал дорог и близок вам от того, что много вы страдали за меня, то что сказать мне о том, как вы все мне дороги и близки, когда я и страдал, и страдаю за вас всех, да вы спасены будете, но я не унываю и за все Господа благодарю, хотя и не знаю, увижу ли вас... Да будет воля Господня!»

http://pravmir.ru/creative/svyashhennomu...

На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. В центре - сам монастырь со Спасо-Преображенским собором. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников. На острове Анзер находилась лагерная больница, также мрачно известная. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. ВТОРОЕ КЛЕЙМО Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.

http://expo.pravoslavie.ru/other/455.htm...

Университет получает в свое пользование и еще одно здание в Лиховом переулке — небольшой соседний четырехэтажный дом 4. Сейчас здесь развернут штаб строительства, размещается инженерно-технический персонал фирм-застройщиков. В дальнейшем же в этих помещениях разместятся административные и учебные подразделения ПСТГУ. Историческая справка Московский епархиальный дом построен по инициативе и благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901–1902 гг. по проекту известного зодчего Петра Виноградова (1858–1910). Здание включало в себя административные, лекционные помещения, Соборную палату (так она стала называться в ходе Поместного Собора 1917–1918 гг.) и Князь-Владимирский храм. Росписью и убранством храма занимался иконописец и реставратор Василий Гурьянов (1867–1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи. Закладка домового Князь-Владимирского храма состоялась 14 июня 1901 г., он был освящен 30 декабря 1902 г. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев; †1929), будущий воронежский архиепископ-священномученик. С 1907 г. настоятелем храма и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме стал протоиерей Иоанн Восторгов (†1918), также будущий священномученик. " Пример оставил по себе потомкам отменныя храбрости, кроткаго правосудия, щедролюбия к требующим и теплаго усердия к истинному Богу. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами умеренныя и кроткия старости. По всем делам геройства от защищеннаго, расширеннаго и прославленнаго своего народа справедливо приобрел проименование Великого, имя Святого — от основанной, снабденной и украшенной Российской церкви " . Михаил Ломоносов. Древняя российская история 6 июля 2015 г. 13:50 HTML-koд для сайта или блога: Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории За два года полномасштабных восстановительных работ зданию полностью возвращен исторический облик. У главного западного фасада выросла колокольня, завершены общестроительные работы, во всех исторических помещениях заканчивается отделка интерьеров. Преподаватели, выпускники и студенты факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) расписывают Князь-Владимирский храм. Его великое освящение намечено на 26 июля. В недалеком будущем учебные аудитории в обоих боковых крыльях главного здания займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ.

http://e-vestnik.ru/church/moskovskiy_ep...

После оглашения приговора всех заключенных перевели в Таганскую тюрьму. В середине марта епископа Петра и других осужденных в составе большого этапа отправили в Ташкент. Два года владыка провел в Туркестане, в городе Перовске. Переболел цингой, остался без зубов… «Петрозвериада» В 1924 году владыка был освобожден, вернулся в Москву и был направлен Патриархом Тихоном в Воронеж, в помощь престарелому воронежскому архиерею Владимиру (Шинковичу). Владыка Петр стал воронежским викарием, а в 1926 году, после смерти митрополита Владимира, стал архиепископом Воронежским и Задонским. При архиепископе Петре влияние обновленцев в Воронежской епархии резко упало. Началось массовое возвращение обновленческих приходов в православие. Во всех возвращающихся в православие церквях массы людей встречали архиепископа Петра крестным ходом. Все это вызывало гнев обновленцев. Деятельность архиепископа Петра в Воронеже обновленцы на своем епархиальном съезде назвали «петрозвериадой». Ненависть обновленцев к владыке стала принимать опасные формы. Несколько раз архиепископ Петр получал письма с угрозами, были случаи, когда в него с крыши бросали камнями. В конце концов рабочие предложили учредить охрану архиерея, которая сопровождала бы его на улице и оставалась ночевать у него в доме на случай провокации. Подконтрольная обновленцам газета «Воронежская коммуна» 28 ноября опубликовала пасквиль против владыки Петра. «Провести показательный процесс! Предать суду Петра Зверева ! И наконец – немедленно арестовать архиепископа Петра Зверева», – требовал бойкий корреспондент. Узнав о публикации, архиепископ Петр начал готовиться к аресту. В ту же ночь к нему явились сотрудники ОГПУ для произведения обыска и ареста. Когда они начали стучать в дверь квартиры, келейник владыки, архимандрит Иннокентий, покрепче закрыл дверь, задвинул щеколду и не пускал их до тех пор, пока владыка не сжег все письма и документы, которые могли бы повредить людям. После обыска архиепископ Петр был доставлен в ОГПУ. В конце марта следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал: «Подъем церковнического активизма совпал с приездом в город Воронеж Петра Зверева , прибывшего в качестве управляющего реакционной церковью губернии… Имя Зверева послужило флагом при выступлениях воронежских черносотенцев…»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

В те годы пострадало и немало священнослужителей, подчинявшихся митрополиту Сергию. Одним из таких страдальцев был архиепископ Воронежский Петр (Зверев) . В воспоминаниях современников он остался как иерарх святой жизни, относившийся к пастве как к родным детям. Служил он неспешно, не допуская пропусков, не любил партесного пения и старался, чтобы за богослужением пел весь народ. Видя перед собой святого, воронежские обновленцы один за другим приносили публичное покаяние. Естественно, что такой святитель большевикам был опасен: начались вызовы в ОГПУ и допросы. Очевидцы говорили, что святость архипастыря была в те дни столь очевидна, что даже чекисты невольно обнажали перед ним голову. Святитель был отправлен на Соловки, а, чтобы не допустить его влияния на заключенных, его этапировали в удаленный Анзерский скит. 7 февраля 1929 г. священномученик Петр умер там от тифа. Еще одной великой утратой для Церкви была кончина архиепископа Илариона (Троицкого) , выдающегося православного богослова и историка, автора трудов «Очерки из истории догмата о Церкви», «Христианство или Церковь », «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету» и др. Святитель был ревностным поборником восстановления патриаршества, сподвижником патриарха Тихона. Аресты и тюрьмы священномученик испытал в полной мере, долгое время находился в Соловецком лагере. «Он доступен всем, – вспоминал современник, – он такой же, как все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать. Самая обыкновенная, простая, несвятая внешность – вот что был сам владыка. Но за этой заурядной формой веселости и светскости можно было постепенно усмотреть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, это сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие». Архипастырь отказался от ухода в оппозицию митрополиту Сергию, считая необходимым хранить Церковь от разделений. Категорически отвергал иерарх и возможность мира с обновленцами. Одному из них, «епископу» Гервасию Малинину, священномученик сказал: «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 апреля 1927 года Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к десяти годам заключения в Соловецкий концлагерь. Келейник владыки архимандрит Иннокентий, арестованный вместе с ним, был приговорен к трем годам заключения на Соловках. «Господь к Себе призывает» Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Он работал сторожем – посменно с митрополитом Курским Назарием (Кирилловым). Потом, после освобождения архиепископа Прокопия (Титова), работавшего счетоводом на продовольственном складе, где трудилось одно духовенство (причина была простая – священники не воровали, что устраивало лагерное начальство), на его место был назначен архиепископ Петр. Жил он тут же, в помещении рядом со складом, в маленькой комнате, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым). В то время на Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов, и молитва за службами в храме стала огромным утешением для владыки. В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928–1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. В январе 1929 года заболел тифом и архиепископ Петр. Он был увезен в больницу, размещенную в бывшем Голгофо-Распятском скиту. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля , в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. В тот же день в семь часов вечера владыка скончался. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010