Митрополит Владимир, видя ревностное служение молодого пастыря, рекомендовал его на вакантное место инспектора Новгородской Духовной семинарии, куда тот и был назначен 30 июня 1906 года. Для того, чтобы придать своей клевете характер достоверности, клеветники написали от лица некой знакомой отцу Петру женщины подложное письмо.Однако враг спасения рода человеческого – диавол через злых людей восстал на подвижника, – они стали клеветать на иеромонаха Петра. Почти каждый месяц обер-прокурор Святейшего Синода получал анонимные доносы. В доносах клеветники среди прочего писали, что иеромонах Петр насадитель разврата, лжемонах, скрывающийся под личиной святого, и они никогда не допустят продвижения его по иерархической лестнице: «с него снимем митры, собьем ее в церкви… потому что он… хотел… надеть золотую шапку, но этого не позволим, не допустим – мы доставим ему счастье проехаться на Соловки… » Обер-прокурор переслал анонимные доносы архиепископу Новгородскому Гурию (Охотину) с просьбой разобраться. После беседы с иеромонахом Петром архиепископ выслал свое заключение по этому делу обер-прокурору Синода, а также и Московскому митрополиту Владимиру, вопрошая его, «не есть ли все, сообщаемое в заявлениях, одна клевета, выдуманная на почве враждебных отношений… некоторых лиц или под влиянием так называемого освободительного движения, вследствие которого часто выдумывают ложь против духовенства вообще и в частности монашествующего». Переслал владыка и письмо женщины, которая, узнав, что от ее лица рассылаются подложные письма, написала отцу Петру: «Добрейший отец Петр! Вашим известием крайне поражена; ни в Святейший Синод, ни Обер-Прокурору и ни кому другому решительно не писала никаких заявлений, тем более гнусного содержания, да и не имею к тому никаких оснований. Видно, враги Ваши всячески стараются повредить Вам, раз решились на подлог, – вот до чего доводит злоба людей. Надеюсь, Вы уверены в добрых моих к Вам чувствах и никогда не поверите клевете. Скорблю, что враги Ваши пользуются моим именем для причинения вам горечи и нравственных страданий… »

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

В ответ на письмо созывается «широкая конференция рабочих» в Воронеже, которая принимает резолюцию: «Исключить девять человек, подписавших телеграмму, из профсоюзов и удалить их с производства. Обсудить вопрос об их деятельности и предать суду. Провести показательный процесс!.. И наконец... ... Немедленно арестовать архиепископа Петра Зверева Владыка был задержан и отправлен поездом в Москву. В момент отправки железнодорожный вокзал Воронежа оцепили во избежание волнений, по городу выставили полицейские заслоны. Московский следователь внимательно искал состав преступления в деятельности владыки Петра на Воронежской кафедре. Составленное им обвинительное заключение рисовало фантастическую по тем временам картину народной поддержки архиепископа: «Подъем церковнического активизма совпал с приездом в город Воронеж Петра Зверева... Имя Зверева послужило флагом при выступлениях воронежских черносотенцев. Выступавшие добивались для него всяческих гарантий и исключительных правовых положений… Выступления, начавшись с хождения по разным учреждениям и представителям власти отдельных ходоков, вскоре сменились многочисленными депутациями… Через некоторое время шествия этих депутаций начали принимать характер своеобразных демонстраций, причем участие в последних принимали уже не только церковники, но и прочие граждане города Воронежа...» В апреле 1927 года архиепископ Петр был приговорен к 10 годам заключения в Соловецком лагере. Фактически это было равносильно смертному приговору. Соловецкий монастырь Архипастырь Владыка Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, в феврале 1919 года – заняв место расстрелянного большевиками священномученика Лаврентия (Князева). Поселившись в Нижегородском Печерском монастыре, он ввел там точное уставное богослужение и общенародное пение (которое считал «одним из могучих средств против сектантства, религиозного индифферентизма и неверия»). Владыка много служил, раздельно и громко произнося каждое слово; архиерейское всенощное бдение обычно длилось 6-7 часов. Несмотря на большую продолжительность и самое простое пение, богослужения епископа Петра собирали полные храмы прихожан (и особенно молодежи).

http://pravmir.ru/creative/svyashhennomu...

Осенью 1908 года иеромонах Серафим защитил диссертацию на кафедре нравственного богословия «Учение о смирении по Добротолюбию». Рецензент профессор А.А. Бронзов высоко оценил эту работу, как выходящую за рамки кандидатской диссертации. 16 сентября 1908 года Ученый совет академии постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний. В 1908 году иеромонах Серафим начал преподавательскую деятельность в Пастырском богословском училище, открытом архиепископом Антонием (Храповицким), затем был переведен смотрителем Калужского духовного училища. Большим утешением для иеромонаха Серафима в этот период стало посещение Свято-Введенской Оптиной пустыни. Особенно близкие отношения сложились у него с преподобным Анатолием (Потаповым), который стал его духовником. В декабре 1911 года отец Серафим был назначен инспектором Костромского духовного училища. 22 декабря 1912 года иеромонах Серафим назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Воронежская семинария в момент прибытия архимандрита Серафима считалась в отношении дисциплины одной из худших. «Вы назначены в наибезнадежнейшую и бунтарскую семинарию», — писал архимандриту Серафиму архиепископ Антоний (Храповицкий). Но архимандриту Серафиму удалось улучшить положение. Он отказался от практики наказаний в отношении воспитанников, стараясь понять их проблемы, главной из которых была бедность. Новый ректор добился открытия двух столовых для малоимущих студентов, открыл братство, помогавшее воспитанникам оплачивать обучение, лечение и поездки домой. Ситуация в Воронежской семинарии вскоре заметно улучшилась. В 1915 году в семинарию была направлена комиссия, которая оставила о ней благоприятный отзыв. Член Учебного комитета при Синоде Петр Федорович Полянский (впоследствии митрополит Петр — Патриарший Местоблюститель и священномученик) назвал семинарию одной из лучших в России. В Воронеже архимандрита Серафима застала революция и гражданская война. В марте 1918 года семинария была закрыта большевистской властью, ее здание было занято красноармейцами. Архимандрит Серафим переехал в монастырь святителя Тихона Задонского.

http://pravicon.com/info-3857

3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года. 11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского. На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром, свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря - преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти. В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа. В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В.З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии. На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Дорога на Анзер началась с пешего перехода через Большой Соловецкий остров к Долгой бухте, в которой стояли наши катера. Море было неспокойное, так что катер слегка качало, впрочем, довольно приятно, закроешь глаза – как будто в люльке тебя укачивают. Наконец, приплыли на остров. Наш маршрут пролегал через два знаменитых Анзерских скита – Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский. Всего предстояло пройти километров девять по лесной дороге. Лес на Анзере совершенно замечательный, абсолютно нетронутый, со старых елок свисает мох, идешь как в сказке, вся земля покрыта толстым слоем мха, можно спать прямо на нем – не надо никакой постели, настолько он мягкий и теплый. Очень много черники, у озер растет морошка и клюква. Наш экскурсовод Настя сказала, что на островах водятся разные мелкие звери, зайцы, белки, из хищников только лисы, одну из них мы видели по дороге. Свято-Троицкий скит Свято-Троицкий скит – первый скит на Анзере, основанный преподобным Елеазаром Анзерским. В лагерные годы в нем была одна из так называемых “командировок”, то есть временных мест пребывания заключенных в Соловецком лагере. В Троицкой командировке некоторое время находился священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский. На фотографии видно, что храм и братский корпус соединены в одно здание. Это довольно характерно для соловецких построек, так как здания строились так, чтобы зимой как можно меньше выходить на улицу, беречь тепло, кроме того, храм закрывает братский корпус от холодных ветров. После закрытия лагеря скит долгое время стоял пустой, здания без ремонта ветшали, и в 1996 году в скиту обвалилась колокольня. Сейчас скит пытаются восстанавливать, храм был заново освящен, но до сих пор в скиту никто не живет. В скиту мы немного перекусили, зашли в храм и отправились дальше, снова по лесной дороге. Дорога одна, та самая, по которой ходил преподобный Иов Анзерский, основатель Голгофо-Распятского скита, по ней же гнали заключенных, и кто знает, не лежат ли чьи-то кости вдоль дороги под мягким мхом?

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

Ортодоксия : Митрополит Сурожский Антоний . Если Христос не воскрес… Выдержки из беседы в Женеве 30 марта 1967 г. Пер. с англ. и публ. Елены Майданович //Фома. –2005.- С. 42-44. – (рубрика « Ортодоксия »). Лики и лица : Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1878-1929)//Фома. - – 2005. – С.45. – (рубрика « Лики и лица »). Арест епископа властями в 1921 году вызвал забастовки рабочих на заводах Сормова под Нижним Новгородом, прекращенные обманным заявлениям об освобождении владыки Петра. В периоды между арестами и ссылками организовывал помощь голодающим Поволжья, много сделал для преодоления инспирированного спецслужбами церковного раскола – так называемого «обновленчества». В 1927 году арестован и сослан в Соловецкий концлагерь, где через два года умер от тифа на острове Анзер. Разговор начистоту : Душа, тело и… платье . Фото Валентины Хиц и священника Сергия Новожилова//Фома. – 2005. – С.46-49. - (рубрика « Разговор начистоту »). Публикация включает следующие материалы: Письмо в редакцию / Анна , Москва/, содержащее вопрос о том, как Православие относится к человеческому телу, земным радостям и можно ли спасти душу без пренебрежения к ним? – С.46; Священник Николай Емельянов , заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «Всегда радуйтесь». (Ответ на письмо читательницы). – С.47-49; Свидетельство : Артем Ермаков . Батюшка вдруг стал смеяться . Фото Виктора Пилипенко//Фома. - – 2005. – С.50-51. – (рубрика « Свидетельство »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.52-71. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Дело : Ухожу в монастырь! На лето… Кто такие трудники . О трудничестве и жизни в монастыре рассказывает настоятель Успенского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге иеромонах Ростислав ( Якубовский ). Беседовала Анна Ершова. Фото Николая Федорова//Фома. - – 2005. – С.54-57. – (рубрика « Дело »). На врезках: Анна Ершова . Впечатления //Фома. - – 2005. – С.55, 56-57. – (рубрика «Дело »). Заметки (и фотографии), рассказывающие собственном опыте летней работы в монастыре в составе молодежного православного клуба «Свежий ветер».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-25-y...

Священномученик Петр (Петр Федорович Полянский) родился в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии, в семье священника. В 1885 г. окончил Воронежскую семинарию, а в 1892 г. Московскую Духовную академию. Затем он – помощник инспектора Московской Духовной академии, преподает в Звенигородском духовном училище. С 1896 г. будущий Святитель – смотритель Жировицкого духовного училища. В 1897 г. он получает ученую степень магистра богословия за работу “О пастырских посланиях”. С 1906 г. сотрудничает с Учебным Комитетом при Синоде. В 1917–18 гг. – активный участник Собора Российской Православной Церкви. В 1920 г. святитель Тихон предложил ему принять монашество, священство и вскоре – епископство для того, чтобы он смог стать его помощником в управлении Русской Православной Церковью. Дома Петр Федорович высказался в ответ на это предложение Святителя так: “Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь – я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор”. 25 сентября (8 октября) 1920 г. он был хиротонисан патриархом Тихоном и рядом других иерархов во епископа Подольского, викария Московской епархии. С 1920 по 1923 г. он находится в ссылке в Великом Устюге. С 1923 г. он в сане архиепископа, а с 1924 г. Святитель уже – митрополит Крутицкий, член Священного Синода при Патриархе Тихоне. После смерти святителя Тихона, по его завещанию, митрополит Петр – третий кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В 1925 г. святитель Петр приступил к исполнению обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. В этом качестве он активно противостоял обновленцам. 9 декабря 1925 г. священномученик Петр был арестован. Начались долгие годы тюрем и ссылок в Суздале, Тобольске, за полярным кругом – в поселке Хэ, снова в Тобольске, в Екатеринбурге, в Верхнеуральске. Во время его заключения советские чиновники безуспешно пытались вынудить его сотрудничать с большевистской властью. Официальное сообщение о его кончине было сделано годом раньше его подлинной смерти. 10 октября 1937 г. в 16 часов священномученик Петр был расстрелян по приговору тройки НКВД Челябинской области. Погребен он был в Магнитогорске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В марте 1927 года архиепископ Пётр вместе со священнослужителями и верующими был осуждён «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Несмотря на то, что архиепископ Пётр своей вины не признал, он был приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен отбывать наказание в Соловецкий лагерь особого назначения. Поскольку на Соловках оставалась ещё действующая церковь преподобного Онуфрия Великого, архиепископ Пётр имел возможность служить. Летом 1928 года представители епископата, оказавшиеся на Соловках, избрали его главой Соловецкого православного духовенства. Во время заключения архиепископ Пётр составил акафист преподобному Герману Соловецкому. В октябре 1928 года лагерное начальство переводит архиепископа Петра на о.Анзер, а в январе 1929 года он заболевает тифом и оказывается в больничном изоляторе, который располагался в церкви Распятия Господня на Анзерской Голгофе. Там же 7 февраля 1929 года архиепископ Пётр и скончался. Несмотря на существовавший приказ лагерного начальства хоронить заключённых в общих могилах, верующие узники добились разрешения о перезахоронении владыки Петра в отдельной могиле: его облачили в епископское одеяние и поставили на могиле крест. В качестве местночтимого святого архиепископ Пётр был канонизирован Воронежской епархией в 1999 г.. Мощи священномученика Петра (Зверева) были обретены 17 июня 1999 года. В августе 2000 года решением Юбилейного архиерейского собора архиепископ Петр прославлен в лике святых. Мощи священномученика Петра покоятся в храме святителя Филиппа Соловецкого монастыря, а на месте их обретения - на склоне Соловецкой Голгофы - сооружена деревянная часовня. Память священномученика Петра (Зверева) совершается 7 февраля, 23 августа - в день празднования Собора новомучеников и исповедников Соловецких и 17 сентября – в день празднования всех святых Воронежской епархии. В феврале 2004 года по просьбе Воронежской епархии с Соловков была доставлена в Воронеж частица мощей св. новомученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева).

http://pravoslavie.ru/29802.html

7.02.1929   В больничном отделении (храме в честь Распятия Господня) скончался от тифа священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Похоронен он был у подножия Голгофы. 2.07.1994   В годовщину явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову иноки Соловецкого монастыря совершили в храме Распятия Господня всенощное бдение и Божественную литургию — впервые после возобновления монастыря. 1999   Возобновилась монашеская жизнь в скиту. Скитоначальником назначен иеромонах (ныне игумен) Евлогий (Стручалин). У подножия горы Голгофы обретены мощи священномученика Петра (Зверева) и обнаружены массовые захоронения узников Соловецкого лагеря. 2000   Подняты из-под спуда святые мощи преподобного Иова Анзерского. 2005   Воссоздан иконостас храма в честь Воскресения Христова, часовней отмечено место захоронения священномученика Петра. 2007   Восстановлен каменный келейный корпус на южном склоне горы Голгофы. 2008   После восстановления интерьеров и иконостаса храма в честь Распятия Господня его освящение архиерейским чином совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. По материалам Редакционно-издательского отдела Соловецкой обители Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/724304.htm...

В 1983 году в знаменитой Темплтоновской лекции Солженицын отметил: «Люди забыли Бога, оттого и все. Эта " забывчивость " привела не только к Соловкам и Освенциму, но и к вытравливанию христианской морали из душ людей, а также из науки, культуры, искусства. Это забвение делает людей безоружными и перед своими страстями, и перед вечным метафизическим злом». А в 1994 году на средства фонда Солженицына был приобретен один из первых катеров для возрождавшейся Соловецкой обители. Иноки-отшельники селились у подножья высокой горы на Анзере веками. Известно, что несколько лет на острове подвизался будущий Патриарх Никон. Голгофо-Распятский скит на Анзере был основан преподобным Иовом с благословения архиепископа Варнавы в haчaлe XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Жизнь в анзерском скиту отличалась особым аскетизмом. Иноки не употребляли в пищу не только мясо и молоко, но и рыбу, даже в праздничные дни. В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый каменный храм. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч безвинно пострадавших людей, в том числе священников и архиереев. Так, здесь скончался от тифа и был похоронен священномученик Петр (Зверев) — архиепископ Воронежский и Задонский. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника.

http://patriarchia.ru/db/text/450494.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010