Справка: Преосвященные митрополит Берлинский и Германский Марк и архиепископ Рузский Тихон обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с прошением, в котором сообщили, что в 2018 году вверенными им епархиями была начата работа по сбору материалов о святых Германии первого тысячелетия и по составлению описаний их житий. В сентябре 2019 епархиями была проведена конференция на тему: «Святые Германии первого тысячелетия», по итогам которой создана рабочая группа по сбору и подготовке материалов. В 2022 году таковые были представлены в Синодальную комиссию по канонизации святых, которая, изучив материалов, предложила епархиям их дополнить, что и было сделано. Митрополит Марк и архиепископ Тихон просят «благословить и утвердить почитание местночтимых святых Германии» согласно представленному списку. Преосвященный епископ Панкратий сообщил рапортом, что по изучении дополненных материалов Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу в отношении 12 подвижников, что «их подвиги и мученическая кончины не вызывает сомнений». В отношении других предложенных епархиями имен требуется дополнительное изучение. Епископ Панкратий также сообщил, что Комиссия «не имеет возражений против установления празднования на епархиальном уровне Собора святых, в земле Германской просиявших». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принимая во внимание работу, проведенную Синодальной комиссией по канонизации святых по изучению житий следующих святых, и учитывая свидетельства об их почитании как святых еще в первом тысячелетии, включить в Собор святых, в земле Германской просиявших, имена: а. священномученика Вонифатия (Бонифация), архиепископа Майнцского, просветителя Германии (754 г.); б. священномученика Аурея, епископа Майнцского (436 г.); в. мучеников Маврикия и иже с ним: Гереона, Кассия, Флорентия и иных воинов (ок. 300 г.); г. мученицы Афры Аугсбургской (304 г.); д. святителя Максимина, епископа Трирского (347 г.); е. святителя Матерна, первого епископа Кельнского (IV в.); ж. святителя Корбиниана, первого епископа Фрайзингского (725/730 г.);

http://patriarchia.ru/db/text/6051881.ht...

Из проповеди протоиерея-исповедника Валентина Свенцицкого , произнесенной 8 июля 1925 года на день памяти священномученика Панкратия: «Достаточно выйти за ограду церкви, как ненависть и злоба окружают нас. Оскорбления, брань, плевки — вот чем встречает нас мир. Почему же? За что же это? Или мы хуже всех? Или мы такие преступники? Ответ на этот вопрос дает одно событие из жизни священномученика Панкратия. При его приближении содрогнулись идолы и пали в море. Вот ответ на вопрос. Идолопоклонство давно уничтожено, но наша мирская жизнь-это прежнее поклонение идолам. Бесы, действовавшие в прежних истуканах, нашли иные формы для порабощения мира». У богоборчества разных времен один корень. К такому выводу приходили люди и, размышляя о причинах убийства на Пасху, рассказывали свои незабываемые истории, порой не связанные напрямую с событиями в Оптиной пустыни. И все же приведем эти истории — тут духовный опыт поколений и свои ответы на вопрос: почему убивают за Христа? Станция метро Полежаевская Рассказала эту историю Мария Никитична Депутатова. В Оптиной она появилась сразу после открытия монастыря с тяжелыми торбами через плечо: десять литров лампадного масла, холст, мука и сбережения в узелке. В свои восемьдесят лет Мария Никитична откладывала деньги на погребение, но, услышав об открытии Оптиной, рассудила: «Поверх земли никто не лежит, и меня поди погребут». Так начиналась Оптина пустынь — пришла вдовица Мария Никитична и положила свои две лепты: все, что имела, — все отдала. Как же любил о. Василий Марию Никитичну! А она вспоминает о нем: «У меня о. Василий, как живой, перед глазами стоит. Глаза сияют, а улыбка! Помню, прыгает по бревнам в скиту и зовет меня издали: „Ма-арь Никитична! А я везде вас ищу. Идемте чай пить“». Чай пили в хибарке преподобного Амвросия. А Мария Никитична, живая свидетельница гонений, рассказывала о новомучениках — оптинских, астаповских, троекуровских. Чай остывал, а о. Василий слушал. За давностью лет уже забылось, что конкретно рассказывала она о. Василию. Но из множества рассказов Марии Никитичны мы выбрали историю о московской станции метро Полежаевская, и вот почему. Отец Василий потому и стал урожденным москвичом, что на строительство метрополитена в Москву приехал его дядя, а к дяде из деревни, расположенной неподалеку от Оптиной, переехала потом его мать.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

В общем и целом, даже не учитывая чисто мифологические мотивы, которые обнаруживаются в некоторых рукописях Жития (в частности, о победе над драконом, ввергнутом святым в море) , нужно констатировать очень небольшую степень исторической достоверности повествований о святом. В них скорее могли отразиться процессы, относящиеся к его посмертному почитанию: строительство храмов в его честь на месте бывших языческих святилищ, его почитание как на Сиилии, так и на Востоке (в той же Антиохии, из которой Панкратий, согласно Житию, был родом). Что же касается тесной связи Панкратия с Петром, которая устанавливается в житийном рассказе, то в этом вполне допустимо видеть весьма поздние (не ранее V-VI веков) стремления Римской церкви таким образом продемонстрировать дочернее положение сицилийских христианских общин (может, даже конкретно общины города Таормина) относительно Римской кафедры, представленной в лице апостола Петра. При этом, конечно, остается открытым вопрос о месте происхождения преданий об обстоятельствах обращения Панкратия в христианство, так как они никак не связывают Петра с Римом, что выглядит несколько странным для Римской Церкви и требует дальнейшего исследования. Лат. VIII Idus Jul. - «восьмой день до июльских календ», то есть в нашем исчислении 8 июля. Учитывая, что речь идет еще о догригоринаском календаре, можно сказать, что речь здесь о 21 июля по современному календарю. Здесь и далее даты приводятся по старому стилю. Martyrologium Vetustissimum Hieronymi Nomine Insignitum. Mensis Julius. VIII Idus Jul.//PL 30. Col. 480. При этом стоит отметить, что в различных рукописных версиях Мартиролога имеются разные варианты имени святого - «Пагратий» (Pragrati), «Пранканий» (Prancani), в чем проявились ошибки слуха и что может свидетельствовать одновременно о неизвестности составителям и/или переписчикам имени Панкратий (Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 1. Brussels, 1894. P. 88).   Первое более вероятно, так как чаще в Мартирологе географические обозначения относятся к месту казни и месту почитания, хотя не исключено и второе (причем одновременно с первым).

http://bogoslov.ru/article/953691

Обращаем внимание на это место, как на источник, из которого, в известном слове священномученика Панкратия, заимствуется аргументация против неумеренного винопития во время праздничных столов. Здесь запрещается произносить на пиру более трех тропарей и пить больше трех чаш, из которых одна поднимается в славу Христа, другая в честь Богородицы, третья за князя. Больше же сего не велим. Дело в том, что пение во время стола имело значение в роде теперешних тостов и сопровождалось винопитием. Отсюда и „приливок“ за живых и умерших в наших уставах. Вот почему, произнесение большого числа тропарей на пиру слово считает выдумкой людей, желавших побольше поесть и попить. „Се чревоработнии попове уставили много тропарей в пиру глаголати, много хотяще пити“. Тропарная мелодия как нельзя лучше соответствовала праздничному, веселому настроению этих обеденных собраний и составляла для них приятную оправу. Имея в виду эту характерную черту тропаря, слово выражается таким образом: святии отцы уставили в уставных книгах петь тропари не всегда, но только в нарочитые праздники, потому что „тропарь плача не ражает“, а если так бывает церкви и в трезвом уме, то что же производит он при питье? (Опис. С. Б. II, 3 стр. 757 ср. ibid. 67). В синод. Измарагде 230 слово это надписывается именем свящ. мученика Панкратия. В дополнение к соображению, высказанному на счет этого имени описателями С. Библ. следует обратиться к самому житию Понкратия Тавроменийского, что мы и делаем по изданию его (впроч. в перифразе и с сокращениями) у преосвящ. Порфирия. Здесь рассказывается, например, как Панкратий, приготовив трапезу, велел приглашенным молчать застолом, сотворил молитву и после ужина служил обнощницу ( παννυχις – бдение) и утреню. (Перв. путеш. в Афон. мон. ч. II отд. I стр. 45). Епафродит, один из сотрудников Панкратия, дает в этом житии наставление, садясь за стол класть на себе крестное знамение (ibid. 65). Перед смертью Панкратий дает завещание своему ученику Евагрию: „бегай, чадо, шумства, великого пьянства и всех мирских помыслов, страхом и любовию чти Господа не днесь во ошумлении и пьянстве, днесь в чистоте а утре в скверне“ (ib. 78). Против того же злоупотребления направлено вероятно и одно замечание в худом номоканунце, изданн. г. Тихонравовым, запрещающее „крестить тропарем обед на господские праздники“. (Крестить – благосл. освящать).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

3/16 января. Указ патриарха Тихона об увольнении от управления Северо – Американской епархии митрополита Платона. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды в Донском монастыре и служил всенощную в храме Богоявления Господня в Дорогомилове. 6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове и всенощную в Донском монастыре. 7/20 января. Служил литургию в храме Екатерины мученицы на Ордынке. 13/26 января. Служил всенощную в храме Воздвижения Креста Господня на Плющихе. 14/27 января. Служил литургию в храме Воздвижения Креста Господня на Плющихе. 21 января/3 февраля. Служил литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. 24 января/6 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Садовниках. 25 января/7 февраля. День памяти святителя Григория Богослова . Служил литургию в храме Григория Богослова в Богословском переулке. 28 января/10 февраля. Служил литургию в храме Троицы на Пятницком кладбище. 1/14 февраля. День памяти мученика Трифона. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной и всенощную в Донском монастыре. 2/15 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Служил литургию в Донском монастыре и всенощную в храме Николая Чудотворца на Щепах («Никола Щепа»). 3/16 февраля. Служил литургию в храме Всех Святых в селе Всехсвятском. 4/17 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 5/18 февраля. Празднование иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 9/22 февраля. День памяти священномученика Панкратия Тавроменийского. Служил литургию в храме Панкратия близ Сухаревой башни. 10/23 февраля. Патриарх Тихон заболел, с ним случился обморок. 14/27 февраля. Секретный доклад начальника 6 – го отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова заместителю председателя ОГПУ В. Р. Менжинскому о проделанной в 1923 году работе по созданию обновленческих церковных групп, проведении съезда «Живой Церкви» и обновленческого собора и попытках внести раскол среди духовенства Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Священномученика Афанасия епископа, преподобныя Анфусы и слуг ея мучеников Харисима и Неофита (III). Мученицы Евлалии девы (ок. 303). Иконы Божия Матери Грузинския (1650). 23. Отдание праздника Успения Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Луппа (IV). Священномученика Иринея, епископа Лионскаго (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольскаго (705). 24. Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Митрополита Петра, святителя Московскаго (перенесение мощей, 1479). Преподобнаго Арсения Комельскаго (1550). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидския (558). Преподобнаго Георгия Лимниота (VIII). Иконы Божия Матери Петровския. 25. Перенесение мощей святаго апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критскаго (I). Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийскаго, исповедника (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградскаго (536–552). 26. Сретение Владимирския иконы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы в 1395 г.). Святых мучеников Адриана и Наталии (IV). Преподобнаго Адриана Ондрусовскаго (1550). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 27. Преподобнаго Пимена Великаго (ок. 450). Преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (XII). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийскаго (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римскаго (366). Преподобнаго Пимена Палестинскаго (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобнаго Саввы. 28. Преподобнаго Моисея Мурина (IV). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобнаго Феодосия) почивающих: Моисея чудотворца (XIII – XIV), Лаврентия затворника (XIII – XIV), Илариона схимника (XI), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, князя Острожскаго (ок. 1438), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, епископа Новгородскаго (1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), священномученика Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненнаго (XIV), Павла Послушливаго (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижнаго (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчальника (XIII), Софрония затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII–XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина (XIV), Кассиана затворника (XIII–XIV), Арсения трудолюбиваго (XIV), Евфимия схимника (ХГ), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия (XIV), Макария диакона (XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII–XIV), Силуана схимника (XIII–XIV), Агафона чудотворца (XIII–XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII–XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В день памяти священномученика Вениамина Петроградского в Казанском соборе Петербурга совершена соборная архиерейская Литургия 13 августа 2022 г. 18:47 13 августа 2022 года, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и иже с ним убиенных, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Северной столицы. Главе Санкт-Петербургской митрополии сослужили митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , наместник Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , епископ Гатчинский и Лужский Митрофан , ректор Санкт-Петербургской духовной академии   епископ Петергофский Силуан , протоиерей Богдан Сойко, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинные округов Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители. Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.  За богослужением молилась настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Было совершено славление перед иконой священномученика Вениамина. Митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. Богослужение транслировалось на УоиТиве-канале собора. По завершении Литургии глава Санкт-Петербургской митрополии освятил мемориальную доску священномученику митрополиту Вениамину в коридоре епархиального управления. За богослужением молились митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Кронштадтский Назарий, насельники монастыря, священнослужители, паломники. Пел хор Александро-Невского братства. Митрополит Варсонофий обратился к собравшимся с кратким словом. Епископ Назарий рассказал, что инициатива изготовления и установки доски в основном исходила от членов Александро-Невского братства, создание которого благословил в свое время владыка Вениамин. Доска создана скульпторами Борисом Сергеевым и Ольгой Панкратовой в соавторстве с руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко. Владыка Назарий назвал также президента компании «Комбинат " Скульптура " » Юрия Павлова, гендиректора компании Михаила Павлова. Митрополит Варсонофий предложил подготовить список тех, кто принимал участие в изготовлении доски, и наградить их памятными знаками.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Кубани обретены мощи священномученика Александра Флегинского 21.11.2017 На заседании Священного Синода 4 мая 2017 года имя священномученика Александра Флегинского было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением особого дня памяти 6 апреля (журнал 27). 19 сентября 2017 года на Всесвятском кладбище г. Краснодара состоялось обретение святых мощей иерея Александра Флегинского, при котором присутствовали член Синодальной комиссии по канонизации святых, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове г. Москвы протоиерей Кирилл Каледа, секретарь Екатеринодарского епархиального управления протоиерей Илия Быстров, председатель комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии иерей Андрей Небавский, члены комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии, а также представители администрации Всесвятского кладбища и Следственного управления Следственного Комитета России по Краснодарскому краю, судебно-медицинский эксперт. 10 ноября митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор сообщил кубанскому духовенству резолюцию Святейшего Патрираха Московского и всея Руси Кирилла на рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия 179/10/17, в которой Святейший Владыка благословил считать обретенные на Всесвятском кладбище останки святыми мощами священномученика Александра Флегинского. 18 ноября в актовом зале административного корпуса Екатерининского кафедрального собора состоялась пресс-конференция с участием председателя епархиальной комиссии по канонизации святых иерея Андрея Небавского и директора Государственного архива Краснодарского края Станислава Темирова. Модератором встречи выступил ответственный за взаимодействие со СМИ Екатеринодарской епархии иерей Вячеслав Клименко. Участники пресс-конференции рассказали о работе комиссии, жизни священномученика Александра и обретении его мощей, ответили на вопросы журналистов.

http://drevo-info.ru/news/23010.html

Разделы портала «Азбука веры» 25 Авг 2023 Фото: pravoslavie.ru 24 августа 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших ходатайств о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской  (журнал 63) . Священный Синод постановил включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с определением празднования памяти этих святых в дни их кончины: священномученика Леонида Серебренникова — 25 декабря/7 января; священномученика Филиппа Распопова — 23 ноября/6 декабря; священномученика Василия Носова — 21 сентября/4 октября. Честные останки святых Леонида, Филиппа, Василия в случае их обретения, положено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Имена угодников Божиих будут внесены в ранее учрежденные местные Соборы святых: священномученика Филиппа Распопова — в список Собора Самарских святых; священномученика Василия Носова — в список Собора святых Челябинской митрополии. Леонид Константинович Серебренников, сын священника Виленской губернии, родился 14 апреля 1894 года. В 1904–1910 годах обучался в Виленском духовном училище. В 1912–1915 годах служил псаломщиком в Виленской губернии. В мае 1915 года женился, затем был слушателем пастырских курсов в Москве. В том же году рукоположен в диакона, а в марте 1916 года — во иерея. Рукоположения совершены епископом Иннокентием (Солодчиным) в Покровском монастыре города Москвы. По окончании пастырских курсов в мае 1916 года священник Леонид Серебренников был назначен в Ново-Покровский переселенческий приход села Лермонтовское Приморской области (ныне село Лермонтовское Хабаровского края), а в январе 1917 года перемещен в Покровскую церковь того же села.

http://azbyka.ru/news/v-sobor-novomuchen...

Через пять лет священник Василий был досрочно освобожден. Вернувшись в Миасс, он хотел продолжить служение в храме, но власти не предоставили ему регистрации, и он был вынужден устроиться плотником. Верующие стали приходить к священнику Василию за пастырским окормлением домой, а иногда приглашали для совершения треб к себе на дом. Близкие советовали ему уехать из Миасса, опасаясь, что его снова арестуют. На эти уговоры священник отвечал: «Господь не прятался от своих врагов, и я не буду этого делать, и своих духовных чад волкам не отдам, а там, как Бог даст, на все святая воля Его». В феврале 1937 года священник вновь был арестован и заключен в Челябинскую тюрьму, а в сентябре того же года приговорен к расстрелу. На допросах он отрицал свою вину, никого не оклеветал и имен не назвал. 4 октября 1937 года священник Василий Носов был расстрелян и погребен в общей могиле. Синодальная комиссия по канонизации святых поддерживает включение в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени священника Василия Носова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память святых совершать в дни их кончины: а) священномученика Леонида Серебренникова — 25 декабря/7 января; б) священномученика Филиппа Распопова — 23 ноября/6 декабря; в) священномученика Василия Носова — 21 сентября/4 октября. 3. Честные останки святых Леонида, Филиппа, Василия в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. 5. Включить имена угодников Божиих в ранее учрежденные местные Соборы святых: священномученика Филиппа Распопова — в список Собора Самарских святых; имя священномученика Василия Носова — в список Собора святых Челябинской митрополии.   ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященных митрополита Берлинского и Германского Марка и архиепископа Рузского Тихона, поддержанное Преосвященным епископом Троицким Панкратием, председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, об установлении празднования Собора святых, в земле Германской просиявших.

http://patriarchia.ru/db/text/6051881.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010