Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Григорий (Раевский) 9 мин., 28.09.2017 В субботу, 8 февраля 1930 года, на сельском сходе председатель Завидовского сельсовета объявил, что на воскресенье, 9 февраля, назначается демонстрация, призванная показать превосходство коллективного хозяйства над единоличным. На следующий день впряженные в подводы лошади были украшены красивыми красными лентами, что должно было продемонстрировать жителям соседних деревень, что завидовские крестьяне почти все вступили в колхоз. Однако к назначенному местными властями часу около избы-читальни, откуда должна была отправиться праздничная процессия, собралась лишь незначительная группа. Организаторы демонстрации решили, что с таким количеством народа ехать нельзя, и ждали еще два часа. Но и тогда народа не прибавилось. Тут один из присутствующих сообщил, что потому нет народа, что все люди в храме. Услышав это, секретарь комсомольской ячейки отрядил в храм двух комсомольцев, чтобы выяснить, так ли это и что там происходит. Войдя, они увидели, что идет служба и храм действительно полон народа. Назначенное на тот день агитационное мероприятие было отменено. В храме тогда собралось около шестисот человек, больше половины было причастников. Молебен служил протоиерей Григорий Раевский, литургию — священник Николай Дмитров, исповедовали, насколько это было возможно, оба священника. Из-за большого числа исповедников и причастников служба затянулась до трех часов дня. Этого факта для ОГПУ было достаточно, чтобы на следующий день начать расследование с целью арестовать одного из священников… Священномученик Григорий родился в 1888 году в селе Завидове Тверской губернии в семье диакона Григория Раевского. Вскоре после окончания Московской духовной семинарии Григорий женился на девице Лидии, дочери священника Василия Беляева, служившего в Успенском храме в селе Завидове. В 1912 году Григорий Раевский был рукоположен во священника к Успенскому храму в этом селе.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-grigo...

Священномученик Григорий Раевский: Команда спасается, но капитан должен погибнуть У подъезда стояла машина для перевозки заключенных. Они остановились вдали, на противоположной стороне улицы, и видели, как из подъезда в сопровождении конвоя вышел о. Григорий. Он не глядел на другую сторону улицы, не оглядывался по сторонам и не увидел их. Это стало последним свиданием. 29 сентября, 2012 У подъезда стояла машина для перевозки заключенных. Они остановились вдали, на противоположной стороне улицы, и видели, как из подъезда в сопровождении конвоя вышел о. Григорий. Он не глядел на другую сторону улицы, не оглядывался по сторонам и не увидел их. Это стало последним свиданием. 29 сентября (16 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Григория Раевского. Отец Григорий – один из многих русских священников, оболганных лжесвидетелями и осужденных по 58 – «политической» – статье. 75 лет назад, 29 сентября 1937 года он был расстрелян в тюрьме г. Твери. Обсудить конституцию Летом 1936 года благочинный Завидовского района Тверской епархии протоиерей Сергий Мазуров получил указание от председателя областной комиссии по культам. Нужно было в кратчайший срок собрать духовенство благочиния и обсудить проект сталинской конституции. Несмотря на то, что циркуляр благочинного был разослан по всем приходам, из местных священников на собрание пришли только двое, и те не знали, по какому поводу совещание. Это были клирики Успенского храма в селе Завидово – протоиерей Григорий Раевский и протоиерей Николай Дмитров. Выяснив, что именно позвали его обсуждать, о. Григорий от обсуждения отказался, сказав, что поскольку он лишен, как священник, гражданских прав, то и обсуждать проект конституции не может. На этом собрание трех священников закончилось, и никто бы о нем не вспомнил, если бы через год власти не организовали очередные гонения на Церковь . 30 июля 1937 года отец Григорий Раевский был в лесу, собирал грибы и ягоды. В это время в дом к нему явились сотрудники НКВД. По возвращении домой он увидел следы обыска. «Первый контрреволюционер»

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-gr...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 21 (3 ноября) Священномученик Николай Раевский Кто-то в те годы уже и побаивался служить Богу и Церкви Христовой и уходил из храма на светские должности, стараясь скрыть свое церковное прошлое; другие, понимая, что времени остается немного, спешили навстречу мученическому венцу. Таким был священник Николай Раевский. Священномученик Николай родился 2 марта 1885 года в городе Ржеве Тверской губернии. Отец его, Василий Саввич Раевский, служил псаломщиком в одном из ржевских храмов. В 1892 году умерла мать Николая, Александра Васильевна, и в 1897 году отец с детьми переехал в село Березниково Тверского уезда, где устроился в храм псаломщиком; но недолго ему пришлось здесь прослужить, в марте 1899 года он умер. В 1892 году Николай поступил в начальную школу, после окончания которой год учился в городском училище, а затем перешел в духовное городское училище, которое окончил в 1899 году, и был направлен служить псаломщиком в село Березниково на место почившего отца. В 1906 году он был переведен в храм села Тургинова Тверского уезда, где прослужил немногим более полугода, и в ноябре того же года был призван в армию. Военную службу он проходил в Варшаве в 182-м пехотном резервном полку . По окончании срока военной службы в 1910 году Николай Васильевич вернулся на родину во Ржев и поступил псаломщиком в Покровскую церковь. Через год он переехал в город Старицу, где был экономом духовного училища. В 1913 году в его жизни произошла существенная перемена – он был рукоположен в сан диакона. Через два года церковное начальство определило его в храм села Осульского Ржевского уезда, где он прослужил диаконом пятнадцать лет – до 1930 года. Это было время, когда, точно в калейдоскопе, прошло множество событий – конец монархии, революция, гражданская война, гонения, изъятие церковных ценностей, коллективизация, а с нею снова аресты священников. Казалось, переворачивалась не страница истории, а сама Россия. Но, несмотря на гонения и убийства, и в первую очередь священников и крестьян, диакону Николаю не приходило в голову оставить церковное служение, и 20 января 1930 года он был рукоположен в сан священника ко храму села Кокоша Ржевского района. Однако гонение нарастало, храмы под тем или иным предлогом закрывались, захватывались с помощью властей обновленцами, которые затем передавали их властям для закрытия.

http://fond.ru/kalendar/1071/nikolay/

мученик Николай Варжанский (1881–1918) Сектоведение мученик Николай Варжанский Миссионер, проповедник, духовный писатель. Родился в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского и его супруги Герминии Маркелловны, урожденной Раевской. Когда пришло время поступить в учебное заведение, выбрал духовную школу. По окончании Волынской духовной семинарии в 1903 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия. 13 июня 1907 года обвенчался с Зинаидой Неофитовной – дочерью священномученика Неофита Любимова. Миссионерская деятельность В 1908 году был определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, затем – московским епархиальным миссионером-проповедником. В эти годы написал и издал много миссионерских трудов имевших большой успех. Своими публикациями принял участие в борьбе против толстовства, обличая его в пантеизме, а по существу – в безбожии. Выдающимся явлением противосектантской миссионерской литературы стал его капитальный труд «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис», впервые вышедший в 1910 году под редакцией духовного наставника автора, владыки Антония (Храповицкого). Книга имела огромный спрос: за десять месяцев разошлось 5 тысяч экземпляров первого тиража, автор получил много теплых благодарственных писем. В том же году появился конспект его противосектантских бесед «Оружие правды». В 1912 году его небольшой курс сектоведения для церковно-приходских школ «Образец здравого учения» вышел под редакцией священномученика Иоанна Восторгова , чьё книгоиздательство «Верность» помогало в распостранении трудов Варжанского. В общей сложности Николай Юрьевич показал себя неутомимым борцом против антицерковных лжеучений, издав более тридцати работ. Вдобавок к публикациям, много и убежденно выступал в самых различных аудиториях, неустанно проводил духовные беседы с простым народом, особенно в рабочей среде. Специально для рабочих, с целью отвратить их от пьянства, организовал Общество трезвости, располагавшееся на Семеновской заставе, с филиалом в Высокопетровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  Патриарх Кирилл. О прощении грешников и компромиссе с диаволом . Из слова в день памяти благоверного князя Даниила Московского в Троицком соборе Данилова монастыря, 17 марта 2012 года. Заголовок дан редакцией//Фома. - – сентябрь 2017. – С.45. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей:   Кийский крест . [Кийский крест – один из самых больших реликвариев (собрание церковных святынь) Восточной Церкви в виде креста из кипариса с частицами мощей святых, иконами и реликвиями. Иллюстрированная информация: История Кийского креста . Подготовил Кирилл Баглай. Фото Юлии Маковейчук и Сергея Ашмарина/Wikimedia Commons/ С C - BY - SA -3.0 ; Икона «Кийский крест с предстоящими», 1671 год. Описание и изображение иконы; Патриарх Никон (1605-1681). О нем; Изображение Кийского креста с указанием основных размеров (310 см в высоту и 192 см в ширину) и количества размещенных на нем святынь : 6 Афонских крестов с изображением двунадесятых праздников, 16 камней с мест библейских событий, 101 частица мощей святых; Святыни Кийского креста. Звезды восьмиконечные. Иконы и мощи святых (Перечень всех представленных святынь с указанием места размещения каждой на кресте)//Фома. - – сентябрь 2017. – С.46-47. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).     [ Читаем Писание: ]  Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Слово ученикам . Ил.: Беседа Христа с учениками. М. П. Боткин. 1867. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленную репродукцию; Разрушение Иерусалимского храма. Франческо Хайес. 1868; Трубящий ангел. Фреска. Сербия. XIV век//Фома. - – сентябрь 2017. – С.48-52. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: Евангелие от Матфея, глава 24 (С.48,50,52). публикаций (см. Фома 158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Реклама: С.53.   Новомученики:   Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Григорий (Раевский) . 1888–29.09.1937 . Документальные фото: Протоиерей Григорий Раевский; Лидия Васильевна Раевская с дочерью Ниной. 1932; Успенская церковь села Завидово; Протоиерей Григорий Раевский и отец Николай Дмитров//Фома. - – сентябрь 2017. – С.54-57. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

Прихожане и жители Завидова любили отца Григория, и даже из тюремщиков находились те, кто ему сочувствовал. Благодаря им, он смог в течение некоторого времени передавать близким коротенькие записки. 4 августа он писал священнику Николаю Дмитрову, его супруге Екатерине, дочери Нине и хозяйке квартиры Марии: «Дорогие отец Николай, Екатерина Николаевна, Нина, Мария Егоровна и прочие и прочие, все, кто мне дорог и меня помнит. Здравствуйте. Ваши любовь и память и молитвы обо мне глубоко меня трогают и дают мне силы и покой переносить испытание, которое меня ожидает. Обвинение 58-10, а в чем, пока еще не знаю; мне не представили ни одного факта — жду каждый день. Надеюсь, что вы все не оставите моей Нины и замените ей маму и отца в мое отсутствие и тем самым снимете мою тревогу о ней». На следующий день следователь снова допросил священника. — Следствие располагает материалами, что вы в целях контрреволюционной агитации опошляли законы советской республики по вопросу служителей религиозного культа. Вы говорили, что если нас задумают посадить, то посадят и найдут материалы для обвинения, несмотря ни на какие законы. Подтверждаете ли вы это? — Смысл вопроса мне понятен и знаком, я мог сказать это только кому-либо из близких людей, но со своей стороны это высказывание контрреволюционной агитацией не считаю. Справа от отца Григория Раевского — отец Николай Дмитров, поддержавший его в трудную минуту и приютивший дочь протоиерея Григория, свою крестницу В этот день отец Григорий написал дочери и близким: «Дорогая Нина, долго, долго мне не придется тебе писать. На какой срок я попаду — сейчас не знаю, но придется тебе жить одной. Постарайся быть паинькой — следи за собой, грубить не надо, за своими словами следи. Учиться старайся — это тебе пригодится на всю твою жизнь. Советов как отца Николая, Екатерины Николаевны и Марии Егоровны слушайся — худого, плохого они никогда тебе не пожелают. Будь сама со всеми хороша — и к тебе все будут относиться так же... Вспоминаю всех вас, родных и дорогих мне: хотя я и готовился мыслью к разлуке с вами, но она все-таки тяжела мне. Утешаю себя надеждою, что так угодно Богу, чтобы жить мне опять вдали от вас. Он, благий, посылает испытание — даст и силы перенести его... А теперь простите меня, кого я чем обидел, прошу ваших молитв о мне, грешном, чтобы Господь дал силы вторично перенести испытание...»

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-grigo...

Услышав об этом, секретарь комсомольской ячейки отрядил пойти в храм двух комсомольцев, чтобы узнать, что там происходит. Войдя, они увидели, что идет служба, и храм полон народа. В храме в тот день собралось около шестисот человек, и больше половины из них было причастников. Молебен служил протоиерей Григорий Раевский, литургию –священник Николай Дмитров. Пока о. Григорий служил молебен, о. Николай исповедовал причастников, когда о. Николай стал служить литургию, исповедовать стал о. Григорий. Из-за того, что было столько причастников, служба затянулась до трех часов дня. Устроители демонстрации решили, что их агитационное мероприятие не удалось из-за богослужения. Так завидовским храмом заинтересовались сотрудники ОГПУ. Им удалось выяснить, что наибольшим авторитетом у прихожан и вообще жителей Завидова и окрестных деревень пользуется протоиерей Григорий. Были вызваны на допрос председатель сельсовета, работник политпросвета («избач») и местные комсомольцы. Все они дали на отца Григория обвинительные показания и рассказали о его «антисоветской» деятельности: – Начинает проповедь на тему праздника и кончает: «Время, верующие,теперь пришло тяжелое, отец с сыном, брат с братом не уживаются вместе и восстают друг на друга. Идет сейчас гонение на религию». Кроме того, также Раевский говорил, то есть сопоставлял евангельское учение с настоящим моментом: «Почему отец с сыном не уживаются? Так как отец верит в Бога, а сын — нет». И призывал верующих еще сильнее веровать в Бога и не поддаваться вражьему учению. – Попы наши завидовские очень хитрые и умные по-своему. Для того, чтобы не отобрали у них церковь, они собирали среди крестьян деревень подписи, дескать, собрав большое количество подписей, можем отстоять от возможного отбора церковь. – Демонстрация была сорвана благодаря поповской и кулацкой агитации. По имеющимся сведениям, священник Григорий Раевский в церкви произнес проповедь. Привел пример: «Братья, когда тонет корабль, то команда спасается,но капитан должен погибнуть». Из слов Раевского видно, что он до тех пор будет бороться с советской властью, пока не погибнет. А поэтому считаю дальнейшее пребывание попов в Завидове безусловно опасным для строительства коллективизации.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-gr...

Все силы молодой священник отдавал храму и прихожанам, и его супруга была ему верной помощницей. Жили они в согласии и мире, одно омрачало их супружескую жизнь, — у них не было детей. В 1913 году в селе почти одновременно умерли муж и жена, оставив сирот. Отец Григорий и Лидия взяли к себе сироту — девочку по имени Анна, которой было тогда восемь лет. Они воспитывали ее как свою, и впоследствии, когда у них в 1922 году родилась дочь Нина, они между детьми не делали никакой разницы. В конце 1929 года вместе с коллективизацией крестьянских хозяйств началось гонение на Православную Церковь. Сотрудники ОГПУ выяснили, что большим авторитетом и любовью у жителей Завидова и окрестных деревень пользуется священник Григорий Раевский. Началось расследование его церковной деятельности. Были вызваны комсомольцы — активисты по проведению коллективизации, председатель Завидовского сельсовета и местный работник политпросвета — избач. «Нет народа, потому что все люди в храме...» Демонстрацию отменили. В храме тогда собралось около шестисот человек, больше половины было причастников. Молебен служил протоиерей Григорий Раевский. «Демонстрация (о которой рассказывается в начале статьи. — Ред.) была сорвана благодаря поповской и кулацкой агитации, — заявил один из них. — По имеющимся сведениям, священник Григорий Раевский в церкви произнес проповедь. Привел пример: “Братья, когда тонет корабль, то команда спасается, но капитан должен погибнуть”. Из слов Раевского видно, что он до тех пор будет бороться с советской властью, пока не погибнет. А поэтому считаю дальнейшее пребывание попов в Завидове безусловно опасным для строительства коллективизации». 14 августа 1930 года сотрудники ОГПУ арестовали священника. Первое время его содержали под стражей в Завидове, а затем отправили в тюрьму в Калинин. Вызвали для допроса отца Николая Дмитрова и спросили об арестованном священнике. Отец Николай, прежде чем отвечать, настоял, чтобы писать ответы собственноручно: — Священник Григорий Григорьевич Раевский ничего против советской власти не проявлял и недовольства мне не высказывал, — написал он.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-grigo...

На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забрать убитых. Вместе с ними поехал сын священника Александр. Весь песок был пропитан кровью, и Александр снял с него верхний слой и положил на телегу. Тело священника уже закоченело — с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения. Когда его везли по селу, крестьяне выглядывали из окон и говорили:«Батюшка нас и мертвый благословляет». В этот же день жена отца Николая вернулась домой. Она обратилась к властям за разрешением похоронить священника возле церкви.«Что?! — возмутились каратели. — Собаке собачья смерть. Его надо отвезти на свалку. Еще спасибо скажите, что в овраг не свалили, на кладбище разрешаем похоронить». Отпевать и хоронить мученика пришли священники соседних приходов — отец Павел Мальцев из села Усады и отец Максим из села Старое Березово. Отец Павел был очень дружен с отцом Николаем, они договорились заранее: если кого убьют, чтобы другой пришел отпевать и хоронить. Отпевали отца Николая в его доме. Окна занавесили черной плотной материей, чтобы каратели не могли видеть, что происходит внутри. Тело мученика перенесли со стола в гроб, и началось неспешное отпевание. Хоронили отца Николая глубокой ночью, священники несли гроб на кладбище, где уже была вырыта могила на месте погребения близкого отцу Николаю прихожанина, неистлевший гроб которого был хорошо виден при ясном свете луны и звезд. И плыло тихое пение последних погребальных молитв. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Николай (Раевский) (память 21 октября по старому стилю) С вященномученик Николай родился 2 марта 1885 года в городе Ржеве Тверской губернии. Отец его, Василий Саввич Раевский, служил псаломщиком в одном из ржевских храмов. В 1892 году умерла мать Николая, Александра Васильевна, и в 1897 году отец с детьми переехал в село Березниково Тверского уезда, где устроился в храм псаломщиком; но недолго ему пришлось здесь прослужить, в марте 1899 года он умер.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

  001     002    003    004    005    006